Образ беликова в произведении чехова «человек в футляре»: кто такие футлярные люди и чем они характеризуются?

Краткое содержание

Ветеринар Чимша-Гималайский и учитель Буркин целый день охотились, устали. Они находят ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает другу историю.

Был в их гимназии учитель древнегреческого языка Беликов. Даже в солнечный день Беликов ходил в калошах и с зонтом. Дом запирал на все возможные замки. Обожал циркуляры с запретами. И случилась однажды с этим Беликовым такая история: он влюбился.

В гимназию прибыл новый учитель Михаил Коваленко, а с ним — сестра Варя. Весёлая, живая, девушка — и танцевала, и пела. Все учителя стали сводить её с Беликовым. Варя была расположена к учителю древнегреческого, несмотря на отношение к нему брата (Михаил Беликова не любил и называл «глитай, або ж павук» (имея в виду украинское название драмы Марка Кропивницкого «Мироед, или Паук»). Беликов водил Варю гулять и всё повторял, что «брак — вещь серьёзная».

Дело шло к свадьбе, но кто-то нарисовал карикатуру, на которой Беликов с зонтом гулял с дамой. А тут ещё и выяснилось, что Варя ездит на велосипеде! Беликов был страшно возмущён: женщине это неприлично! Он пошёл к брату Вари, чтобы поучить того приличиям, но Михаил не вынес и спустил Беликова с лестницы. Тут мимо проходила Варя, и она весело засмеялась. Беликов счёл, что он опозорен. Он пошёл домой, лёг в постель и через месяц умер.

В гробу он лежал со счастливым выражением лица — его положили в футляр навсегда.

Когда Буркин окончил свой рассказ, Чимша-Гималайский соотнёс с футляром привычную жизнь каждого (служба, бумаги, обычные развлечения).

Смысл произведения

Рассказ начинает Петр Сорин, который находится практически одной ногой в могиле. Племянник Петра Сорина Константин Треплев проживает там же, и ведет литературную деятельность. Но удачи на этом поприще он не добился.

Объединив усилия вместе с Ниной Заречной, которая была дочерью помещика, они планируют представить новое произведение матери и её близким.

В тот момент, когда должна была состояться премьера произведения, вместе с матерью Константина, приехал и писатель Тригорин, который уже заработал себе известность и популярность.

Когда Константин начал презентацию пьесы, то услышал от зрителей насмешливые комментарии, которые вывели его из себя. Его возмутило подобное поведение настолько, что он тут же прервал представление.

Нина Заречная лелеет мечту стать великой актрисой. Она начинает активно общаться с Тригориным, которого считает гением. В то же время её чувства к Треплеву сходят на нет. Для Константина это становится ещё большим ударом. Спустя неделю, Константин даже решает наложить на себя руки. В то же время Нина отправляется в Москву, чтобы там построить карьеру актрисы. Вместе с ней отправляются Треплева и Тригорин.

Чуть позже до нас доходит информация, что Нина Заречная родила от Тригорина, карьера актрисы у неё так и не получилась. Даже когда Константин признался ей в любви, она не захотела связывать с ним свою жизнь. Он все так же мечтает стать актрисой. Треплев же уничтожает все свои труды, после чего кончает жизнь самоубийством.

Главные герои и их характеристика

Что касается героев, то их в рассказе «Человек в футляре» немного, но система образов формирует гармоничное повествование и делает его цельным

Внимание на таблицу:

герой

характеристика

беликов

учитель греческого языка, главный герой. как было написано ранее, он отделял себя от общества и жил в комфортном для него мире, в «футляре». он — одинокий человек, так как в первую очередь, он сам не шёл навстречу, да и окружающие люди боялись его, они считали беликова странным и постоянно находились в напряжении, когда он присутствовал рядом. также он трусливый, ему страшны любые, даже самые маленькие изменения. он умер так же, как и жил – в одиночестве и в футляре.

