Анализ стихотворения «памятник» (а. с. пушкин)

История создания

История создания пушкинского «Памятника» полна трагизма. Стихотворение считают пророческим: буквально через несколько месяцев после его создания великий автор погиб от ранения, которое получил на дуэли с Дантесом. Произведение написано в тяжелейших для Пушкина условиях.

Во-первых, ему было больше тридцати лет (это конец 1836 года), и не исключено, что писатель вошел в так называемый «кризис среднего возраста», когда начинается тяжелейшая, фундаментальная переоценка ценностей и перестановка приоритетов.

Идет некий анализ прожитой жизни, а у творческих личностей он нередко выливается в глубокую депрессию.

В стихотворении слышится отчаянная попытка остаться в веках, запомниться людям и звучать через столетия. Как показывает жизнь, Пушкин оказался прав.

Во-вторых, поэта притесняли и не давали спокойно творить. Со стороны властей и цензуры постоянно падали запреты на печатание новых произведений.

Великий поэт не раз побывал в ссылках именно за свои свободолюбивые, либеральные взгляды.

Со стороны читающей публики тоже слышалось недовольство. Многие считали: Александр Сергеевич зазнался, вознесся выше всех вокруг. Писателю так же завидовали и соратники по литературному цеху, что тоже негативно влияло на вспыльчивого гения.

И, наконец, была еще одна причина сложнейшего психологического состояния автора на момент создания «Памятника». В обществе ходили слухи: молодая жена изменяет поэту, у нее интрига с Дантесом.

И хотя соперник к тому времени уже женился на сестре Натальи Гончаровой, недоброжелатели только усмехались: специально так сделал, чтобы быть ближе к избраннице. Слухи разжигали ревность Пушкина и отравляли его жизнь.

Вот в таких условиях родилось величайшее стихотворение, своеобразный творческий итог всему написанному. Опубликовано оно было только посмертно: в 1841 году с несущественными правками Жуковского.

Система образов

Центральный образ произведения – «нерукотворный памятник». Это и есть творчество, все то, что успел создать гений.

К своему наследию поэт относится трепетно, искренне надеясь, что такая память останется в веках и будет жить спустя сотни лет после смерти собственного создателя.

Что ж, он оказался стопроцентно прав.

Кроме того, Пушкин вводит образ Музы, которая послушна только Богу и говорит от его лица. Она не боится гонений, равнодушна к похвалам или ругани.

Тема богоизбранности поэта одна из знаковых в творчестве Пушкина. Она красной нитью проходит по многим его произведениям. По его мнению, любой творец – это пророк, транслирующий божий глас в народ.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причем для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны трехстопным ямбом, четвертая же – четырехстопным.

Сначала поэт говорит о том, что творец – выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию или хуже, слушаясь только бога.

История создания «Памятника»

Пушкинский «Памятник» можно назвать переводом оды Горация, хотя поэт воспользовался ею для выражения собственных мыслей, подведения итогов творческого пути. Русские литераторы, известные и второстепенные, обращались к древнеримскому первоисточнику как до Пушкина, так и после него, руководствуясь разными целями. Одни старались наиболее точно передать оригинал, другие – наполнить его новым, собственным смыслом.


Памятник А.С. Пушкину

Наиболее известные переводы

Самые популярные переводы представлены в таблице:

Автор Год написания Примечания
М.В. Ломоносов 1747 Перевод довольно точно соответствует оригиналу.
Г.Р. Державин 1795 Один из наиболее известных переводов-переосмыслений.
В.В. Капнист 1795, 1801/05 Первый вариант перевода сохранился в бумагах Г.Р. Державина. Второй, отличающийся от него даже стихотворным размером, более похож на привычные современному читателю варианты.
А.Х. Востоков 1806
К.Н. Батюшков 1826 (первая публикация – 1886) Одно из нескольких стихотворений, написанных поэтом уже во время душевной болезни. Явное подражание варианту Г.Р. Державина.
А.С. Пушкин 1836 (первая публикация – 1841) Стихотворение напечатано после гибели поэта В.А. Жуковским, им же озаглавлено – в рукописи заглавия не было.
А.А. Фет 1854 (первая публикация – 1856)
В.Я. Брюсов 1894 1918 Обращался к стихотворению трижды. Первая публикация в 1894 году. В 1918 г. опубликован вариант, похожий на первоначальный, хотя с рядом отличий. В промежутке (1913) печатался совершенно другой перевод, не имеющий сходства с двумя остальными.
А.П. Семенов-Тянь-Шанский 1916


Как видно из таблицы, А.С. Пушкин написал свое стихотворение незадолго до гибели, как бы подводя итог размышлениям о собственном творчестве и о роли поэзии вообще. Обнаружено оно было позже при разборе В.А. Жуковским бумаг погибшего друга и соратника по литературному творчеству.

Как и остальные найденные неопубликованные произведения, стихотворение было подготовлено Жуковским к печати: получило заглавие и, согласно некоторым данным, подверглось замене двух четных строк предпоследней строфы, чтобы облегчить прохождение цензуры.

При первой публикации в изданном в пользу семьи собрании сочинений А.С. Пушкина отрывок выглядел следующим образом:

И долго буду тем любезен я народу,

Что звуки новые для песен я обрел,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милосердие воспел.

О «милости к падшим», в ком современники угадывали сосланных участников декабрьского восстания, предпочтительнее было не упоминать.

Теперь текст произведения публикуется согласно рукописи Пушкина, без переделок и заглавия «Памятник».

История создания «Памятника»

Пушкинский «Памятник» можно назвать переводом оды Горация, хотя поэт воспользовался ею для выражения собственных мыслей, подведения итогов творческого пути. Русские литераторы, известные и второстепенные, обращались к древнеримскому первоисточнику как до Пушкина, так и после него, руководствуясь разными целями. Одни старались наиболее точно передать оригинал, другие – наполнить его новым, собственным смыслом.

Памятник А.С. Пушкину

Наиболее известные переводы

Самые популярные переводы представлены в таблице:

Автор Год написания Примечания
М.В. Ломоносов 1747 Перевод довольно точно соответствует оригиналу.
Г.Р. Державин 1795 Один из наиболее известных переводов-переосмыслений.
В.В. Капнист 1795, 1801/05 Первый вариант перевода сохранился в бумагах Г.Р. Державина. Второй, отличающийся от него даже стихотворным размером, более похож на привычные современному читателю варианты.
А.Х. Востоков 1806
К.Н. Батюшков 1826 (первая публикация – 1886) Одно из нескольких стихотворений, написанных поэтом уже во время душевной болезни. Явное подражание варианту Г.Р. Державина.
А.С. Пушкин 1836 (первая публикация – 1841) Стихотворение напечатано после гибели поэта В.А. Жуковским, им же озаглавлено – в рукописи заглавия не было.
А.А. Фет 1854 (первая публикация – 1856)
В.Я. Брюсов 1894 — 1918 Обращался к стихотворению трижды. Первая публикация в 1894 году. В 1918 г. опубликован вариант, похожий на первоначальный, хотя с рядом отличий. В промежутке (1913) печатался совершенно другой перевод, не имеющий сходства с двумя остальными.
А.П. Семенов-Тянь-Шанский 1916

Как видно из таблицы, А.С. Пушкин написал свое стихотворение незадолго до гибели, как бы подводя итог размышлениям о собственном творчестве и о роли поэзии вообще. Обнаружено оно было позже при разборе В.А. Жуковским бумаг погибшего друга и соратника по литературному творчеству.

Как и остальные найденные неопубликованные произведения, стихотворение было подготовлено Жуковским к печати: получило заглавие и, согласно некоторым данным, подверглось замене двух четных строк предпоследней строфы, чтобы облегчить прохождение цензуры.

При первой публикации в изданном в пользу семьи собрании сочинений А.С. Пушкина отрывок выглядел следующим образом:

И долго буду тем любезен я народу,

Что звуки новые для песен я обрел,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милосердие воспел.

О «милости к падшим», в ком современники угадывали сосланных участников декабрьского восстания, предпочтительнее было не упоминать.

Теперь текст произведения публикуется согласно рукописи Пушкина, без переделок и заглавия «Памятник».

Тема

Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей

Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг

«Парус» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – лирический герой, средства выразительности, история создания

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Памятник» — анализ: художественные средства, композиция


Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Памятник» — анализ

Ни одну из строф стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Памятник» невозможно «выкинуть» — можно сказать, что действие развивается постепенно. Вот анализ творения с художественными средствами и композицией:

Пушкин применяет интересный прием. Приглядевшись, можно заметить, что в первых трех строках ямб трехстопный, а в четвертой – четырехстопный. Видно, что это не оплошность и не случайность. Александр Сергеевич делает это намеренно.

Что же касается структуры, она такова:

  • Творец – высшее существо.
  • Назначение поэта и творческого человека в том, чтобы.
  • Наставление музе.

Славянизмы повышают пафос творения. Это словно торжественная речь, манифест, что выражает позицию стихотворца.

Интересных приемов, свойственных великим литераторам, было употреблено довольно много. Отдельного внимания заслуживают метафоры, среди которых:

«Не зарастет народная толпа».

Антитезы вроде словосочетания:

«Хвалу и клевету».

Анафоры:

«Добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу».

Инверсии:

  • «Главою непокорной».
  • «И славен буду я…».

Эпитеты:

  • «Памятник нерукотворный».
  • «Народная тропа».
  • «Гордый внук».

В четвертой строфе заключено то самое «зерно», которое и формирует смысл. Можно вычленить информацию о том, какую роль сам Пушкин отводил себе в русской поэзии. Это подчеркивает анафора. А вот обращение к музе наполнено высокопарностью и «идеальностью» — такое впечатление, что поэт обращается не только к божеству, но и ко всем тем, кого она посещает. Александр Сергеевич, считает, что настоящее творчество не поощряет личностных недостатков, оно подчиняется только лишь Господу. Это подчинение есть некая плата за великий дар.

Строки, вошедшие в века

Лирическим героем стиха выступает сам автор. В основе сюжета — его собственная судьба. В этом произведении очень тонко раскрыта тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы и обретения бессмертия через популярность. Поэт был горд тем, что плоды его творческой деятельности были наделены духом свободы и лишены тщеславия.

Судить о настроении, передаваемом автором, нельзя однозначно. Идея стихотворения «Памятник» Пушкина имеет двоякое настроение. С одной стороны, в тексте передаётся торжественная атмосфера. С другой стороны, отслеживаются и грустные нотки. В целом же стихотворение полно безграничной любви к родной и близкой сердцу автора России, верой в светлое будущее.

Композиция

Композиция развивается плавно и четко. Ее можно было бы назвать линейной, но нет сюжета, поэтому нет и выраженных точек действия.

В целом, стихотворение похоже на изложение своих мыслей – четкое, последовательное и точное. Каждая строфа напоминает тезис и его раскрытие. Очень интересное и необычное решение!

В первой строфе автор говорит о памятнике и надеется, что народ никогда не забудет его наследие.

Тут же есть одна интересная деталь: Александрийский столп – это памятник Александру I. Пушкин пишет, что его «нерукотворный памятник» вознесся еще выше.

Проницательный читатель видит завуалированный вызов власти, с которой у великого поэта никогда не складывались отношения. И глава у памятника «непокорная», что еще раз подчеркивает свободолюбивость, искренность пушкинского творчества.

Вторая строфа выражает надежду, даже уверенность в том, что имя гения останется в веках. Память переживает своего творца и сохранится в бессмертных текстах до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит».

Третья строфа посвящена славе, ее быстрому распространению по всей стране, а затем и миру.

Четвертая рассуждает о свободе. О том, что лирический герой даже в такой «жестокий век» стал ее певцом, призывающий быть милостивым к падшим. Тема свободы вообще была очень болезненной для гонимого поэта.

Наконец, пятая строфа – своеобразное обращение к Музе. Здесь автор полностью раскрывает свои взгляды на божественную природу творчества.

Каждая строфа – логичное развитие и завершение какой-то одной конкретной мысли. В этом своем аспекте произведение максимально приближается к ораторскому, недаром оно восходит к Exegi monumentum Горация.

Анализ стихотворения Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Пушкина

Стихотворение было создано 21 августа в 1836 году. Основной идеей произведения является сохранение, завековечивание своих истинных поэтических трудов. Автор понимает и предугадывает, что результат его творческой деятельности будет существовать долгие годы, народ будет им гордиться и прославлять его поэзию. Это своеобразное философское размышление о своем жизненном предназначении, творчестве и прожитых годах.

«Памятник» относят к жанру оды (содержит в себе гуманность и свободолюбие), но он является лишь ее разновидностью, берущей истоки в античности, поэтому эпиграфом служит цитата древнеримского стихотворца Горация: «Я воздвиг памятник». За Горацием тему развил М. В. Ломоносов, переведя его произведение. Далее более свободное изложение выдвинул Г. Р. Державин, следом Пушкин закрепил тему поэта и поэзии.

Стихотворение делится на 5 строф. Первые 3 строки написаны традиционно, 6-стопным ямбом, что придает ему определенной решительности и направленности, но последняя 4-стопным, это помогает поставить логическое ударение именно в данном месте, она становится ударный и четко завершающем произведение.

Пушкин пишет о монументе, который выстроил своими руками, памятник имеет способность чувствовать собственную свободу и независимость. Поэт передает то, что его стихи всегда будут прочно держаться в сердцах близких ему людей. Он поднимается выше «Александрийского столпа», критики до сих пор спорят, о котором из памятников точно идет повествование.

Сочинял автор не для того, чтобы позже он пользовался великой славой, а для получения любви и признательности читателей, для него это было бесценно, так как он нуждался в любви, считал это жизненной необходимостью.

В данном стихотворении два подтекста. Первый заключается в завершении своего творчества перед смертью, второй подразумевает то, что люди будут вечно ценить написанное: «К нему не зарастет народная тропа…».

Стихотворение изложено в патриотической направленности, из него вытекает следующая мысль: Пушкин выполнил свой долг перед Родиной. Он оценивает себя как самостоятельную личность, которая не зависит ни от кого, имеет свое мнение и смело его высказывает, отстаивает до победного конца.

Творчество Александра Сергеевича, безусловно, заслуживает глубокого уважения, ведь он привносил в мир безвозмездность, справедливость и лишь добрые чувства.

9 класс

Поэтический анализ стихотворения

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является не совсем оригинальным первоисточником. Когда Пушкин сел его писать, он был знаком с оригиналом — стихотворением «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями иностранных и русских поэтов. В России на эту тему писали Батюшков, Державин (чей стих часто сравнивают с пушкинским), Ломоносов. Позднее – Лермонтов, А. Фет, Капнист.

И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста. Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио в пушкинском произведении присутствуют. Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оберткой для самобытного стихотворения Пушкина, в которое поэт вложил свое содержание — чувства и мировоззрение.

Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.

В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я Свободу,

И милость к падшим призывал.

Поэт уверен, что его будут читать простые люди, и не только русские, но и те, кто составляет население российской империи

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.

Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.

Произведение состоит из 5 строф, рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Его можно разделить на 3 части: в первой поэт говорит о том, что воздвиг себе памятник. Во второй части он объясняет, чем, по его мнению, он будет «любезен народу». И третья часть это призыв к поэтам, которые будут творить после него.

С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.

В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.

Само стихотворение метафорично по сути. Всем известно, что Пушкин — не архитектор и не скульптор, и ничего не возводил. Он применил инверсию. Под памятником подразумевается все его литературное творчество, которое и сохранит память о нем в народе. Он говорит, что душа его живет в его произведениях. «Душа в заветной лире». Лира – это древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Эту же мысль подтверждает Анненков:

«Настоящая, полная жизнь его заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный:

К нему не зарастет народная тропа.

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный», анализ стихотворения Пушкина

Желание воздвигнуть себе «памятник нерукотворный» впервые озвучил в своем творчестве древнеримский поэт Гораций. Он высказал мысль о том, что лучшим воплощением памяти для поэта станут его стихи, переходящие из одного поколения в другое. В России эту традицию подхватил Гавриил Романович Державин, переведя стихотворение Горация и наполнив его новым гражданским смыслом. Однако Александр Сергеевич Пушкин отступил от этих образцов. Он воплотил в своем «Памятнике» собственную судьбу, осмысленную на фоне исторических событий в России.

Уже в первых строчках поэт заявляет, что к его памятнику «не зарастет народная тропа». Что вызывает такую уверенность у Пушкина? В конце второй главы своего романа «Евгений Онегин» он уже высказывал идею собственного бессмертия в эпиграфе: «Воздвигнул памятник и я?» В «Памятнике», написанном в 1836 году, накануне трагической гибели поэта, эта надежда на будущее народное призвание звучит как пророчество на пороге смерти.

Стихотворение полно невеселых раздумий о жестокости XIX века, об отношениях с царем и вельможами из высшего света, о так и недостигнутом счастье свободы. Но уже в первом четверостишии Пушкин с уверенностью заявляет о своей личной победе над самодержавием, потому что уверен: его «памятник нерукотворный»«вознесся выше главою непокорной Александрийского столпа» .

Кто же дает поэту такое право на бессмертие? Ответ прост: сам народ. Ведь «народная тропа» не зарастет, а поэзия Пушкина станет достоянием русского народа: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» Поэт утверждает, что именно народом он был взращен и воспитан, ему открылась мудрость целого народа. Может быть, поэтому в будущем его назовет «всяк сущий в ней язык». Причина такого долголетия — в свободном противостоянии «жестокому веку». Уже современники по праву оценили двойное мужество поэта: он непокорен и жестокости власти, и толпе. Поэтому в свой жестокий век он «восславил свободу и милость к падшим призывал». В полной мере это стихотворение можно назвать одой.

Интересно слушать стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» в исполнении разных чтецов. Каждый из них использовал свою трактовку. Например, В. Яхонтов читал произведение Пушкина громогласно и торжествующе. Для него это победа над временем и властью, это выход за пределы ограниченного существования в Божий мир. Иногда стихотворение звучит по-детски восторженно, что в финале оказывается лишним, неоправданным.

Д. Журавлев, наоборот, подчеркивает измученность поэта поединком с властью. Обида, дерзкий и сдавленный выкрик сменяется страстной уверенностью в бессмертии автора, но к концу наполняется мечтательным успокоением. В таком исполнении стихотворение звучит как торжественная молитва, а герой обретает спокойствие и величие.

Торжественность произведению придает размер — шестистопный ямб. Если излюбленный вариант Пушкина — четырехстопный ямб (им написана основная часть поэтических произведений), то добавление еще двух стоп придает размеру сходство с гекзаметром, которым написаны знаменитые «Одиссея» и «Иллиада» Гомера. Использование старославянизмов «воздвиг». «главою». «пиит». «тленья». «сущий» придает «Памятнику» некую монументальность: у читателя сразу возникает мысль о вечности этого произведения и его автора.

Постулат о том, что поэт должен «чувства добрые лирой пробуждать» стал жизненным девизом всех, кто наполнял сокровищницу русской поэзии. Говоря же о свободе, Александр Сергеевич утверждал политическую и духовную свободу, независимость от сословных, религиозных, национальных и прочих предрассудков. В этом контексте интересно воспринимается одна строка: когда Пушкин писал «милость к падшим призывал». то, конечно, речь шла о декабристах. Но эти слова поэта получили более широкое значение: это и о крепостных крестьянах, и о простых горожанах, и о замученных солдатах.

В конце Пушкин подводит итог и личному опыту. Он при жизни испытал «хвалу и клевету». к которой сейчас призывает музу отнестись равнодушно, ведь она должна служить другим идеалам: красоте, свободе, добру и справедливости. В итоге «Памятник», начавшись бунтом, заканчивается призывом к смирению, которое лишает зависимости от суеты: обиды, хвалы, клеветы глупца.

9 класс

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — одна из тайн Пушкина

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: