«на заре ты её не буди»

klassreferat.ru

Афанасий Афанасьевич Фет Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око. «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и других. Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры «золотые переливы», которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка. Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, «широко в область ночи день объятия раскинул». Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он «робко смотрит в очи» и «изумлен, что день не минул». Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи. Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где «над безбрежной жатвой хлеба» небо «смежает огнедышащее око», ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте. При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой», скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Рекомендуем посмотреть:

  • «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
  • «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
  • «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
  • Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
  • Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
  • «Соответствия», анализ произведения Бодлера
  • «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
  • «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
  • «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

История создания

Многие литературные критики расходятся во мнении относительно того, кому посвящено произведение «На заре ты ее не буди». Автор изображает безмятежно спящую девушку, любуясь ее обликом. Кто-то утверждает, что главная героиня — это любимая женщина Афанасия Афанасьевича, к которой он испытывал нежные и трепетные чувства, Мария Лазич. Однако другие опровергают эту версию, объясняя тем, что поэт познакомился с девушкой спустя несколько лет после выхода этих строк.

С лирическим стихотворением читатели познакомились впервые в 1842 году. Причиной его написания стал визит автора к близким друзьям, где от сердечной недостаточности умирала маленькая девочка, дочь хозяев. Не в силах помочь ребенку, родители с тревогой наблюдали за каждым вздохом малышки, которая, спасаясь от мучительных болей, часто спала. Именно ее просит не будить поэт в своих строках, обращаясь к горюющей матери, которая старалась как можно больше побыть с девочкой.

Несмотря на то что главной темой произведения стала смерть, Афанасий Афанасьевич сумел преподнести эту картину очень трогательно, с трепетом и любовью. При прочтении стиха в душу закрадывается щемящая, безудержная тоска. Очевидно желание автора не просто передать то, что испытывал он сам в этот момент, но и приобщить читателя к переживаниям. Яркие образы, созданные в грустных лирических строках, заставляют глубоко прочувствовать горечь ситуации.

В 1842 году творчество Фета было опубликовано в литературном журнале «Москвитянин». Стихотворение относится к раннему периоду его жизни, а потому, как отмечают критики, для произведений характерны:

  • безмятежность;
  • легкий слог;
  • безоблачность.

Более сложный этап у автора начинается после 1849 года, в написанных им строках чувствуется тяжесть и мрачность, больше печали и тоски. Любовью всей жизни Фета стала Мария Лазич, без которой он не представлял своего существования и буквально боготворил девушку. Однако с ней произошло несчастье, она не смогла спастись при страшном пожаре и погибла. Все оставшиеся дни Афанасий Афанасьевич корил себя за то, что не оказался с ней рядом в трудную минуту и не смог спасти ей жизнь.

«На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета

Фет является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой.

Стихотворение «На заре ты ее не буди…» было написано Фетом весьма неслучайно. Не случайно в нем проскальзывает и тема смерти – эта тема поэту была очень хорошо знакома. Оно было навеяно одной из несчастных ситуаций, в которой Фет был негласным наблюдателем – в гостях у своих друзей, он узнал, что их дочь тяжело больна. Девочка от боли избавлялась только во сне, и поэт в своем произведении призывал мать девочки не будить ее, как бы той не хотелось провести вместе несколько лишних часов.

В стихотворении прослеживается желание поэта приобщить читателя к чувствам лирического героя, сделать его не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником созданной им ситуации. Лирический герой описывает нам, читателям, прекрасную, хрупкую девочку на заре – на заре жизни, то есть в детстве. Она полна гармонии, она воплощает собой безмятежность, красоту.

В первой строфе Фет использует анафору. Анафора, стоит сказать, является одним из главных приемов в этом стихотворении

С ее помощью внимание читателя сосредотачивается на ключевых словах произведения – «на заре»

Во второй строфе Фет продолжает эстетически развивать картину, представшую перед лирическим героем и читателем. Он показывает, что красота невинной девочки омрачена чем-то страшным, чем-то, что меняет настроение как наблюдателя, так и участника этой «картины». Используемый поэтом эпитет «утомительный» по отношению ко сну добавляет в безмятежную, светлую картину утра черный как ночь мазок тревоги – лирический герой, как и читатель, невольно настораживается в этот момент.

Третья строфа продолжает сгущать краски и все более омрачать, казалось бы, безмятежность созданной Фетом красоты. Здесь видно, как сильно страдает юная героиня, как больно и тоскливо лирическому герою наблюдать за этим, как душевная боль героини затмевает красоту природы. Нарушается гармония юной девочки, которая наблюдалась в первой строфе:

Для создания такого эффекта, Фет использует антитезу и анафору – эти приемы усиливают напряжение, созданное поэтом.

По последней строфе видна кольцевая композиция произведения. Но как же разительно отличаются первая и последняя строфа меж собой! Первая строфа полна безмятежности, гармонии, своеобразной туманности утра, а вторая пронизана драмой и выражает ответ на вопрос, которым, по задумке поэта, должен задаться читатель: «Отчего же ее не будить?»

Фет прибегает к использованию многочисленных метафор (косы бегут, утро дышит), сравнения (косы и ленты), большого количества эпитетов, инверсия при построении предложений, синтаксический параллелизм (и чем ярче, и тем громче), лексический повтор, аллитерацию (она помогает сосредоточить внимание читателя на страдании героини путем повторения большого количества согласных звуков). Все эти средства помогают создать сладко-горькое ощущение после прочтения

Стихотворение написано в размере анапест – 5 строф по 4 строки перекрестной точной рифмой. Размер придает мелодичность и задает меланхолическое, тоскливое настроение всему произведению.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Смерти», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета
  • «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
  • «Бал», анализ стихотворения Фета
  • «Цветы», анализ стихотворения Фета
  • «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение
  • «Вечер», анализ стихотворения Фета

По произведению: «На заре ты ее не буди…»

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

Вариант №2

Творчество Фета можно разделить на несколько периодов. К первому периоду относится творчество юных лет поэта, которое можно узнать по определенной легкости. Второй период это позднее творчество. Стихотворения именно этого периода не имеют практически никакой драматургии, хотя, как известно из биографии поэта жизнь у него складывается совсем не просто. После потери любимой девушки, почерк Фета резко меняется, и произведения наполняются печалью.

Стихотворение было написано в 1842 году, когда поэт был в доме у друзей и видел, как умирает их дочь. Именно этот момент жизни повлиял на написание произведения. Данная работа является одной из самых лучших, и она наполнена глубоким смыслом.

Стихотворение берет начало со строк, в которых автор пишет, что не нужно беспокоить маленькую девочка, ведь она и так переживает сильную боль в области груди, а сейчас она спит. Малышка долго не могла спать и практически весь день сидела у окна и смотрела на облака.

Близкие люди автора отмечают, что девочка скончалась именно во сне, после долгих мучений. Поэт как бы чувствует, что девочка покинет мир и хочет, чтоб она уснула и умерла без мучений и боли. Но это своё чувство Фет скрывает, он не хочет, чтоб читатель был омрачен грустной мыслью, а наоборот преподносит девочку как прекрасное создание.

Поэт уже видел смерть в своей жизни. Он пережил уход своего приемного отца, и тогда Фету было 14 лет, но автор не воспринимает смерть как трагедию или горе. В стихотворении также видно, что для автора смерть это этап в жизни и её не обойти, поэтому относиться надо к ней соответственно.

Но поет меняет своё мнение по поводу смерти после гибели его любимой и это просматривается в его позднем творчестве. Отныне даже романтика в стихотворениях Фета наполнена некой трагедией, ведь она может принести и горе.

Кратко по плану, история создания. Когда написано

«На заре ты ее не буди…» А.Фет

На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди… На заре она сладко так спит!

Анализ стихотворения Фета «На заре ты ее не буди…»

Лирика Афанасия Фета подразделяется на два периода. Первый из них, относящийся к юности поэта, характеризуется легкостью и безмятежностью. Произведения этого времени практически лишены драматизма, хотя жизнь самого Фета складывается далеко не безоблачно. Однако после 1849 года направленность стихов поэта резко меняется, так как он переживает смерть девушки, в которую был безумно влюблен. Его произведения не утрачивают своей легкости, однако отныне они наполнены печалью и раскаяньем.

Принято считать, что стихотворение «На заре ты ее не буди» также было посвящено Марии Лазич, с которой поэт расстался, не желая связывать себя узами брака без достаточного материального благополучия. Однако на самом деле это произведение появилось на свет в 1842 году, когда 22-летний поэт еще не был знаком с Марией Лазич. По воспоминаниям очевидцев, Фет написал его после того, как провел ночь в доме своих друзей¸ у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь. Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов.

Данное произведение начинается со строк, обращенных к матери малышки, в которых автор просит не будить смертельно больную кроху, которая, промучившись всю ночь от болей в груди, уснула лишь с восходом солнца. «Утро дышит у ней на груди, ярко пышит на ямках ланит» — эти достаточно красивые и романтичные строки на самом деле полны грусти и страха за девочку. часы которой уже сочтены. Автор отмечает, что накануне она долго не могла уснуть, сидела у окна « и следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Однако даже такое невинное и безобидное занятие доставляло девочке страдания, так как «все бледней становилась она, сердце билось больней и больней».

Утомленная недугом, малышка не скоро смогла уснуть, и этот сон принес ей короткое облегчение. Поэтому автор отмечает, что «на заре она так сладко спит» и просит не тревожить малышку. Если верить воспоминаниям близких друзей Фета, то героиня его стихотворения как раз и умерла во сне после бессонной ночи, проведенной у окна. Поэтому можно предположить, что поэт, зная о дальнейшей судьбе девочки, хочет, чтобы она ушла в иной мир спокойной и счастливой, не чувствуя постоянной боли и страха. Но это знание дается автору нелегко, так как весь трагизм последующих событий он тщательно маскирует в своем стихотворении. В нем нет намека на то, какая участь ждет ту, которой он посвятил эти волнующие, полные нежности и заботы строки. Видимо, поэт хотел сохранить в своей памяти ее прекрасный образ, не омраченный печатью смерти.

Собственно говоря, к этому моменту Афанасию Фету уже приходилось видеть, как умирали люди, и одним из них был его приемный отец Афанасий Шеншин. Но, будучи 14-летним подростком, Фет не воспринял его кончину, как трагедию. В произведении «на заре ты ее не буди…» прослеживается подобное отношение к смерти, которая неизбежна, поэтому, по мнению автора, относиться к ней нужно без преувеличенных страданий.

Позже, когда в пожаре погибла возлюбленная поэта Мария Лазич, он кардинально изменил свое отношение к философским вопросам жизни и смерти. Это был как раз тот случай, с которым поэт не хотел мириться и считал, что, будь он рядом со своей избранницей, то сумел бы предотвратить ее нелепую и трагическую гибель. Поэтому поздняя лирика Афанасия Фета уже не так безмятежна, как в юности, и даже романтические события он рассматривает сквозь призму личной трагедии, которая отложила отпечаток на всем последующем творчестве поэта.

История создания

Стихотворение написано в 1885 году. Поэт не называет имя своей возлюбленной, поэтому то, кому лирический герой обращается, говоря: «Я тебе ничего не скажу…», остаётся только предполагать. С одной стороны, ею могла быть Мария Лазич, которой Фет посвятил целый цикл стихотворений. Внезапная смерть девушки и чувство к ней могли вдохновить поэта на эти строки. Некоторые исследователи предполагают, что произведение могло быть посвящено жене лирика – Марии Боткиной. Эта женщина была рядом с Фетом до самой смерти. Кроме того, обоснованно можно считать, что «Я тебе ничего не скажу» – послание не конкретной женщине, а вымышленному образу.

Стоит заметить, что, создавая рассматриваемое стихотворение, Фет был далеко не молод, но и в возрасте 63 лет он сумел передать волнение нахлынувших чувств, которые так свойственны молодым людям.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Заря прощается с землёю…» – сам автор. В стихотворении А.А. Фета представлены символы: день, как рождение новой жизни, и ночь, как метафора смерти. Автор показывает в своём произведении умирание дня, уход жизни, водворение мрака. Но герой надеется на то, что придёт новый день, что он явит в себе продолжение жизни и откроет ему возможность двигаться дальше.

В произведении прослеживается противопоставление земли и неба. Деревья словно тянутся в небесную высь, в которой тают лучи заходящего солнца, чтобы уйти вместе с ним. В небо рвётся и лирический герой, желающий увидеть в другом мире своё счастье. На земле ему тяжко, темно и пусто. Он стремится к новой жизни, он надеется на неё, как на чудо.

Также день и ночь можно расценить как череду светлых и тёмных времён жизни. Стихотворение даёт повод задуматься над тем, что необходимо уметь пережить тёмные моменты и никогда не терять надежду на то, что на жизненном пути обязательно загорится свет.

Кроме того, стихотворение «Заря прощается с землёю…» имеет ещё один символ – символ уходящей любви. Потеря любимой девушки для А.А. Фета обернулась настоящей трагедией, и по истечению многих лет эта рана не заживала. Марию Лазич погубил несчастный случай: случайно от лампадки вспыхнуло её платье. После гибели Марии во многих стихотворениях просматривался мотив огня, свечи. Данное стихотворение тоже не обошлось без символа утраты: в первой строфе лирический герой наблюдает за тем, как огни на лесных вершинах, то есть последние солнечные лучи, гаснут от надвигающейся темноты. В последнем четверостишии герой мыслит о двойной жизни, что прямо наводит на мысль о самом поэте: ему и впрямь приходится вести две жизни, где одна являет собой преданность жене, а в мыслях возвращаться к своей настоящей, но безвозвратно ушедшей, любви. Поэт видел свою жизнь именно в этом закате – в тёмных тонах дремлющего в ночи леса.

история создания На заре ты её не буди (Фет Афанасий Афанасьевич Стихи)

Историей создания этого стихотворения служат два обстоятельства жизни поэта, наложившие отпечаток на всё творчество А. А. Фета.

Первое обстоятельство заключается в происхождении поэта. Его отец, Афанасий Шеншин, русский помещик, лечился в Германии и увёз от мужа Шарлотту Фет, родившую мальчика через месяц по прибытии в Россию. Мальчика назвали Афанасием. Когда ему исполнилось 14 лет, власти города Орла обнаружили, что он родился ещё до брака Ш. Фет с А. Шеншиным и должен был называться Фетом, и лишь к концу жизни Афанасию удалось вернуть себе русскую фамилию.

Второе обстоятельство. В годы военной службы Фет в семье помещика Бржевского познакомился с Марией Лазич. Молодые люди были влюблены друг в друга, но Фет бежал от сильного чувства, так как, по его понятиям, бедность его и Лазич делала невозможным их брак. Последовала насильственная разлука. Вскоре Мария сгорела в своём доме (неизвестно, был ли это несчастный случай или же самоубийство) Будучи не в силах уйти от этой трагедии, Фет до глубокой старости писал стихи о ней, своей загубленной любви.

Эти обстоятельства создавали определённый психологический фон лирики А. Фета. Острая художническая восприимчивость, глубокая впечатлительность – всё это выбрало природу, любовь и творчество главной темой лирики поэта.

Природа и любовь и определяют тему данного стихотворения. Сначала может показаться, что лишь любовь является основной темой произведения. Однако, если присмотреться, тема природы словно пронизывает его лирической нитью: образы зари, утра, Луны, туч, соловья помогают чётче представить изображаемую картину и понять психологическое состояние главной лирической героини.

Стихотворение написано анапестом, 5 строф по 4 строки, рифма перекрёстная, точная. Такое построение придаёт мелодичность как каждому слову, так и произведению в целом. Этому также способствует особый синтаксис поэта, который, впрочем, присущ почти всем его произведениям. В данном стихотворении присутствует инверсия («долго-долго сидела она», «чернеясь, бегут на плеча косы лентой с обеих сторон», «играла Луна», «свистал соловей», «становилась она»), анафора в 1, 2, 4 и 5 строфах, синтаксический параллелизм (например, «И чем ярче играла Луна, И чем громче свистал соловей») и повторы слов («На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит», «Не буди ж ты её, не буди», «И подушка её горяча, И горяч утомительный сон»), многосоюзие (2 строфа).

В тон темы природы звучит и тема жизни – неугасающей, бьющей ключом или же пробуждающейся («заря», «утро», «ты её не буди», «на юной груди»), об этом говорит и использование олицетворений: «утро дышит», «чернеясь, бегут на плеча косы лентой» («косы бегут лентой» — эта метафора напоминает сравнение с ручьём, символом спокойствия и одновременно идущей вперёд жизни), «затевала Луна», «играла Луна», «утро горит». Автор использует устаревшие слова и формы слов: «на ямках ланит», «у ней на груди», «чернеясь, бегут на плеча», «ввечеру», «свистал соловей». Эти слова сплетаются с сюжетом стихотворения, подчёркивая противопоставление прошедшего настоящему:

«Вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следили по тучам игру,

Что, скользя, затевала Луна.

И чем ярче играла Луна,

И чем громче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней»

(Часто повторяются звуки , , , — утомление, спускающаяся ночь, надежда, ожидание и лёгкая грусть, , , , , — тихое разочарование, отчаяние).

А сейчас героиня спит, в покое, но легком волнении:

«И подушка её горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон»

(На дремоту указывают гласные и глухие звуки , , , , , , но им противопоставлены сонорные звонкие , , , что помогает автору передать сильное внутреннее волнение героини).

Посмотритевсе анализы стихотворения .

Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения «история создания На заре ты её не буди», просьба поделиться ею с другими.

Критика стихотворения

В анализе по плану «Шепота, робкого дыханья» Фета следует рассказать и о том, как произведение было принято общественностью. Некоторые поэты и писатели неоднозначно отзывались о нем. Основная причина — это особенность написания, а именно — отсутствие глаголов.

Некоторые посчитали, что в стихотворении нет сюжета, и говорили, что тема, выбранная поэтом, узкая, ограниченная. Также сетовали на отсутствие каких-либо событий. Появились шутки, что если его прочитать, начиная с конца, то ничего не изменится. Люди за образами ощущений не увидели постепенное нарастание экспрессии. Они не смогли заметить стройность и цельность композиции.

Критиковали произведение и за то, что поэт не давал конкретного предметного описания. И читателю приходилось лишь догадываться, о чем речь в той или иной строке. Фразы написаны рубленым стилем, некоторые критики не замечали плавности и неторопливой музыкальности стихотворения.

Но есть мнение, что некоторыми поэтами и писателями это творение было принято неблагосклонно из-за того, что поэт затронул тему интимности чувств. И хотя об этом не говорится прямо, читатель может догадаться благодаря намекам. Но от этого творение Фета не становится менее изысканным и элегантным, не теряет ни капли своей лиричности.

А. А. Фет в своем творчестве восхвалял не только красоту и величие природы. Но также поэт в своем творчестве описывал и чувства. Но для него человек и окружающий мир — это одно целое, что и отражено в данном стихотворении. Это был краткий анализ по плану «Шепота, робкого дыхания».

Анализ 2

Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» написано Фетом в конце 1850х годов. Оно представляет собой зарисовку краткого момента окончания жаркого летнего дня.

Фет принадлежал к поэтическому течению чистого искусства. По его мнению слова не могут выразить всей глубины происходящих событий. Интересно, что сам он считается признанным мастером слова. В их сочетании читатель может явственно увидеть описываемую поэтом картину.

При чтении этого стихотворения, перед глазами возникают бескрайние поля, засеянные рожью. Она является исконным признаком России, наряду с березой и зимними холодами. Картина нагретой жарким летним солнцем ржи вызывает отклик в сердце каждого. Даже городской житель чувствует в этом образе что-то знакомое, до боли родное.

Примечательно, что сам пейзаж поэт описывает очень минималистично. Он говорит только о золотом цвете, да о бескрайности полей, сравнивая их с морем, у которого не видно ни конца, ни края. Но этих тонко подмеченных деталей хватает для построения красочной картины. Она ярко вспыхивает в голове каждого читателя.

Фета больше занимает описание краткого момента окончания дня. В летнюю пору световой день значительно дольше ночи. Вот уже и месяц показался на горизонте, а солнце еще не зашло. Именно этот уникальный миг стремится запечатлеть автор. Рабочий день уже подошел к концу. Крестьяне уже покинули поля, оставив только ветер клонить ржаные колосья.

И хоть рабочий день завершился, ночь еще не наступает. Этот удивительный момент увековечивает Фет. Вчитываясь в стихотворение можно услышать легкий шелест, разгоняемых ветерком колосьев, почувствовать как простоявшая целый день жара начинает спадать. Солнце не спеша катится на запад, чтобы ненадолго отдохнуть и вскоре вновь вернуться обогревать ржаные поля.

Сквозь призму описания пейзажа можно почувствовать эмоциональное состояние лирического героя. Он также как все утомлен длинным летним жарким днем. И момент природной двойственности нахождения на небе двух светил вызывает в нем восторг. Но это не буйные эмоции, это спокойное и размеренное наслаждение.

Герой стремиться охватить как можно больше, чтобы навсегда оставить в памяти этот момент. Он словно осознает философскую скоротечность жизни и неповторимость каждого мгновения в ней. Однако герой не напуган, наоборот, он стремится почувствовать каждый миг проживаемой им жизни. В природе он находит всю неизмеримую красоту этого мира. Чтобы ее почувствовать необязательно ехать в далекие края на поиски природных чудес. Часто они заключены самых обыденных вещах и пейзажах, главное уметь их разглядеть.

Анализ стихотворения Зреет рожь над жаркой нивой по плану

«На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета

Фет является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой.

Стихотворение «На заре ты ее не буди…» было написано Фетом весьма неслучайно. Не случайно в нем проскальзывает и тема смерти – эта тема поэту была очень хорошо знакома. Оно было навеяно одной из несчастных ситуаций, в которой Фет был негласным наблюдателем – в гостях у своих друзей, он узнал, что их дочь тяжело больна. Девочка от боли избавлялась только во сне, и поэт в своем произведении призывал мать девочки не будить ее, как бы той не хотелось провести вместе несколько лишних часов.

В стихотворении прослеживается желание поэта приобщить читателя к чувствам лирического героя, сделать его не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником созданной им ситуации. Лирический герой описывает нам, читателям, прекрасную, хрупкую девочку на заре – на заре жизни, то есть в детстве. Она полна гармонии, она воплощает собой безмятежность, красоту.

В первой строфе Фет использует анафору. Анафора, стоит сказать, является одним из главных приемов в этом стихотворении

С ее помощью внимание читателя сосредотачивается на ключевых словах произведения – «на заре»

Во второй строфе Фет продолжает эстетически развивать картину, представшую перед лирическим героем и читателем. Он показывает, что красота невинной девочки омрачена чем-то страшным, чем-то, что меняет настроение как наблюдателя, так и участника этой «картины». Используемый поэтом эпитет «утомительный» по отношению ко сну добавляет в безмятежную, светлую картину утра черный как ночь мазок тревоги – лирический герой, как и читатель, невольно настораживается в этот момент.

Третья строфа продолжает сгущать краски и все более омрачать, казалось бы, безмятежность созданной Фетом красоты. Здесь видно, как сильно страдает юная героиня, как больно и тоскливо лирическому герою наблюдать за этим, как душевная боль героини затмевает красоту природы. Нарушается гармония юной девочки, которая наблюдалась в первой строфе:

Для создания такого эффекта, Фет использует антитезу и анафору – эти приемы усиливают напряжение, созданное поэтом.

По последней строфе видна кольцевая композиция произведения. Но как же разительно отличаются первая и последняя строфа меж собой! Первая строфа полна безмятежности, гармонии, своеобразной туманности утра, а вторая пронизана драмой и выражает ответ на вопрос, которым, по задумке поэта, должен задаться читатель: «Отчего же ее не будить?»

Фет прибегает к использованию многочисленных метафор (косы бегут, утро дышит), сравнения (косы и ленты), большого количества эпитетов, инверсия при построении предложений, синтаксический параллелизм (и чем ярче, и тем громче), лексический повтор, аллитерацию (она помогает сосредоточить внимание читателя на страдании героини путем повторения большого количества согласных звуков). Все эти средства помогают создать сладко-горькое ощущение после прочтения

Стихотворение написано в размере анапест – 5 строф по 4 строки перекрестной точной рифмой. Размер придает мелодичность и задает меланхолическое, тоскливое настроение всему произведению.

Основная тема

В стихотворении «Шепот, легкое дыхание» Фет решил показать всю прелесть тайного свидания. Ему удалось передать трепет возлюбленных, а также красоту природы и всего мира. Такое ощущение, что сейчас именно здесь находится центр вселенной.

Любовь замечена даже в деталях. Автор описывает трель соловья, а эта птица является символом настоящих чувств. Подобные нюансы создают настроение. Как средство выразительности здесь используются тропы. Они проникают в самое сердце. Именно соловей у многих связан с настоящей любовью.

Затем рассказывается про тихий ручей. Вместе с ним передается ощущение ласковых, боязливых прикосновений влюбленных. Постепенно их эмоции начинают нарастать. Мысли становятся страстными, беглыми, все активнее нарастает чувство. Фет мог написать кратко о любви, но при этом идея истинных чувств будет передана. Ему удается в дымной тучке рассказать о своих переживаниях, а в пурпуре розы показать девушку.

Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» Фета

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» было написано Фетом в 1885 г., когда он все чаще с грустью оглядывался на прожитые годы. Считается, что в нем он обращается к своей жене, а тайный намек относится к давней любви поэта – М. Лазич.

В молодости поэт был крайне беден. Девушка, которую он горячо полюбил, была также небогата. Фету надо было сделать мучительный выбор между любовью и благосостоянием. Поэт выбрал М. Боткину – невесту с большим наследством. В скором времени его возлюбленная трагически погибла. Фет посчитал это наказанием свыше за свое предательство и до конца жизни не мог простить себе необдуманного поступка. Он был богат и известен, с большим уважением относился к жене, но постоянно вспоминал М. Лазич и мечтал встретиться с ней в другой жизни.

Вероятно, супруга догадывалась, что брак состоялся далеко не по любви. Она видела задумчивость мужа, которая только усиливалась к старости. Неизвестно, признался ли Фет в своей любви или унес секрет в могилу. Стихотворение начинается со слов: «Я тебе ничего не скажу». Поэт понимает, что признание ничего не изменит. Оно может только внести тревогу в душу жены. Ради спокойствия и сохранения семьи поэт должен до конца скрывать свои тайные мечты и не касаться их даже в намеках. Хотя многие произведения Фета посвящены М. Лазич. Близкие и знакомые поэта и без явных указаний догадывались об их тайном смысле.

Во второй строфе автор переходит к излюбленной теме, связывая свое состояние с природой. Печаль и тоска поэта сравнивается с «ночными цветами», которые днем погружены в сон. Фет окружен заботами и лаской семьи, он занят литературной и общественной деятельностью. Его душа забывается за будничными делами. Но как только заходит солнце, «раскрываются тихо листы». В душе поэта просыпаются воспоминания о прошлом, которое уже невозможно вернуть.

Для описания своего состояния Фет использует контраст: «сердце цветет» — «в больную усталую грудь». Это подчеркивает мучительность переживаний поэта. Воспоминания уносят его к далеким кратким мгновениям первой любви, за которыми следуют несбывшиеся мечты. Это возвращает его к действительности, к тому роковому поступку, который навсегда изменил его жизнь.

Последние две строки в зеркальной последовательности повторяют первые. Это замыкает композицию стихотворения. Фет не может рисковать спокойствием жены, поэтому он твердо решает: «Я тебе ничего не скажу».

«Я тебе ничего не скажу» — одно из самых известных произведений Фета, созданных на закате его жизни. Несмотря на нежное, душевное содержание, в этих стихах чувствуется откровенная печаль. В этой статье представлен анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» по плану. Кому посвятил стихотворение Афанасий Афанасьевич, с какими событиями было связано его написание, и какие выразительные средства использовал поэт?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: