Содержание
Предисловие Глава 1. Опричники Глава 2. Новые товарищи Глава 3. Колдовство Глава 4. Дружина Андреевич и его жена Глава 5. Встреча Глава 6. Приём Глава 7. Александрова слобода Глава 8. Пир Глава 9. Суд Глава 10. Отец и сын Глава 11. Ночное шествие Глава 12. Клевета Глава 13. Ванюха Перстень и его товарищи Глава 14. Оплеуха Глава 15. Поцелуйный обряд Глава 16. Похищение Глава 17. Заговор на кровь Глава 18. Старый знакомый Глава 19. Русский человек добро помнит Глава 20. Весёлые люди Глава 21. Сказка Глава 22. Монастырь Глава 23. Дорога Глава 24. Бунт станичников Глава 25. Приготовление к битве Глава 26. Побратимство Глава 27. Басманов Глава 28. Расставание Глава 29. Очная ставка Глава 30. Заговор на железо Глава 31. Божий суд Глава 32. Ладанка Вяземского Глава 33. Ладанка Басманова Глава 34. Шутовской кафтан Глава 35. Казнь Глава 36. Возвращение в слободу Глава 37. Прощение Глава 38. Выезд из слободы Глава 39. Последнее свидание Глава 40. Посольство Ермака
At nunc patientia servilis tantumque sanguinis domi perditum fatigant animum et moestitia restringunt, neque aliam defensionem ab iis, quibus ista noscentur, exegerium, quam ne oderim tam segniter pereuntes.
Tacitus. Annales. Liber XVI
Основные персонажи романа
Серебряный князь главные герои:
- Никита Романович Серебряный – князь, царский воевода, отважный, честный и прямолинейный молодой мужчина.
- Иван IV Грозный – московский царь, деспотичный правитель.
- Елена Дмитриевна – возлюбленная князя Серебряного, супруга боярина Морозова.
- Дружина Андреевич Морозов – московский боярин, пожилой муж Елены Дмитриевны.
Другие персонажи:
- Малюта Скуратов – любимый опричник и помощник Ивана Грозного.
- Максим Скуратов – 17-летний сын Малюты, противник опричнины.
- Федор Басманов – опричник, фаворит Ивана Грозного.
- Борис Федорович Годунов – боярин, доверенное лицо Ивана Грозного.
- Афанасий Иванович Вяземский – глава опричников, любимец царя.
- Перстень – отважный атаман разбойников.
- Коршун – старый разбойничий атаман.
- Михеич – стремянный князя Серебряного и его воспитатель.
- Мельник – местный знахарь и колдун.
- Онуфревна – старая мамка Ивана Грозного.
Глава 4. «Дружина Андреевич и его жена»
Двадцатилетняя красавица Елена Дмитриевна, любившая Серебряного и когда-то пообещавшая выйти за него, теперь жена боярина Дружины Андреевича Морозова. Слишком долго пробыл Никита Романович в Литве, а ухаживания Вяземского изрядно напрягали и пугали молодую красавицу, поэтому она приняла предложение Морозова выйти за него замуж. Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, убитого под Казанью, не могла защитить свою честь от опричников иначе.
Морозова же все знали и боялись. Он имел большое влияние и защитил девушку. Они договорились о браке в церкви, когда Елена узнала, что сам царь собирается заставить ее принять предложение. Брак был фиктивным. Морозов любил Елену как дочь, знал ее родителей.
После этого царь разозлился на Морозова и решил его унизить. Но князь не пошёл у него на поводу: не сел ниже Годунова, не имеющего сана. С тех пор его удалили от двора.
А тем временем Никита Романович приехал в Москву. У него была грамота к Морозову. Он хотел узнать, где его дом, но опричники стали грубить ему и окружили. Его спас блаженный. Блаженного Васю все уважали, и опричники не решились его ослушаться. Считалось, что перед ними Божий человек. Вася спас князя, но предупредил о том, что ждет его несчастье в доме Морозова. Серебряный поехал к нему, гадая, что же имел в виду странник?
Главные герои
В «Князе Серебряный» несколько действующих лиц. В роли центрального персонажа выступает Никита Романович. Алексей Толстой наделил его такими качествами:
- молодость;
- смелость;
- порядочность;
- честность.
У князя Серебряного образ положительного героя, но из-за прямого и открытого характера у молодого человека много врагов и недоброжелателей. В лице главного выступает сам государь.
На страницах произведения нашлось место и персонажам второго плана, вот краткая характеристика каждого:
- Елена Дмитриевна — супруга боярина Морозова и бывшая возлюбленная молодого князя, добрая и честная девушка;
- Дружина Андреевич Морозов — пожилой боярин, смелый, крепкий мужчина, которого несправедливо казнил царь;
- Иван Грозный — государь, отличается деспотичным и жестоким характером;
- Князь Вяземский — главный над опричниками, ходит в любимчиках у царя.
Глава 3. «Колдовство»
Чтобы заночевать, князь останавливается у мельника, к которому ночью приходит князь Афанасий Вяземский, который требует у мельника приворотное зелье для любимой безответной любовью девушки. Мельник оказывается местным колдуном.
Вяземский в бешенстве: он не велел колдуну принимать гостей. Но того вынудили разбойники, и он только оправдывается. После разговор идет о сердечных делах Вяземского: девушка убегает от него, видеть не хочет, хотя он выполняет все обряды для ее приворота. Из беседы понятно, что девушка замужем за стариком, но любит, видимо, другого. Пытаясь выгнать ее из сердца, Вяземский убивал и насиловал множество женщин, разорял села, но ничего не помогало. Колдун гадает князю. Князь видит, что будет у него много денег и успех на службе, но ждут его пытки и смерть от мучений. В конце концов, гадание показало, что его избранница любит другого. Он ускакал в гневе.
Темы
- Любовь – любовь в романе показана, как нечто, что приносит людям много горя. Любовь замужней Елены к Никите Серебряному терзает девушку, которая только обрела покой в семейной жизни. Безумная любовь Вяземского к Елене превращает его в негодяя и подлеца. Писатель показывает, что истинной любви зачастую нет места в этом жестоком мире.
- Быт и нравы России – Толстой показывает всю противоречивость и колоритность средневековой России, в которой смешались как положительные, так и отрицательные черты. Писатель создал набор противоречивых и ярких образов, навсегда врезающихся в память. Нельзя не ужаснуться бесчинствам и произволу, объявшим страну, но вместе с тем нельзя не восхититься силой духа и благородством таких людей, как князь Серебряный или Дружина Андреевич, честно живущих по заветам предков и служащих стране и народу.
- Народ в романе «Князь Серебряный» находится в страдательном положении, терзаемый собственным государем-самодуром. Однако русские люди не показаны безвольными рабами, которые просто подчиняются судьбе. Наоборот, простые люди, потеряв терпение, готовы бросить всё и начать бороться за свои права, как это сделали разбойники или парень Митька. Особенно характерен эпизод, когда во время казни Иван Грозный хочет ударить ругающего его юродивого. Безмолвствовавший до этого народ взрывается бурей негодования и гнева, что пугает даже жестокого тирана Грозного.
- Судьба России – через всё произведение проходит тема тревоги писателя за судьбу своей страны, не средневекового Российского царства, а за благополучие Российской империю девятнадцатого века, которая, как ему казалось, также страдает от жестокой тирании, которая ведёт бесправную, безмолвную страну в пропасть.
Предисловие
Представляемый здесь рассказ имеет целию не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину XVI столетия.
Оставаясь верным истории в общих ее чертах, автор позволил себе некоторые отступления в подробностях, не имеющих исторической важности. Так, между прочим, казнь Вяземского и обоих Басмановых, случившаяся на деле в 1570 году, помещена, для сжатости рассказа, в 1565 год. Этот умышленный анахронизм едва ли навлечет на себя строгое порицание, если принять в соображение, что бесчисленные казни, последовавшие за низвержением Сильвестра и Адашева, хотя много служат к личной характеристике Иоанна, но не имеют влияния на общий ход событий.
В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он набросил на них тень и показал их, по возможности, в отдалении. Тем не менее он сознается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования. Это тяжелое чувство постоянно мешало необходимой в эпическом сочинении объективности и было отчасти причиной, что роман, начатый более десяти лет тому назад, окончен только в настоящем году. Последнее обстоятельство послужит, быть может, некоторым извинением для тех неровностей слога, которые, вероятно, не ускользнут от читателя.
В заключение автор полагает нелишним сказать, что чем вольнее он обращался со второстепенными историческими происшествиями, тем строже он старался соблюдать истину и точность в описании характеров и всего, что касается до народного быта и до археологии.
Если удалось ему воскресить наглядно физиономию очерченной им эпохи, он не будет сожалеть о своем труде и почтет себя достигшим желанной цели.
1862 г.
Глава 23. «Дорога»
Побыв немного в том монастыре, Максим отправляется дальше. Он хочет ехать в Рязань, чтобы защищать русские земли от набегов татар.
По дороге он встретил царского слугу Трифона. Он потерял кречета царя и уже попрощался с жизнью, как вдруг нашел его в лесу. Теперь он хочет построить часовню на том самом месте. Максим жертвует на часовню все свои деньги. За это Трифон обещает успокоить мать Максима и наведываться к ней. Но немного денег Трифон все же вернул.
В дороге Максим услышал песню, в которой проклинали его отца. Он отдал крестьянке, которая ее пела, все оставшиеся деньги.
Путь Максима проходит через лес, где на него нападают разбойники. Увидев наряд опричника, они решили вдоволь потешаться над ним и не убивать сразу.
Глава 16. «Похищение»
Опричники окружают дом Морозова. Им наплевать на указ Вяземского не грабить и не жечь дома бояр. После похищения Елены они хотят вдоволь позабавиться.
После обряда Дружина Андреевич пришел к жене, но его сковывала жалость к ней. И все же он ругает жену за измену, сетует, что она не ушла в монастырь, а обманула его. Ему обидно, что им пользовались, как ширмой. Елена плачет. Но умоляет убить ее, а не Никиту.
В этот момент в их покои врывается Вяземский со свитой, они похищают Елену. Серебряный один защищает подступы к двери, он кричит об измене и предупреждает Морозова. Морозов все еще не верит угрозам, Вяземского, просит его образумиться. Но тот не сдается. Елена упала в обморок. Опричники грабят и жгут дом Морозова. Дворня спасает Морозова и уносит его к реке. Однако сам Вяземский сильно изранен Серебряным и стремительно теряет силы, а сам Никита Романович оказывается в плену у опричников своего соперника. Хомяк хочет отомстить ему и велит не казнить его пока что, чтобы они с Малютой вдоволь повеселились.
Основная мысль произведения
Алексей Толстой не ставил своей главной задачей достоверное описание событий тех времен, хотя перед работой над романом читал многие исторические источники. Он старался передать жизнь людей в период борьбы с опричниками, при этом, не давая оценки действиям государя. Через образ князя Серебряного Толстой показал, насколько необходимы сильные духом люди, честные и прямолинейные, когда в государстве нет мира.
Год: 1861 Жанр: повесть
Главные герои: князь Серебряный, боярин Морозов, его жена Елена, возлюбленная Серебряного и Вяземский
В произведении описывается время опричнины Ивана Грозного. Главный герой возвращаясь домой пребывает в некотором шоке после увиденного. Его любимая вышла замуж, а в стране царит беззаконие. В произведении описаны жизнь и быт царя, его жестокое отношения к людям, в связи с этими событиями автор рассказывает и о жизни князя Серебряного.
Произведение учит благородству и честности. Главный герой своим примером иллюстрирует все эти качества. Он защищал слабых, не боясь наказаний и порицаний царя. Князь Серебряный жил, основываясь на моральных принципа и нравственных нормах. Во многом он должен являться примером для современной молодежи.
Глава 21. «Сказка»
Малюта доложил царю, что Серебряный признал факт того, что защищал дом Морозова и убил нескольких опричников. Скуратов просит разрешения пытать князя, чтобы уличить его в измене.
По возвращении сына с охоты Онуфревна говорит, что какие-то уж слишком подозрительные эти сказочники и просит царя быть осторожнее. Выслушивая сказки, Иван притворяется спящим, а когда Коршун решается забрать тюремные ключи, лежащие подле царя, Иван открывает глаза и зовёт стражу, однако Перстню удается сбежать. Коршун остается в плену у царя. Но Перстень и его подельники вышибли дверь в тюрьму силой. Но Никита Романович идти отказался, так как дал царю слово ожидать гнева его. Но разбойники связали его силой и унесли.
Суть: о чём роман?
Повествование в романе «Князь Серебряный» начинается с того, как царский воевода князь Никита Романович Серебряный возвращается на родину с войны в Ливонии. Вокруг себя он видит тотальный упадок, жестокость и несправедливость, причиной которых является бесчинствующее в стране опричное войско царя Ивана Грозного.
Князь со своими людьми видит, как опричники грабят деревню, даёт им бой и пленяет нескольких из них, чтобы отвезти их на суд к царю. В то, что опричники действуют с позволения самого Грозного, князь верить отказывается.
Параллельно с этим мы узнаем о судьбе возлюбленной Никиты Романовича – Елены. Серебряный хотел жениться на ней, но война спутала все планы. Пока князь воевал, на Елену стал заявлять права царский опричник Афанасий Иванович Вяземский, чтобы избежать этой судьбы девушка вышла замуж за боярина Дружину Андреевича Морозова. Однако Вяземского это ничуть не волнует, и он выискивает любую возможность взять Елену, обращаясь за помощью даже к мельнику-колдуну.
В этот момент в дом Морозова и заезжает князь Серебряный, повергая Елену в шок. Морозов говорит князю не ехать к царю, однако тот остаётся непреклонным.
Прибыв в Александровскую Слободу, Никита Романович предстаёт перед Иваном Грозным, который намеревается казнить воеводу, однако за того заступается сын главного опричника Малюты Скуратова – Максим. Царь приходит в благодушное расположение духа и милует князя. Однако при дворе разгорается новый конфликт: Малюта Скуратов решает убить насмехающегося над его незнатным происхождением царевича Иоанна. Опричники похищают наследника престола, но на их пути становится Серебряный и спасает Иоанна.
Завоевав уважение царя и его сына, Никита Романович снова отправляется в гости к Морозову, где встречается с опричником Вяземским. Ночью Афанасий со своими людьми врывается в покои Дружины Андреевича, похищает Елену и устраивает пожар. Князь пытается помешать им, тяжело ранит Вяземского, но сам попадает в плен.
Вяземский скачет с Еленой в свою рязанскую вотчину, но по дороге теряет сознание от ран и падает с лошади. Девушка сбегает и волей случая оказывается на мельнице, где живёт тот самый колдун, к которому Вяземский недавно обращался за помощью. Старик, однако, решает не выдавать Елену, а прячет её. Исцелив раны Вяземского, он направляет его по ложному следу. Вскоре появляется слуга князя, испрашивающий у колдуна совета, как ему спасти Серебряного, мельник направляет того в разбойничье логово.
Слуга Серебряного находит банду разбойников, в которую вошли люди, пострадавшие от опричников. Среди бандитов оказываются люди, который Никита Романович спас от опричной расправы в самом начале романа, поэтому разбойники соглашаются спасти князя. Проникнув в Александровскую слободу под видом сказочников, они вызволяют Серебряного из темницы.
Разбойники хотят напасть на Александровскую слободу, но князь Никита Романович пробуждает в них остатки порядочности и отправляется с ними на отражение татарского набега, одерживая победу. После этого Серебряный решает вернуться к царю и снова отдать себя на его милость.
Сам Грозный тем временем разбирается с делом Вяземского и Морозова, в итоге царь решает устроить суд поединком. Однако в судьбоносный день Вяземский не может драться из-за незатянувшихся ран, и на бой выходят опричник Матвей Хомяк и паренёк Митька, чью жену Хомяк когда-то похитил. Митька берёт в бой деревянную оглоблю и убивает опричника. Суд решается в пользу Морозова, а Вяземский отправляется в тюрьму.
Однако на последовавшем за судом пиру гордый Морозов отказывается сесть ниже Годунова, чем вызывает гнев царя, который приказывает нарядить боярина в шутовской наряд. Дружина, однако, не успокаивается и публично обвиняет Грозного в зверствах и преступлениях против веры. Государь приказывает бросить в тюрьму и Морозова.
Через несколько дней центре Москвы царь подвергает мучительной казни и Вяземского, и Морозова, и старого мельника, а также разбойника Коршуна и своего бывшего приближённого Басманова.
Когда перед взором Грозного снова предстаёт Серебряный, он, находясь в хорошем настроении, снова милует воеводу и прибывших с ним разбойников и отправляет их защищать границы страны от степняков. Перед тем, как уехать на границу, Никита Романович в последний раз видится с Еленой, которая, пережив шок от последних событий, ушла в монастырь.
Спустя много лет, царь узнаёт, что князь Серебряный вместе со всеми своими людьми погиб в битве с татарами.
Композиция и конфликт
Роман «Князь Серебряный» имеет классическую линейную композицию. Среди часто используемых писательских приёмов можно отметить авторские отступления, в которых Толстой рассказывает о внутреннем состоянии героев, или рассказывает о событиях, оставшихся за пределами основной сюжетной линии
Роман не концентрируется только на одном герое, иногда писатель переключает внимание читателя на других персонажей, позволяя читателю лучше понять происходящие события
В основе конфликта всего романа «Князь Серебряный» лежит борьба одного человека с несправедливым общественным устройством. Характерно, однако, то, что в романе отсутствуют однозначно отрицательные персонажи. В каждом антагонисте можно найти что-то положительное.
2 вариант
В произведении «Князь Серебряный» идет описание событий второй половины 16 века, где изображаются все характерные черты истории того периода.
Главный персонаж романа – князь Никита Романович Серебряный, который полностью вымышлен Толстым. Этого персонажа можно назвать прототипом многих исторических личностей того времени. Однако, данный князь имеет довольно популярную в те времена фамилию. Толстой описывает князя, как молодого юношу, лет двадцати пяти, довольно-таки красивого, с темно-серыми привлекательными глазами, с немного взъерошенными волосами. По описанию автора князь Серебряный порядочный и патриотический человек.
Весь сюжет довольно прост и состоит из двух частей, в которых развиваются отношения главного героя, то есть князя и его возлюбленной Елены. Часто встречается перекликание князя Серебряного с известным русским царем Иваном Грозным, который так же является одним из центральных образов в романе и представлен жестоким и деспотичным правителем.
Безусловно, этот роман с уверенностью можно назвать историческим, с долей вымысла и иронии. Одна из ключевых тем в романе « Князь Серебреный» — изображение опричнины как какого-то особого явления в Русском государстве в то время. Для того, чтобы раскрыть эту тему, Толстой пользуется описанием народа и разбойников этой исторической эпохи. Когда автор описывал опричников, которые являлись исполнителями жестоким и нелепых промыслов Ивана Грозного, царя-самодержца, Толстой изображал их в образах сатанинского племени, которое больше напоминала чертей, а не людей. Ведь они символизировали зло, жёсткость и неуважение к простому народу.
Именно поэтому Толстым был тщательно исследован вопрос о том, откуда произошла тирания, которая влекла огромные политические последствия, при этом демонстрируя ужасное и угнетённое состояние державы в то время, когда правил Иван Грозный. Ведь именно в это время в стране творился какой-то хаос и насилия. Настоящая деспотия.
Для того, чтобы показать то, насколько отрицательный такой персонаж, как Иван Грозный, Толстой использовал образ Малюты Скуратова, который изображается как дикий зверь. Именное такое страшное животное, которым обычно родители пугают своих детей, когда те не слушаются. Он характеризуются только с негативной стороны, он жесток и его поступки нельзя оправдать даже огромной любовью к его сыну.
Данный роман полностью подтверждает позицию Толстого на тот счет, что нельзя сохранить человеку чувство собственного достоинства, когда страной управляет тиран и деспот. Все это происходит на примере Российского государства, которым управлял Иван Грозный, вошедший в историю своей тиранией.
Глава 36. «Возвращение в слободу»
После жестоких расправ с изменниками и преступниками, царь решил дать волю своей милости и освободил всех заключённых. Некоторым даже дал подарки. На это время царь перестал искать везде измену.
В это время к Годунову является опальный Серебряный. Борис понимает, что Никита Романович осужден на смерть, ему невыгодно с ним общаться. Но все же он принимает его у себя, так как рассчитывает на народное одобрение в этом случае.
Борису приходится донести об этом царю. Он надеется на помилование Серебряного. Царю льстит добровольное возвращение Никиты и его разбойников. Он решает поговорить с ними утром.
История создания
К созданию произведения в жанре исторического романа писателя А. К. Толстого подтолкнул интерес к песням времен Ивана IV. Автор желал написать о суровых годах и ужасах опричнины, образах людей той эпохи, однако долго медлил с работой. К написанию ему пришлось приступить только после кончины Николая I. Писатель опасался, что царь-тиран увидит параллель между собой и Иваном Грозным, и это не останется безнаказанным.
Роман был опубликован в 1863 году в «Русском вестнике», он сразу привлек внимание общественности. Многие читатели отзывались о нем как о колоритном произведении, в котором хорошо воспроизведен один из тяжелых периодов истории страны
Другие люди утверждали, что роман слишком романтичен и при господстве реализма это считалось шагом назад.
При работе над книгой был задействован ряд источников. Среди них — сказания, предания, книга «История государства Российского» Н. М. Карамзина и монография «Быт русского народа» А. В. Терещенко. При этом автор подчеркивал, что его главная задача — отразить характер, понятия и нравы эпохи всеобщего негодования.
https://youtube.com/watch?v=OMcLVro5WO4
Глава 9. «Суд»
Между тем царю доносят о поступке Никиты Романовича. Свидетель нагло врет и утверждает, что князь напал на них без повода. Царь и сам высмеял опричника за поражение. Но измена — есть измена. Разъярённый Иван после краткого голосования между опричниками тут же приказывает казнить предателя, однако на выручку князю вновь приходит Максим Скуратов. Он сказал, что суд несправедливый, потому что князю Серебряному не дали слова. Малюта тут же постарался выгородить сына, боясь за него, но царевич отмел все его оправдания, желая видеть на плахе и Максима. Но царь неожиданно изменил свое мнение. Вспомнив о том, что Серебряный всегда был хорошим и послушным слугой, царь даёт распоряжение отменить казнь, но думает, что уже поздно.
Однако Борис Годунов остановил расправу заблаговременно, зная наверняка, как поступит царь. За это он получил его милость, а все остальные опричники, которые отдали голоса за казнь, были строго осуждены царем. А Максим получил от царя деньги и назначение в армию. Не хотел он служить опричником.
Серебряного привели назад. Царь начал допрос. Никита Романович ответил, что не поверил бы он, что людей режут по приказу царя. Поэтому он все равно напал бы на опричников, даже зная, кто они. Этот ответ понравился царю. Он велел отпустить князя. Однако он сказал, что впредь за любую вину он взыщет и за старую. «Облекши таким образом возможность будущего произвола над Серебряным в подобие нравственного права, Иоанн выразил на лице своем удовлетворение».
Глава 8. «Пир»
Царь оказался приветливым и общительным. Слушая его умные речи, люди даже верили в необходимость суровых наказаний для предателей. Царь был в хорошем расположении духа.
Собеседник Никиты рассказывает об опричниках. Самый главный за столом после царя — его тайный советник Борис Годунов. Он не имел древнего рода и права сидеть за столом, но царь выделил его из толпы благодаря одному случаю. Будучи пьяным, поспорил он с татарским ханом, что попадет так же метко из лука в мишень. На кону был город Рязань. Тут Годунов, будучи ответственным за коня на охоте и за лук, изобразил, будто его конь занес. Из-за этого лук был поврежден, и царь от пари отказался. С тех пор хитрый Годунов пошел в гору. За столом был и Афанасий Иваныч Вяземский. Он пошел в опричники из-за несчастной любви — все об этом знали.
Прямо за столом Иван Грозный через своего фаворита Федора Басманова послал опальному боярину кубок. Тот выпил и умер замертво. Тогда Никита Романович понял, что царь и вправду стал жесток.
Автор описывает неприглядную внешность главного опричника — Малюты Скуратова. Этот человек готов был растерзать любого. Царь часто натравлял его на тех, кто ему не нравился. Однако этот же суровый человек покорно сносил насмешки царевича. Он был очень мнителен и обидчив, но царя боялся.
Ожидая расправы от разгневанного царя, князь читает молитву, однако Иван ещё не знает о деянии Никиты Романовича и радостно встречает Серебряного. Во время обеда царь намекает Вяземскому, что тот может силой выкрасть Елену Дмитриевну у Морозова.
Но не слышал Никита Романович о том, что царь говорил Вяземскому. Зато Малюта решил доложить государю о том, что его люди были перебиты неизвестным дворянином. И позвали в зал того, кого избил князь Серебряный.
Главные герои и их характеристики
Многомудрый Литрекон тоже вынес приговор персонажам и заточил их в крепость таблицы. Характеристика героев романа «Князь Серебряный» представлена ниже:
Никита Романович Серебряный | русский князь и воевода. Умелый и отважный боец, опытный военачальник и харизматичный лидер. Благородный и принципиальный человек, для которого всегда на первом месте стоит справедливость. Верность присяге, закону и царю у него доходят до такой крайности, что он готов добровольно пойти на смерть, чтобы не стать преступником в собственных глазах. |
Иван Васильевич Грозный | русский царь. Властный, беспринципный и жёсткий правитель. Тиран и заложник собственного часто меняющегося настроения. Способен как на немотивированную жестокость, так и на безграничную милость. Оценивает подданных исключительно по их личной преданности ему, за что приближает к себе даже людей из простонародья. |
Афанасий Иванович Вяземский | высокопоставленный опричник и любимец царя. Властный, самонадеянный и наглый человек, при этом наделённый отвагой и умением. Страсть к Елене пошатнула его душевное равновесие, сделав его одержимым злодеем, готовым пойти на любую подлость, чтобы добиться желаемого. |
Дружина Андреевич Морозов | пожилой московский боярин. Бывалый воин и военачальник. Несмотря на солидный возраст, сохранил в себе силу духа и крепость тела. Благородный человек, стоящий на стороне закона против тирании Грозного. |
Елена Дмитриевна Морозова | молодая жена Дружины и возлюбленная князя Серебряного. Честная девушка, которая бережет своё честное имя. После возвращения князя переживает внутреннюю борьбу, разрываясь между законным мужем и любимым. В конце концов, будучи не в силах вынести жестокость мира, принимает постриг и удаляется в монастырь. |
Заключение к краткому пересказу
- добрые дела;
- милосердие;
- вера в чудеса.
Основная мысль (идея) сказа «Серебряное копытце»: доброта, милосердие, вера в чудеса помогают людям стать счастливыми.
Краткое содержание сказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Вам также будет интересно почитать:
«Олеся» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. И. Куприна
Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Образ и характеристика семьи Курагиных — героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
«Телеграмма» — краткое содержание и пересказ рассказа К. Г. Паустовского
«Садко» — краткое содержание и пересказ былины
Образ и характеристика Платова — героя повести Н. С. Лескова «Левша»
«Дары волхвов» — краткое содержание новеллы О. Генри
Сравнительная характеристика Лизы и Эраста — героев повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»