михаил коваленко

новый учитель в гимназии, в которой также преподавал беликов. они сразу друг другу не понравились, также михаил является полной противоположностью беликова – он активный, целеустремлённый и не принимает такой пассивный образ жизни, который нравится беликову. он единственный, кто решился высказать своё мнение в лицо беликову, в то время как остальные предпочитали отмалчиваться.

варвара

это сестра михаила коваленко. она в принципе такая же, как и её брат – весёлая, простая, жизнерадостная

она смогла привлечь внимание всех, в том числе и беликова, он влюбился в неё, а далее получил согласие на свадьбу. но даже в этой ситуации он не переставал твердить о том, что свадьба – это очень ответственный шаг, и необходимо сначала хорошо подумать.

рассказчик

повествование ведётся от лица буркина – именно он является рассказчиком

он хорошо знал беликова, так как жил с ним в одном доме, в соседней квартире. буркин — очень наблюдательный человек с аналитическим складом ума, поэтому весь свой рассказ он повествует своему приятелю ивану ивановичу, а тот его внимательно и с интересом слушает. также в его речи можно заметить юмор и иронию.

Образы героев в рассказе «Человек в футляре» отражают всю безысходную тоску жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски.

Анализ произведения

Анализ сочинения Чехова поможет выявить особенности произведения, исследовать способы выражения замысла автора.

Главная идея что значит «человек в футляре»

Основная мысль рассказа – это протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.

Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.

Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному. Он понимает лишь циркуляры и газетные статьи, содержащие запреты. Внутренний слой призван спрятать Беликова от раздражающей действительности.

Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:

Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности

В этом заключается смысл названия рассказа.

Композиция

Произведение отличает необычный композиционный прием. Повествование представляет собой один рассказ, вмещающийся в другой. Причем основная часть «Человека в футляре» принадлежит Буркину. Его стиль не чеховский, он публицистичен и отличается патетикой.

Жанр

Произведение «Человек в футляре» относится к жанру рассказа.

Ему присущи характерные черты этого жанра:

  • малый объем около 13 страниц,
  • немногочисленные действующие лица,
  • описывается один значительный эпизод из жизни,
  • большая роль отводится деталям,
  • повествование ведется от лица рассказчика,
  • в названии заложен ключевой смысл.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа не отличается какой-то сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, который рассказывает товарищу о Беликове.

Что касается конфликта, он присутствует в рассказе.

  1. Во-первых, это конфликт «человека в футляре» и общества – они не хотят понимать и принимать друг друга, Беликов живёт в своём мире, отделившись от окружающего его социума.
  2. Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и смешливый человек), который является полной противоположностью Беликова. Они также не понимают друг друга, жизнь каждого шокирует другого, в конечном итоге Беликов не выдерживает противостояния.

История создания

В год написания рассказа, в 1898г., Антон Павлович уже был серьезно болен туберкулёзом и стремился завершить работу над «маленькой трилогией», поэтому история создания была спешной, писатель писал всё меньше. Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, включал в себя характеристики многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым. В этом же году рассказ был опубликован в журнале.

Произведение автора производит огромное впечатление, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием человеческой психологии.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Человек в футляре»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Человек в футляре»

для самых компанейских —

Главные герои «Человек в футляре»

для самых крутых —

Читать «Человек в футляре» полностью

История создания

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Сочинение 2

Бывает, что человек создаёт себе свой собственный мирок, в котором он прячется от всех, закрываясь в нем, подобно какой-нибудь вещи, запакованной в футляр. Его не волнуют никакие события, происходящие вокруг, он не обращает внимания на окружающих его людей, человек просто отгородился от всех. Безусловно, такой способ уйти от проблем намного легче, чем решение выбраться из своего «футляра» и как-то изменить ситуацию.

Рассказ «Человек в футляре» А.П.Чехова повествует именно о таком человеке. Его главный герой Беликов – учитель греческого языка. Реальная жизнь его попросту раздражает, он её боится и всячески избегает общения с внешним миром. Даже одежду Беликов предпочитает похожую на футляр, в черных и мрачных тонах. С её помощью он благополучно прячется от солнечного света и чистого воздуха.

Будучи учителем иностранных языков, читая много книг и статей, Беликов живёт в прошлом, восхваляя его и ненавидит настоящее. И всё бы ничего, если бы он не переносил этот футлярный образ жизни на других людей, подобно заразной болезни. Он живёт как по уставу, слово «нельзя» для него подобно песне и он заставляет других жить по этим правилам. Жители города его побаиваются и стараются держаться подальше.

Но даже у такого человека, как Беликов, внутри просыпаются какие-то небольшие, но всё-таки чувства. Они возникают у него в отношении сестры нового учителя истории и географии Вари Коваленко. Он долго размышляет и сопоставляет все «за» и «против». Жениться рано или поздно всё равно придется, это соответствует правилам, а соблюдать правила необходимо. А вдруг что-то пойдет не так? Можно ли будет изменить ситуацию, ведь ему свойственно пускать все на самотёк, может всё решится само собой? Такие мысли терзали Беликова и доставляли ему неудобства.

После своей смерти Беликов даже выглядеть стал иначе: его лицо выражало умиротворение и даже некую жизнерадостность, создавалось впечатление, что он рад тому, что наконец-то оказался в футляре на самом деле. И как будто он и жил только ради достижения этой цели.

Сколько ещё на свете таких людей, живущих каждый в своей упаковке? И ради чего они живут, если в старости не найдется ни одного человека, который смог подать бы им кружку воды, потому что всю свою жизнь они игнорировали весь мир.

Критики о трилогии

Вся трилогия была высоко оценена критиками. Измайлов отметил положительные изменения в творчестве Чехова.

Богданович писал о трилогии, что хоть между тремя рассказами нет явной связи, в ней «обрисовывается среда, где властвует человек в футляре». По мнению Скабичевского чеховские рассказы выступают против популярного в конце XIX века понятия «среда заела» и говорят о том, что среду эту создают сами люди своим бездействием, боязнью чего-то нового, своей «футлярностью».

…виновата не какая-то людоедка-среда, а именно безыдейность жизни, отсутствие в ней всяких разумных и широких целей, искание мнимого счастья в какой-нибудь узенькой, ничего не стоящей, эгоистичной задачке и пугливый отказ от мало-мальски решительного, рискованного шага к достижению более высоких целей и более захватывающего светлого счастия.

Анализ рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова

1. Введение. «Человек в футляре» — хрестоматийное произведение русской литературы. Рассказ произвел огромное впечатление на современников. Чехов получил большое количество писем от читателей с благодарными отзывами о произведении. Многие критики сразу же очень высоко оценили рассказ. В частности, А. М. Скабичевский одним из первых предрек, что «человек в футляре» станет нарицательным именем.

2. История создания. «Человек в футляре» открывает «маленькую трилогию» Чехова. Он был задуман весной и написан летом 1898 г. Впервые опубликован в журнале «Русская мысль» с подзаголовком «Рассказ».

3. Смысл названия. Чехов очень удачно подобрал определение для своего главного героя. «Человек в футляре» обозначает того, кто максимально отгородился от окружающего мира. Беликов пытается спрятаться от живой жизни с помощью галош, чехлов, темных очков и т. д. В «футляр» заключена даже душа этого мрачного человека.

4. Род и жанр. Рассказ.

5. Тема. Основная тема произведения — опасность, угрожающая обществу со стороны людей, подобных Беликову. Рассказчик признается, что весь город и особенно учителя гимназии чувствовали глубокую неприязнь к «человеку в футляре». Все понимали, насколько скучен и невыносим его образ жизни. Но при этом странным образом практически весь город находился под влиянием учителя греческого языка. Его постоянное нытье и предчувствие какой-то опасности словно гипнотизировали людей, заставляли поступать согласно его желаниям. Из-за Беликова в городе «стали бояться всего». Прекратились любые невинные развлечения и попытки изменить провинциальный образ жизни. Люди, подобные Беликову, напоминают зловонное болото, которое все затягивает в себя. Упорство, с которым Беликов ежедневно предостерегает окружающих о том, «как бы чего не вышло», способно сломить даже сильную волю. Постепенно в обществе воцарится дух вечной боязни, и изменить это уже будет невозможно.

6. Проблематика. Главная проблема рассказа — противостояние между беликовыми и нормальным обществом. Чехов с грустью констатирует, что беликовы побеждают. Подозрительный, никому не интересный учитель греческого языка наводит страх на весь город. Его не любят, но боятся действовать против его воли. Отдельный вопрос составляет само появление подобных людей. Еще при жизни Чехова «человек в футляре» был признан собирательным образом. Таких людей много, они постоянно воздействуют на общество, пытаясь оплести его паутиной страха и недоверия. Огромное значение имеет появление в городе Михаила Саввича Коваленко с сестрой Варенькой. Они не подвержены влиянию Беликова. Если бы планы насчет свадьбы сбылись, то Варенька бы стала очередной «жертвой» Беликова. Но сильная личность Михаила Саввича смогла «освободить» весь город. Оказалось, что неразрешимая проблема решается чрезвычайно просто. Всего лишь один решительный шаг подорвал непоколебимое положение Беликова. Конечно, Коваленко не желал его смерти. Беликов, впервые столкнувшись с открытым неповиновением, был обречен. Все его ложные представления о жизни были разрушены.

7. Герои. Беликов, Михаил Саввич Коваленко, Варвара Саввишна Коваленко, рассказчик Иван Иванович Чимша-Гималайский.

8. Сюжет и композиция. Иван Иванович рассказывает о своем коллеге по гимназии — учителе греческого языка Беликове. Он называет его «человеком в футляре», который наводил страх на весь город. Положение меняется с прибытием в город семьи Коваленко. Учителям приходит в голову идея женить Беликова на Вареньке. Его убеждают в необходимости женитьбы. Беликов соглашается, но по привычке медлит с предложением. Планы рушатся после того, как Беликов видит брата с сестрой Коваленко на велосипедах. Он пытается «образумить» Михаила Саввича, но тот спускает его с лестницы. Это видит Варенька. Беликов не выдерживает унижения и умирает.

9. Чему учит автор. Чехов убежден, что победить Беликова можно только благодаря сильной воле и независимому характеру. Среди учителей было много умных и либеральных людей, но они просто боялись выступить против «человека в футляре». Только Коваленко остался твердым и избавил город от невыносимого мучителя.

Сочинение: Маленький человек в рассказе «Человек в футляре» (А.П. Чехов)

(546 слов) Великий мастер слова Антон Павлович Чехов, как и многие его современники, не обошел стороной тему «маленького человека». Этот вопрос автор поднимает во многих своих повестях и рассказах. Интересно поразмышлять о том, какая роль отводится этой теме в произведении «Человек в футляре»?

Главный герой произведения «Человек в футляре» является маленьким человеком. Но автор нарушил литературную традицию и не стал ему сочувствовать. Напротив, он показал неприглядную изнанку этого образа — зашоренность сознания и оторванность от мира. Перед нами учитель греческого языка, который преподает в гимназии. Он идеализирует прошлое и дистанцируется от настоящего, поэтому ученики и коллеги не находят с ним общего языка. Разлад обусловлен и странностями в поведении героя. Даже в солнечную и ясную погоду Беликов не изменяет своим привычкам и выходит из дома в тёплом пальто, в галошах и зонтиком. Все его вещи были в чехле. Он всегда носил темные очки и порой затыкал уши ватой. Герой сам был подобен футляру или чехлу. Внешний облик полностью отражал его внутренний мир. Скрытный и закрытый Беликов ценил и приветствовал все запреты, а любое проявление свободы он воспринимал с опаской. Его коммуникация с внешним миром сводилась к навязыванию ограничений. Своими жалобами, опасениями, страхами он докучал не только учителям, но и директору. Его манера преподавания вызывала у учеников только отвращение. Мертвый язык преподавал такой же «мертвый в душе» учитель. Психологический «футляр» доставлял дискомфорт его окружению. Страх преследовал и самого Беликова. Он боялся слуги, воров, велосипедов, всего, что, чисто теоретически, могло навредить ему. Учитель пытался огородить себя от всего мира. «Маленький человек» в интерпретации Чехова ничтожен и жалок, ведь он не стремится расти духовно.

Судьбу маленького человека в футляре могла изменить только любовь. Варенька тронула сердце Беликова. Общие знакомые пытались свести их, однако зона комфорта оказалась важнее для замкнутого учителя греческого языка. Веселая и заводная хохотушка могла бы вытащить маленького человека из футляра, но Беликов был просто не готов покинуть свой привычный мир, который он создал из скорлупы предостережений, комплексов и консервативности. Маленький человек мелочен во всех своих проявлениях и на настоящую любовь не способен. Особенно ярко это выразилось в эпизоде, когда Беликов шел со своим коллегой по улице и увидел, как Коваленко вместе со своей сестрой едут на велосипеде и громко смеются. Для главного героя это было ударом.

На следующий день молодой учитель наведался с визитом в дом своей «невесты» с возмущением. Вареньки дома не было, но её брат воспринял консервативность нравов «жениха» в штыки и на эмоциях толкнул Беликова с лестницы. Увидев финал сцены, Варенька громко хохотала, что ввело Беликова в отчаяние. Вернувшись домой, главный герой впал в депрессию и через месяц умер. Лишь в гробу на лице его появилась блаженная улыбка. Наконец-то он находился в футляре, из которого нет выхода.

Образ маленького человека в лице Беликова дополнил галерею персонажей, созданных писателями. Человек сам, без нажима общества, выбрал такой путь и отгородился от большого мира мелкими страхами, запретами и ограничениями. Бестолковость и обыденность стали главными составляющими его зоны комфорта. Не общество было его врагом. Он сам сделал себя ничтожеством, сам растоптал лучшие свои качества. Маленький человек, не способный противостоять быстрому ритму и резкой смене понятий, просто отступил и навсегда ушел в свой «футляр». Это делал каждый персонаж из этой галереи, но только Чехов возложил ответственность за «футлярность» на того, кто должен расти вопреки всему, но не делает этого.

Сочинение Мечта и реальность (Человек в футляре)

Творчество Антона Павловича Чехова резко выделяется среди русской классики умением автора метко и кратко, а главное в ироничной форме продемонстрировать читателю всевозможные пороки, присущие обществу в годы жизни писателя и по сей день. Название рассказа «Человек в футляре» говорит само за себя. В нём повествуется о судьбе учителя латинского и греческого языков, Беликове, который боялся жить полноценной жизнью и словно существовал «в футляре».

Героя произведения сложно назвать мечтателем, однако он не признавал окружающую его действительность из опасения «как бы чего не вышло». Чехов неоднократно отмечает, что страх вынуждает Беликова отказываться от развлечений, прятаться за одеждой так, словно она могла его спасти от неведомого недоброжелателя.

Получить хоть какую-то уверенность в собственных силах учителю удаётся тогда, когда благодаря своим коллегам он обретает любовь, Вареньку. Автор описывает эту девушку весёлой и жизнерадостной. Ей нравится петь, смеяться и интересно проводить время. Поначалу это привлекает в ней и главного героя, но время спустя её действия начинают ему казаться легкомыслием, ведь в мире, который он создал в собственной голове, в его «футляре» нет места развлечениям и веселью.

К сожалению или счастью, реальность не совпадает с идеалами, созданными в голове Беликова. Люди, окружающие учителя, позволяют себе куда более свободное и независимое поведение, чем он способен позволить себе. Искренне полюбив Вареньку и приняв решение жениться на ней, Беликов начинает считать себя в праве контролировать и её поведение. Чехов иллюстрирует в эпизоде, где девушка катается на велосипеде. Учителю же подобный поступок кажется совершенно недопустимым. Столкнувшись с несоответствием реального положения дел образам в его голове, Беликов огорчается, замыкается в себе и оказывается на грани разочарования в своей возлюбленной. Когда брат Вареньки в очередной раз рушит иллюзии главного героя, не согласившись с его мнением о поведении сестры и спустив Беликова по лестнице, тот не выдерживает подобного унижения и позора и вскоре погибает.

Тема

Чтобы сделать в «Человеке в футляре» анализ данного произведения, необходимо выявить проблематику
рассказа. Одной из главных проблем, описанных автором, является социопатия. Человек полностью отгораживает себя от окружающего общества, стараясь спрятаться от возможных выпадов жизни, различных непредвиденных ситуаций, могущих повредить размеренному течению его жизни.

Одной из главных тем
, является обособленность человека. Таким закрытым от общества человеком, показан главный герой рассказа. Он прячет от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой чехол и футлярчик, он прячет свои чувства, стараясь и всего себя укрыть от человеческих глаз. Беликов боится любого проявления чего – либо неординарного, выходящего, по его мнению, из рамок дозволенного.

Страшно равнодушие Беликова к жизни. Это человек, полностью ушедший в себя. Ему глубоко чуждо стремление людей к чему – то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен уходить от общения с себе подобными, но понимает однобоко. Суть его общения заключается в том, что он посещает своих коллег, молча сидит некоторое время, и уходит.

В отношении любви, он ведет себя также. Варенька, кандидатка в его супруги, неотлучно находясь при своем брате, и мечтающая о собственной личной жизни, пытается разжечь в потенциальном избраннике хоть какие – то чувства. Все ее стремления и попытки оказываются напрасными, Беликов не способен на проявление чувств, он бежит от общения с Варенькой.

Последней каплей, поставившей точку на этих так и не начатых отношений, явилась езда Вареньки на велосипеде. Для Беликова такое поведение девушки – край неприличия. Он пошел к брату Варе, чтобы указать тому, что такое поведение недопустимо. Грубый и прямодушный отпор Коваленко, привел Беликова в состояние ступора. Он слег в постель, и через месяц умер.

Так закончилась никчемная жизнь, смысл которой, он так и не нашел, и не понял. Только в гробу выражение его лица приобрело черты, присущие нормальному человеку. Лишь после смерти замкнутые и напряженные мышцы лица расслабились, и на нем застыла улыбка. Но и это говорило лишь о том, что, наконец – то, он смог достичь идеала, он лежит в том футляре, в который никто и никогда не посмеет вторгнуться.

Вариант 2

Произведение является составной и завершающей частью прозаического цикла «Маленькая трилогия», состоящей из трех небольших рассказов.

Основной тематикой рассказа писатель представляет человеческое одиночество, причиной которого становится личное решение человека существовать в собственной замкнутой скорлупе, обособившись от общества и не признавая жизненной правды.

Центральным персонажем произведения является Беликов, представленный писателем в образе учителя греческого языка, преподающего в уездной гимназии. Беликов описывается в рассказе в качестве человека, которого страшит окружающая его реальная жизнь и раздражает все, происходящее вокруг его персоны. По этой причине герой создает собственную оболочку, личное мировоззрение, так называемый футляр, отрешившись от действительной жизни.

Также основным героем произведения писатель представляет Михаила Коваленко, человека, отличающегося жизнерадостностью, общительностью и радушием, противопоставляя его Беликову, характеризующегося обособленным образом жизни.

Композиционная структура рассказа состоит из доступных для понимания небольших фрагментов, в каждом из которых имеется собственная смысловая нагрузка, выражающая суть происходящих событий.

По жанровой направленности произведение является рассказом, написанным в сатирическом стиле с использованием карикатурного изображения, позволяющим продемонстрировать бессмысленность закрытого образа человеческой жизни, а также подчеркнуть необходимость проявления различного рода инициатив и наличия активной жизненной позиции, поскольку в полноценной человеческой жизни должно быть проявление индивидуальных черт характера, ярких эмоций, а также различное общение с окружающим миром.

Сюжетная линия рассказа повествует о конфликте между двумя персонажами произведения в образах Беликова и Коваленко, поскольку герои выражают разную жизненную позицию в виде позитивного мышления Михаила и пассивного, безжизненного существования Беликова, осознанно заключившего себя во внутреннее рабство.

Помимо основной тематики рассказа писатель затрагивает в произведении проблемы любви и человеческого счастья, выражая их в поступках главного героя, испытывающего страх перед близкими отношениями и делающим выбор в пользу собственного покоя.

В образе Беликова писатель представляет с присущей ему иронией типичных представителей маленьких, ничтожных людей, отгородившихся от общества и погибающих в моральном и духовном смысле, не осознающих собственного несчастья и разложения, лишенных настоящих человеческих эмоций и чувств.

Очень краткий пересказ

«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

Проблемы

Проблематика рассказа «Попрыгунья» не менее интересна даже сегодня, когда читателя окружают другие реалии:

  • В рассказе одной из главный является проблема противопоставления эгоизма и жертвенности, любви и измены, что мы наблюдаем в отношениях Ольги Ивановны и её мужа. Женщина думала лишь о себе и подорвала доверие супруга, разрушив семью. Осип до последнего старался сохранить семейный очаг ценой своего мужского самолюбия.
  • Другой проблемой выступает противопоставление науки и искусства, спор, существовавший извечно, и который имеет место в произведении Чехова. Автор ставит науку выше, потому что она требует методичного и серьезного труда, который вынуждает многих людей жертвовать собой ради очередного научного прорыва. Творчество же — приятный процесс, который люди превозносят, но не могут объективно оценить.
  • Также проблемой является недооценка нравственности, скромности, трудолюбия – эти качества Дымова не ценит ни жена, ни её окружение, что и приводит в дальнейшем к трагедии. Люди бросаются в погоню за тем, что само себя им навязывает и выпячивает. Истинных героев они не замечают, потому что настоящий героизм не такой яркий и притягательный, как помпезность и пафос болтунов.
  • Проблемой в произведении является и потеря близкого человека, невозможность искупить вину и исправить ошибку.
  • Самой же главной проблемой в рассказе «Попрыгунья» выступает крах и опустошение человеческой души, не умеющей избрать для себя приоритетом лучшие ценности. Душа теряет всё, в первую очередь — саму себя, из-за попрания святого и истинного, что произошло невзначай, из-за эгоизма и бездумности.

Несостоявшаяся женитьба

Как глоток свежего воздуха разбавляет «душную» атмосферу местных учителей сестра Михаила Коваленко. Она притягивает и увлекает главного героя своим темпераментом, непринужденным поведением и мелодичными песнями.

Веселая, молодая женщина, которую коллеги Беликова надеялись выдать за него замуж. Варвара Саввишна обладала незаурядной внешностью: была чернобровая, стройная, краснощекая, по словам автора, «не девица, а мармелад». Она любит петь и весело хохотать, кататься на велосипеде, читать книги и горячо спорить. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая взаимностью на его притязания, так как не прочь, как пишет Чехов, выйти замуж, обзавестись семьей и съехать от брата.

Главная мысль

Основная идея «Попрыгуньи» выражена в умении ценить то, что имеешь. Неслучайно название рассказа перекликается с известной басней И. А. Крылова «Стрекоза». Главная героиня всё время гонялась за «знаменитостями», однако слишком поздно поняла, какой великий человек был рядом с ней.

Ольга Ивановна мечтала о славе в искусстве, вероятно, мечтала связать жизнь с художником или музыкантом. Брак с горячо полюбившим её Осипом она считала неким снисхождением, тоже своего рода самопожертвованием. Посмотреть на мужа по-другому при его жизни Ольге не удалось — осознание пришло к героине слишком поздно. В этом заключается трагедия и смысл рассказа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector