«холстомер» толстого: краткое содержание произведения

Краткое содержание Толстой Холстомер

Начинается рассказ великого классика Льва Толстого «Холстомер» такой картинкой. Конюх пригоняет табун к реке, ласкает коня Холстомера, а потом ни с того ни с сего больно бьет его. Однако мерин мудрее человека, замечает автор. И обиды лошадь не показывает, только жадно пьет воду.

Заезженную лошадь продолжает мучить табун. Табун безжалостен: он копытами толкает в худые бока Холстомера только потому, что тот старый.

А дальше автор приводит удивительный рассказ обессиленного коня о своей жизни. Красивый пегий мерин родился от длинноногого Холстомера. Но за необычность расцветки молодого Холстомера его лишают возможности продолжать свой род, выхолащивают. Отчаявшийся конь сносит эту несправедливость и грустно наблюдает за миром людей. Он видит, как они без конца лгут, притворяются, ими правит закон «мое». Вот и хозяева Холстомера пренебрежительно продают его заезжему барышнику, хотя благодаря своим породистым ногам Холстомер славится как главный рысак в округе.

Гусар, которому теперь принадлежит Холстомер, особенно крут в отношениях с замечательной лошадью. Он загоняет коня в угоду тому, чтобы всякий прохожий шарахался, видя, как несется гусар к своей любовнице. А Холстомер покорно служит хозяину и думает: ну, загони меня насмерть, я буду рад угодить тебе. Толстой рассказывает, насколько предан конь гусару: Холстомер любуется собой рядом с офицером.

Но тут любовница гусара бросает своего кавалера. Хозяин седлает Холстомера и загоняет его. За ночь, когда лошадь уже не может есть, она теряет все свои силы, ее начинают перепродавать кому попало.

Здесь наступает перелом в рассказе. Табун и дряхлый мерин возвращаются на двор, в доме оказывается гость, обрюзгший старик. Конь узнает в нем когда-то любимого хозяина-гусара. Тот промотал все свое состояние, весь в долгах, и спьяну валится спать в одном сапоге. Так автор будто сравнивает судьбы человека, когда-то загнавшего до смерти коня, и старого мерина.

Финал рассказа жутковатый. Он будто говорит о том, что, коль жизнь пошла наперекосяк, то будет уже так идти до самой смерти. Холстомера заражает коростой хозяйская лошадь. И его больше не ведут на водопой, а запирают в сарае и перерезают горло. Но лошади кажется, что вместе со струей крови уходит и тяжесть жизни. Собаки и волки обгладывают ночами кости старого мерина.

Но тут же Толстой сообщает, что в землю убрали и сгнившее тело гусара, пусть и позже. Прятать это тело в червях и новом мундире стало ненужной заботой для людей – с убийственным спокойствием замечает автор. В этих последних строчках он будто признает, что отмщение за загнанного преданного Холстомера состоялось…

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

Произведение повествует о пассажирах корабля Вера, со всеми их привычками, чертами и безумствами. Действие происходит в 1931 году, из Мексики в Германию, возвращаются люди. Они знакомятся друг с другом и мирно беседуют.

Книга рассказывает о жизни Леши Горбачева. Отец его погиб на фронте, а вскоре и мама скончалась от болезни. Дядя и тетя Леши, люди глупые и жадные, взяли над ним опеку.

Нашему вниманию предстает улица под названием «Большая Кирпичная». Как только начинаешь приближаться к этому двору, начинаешь слышать гул, стук, громкие голоса и овации. Можно представить, что за домами бушует огромное море.

Все знают, что чайки летают для того, чтобы поймать себе корм, а не для удовольствия. Их суетное перемещение в воздухе даже полётом назвать нельзя. В погоне за мечтой о полёте Джонатан много тренировался.

Действие происходит зимой 1918-1919 гг. в городе, напоминающем Киев. Город оккупирован, власть захвачена гетманом. В 12 километрах идут бои, но московские и петербургские дельцы устремились сюда, убегая от большевиков.

Холстомер – краткое содержание повести Толстого

Главным героем произведения является старый конь пегой окраски, в прошлом являющийся прекрасным рысаком, но при этом имеющим тяжелую судьбу.

Мерину при рождении дают кличку Мужик первый, однако все начинают называть его Холстомером, поскольку конь отличается длинным, размашистым ходом.

Сейчас мерин находится на барском конном дворе, где вывозит старого табунщика Нестера на выпас лошадей барина. В этом табуне Холстомеру приходится несладко, поскольку Нестер иногда позволяет грубость по отношению к мерину, но конь не показывает обиды. Также не оказывают уважения к старости и молодые лошади, постоянно толкая копытами старую заезженную лошадь.

Затем повествование переходит к прошлой жизни мерина, рассказывая сначала о его детстве, когда он родился здоровым, крепким жеребенком от кобылы по кличке Баба. Однако его пегий окрас сразу же наложил отпечаток на все его дальнейшую судьбу, поскольку он портит родословную. Мать является для Холстомера его первой любовью, но когда она снова беременеет, первенец становится кобыле неинтересен, а сам конь также охладевает к матери. Впоследствии мерин увлекается молодой кобылкой по кличке Вязоупуриха, но хозяева, видя его интерес к лошади, решают выхолостить Холстомера в целях избежания повторения его пегого окраса.

С этого момента мерин погружается в собственные мыли, постоянно рассуждая о человеческой несправедливости и женской неверности.

Хозяин принимает решение подарить коня своему конюшему, но тут обнаруживается, что мерин является очень резвым животным, превосходящим по данному критерию многих рысаков. Поэтому его решают продать подальше, чтобы он не составлял конкуренции родовитым лошадям. С этого момента Холстомер меняет бесчисленное количество хозяев.

Однажды его хозяином становится гусарский офицер Никита Серпуховской и у Холстомера наступает самый счастливый период в жизни, поскольку офицер по причине его необычного окраса хорошо за ним ухаживает, не напрягая работой и тренировками.

Однако в один из дней все меняется в судьбе мерина. Это происходит в момент, когда Серпуховского бросает его очередная любовница, а хозяин решает догнать женщину и в погоне за ней загоняет Холстомера. Поскольку мерин теряет все свои качестве рысака гусар продает его сначала барышнику, а затем конь переходит к старушке, краснорядцу, цыганам и в итоге оказывается на дворе приказчика.

В один из дней Холстомер замечает хозяйского гостя и узнает в нем своего бывшего барина Никиту Серпуховского, который сильно постарел и промотался в постоянных гулянках.

Спустя время мерин заболевает, и хозяин решает умертвить Холстомера, который в момент собственной смерти ощущает облегчение. Тушу коня тут же освежевывают, а костный остов бросают собакам, воронам и волкам. Немного погодя уходит из жизни и Серпуховской, который оказывается никому ненужным. За его заслуги перед отечеством его облачают в красивый мундир, укладывают в хороший гроб и предают земле.

Популярные сегодня пересказы

На всем протяжении произведения рассказчик повествует нам о том, каким образом судьба свела его с Пуниным и Бабуриным. Действие всех событий начинается с 1830 года. Наш герой проживал у бабушки по причине того

Популярные сегодня пересказы

  • Несравненный Наконечников — краткое содержание водевили Вампилова В одной из многочисленных улиц большого города есть маленькая парикмахерская, не выглядящая ничем примечательным. Внутри комнатки завешаны шторы, стоят стулья для ожидающих своей очереди посетителей
  • Волк и семеро козлят — краткое содержание сказки братьев Гримм У одной козы было семеро козлят. Однажды она хотела их оставить одних дома и настоятельно указала никому дверь не открывать, кроме нее.
  • Краткое содержание Волк на псарне Крылова Это произведение является частью школьной программы. В этой статье предлагается ознакомиться с ее кратким содержанием.
  • Гензель и Гретель — краткое содержание сказки братьев Грим В лесной хижине жил бедный дровосек со своей женой и двумя детьми от первого брака. Устав от постоянного голода и нужды, жена дровосека предложила ему избавиться от детей, чтобы хоть как-то облегчить свое существование

Биография Л. Н. Толстого

Лев Толстой являлся представителем класса дворянства, корни которого велись ещё с петровских времён. Писатель имел множество влиятельных родственников среди представителей высшей аристократии. Со стороны матери, которая носила в девичестве фамилию Волконская, то же было множество знатных людей.

Детство и юность писателя

Лев Николаевич Толстой появился на свет 9 сентября 1828 года в родовом имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, в семье потомственных дворян. Будущий великий писатель был средним сыном в большой семье с четырьмя детьми. В 1830 году маленький Лев потерял мать, которая умерла от родильной горячки, а ещё через семь лет мальчик лишился и отца. Так, опекунство над Толстым на себя взяли двоюродный брат отца и тётя, после смерти которой мальчик уехал в Казань.

Начальное образование граф Лев Толстой получил дома, ему обучали французские и немецкие гувернёры. В 1843 году граф поступил в университет в Казани на факультет по изучению восточной культуры. Однако будущему светочу русской литературы не удалось справиться с трудностями учебной программы, что заставило его перевестись на более лёгкий юридический факультет. Впрочем, трудности не оставили его на этом факультете. В итоге Толстой даже не смог окончить университет со степенью.

Юный граф вернулся в родное имение, где начал заниматься устройством сельского хозяйства. Правда, и это начинание не увенчалось успехом из-за постоянных отъездов в Москву и Тулу. Однако всё это время Толстой вёл дневник, который вдохновил его на написание множества будущих произведений. Привычка записывать происходящие с ним события писатель пронёс с собой через всю жизнь.

В один из дней старший брат Льва, Николай, вернувшись домой, чтобы провести свой отпуск, полагавшийся ему как армейскому офицеру, убедил брата присоединиться к войскам. Так, Лев Толстой в звании юнкера отправился служить на юг, на Кавказские горы, откуда после был переведён в Севастополь, где будущий писатель принял участие в Крымской войне. Основным событием войны, которое нашло своё отражение и в произведениях автора, является героическая оборона Севастополя. Ей посвящено произведение «Севастопольские рассказы».

СпектакльХолстомер. История лошади (онлайн-трансляция)

Прослушав в исполнении Толстого монолог многострадального пегого мерина, известный по повести «Холстомер», Тургенев проговорил: «В прошлой жизни вы, граф, вероятно, были лошадью». Если бы не это мистическое совпадение писателя и персонажа, теория о врожденном благородстве животных и врожденной же низости людей, составляющая суть «истории лошади», воспринималась бы как полнейшая гиль. Взявшись за «Холстомера», выдающийся режиссер советской эпохи Георгий Товстоногов соорудил на сцене БДТ мир-конюшню и поставил спектакль о невыносимой жестокости бытия в нем любого неординарного существа — и этот спектакль вошел, как говорится, во все театральные учебники. Главному режиссеру БТК Руслану Кудашову дела нет ни до навязчивых идей классика литературы, ни до социальных баталий классика театра. У него есть своя идея, пожалуй, что и надуманная, но выстраданная, и свои приемы — мягкие, ненавязчивые и не лишенные остроумия. Тут, конечно, имеет смысл говорить о сотворчестве режиссера и художников Алевтины Торик и Андрея Запорожского.

Старый мерин, в течение часа философски рассуждающий о своих адских страданиях, похож на хемуля Туве Янссон. Белая лошадь-мать — это только голова, которая, вместо того чтобы следить за отпрыском, глядит налево, откуда доносится призывное ржание жеребца. Двуногих обидчиков, которые мерина сначала холостят, потом загоняют до полусмерти, а затем убивают, в спектакле нет вовсе — одна одежка: мундиры, дамское кружевное белье, кучерской сюртук разговаривают человечьими голосами. Кроме того, Кудашов последователен в своем языке: у животного-мученика такие же огромные иконописные глаза, как у ангела из «Невского проспекта» (за этот спектакль он, было дело, получил две «Золотые маски») — и крылья у Холстомера легко домысливаются. Режиссеру необходимо молиться на кого-то из персонажей, иначе вместо спектакля для взрослых выходит хоррор для тинейджеров — как «Вий» в том же БТК.

Большая сцена БТК Кудашову велика: стоит ему попытаться задействовать ее всю, как в его предыдущей премьере на этой площадке — новогоднем «Щелкунчике», — и целостная картина спектакля распадается на множество аттракционов в каждом из уголков пространства. В «Холстомере» этого удалось избежать — все самое значительное происходит в маленьком сарайчике, не больше отхожего места. Сначала это конюшня, а проденешь сквозь него штырь, нацепишь по бокам колеса — и уже телега.

Проблема у Кудашова — как и у Толстого — с людьми. В прологе три человека в отутюженных белых рубахах не пускают четвертого (который изображает явно душу только что зарезанного мерина) войти в распахнутые двери, к свету. А в финале, после рассказа о безропотных страданиях и христианской самоотдаче, — наоборот зазывают по-агитбригадному лихо в свой рай. И это тот случай, когда куклы выглядят магически одушевленными существами, а люди — марионетками в дурном смысле.

Главная идея произведения

Рассказ «Холстомер» очень аллегоричен. Одни реалии здесь показаны через другие. Так, образ табуна – это человеческое общество, лошади в нем – слепая и бездумная толпа, слепо потакающая правилам, придуманным невесть кем и невесть для кого.

У образа Холстомера два прочтения. С одной стороны – это личность, выделяющаяся из общества. Холстомер становится изгоем не из-за того, что он глуп, коварен, зол, лжив. Эти качества, увы, воспринимаются обществом как норма, а в некоторых случаях могут даже вывести своих обладателей в ряды лидеров. Непохожесть коня крылась в причинах, никоим образом не зависящих от него – он имел несчастье родиться пегим. «Я был пегий, я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому, а им». Только из-за того, что он изгой (пегий), к нему относятся, как к вещи: продают, покупают, выбрасывают, когда надоел, издеваются.

3 стр., 1195 слов

Отец из повести Детство Толстого образ и Характеристика

… на то, что он не относился к большому свету, среди людей того общества он был очень уважаем. У Петра Александровича есть связи в обществе. … что все они одинаковые попрошайки. Сочинение Отец в произведении Детство В данном произведении отец … качества и разгульный образ жизни золотой … На этом фоне сильного человека выделены небольшие глаза и странная поступь маленькими шагами. Толстой также отмечает, что …

С другой стороны Холстомер – это собирательный образ типичных черт русского мужика, который всю жизнь тяжело трудится, чтобы потом безвестно умереть. И самое жуткое, что он не восстает против своего рабского положения, он лишь тихо ропщет и смотрит страдальческими глазами в небеса. Он силен, он умен, он смел и отважен, но он покорен и в этом его беда. И как бы парадоксально это не звучало, он порой слепо любит своего мучителя, как любил Холстомер гусара Серпуховского.

Итак, главная творческая задача Толстого заключалась в том, чтобы в аллегорической форме показать современное классовое общество, его шокирующую несправедливость. Живописать общество, где до сих пор есть рабский труд, покорное служение, где один безнаказанно может унижать другого.

В культуре

Театральные постановки

По мотивам повести в 1975 году в БДТ имени Горького (Ленинград) был поставлен спектакль «История лошади». Роль Холстомера сыграл Евгений Лебедев.

1 октября 2012 в Москве в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского состоялась мировая премьера оперы «Холстомер» на музыку Владимира Кобекина (режиссёр-постановщик и хореограф — Михаил Кисляров, дирижер-постановщик — народный артист России Владимир Агронский).

В 2012 году спектакль «Холстомер. История лошади», посвящённый памяти Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева, поставлен Тбилисским русским драматическим театром. Автор инсценировки и режиссёр-постановщик — Автандил Варсимашвили.

Радиопостановки

В 1956 г. немецкая радиостанция NDR выпустила радиоспектакль. Редактор Вольфганг Вейрауха, музыка Уинфрид Циллиг, режиссер Отто Курт.

В живописи

Художник Николай Сверчков прочитав произведение, написал Льву Толстому: «Прочитав Ваш чудесный рассказ о грустной судьбе бедного Холстомера, я не мог отказать себе, чтобы не изобразить это достойное животное». Две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости», подаренные им в 1887 г. писателю, теперь хранятся в Музее Л. Н. Толстого в Москве.

Знакомство с героями

Главный герой толстовской книги — конь по кличке Холстомер. В молодости он был прекрасным рысаком, но имел дефект — светлые пятна. Когда Холстомер полюбил кобылу, его кастрировали. Так конь стал мерином. Другие персонажи произведения:

  • Никита Серпуховский. Любимый хозяин коня, гусар, промотавший состояние.
  • Нестер. Старый табунщик, верхом на Холстомере пас хозяйских лошадей.

Когда начала расплываться заря и побелело матовое серебро росы, Нестер пришёл на конный двор и отворил скрипящие ворота. Он замахнулся на сунувшуюся в проход кобылку и прикрикнул на остальных лошадей. Нестеру предстояло выгонять животных на луг, чтобы они паслись. Все лошади, кроме одного мерина, проявляли нетерпение. Холстомер покорно ждал, пока табунщик его оседлает.

Усевшись в седло, работник дал последние указания Ваське и погнал табун. Через ворота проходили самые разные лошади:

  • тяжёлые матки;
  • молодые кобылки;
  • сосунчики;
  • стригуны.

Смена хозяев

Сначала Холстомер принадлежал генералу, потом тот подарил его конюшему. Мерин не понимал, почему о нём говорит «мой» человек, который его не кормит и не ездит на нём. Потом Холстомер заметил, что в обществе принято называть «своими» разные вещи. Цель человеческого существования состоит в том, чтобы владеть чем-то, будь то дом, лошади или суконная лавка. При этом люди зачастую не пользовались тем, что называли своим, а только обслуживали это.

Со временем выяснилось, что Холстомер превосходит по резвости рысака Лебедя, который принадлежал графу. Люди пришли в ужас и был решено продать животное как можно дальше, чтобы даже слухи о нём не доходили. Так мерин впервые сменил хозяина. Вот что ждало его:

  • труд;
  • унижения;
  • жестокость;
  • несправедливость.

Новым владельцем мерина стал барышник, а потом он продал его проезжающему гусару. Несчастный был даже рад, когда его вывели из Хреновой. Больше в этот вечер Холстомер ничего не успел рассказать, потому что начала жеребиться старая кобыла по кличке Купчиха. Старые лошади знали, что с ней происходит, а молодёжи было в диковинку, поэтому многие отошли от мерина и столпились вокруг роженицы. К утру на свет появился жеребёнок. Нестер позвал конюшего, и вместе они увели мать и дитя в денник.

Вечером Холстомер продолжил рассказ. По его словам, лучшим временем было то, которое он провёл у двух хозяев. Этими людьми стали гусарский офицер и старушка. Остальные владельцы, у которых довелось жить Холстомеру, не оставили таких приятных воспоминаний. Мерин очень привязался к гусару, который впоследствии и стал причиной его погибели. Вот как описывает пегий этого человека:

  • богатый;
  • красивый;
  • холодный;
  • жестокий;
  • счастливый.

Мерин относился к хозяину с тем особым чувством, которое бывает только у лошадей.

История создания и цель сборника

Лев Николаевич Толстой присутствовал при обороне Севастополя и выступал очевидцем событий, поэтому он смог подробно рассказать о происходящем в городе. Когда началась Крымская война, писатель находился на службе. Ему разрешили перевестись в Севастополь и год он жил в окрестностях города.

Находясь в осаде, литератор был поражен героизмом простых людей, тогда и началась история создания «Севастопольских рассказов» Толстого. Первый очерк на эту тему он стал писать под шум орудий. Лев Николаевич считал, что русские солдаты и обычный народ, и есть та движущая сила, зарождающая героический дух.

Основная идея произведения — показать четкое различие между простыми солдатами и честолюбивыми, высокомерными офицерами, которые были способны на убийства ради получения звездочек и очередных званий. Тщеславие и лицемерие — ключевые моменты в проблематике произведения.

Популярные сегодня пересказы

  • Человек из ресторана — краткое содержание повести Шмелева Рассказ «Человек из ресторана «повествует о жизни простых людей в начале XX века. Семья Скороходовых жила в небольшой квартире. Глава семейства работал в ресторане официантом.
  • Золотые яблоки Гесперид — краткое содержание мифа (12-й подвиг Геракла) Этот подвиг был наиболее сложным из всех свершений Геракла во время его службы у Эврисфея. Ему было поручено пойти к титану Атласу и добыть из его прекрасных угодий, у его дочерей Гесперид 3 золотых яблока
  • Северная Одиссея — краткое содержание рассказа Лондона После долгой дороги Мэйлмют Кид прибыл в свою хижину. Хозяина встретил его друг, Стэнли Принс. Приехав, Кид застал около 10-12 гостей, оставшихся на ночлег. Среди них был странный, молчаливый и закрытый человек, которого Принс и Кид
  • Сонечка — краткое содержание романа Улицкой Сонечка – девушка высокого роста, не очень хороша собой и весьма стеснительна. Родилась в большой семье и с детства увлекалась книгами. Читала она всю свою сознательную жизнь, и росла, не отрываясь от книг.

Заключительные события

На следующий день лошадей по обыкновению выгнали на луг. Вечером, когда они вернулись, к приказчику пришёл гость. Хозяин стал показывать ему своих самых лучших коней и кобыл. Человек увидел Холстомера и сказал, что когда-то у него тоже был «расписной» мерин. Он стукнул животное по крупу, и в этот момент пегий заржал: он признал в госте Никиту Серпуховского — своего бывшего хозяина. Сейчас это был опустившийся, обрюзгший старик. Молодость его прошла в кутежах, и постепенно Никита промотал всё состояние, нажив огромные долги.

Потом гость и хозяин ушли ужинать. В эту ночь хозяйский работник, пользуясь тем, что приказчик напился, накинул на Холстомера попону и поехал на нём в кабак. Всю ночь мерин стоял на привязи и лизался с мужицкой лошадью. Потом они вернулись домой. Очень скоро мерин стал чувствовать, что его тело чешется. Хозяин заметил это и приказал покончить с конём.

Холстомера отвели в лощинку за кирпичным сараем, как будто это было особенное место. Мерин не сопротивлялся: он думал, что Васька и драч будут его лечить. Вдруг горлу сделалось больно, а потом что-то полилось, и мерин почувствовал непривычную лёгкость. Казалось, что «облегчилась вся тяжесть его жизни». Несчастный даже не понял, что умирает. Его освежевали, а вскоре кости начисто обглодали животные и птицы. Так закончилась жизнь прекрасного животного, наполненная горькими событиями.

Через некоторое время Серпуховский тоже скончался, но его мясо и кости не пригодились никому. Грузное тело обрядили в мундир, уложили в гроб и закопали в землю. Так закончилась история о мерине, который всю жизнь добросовестно служил людям, но получал не благодарность, а побои и издевательства.

В повести «Холстомер» Толстой затрагивает важные проблемы, рассуждая о несправедливости, жестокости и достоинстве. Анализ сюжета показывает, что некоторые качества, присущие людям, есть и у животных. Но если лошади унижали Холстомера, не понимая, кто он такой, то двуногие особи издевались над мерином вполне осознанно, с целью потешить самолюбие и развлечься.

Роковая поездка и дальнейшие несчастья

Однажды князь приехал к любовнице и увидел, что её нет. В квартире, где жила женщина, сказали, что она уехала к другому. Гусар не стал распрягать Холстомера и поехал вдогонку. В этот роковой день мерин первый раз «сделал сбой». Хозяин не дал ему поправиться, а начал стегать кнутом.

Пегий побежал изо всех сил, чувствуя, как его ноги ударяются о железо. Через 25 вёрст они догнали женщину. Свою миссию мерин выполнил, но после этого ему стало очень плохо. Утром люди дали воды, и потом начали лечить лошадь — так у них это называлось. Вот как описал Холстомер своё состояние:

  • копыта сошли;
  • сделались наливы;
  • появились слабость и вялость во всём теле;
  • не стало груди;
  • согнулись ноги.

Потом мерина продали барышнику, который стал давать ему морковь. От такой еды здоровье ухудшилось ещё сильнее, зато Холстомер стал лучше выглядеть, и сейчас его облик мог бы ввести в заблуждение незнающего человека. Теперь у пегого не было ни сил, ни способности к езде. К барышнику часто приходили покупатели. Тогда он стегал мерина, чтобы тот выглядел бодрее, потом затирал рубцы и выводил.

Вскоре Холстомера купила старушка. Она ездила на нём к Николе Явленному. Новая хозяйка часто секла кучера. Он приходил к лошадиному стойлу и плакал. Тогда рассказчик узнал, что человеческие слёзы солёные на вкус. После старушки у несчастного животного было ещё несколько хозяев:

  • краснорядец;
  • мужик;
  • цыган;
  • приказчик.

Происходящее в мае

Прошло 6 месяцев после осады города. Дипломатам не удается прийти к соглашению. Офицер Михайлов гуляет по Севастополю и вспоминает цитаты из письма товарища. Тот рассказал, что его супруга читает о событиях, происходящих в городе и сильно гордится своим мужем. Михайлов подумал, что ему очень недостает такой поддержки. Он мечтает быть награжденным, и чтобы все газеты рассказывали об этом. Тщеславие — основное качество в его характеристике.

Офицер не заметил, как дошел до павильона с музыкой, ему захотелось поговорить с аристократами, но он не решился подойти к ним. Михайлов мечтает о повышении, но ему не нравится общаться с обычными людьми и солдатами. Наконец, офицер осмеливается подойти к аристократам, они проявляют отзывчивость и даже соглашаются вместе прогуляться. Мужчина чувствует себя счастливым.

Один из аристократов — Праскухин, не хочет попадать под обстрел. Михайлов руководит ротой на передовой, а у Праскухина требуют передать сообщение о перемещении. После того как батальон перемещается, оба офицера стремятся произвести впечатление. Праскухин погибает, а Михайлов получает ранение в голову, но отказывается от лазарета, потому что мечтает выделиться.

Издевательства над пегим

Старые животные шли тяжёлым, тихим шагом, а молодые кобылки теснились, наваливаясь друг на друга. Наконец, все лошади вышли за ворота, и мерин, который отлично помнил маршрут, покорно повёз табунщика на луг. Когда добрались до пастбища, работник расседлал мерина и начал чесать его под шеей. Холстомер не любил этого, но притворялся, что ему нравится. Он вёл себя так из деликатности.

Вдруг Нестер стукнул мерина по ноге. Было очень больно, но пегий опять не подал виду. Конь привык страдать, получая оскорбления и от людей, и от лошадей, причём молодые кобылки издевались над ним даже сильнее, чем табунщик. Холстомер не любил свою старость, она казалась ему гадкой. Однако облик животного ещё сохранял следы былого величия.

Когда лошади вернулись с луга на конный двор, молодые кобылы продолжали издеваться над Холстомером. Они гоняли старого мерина и били его копытами в бока, а он только старчески кряхтел. Одна кобыла особенно сильно ударила его, и мерин не мог этого стерпеть: он укусил озорницу за ляжку. После этого с лошадьми как будто что-то произошло: они не давали Холстомеру ни есть, ни просто спокойно стоять. Весь табун гонял старика.

Но вот мерин отошёл подальше от молодёжи и остановился посреди двора. Потом он сделал что-то такое, от чего всё притихли. На лице пегого отражалось отчаяние, смешанное с «озлоблением бессильной старости». Конь вздохнул, и в этот момент к нему подошла старая лошадь Вязопуриха. Остальной молодняк подступил к ним поближе. Они почувствовали, что сейчас узнают от мерина что-то необычное. Холстомер помолчал и начал свой рассказ.

Холстомер

На заре с барского конного двора выгоняют на луг лошадей. Из всего табуна выделяется серьёзным, задумчивым видом старый пегий мерин. Он не выказывает нетерпения, как все остальные лошади, покорно ждёт, пока его оседлает старик Нестер, и с грустью наблюдает происходящее, зная наперёд каждую минуту. Пригнав табун к реке, Нестер рассёдлывает мерина и чешет его под шеей, считая, что лошади это приятно. Мерин же не любит этого чесанья, но из деликатности притворяется благодарным человеку, закрывает глаза и мотает головой. И вдруг, безо всякой причины, Нестер больно бьёт мерина пряжкой узды по сухой ноге. Этот непонятный злой поступок огорчает мерина, но он не подаёт вида. В отличие от человека, поведение старой лошади исполнено достоинства и спокойной мудрости. Когда молодые лошади дразнят мерина и делают ему неприятности — бурая кобылка мутит воду перед самым носом, другие толкают и не дают проходу, — он прощает своих обидчиков с неизменным достоинством и молчаливой гордостью.

Продолжение после рекламы:

Несмотря на отталкивающие признаки дряхлости, фигура пегого мерина хранит в себе спокойствие былой красоты и силы. Его старость — величественная и гадкая одновременно. И это вызывает у лошадей негодование и презрение. «Лошади жалеют только самих себя и изредка только тех, в шкуре кого они себя легко могут представить». И всю ночь на конном дворе, повинуясь стадному инстинкту, весь табун гоняет старого мерина, слышатся удары копыт о худые бока и тяжёлое кряхтение. И мерин не выдерживает, останавливается в бессильном отчаянии и начинает рассказ о своей жизни. Рассказ длится пять ночей, а в перерывах, днём, лошади уже почтительно обращаются с мерином.

Он рождён от Любезного первого и Бабы. По родословной его имя — Мужик первый, а по-уличному — Холстомер. Так люди называют его за длинный и размашистый ход. С первых дней жизни он чувствует любовь матери и то удивление, которое вызывает у окружающих. Он пегий, необычный, не такой, как все. Первое горе в жизни — потеря любви матери, которая уже носит в себе меньшого брата

Первая любовь к красивой кобылке Вязопурихе обрывается, закончившись самой важной переменой в жизни Холстомера — его выхолащивают, чтобы не продолжать в роду пегости. Его отличие от всех порождает склонность к серьёзности и глубокомыслию

Молодой мерин замечает, что люди руководствуются в жизни не делами, а словами. И главное среди слов — «моё». Это слово изменяет поведение людей, заставляет их часто лгать, притворяться и не быть тем, чем они являются на самом деле. Это слово было виной тому, что мерина передают из рук в руки. Хотя он обходит знаменитого рысака Лебедя, Холстомера все-таки продают барышнику: из-за того, что он пегий и принадлежит не графу, а конюшему.

Пимен Тимофеевич

Когда дядька видит, что мальчик не понимает этих объяснений, он начинает приводить для ясности примеры из окружающей жизни. В рассказе «Старая лошадь» Толстого, краткое содержание которого есть в этой статье, подробно рассказывается о старике Пимене Тимофеевиче. Он живет по соседству. Его знает вся округа, потому что ему уже 90 лет. И все уважают его возраст и мудрость. Относятся к нему с почтением.

Пимен Тимофеевич настолько старый, что передвигается уже с большим трудом. Ходить он может, только опираясь на палку. Дядька доходчиво объясняет младшему брату, что по лошадиным меркам Воронок прожил нисколько не меньше Пимена Тимофеевича. Они одинаково стары. Им одинаково тяжело даже передвигаться. Не то что скакать, чего требуют герои рассказа от Воронка.

Только тогда мальчик наконец понимает, что совсем зря мучил старого коня. У него появляется жалость к животному. Он просит у него прощения.

Эта история глубоко засела в голове главного героя. Запомнилась ему на всю жизнь. Даже став взрослым человеком, он все равно прекрасно помнил Воронка и Пимена Тимофеевича. И с уважением относился как к пожилым людям, так и к старым коням и другим животным. Всегда жалел их и оберегал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: