Анализ поэтического текста на примере стихотворения о.э.мандельштама «ленинград» методическая разработка по литературе по теме

История создания

Творчество Мандельштама условно можно разделить на три периода.

  1. Лирический герой раннего этапа поэзии – человек, находящийся в поиске смысла бытия, несколько наивный, имеющий надежду, человек, который ценит свою жизнь, благодарен за нее.
  2. Второй этап (1917-1928) неразрывно связан с революцией. Поэт не мог оставаться в стороне от политических событий того времени, в нем просыпается интерес к истории своей страны, которую он старается отразить в своих стихотворениях. Отношение к революции у Мандельштама неоднозначно. С одной стороны, он испытывает радость, предчувствуя перемены в жизни страны, с другой, поэт понимает, какими жертвами они могут быть достигнуты.
  3. В тридцатые годы после ареста и ссылки Мандельштама стихотворения поэта пронизаны трагичным настроением. Третий этап его творческого пути открывается циклом стихов об Армении. Трагизм судьбы народа и страны остается центральным в его произведениях. Стихотворения проникнуты чувством к разным народам, поэт говорит о том, что общечеловеческие ценности всегда должны оставаться выше всего остального. К этому периоду относится стихотворение «Ленинград» (1930).

Мандельштам пишет это произведение после возвращения в Петербург из долгого отъезда. Ему пришлось покинуть Петербург на время из-за учебы за границей, а затем из-за Гражданской войны. Поэт возвращается в город, который считает родным, и видит множество изменений, которые не может принять. Также к этому периоду относятся стихотворения “Старый Крым”, “Квартира тиха как бумага”, “За гремучую доблесть” и другие стихотворения, в которых поэт открыто говорит о трагедии страны и народа. За свое нежелание молчать поэт отправлен в ссылку, во время которой он умирает. Его тело было сброшено в братскую могилу (немногие смогли вынести режим сталинских тюрем) и до сих пор не найдено.

«Notre Dame»

Стихотворение «Notre Dame», как и предыдущее, основано на тех впечатлениях, которые оставила о себе учеба во Франции. Мандельштам много путешествовал в этот период и был потрясен видом Собора Парижской Богоматери. Именно этому архитектурному памятнику посвящено стихотворение. Невероятно метафорично и чувственно описывает здание Мандельштам. Анализ стихотворения «Notre Dame» раскрывает красоту собора, сравниваемого с живым существом: «играет мышцами крестовый легкий свод». Поэт испуган и восхищен зрелищем, он проникается красотой и величием строения и постепенно признает его красивейшим в мире.

Первой же строкой Мандельштам обращается к истории создания Собора: «Где римский судия судил чужой народ». Возникающая римская тема необходима для того, чтобы показать связь архитектуры и культурно-исторического развития народов.

Восхищается и удивляется способностями древних зодчих Мандельштам. Анализ стихотворения «Notre Dame» можно свести к описанию контрастов, на которых построено все произведение: «легкий свод» — «масса грузная стены», «египетская мощь» — «христианская робость», «дуб» — «тростинка». В сочетании противоречивых чувств, несхожих материалов и разных подходов к изображению скрыта красота как самого собора, так и стихотворения поэта.

Образ города

В ходе анализа «Ленинграда» Мандельштама необходимо прежде всего обратиться к заглавию текста. Название символично и во многом выражает его основную идею. В первой строфе стихотворения местность не называется по имени, именуясь «городом, знакомым до слёз». Но внимательный читатель понимает, что городом детства для Осипа Мандельштама является именно Петербург.

Петербург фигурирует во многих стихотворениях Осипа Мандельштама. Это город, омываемый Невой, украшенный гранитными мостовыми, вдохновляющий творцов и сам являющийся произведением искусства. С Петербургом связаны творческие фантазии автора, воспоминания о светлых днях детства и ученичества. В стихотворении «Адмиралтейство» 1911 года Мандельштам провозглашает Петербург центром всемирных вечных морей, пространством красоты и творческой энергии.

Только к любимому городу готов обращаться лирический герой Мандельштама, поэтому в дальнейшем в стихах город упоминается именно как Петербург, хотя в действительности это уже Ленинград. Это же название вынесено в заглавие стихотворения.

В Ленинграде лирическому герою попросту нет места. Символическое и сюжетное пространство наполняют чужие и страшные вещи.

  • предательски жёлтый свет ленинградских фонарей;
  • адреса мёртвых друзей;
  • постоянная слежка;
  • страх и одиночество.

Ленинград предрекает герою гибель и страдание. В городе не осталось ничего, что было дорого сердцу лирического героя, ничего, за что мог бы зацепиться взгляд. Ещё хранятся почему-то адреса и телефоны знакомых, но всё бессмысленно, ведь некогда знакомые люди уже ушли в небытие. Герой не узнаёт в страшном и полном несчастий месте «свой» город, в который мечтал вернуться.

Идейно-композиционная основа

Произведение по форме представляет собой монолог лирического героя, обращённый к Петербургу. Несмотря на то что в стихи написаны то от первого, то от второго лица, это именно монолог, а не диалог с городом. Город безмолвен. В стихотворении чередуются строки, имеющие разных адресатов.

  • обращённые к читателю;
  • внутренние монологи, направленные к самому лирическому герою;
  • обращения к страшному городу, попытка достучаться до его знакомой сущности.

«Быть может, я тебе не нужен, Ночь», — напишет Мандельштам в 1911 году в стихотворении «Раковина». Здесь это лишь страх оказаться отрезанным от природы, от мироздания, опустошённым творчески. Ночь для Мандельштама ещё является чем-то светлым, таинственным и дарующим силу. В 1920 году он пишет стихотворение «Ласточка», где ночь уже наравне с тишиной является символом потустороннего, тёмного мира, который противостоит светлому поэтическому слову.

В «Ленинграде» же ночь — время проявления худших человеческих сторон: именно в ночные часы случается большая часть арестов. Стихотворение пронизано атмосферой мрачности и безысходности. Всё, что остаётся герою — ждать неминуемого ареста, мучаясь бессонницей, ожидая, когда стихнут шаги на чёрной лестнице.

«Нищенка-подруга» сохранила стихи поэта

Литературное творчество поэта сохранила его жена Надежда. Многие стихи и прозаические тексты она заучила наизусть, опасаясь, что во время обыска найдут спрятанные рукописи мужа. Надежда Яковлевна пережила мужа на сорок с лишним лет. «Десятилетиями эта женщина находилась в бегах, петляя по захолустным городишкам Великой империи, устраиваясь на новом месте лишь для того, чтобы сняться при первом же сигнале опасности, — писал о ней Иосиф Бродский. — Статус несуществующей личности постепенно стал её второй натурой. Она была небольшого роста, худая. С годами она усыхала и съёживалась больше и больше, словно в попытке превратить себя в нечто невесомое, что можно быстренько сложить и сунуть в карман, на случай бегства. Также не имела она никакого имущества… В годы её наивысшего благополучия, в конце 1960-х — начале 1970-х, в её однокомнатной квартире, на окраине Москвы, самым дорогостоящим предметом были часы с кукушкой на кухонной стене. Вора бы здесь постигло разочарование, как, впрочем, и тех, кто мог явиться с ордером на обыск. Отщепенка, беженка, нищенка-подруга, как называл её в одном из своих стихотворений Мандельштам, и чем она, в сущности, и осталась до конца жизни».

Надежда Мандельштам, 1947 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Надежда Яковлевна написала книгу «Воспоминания», которая издана не только в России, но и во многих зарубежных странах. Ее мемуары стали беспощадным портретом того времени, в котором довелось жить и умереть Осипу Мандельштаму.

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности относится к элегии и в качестве основной тематики рассматривает авторские размышления о встрече с родным городом.

Центральное место в стихотворении занимает образ Петербурга и отношения к нему лирического героя, раскрывающегося в особой любви и восхищении к городу, ставшего еще в далеком детстве родным и близким.

Композиционная структура стихотворения условно разделяется на двустишия (дистихи), представляющие повествование от имени лирического героя, связанное с ощущениями от любимого города. При этом каждый дистих посвящается определенному образу города либо описывает эмоциональное настроение героя.

В качестве стихотворного размера произведения поэт использует форму четырехстопного анапеста, строки которого объединяются перекрестной рифмовкой в сочетании с парными мужскими рифмами, придающими звуковой интонации протяжный, напевный оттенок, пересекающийся с энергичным, страстным речевым движением.

Среди художественных средств выразительности в стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» присутствуют многочисленные развернутые метафоры и эпитеты, создающие атмосферу близкого общения с родным местом, имеющим важное значение в жизни поэта, хранящим его прошлое и память о потерянных людях. При этом использование метафор имеет значение метонимии, усиливающейся зрительными предметными элементами, а также своеобразными психолого-поведенческими ассоциациями с включением детских воспоминаний («глотать рыбий жир фонарей»)

Разговорный лейтмотив речевого повествования иллюстрируется сложно-слитными деталями смысловых переживаний лирического героя, объединяющихся в лирическое обращение в виде множества образов.

Эмоциональная атмосфера повествования в виде поэтического накала выражается восклицательными предложениями, вплетенными в строки-обращения лирического героя к родному городу, выражающими искренние признания в любви к нему.

Целостность стихотворению придает использованная поэтом форма многосоставного общения, напоминающая простую дневниковую запись в виде разговора с самим собой и любимыми образами города, но при этом выражающая чувство смутного страха, тревожного смятения, а также тягостного одиночества.

Стихотворение создает впечатление отрывка из личного дневника, отличающегося внутренней завершенностью, а также четкими линиями контура повествовательного изложения, заключающегося в сближении разновременных исторических пластов (Петербурга и Ленинграда), сливающихся в едином стихотворном высказывании.

Отличительной особенностью произведения является применение поэтом черно-желтой цветовой гаммы, подчеркивающей болезненные авторские ощущения беспокойной тоски и грусти. Однако в поэтических строках слышится надежда поэта на светлые и приятные жизненные моменты в так и не ставшим ему чужим городе, где каждая деталь знакома до слез в глазах и вызывает нежные, а порой болезненные, воспоминания.

Анализ стихотворения Я вернулся в мой город, знакомый до слез по плану

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом с множеством пиррихиев, из-за чего стихотворение не имеет искусственной строгой ритмичности. Рифмовка в строфах кольцевая. Исследователи подметили, что фамилия автора рифмуется с первой и последней строками четвёртой строфы-вывода. Кажется, что Мандельштам подписывается под стихотворением.

«Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама

Произведение «Notre Dame» было написано в 1912 году молодым Осипом, а также стало одним из стихотворений, которые стали частью его сборника «Камень» в 1916 году. В 1913 году произведение было написано в приложении к декларации акмеизма как подходящий пример. Содержание этого произведения в том, что предмет поэзии изображается в простых и здешних делах.

Заглавие произведения показывает, про что оно, то есть про Собор Парижской Богоматери. Произведение включает в себя четыре строфы. Каждая строфа, в свою очередь, показывает свежий угол зрения и свежий поворот мысли. Вследствие чего полное произведение создается из подходящих частей. Это произведение похоже на Собор, то есть представляется читателю как настоящий организм.

Начальная строфа показывает впечатление героя на Собор внутри. Вторая строфа показывает Собор снаружи. Последние две строфы рассматривают Собор и внутри, и снаружи, но тщательнее. Это перекрестное чередование согласовывается с крестообразным сводом Собора, сокровищем 12 столетия. В произведении не только описывается Собор, но и рассуждается прошлое, будущее и настоящее людей героем.

В начальной строфе показывается прошлое, то есть Собор был построен в 12 столетии и на местности, где раньше существовала римская колония. Автор сопоставляет крестообразный свод Адаму, первейшему человеку на Земле. Этим он объясняет новое раскрытие в культуре человека и истории. Две следующие строфы представляют Собор как композиция трех культур: римской, языческой и христианской как внутреннее дополнение Собора. Последняя строфа описывает будущее. 21-летний Осип устремляется к созданию «прекрасного» как сам Собор.

Тематикой произведения является назначение поэта и его связь с культурой всей Земли. Главной идеей является взаимосвязь всех предметов, то есть прошлого с будущим, уродства с красотой, художника с его искусством.

Основным символом произведения является камень, так как это совершенное вещество, предмет всего земного. Камень собирая премудрость всех столетий, становится Собором. В стихотворении присутствуют противопоставления. Собор включает в себя эти противопоставления. Свод, который кажется легким внутри Собора давит с неимоверной тягой. Также противопоставляются дуб с тростинкой как разные компоненты, то есть толстое и тонкое. Здесь заложен глубокий философский смысл: человек похожий и размышляющий как тростник с его слабостью, непониманием противопоставляется самоуверенному и сильному человеку, похожему на дуб.

Языческая сила является противоположностью христианской скромности. Рассудочная пропасть — это сочетание несочетаемого, так как пропасть не бывает рассудительной, но для готической личности, которая сочетает все противоположности, мир видится только так. В четвертой строфе противопоставляется уродство красоте, как материал, с помощью которого изобретается прекрасное, противопоставление созданию рук человека.

Анализ стихотворения Notre Dame (Нотр Дам) по плану

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности относится к элегии и в качестве основной тематики рассматривает авторские размышления о встрече с родным городом.

Центральное место в стихотворении занимает образ Петербурга и отношения к нему лирического героя, раскрывающегося в особой любви и восхищении к городу, ставшего еще в далеком детстве родным и близким.

Композиционная структура стихотворения условно разделяется на двустишия (дистихи), представляющие повествование от имени лирического героя, связанное с ощущениями от любимого города. При этом каждый дистих посвящается определенному образу города либо описывает эмоциональное настроение героя.

В качестве стихотворного размера произведения поэт использует форму четырехстопного анапеста, строки которого объединяются перекрестной рифмовкой в сочетании с парными мужскими рифмами, придающими звуковой интонации протяжный, напевный оттенок, пересекающийся с энергичным, страстным речевым движением.

Среди художественных средств выразительности в стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» присутствуют многочисленные развернутые метафоры и эпитеты, создающие атмосферу близкого общения с родным местом, имеющим важное значение в жизни поэта, хранящим его прошлое и память о потерянных людях. При этом использование метафор имеет значение метонимии, усиливающейся зрительными предметными элементами, а также своеобразными психолого-поведенческими ассоциациями с включением детских воспоминаний («глотать рыбий жир фонарей»)

Разговорный лейтмотив речевого повествования иллюстрируется сложно-слитными деталями смысловых переживаний лирического героя, объединяющихся в лирическое обращение в виде множества образов.

Эмоциональная атмосфера повествования в виде поэтического накала выражается восклицательными предложениями, вплетенными в строки-обращения лирического героя к родному городу, выражающими искренние признания в любви к нему.

Целостность стихотворению придает использованная поэтом форма многосоставного общения, напоминающая простую дневниковую запись в виде разговора с самим собой и любимыми образами города, но при этом выражающая чувство смутного страха, тревожного смятения, а также тягостного одиночества.

Стихотворение создает впечатление отрывка из личного дневника, отличающегося внутренней завершенностью, а также четкими линиями контура повествовательного изложения, заключающегося в сближении разновременных исторических пластов (Петербурга и Ленинграда), сливающихся в едином стихотворном высказывании.

Отличительной особенностью произведения является применение поэтом черно-желтой цветовой гаммы, подчеркивающей болезненные авторские ощущения беспокойной тоски и грусти. Однако в поэтических строках слышится надежда поэта на светлые и приятные жизненные моменты в так и не ставшим ему чужим городе, где каждая деталь знакома до слез в глазах и вызывает нежные, а порой болезненные, воспоминания.

Анализ стихотворения Я вернулся в мой город, знакомый до слез по плану

Смысл

Каждый может увидеть в стихотворении разные смыслы. Для кого-то это крик души измученного человека, для кого-то – описание двух диаметрально противоположных миров, означающее временной перелом. Правильно и то, и другое. Поэт показывает, что революция, призывающая свободу, обернулась тиранией, равной которой Россия не знала. Если раньше он поддерживал перемены, с восторгом встречал их, то теперь он видит, как ошибался. Естественная жизнь его города, как и всей страны, не должна была нарушаться переворотом. Изменения должны были быть постепенными, как в природе, а то, что получилось в результате искусственного вмешательства, свободой, братством и равенством назвать нельзя. Такова основная идея стихотворения.

Представляется вероятным, что для автора стихотворение стало возможностью признаться в любви городу детства и выразить свои чувства. Главная мысль — это своеобразный призыв к потомкам: сохранить наследие прошлого.

Осип Мандельштам в Петербурге

Здесь жили Александр Грин, Осип Мандельштам, Владислав Ходасевич, Михаил Зощенко, Всеволод Рождественский

В 1858 г. Елисеевы купили у наследников купца А. И. Косиковского дом на Невском пр. Домовладение представляло собой три каменных здания. Третий флигель, обращенный на Мойку, братья Елисеевы решили перестроить для себя и переселились туда, покинув дом Котомина. Для перестройки дома пригласили арх. Н. П. Гребенку.

При Петре Степановиче Елисееве дом был еще раз перестроен, получив новое убранство интерьеров. Работами руководил арх. А. К. Гаммерштедт. Парадный вход в дом передвинули в дальний от Невского пр. конец фасада и оформили кованным козырьком и резным дубовым тамбуром. Над парадной дверью поместили вырезанную из дерева монограмму владельца «СПЕ» (Степан Петрович Елисеев). В дверях сохранились витражные стекла с гравировкой. Внутренняя отделка отличалась роскошью. Парадный вестибюль отделан в духе Ренессанса, стены его украшены дубовыми панелями, устроен камин, облицованный коричневым мрамором, на потолке орнаментальная роспись. Очень выразительна лестница – овальная в плане, с мраморными ступенями, со стенами, украшенными лепкой, росписью по штукатурке и перекрытая световым фонарем.

Помещения первого этажа использовались в коммерческих целях, квартира владельцев находилась на втором и третьем этажах. Декор парадных и жилых комнат был выполнен с использованием мотивов разных исторических архитектурных стилей: приемная в стиле Людовика XVI, кабинет хозяина – в стиле французского ампира, зал – в духе барокко, гостиная и будуар хозяйки – в стиле рококо, столовая – в стиле ренессанс, библиотека – в стиле модерн. Особое место в убранстве дома занимали произведения французского скульптора Огюста Родена.

В 1919 г. возникла идея создать «приют» для голодающей петроградской интеллигенции. М. Горький предложил назвать его «Дом искусств», сокращенно ДИСК.

Для размещения выбрали дом Елисеевых на Мойке. Здесь жили Александр Грин, Осип Мандельштам, Владислав Ходасевич, Михаил Зощенко, Всеволод Рождественский, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян, Кузьма Петров-Водкин и др. Здесь родилось общество «Серапионовы братья». Маяковский в ДИСКе впервые прочел свою поэму «150 000 000», Грин закончил «Алые паруса», а Ольга Форш написала первый исторический роман «Одеты камнем», а затем роман «Сумасшедший корабль», в котором описала жизнь и быт обитателей ДИСКа.

Композиция, жанр и средства выразительности

Произведение является рассказом поэта о своей бесконечной любви к родному городу. Стихотворение невозможно разделить на какие-то смысловые части. Оно имеет целостную конструкцию. Формально его можно разделить на двустишия, в каждом из которых описывается либо отдельный элемент пейзажа Петербурга, либо эмоции и мысли самого́ Осипа.

Жанром произведения является элегия, так как писатель с грустью рассказывает о том, как изменилась его родина за время его отсутствия. Его также гложет, что никто из старых друзей и знакомых так и не пришёл с ним увидеться. В последних строках произведения особо ярко подчёркивается та печаль, которая засела у поэта глубоко в душе.

Строки стихотворения объединены перекрёстной рифмовкой. Стихотворный размер — четырёхстопный анапест.

Средства выразительности в произведении Мандельштама играют важную роль. При помощи различных приёмов поэт красочно выражает свои мысли и подробно описывает каждую деталь изменённого Петербурга. Одним из таких средств выразительности является метафора: «к зловещему дёгтю подмешан желток», «рыбий жир ленинградских ночных фонарей».

Кроме того, особое место в произведении занимают эпитеты, при помощи которых поэт задаёт настроение общей картине: «лестница чёрная», «декабрьский денёк». Такие выразительные средства характерны для модернистской литературы.

Анализ произведения Осипа Мандельштама «Ленинград» даёт понять читателю, какие эмоции испытывал автор по приезде в свой родной край. Его очень опечалил внешний вид города, но от этого его любовь не пропала. Ведь именно в этих краях писатель провёл всё своё детство. Стих может послужить аргументом для сочинения на тему «Связь с прошлым».

Тематика и проблематика

Мандельштам рассказывает читателям о том, как быстро может измениться мир – настолько, что даже «знакомый до слёз» город станет неприветливым. И это происходит не только потому, что на смену старому строю приходит новый. Меняются люди, впечатления, характер бесед… Былые времена можно воскресить теперь только в воспоминаниях. Поэтому основная тема стихотворения – ностальгия по свободному и улыбчивому прошлому, которое сменилось временами грозными и опасными. Также чувствуются патриотические мотивы, ведь автор все равно любит свой Петербург и не хочет его покидать, несмотря на угрозу попасть под волну задержаний.

Автор пытается уйти от настоящего, цепляясь за прошлое. Ему тесно в новом мире. Дверные цепочки напоминают кандалы, дверной звонок – набат, в который бьют тревогу. Мандельштам предчувствует будущее: скоро ему предстоит оказаться в НКВД – правда, в Москве. Поэтому главная проблема, поставленная в произведении, — это неприятие репрессивной политики нового государства и постоянное ощущение опасности. Политические проблемы дополняются нравственными и социальными вопросами: люди меняются вместе с обстановкой, доносят друг на друга, прячутся и могут сделать все, что угодно, лишь бы миновать участи арестованных и загубленных смельчаков, осмелившихся восстать против тирании.

Анализ стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» Мандельштама

В лирику Мандельштама 30-х годов вошли более непосредственно жизненное дыхание, голос и поведение конкретного человека-современника. В таком стихотворении, как «Мы с тобой на кухне посидим…» (1931), этот голос прозвучал в его наиболее как бы бытовой форме, хотя со вторым, подводным душевным мотивом. В стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (декабрь 1930) — тот же тип лирического высказывания, с той же предельной естественностью разговорной интонации, но с более сложным и обобщенным, многосоставным, хотя также конкретным, адресатом: обращением и к самому себе, и к родному городу, как к городу своего детства и всего своего прошлого.

Многосоставное обращение вместе с тем имеет форму простой дневниковой записи о том, что с тобой происходит. Разговор с собой и с родным городом выражает и близкое общение с близким, родным, и сложное смутное чувство — страха, одиночества, тревоги, смятения, и сверх того и вместе с тем — непреодолимой силы связи с родными местами, со своим прошлым, с человеческой общностью, хотя бы ее составляли прежде всего «мертвецов голоса», память об ушедших и ушедшем.

В разговорную простоту речи включены, как узлы движения смысла-переживания, сложно-слитные детали-метафоры, которые превращаются в многообразное лирическое обращение — призыв к самому себе и неведомому собеседнику-слушателю. «… Так глотай же скорей/ Рыбий жир ленинградских речных фонарей». «Рыбий жир фонарей» — это точная, зрительно точная передача впечатления от расплывающихся свечений, похожих на жирное пятно на темном фоне ночной реки. Зрительное ощущение соединено с вкусовой ассоциацией, сопряженной с наплывом воспоминаний о детстве, а в этом детстве чего-то очень близкого — и болезненного, и противного, и питательного, целебного.

Тесно связана с этой следующая деталь-метафора: «…декабрьский денек ,/ Где к зловещему дегтю подмешан желток». Опять точное зрительное впечатление, опять ассоциация с воспоминаниями детства, но, кроме того, возникает психологическая оценка: «деготь» темного декабрьского «денька» (очень короткого — только денька, не дня) становится «зловещим».

Детали-метафоры приобретают и большое метонимическое значение, как элементы единого ряда впечатления при возвращении в родной город. И значение каждой детали усиливается контекстом, перекликается со значением первых двух строчек, с основным мотивом — возвращения в родное, свое, до слез знакомое. В рыбьем жире речных фонарей и в желтке декабрьского денька двигается дальше ассоциативный ряд с элементами и зрительного предметного подобия (желез, фонарей, желтка), и звуковой паронимической связи (слез — желез — желток), и своеобразных психолого-поведенческих ассоциаций (глотать рыбий жир и глотать впечатления от теперешнего города). Все это объединено целостностью общего переживания.

В целом это отрывок из дневника, но с внутренней законченностью, четким контуром лирического события-сообщения. И также осуществляется новый тип лирического времени — наложение друг на друга его разных пластов. Но здесь не в форме совмещения двух разновременных исторических пластов-образов, как в «Петербургских строфах», а в форме надвига прошлого лирического «я» на его сегодняшнее: «знакомый до слез, / До прожилок, до детских припухлых желез», и продолжают сейчас звучать «мертвецов голоса». Сближение разных времен сопряжено со сближением разных смыслов и переживаний в одном высказывании, даже в одной строчке.

Простота, естественность и напряженность высказывания выражена и в звуковой организации стиха: четырехстопный анапест с устойчивой цезурой и парными мужскими рифмами приобретает в этой интонации оттенок несколько протяжного, напевного и вместе с тем энергичного, страстного движения речи. В конце стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» реальность метафор, их бытовая конкретность приобретает дополнительное значение реализованного кошмара: «… и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок».

Основная идея

Смысл стихотворения «Век» заключается в том, что старая эпоха безвозвратно уходит, что она сломлена и сдавлена обстоятельствами, оказавшимися сильнее ее. Бурлящая в ранах кровь-строительница хлынула горлом — то есть жизнь покидает старый век, но уходит она восвояси. Надежду вселяют лишь строки «И еще набухнут почки, брызнет зелени побег». Но сразу же после нее следует новая эпитафия веку-зверю, которого автор жалеет, даже несмотря на его былую жестокость. Он дает понять, что все это неизбежно, но в то же время выражает сочувствие — в противовес всеобщему безразличию.

Почему автор почти не говорит о новой эпохе? О новом веке? Потому что он ставит под сомнение его существование, ведь между прошлым и будущим он не видит преемственности поколений. Такова главная мысль стихотворения «Век».

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении можно выделить главную тему: это тема ностальгии по прошлому. Поэт хранит в сердце любимый город Петербург, который навсегда остался в прошлом, и больше никогда не порадует глаз поэта и не согреет его душу. Момент ностальгии очень тесно связан со смыслом произведения, поэт сравнивает предыдущий, любимый сердцу Петербург, с серым и мрачным Ленинградом. В стихотворении также поднимаются серьезные проблемы современности, такие как неприятие властями. В завуалированной форме поэт выражает свой протест репрессиям, которые наносят вред мирным жителям и ломают их, не оставляя возможности оставить после себя светлую память, а лишь отголоски, будто слышится шёпот мертвеца. Окружающий пейзаж города и обстановка квартиры, в которой живет лирический герой, буквально кричит о безжалостной судьбе пострадавших от переворота людей.

Анализ стихотворения Бессонница Тютчева

В данном стихотворении автор рассказывает о неких божествах, которые управляют жизнями людей. В первой строфе идёт повествование о таких близнецах, как Смерть и Сон. Они очень близкие между собой, но в тот же момент враждующие. Ведь Сон дарит энергию для продолжения жизни, или случаются такие моменты, когда смерть используя сон, забирает к себе жизни людей. Но все же, Тютчев, назвал их близнецами, значит, что-то есть между ними настолько общее, что объединяет их. Это их тёмная энергия. Смерть — олицетворение конца, конца развития, конца радости, конца горя, конца жизни. А Сон — это всё-таки одна из разновидностей коротких смертей. Ведь пока человек спит, он не развивается, не радуется, не горюет, не живёт. То есть можно сказать, что он умер, но только на время, с рассветом он снова оживет.

В следующей строфе, автор знакомит читателя с двумя другими божествами: Любовью и Самоубийством. О том, как близко они ходят друг от друга по человеческим жизням. О том, что любовь — это не только радость, но и тяжёлое и горькое горе. Но без этого, любовь не была б так дорога в нашей жизни. Мы не боялись бы потерять её, поэтому не ценили б.

Поэтому Любовь и Самоубийство, имеют «кровный союз», и своими чарами они окружают людей лишь несколько раз в жизни, и на очень короткое время. И как велика их власть, что только не совершали люди во имя любви. Сколько подвигов было совершено, но и сколько крови было пролито. И их порядок — неизменный. Всегда первой идёт Любовь, а после Самоубийство. Но и как в первом сравнении, Сна и Смерти, смерть не всегда выигрывает сражение со сном. Так и здесь, Любовь чаще всего побеждает смерть, в обличии Самоубийства. Но все же, случаются исключения из правил, и тогда Смерть торжествует.

Стихотворение » Близнецы» Федора Тютчева показывает сражение жизни и смерти, в разных вариациях.

10 класс, Средство выразительности, кратко по плану

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: