Как писать план анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»

Кого мог вспомнить великий Некрасов в своём стихотворении «Школьник»? Конечно же. не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича. Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным. Это была его мечта, это было его желание, это была его «виктория» над самим собой. Мало кто верил, что ему крестьянскому сыну удастся выбиться в такие государственные мужья.

Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.

Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.

Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов

Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы

И со временем оказалось, что он был прав.

Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.

Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.

Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.

Так что когда увидите по дороге шагающего школьника, остановитесь, предложите подвести. Кто знает, может этот деревенский «мужичок» станет в будущем каким-нибудь учёным или знаменитым политиком, или звездой шоу-бизнеса. А главное, знаете кто бы ни был этот школьник – он россиянин, он будущее страны.

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин»

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию. Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова , а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке. Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что , так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом

Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, о. Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» , которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

Стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин» было написано в период с 1855 по 1856 годы. Позже оно было включено в общий сборник автора, где работе отводилось почётное первое место.

«Поэт и гражданин» пропитан взглядами и идеями Белинского, которые повлияли на мировоззрение Некрасова, о чем свидетельствует стихотворение. Поэт нередко связывал свое творчество с Белинским и посвящал ему целые произведения.

Выпуск сборника вызвал огромный ажиотаж среди общественности, недовольство властей и официальной критики. Номер «Современника», где было напечатано творение, как и сам сборник автора, были изъяты из общего доступа с запретом к перевыпуску. Угроза закрытия журнала возникла из-за жёсткой критики в адрес правительства и революционных призывов, присутствующих в стихотворениях автора.

Краткий анализ стиха «Школьник»

Вариант 1

Н. А. Некрасов – человек образованный и очень критикующий сове творчество. Но несмотря на его собственный замечание по отношению к своему искусству, он – отличный поэт, который имеет достаточный обоснования называется поэтом и писателем.

Некрасов написал очень хорошее стихотворение под названием «Школьник», которое было сотворено им в 1856 году. Как ни странно, но название произведения «Школьник» совсем не означает, что там будет идти речь только и школьнике или о школе.

Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

Вариант 2

Знаменитое произведение русского поэта Некрасова Николая Алексеевича “Школьник” стало очень популярным из-за того, главным героем стал крестьянский мальчик, которых было очень много в старой России. Неожиданным стало то, что это крестьянский мальчик, который по сути ещё совсем ребенок не боится и направляется пешком в город, и он хочет проделать этот путь не для развлечения, а для учебы. Основной целью автора, было показать желание мальчика получить новые знания.

Порядочный и добрый рассказчик, который собственно и ведет рассказ произведения зовет мальчика к себе в попутчики, и обещает ему успешное будущее, которого он сможет добиться.

Но, несмотря на все это мальчик искренне хочет получать знания и добиться неких успехов, которые должны помочь ему начать жить лучше. Вот именно тягу к знаниям, которая присутствует в этом маленьком человеке и показывает автор, как самое главное его достоинство.

Автор так же делает акцент на то, что Россия, это страна, в которой всё-таки есть добрые и порядочные люди, которые обязательно не останутся равнодушными и помогут мальчику стать достойным человеком. И мальчик сможет стать тем, кем искренне мечтает несмотря на все тягости, которые ему уже пришлось вынести и еще предстоит на пути к осуществлению своей мечты.

Интересно, но многие специалисты и критики в области литературы отмечают, что по содержанию стихотворение очень похоже на драму, которую написал данный автор, а именно “Юность Ломоносова”, многие люди знают, насколько это известное и уважаемое произведение.

Вариант 3

Лирический герой стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» едет по дороге и замечает мальчика, который несет «в котомке книжку», идет пешком на учебу в соседнее село. Родители отдали последние деньги на его обучение, это показывает то, что значимость образования для обычных крестьянских семей высока.

Герой предлагает ему: Эй! садись ко мне, дружок! Школьник выглядит бедно и неопрятно: Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Но лирический герой испытывает за него чувство гордости, которая переходит в гордость за весь русский народ. Автор считает, что судьба человека в его руках, поэтому мальчик должен усердно учиться.

Он уверен, что крестьянский ребенок, если постарается, способен на большее, чем избалованные дворянские дети, которых герой считает: «тупыми, холодными и напыщенными собой». Риторические восклицания усиливают веру героя в силу русского народа: Не робей, не пропадешь! «Архангельский мужик», о котором упоминает школьнику герой, это М.В. Ломоносов. Он пример того, что старания всегда дают результат.

Обычный мужик всегда может стать деятелем науки, образованным и умным человеком. Поэтому Н.А. Некрасов так гордится Россией. Автор своим стихотворением хочет показать, что нравственной разницы между сословиями нет. Это произведение пропитано любовью Н.А. Некрасова к трудолюбивым крестьянам, верой в их скорое светлое будущее, которое повлияет на всю страну, сотрет грани между сословиями.

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова 6 класс

История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая
дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа
. край
– синонимы слова Русь
в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой
(эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой
(метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт
). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция: — основной конфликт, этапы его развития; — характер развязки /комический, трагический, драматический

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах: — внешность героя, — поведение, — речевая характеристика — содержание речи /о чем?/ — манера /как?/ — стиль, словарь — само характеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки; — роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ри действие и «подводные» течения. 2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы. 3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи. 4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст. 5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности. 6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др. 7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором. 8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.) 9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) . 10. Проблема интерпретаций и сценическая история

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключается в сочувствии автора крестьянам. Некрасов с печалью наблюдает за тем, как жизнь людей предопределяется их происхождением. Люди, родившиеся в крестьянской семье, изначально определены на страдания до самой смерти.

Судьба девушки и её мечты о прекрасной жизни перечёркнуты бедностью и невежеством. К сожалению, она ничего не сможет с этим сделать, остаётся только смириться со своей участью.

Некрасов хотел, чтобы крепостное право искоренили с русской земли. Он стал одним из первых писателей, который в своих произведениях поднимал проблемы жизни крепостных крестьян, их трудную работу, описывал мучительные события, происходящие с людьми в ту эпоху. Своими стихотворениями автор пытался донести до читателей, насколько тяжела судьба простого народа, не имеющего права на выбор.

Композиция

Для того чтобы продемонстрировать свою мысль, Некрасов использует кольцевую композицию. В первой строфе главный герой спрашивает молоденькую крестьянку, почему она так жадно смотрит на дорогу, а в последних двух предостерегает ее от тех неясных мечтаний, которые мешают ей просто резвиться с подружками: нет у нее другой судьбы, кроме тяжкой крестьянской доли.

Условно произведение можно разделить на две часть: воображаемая счастливая жизнь красивой крестьянки и реальная – несчастная, наполненная только работой, побоями мужа и бесконечным рождением детей.

Сначала поэт создает экспозицию: показывает крестьянскую девушку, стоящую на дороге и ожидающую чего-то. Когда показывается тройка, символизирующая красивую жизнь, героиня как будто пытается догнать ее. И тут автор делает паузу в основном повествовании, чтобы описать красавицу-крестьянку. Созданный им выразительный портрет вполне объясняет следующее за ним предположение, что она поживет вволю, что жизнь ее будет полной и легкой…

Но вторая часть произведения по своей сути является антитезой к первой: в ней показывается та судьба, которая на самом деле ждет свежую, полную надежд прекрасную девушку. И судьба эта незавидна: она пойдет за неряху-мужика, который будет бить ее, а свекровь унижать, заставлять выполнять непосильную работу. Бесконечные роды и тяжелая работа сделают ее безразличной ко всему: некогда живая молодая красавица прежде времени превратится в отупевшую от побоев и труда старуху. Так и сойдет она в могилу.

И именно поэтому предостерегает ее лирический герой от мечтаний – смысл его слов в том, что не сбудутся ее желания, символизирующая неведомое счастье тройка, давно уехала, да и красивый корнет в ней направлялся к другой девушке. Так что крестьянке остается только смиренно принять свою судьбину.

Написано стихотворение трехстопным анапестом – это размер использован поэтом для того, чтобы сделать произведение больше похожим на песню. Впоследствии оно действительно было положено на музыку и стало известным романсом. Мужская и женская рифмы, которые чередуются в строфах, создают впечатление цельности.

Современник

Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».


Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич — это новый тип редактора.

Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.

Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

«Школьник» Н.Некрасов

Стих «Школьник» Николай Некрасов

Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый Из отпущенных. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране

Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы
. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу
. однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну
. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: