Жанр произведения мцыри (жанровые особенности) лермонтова

Сюжет и композиция

А что еще можно сказать об анализе “Мцыри” Лермонтова? Кратко говоря, в основе лежит романтическая история. Однако образ монастыря вовсе не символизирует протест Лермонтова против веры. Однако автор считал, что для настоящей веры не нужны стены, черные одежды и скудная еда. Для этого достаточно быть человеком и жить, следуя своему сердцу.

Надо заметить, что поэма состоит из 26 глав. В некоторых из них главный герой выступает не только собственно героем, но и рассказчиком.

Максимально раскрывается психология героя в форме исповеди, которая позволяет проникнуться всеми его чувствами

Перед этим идёт небольшое авторское отступление, которое позволяет читателю обратить внимание на исторический фон описываемых событий. Завязка начинается со сцены бегства во время грозы из монастыря

Затем мы наблюдаем схватку с барсом, которая является кульминацией. При этом композиционное построение замкнуто, так как действие начинается и заканчивается в монастыре. Таким образом автор акцентировал внимание на роке судьбы.

Основная мысль произведения

В анализируемом произведении можно видеть сравнение с человеческой жизнью. Когда Мцыри сбегает из монастыря, то в первый день он наслаждается своей свободой и природой. Этот день очень похож на детство человека, когда он не имеет забот. Второй день рассказывает о том, что молодой человек замечает прекрасную девушку, в которую тут же влюбляется. Этот день легко сравнить с порой юности, когда человек познает чувство любви. Третий день – день, когда Мцыри вступает в схватку с барсом. Это пора зрелости, когда мужчина становится в семье добытчиком смело идет в бой. В одном из таких боев он и сталкивается со смертью.

Поэтому мы и можем сделать вывод, что за три дня герою удалось прожить целую жизнь. Особенно это хорошо видно в сравнении с его жизнью в монастыре, где каждый день ничем не отличался от предыдущего.

Лермонтов пытается показать то, что безопасная, но такая порочная цивилизация, постепенно превращает людей в рабов. Тут же мы видим резкую противоположность – дикую природу. Она прекрасна, только в ней человек чувствует себя по-настоящему свободным ото лжи и иллюзий. Мы наглядно видим, что за свободу можно отдать все, что угодно, даже жизнь. В этом и есть смысл поэмы «Мцыри».

Смысл названия

В качестве названия для своей поэмы Лермонтов использовал грузинское слово «мцыри», которое переводится, как послушник, таким образом писатель сразу же обозначает главного героя произведения, за которым и должен следить читатель. Главный герой даже не имеет имени, его так и зовут по статусу, который он имеет в монастыре. Это говорит об универсальности образа: все мы находимся в плену цивилизации, навязанном нам с рождения.

Однако слово «мцыри» имеет несколько значений, и одно из них – чужеземец. Таким образом, поэт в очередной раз подчёркивает свою основную идею, обозначая отчуждённость и потерянность своего героя в чужом для него мире.

Примечания

В Викитеке есть полный текст: поэмы «Мцыри»
  1. 1234 МЦЫРИ
  2. 12345 Михаил Юрьевич Лермонтов Мцыри
  3. Андроников И. Л. Лермонтов. — М.: Советский писатель, 1951. — С. 144-145. — 320 с. — 20 000 экз.
  4. Поэма Мцыри
  5. Белинский В. Г. том IV. Статьи и рецензии 1840 — 1841 // Полное собрание сочинений в 13 томах. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954. — С. 543. — 675 с.
  6. Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. — С. 38. — 219 с.
  7. Белинский В. Г. том IV. Статьи и рецензии 1840 — 1841 // Полное собрание сочинений в 13 томах. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954. — С. 537. — 675 с.

Мцыри

Песнь о Буревестнике

«Мцыри», пожалуй, лучшая романтическая поэма русской литературы. Это настоящая жемчужина отечественной поэтической словесности, в которой нет ни одной лишней строки, и в то же время произведение очень компактное, если не сказать короткое, не перегруженное, тот случай о котором можно сказать: «прекрасно не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего отнять». Поэма стала визитной карточкой поэта, в ней наиболее полно отразлась его мятущаяся и бунтующая душа, его идея бегства и одиночества. В какой-то мере Мцыри — альтер-это самого Лермонтова, у которого очень непросто складывались отношения со светом, в котором поэт ощущал себя чужаком. Может потому главный герой и получил то имя, под которым мы его знаем. Ведь сначала, в черновой рукописи, поэма называлась «Бэри», что по-грузински так и значит — «монах», но в конце концов Лермонтов остановился на другом названии, «Мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».

Известно, что поэма пользовалась необыкновенной популярностью в среде революционеров, главный герой был ярким выразителем борьбы за свободу, способным на героический поступок, на самопожертвование ради родины и своей идеи. Монастырь ассоциировался у них с темницей духа, с тягостной атмосферой имперских порядков. В этом есть доля истины, но символику поэмы следует понимать шире, монастырь — это любая косная система, сковывающая свободу индивида, подчиняющая его волю, а побег — попытка активно повлиять на ситуацию, но не за счет революционных преобразований, как это понимали революционеры, а за счёт поисков ответов на мучающие вопросы в самом себе.

Поиск утраченной родины — это поиск самого себя, сражение с барсом — сражение с собственными демонами, с собственными недостатками и слабостями. И в этом контексте тема одиночества начинает звучать еще сильнее,Мцыри одинок во всех частях поэмы, он одинок до побега, во время его и после, очень остро напоминая другой лермонтовский образ — белеющий парус в голубом тумане…

За темой одиночества скрывается другая лермонтовская тема — обреченности и поражения, которая очень ярко и органично будет представлена автором позднее в образе и судьбе Печорина. И все же, несмотря на обреченность, поэт оправдывает борьбу, ибо смысл в ней самой — борьба и есть жизнь, о чем и говорит устами Мцыри:

Но не обходится и без сожаления, поскольку в поэме очень сильно звучат мотивы надежды и веры в свою удачу, то и ноты разочарования не могут не прорываться:

И все же, романтическая составляющая затмевает собой жизненную неудачу юного послушника, вселяя в сердца читателей веру в мечту, придавая им силы надеяться и стремиться к лучшему. По большому счёту, знаменитая «Песнь о Буревестнике» Горького является концентрированной вытяжкой из лермонтовской поэмы.

Сделав круг, мы снова возвращаемся к революционерам, поскольку они и есть самые отпетые романтики в этом мире, и революционером по-настоящему можно быть только в молодости. Нет, есть и пожилые поборники революций, но это уже, скорее, функционеры, нежели революционеры, ими движет уже не мечта, а практические соображения. Поэтому только революционно-настроенный юноша, с горячо горящими глазами, может сказать:

Значение

Анализ “Мцыри” был проведён нами для того, чтобы понять, какое значение имеет это произведение. При этом надо сказать, что Лермонтов является крупнейшим представителем не только русского, но и мирового романтизма. Практически все его произведения определяются романтическим пафосом. Он продолжил лучшие традиции предшествующих ему авторов. Свой поэтический талант он максимально раскрыл в поэме “Мцыри”. Анализ произведения позволил нам увидеть, что у самого автора есть высокие идеалы, к которым он стремится. Также отметим, что эта поэма вдохновляла множество поколений творческих людей.

Подводя итоги статьи, хотелось бы сказать о том, что анализ поэмы — интересный, увлекательный процесс, который заставляет задуматься о вечных ценностях и ценности самой личности вне зависимости от обстоятельств. Не каждый человек способен на такую силу духа, и, наверное, приобрести эту способность очень сложно, таким нужно родиться. Однако это всё же несправедливое утверждение, так как иногда жизнь позволяет человеку освободиться от лишнего и проявить свою волю.

История создания поэмы «Мцыри»

  • 1837, 29 января — смерть Пушкина от ранения на дуэли
  • 1837, 28 января-7 февраля — Лермонтов написал стихотворения «Смерть поэта»
  • 1837, 18 февраля — арест Лермонтова
  • 1837, 25 февраля — Лермонтов сослан в Нижегородский драгунский полк, расквартированный на Кавказе
  • 1837, 19 марта — Лермонтов выехал к новому месту прохождения службы
  • 1837, весна, лето, осень — Лермонтов, не торопясь едет через Ставрополь, Новочеркасск, Пятигорск, Владикавказ, Тифлис, через Заквказье («был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии»). Во время поездки, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, в Мцхете познакомился с одиноким монахом, старым монастырским служкой, последним из братии, сторожем упраздненного близлежащего монастыря. От него Лермонтов узнал историю маленького горца, плененного генералом Ермоловым и оставленным в монастыре. мальчик вырос, но долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытку к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, он угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику монаху

Точная дата окончания Лермонтовым работы над «Мцыри» — 5 августа 1839 года

История создания

Поэма Лермонтова «Мцыри» задумывалась автором задолго до ее издания в 1840 году. Будучи еще 17-летним юношей, поэт ставил себе в планы написать повесть о свободолюбивом горце, обреченном на жизнь в монастыре, которому удалось познать хотя бы кратковременные мгновения свободы. Через 8 лет, во время ссылки на Кавказ, Лермонтов путешествует по Военно-грузинской дороге и оказывается в древней столице Грузии — городе Мцхета, расположенном в месте слияния реки Арагви и Куры.

Встреча с монахом

Здесь случай сводит его со старым монахом, оказавшимся последним служителем в соборе Светицховели, рядом с которым были похоронены последние грузинские цари. Пожилому одинокому священнослужителю захотелось поделиться с поэтом историей своей жизни. Родившись свободным горцем-мусульманином, в семилетнем возрасте мальчик попал в плен к русскому генералу. Военный собирался доставить его в Тифлис, но ребенок сильно болел в дороге. Генералу пришлось оставить маленького горца в одном из попавшихся на пути христианских монастырей.

Монахи решили воспитать пленного мусульманина в своей вере, чтобы из дикого горца вырос последователь христианства. Взрослея, юноша не хотел мириться с такой участью и несколько раз пытался сбежать, хотя и привязался к одному из старцев. Во время последней попытки он чудом остался жив, что привело его к мысли все же согласиться на принятие христианского сана. Теперь он в одиночестве доживает свой век в заброшенной обители, когда-то бывшей ему тюрьмой.

Этот рассказ произвел сильное впечатление на Лермонтова, чувствительного и эмоционального молодого человека, ведь он каким-то мистическим образом совпадал с его юношескими замыслами. Вернувшись из ссылки, поэт начал работу над поэмой, вдохновляясь не только впечатлениями, полученными в Грузии, но и прежними поэтическими наработками. Литературоведы относят к ним следующие стихотворения:

  1. «Исповедь». Его герой-монах расплачивается жизнью за любовь.
  2. «Боярин Орша». В нем повествуется о монастырском воспитаннике.

После некоторых переработок и исключения фрагментов, в которых главный герой обращается к Богу (упрекает за попадание не на родину, а в тюрьму) и видит в горячечном бреду свою родню, произведение было завершено. На рукописи значится дата написания его окончательного варианта — 5 августа 1840 года.

Грузинские мотивы

При прочтении чувствуется, что на звучание и выбор жанра «Мцыри» большое влияние оказали фольклорные мотивы, почерпнутые Лермонтовым из поэзии народов, проживающих в Грузии. Например, центральный эпизод, рассказывающий о битве главного героя с барсом, напрямую перекликается с сюжетом народной песни, повествующей о сражении молодого хевсура с тигром.

По мнению литературоведов, описание монастыря, сделанное автором в поэме, также относится к Кавказу. Им может быть:

  • собор Светицховели, где и была услышана история, ставшая сюжетной основой «Мцыри»;
  • монастырь Джвари, стоящий на противоположном от собора берегу Арагвы.

И первое, и окончательное название поэтического произведения связано с грузинским языком. Сначала поэт назвал поэму «Бэри», что в переводе с грузинского означает «монах». Но позже название «Мцыри» показалось Лермонтову более подходящим, ведь в нем символически сливаются два значения этого слова: «послушник» и «пришелец, из чужих краев (чужеземец)».

Изменял автор и место действия поэмы. В первоначальных вариантах, если судить по стихотворениям «Исповедь» и «Боярин Орша», он рассматривал Испанию или литовское границу. Но знакомство с природой и легендами Кавказа побудило Лермонтова перенести действие в загадочную и романтичную Грузию.

«Тема свободы в поэме «Мцыри»: написать сочинение-рассуждение про жизнь, мечту


Тема свободы в поэме «Мцыри» Если лишить свободного человека жизни – то он уйдет из этого мира таким же свободным. Следовательно, воля – это то, что внутри человека. Ее невозможно купить либо продать, невозможно отнять. Вот написанное сочинение-рассуждение про жизнь, мечту «Тема свободы в поэме «Мцыри»:

Если заточить свободолюбивого человека в темницу в качестве вечного узника, он оттуда никуда не денется. Но душой он все равно будет на свободе, и подчинить его своей воле не получится.

Что же касается Лермонтова, для него свобода была одним из ключевых идеалов. Так же, как и для Мцыри, жизнь для него – это движение, желательно, вперед. Имеется в виду не только физическая свобода, но и свобода слова и мысли, которая является не менее значимой для человека.

Мечта Мцыри была достаточно проста – он хотел свободной жизни в своем ауле. Учитывая, что в свое время парень сам не выбирал путь монаха, а его заточили в монастыре против воли, желание достаточно объяснимое. Герой мечтает, как попав на Родину, он наконец-то обнимет своих родных и больше никогда с ними не расстанется. Кстати, свободу и его желание прекрасно дополняет природа. Лермонтов достаточно выразительно говорит о грузинских просторах. Природа в данном случае живая.

Обидно, что, являясь хорошим, сильным и смелым человеком, Мцыри не довелось жить так, как ему хотелось бы. В детстве был плен, потом монастырь – по сути, молодой человек никогда и не видел той свободной жизни, о которой мечтает. Увы, его желаниям не дано было осуществиться.

На самом деле, свобода и одиночество всегда идут рука об руку. Вне зависимости от того, в какой стране проживает тот или иной человек, даже среди толпы можно чувствовать одиночество. Как же отличить свободу от одиночества? Наверное, если человек наслаждается тем, что он один – то это свобода. Если данный факт тяготит его – то одиночество.

Что же касается Мцыри, он совершает «бегство в смерть». Кстати, возможно, только лишь уйдя из этого мира, юноша наконец-то почувствовал душевное облегчение и стал счастливым и свободным на том свете.

Темы

Автор поднимает большое количество тем в поэме «Мцыри». В первую очередь он поднимает тему свободы. Автор и сам считал, что независимость и свобода – это самые большие человеческие ценности. Лишь стремление к свободе возвышает человека. В этом случае можно сказать, что человек не зря прожил свою жизнь. Именно свобода возвышает человеческую душу и наполняет жизнь смыслом.

Так же в произведении идет речь о любви к Родине. На примере Мцыри мы видим, насколько сильно молодой человек был привязан к своей родной земле. Даже смерть не смогла испугать его. Он не пожалел своей жизни ради трех дней, проведенных на родной земле. По мнению Лермонтова это и есть высшее проявление патриотизма.

Тема гордости так же не прошла мимо. Мцыри является хорошим примером того, что благодаря своей гордости он не забыл за столько лет свое происхождение. Даже умирая, он не раскаивается в содеянном, и встречает смерть достойно. Причем свою гордость главный герой проявил с самых ранних лет, когда попав в плен к генералу, он отказался брать еду и просто умирал.

Тема природы показана достаточно интересно. Автор противопоставляет дикую природу Кавказа мрачному монастырю. Михаил Юрьевич с осуждением относится к цивилизации, поскольку она сковала человека, сделав его рабом. Правильным решением для каждого человека будет возвращение к своим корням.

Тема надежды так же играет важную роль в произведении. Всю жизнь, прожитую за стенами монастыря, молодой человек не терял надежды вернуться к себе домой, на родную землю. Все эти годы в нем не угасала надежда, а в трудную минуту помогла идти вперед. Именно надежда дарит нам силы идти до конца.

Вера так же присутствует в произведении. Автор показывает тот момент, когда монастырь становится настоящей тюрьмой для его героя. И чтобы выйти из неё, герою пришлось заплатить своей жизнью.

Автор являлся верующим человеком, но считал, что веру и культуру нельзя навязывать насильно. Тем более это касается молодого человека, который еще не успел пожить, чтобы самостоятельно прийти к смирению.

И последняя тема, о которой говорит автор, это тема мечты. Герой всю свою жизнь мечтает о возвращении на Родину и о свободе. Эта мечта становится его путеводной звездой, целью, к которой он неустанно идет. В конечном итоге ему удается осуществить свою мечту, правда ценой собственной жизни.

Почему Мцыри погибает

Финал поэмы трагичен. Мцыри, так стремившийся обрести единение с природой, погибает. По законам романтизма герой не находит единения ни с живущими рядом с ним на протяжении нескольких лет и желающими ему добра монахами, ни с естественными стихиями природы. Первые чужды Мцыри по духу. Вторые одерживают верх над монашеским воспитанием героя.

Идейный замысел «Мцыри», история создания поэмы свидетельствуют о бунтарском духе самого поэта, задыхавшегося в атмосфере бездушия, царившего в России в 30-е годы 19 века. Это его мечта об «исполинской натуре», стремящейся к борьбе и готовой идти в своем стремлении до конца.

Природа и действительность

Поэма «Мцыри» — это не только психологически достоверное изложение внутренних переживаний главного героя, но и великолепное описание грузинской природы. Она является живописным фоном, на котором разворачиваются события в произведении, а также служит инструментом для характеристики Мцыри. Реакция юноши на грозу, когда он «обняться с бурей был бы рад», описывает его как человека необузданного и смелого, готового к битве со стихией. Душевное состояние героя в тихое утро после грозы, его готовность к постижению тайн «неба и земли» характеризует парня как человека тонкого и чувствительного, способного видеть и понимать прекрасное. Природа для Лермонтова – это источник внутренней гармонии. Монастырь в поэме – символ враждебной действительности, заставляющей сильного и неординарного человека гибнуть под воздействием ненужных условностей.

Романтизм в поэме «Мцыри»

Написанная в стиле романтизма поэма соответствует всем законам стиля. Ее герой, разрываемый между спокойствием и умиротворенностью пребывания в монастыре и жаждой свободы, погибает. Его жизнь коротка, но наполнена яркими событиями. Всю жизнь юноша провел в поиске идеалов. За три дня, проведенных на свободе, Мцыри успевает испытать те чувства, на которые обычные люди тратят целую жизнь: — любовь к юной грузинской девушке; — мужество и ожесточение в схватке;

— состояние равновесия с окружающим миром. Противопоставление яркой динамичной природы Кавказа и темных, удушающих стен монастыря, также являются признаками романтического стиля поэмы. Только в единении с природой юноша находит покой. Хищный зверь, встреченный на пути, пробуждает неведанные прежде качества, а золотые рыбки своим нежным пением приводят героя в состояние умиротворения.

2 вариант

Однажды поэт Лермонтов в 1837 году был в Грузии. Он занимался изучением легенд и народных обрядов. И вот ему повстречался монах по имени «бери». Монах поведал Лермонтову историю, которая очень сильно поразила поэта. Лермонтов находился под впечатление и вскоре он решил написать поэму. Имя монаха поэт заменяет на Мцыри, что в переводе «не служащий монах». Но, в грузинском языке данное слово может обозначать как чужака, так и одинокого человека или вообще пришельца.

Вот так вот и родилась знаменитая поэма Лермонтова. Героем данного произведения является молодой паренек, который поменял полностью жизнь. События в поэме довольно ясны. Юноша воспитывался в монастыре в Грузии и вскоре он должен был стать настоящим монахом после посвящения. Но, однажды случилась буря и парень просто потерялся. Он был обнаружен через 4 дня в полумертвом состоянии, после его принесли назад в монастырь, но это его не спасло, и парень умер.

Данное произведение напоминает некую исповедь, где главный герой поведает читателю события, которые происходили с ним в период 3-х дневной пропажи. Но, позднее становится понятно, что на исповедь это и не похоже, больше похоже на проповедь. Ведь в монологе героя нет никакого покаяния и осознания ошибок. Мцыри наоборот выступает за свою свободу и поэтому не принимает религиозные морали. К герою приходит понимание, что у него забрали дом, родину, общение с друзьями. Мцыри был лишен всех благ, которые есть у людей вне монастыря. Из-за этого молодой парень решает бежать в день, когда случился шторм. Мцыри является очень отважным человеком, даже когда ему угрожает смерть, он все равно говорит, что могила не пугает его.

Главной кульминацией произведения является сражение с хищником, с барсом. У парня нет оружия и ему нужно победить, чтоб выжить. Мцыри одержал победу, ведь им движет не только человеческий инстинкт самосохранения, но и дух. В бою он стал сильнее он воспринял духом. Очень много сил отдал Мцыри для того, чтоб одолеть зверя, но все же в душе парень признает, что барс очень силен.

Когда парня найдут и вернут в монастырь, то он уже будет другим человеком. Мцыри теперь потерял веру в то, что для него есть шанс найти дорогу к свободе. У него больше нет огромного желания поменять жизнь, теперь считает это только лишь игрой разума, мечтой. А то что герой потерял веру и являлось причиной смерти. Это и есть возможно смысл Лермонтовской поэзии. Поэт считает, что люди должны вести борьбу за свою свободу и погибать за нее, ведь без свободы человек это уже не человек.

Таков смысл главного героя в поэме «Мцыри». Для Мцыри свобода — это жизнь, соответственно если первая составляющая отсутствует, то и жизнь прекращается. В час своей смерти, герой никого не винит, он делает виноватым только себя. Своей главной виной он считает, свое не состояние получить желанную свободу. Главный герой уходит в мир иной абсолютно безызвестным, но сильным. Данная поэма и в наши дни радует и восхищает любителей уникальной поэзии Лермонтова.

Художественное своеобразие

Анализ поэмы “Мцыри” позволяет раскрыть образ героя-бунтаря, который не склонен к полутонам и полумерам. Такие характеры очень глубокие и сложные, они требуют особой психологической проработки. Несмотря на это, личность горца цельная и свободная, он не находится во власти каких-то страхов или мыслей. Но при этом для Лермонтова “Мцыри” был скорее символом, в котором он воплотил свои идеи о том, какой должна быть личность и её путь. Мы наблюдаем за человеком, который при любой возможности готов начать борьбу и защищать свои интересы, даже если в итоге ему достанется всего глоток свободы.

Анализ “Мцыри” Лермонтова позволяет понять, что на самом деле автор и герой очень близки, а эпиграф является откровением автора. Поэма восхищает, так как в ней удивительным образом сочетаются голоса героя и автора, а также прекрасная кавказская природа. Правильному пониманию истории помогают поэтические образы, важнейший из которых — гроза. Она выражает не просто явление природы, а настоящую Божью кару.

Анализ поэмы Лермонтова показывает, что автор с удовольствием использует средства художественной выразительности. Его излюбленным приемом является сравнение. Благодаря ему он подчеркивает образ горца, сравнивая его с тростником или горами. Также благодаря сравнению мы можем понять мечтательность главного героя. Этот художественный прием позволяет прочувствовать, насколько близок он с природой и как далек от мира людей.

Сюжетная линия поэмы

В 1837 году поэт отправился в Грузию, чтобы больше узнать о местных обычаях и сказах. Находясь там, Лермонтов повстречал одного сына горца, который когда-то давно попал в плен к русским. Теперь этот человек состарился и был монахом в старом монастыре. Но интересна история, как он туда попал и стал монахом. Оказывается, пока русские во главе с генералом Ермоловым вели мальчика, на них напала болезнь, поэтому плененного сына горца генерал решил отпустить, а рядом был монастырь. Мальчик остался жить при монастыре и всю жизнь провел в его стенах.

Монах рассказал Лермонтову, что ему не нравилась жизнь в монастыре, он предпринимал несколько попыток бежать, а один раз побег чуть не стоил ему жизни, поэтому вернувшись, юноша принял сан и смирился со своей судьбой.

Эта история очень важна при анализе «Мцыри» Лермонтова, потому что именно ее поэт взял за основу произведения. Изначально поэма называлась «Бэри», поскольку на грузинском языке так переводится слово «монах», но прижилось второе название — «Мцыри», которое также подходит по значению.

Жанр, направление и размер

Художественное направление произведения «Мцыри» можно определить, как романтизм. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть черты романтизма в книге:

  • Конфликт . Сюжет романтической поэмы строится на конфликте между идеальным во всех отношениях героем и несовершенным миром.
  • Место действия . Порочной цивилизации противопоставляются экзотические южные края, в которых живут простые и искренние люди.
  • Сюжет . Герой вступает в безнадёжное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.
  • Роль природы . Мцыри обретает в естественном мире долгожданную свободу и реализует себя. Только в лесу за стенами монастыря он обретает радость жизни. Также природа Кавказа манит его сквозь детские воспоминания. Она воплощает идеал красоты и вольности.

Жанр творения Лермонтова «Мцыри» можно определить, как поэму. Это объёмное произведение, имеющее стихотворную форму. Характер поэмы — лиро-эпический, ведь в основе лежит сюжетная линия, а не просто описание. Текст обогащён яркими выразительными средствами.

Размер «Мцыри» — четырехстопный ямб.

Тема

Анализ стихотворения “Мцыри” Лермонтова показывает, что здесь много здравого рассудка и образности. Определения и толкования весьма разнообразны, но все они рациональные. При этом каждое из них выражает некоторую часть замысла Лермонтова.

Мы рассматриваем историю человека, который погибает от жажды жизни в противном ему монастыре. Кстати, в этом произведении Лермонтов выразил свое отношение к войне на Кавказе и судьбе многих молодых людей. Таким образом, мы понимаем, что поэма не просто образная – она напрямую касается современников автора. При этом он очень гармонично соединяет образ Родины и Свободы в единое целое. Главный герой ради своей родной земли готов отказаться от всех благ. Желание покинуть стены монастыря и вырваться на свободу обрекает мученика на одиночество. Ему приходится делать сложный выбор, и он не может примирить в себе два начала. Все темы, которые были затронуты в произведении, так или иначе характеризуют самого М. Лермонтова.

Заключение

Образ Мцыри в одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова — это образ героя-бунтаря, гордого, храброго патриота. Трагическая судьба Мцыри является главной темой поэмы.  Герой видит своё счастье и смысл жизни в обретении свободы, в возможности жить в родной стране. Мцыри противопоставляет «чудный мир тревог и битв» «душным кельям и молитвам». Нравственная сила этого героя проявляется в том, что он до конца остаётся верен своим идеалам. Мцыри — герой, который близок по духу самому поэту, он «любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский).

Вам также будет интересно почитать:

Фёдор Долохов из романа-эпопеи «Война и мир»

Лука из пьесы «На дне»

Тихон Иванович Кабанов из пьесы «Гроза»

Агафья Матвеевна Пшеницына из романа «Обломов»

Герда из сказки «Снежная королева»

Краткое содержание рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: