Анализ произведения судьба человека шолохова сочинение

Суть и содержание

Начало рассказа очень похоже на реальную жизнь. Действие начинается первой послевоенной весной. Сначала мы знакомимся с фигурой повествователя, за которой подразумевается сам Шолохов. Он направлялся на станцию Букановская. Переправившись через реку, рассказчик ждет водителя, который обещал за ним вернуться, и во время вынужденной остановки случайно встречает мужчину с мальчиком – отца и сына. Отец – это главный герой рассказа Андрей Соколов. Между ним и автором завязался разговор, и Андрей поведал свою историю. Она излагается далее в тексте произведения.

Андрей жил благополучной и счастливой семейной жизнью, у него были жена и дети, но идиллию нарушила война. Герой отправляется на фронт, где работает водителем военного грузовика. Однажды военный шофер Соколов на своей машине попадает под обстрел и оказывается в плену у врагов, где ему пришлось ощутить истинный ужас, лицезреть много неприятный сцен. В первую же ночь в церкви, где пленники остановились на ночевку, осуществили расстрел. Верующий христианин попросился «выйти» из храма, чтобы справить нужду, так как негоже осквернять святое место. Но ему не позволили это сделать, и за свою веру он поплатился жизнью, а вместе с ним на тот свет немцы отправили ещё нескольких пленных. Ночью Андрей случайно услышал, что один из пленных по фамилии Крыжнов собирается совершить предательство. Соколов душит Крыжного собственными руками, чтобы не позволить этому случиться.

Пленных погнали в концентрационный лагерь. По прибытии Андрей попытался совершить побег, но он не увенчался успехом. Он убежал на 40 километров от места, но немцы пустили по его следу собак, они догнали беглеца и в кровь искусали. За попытку бегства фашисты поместили Соколова в карцер, а по отбытию наказания определяют на работу на каменный карьер. От тяжелой работы многие пленные умирали. Однажды Андрей позволил себе нелицеприятное высказывание в адрес поработителя, за что предстал перед комендантом. Жестокие немцы с пленными не церемонятся, ему грозил расстрел. Но прежде немецкий начальник по фамилии Мюллер налил советскому солдату рюмку спиртного предложив выпить и закусить за победу Рейха. Для патриота Соколова это предательство, понимая, что жить ему осталось недолго, он отказывается, но немец переформулировал предложение, предложив пить «за свою погибель». Советский воин опорожнил стакан. Он был голоден, но от вражеской закуски наотрез отказался. За первым стаканом последовал второй, затем третий

В конце концов немцы решили помиловать заключенного, который отважно пил без закуски. Ему не просто сохранили жизнь, но и вознаградили хлебом и салом, что для лагерного узника было настоящим богатством

Война уже близилась к завершению. Пленный Соколов, находясь в немецком лагере, начинает работать у врага по своей «военной специальности» — шофером. Ему предоставляется новая возможность для побега. На этот раз удача! Герой вырвался из плена и добрался до своих, но радоваться, как оказалось, было нечему. Из госпиталя, куда его определили подлечить после освобождения, он пишет письмо домой, сообщает, что скоро приедет, но дома его никто не ждет. Сосед присылает ответ с трагическим известием – его жены и дочери нет в живых, родные Андрея погибли лишь в 1942 году. Остался лишь старший сын Анатолий — единственный человек, ради которого стоит жить. Между отцом и сыном начинается переписка. Анатолий дает отцу повод для гордости, он – командир батареи.

Немец почти разбит. Русские войска идут на Берлин. Отец и сын дошли до вражеской столицы, но так и не встретились. Наступил долгожданный день 9 мая. Вот-вот наступит мирная жизнь, о которой герой давно мечтал, желая провести остаток дней рядом с близким человеком, женить сына и понянчить внуков. Но встрече родных так и не суждено было состояться. В финальной точке войны, в день Великой победы, Андрей получает новость о гибели Анатолия.

Война лишила Соколова всего. Он остался один, вдали от родины. После окончания сражений его жизнь меняет случайная встреча с мальчиком, которого эта война оставила сиротой. Парня звали Ваня. Андрей решает стать для него отцом. Так два одиноких сердца обрели друг друга, и в их жизни снова появились радость и надежда.

История написания

Роман Бориса Пастернака начинает свою историю создания в 1945 году, а заканчивает только спустя 10 лет. Это неудивительно, так как автор в полной мере смог передать через строчки своего произведения тот самый переломный момент, который наступил для России в XX веке.

Идея написания романа с подобной тематикой возникла у Бориса Леонидовича ещё в 17—18 годах, но тогда он морально не был готов написать такое грандиозное произведение. Автор приступил к созданию шедевра только в 1945 году и потратил на это 10 лет, так как пытался в деталях описать ту проблему, которая возникла обществе и политике в переломный момент для России.

В 1956 году были предприняты попытки печати романа, но они не увенчались успехом. Критики жёстко отчитали автора за антисоветский подтекст в произведении. Однако западная публика рукоплескала писателю и называла его гением.

Благодаря роману Борису Пастернаку присудили Нобелевскую премию, от которой ему пришлось отказаться из-за напора со стороны советской власти. Свет увидел роман, покоривший сердца множества людей, только в 1988 году.

Пастернак долгое время не мог определиться с названием своего творения.

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание картины Волшебница-зима Юона (3, 4 класс) Зима – потрясающее время года, со своей собственной уникальной атмосферой праздника и предвкушение чего-то величественного, того же выпадения снега к примеру
  • Сочинение Крым: вчера, сегодня, завтра Землю Крыма издавна заселяли разные народы. Здесь жили киммерийцы, затем скифы и сарматы. Еще с VIII—IV века до нашей эры на территории Крыма появляются греческие города-государства.
  • Сочинение Описание моей комнаты — Моя комната (5, 6 класс) В нашей семье всего четыре человека: я, брат, мама и папа. Мы не так давно переехали в трехкомнатную квартиру, поэтому теперь у нас с братом отдельные комнаты. Мне досталась самая дальняя комната. Я считаю, что это очень хорошо

Тематика произведения

Особое внимание стоит уделить темам, которые поднимает Борис Пастернак в своём романе. Автор настолько проникся созданием своего творения, что создал то произведение, которое остаётся актуальным по сей день

В романе присутствуют такие темы, как:

Судьба России. Основной темой произведения становится переломный момент для судьбы целой страны. Борис Пастернак в своём романе показал разрушение старых традиций России, смерти и поломанные судьбы людей, который застали становление нового мира. Мира, который уже никогда не смогут принять те, кто увидел ужасы той эпохи. Этот разрыв чётко можно проследить из эпилога, в котором один из героев встречает дочь Живаго, совершенно непохожую на своего отца.
Любовь. В романе присутствуют 2 любовные линии. Можно увидеть, насколько трепетно относится Живаго к своей семье, но его тяга к Ларисе оказывается сильнее

Пастернак не столько хотел акцентировать внимание на теме любви, сколько показывал разрушение старых укладов, которые совершали люди, теряющие всякое понимание морали и жизненных ценностей.
Интеллигенция. Судьбы всех героев произведения отражают жизнь всей интеллигенции в ту эпоху

Кто-то был вынужден уехать из страны, кто-то пропал безвести, а кому-то удалось дальше жить своей жизнью и не думать о проблемах, которые их окружают. Однако автор показывает, что судьба высшего слоя общества всё равно была предопределена, так как всем им сулила моральная гибель и печальная дальнейшая жизнь.
Природа. Особое внимание автор уделил пейзажам, которые сопровождают героев на протяжении всего романа. Описание тёмной и тусклой природы задаёт общее настроение всему произведению и навеивает на читателя чувство одиночества и потерянности в этом мире.

Суть: о чём рассказ?

Рассказ «Судьба человека» начинается с того, как автор во время поездки по югу послевоенной России встречается с шофёром Андреем Соколовым и маленьким мальчиком Иваном. Соколов рассказывает историю своей жизни.

Ещё до войны Соколов имел семью, жену, сына и двух дочерей, и жил простой рабочей жизнью. В сорок первом году Соколов был призван в РККА шофёром. Формировали их дивизию на Украине, под Белой Церковью. Дали ему машину ЗИС-5. На нем Андрей и поехал на фронт.

В мае 1942 года попала 122-х миллиметровая гаубичная батарея в засаду, у них кончались боеприпасы. Машину Андрея нагрузили до отказа боеприпасами и послали на выручку батарее. Однако доехать до места назначения ему не удалось. Уже буквально в километре от позиций попал в машину тяжелый снаряд, выпущенный из дальнобойного оружия. Соколов чудом остался жив, хотя был сильно контужен.После ожесточённого боя и контузии он попал в плен.

Соколовникогда не оставался безразличным к своей судьбе, он тяготился пленом и изыскивал возможность бежать. После поимки и возвращения в лагерь, он претерпевает все муки и побои,но любовь к жизни не дает ему погибнуть. Он выживает вопреки всем обстоятельствам.

В начале сентября из лагеря под городом Кюстрин перебросили сто сорок два человека советских военнопленных, в лагерь Б -14, неподалеку от Дрездена. Все работали на каменном карьере, вручную долбили, резали, крошили немецкий камень. Норма — четыре кубометра в день на душу: через два месяца от ста сорока двух человек осталось пятьдесят семь. Осуждая жестокость немцев, Соколов попал в немилость к комендантскому начальству и только чудом избежал казни. Он поразил Мюллера и его приближенных своей смелостью и честностью, и его передумали казнить.

Пройдя через концентрационный лагерь, герой бежит из плена, прихватив с собой важного немецкого офицера. Вернувшись домой, Сколов узнаёт, что его жена и дочери погибли, а сын – Анатолий, ушёл на фронт

Через некоторое время он узнаёт, что его сын командует батарей. Спустя некоторое время Андрей участвует в захвате Берлина, уже в день победы он узнаёт, что его сын убит немецким снайпером

Вернувшись домой, Сколов узнаёт, что его жена и дочери погибли, а сын – Анатолий, ушёл на фронт. Через некоторое время он узнаёт, что его сын командует батарей. Спустя некоторое время Андрей участвует в захвате Берлина, уже в день победы он узнаёт, что его сын убит немецким снайпером.

Война отняла у Соколова всё, ради чего он жил. Однако, встретив сироту Ивана, чьи родители погибли во время войны, главный герой берёт его под свою опеку и находит в себе силы жить дальше. Вот более подробное краткое содержание.

Возвращение к жизни

Как несправедливо устроена жизнь – такая мысль возникает в связи с описанными событиями. Вероятно, думал об этом и Шолохов.

Судьба человека – анализ произведения это подтверждает – часто зависит от обстоятельств. Главный герой, пришедший с войны победителем-освободителем, оказывается бессилен перед постигшей его потерей: ни дома, ни семьи, ни веры в дальнейшую благополучную жизнь. И вдруг встреча с сиротой, которая спасла их обоих. Одному она подарила отеческую заботу, другому – веру в то, что все уготованные ему испытания были не напрасны. И вновь человек находит в себе силы жить, чтобы дарить тепло, радость и счастье другому. Словно проверила на прочность, а потом подарила свою милость судьба человека.

Анализ рассказа-исповеди Андрея Соколова заставляет в очередной раз задуматься о том, насколько беспредельны могут быть душевное богатство, внутренняя сила и возможности человека.

Композиция рассказа «Судьба человека»

Краткий анализ построения произведения уже определяет его суть. После небольшой экспозиции, содержащей описание весны и символизирующей возрождение жизни, приводится история знакомства героя-повествователя с Андреем Соколовым. Далее используется довольно распространенный в литературе прием — «рассказ в рассказе». Простая, неторопливая, порой сбивчивая — трудно вспоминать прошлое — речь героя характеризует его лучше всяких описательных оборотов. Повествователь по ходу лишь отмечает важные детали в его внешности, в первую очередь, «словно присыпанные пеплом» и полные «неизбывной смертной тоски» глаза. Они красноречиво говорят о том, насколько трудна была судьба человека.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Популярные сочинения

  • Печорин — странный человек сочинение Печорин главный литературный герой произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорина действительно считали странным человек, но это было связано лишь с тем, что его поступки никто не мог понять
  • Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума (Образ и характеристика) Благодаря этому персонажу появилось даже выражение «фамусовское общество». Там все такие, как он, живут по законам, которые он соблюдает, выражает и считает правильными: лесть, шутовство
  • Сочинение Если бы я был волшебником Чудеса со страниц книг всегда пробуждают множество фантазий. А что бы сделал я, если бы был волшебником? Помимо возможности телепортироваться сквозь время и пространство, помимо умения владеть стихийной магией

Проблематика работы

Важное место в произведении Шолохова отводится проблеме выбора. Люди ежедневно сталкиваются с этим

Однако не каждому приходится принимать решение под страхом смерти, понимая, что от этого зависит дальнейшая судьба. Так и Соколову пришлось выбирать: совершить предательство или остаться верным своей стране, бороться или прогнуться под врага. Андрей смог остаться человеком, ведь он определял собственные приоритеты, опираясь на честь, а не на подлость и инстинкт самосохранения.

В судьбе персонажа и его испытаниях отражается проблематика беззащитности личности перед лицом страшной войны. От обычного человека ничего не зависит, на него давят обстоятельства, он старается выйти из них хотя бы живым. В результате Соколов смог спастись сам, однако помочь семье у него просто не было возможности. Мужчина чувствует себя виноватым, хотя на самом деле это не так.

Посредством второплановых персонажей в рассказе реализуется проблема трусости

Образ предателя, готового ради минутной выгоды пожертвовать жизнью товарища, противопоставляется сильному и отважному Андрею. По мнению автора, подлых людей на войне было меньшинство, именно поэтому СССР смог победить

Достойный соперник

Вскоре Соколов стал работать в каменном карьере возле Дрездена, где его угораздило сказать фразу, которая разъярила начальство. Мюллер – комендант лагеря — вызвал к себе шофёра и сказал, что лично расстреляет его за такие слова. Соколов ответил ему: «Ваша воля».

Комендант о чём-то подумал, выбросил пистолет и предложил Андрею выпить стакан водки и закусить кусочком хлеба и ломтиком сала за победу «немецкого оружия». Стоит заметить, что Соколов отказался и ответил Мюллеру, что он непьющий. Однако комендант посмеялся и ответил: «Если ты не хочешь пить за нашу победу, выпей за свою погибель!» Андрей выпил стакан до дна и ответил, что после первой рюмки не закусывает. После выпитого второго стакана солдат ответил коменданту то же самое. После третьего Андрей откусил немного хлеба. Мюллер принял решение оставить Соколова в живых, потому что уважает достойных соперников, и отдал шофёру буханку и кусок сала, которые Андрей разделил поровну между своими товарищами.

В том, что простой русский человек настолько силён духом, что смог пережить самые ужасные события, которые могут произойти в жизни, и кроется смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека». Сочинение на эту тему может написать абсолютно каждый человек, который знаком с произведением.

Композиционное своеобразие и конфликт

Композиция романа «Доктор Живаго» обладает одной отличительной чертой, которая прослеживается во всём содержании произведения. Вслед за главным героем всегда идут похороны, которые сопровождают его, где бы он ни был.

Таким образом показывается постепенное угасание самого́ Юрия.

Конфликт произведения заключается в его трагичности, где показывается противостояние как одного человека целой эпохе, так и всей интеллигенции, которая успела застать и времена монархии, и советскую власть. Революция и интеллигенция стали основным конфликтом романа.

Основная суть

Своё произведение Борис Пастернак посвятил врачу — Юрию Живаго. В самом начале романа перед читателями предстают все этапы его взросления. Сначала идёт описания трудного детства главного героя. Ему пришлось пережить смерть отца, который покончил с собой чуть ли не на глазах своего сына. После этого мальчик попадает в семью, где его очень любят и оберегают. Там же он впервые встречает Антонину, которая в последующем станет его женой.

Также параллельно идёт другая сюжетная линия, которая описывает жизнь Ларисы. Девочка росла в семье, где мать была взбалмошной и истеричной, а после смерти мужа завела роман с любовником, который часто навещал их семью. Однако мужчина матери часто проявлял повышенный интерес к само́й девочке, что стало причиной невольного становления Ларисы его любовницей.

Когда только началась Первая мировая война, то Юрий Живаго сразу же отправляется на фронт военным врачом. Там он впервые встречает Ларису, которая становится его помощницей. После возвращения с фронта главный герой видит ужасающую картину: город разграблен, страна признана республиканской, а его семья пытается выжить на последние гроши.

После Октябрьской революции семья Живаго перебирается в город Юрятин. В этот момент может показаться, что жизнь главного героя и его близких наконец-то идёт на улучшение. Однако в этом городе также жила Лариса, с которой у Юрия начинается роман. После этого главного героя насильно вербуют в красный партизанский отряд.

После возвращения с Партизанской войны Юрий Живаго не находит свою семью в Юрятино. Однако там он опять встречает с Ларисой, с которой у них вновь загорается страсть. Вскоре приезжает Комаровский, который умоляет главного героя отпусти Лару с ним, на что тот соглашается.

Своеобразие композиции рассказа Шолохова «Судьба человека»

Своеобразие композиции известного произведения Михаила Шолохова «Судьба человека» в том, что это рассказ в рассказе. В экспозиции автор дает подробное описание теплого весеннего денька

Особое внимание обращено на речку Бланку, воды которой весной широко разлились

Описание оживающей природы включено в текст не для изящности слога, а для ассоциации с судьбой человека, который тоже оживает после невзгод.

Завязка рассказа начинается с появлением главного героя. Крепкий мужчина вместе с маленьким мальчиком подсели к автору на плетень. Они ожидали на переправе лодку, и чтобы скоротать время, начали непринужденный разговор.

Рассказ главного героя о себе можно считать кульминацией общего текста. Если же рассматривать его отдельно, то в нем выделяются уже свои композиционные части. Экспозиция – довоенная жизнь Соколова. Завязка – уход на фронт, прощание с семьей. Кульминации – суд над предателем, разговор с комендантом, объяснение с Ваней.

Развязки у рассказа от имени главного героя – нет. Но есть развязка общая – главный герой и мальчик уходят, а повествователь смотрит им вслед и старается не заплакать, чтобы не ранить сердце маленького мальчика.

Своеобразная композиция произведения включает два рассказа: внешний и внутренний. И соответственно это предполагает двух рассказчиков. Первый рассказ ведется от имени автора, а второй от имени главного героя. Такое построение рассказа позволяет глубже раскрыть образ главного героя.

Андрей Соколов

рассказывает о своей судьбе, уделяя внимание событиям и своим чувствам. Но он не видит ничего особенного в себе самом

Автор же наоборот больше оценивает самого героя, замечает в нем высокие моральные качества настоящего человека.

Благодаря композиционному приему «рассказ в рассказе» автор применил все три способа изображения в литературе: эпос, лирику и драму. В начале рассказа размещено эпическое описание весеннего дня. Нет ничего особенного в том, что каждый год приходит весна. Однако в произведении это имеет символический смысл – точно так же, как оживает природа – так оживает и человек после перенесенных бед.

В рассказе главного героя присутствует элементы драмы. Как и в пьесе, герой раскрывает свой образ через монологи. А ремарки автора помогают в его полном раскрытии. Как и в драме, здесь есть напряженный конфликт – человек против войны, гуманность против жестокости.

Лирики тоже много в рассказе. Главный герой говорит о своих чувствах и переживаниях. Сцена признания Андрея Ване в том, что он его папа, потрясает своей эмоциональностью.

В финале повествователь говорит, что почти не может сдержать слез, глядя вслед героям. Он старается понять, что же он чувствует: уважение, восхищение, жалость по отношению к новым знакомым. Это знакомство оставило яркий след в душе рассказчика.

Образ Андрея Соколова изображен многогранно и реалистично. Он рассказывает о себе очень просто, используя просторечные выражения. А рассказчик говорит о нем уважительно.

Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода рассказа Шолохова «Судьба человека») Анализ финала рассказа Шолохова «Судьба человека» Что значит быть настоящим человеком? (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)

Образец 4

Произведение Шолохова «Судьба человека» представляет собой рассказ о простом русском человеке, вынесшем ужасы Великой Отечественной войны

Главный герой, отважно сражаясь и, одержав победу над врагом, теряет всех родных, но не отчаивается и находит силы жить дальше

В образе Андрея Соколова воплощены все основные черты русского солдата, такие, как отвага, стойкость и терпение.

С первых страниц рассказа мы видим, как писатель описывает первую весну после длительных военных действий, тем самым подготавливая нас к встрече с нашим героем. Автор четко показал всю трагичность жизни Соколова. Отчетливо видно, что Соколову с детских лет было нелегко

Воевал отважно на фронте в годы гражданской войны, потом обзавелся семьей и был примерным супругом и отцом. Нападение немецких захватчиков на Родину заставило героя вновь пойти воевать

Андрей Соколов был ранен и даже получил контузию. Но это не было самым страшным для него. Впереди продолжались испытания в немецком плену. Целых два года ему пришлось выносить тяготы и муки фашистов. Он пытался бежать, и даже расправляется с предателем. Мы видим, как солдат сохранил чувство собственного достоинства в эпизоде с комендантом лагеря. Измученный и обессиленный невыносимыми условиями Соколов проявлением своего бесстрашного характера поразил фашиста.

Андрей все-таки бежал, и вскоре вновь встал в строй, продолжая воевать с гитлеровскими захватчиками. Много раз он был на грани жизни и смерти, но до конца оставался человеком. Вернувшись с фронта, он узнает, что потерял семью. Это стало для него страшным ударом. Но и в этом случае сильные испытания не сломили Соколова. Он не озлобился и не растерялся в жизни. Всю теплоту своей души он направляет на воспитание усыновленного мальчика Ванюшку. И самое главное, что главный герой, совершая такой гуманный поступок, усыновляя сироту, показывает нам, что он не сломался, а продолжает жить дальше. Автор хочет показать своим произведением, что его герой не сломлен, и таких людей, как он, нельзя сломить. Вынеся самые тяжелые испытания, Соколов продолжает сохранять любовь к жизни. Он остается человечным и добрым человеком. И неспроста Шолохов дал такое название рассказу. Он хотел на образе Андрея Соколова показать истинный характер русского солдата. Именно такие люди помогли нашей Родине противостоять врагу в Великой Отечественной войне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: