Краткое содержание
В первых строчках стихотворения поэт называет знаменитых творцов некрасивыми. Они трясутся над рукописями, собирают архивы работ. По мнению автора, цель любого творчества — самоотдача. Если человек стремится к славе, он не может считаться творцом.
Далее поэт призывает жить честно, без преувеличения своих заслуг. Тогда удастся услышать зов будущего и пространства. По мнению Пастернака, оставлять пробелы и писать главы нужно в жизни, а не на бумаге. Именно поступки делают поэта значимым для общества. Творец должен окунаться в неизвестность, погружаться в нее и тогда его ждет вдохновение.
В последних строчках поэт рассказывает, что не стоит самому различать победу и поражение
Самое важное — это быть живым. Именно это позволяет стать настоящим творцом, который оставит свое имя в вечности
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» относится к философской лирике поэта. Автор рассуждает о вечном, о предназначении поэта, писателя, любого творческого человека.
Ранние произведения поэта находятся на границе двух направлений – символизма и футуризма. Борис Леонидович в начале своего творческого пути примкнул к течению футуристов, создав с несколькими поэтами-единомышленниками группу «Лирика», из которой вышел в 1914 году, объяснив это тем, что «Лирика» слишком сплетена с таким течением как символизм. Пастернак с поэтами, которые вышли вместе с ним из «первой» группы, создали новую группировку «Центрифуга». Но в душе Пастернак остался «чистым» лириком, его всё также привлекает творчество Андрея Белого, который был символистом.
Обобщая факты из жизни Бориса Леонидовича, обращая внимание на его ориентации в различные периоды его творческого пути, направление, к которому примыкал Пастернак, можно назвать симбиотическим, своеобразным. Хоть второй период творчества Пастернака (зрелый) и носит более яркие футуристические черты, но ему присущи некоторые черты символизма, тогда как раннему и позднему периодам присущи наиболее яркие символистские черты, которые не перекрывают футуристическую направленность, а становятся наравне с ней
Размер стихотворения «Быть знаменитым…» – четырехстопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.
«Быть знаменитым некрасиво»: анализ
Поэт считал, что творческий человек не должен ставить своей целью только лишь известность и успех. Он должен был стремиться к самоотдаче, реализации своего творческого потенциала. Это нужно отметить в анализе стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».
Первая строка этого творения – это замечательный пример того, как произведение может заинтересовать читателя с самого начала. Именно в этой строчке поэт высказывает свое отношение к славе. Пастернак учит читателя быть скромным и благородным.
Это произведение относится к позднему периоду творчества поэта. Тогда Пастернак стал больше времени уделять переводам и поддержке своих друзей. Некоторые критики отмечают, что этим стихотворением он противопоставил себя другому поэту того времени – Маяковскому, который купался в лучах славы. Борис Пастернак считал, что из-за славы можно забыть о том, что творческий человек должен думать о том, чтобы оставить след в сердцах людей и помочь реализоваться своему таланту.
О нравственной сути поэзии
Пастернаковское произведение несет сильную моральную нагрузку. Автор подчеркивает, что признание – это естественное следствие «самоотдачи» творческого человека.
Талантливые люди не должны исходить из лжи и самозванства. Для поэта важен знак судьбы. Способность создавать прекрасные вещи – это дар, поэтому истинный человек творчества не различает поражения и победы, а воспринимает события как судьбоносные знаки.
Творческие люди отличаются скромностью и достоинством. Пастернак пишет послание одновременно и читателям, и самому себе. Писатель борется с собственными внутренними порывами и честолюбием. На такой вывод наталкивают условия, которые подвигли автора к написанию анализируемой поэзии.
Пастернак VS Маяковский
По общему мнению литературных критиков, произведение Пастернака демонстрирует отречение от выбора, который делают коллеги писателя по литературе. В строках поэзии особенно прослеживается желание отмежеваться от творческого рока Маяковского. Некогда Владимир Маяковский и Борис Пастернак были единомышленниками. Но теперь Пастернак не разделяет пути своего бывшего товарища. В то время Маяковского восхваляли, превозносили до небес, называя «лучшим поэтом современности». Таковым было мнение прежде всего Сталина. Симпатия «вождя народов» надолго подарила Маяковскому «неприкосновенность», возвела его фигуру до уровня культа. Борис Леонидович считал Маяковского «придворным поэтом». Такой путь, как считал Пастернак, – ошибка для творческого человека. Однако в словах лирического героя отсутствует антипатия, зависть или злословие. Автор не таит обиды на общество и мир из-за непризнанности и отверженности. Каждая фраза несет осознанную и выстраданную истину. Критики называют пастернаковскую поэзию «строгой проповедью», обращенной к талантливым людям, гениям. Творческий человек обладает страшной силой: вдохновлять людей, «поднимать ввысь». Поэтому такие люди не должны забывать о собственном предназначении.
Кратко о стихотворении «Гамлет»
Это произведение является особенным – именно оно открывает цикл стихотворений, написанных Юрием Живаго. В нем поднимается непростая тема взаимоотношения человека и общества. В анализе стихотворения «Гамлет» Пастернака следует отметить, что здесь важную роль играет конфликт героя и общества.
Лирический герой понимает, что человеку приходится притворяться. И он был согласен играть эту роль. Но со временем герой понимает, что не в этом его предназначение. Он отказывается принимать лицемерие, навязанное обществом. Гамлет Пастернака готов к трудностям, с которыми ему придется столкнуться, но внезапно осознает, что сражаться ему придется в одиночку.
Гамлета Пастернака не стоит сравнивать с доктором Живаго. Это самостоятельный герой, имеющий свои убеждения и особый внутренний мир. Это герой, который готов бороться с несправедливостью общества за свободу и возможность раскрыться творческому потенциалу.
Темы и настроения
У произведения торжественное настроение. Борис Леонидович высказывает мысли, которые стоят в фундаменте его мировоззрения:
- Основная тема — поэт и творчество. Пастернак размышляет о предназначении творческого человека и терниях его пути. Он считает, что весь смысл поэзии состоит не в том, чтобы стать известным, а в возможности создать и донести до читателя что-то новое, чего ранее еще никто не говорил. И так в любой области: главное, оставить значимый след там, где ты жаждешь реализовать себя.
- Поэт поднимает проблему самоотдачи. Отнюдь не каждый человек способен пожертвовать собой в пользу высоких идеалов. Люди, как правило, жаждут получить все, ничего не отдавая и не делая взамен. Но легкий успех, по мнению поэта, позорен.
- Автор поднимает тему подлинной и ложной известности. Поэту стоит писать без украшательства себя, ведь его значимость и вклад в культуру оценит время и потомки, а не он сам. Поэтому не нужно строить из себя великого человека, если не являешься таким на самом деле, и оставлять о себе бесполезную стопку бумаг. Некрасивый тот, кто пытается быть знаменитым искусственно.
- В поэзии можно заметить проблему поиска себя в жизни, а также своего стиля и направления в литературе. И только пытаясь делать что-то новое, можно оставить о себе что-то поистине прекрасное.
- Тема скромности — относиться к себе и людям вокруг следует проще, без попыток пустить пыль в глаза. Даже о своих явных достоинствах человеку стоит говорить без излишнего хвастовства.
Средства выразительности
Пастернак в основном использует глаголы, чтобы передать движение, стихотворение изобилует деепричастными оборотами – всё это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических выразительных средств.
- Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“,”окунаться в неизвестность“, “места и главы жизни“.
- Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.
- Сравнения – “как прячется в тумане местность“.
- Антитеза – “поражения – победа“.
Все выразительные средства использованы максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, которое представляет собой идеальное сочетание содержания и формы.
Образы и символы
Лирическим героем произведения выступает сам Борис Пастернак. В своей жизни он пережил взлеты и падения и осознал, каково настоящее лицо славы, публики и признания. Автор понял немало в этом мире и потому желает поделиться своими выводами в поэтической форме. Лирический герой спокоен, он живет в гармонии и умиротворении. Он понял, кто такой настоящий творец. И пусть персонаж довольно уверен в себе, он не останавливается в поисках новых путей для реализаций своих идей.
Путь и след в стихотворении символизируют творческую и жизненную дорогу. Поэт вытаптывает дорогу в неизвестность, открывая неизведанные горизонты, куда по его примеру придут люди. Туда творца ведет зов будущего.
Краткий анализ
История создания – написанное в 1956 году, оно вошло в поэтический цикл “Когда разгуляется” вместе с другими произведениями, созданными Пастернаком за три плодотворных года (1956–1959 гг.).Тема стихотворения – сущность творчества и жизненное кредо поэта.
Композиция – произведение можно разделить на три тематических части. В первой поэт рассуждает о том, что творец не должен стремиться к признанию публики, это не является целью творчества. Вторая часть раскрывает мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, завершающей части Пастернак говорит о том, что следование этому кодексу жизни в итоге приведёт творческого человека к литературному бессмертию.
Жанр – лирическое стихотворение. Оно относится к философской лирике.
Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“, “окунаться в неизвестность“, “места и главы жизни“.
Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.
Сравнения – “как прячется в тумане местность“.
Антитеза – “поражения – победа“.