Анализ стихотворения с. а. есенина «отговорила роща золотая…»

Особенности стихотворения «Отговорила роща золотая»

Сергей Александрович практически во всех своих произведениях старался максимально четко очеловечить натуральную природу. Он представлял ее таким образом, чтобы она могла показать эксклюзивные чувства человека. Такой подход позволяет максимально искренне преподнести читателю понятие ценности и значимость жизненного пути. Следует отметить, что как в начале произведения, так и в его конце, перед читателем представляется картина березовой рощи в осенний период года. Она описана в виде живого существа, говорящего своим загадочным и веселым языком. Остальные образы, используемые в стихотворении, также являются одушевленными. В произведении натуральная природа является непросто темой, а самой сутью философского мышления, представляющего собой эстетичный идеал.

История создания

Анализируемое стиотворение было написано поэтом в 1924 г., за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хотя условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось данное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Жанр и выразительность

По своему жанру стихотворение «Заговорила роща золотая» можно отнести к элегии и к пейзажной лирике. В нем переплетаются описания природных видов и философские мысли о человеческой жизни и отношениях. Поэт подводит итог своему творчеству и всему существованию, смутно предчувствуя скорый уход. К выразительным средствам можно отнести тропы в стихах Есенина и стилистические фигуры.

В своем творчестве Есенин использовал множество новаторских приемов, но его позднее творчество более похоже на классику золотого века. Его крестьянская и пейзажная лирика напоминает творчество Фета и Тютчева. Автор в своих произведениях использует метафоры и эпитеты.

Темы, проблемы

Основными темами произведения становятся темы любви и природы. На протяжении всего стихотворения мы можем наблюдать, как лирический герой предается философским размышлениям об увядании природы, сравнивая её со своей ушедшей юностью.

Лирический герой слишком одинок, обречен. Он понимает то, что является в этой жизни лишь «странником», которому отведено лишь совсем немного времени. Данные размышления и становятся основными проблемами стихотворения.

Лирический герой прекрасно понимает, что человеческая жизнь слишком коротка и быстротечна, но данное обстоятельство совершенно не огорчает и не пугает его. Он благодарен за все то, что было в его жизни, совершенно ни о чем не жалея.

Хоть стихотворение и носит ностальгический, печальный характер, назвать его мрачным никак нельзя.

«Отговорила роща золотая…» С.Есенин

«Отговорила роща золотая» Сергей Есенин

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…»

Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал себя очень несчастным, тоскуя по родному селу Константиново и буквально задыхаясь в московской суете. Именно этим объясняются его многочисленные психологические проблемы, которые поэт пытался решить с помощью спиртного. Вместе с тем, Есенин также понимал, что с годами он не становится моложе, а жизненный опыт, достаточно богатый и далеко не всегда позитивный, отражается не только на образе его мышления, но и на восприятии окружающего мира.

Тем не менее, в начале 20-х годов Есенин все еще остается романтиком, хотя все меньше и меньше верит в общечеловеческие ценности. В его стихотворениях гораздо чаще проскальзывают грустные нотки, которые свидетельствуют о том, что автор среди шумной городской толпы чувствует себя одиноким и неприкаянным. К числу таких произведений относится стихотворение «Отговорила роща золотая», созданное в 1924 году. Это период, когда поэт прощается со своей молодостью и подводит некоторые жизненные итоги. Анализируя то, чего ему удалось достичь за десять лет творчества, Есенин приходит к неутешительным выводам. отмечая, что по-прежнему «полон дум о юности веселой», однако «ничего в прошедшем мне не жаль».

Поэт проводит параллель между собой и золотой осенней рощей, которая постепенно сбрасывает свой роскошный наряд, готовясь к зимнему сну. Вообще, каждому явлению природы Есенин стремится подобрать некие аналоги из собственной жизни. Поэтому стая журавлей, улетающих на юг, напоминает ему странника. И тут же поэт уточняет – «стою один среди равнины голой», подчеркивая тем самым, что является точно таким же странником, который не думает о прошлом, но и в будущем не видит для себя места.

«В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» — этой образной метафорой поэт хочет подчеркнуть собственное разочарование в любви, которая из всепоглощающего чувства превращается в мимолетные увлечения. Поэт осознает парадокс жизни, который заключается в том, что многочисленные его возлюбленные не в состоянии понять Есенина. Те же из женщин, которым это удается, в лучшем случае могут претендовать на роль друзей поэта. Затрагивая тему любви, автор признается, что именно она являлась для него одной из муз, которая слишком часто меняла свой облик. Поэтому поэт отмечает, что теперь, когда пылкие чувства остались позади, став уделом безмятежной юности, он похож на дерево, которое «роняет тихо листья». Точно также автор роняет «грустные слова», которые, как он считает, теперь уже никому не нужны.

Однако просто так отбросить славу и всеобщее признание Есенин не может, поэтому предполагает, что и после собственной смерти его творчество будет интересно людям. Поэтому последнее четверостишье этого произведения можно расценивать, как завещание поэта. Предвидя, что его стихи когда-нибудь станут достоянием русской литературы, и время их «сгребет в ненужный ком», Есенин в качестве надгробной эпитафии просит для себя: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком».

К слову, на могиле Есенина, который скончался через год после создания стихотворения «Отговорила осень золотая» и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, вообще нет никаких эпитафий. Объясняется это тем, что друзья и близкие поэта посчитали – Сергей Есенин все сказал в своих стихах, и этого вполне достаточно, чтобы после смерти он был признан «златокудрым гением» русской литературы.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

Сергей Есенин сам себя считал последним поэтом деревни. Истинный певец России, которому к вершинам мастерства помогла подняться народная жизнь. И все у него было с крестьянским уклоном, даже восприятие революции. А технический прогресс сравнивал со стальным конем, вторгшимся в сельскую местность.

Свое детство поэт провел на природе, вольно, с ранних лет впитывая русский фольклор: сказки, песни, частушки, потешки. Что наложило глубокий отпечаток на его творчество. Есенинские стихи певучи, протяжны, их хочется петь. В них уже автором заложена музыка. Поэтому многие из стихотворений стали песнями, романсами. И вошли в репертуар представителей самых разных музыкальных направлений: рока, шансона, авторской песни.

Детство автора прошло в Рязанской губернии, которая научила его любить природу родного края. Есенин сам писал, что рожден был в «травном одеяле» и укутан в песни, сказки. Вся лирика наполнена любовью к родной стране, ее просторам. Автор был патриотом. Для него родная земля была прекраснее любых красот заморских: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Стихи Есенина о природе пропитаны безграничной любовью, уважением, восторгом, нежностью, острой грустью, нередко, щемящей тоской. А язык отличается редкой образностью, выразительностью. Он был художником в поэзии, мастерски воспроизводившим пейзажи, творцом.

Раннее творчество Сергея Александровича отличалось романтизмом, позитивным настроем, яркими красками, ритмичностью. Но в 20-е годы настроения, тон текстов начинают меняться. Он меньше пишет о любви, про радость встреч, приятное томленье, весенние ручьи. Оптимизм улетучивается. Это было связано не только с переломным возрастом, взрослением, но и с горьким осознанием, что молодость проходит, разочарованиями в любви, проблемами в социальной сфере. Поэтому он снова возвращается к пейзажной лирике, но уже внося в нее новые образы.

Особенно поэт любил осень

Большое внимание в лирике уделено этому сезону. И в позднем творчества тема засыпания, умирания природы звучит особенно остро

Период, когда кончаются сельскохозяйственные работы и приходит время собирать урожай, подводить итоги.

«Отговорила роща золотая» – эти тоскливые, щемящие строки, полные безысходности и красоты одновременно, появились в 1924, за год до смерти поэта. Они стали своеобразным духовным завещанием лирика, подведением итогов жизни и творческого пути. Есенину, на тот момент, было всего 29 лет.

Природа здесь выступает в качестве фона, отражающего душевное состояние лирического героя, которым является сам рассказчик. Использован метод художественного параллелизма. Образ природы тождественен образу героя. А ключевая тема стихотворения – это поиск дальнейшего жизненного пути, творческие итоги, безысходность.

Журавли, покидающие родные края, не просто улетают в теплые страны, они не жалеют больше ни о ком. Автор влюблялся, горел. Были женщины, родные, друзья. Но все его покинули, разочаровали. Есенин выгорел эмоционально. Об этом он пишет в этих строках.

Навевает тоску вывод рассказчика о том, что все мы лишь странники в этом мире. И после нас останется лишь память людей, но не о всех. А в мире ничего не изменится после ухода одного человека. Рассказчик стоит в одиночестве посреди голой равнины – это олицетворение опустевшей жизни творческого человека, которого все покинули, забыли. Он вспоминает о бурной молодости, которой подошел конец. Но ни о чем не жалеет. Не жаль ему растраченных впустую лет. Ведь молодость для того и нужна, чтобы совершать ошибки, набираться жизненного опыта.

Красный костер рябины, который никого не может согреть – это символ опустошенности. Того, что по-прежнему красиво внешне, но уже не несет смысловой нагрузки. Людей, которые привлекательны, но пусты, равнодушны. Такой огонь никого не согреет, но и не обожжет, не причинит вреда.

Вопрос эксперту

Nat World

Спрашивай! Не стесняйся!

Задать вопрос

Тема

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нём развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихотворении два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила своё золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «берёзовым, весёлым языком».

Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, оттого летят они печально, но ни о чём не сожалеют.

Во второй строфе автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.

Третий, четвёртый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто и ничто не тревожит его мысли. Только журавли навевают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была весёлой, но лета он растратил напрасно. Теперь же «души сиреневая цветь» увяла. Тем не менее герой ни о чём не жалеет, это он повторяет несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком».

Идея, образы и символика

Суть произведения Есенина — чувства и эмоции персонажа, подводящего итог жизни: герой от созерцания пейзажа плавно переходит к философским раздумьям на вечную тему. Кроме того, природные образы лишь усиливают его переживания.

Основная мысль — осознание героем скоротечности времени, понимание того, что человеческая жизнь достаточно коротка, а природа, в свою очередь, существует в особом гармоничном цикле. Тем не менее автор учит человека с мудростью и благодарностью воспринимать все, что дается свыше, ни о чем не жалеть в конце пути.

Прочитав название произведения, сразу становится понятно, что образ рощи очень важен для понимания смысла работы. Для творчества Есенина характерны различные сравнения, например, человека с природой.

В анализируемом стихотворении прослеживается параллелизм между рощей и жизнью персонажа: юность последнего прошла очень быстро, как и период цветения растений. Кроме того, автор олицетворяет природные образы:

  • журавли «не жалеют ни о чем»;
  • роща отговорила.

Кроме того, нельзя оставить без внимания образ рябины: «В саду костром она пылает, но никого не согревает,» — такая метафора направлена на усиление ощущения одиночества и грусти лирического персонажа. Душа последнего так же горит, но не может отдать свое тепло, ведь пыл молодости уже прошел. Юность промчалась настолько скоротечно, тогда мысли героя были безмятежные, и груз раздумий о смысле бытия не падал ему на плечи.

Доброе утро

Скрытые сравнения (метафоры) в стихотворении «Доброе утро» используются много раз – это:

  • Шелестят зеленые сережки.
  • Задрожало зеркало затона.
  • Горят серебряные росы.
  • Сетка небосклона.
  • Задремали звезды золотые.
  • Улыбнулись сонные березки.
  • Шелковые косы.
  • Крапива обрядилась перламутром.

Почти половина стиха построена на метафорах, что позволило оживить картину произведения и наполнить его глубиной.

Гладь затона сравнивается с зеркалом – настолько она ровна и спокойна. При таком сравнении легкий ветерок вызывает рябь на воде, которую Есенин сравнивает с дрожью (задрожало зеркало затона).

Роса на утренней траве горит, как серебро, а звёзды словно бы сделанные из золота начинают дремать на зорьке. Такому утру улыбаются березки и даже крапива, как заправская красавица, украшает себя перламутром росы (обрядилась перламутром).

LiveInternetLiveInternet

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чём…

Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею «узловой завязи» природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича :»Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…» В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром»рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе. Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что «отговорила роща», что «журавли печально» улетают. Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и «души сиреневую цветь». Однако ему не кого и «ничего в прошедшем не жаль». Да и стоит ли жалеть лет, «растраченных напрасно»? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно «сгребает» « в один ненужный ком». Все погибает. Однако «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа тоже «умирает», но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: « Истинные поэты всех времен и народов были философами. Есенин не только истинный, но и уникальный поэт» .

Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании. Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

Анализ произведения

В тексте используются разнообразные параллелизмы и сравнительные обороты. Они помогают по-настоящему почувствовать, что каждый человек в настоящем мире – это простой странник.

Стихотворение Сергея Есенина имеет и философское направление. В содержании, согласно сюжету произведения, большое количество личных размышлений поэта. Он рассуждает о роще, которая говорит с помощью языка берез, и это звучит по-особенному поразительно.

Следует отметить, что использование всевозможных метафор в произведение и самой метафоричности – это не цель произведения. Автор старается реализовать свой замысел, раскрывая сложное и запутанное психологическое состояние в те годы.

После прочтения первых строк, читателя охватывает грусть. Особенно интересна вторая строка. Здесь автор непросто грустит, а проявляет своеобразную весёлость, и даже игривость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: