Миф: краткое содержание
Царь Эдип – это герой одного из фиванских мифов. Из сказаний и легенд в античные времена авторы, как правило, и черпали вдохновение.
Миф об Эдипе повествует о причудливом переплетении судеб. Начинается он с рассказа о некоем царе Лае. Он и его жена Иокаста долгое время были бездетными. Согласно афинским традициям, по любому поводу за помощью следовало обращаться к так называемому дельфийскому оракулу. Царь так и поступил. Однако многоуважаемый прорицатель отнюдь не порадовал несостоявшегося отца, известив его о том, что сын у него хотя и будет, но, когда подрастет, непременно убьет его, а затем, что еще ужаснее, женится на собственной матери, то есть на жене Лая.
Это повествование о том, насколько тщетны попытки простых смертных изменить то, что предрешено свыше. Философскую и религиозную основу можно прочувствовать, даже прочитав краткое содержание. Царь Эдип – главный герой легенды, в которой завязкой служит предсказание оракула. После прорицания отец приказывает оставить появившегося на свет младенца в диких горах. Но слуга жалеет ребенка и передает его незнакомому пастуху. Тот, в свою очередь, другому царю – Полибу, которого Эдип долгое время будет считать своим родным отцом.
Спустя много лет Эдип слышит страшное предсказание от того же оракула. Оно полностью совпадает с тем, чего безмерно боялся Лай: молодой человек умертвит отца и станет мужем вдовы убитого, то есть собственной матери. Не зная имени своего настоящего родителя, будущий преступник покидает дом человека, который воспитал. Несколько лет, подобно разбойнику, скитается наш герой. И в конечном счете, случайно убивает Лая. Дальше все происходит именно так, как и предвещал оракул.
Краткое содержание: Царь Эдип
Царь Лаий и царица Иокаста, правящие в Фивах, получили ужасное пророчество — царь погибнет от рук собственного сына. Чтобы избежать этого царь Лаий отдал своего новорожденного сына пастуху, чтобы тот отнёс его на пастбища Киферона на съедение зверям. Пастух пожалел ребёнка и отдал его пастуху соседнего Коринфского царства, а тот в свою очередь принёс мальчика коринфскому царю. Бездетный царь принял младенца как своего и назвал Эдипом. Эдип вырос и услышал о том, что он приёмыш. Чтобы рассеять сомнения он пришёл к дельфийскому оракулу.
Но в ответ он услышал только одно:«Чей бы ты ни был, тебе суждено убить родного отца и жениться на родной матери». В отчаянии Эдип не стал возвращаться домой. Он шёл в никуда и встретил колесницу со стариком и слугами. Эдип не уступил дорогу и получил удар стрекалом, в ответ старик получил смертельный удар посохом. В драке Эдип убил всех слуг, но один сбежал. Такое нередко случалось на дороге. Эдип пришёл в Фивы. На город напало чудовище — женщина Сфинкс. Все прохожие должны были разгадывать её загадки, иначе она убивала. Царь Лаий , отправившийся за помощью к оракулу, погиб в дороге.
Эдип разгадал загадку Сфинкса,и побеждённое чудовище сбросилось со скалы. Героя объявили царём Фив, вдова Лайя стала женой Эдипа, а брат Иокасты Креон — его помощником. Спустя время на Фивы напал мор, умирали люди, скотина, погибал урожай. Эдип пошёл за советом к оракулу. Оракул сказал ему, что нужно найти и наказать убийцу Лайя, иначе не избежать божьей кары. Эдип приказывает найти убийцу, лишить воды, огня и молитв и прогнать из царства. Он проклял убийцу, не подозревая, что проклинает себя. Эдип просит помочь старого прорицателя Тиресия, но тот сразу отказывается называть имя убийцы.
Тиресий лишь под угрозой открыл правду Эдипу. Эдип — «Нет, коли так: убийца — ты, себя и казни!» «Не Креонту я служу и не тебе, а вещему богу; я слеп, ты зряч, но не видишь, в каком живёшь грехе и кто твои отец и мать». Он не верит пророку. Иокаста рассказывает о том, что царю Лайю пророчили смерть от собственного сына, но сын умер на Кифероне, а Лайя убил случайный путник. Остался свидетель — пастух, который должен вскоре прийти во дворец. Но тут приходит известие из Коринфа о том, что коринфский царь умер, и Эдип должен занять престол.
Эдип говорит о том, что все предсказания — ложь, потому что его отец умер своей смертью, а не от руки сына и он не вернётся в Коринф, пока жива царица- мать, так как по предсказанию он женится на ней. Но коринфский гонец уверяет его, что Эдип приёмный сын коринфского царя, потому что именно он принёс его младенцем с Киферона к царю. Тут пришёл свидетель убийства Лайя — пастух, узнаёт гонца, которому когда-то отдал царского младенца и в Эдипе признаёт убийцу царя Лайя. Эдип воскликнул в ужасе: «Проклято моё рождение, проклят мой грех, проклят мой брак!» Он был мудрецом, царём, а теперь кто он ? Отцеубийца и кровосмеситель… Ещё один удар ждёт его, Иокаста повесилась. Чтобы не видеть своих преступлений Эдип выкалывает себе глаза, и попрощавшись с детьми, уходит в изгнание. Несмотря на свои деяния, он остался в глазах фиванцев могущественным и мудрым правителем.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Царь Эдип». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Экранизации
Итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини экранизировал трагедию Софокла в 1967 году. В фильме «Царь Эдип» роль Эдипа сыграл актер Франко Читти.
Происходящие в фильме события разделены на две сюжетные линии, которые перетекают одна в другую. Первая разворачивается в Древней Греции, вторая – в Италии ХХ века. В «современной» части фильма отец ревнует жену к новорожденному сыну, уносит ребенка и оставляет на произвол судьбы в пустыне. С этого момента начинается «античная» часть, где с некоторыми изменениями воспроизводится сюжет классической трагедии Софокла.
Франко Читти в роли Эдипа
Спасенного от смерти мальчика усыновляет бездетная чета правителей Коринфа, и он воспитывается при царском дворе как их собственный сын. Став юношей, Эдип получает от оракула пророчество, которое гласит, что герой убьет отца и возьмет в супруги мать. Юноша не знает о том, что усыновлен, и покидает Коринф в страхе, что пророчество может сбыться.
Юноша идет в Фивы и по дороге вступает в перепалку с неким человеком, которого в итоге убивает. Этот человек – царь Лай, биологический отец юноши. Позже герой сам становится царем Фив и женится на вдове Лая – собственной матери. Таким образом пророчество, от которого юноша пытался убежать, сбывается. Когда всплывает правда, царица Фив кончает с собой, а Эдип в ужасе выкалывает себе глаза. Действие снова переносится в Италию ХХ века, где ослепший герой возвращается в место, где родился.
Персонаж появляется в экспериментальном черно-белом фильме Жана Кокто «Завещание Орфея», вышедшем в 1960 году. Роль Эдипа там исполняет актер Жан Маре.
Жан Маре в роли царя Эдипа
Жан Кокто положил сюжет Софокла в основу собственной пьесы «Эдип-царь». По либретто Кокто композитор Игорь Стравинский позже создал оперу-ораторию «Царь Эдип». Премьера оперы прошла в 1927 году в парижском Театре де ла Вилль. Опера «Царь Эдип» в постановке Мариинского театра длится 45 минут и впервые была представлена публике в 2003 году.
В 20-ые годы ХХ века была создана еще одна опера на этот сюжет — «Царь Эдип» от композитора Руджеро Леонкавалло, которая с успехом ставилась в Чикаго и Нью-Йорке.
Проблематика пьесы
- Основной проблемой трагедии является проблема судьбы и свободы человеческого выбора. Жителей древней Греции очень тревожила тема рока, так как они считали, что свободы у них нет, они являются игрушками в руках богов, их судьба предопределена. И срок их жизни зависел от Мойр, которые определяют, отмеряют и отрезают нить жизни. Софокл же вносит полемику в свое произведение: наделяет главного героя гордостью и несогласием со своей судьбой. Эсхил не собирается смиренно ожидать удары судьбы, он борется с ней.
- Также в пьесе затронуты социально-политические проблемы. Отличие Эдипа от его отца Лая в том, что он – справедливый правитель, который, не задумываясь, приносит в жертву свою любовь, дом и себя самого ради счастья граждан. Однако хороший царь неизменно несет на себе ярмо, унаследованное от плохого, принявшее в античной трагедии форму проклятья. Последствия от бездумного и жестокого правления Лая его сыну удалось перебороть только ценой собственной жертвы. Такова цена равновесия.
- Горе обрушивается на Эдипа с момента, как ему открывается правда. И тогда автор говорит о проблеме философского характера — проблеме неведения. Автор противопоставляет знание богов незнанию простого человека.
- Действия трагедии разворачиваются в обществе, в котором убийство кровных родственников и инцест сопровождаются жесточайшей карой и сулят бедствие не только тому, кто совершил это, но и городу в целом. Так что, деяния Эдипа, несмотря на фактическую безвинность, не могли оставаться безнаказанными и поэтому город страдает от мора. Проблема справедливости в этом случае стоит довольно остро: почему за деяния одного страдают все?
- Несмотря на всю трагичность жизни Эдипа, в конце он наделяется духовной свободой, которую он обретает, проявляя мужество против ударов судьбы. Поэтому ощущается проблема оценки жизненного опыта: стоит ли свобода таких жертв? Автор полагал, что ответ положительный.
Развязка
Подходит к концу пьеса «Царь Эдип» (краткое содержание по главам поможет запомнить события, но не передаст всей трагичности произведения, поэтому мы еще раз настоятельно рекомендуем прочесть полную версию). Наконец-то приводят того, кто видел убийцу Лаия. Именно этот пастух когда-то передал царского младенца в Коринф. Он не хочет говорить ничего ни об этом, ни об убийстве. Но Эдип впадает в неистовство и заставляет его. Открывается правда: отцом героя был Лаий.
Эдип осознает все случившееся, он проклинает и свое рождение, и свой брак с матерью. Из мудрого царя он превратился в «кровосмесителя и отцеубийцу». Но и на этом не оканчиваются невзгоды. Прибегает вестник из покоев царицы и сообщает, что Иокаста, не перенеся горя и позора, повесилась. Царь бежит в комнаты матери и супруги. Он обнимает ее мертвое тело, а затем срывает с одежд Иокасты золотую застежку. Эдип вонзает ее в свои глаза, чтобы никогда больше не видеть тех чудовищных деяний, что совершил.
Тут вступает хор, который в песне повествует о том, что свершилась судьба. Прибегает Креонт. Он уже забыл былые обиды и умоляет Эдипа не покидать дворец. Но герой непреклонен, за свои поступки он должен быть изгнан и проклят богами.
Такова печальная участь главного героя пьесы «Царь Эдип». Очень краткое содержание сможет передать основную тему произведения (всесилие рока и судьбы), но не даст читателю в полной мере ощутить трагизм ситуации.
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Софокл «Царь Эдип» очень кратко
Софокл «Царь Эдип» краткое содержание для читательского дневника:
В городе Фивах, где правителем был царь Эдип, появляется страшная болезнь, от которой гибнут люди и скот. Чтобы узнать причину мора, правитель обращается к оракулу, который поясняет, что это наказание богов за убийство их прежнего короля – Лаия, и чтобы болезнь исчезла, надо найти убийцу. Эдип удивляется, почему убийцу не искали раннее, на что ему поясняют, что раньше люди беспокоились о Сфинксе, который терроризировал жителей.
Собственно, благодаря победе над Сфинксом Эдип стал правителем Фив и женился на жене Лаия – Иокасте. Узнав предсказание, царь издает указ найти убийцу, однако это оказывается не так просто. Ведь Лаия умер от рук незнакомца за пределами Фив. Тогда Эдип обращается за помощью к слепцу – прорицателю Тересию.
Тот не хочет отвечать на вопрос царя. Эдип гневается и начинает подозревать старика, однако тот в результате сознается, что убийца – сам царь. Правитель начинает подозревать, что все это козни Креонта – брата Иокасты, который хочет занять престол. Но Тересий отрицает все это и говорит лишь, что Эдип сам не знает, в каком живет грехе и кто его отец и мать.
Эдип вызывает к себе Креонта и предъявляет тому обвинение в измене. Креонт божится, что царь ошибается. За брата заступается Иокаста, которая утверждает, что все пророчества лживы, ведь ею мужу была предсказана смерть от руки сыны, а Лаию убил неведомый путник.
Эдип уточняет, где и как это произошло и понимает, что когда он шел в Фивы, то действительно непреднамеренно убил мужчину, который ударил его, чтобы тот сошел с дороги. Ему говорят, что остался один свидетель происшествия и царь посылает за ним.
В это время приходит посланец из Коринфа и извещает Эдипа, что его отец умер, и коринфяне хотят видеть его на престоле. Однако Эдип отказывается, мотивируя это тем, что ему предсказали убить отца и женится на собственной матери. Поэтому он и покинул Коринф. Тогда вестник объявляет, что на самом деле Эдип не родной сын коринфской царской четы, что он получил его от пастуха из Фив.
Иокаста все понимает, ведь у нее когда-то был сын, которого ее муж отдал пастуху. Пастух должен был оставить мальчика в лесу, чтобы не исполнилось страшное пророчество. Когда пастуха привели к царю, он сознался, что действительно отдал ребенка другому пастуху, который направлялся в Коринф. В то же время другой пастух подтверждает, что именно Эдип убил Лаию.
Эдип в отчаянии. Когда ему сообщают о самоубийстве Иокасты, его матери и жены, он охватывает ее труп и, сорвав фибулу, вонзает иглу себе в глаза. После этого он прощается со своими детьми и уходит в изгнание. В последних строках трагедии заключен ее основной урок: от судьбы сбежать невозможно, и не надо завидовать тому, кто в чем-то лучше, ведь неизвестно, что ожидает его впереди.
Это интересно: Трагедия «Прометей прикованный» Эсхила, написанная в 444–443 годах до н. э., является одним из самых известных античных произведений, оказавших большое влияние на мировую литературу. Для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Прометей прикованный» по эписодиям. Несмотря на то, что книга была написана сотни лет назад, она и в наши дни не теряет своей актуальности.
Образ Эдипа: характеристика героя
В трагедии Софокла главным героем является правитель Фив – царь Эдип. Он проникается проблемами каждого жителя своего города, искренне переживает за их судьбы и старается во всем им помочь. Он однажды спас город от Сфинкса, и когда граждане страдают от навалившейся на них чумы, народ снова просит спасения у мудрого правителя.
В произведении судьба его оказывается невероятно трагичной, но, несмотря на это, его образ не представляется жалким, а напротив, величественным и монументальным.
Всю жизнь он поступал по морали. Ушел из родного дома, отправившись неизвестно куда, чтобы не исполнять предначертанное злодейство. И в финале он утверждает свое достоинство самонаказанием. Эдип поступает невероятно смело, наказывая себя за преступления, которые совершил неосознанно. Его кара жестока, но символична. Он выкалывает брошью свои глаза и отправляет себя в изгнание, чтобы не находиться рядом с теми, кого он осквернил своими поступками.
Таким образом, герой Софокла – человек соответствующий нравственным законам, стремящийся поступить по морали. Царь, признающий собственные ошибки и готовый нести за них наказание. Его ослепление – метафора автора. Так он хотел показать, что персонаж является слепой игрушкой в руках судьбы, и каждый из нас так же слеп, даже если почитает себя зрячим. Мы не видим будущего, не способны узнать свою судьбу и вмешаться в нее, поэтому все наши действия – жалкие метания слепца, не более. Такова философия того времени.
Однако когда герой слепнет физически, он прозревает духовно. Ему уже нечего терять, все самое страшное произошло, и судьба преподала ему урок: пытаясь узреть незримое, можно и вовсе потерять зрение. После таких испытаний Эдип освобождается от властолюбия, самонадеянности, богоборческих устремлений и уходит из города, жертвуя всем во благо горожан, пытаясь спасти их от чумы. В изгнании его добродетель лишь укрепилась, а мировоззрение обогатилось: теперь он лишен иллюзий, миража, который создавало услужливое зрение под влиянием ослепительных лучей власти. Изгнание в данном случае – путь к свободе, предоставленный судьбой в качестве компенсации за то, что Эдип покрыл долг своего отца.
Главные и второстепенные герои
Как и другие драматурги того времени, Софокл писал свои пьесы в виде театральных интерпретаций известных мифов греческой культуры. Автор особенно прославлял мифических героев Троянской войны — персонажей, которые появляются в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Характеристика главных героев:
- Эдип является центральной фигурой и трагическим героем пьесы Софокла «Царь Эдип». Изначально он предстает перед читателями как величественный царь Фив, но вскоре становится удрученным человеком, смиренным своей ужасной судьбой.
- Креонт — брат Иокасты. Сначала царь обвиняет Креонта в том, что тот пытался свергнуть его с трона, но он оправдывается, когда главный герой осознает свою вину в убийстве Лая. Удрученный Эдип покидает Фивы в конце пьесы, а Креонт становится королем.
- Тиресий — старый слепой провидец, который рассказывает царю о его судьбе. Старик обладает особым даром предвидения, полученным от богов. Главный герой обвиняет его в измене, но потом выяснятся, что Тиресий оказался прав.
- Иокаста — королева Фив. Сначала она выходит замуж за Лая, а когда его убивают и Эдип провозглашается новым правителем, становится его женой. В конце Иокаста понимает, что царь — ее сын. Трагический оракул исполнился.
В трагедии есть также второстепенные персонажи. В список наиболее заметных из них вошли:
- Священник появляется в начале пьесы. Он умоляет короля и богов покончить с чумой в городе.
- Хор старцев виден на протяжении всей пьесы. Он олицетворяет горожан, реагирующих на новые повороты сюжета.
- Пастух Лаия подтверждает трагическую судьбу Эдипа, говоря, что Иокаста и Лай являются его настоящими родителями. Он отправил царя, когда тот был младенцем, в Коринф, чтобы тот рос в семье коринфского правителя Полиба.
- Антигона и Исмена — дочери царя. Они плачут с ним в конце пьесы.
В четвертой главе царь, уверенный в том, что худшее, что он может услышать, — это рассказ о его скромном рождении, с нетерпением ждет пастуха. Сначала тот отказывается говорить, но под угрозой смерти признается, что Эдип на самом деле сын Лая и Иокасты. Пророчество, которого царь так боялся, сбылось. Главный герой мучается из-за того, что убил своего отца и женился на матери.
Эдип, врываясь во дворец, обнаруживает, что Иокаста покончила с собой. Он вынимает булавки из ее платья и вонзает себе в глаза, чтобы больше не смотреть на страдания, которые причинил. Ослепленный и опозоренный Эдип умоляет Креонта убить его, но в конце пьесы он тихо подчиняется ему и смиренно ожидает оракула, который определит, останется ли он в Фивах или будет изгнан навсегда.
Миф об Эдипе
Миф об Эдипе, который также появляется в произведениях Гомера, представляет собой историю обреченной попытки человека перехитрить судьбу. Трагедия Софокла дополняет его и драматизирует болезненное открытие Эдипом его истинной личности.
Правители Фив Лай и Иокаста предупреждены оракулом в Дельфах, что их сын убьет отца. Чтобы предотвратить трагическое предсказание, царь отдает ребенка пастуху, который уводит его в Коринф. Там посланник передает ребенка правителю и его жене, у которых не было детей. Не зная личности ребенка, супруги усыновили малыша и назвали его Эдипом.
Эдип растет как принц Коринфа, но слышит тревожные истории о том, что коринфский царь не его настоящий отец. Он поехал в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, и узнает пророчество, что убьет родного отца и женится на матери. В ужасе Эдип решает не возвращаться домой, чтобы избежать ужасной судьбы.
Рядом с Фивами он встречает старика в колеснице с сопровождающими. Когда старик оскорбляет Эдипа, тот убивает его.
За пределами Фив он встречает чудовищного Сфинкса, терроризирующего сельскую местность. Сфинкс бросает вызов Эдипу своей загадкой: «Что передвигается на четырех ногах на рассвете, двух — в полдень, трех — вечером?». Эдип отвечает правильно («человек») и убивает монстра.
Люди объявляют его героем, а когда узнают, что Лай был убит, признают своим правителем. Эдип женится на Иокасте, у них рождается четверо детей.
Человек в трагедии «Царь Эдип»
Автор пишет свое произведение, основой которому послужил миф о Царе Эдипе. Но он пронизывает его тончайшей психологией, и смысл пьесы заключается даже не в роке, а в противостоянии человека судьбе, в самой попытке бунта, обреченной на поражение, но от этого не менее героической. Это настоящая драма, наполненная внутренними конфликтами и конфликтами между людьми. Софокл показывает глубокие чувства персонажей, в его творении ощущается психологизм.
Софокл не строил свое произведение только по мифу об Эдипе, чтобы основной темой не стала исключительно роковая невезучесть главного героя. Вместе с ней он ставит на первый план проблемы общественно-политического характера и внутренние переживания человека. Таким образом, обращая мифологический сюжет в глубокую социальную и философскую драму.
Главной идеей в трагедии Софокла является то, что человек при любых обстоятельствах должен сам отвечать за содеянное. Царь Эдип, после того как узнает правду, не ждет наказания свыше, а сам наказывает себя. Кроме того, автор учит читателя, что любая попытка отклониться от намеченного свыше курса – мираж. Людям не дано свободы воли, за них уже все продумано.
Эдип не колеблется и не сомневается перед принятием решений, поступает сразу и четко по морали. Однако эта принципиальность – тоже дар судьбы, которая уже все рассчитала. Ее не обмануть и не обойти. Можно сказать, что она наградила героя добродетельными качествами. В этом и проявляется некая справедливость рока по отношению к людям.
Душевное равновесие человека в трагедии Софокла полностью соответствует жанру, в котором исполнено произведение: оно колеблется на острие конфликта и, в конце концов, рушится.
Древнейшая версия мифа об Эдипе и её развитие великими античными трагиками
Фиванский миф о царе Эдипе и его роде, обреченном судьбой на гибель, пользовался в Древней Греции не меньшей известностью, чем легенды Геракле, Персее, аргонавтах, Троянской войне и странствованиях Одиссея. И сейчас Эдип — один из самых популярных и символичных персонажей древнегреческих мифов о героях. Гомер уже знал печальную историю Эдипа, знал, что отец Эдипа, фиванский царь Лай, получил страшное предсказание о нем и велел бросить младенца-сына со связанными ногами в безлюдной местности гор Киферона. Эдип был чудесным образом спасен и воспитан в Коринфе. Достигнув совершеннолетия, он пошел в Фивы и по дороге, в тесном ущелье, убил Лая, не зная, что он – его отец. После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать. Когда боги открыли эту тайну, Иокаста удавилась, прикрепив петлю к высокой перекладине, а душу Эдипа богини мщения Эринии ввергли в тяжкие мучения, и он выколол себе глаза. Миф об Эдипе говорил далее, что весь род этого невольного беззаконника подвергся проклятию, чья сила губила поколение за поколением. Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом. Они не дали ему должной почетной доли жертвенного мяса, и Эдип в гневе обрек их на смертельную ссору, сказав: «пусть они поделят между собою отцовское достояние мечом». Это и сбылось. Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною Похода Семерых на Фивы. Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне.
Эдип и сфинкс
Все эти подробности излагались уже в первоначальном, древнем сказании. Но полное развитие миф об Эдипе и его доме получил лишь в позднейшие времена, в произведениях аттических трагиков. Они любили брать предметом поэтической разработки этот миф, основанный на мысли о всемогуществе судьбы и зыбкости человеческих предположений и надежд. Но уже раньше трагиков, легенда была видоизменена влиянием египетской мифологии: чудовище Фикс, жившее на горе Фикионе и опустошавшее её окрестности, было превращено в Сфинкса – крылатое существо, с телом льва и головой женщины. Оно предлагало прохожим загадку и низвергало их всех в пропасть, потому что найти правильный ответ на неё никто не мог. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса, и тогда само чудовище бросилось со скалы.
Мифы древней Греции. Эдип. Тот, что пытался постичь тайну
Все три крупнейших аттических трагика – Эсхил, Софокл и Еврипид – использовали содержание мифа об Эдипе и его детях в своих знаменитых трагедиях («Семеро против Фив» Эсхила, «Антигона», «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне» Софокла, «Просительницы» Еврипида). Каждый из них видоизменил его по особенностям своих взглядов и характера. Но главные черты сказания у них одинаковы.
Эдип и Прометей Эсхила – что общего?
Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» повествует о титане, который украл с Олимпа огонь и принёс его людям, за что Зевс наказывает его, приковав к горной скале.
Взойдя на Олимп, Боги боялись быть свергнутыми (как в своё время они свергли титанов), а Прометей является мудрым провидцем. И когда он сказал, что Зевса свергнет его сын, слуги повелителя Олимпа начали угрожать ему, выпытывая тайну, а Прометей гордо молчал. Кроме того, он украл огонь и дал его людям, вооружив их. То есть, пророчество получило наглядное воплощение. За это главный из богов приковывает его к скале на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень.
Прометей, так же как и Эдип, зная судьбу, идёт наперекор ей, он также горд и имеет свою позицию. Им обоим не суждено ее преодолеть, однако сам бунт выглядит смело и внушительно. Также оба героя жертвуют собой ради людей: Прометей крадет огонь, зная об ожидающей его за это каре, а Эсхил выкалывает себе глаза и уходит в изгнание, бросая власть и богатства ради своего города.
Судьба героев Эсхила и Софокла одинаково трагична. Однако Прометей знает свою судьбу и идет к ней навстречу, а Эсхил, напротив, пытается убежать от нее, но в финале осознает тщетность попыток и принимает свой крест, сохраняя достоинство.