«после бала»: краткое содержание и анализ произведения

2 вариант

История создания

За основу своего произведения Толстой взял реальную жизненную историю своего брата по имени Сергей, который был влюблен в Варвару, дочь военного начальника. Молодой человек хотел взять в жены девушку, но передумал. Его поразил поступок военного офицера, по отношению к простому рядовому солдату.

Увиденное, было настоящим потрясением для молодого человека, ровно, как и писателю заполнилась эта история на всю жизнь. Но только по истечении долгого времени Толстой написал на эту тему свой рассказ. Опубликован же он был только несколько лет после смерти Толстого.

Жанр произведения

Жанр рассказа Толстого «После бала» – это история, основанная на реальных событиях, так как основу сюжета составляет реальный случай, произошедший с близким для писателя человеком. Благодаря тому, что в основу произведения легла реальная история, рассказанная его братом, Толстой смог с точностью передать чувства и эмоции своему читателю.

Герои рассказа

Главными героями в произведении являются – Варенька, любимая девушка главного героя и дочь военного офицера, сам рассказчик по имени Иван Васильевич и военный начальник, отец Вареньки. Иван Васильевич – молодой парень, очень эмоционален, совестлив и амбициозен. Варенька, наоборот, кроткая красивая девушка, с доброй и открытой душой, пленившая главного героя очаровательной улыбкой. Полковник, отец Вареньки, — это статный пожилой мужчина, готовый ради своей дочери на любые поступки. Но в тот момент, когда он избивает солдата, полковник становится слишком жестоким и беспощадным.

Сюжет

Повествование ведет главный герой рассказа Иван Васильевич. Он вспоминает свою молодость и влюбленность в красивую молодую девушку по имени Варвара. В те времена главными развлечениями молодых людей были балы и званые вечера. Роковое событие, повлекшее кардинальное изменение в личной жизни главного героя произошло после бала, данного губернским предводителем на масленицу. Когда Иван Васильевич увидел отца Вареньки, статного, пожилого полковника, поначалу он проникся к нему симпатией. Но, через некоторое время, симпатия сменилась негодованием, а затем и гневом. После бала Иван отправился к дому своей возлюбленной. Недалеко от него, молодой человек увидел толпу, но подойдя ближе, он увидел татарина-дезиртира. Его, прогоняя сквозь толпу, пили по спине палками военные. За этим бдительно следил отец Вареньки, полковник. Юноша пришел в смятение и негодование, такое отношение к человеку настолько глубоко ранило его, что он так и не смог поступить на военную службу. С Варенькой Иван Васильевич так же предпочел расстаться, так как видел в ее глазах разгневанное и жестокое лицо отца, военного офицера.

Главная мысль

Главной мыслью данного произведения является раскрытие пустоты и бесчеловечности большинства людей, которые прячут свой настоящий облик под маской добродушия, красоты и стати

Важно помнить, что внешность человека бывает обманчива, и далека от идеала. И очень часто, поступки людей раскрывают истинные его черты, не всегда приятные, а порой и оставляющие тяжелый нестираемый отпечаток на всю жизнь

Основная идея

К написанию рассказа «После бала» Толстого подтолкнула обстановка социальной несправедливости и ущемления свободы, царящая в эпоху правления Николая I. Это были по-настоящему непростые времена для простых граждан. Напуганный восстанием декабристов, царь не чурался жестоких методов управления страной, что не лучшим образом сказывалось на и без того натянутых взаимоотношениях господ и подчиненных. Если говорить кратко, деспотичный тип правления обернулся всеобщим нравственным омертвением государства.

Для Толстого было важно с помощью одной жизненной зарисовки описать характер страны, разделенной на богатых и бедных. Писатель разоблачает низменные человеческие качества, срывает маски добродушия, под которыми прячутся жестокость и эгоизм.. При анализе «После бала» выясняется, что с помощью антитезы автор раскрывает главную мысль рассказа

В первой части произведения показана роскошная жизнь, полная фальшивых благих намерений, во второй части читатель знакомится с реальностью, где каждый герой показывает свое истинное лицо. Одни и те же персонажи контрастируют в начале и в концовке рассказа — светлое чувство главного героя сменяется на растерянность и разочарование, а радушие полковника уступает место жестокости и безразличию.

При анализе «После бала» выясняется, что с помощью антитезы автор раскрывает главную мысль рассказа. В первой части произведения показана роскошная жизнь, полная фальшивых благих намерений, во второй части читатель знакомится с реальностью, где каждый герой показывает свое истинное лицо. Одни и те же персонажи контрастируют в начале и в концовке рассказа — светлое чувство главного героя сменяется на растерянность и разочарование, а радушие полковника уступает место жестокости и безразличию.

Трудно переоценить значение этого произведения. В нем подняты острые вопросы, которые не потеряли свою актуальность и в настоящее время.

Проблематика произведения «После бала» Л.Н. Толстого

Лев Толстой в рассказе «После бала» описывает события, которые происходили в стране во времена царствования Николая I. Это был тяжёлый период для России. Правитель был напуган восстанием декабристов.

Произведение делится на две части. В первой читатель видит персонажа на балу. Композиционная вторая часть освещает события, которые произошли с героем уже после бала. Исходя из названия рассказа можно сделать вывод, что Лев Толстой сделал акцент именно на второй части. И для персонажа, и для писателя более важными являются события, которые случились после бала.

Прототипом персонажа служил брат автора Сергей Николаевич. Только спустя 50 лет Л.Н. Толстой возьмётся за перо и создаст произведение. Из рассказа читатель узнает, что даже один день может изменить жизнь человека. Всего лишь за утро персонаж может переосмыслить свои взгляды и ценности, поменять своё мировоззрение.

40-е годы XIX столетия. Лирический герой — беззаботный студент, предпочитающий не только учиться, но и веселиться. Персонаж любил проводить время на балах. Он был частым гостем званных вечеров. Герой был отличным танцором. Он это знал и гордился своим умением производить хорошее впечатление на окружающих. Но одно событие полностью изменило внутренний мир персонажа. Герой стал свидетелем страшного наказания. Еще недавно Иван Васильевич наблюдал добродушного отца Вареньки, танцующего со своей дочерью. Теперь он видел совершенно другого человека. Жестокого, беспощадного, принципиального. Счастливые мечты героя рухнули в один миг.

Иван Васильевич больше не хотел быть военным. Да и любовь к дочери статного полковника пошла на спад. Душа героя была открыта для новых свершений, побед, грандиозных планов. Но он внезапно столкнулся с суровой реальностью. То утро перевернуло его мир. Он оказался невольным свидетелем жестоких действий, которым не мог найти оправдания. Долгое время персонаж находился под сильным впечатлением от увиденного. Ивану Васильевичу было стыдно за то, что он был знаком с этим жестоким полковником.

Смысл рассказа Л.Н. Толстого «После бала» заключается в том, что человек должен жить в согласии со своей совестью. Основной проблематикой произведения можно назвать проблему нравственности. После страшной казни герой вырос морально. Он был лишь сторонним наблюдателем происходивших действий, но это событие разделило его жизнь на до и после. Иван Васильевич словно прозрел, по-другому взглянул на окружающий его мир.

Лев Николаевич в своей работе показал, как просыпается у человека совесть

Автору важно, чтобы читатель осознал свою ответственность за ближнего. Люди должны с пониманием относиться друг к другу

Нельзя быть равнодушным к несправедливости, царящей вокруг. Основной темой рассказа «После бала» является тема человеколюбия. В произведении можно проследить, как сам писатель относился к людям, каких взглядов придерживался.

Автор уверен, случай может внутренне поменять человека до неузнаваемости. Л.Н. Толстой в рассказе затронул понятие добра и зла. Почему люди становятся жестокими? Оказывает ли влияние на их поведение окружающая среда или все личностные качества заложены в человеке при рождении? Кто несёт ответственность за зло, распространённое по всему миру? На эти сложные вопросы Лев Николаевич постарался дать ответы в своей работе. Основная мысль произведения «После бала» заключается в том, что человек сам ответственен за свои действия. Нравственный выбор делает каждый из нас самостоятельно. Герой не может стать счастливым, пока есть в мире страдания и зло.

Источник

Сюжет произведения

Повествование ведётся от лица немолодого мужчины, Ивана Васильевича. Он вспоминает случай из своей молодости, который стал определяющим для него в последующей жизни. В то время, которое описывается в рассказе «После бала» Иван Васильевич был молодым студентом. Главным развлечением для молодёжи были различные вечера и балы. Также герой был влюблён в молодую девушку Варю. Будущее рисовалось ему безмятежным и определённым. События рассказа разворачиваются в течение одного дня Масленицы, а также последующих ночи и утра. Происходит всё в такой последовательности:

  1. Бал у предводителя губернии.
  2. Ночное наказание на плацу.
  3. Переосмысление и неприятие главным героем увиденного ночью.

В последний день масленичной недели губернский предводитель даёт большой бал. Иван Васильевич «опьянён» любовью к Вареньке и танцует с ней почти все танцы. На балу также присутствует отец девушки — пожилой красивый военный Петр Владиславич. В конце вечера Варя танцует мазурку со своим отцом, и Иван Васильевич очарован ими. Ему глубоко симпатичен этот благородный офицер, который к тому же является отцом его возлюбленной.

Ночью молодой человек не может заснуть из-за переполнявших его чувств. Он решает прогуляться по городку и выходит к дому, где живёт Варенька. Иван Васильевич видит, что возле дома что-то происходит. Подойдя ближе, он понимает, что военные гонят сквозь строй солдата-дезертира. А руководит казнью тот самый красивый офицер — отец Вареньки. Только в его облике мало осталось от того человека, который был на балу. Теперь это жестокий и грубый человек, которому нравится то, что происходит. Когда молодой офицер попытался возмутиться жестокости наказания, Петр Владиславич ударил его по щеке перчаткой. Что касается Ивана Васильевича, то старый офицер сделал вид, что не знает его. В смятении Иван Васильевич возвратился домой. Ему было трудно представить, что человек на балу — добрый, благородный, и жестокий военный на ночном плацу — одно и тоже лицо. Иван Васильевич не может принять это и мучается. И самое ужасное, что теперь, представляя возлюбленную, он видел и избитого солдата. Любовь молодого человека быстро кончилась. Он так и не смог забыть или объяснить жестокость Петра Владиславича.

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Сочинение:

Толстой. Л.Н. — После бала — «Л. Н. Толстой «После бала» Полковник на балу и после бала.»

«Л. Н. Толстой «После бала» Полковник на балу и после бала.»

Л. Н. Толстой «После бала»

Полковник на балу и после бала.

В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Интересно отметить, что рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом — «А вы говорите» и, наконец, — «После бала».

Для построения рассказа Толстой применяет контрастное изображение двух эпизодов: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата. Чем ярче, праздничнее и роскошнее видит читатель торжество в начале произведения, тем больше горести и сострадания к солдату вызывает вторая часть рассказа.

Полковника на балу Л. Н. Толстой показывает как человека всеми уважаемого. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик… Сложен ан был прекрасно, с широкой небогато украшенной орденами, выпячивающейся грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами», — так описывает полковника Иван Васильевич.

Весь бал Варенькин отец держался на высоте. Его манеры были налицо. Хоть немного и неуклюже танцевал полковник мазурку, его чувство собственного достоинства прикрывало все недостатки.

Ласковая, неторопливая речь подчеркивала аристократическую сущность полковника и вызывала еще больше восхищения.

Не скрывал Петр Владиславович свою заботу и нежное отношение к дочери. «С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней», — здесь Л. Н. Толстой показывает отцовские чувства полковника. Все заботы Петра Владиславовича были о Вареньке. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», — думал Иван Васильевич, видимо, не без основания.

Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. «К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство», — так отзывался о полковнике Иван Васильевич на балу.

А как же описывает рассказчик полковника во время наказания солдата?

На лице не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от полковника, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: « И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Иван Васильевич испытал в то время глубокое чувство стыда за действия полковника. Может быть, это чувство не было столь велико, если бы рассказчик не видел несколько часов назад милого, доброго человека. Ведь разве мог тот Петр Владиславович так поступить?

Анализ «После бала»

История создания

Произведение «После бала» было написано Л. Н. Толстым в 1903 г. В первой редакции писатель планировал назвать рассказ «Дочь и отец». Толстой вспоминал, что, проживая в Казани, был лично знаком с командиром, послужившим прототипом полковника Б. Сцену «прогона сквозь строй» писатель, однако, не видел. Источником для описания самой экзекуции для него стал рассказ И. Н. Захарьина.

Рассказ был впервые издан уже после смерти писателя в 1911 г.

Смысл названия

В названии «После бала» заложено чудовищное противоречие между прекрасным вечером и утренним кошмаром, фигурой «статного, свежего старика» и жестокого полковника, «мотивом мазурки» и «жесткой, нехорошей музыкой». Бал буквально разделил жизнь рассказчика на две половины: до и после. Он утратил любовь и прежние мечты о военной карьере, зато сохранил душевную доброту и сердечную мягкость.


Всеми уважаемый Иван Васильевич вспоминает о своих счастливых и беззаботных студенческих годах. В то время его никогда не посещали мысли о каких-то сложных проблемах, высших вопросах нравственности и справедливости. Иван Васильевич был молод и богат. Перед ним лежали блестящие перспективы будущей жизни. Проводя основную часть времени за учебой и всевозможными развлечениями, юноша обожал посещать «вечера и балы». На одном из них он без памяти влюбился в молодую красавицу и вполне мог надеяться на взаимность.

Любовь к Вареньке окрылила Ивана Васильевича. Он словно бы превратился в «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». В «восторженное умиление» его привел танец любимой девушки со своим осанистым отцом — идеальным офицером старой закалки.

После бала рассказчика переполняла радость и любовь ко всему миру, а поделиться этими необъятными чувствами ему было не с кем. Уснуть он не мог, поэтому решил прогуляться по городу ранним утром. Случайная встреча предопределила всю его дальнейшую жизнь.

Возбужденный счастливыми мечтами юноша увидел в тумане «что-то страшное». В его ушах еще звучала мазурка, но в эту музыку начала вплетаться «неприятная, визгливая мелодия». Одни эти звуки предвещали нечто ужасное.

Наказание сбежавшего солдата специально было назначено на раннее утро, чтобы не привлекать особого внимания. Рассказчик совершенно случайно стал свидетелем позорной сцены.

Толстой очень красочно описывает безжалостное избиение беспомощного человека. Искреннюю жалость вызывают мольбы несчастного: «Братцы, помилосердуйте». Во время прогона спина солдата превращается в «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное«.

Однако рассказчика больше всего поражает не сама экзекуция, а то, что все это отталкивающее мерзкое мероприятие проходит под руководством полковника Б. «с своим румяным лицом и белыми усами». Отец Вареньки олицетворяет собой неумолимость наказания. Он сам бьет солдата, который «недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину».

Случайно увиденное «зрелище» довело юношу до «доходившей до тошноты тоски». Он долгое время не мог избавиться от навязчивых воспоминаний об этом ужасе. Беспечный молодой человек впервые в жизни столкнулся с обратной стороной жизни высшего общества. В его душе самые приятные впечатления от бала тесно переплелись с ощущениями стыда и отвращения.

Отныне сцена экзекуции отчетливо вставала перед глазами рассказчика, особенно при встречах с любимой девушкой. «Любовь с этого дня пошла на убыль». Зародившееся сомнение в справедливости подобной жестокости не позволило юноше поступить ни в военную, ни в гражданскую службу.

Проблематика

Очевидная центральная проблема рассказа — возведенная в ранг закона жестокость в правление Николая I. «Палочный режим», безусловно, заслуживает осуждения, но Толстого больше занимает другая мысль.

Рассказчик искренне признается, что в молодости так и не смог расценить избиение солдата в качестве «дурного дела». Необходимость и справедливость физической расправы признавались подавляющим числом представителей высшего общества. В этих традиционных представлениях не было места для жалости и милосердия. Осуждение экзекуции по меньшей мере выглядело бы странным.

Чему учит автор

На примере главного героя рассказа Толстой показывает, что даже в эпоху всеобщей жестокости человеческая доброта и сострадание не могут окончательно выродиться. Иван Васильевич после бала, конечно, не мог моментально переродиться. Однако возникшие в нем сомнения свидетельствуют об изначально присущем каждому человеку стремлении к добру и справедливости.

Характеристика героев

  • Иван Васильевич – главный герой, от его лица ведется повествование в рассказе, вовремя описываемых событий он был студентом в провинциальном городе, он был богат и знатен, отличительными чертами этого героя являются совестливость, впечатлительность, справедливость, сострадание. Он стал свидетелем мерзкой для него ситуации, поэтому решил не связывать свою жизнь с девушкой, чей отец издевается над людьми. Чрезвычайно эмоциональная натура.
  • Варенька – возлюбленная главного героя, высокого роста, статная, любит светское общество, с обаятельной пленительной улыбкой, добрая, отвечала взаимностью на чувства Ивана Васильевича.
  • Полковник Б. – пожилой, хорошо выглядит, статный военный, имеет ласковую улыбку, обходительные манеры, рассказчик делает вывод, что полковник ради дочери экономит на себе, например, носит только казенные сапоги. Совсем в ином свете предстаёт этот персонаж после бала, когда на городской площади происходит наказание беглого солдата, он жесток, за то, что другой солдат недостаточно сильно ударил беглеца, наносит солдату удар.
  • Татарин – беглый солдат, которого полковник Б., отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича, жестоко наказывает на городской площади, его бьют шпицрутенами (шпицрутены — это длинные гибкие прутья диаметром около 4 см и длиной около 2 м), его вероятно приговорили к 1500 ударам, все это жуткое мероприятие сопровождается игрой на флейте и барабанным боем, несмотря на то, что солдат просит сжалиться над ним, солдаты продолжают его бить по приказу полковника.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Толстой Л. Н. «После бала», краткий анализ 400 руб.
  • Реферат Толстой Л. Н. «После бала», краткий анализ 260 руб.
  • Контрольная работа Толстой Л. Н. «После бала», краткий анализ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Анализ произведений русской литературы 8 класс

  • «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» анализ произведения
    (445)

    История создания
    «Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произ­ведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской лите­ратуры. Преподобный Сергий — самый почитаемый и самый люби­мый русский святой. Не случайно известный историк прошлого
    В.О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теп­лится лампада у раки преподобного…

  • «Повесть временных лет» анализ произведения
    (527)

    Древнерусская литература складывается после принятия хри­стианства и охватывает семь веков. Основная ее задача — раскрытие христианских ценностей, приобщение русского народа к религиоз­ной мудрости. «Повесть временных лет» («Первоначальная лето­пись», или «Нестерова летопись») — одно из древнейших произве­дений русской литературы. Оно создано в…

  • А.И. Солженицын «Матренин двор» анализ произведения
    (754)

    История создания
    В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына из­вестным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том чис­ле — «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было…

  • А.П. Чехов «Смерть чиновника» анализ произведения
    (742)

    История создания
    «…В русской литературе блеснул и исчез удивительный ум, по­тому что ведь выдумать и сказать хорошую нелепость, хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается», — писал о таланте Чехова ИА Бунин. Л.Н.Толстой говорил о нем: «Чехов — это Пушкин в прозе». Под этими словами…

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка» анализ произведения
    (595)

    История создания
    Тема народных восстаний под предводительством Разина и Пу­гачева заинтересовали Пушкина еще в 1824 г., вскоре после его при­езда в Михайловское. В первой половине ноября 1824 г. в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева» (Пушкин, т. 13, с. 119). Пушкин имел в виду книгу «Ложный Петр III, или Жизнь,…

  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель» анализ произведения
    (593)

    История создания
    Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведе­ния. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пуш­кин писал:«… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Хронология создания этих повестей выглядит сле­дующим образом: 9…

  • А.Т. Твардовский «Василий Теркин» анализ произведения
    (459)

    История создания
    С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспон­дента участвовал в финской кампании. «Мне кажется, — писал он М.В. Исаковскому, — что армия будет второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах…

  • В.Г. Распутин «Уроки французского» анализ произведения
    (613)

    История создания
    «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способ­ность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете…

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль» анализ произведения
    (758)

    История создания
    Д.И. Фонвизин является одним из наиболее ярких деятелей про­светительского движения в России XVIII в. Он воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, жил во власти пред­ставлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. По­этому писателя особо огорчало неисполнение дворянами своего долга перед обществом: «Мне…

  • Л.Н. Толстой «После бала» анализ произведения
    (768)

    История создания
    Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже по­сле смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действи­тельное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как…

Главная тематика

В произведении «После бала» раскрывается безотрадная сторона царского солдата и его двадцатипятилетняя служба в русской армии, где было полное бесправие, постоянная муштра и невыносимые наказания в случае невыполнения любого приказа начальника. Но основной проблемой все же стали вопросы нравственного воспитания человека и то, под воздействием чего оно формируется. Влияет ли на все это просто случай или какие-то общественные условия? История создания «После бала» описывает пример того, как одно событие переворачивает всю жизнь главного героя, сразу отбросившего все тогдашние сословные предрассудки. Молодой человек, который, как и все в этом возрасте, весьма восторжен, впечатлителен, вдруг из-за нахлынувшего на него чувства несправедливости резко меняет свою судьбу.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Ивана Васильевича. Рассказ основан на истории юноши, влюбленного в Вареньку, дочку известного полковника. Он постоянно посещает балы, где она бывает, любуется ею, борется за право как можно больше с ней потанцевать. Иван уверен, что его чувства взаимны, и он уже красочно представляет свою дальнейшую судьбу. Но сцена после бала яснее раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и сочувствующего, искреннего и совестливого человека. Иван не может прогнать из мыслей сцену, где хладнокровный отец его возлюбленной наказывает беглого татарина. Нравственные качества юноши затмевают горячую влюбленность. Он олицетворяет сознательную и твердую в своих убеждениях молодежь.
  2. Образ рассказчика в произведении — это уже взрослый, мудрый Иван Васильевич, который рассказывает о случае, круто изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и лишь физической влюбленности. Опытный мужчина пытается убедить молодое поколение, что духовная связь намного ценнее физической. Невозможно жить с человеком, который не разделяет твоих убеждений и даже явно противоречит им.
  3. Образ Вареньки. Девушка играет в рассказе, скорее, второстепенную роль. Она — субъект влюбленности Ивана Васильевича. Она по праву рождения вошла в высшее общество и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и кружевной. Рассказчик описывал Вареньку как стройную, высокую, грациозную барышню, в которой чувствовалась величественность. Она всегда держалась прямо: ее царственный вид мог отпугнуть, но ласковая, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество. Рассказчик упоминает, что и в пятьдесят лет женщина был неописуемой красавицей. Характер героини почти не раскрывается в рассказе, Лев Толстой делает акцент на ее отце, Петре Владиславовиче.
  4. Образ полковника. Он предстает в рассказе в качестве ключевого персонажа. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный и моложавый старик. Он был воинским служакой «николаевской» выправки. Сначала автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой позиционирует себя как истинного христианина, который пытается всячески угодить Богу. Однако читатель видит, что он слеп и двуличен — старик обожает свою семью, выступает в качестве добродушного отца, но совершенно жестоко и равнодушно ведет себя по отношению к простым солдатам. Духовные качества героя делятся надвое: для семьи он готов на самопожертвование (он экономил на себе, чтобы больше позволить дочери), но для подчиненных мог оставить лишь гнев и презрение. Лицемерие и двойные стандарты являются основными чертами этого дворянина, готового щедро осыпать недостойных ударами шпицрутена сразу после того, как осыпал дочь и жену поцелуями.
  5. Хозяева бала — это Варенька, Петр Владиславович и его жена в брильянтовой фероньерке. Семья производила на всех самый положительный эффект: стройная, величественная Варенька, статный высокий Петр Владиславович и добродушная, в плюсовом бархатном платье жена, похожая на «портреты Елизаветы Петровны». Все трое были как на подбор, Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал свое с ней родство. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и шпицрутенах. Женщины разгуливают в шелках и украшениях, купленных ценой крови того избитого татарина. Такое приданое Иван Васильевич принять не мог.

Темы

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты

Основная тема рассказа – двуличие светской жизни, которая делится на парадный выход и будничную грязь, которая и обеспечивает вечерний банкет. Ради блеска и пафоса на балу люди ведут себя бесчеловечно на службе, идут на немыслимые жертвы. Неслучайно автор указал, что ради пышных приемов полковник экономит на необходимых вещах. Героя затянула трясина выходов напоказ, и он живет ради того, чтобы казаться, а не быть. Наблюдая за избиением татарина, он не видит кровавое месиво на его спине, ведь жизнь самого военного искусственна, и в ней нет места суровой действительности. Сочувствие не доходит до его ума, помраченного ярким светом высшего общества.

Тема любви в рассказе «После бала» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, любовь представлена больше как сильная увлеченность, а не серьезное чувство. Иван испытывал восхищение, страсть, трепет к Вареньке, но автор не описывает эмоции героя как взвешенные и достаточно обдуманные. С другой стороны, рассказчик призывает молодое поколение к духовным, возвышенным чувствам

Он сетует на то, что в современное время все обращают внимание лишь на физические достоинства. Моральная и принципиальная сторона вопроса для автора играет решающую роль, а красота – второстепенную.

Тема крушения мечты

Однако сам герой, будучи молодым, был восхищен и поглощен происходящим — он забывал узнать саму Вареньку. Иван не знал ни истинный характер девушки, ни ее привычек, ни мыслей. Торжественный бал и танцы с Варенькой были вроде красочного спектакля, который прекратился в одно утро. Когда веселье закончилось, все сняли свои маски и начали жить будничной рутиной, мечты Ивана разбились.

Разрыв шаблона. Иван не смог принять поступок Петра Владиславовича, ранее бывшего весьма ему симпатичным. В тот день он чувствовал ужасную тоску от всего увиденного, задавался вопросом, за что беглый татарин был награжден такой жестокостью. Ивану было стыдно, когда он встретился глазами с полковником, он пытался оправдать статного старика, но так и не нашел ответа на свой вопрос. Влюбленность Ивана пошла на убыль, он больше не посещал бальных вечеров в доме Петра Владиславовича.

Пейзаж. Стоит обратить внимание на пейзаж, который был вокруг Ивана во время его встречи с полковником. Лев Николаевич Толстой делает акцент на тумане, который навис над местностью в то утро. Автор сравнивает туман с состоянием героя во время его общения с Варенькой и ее семьей. Иван не мог ясно увидеть настоящую сущность этой семьи, он был будто в тумане, когда его завлекла эта веселая, чувственная увлеченность. После бала герой слышит звуки мазурки, но и они уже кажутся ему «жесткой и нехорошей» музыкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Комментарии: 1
  1. Аватар
    Аноним

    :sad:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: