История создания
Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945–1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.
Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17–18 годах, однако на тот момент он ещё не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.
В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.
Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока наконец он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».
Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.
для самых нетерпеливых —
для самых компанейских —
Проводя анализв произведения «Докторе Живаго», стоит отметить, что автор раскрыл в нём множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновлённом социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.
Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.
Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живёт и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.
Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине
«Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго»»
В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью.
Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения. В романе «Доктор Живаго» Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.
В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, – это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары – это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза». Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между «за» и «против».
Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище «на земле». Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла «под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».
Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…» Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…
Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав^рома-на Пастернак пишет: «…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого». Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.
Темы
- Судьба России – Пастернак в своём романе отобразил смену эпох, один из крупнейших исторических и политических катаклизмов двадцатого века. Писатель показал, как старая Россия исчезает и рушится, как ломаются судьбы и гибнут тысячи людей в преддверии зарождения нового мира. Мира, который уже никогда не смогут принять люди, заставшие ту эпоху. Символом этого разрыва становится сцена из эпилога, в которой знакомый Живаго встречает его дочь, выросшую при советской власти, и отмечает, как же она не похожа на своего отца.
- Любовь – в романе есть две любовные линии. С одной стороны, отношения Живаго со своей семьёй, а с другой — его роман Ларисой. Юрий искренне любит свою семью, но тяга к Ларисе оказывается выше его сил. Писатель показывает не столько силу любви, сколько разрушение семьи, традиционного уклада в обществе, когда люди теряют всякую мораль и понимание того, что правильно.
- Интеллигенция – судьбы Живаго, Ларисы, Антонины символизируют собой судьбу русской интеллигенции в начале двадцатого века. Кто-то был вынужден уехать, кто-то пропал без вести, а кто-то просто продолжил существование в чужом мире. Однако судьба интеллигентов в любом случае вырисовывается Пастернаком невзрачной, трагической и тоскливой, а ведь это интеллектуальная гордость нации…
- Природа – пейзажи, окружающие героев, полностью соответствую депрессивному тону самого романа. Мрачные тёмные леса, снег, холод — всё это создаёт постоянное напряжение, ощущение одиночества и тоски.
Вариант 3
Произведения Пастернака совсем не похожи на произведения других писателей, ведь только его можно изучать очень долго и каждый раз открывать для себя что-то новое и необычное. Здесь собрано всего понемногу. Это и поэзия и реальные факты из жизни. Оказывается, у каждого произведения имеется не только своя душа, но и дух. Кроме этого над каждой фразой можно остановиться, подумать, а если чего-то не поняли, то можно прочитать ее еще раз.
Время было непростое, и именно оно диктовало время как и что делать людям, и многие с этим были не согласны и делали все для того чтобы это поскорее прекратить, но не всем это удавалось. Все это было написано в произведении Пастернака «Доктор Живаго». Здесь показаны все страдания, в которых утопали жители разных стран. А вот что будет дальше, никто не знал и эта неизвестность их очень сильно пугала. Но только автор старался и очень сильно надеялся на то, что это все совсем скоро прекратиться и жизнь наладиться, а может быть, будет намного лучше, чем раньше. И вскоре это все пришло к Пастернаку, его потихоньку стали ущемлять и не давали его произведениям выпускаться. Но автор не собирался ничего прекращать и продолжал не только писать новые произведения, но и выпускать их.
Никто точно не может определить к какому жанру относится данное произведение. Многие могут подумать, что его можно отнести к философскому стилю, ведь проблемы бытия здесь также отмечаются.
Немного попозже в ней затрагивается еще одна очень интересная тема, которая затрагивает каждого человека. Это великое чувство. Любовь может быть ко всему, что только видит человек и все кто находятся рядом с человеком. Одни люди очень сильно любят своих детей и делают ради них все. Другие люди любят своих друзей и близких людей. А вот третьи люди любят свою работу или занятия, которыми занимаются каждый день. И есть такие, кто любят свою родину.
Всю свою жизнь Живаго старается сделать так, чтобы все, что с ним происходит, он воспринимает как чудо. Конечно же, здесь есть и отрицательный герой Стрельников. Больше всего на свете ему хочется делать всем людям только плохое и от этого ему становится хорошо.
Кроме этого Пастернак всегда верил в Евангелие и старался ко всем ближним хранить любовь и сострадание.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Доктор Живаго» довольно разветвленная: есть герои-революционеры, есть интеллигенты, буржуа и простые люди, попавшие в жернова системы. С приходом перемен их судьбы переплетаются в клубок противоречий, и в итоге многие связи приходится разрывать, чтобы выпутаться из паутины.
герои романа «доктор живаго» | характеристика |
юрий живаго | сын миллионера, промотавшего своё состояние и выбросившегося из поезда. это человек тонкой душевной организации, хороший врач, любящий отец, но довольно пассивный мужчина, который не способен противостоять обстоятельствам и унять метания страстей и сомнений в своей груди. пишет стихи и воспринимает мир через призму чувства, а не разума. после семнадцатого года он, фактически, выпадает из жизни, лишается возможности управлять своей судьбой. его привычная жизнь рушится, и предрешенное будущее становится не сбывшейся мечтой. вместо работы он пребывает на фронте то на одной, то на другой стороне, вместо тихой семьи обретает жгучее и частное счастье с чужой женой. приспосабливаясь к обстоятельствам, он теряет себя. к концу повествования лишается семьи, любимой, перестаёт писать стихи и ведёт жизнь простого обывателя. он опускается, ведь его время прошло: новое время вытеснило его на обочину жизни. |
лариса антипова |
дочь обрусевших иностранцев. красивая, сообразительная, сильная духом и отзывчивая, но легкомысленная девушка. с самого юного возраста была зависима от комаровского, который вовлёк её в порочную связь. в дальнейшем опускалась всё ниже и ниже в нравственном плане, однако не теряла надежды вырваться из этого порочного круга с помощью антипова. но их отношения разрушились: лариса так и не полюбила павла. роман с юрием был единственной ее связью по любви, ведь оба персонажа жили одним днем и остро чувствовали все вокруг. она любила его стихи и понимала его с полуслова. лариса вернулась в юрятин, где влюбилась в живаго, однако в итоге уехала с комаровским на дальний восток, а в дальнейшем эмигрировала. давнюю неприязнь к комаровскому она подавила ради дочери, которой хотела обеспечить достойное будущее. в конце книги вернулась в россию почтить память умершего живаго, но как-то раз вышла из дома и не вернулась. так автор намекнул на ее арест. |
антонина живаго | законная жена юрия, дочь состоятельного еврея. заботливая мать и верная жена. спокойная, уравновешенная и интеллигентная женщина. выучилась на юриста. с переездом в юрятин семейные отношения начали портиться. юрий увлёкся ларисой, и антонина, узнав об этом, так и не простила его. после ухода юрия антонина с детьми возвращается в москву, а оттуда уезжает за границу. она, как и все представители ее класса, не находит места в новой россии. |
павел антипов |
сын простого рабочего, сосланного за участие в революции. в юности был жизнерадостным и застенчивым юношей. искренно любил ларису и женился на ней, однако не смог перенести правды о её безнравственном образе жизни до брака и отдалился от неё. участвовал в первой мировой войне как солдат. поддержал октябрьскую революцию и взял себе псевдоним стрельников. стал фанатичным приверженцем идей революции и самоотверженно сражался за её идеалы. ближе к концу повествования оказывается в опале, однако ни о чём не сожалеет и продолжает отстаивать революцию. кончает жизнь самоубийством. |
Тайна земства
Вот что Юрий Живаго пишет в письме жене о свой новой знакомой Ларисе Антиповой летом 1917 года:
Что такого в том, что Антипова работает инструкторшей в земствах и почему это важно? Общественная деятельность подобного рода летом 1917 года не могла не вызывать уважения. Крестьяне относились к земской реформе Положение «О волостном земском управлении» Временное правительство выпустило 21 мая 1917 года: по нему крестьянская сословная волость становилась всесословной земской и управлялась волостным земским собранием, избранным всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием
неоднозначно: очень многие были недовольны предоставлением избирательных прав женщинам, тайным голосованием, участием в выборах представителей других сословий. Поэтому люди, работавшие на реформу, часто сталкивались с проявлениями агрессии. Первые выборы состоялись уже в августе. Организационной работы было очень много, для помощи на местах призывались добровольцы, в основном из числа прогрессивной молодежи. Пастернак хорошо знал об этом: Елена Виноград, о которой шла речь выше, откликнулась на призыв принять участие в создании органов земского самоуправления и вместе с братом отправилась из Москвы в Саратовскую губернию. Упоминая о занятии Лары, Живаго отрицает, что хоть сколь-либо увлечен Антиповой. Но именно рассказ о земской реформе его выдает: несомненно, это указание на то, что цельность натуры Лары, ее самоотверженность, мужество и открытость преобразованиям восхищают Юрия Андреевича.
Изображения: Омар Шариф в фильме «Доктор Живаго». 1965 год
Источники
- Комаров Н. А. Военные комиссары Временного правительства (март — октябрь 1917 года). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2001.
- Краснов П. Н. На внутреннем фронте. Архив русской революции. Т. 1. М., 1991.
- Матвеев М. Н. Драма волжского земства. Новый мир. № 7. 1997.
- Пастернак Е. В. Лето 1917 года в «Сестре моей — жизни» и «Докторе Живаго». Пастернаковские чтения. М., 1998.
- Пастернак Е. Б., Пастернак Е. В. Жизнь Бориса Пастернака: документальное повествование. СПб., 2004.
- «Марбург» Бориса Пастернака: темы и вариации. М., 2009.
Теги
7 секретов XX век
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Симфония дня
Александр Скрябин. Симфония № 3 («Божественная поэма»). 1902–1905
Герб дня
Звери-рабочие
Лекарство дня
Масло из щенков от нервов и кашля
Архив
Антропология
Юрий Живаго в романе Пастернака
Произведение русского писателя «Доктор Живаго» передает точку зрения своего автора на события, произошедшие в начале ХХ века. И делал он это через призму творца этой эпохи. Ещё во второй половине пятидесятых годов, в переписке, он говорил: «Я пишу сейчас роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским и Есениным, может быть)». Противоречивое отношение к революции Борис Пастернак мастерски передал в своем романе.
Юрий Живаго, пережив гибель своих родителей, воспринимает жизнь с мистической, религиозной силой. Размышляя о бессмертии своей души, Юрий ищет ответы на загадки жизни у других.
После смерти его отца, десятилетний Юрий живет с дядей Николаем, чья философия прогресса и мистицизма затрагивает поэтические чувства мальчика. Позже Юрий живет с семьей профессора и это вдохновляет его стать доктором. По завещанию жены профессора, он женится на их дочери, у них рождается сын.
Когда начинается война с Германией, Юрий отправляется служить на фронт в качестве хирурга. Там он влюбляется в Лару, женатую медсестру, но после его признания, она уезжает. Возвращаясь в Москву, д-р Живаго воспринимает революцию изначально как нечто благоприятное, впоследствии меняет свою точку зрения в обратную сторону. По совету Евграфа Юрий увозит семью в Уральские горы. Там он встречает Лару и сближается с ней.
Коммунисты захватывают Юрия, заставляя его служить, пока он не совершает побег. Когда Тоня возвращается в Москву, Юрий и Лара живут вместе. Когда горожане называют любовников контрреволюционерами, Юрий заставляет Лару бежать под защитой советского чиновника, а сам скрывается в Москве. Жизнь идиллична: Юрий пишет стихи и книги, содержащие его философские взгляды на жизнь.
В Москве он начинает свой третий роман с дочерью дворника, Мариной, у них рождаются дети. Его жена и дочь отправились в Париж, но он поддерживает отличные отношения со своим сводным братом, Евграфом. В течение нескольких лет он занимается медициной и пишет стихотворения, предметом которых являлся город. Он умирает в тот же день, когда Лара прибывает в столицу. Позднее Евграф публикует стихи покойного брата…
Пастернак доносит до нас, события, произошедшие в те годы в России, являлись неестественными для хода истории. Отрешение от прошлого приравнивается к отказу от культурного наследия, от нравственных ценностей. И наша задача заключается в том, чтобы не позволять происходить такому историческому произволу.
Характеристики главных героев
Главный герой романа, преуспевающий медик, служивший во время войны; муж Антонины Громеко и сводный брат генерал-майора Ефграфа Живаго. Юрий рано осиротел, потеряв сначала мать, которая умерла в результате продолжительной болезни, а затем отца, который, будучи в алкогольном опьянении, выпрыгнул из движущегося на полном ходу поезда. Его жизнь была нелегкой. Подробнее>>>
Антонина (Тоня) Громеко (Живаго)
Жена Юрия Андреевича Живаго и мать двух его детей; дочь Александра Александровича и Анны Ивановны Громеко. Юра и Тоня дружат с самого детства. Когда у него умерли родители, дядя Н. Н. Веденяпин отдал его на воспитание интеллигентной и порядочной семье Громеко. Так он и рос бок о бок с Тоней, а со временем женился на ней, так как другой жизни для себя не представлял. Подробнее>>>
Лариса (Лара) Антипова (Гишар)
Один из главных женских образов в романе; жена Паши Антипова и возлюбленная Юрия Живаго. Полное имя героини – Лариса Федоровна Гишар, после замужества Антипова. Мать Ларисы обрусевшая француженка, а отец инженер-бельгиец. В Москве они оказались после смерти отца девушки. Их «благодетелем» был алчный и хитрый адвокат Комаровский. Подробнее>>>
Павел (Паша) Антипов (Стрельников)
Один из главных персонажей романа, муж Ларисы Гишар (Антиповой). В каком-то смысле антипод и соперник доктора Живаго, хотя факты свидетельствуют о том, что судьбы этих двух героев были во многом схожи. Паша родился в семье железнодорожников, но также как и Юра воспитывался чужими людьми. Он был образован и неглуп, с детства засматривался на Лару, которая приезжала к ним на каникулы. Подробнее>>>
Виктор Комаровский
Один из наиболее отрицательных персонажей романа; преуспевающий московский адвокат, который, пользуясь своим превосходством, склоняет молодую Ларису Гишар к сожительству. Помимо этого он является любовником ее матери. С одной стороны, он немало помогает семье Гишар после смерти их кормильца, с другой же, приносит им много неприятностей своими манипуляциями. Подробнее>>>
Евграф Живаго
Второстепенный, но весьма значимый персонаж романа; сводный брат Юрия Андреевича, который каким-то загадочным образом всегда появляется в нужном месте и в нужный момент. Отличительная черта внешности – «узкие киргизские глаза». Евграф рожден от разорившегося отца Юрия и княгини Столбуновой-Энрици. Он время от времени появляется в Москве, а сам проживает в Омске. Подробнее>>>
Николай Веденяпин
Второстепенный персонаж романа; дядя Юрия Живаго, взявший над ним опеку после смерти его родителей. Он приходиться братом матери мальчика – Марии Николаевны. Веденяпин по профессии священник, нынче работающий в издательстве, поэтому он забирает мальчика в монастырь. Но там Юре становится страшно, и он отвозит его в имение к своему знакомому господину Кологривову, у которого работает педагог и популяризатор полезных знаний Воскобойников. Подробнее>>>
Таня Безочередова
Второстепенный персонаж романа; дочь Юрия Живаго и Лары Гишар (Антиповой), родившаяся в революционный период и выросшая под надзором умалишенной сторожихи железнодорожного разъезда. Её много лет спустя после Первой мировой войны и после смерти доктора Живаго случайно находит сводный брат Юрия – Евграф Живаго. Подробнее>>>
Михаил Гордон
Второстепенный персонаж, филолог, одноклассник и лучший друг Юрия Живаго. Именно Миша случайно был свидетелем самоубийства отца Юрий Живаго — Андрея Живаго, о чём позже поведал Юрию.
Александр Громеко
Второстепенный персонаж, отец Антонины Громеко, муж Анны Громеко, профессор-агроном. В их семье воспитывался Юрий Живаго, оставшийся без родителей.
Анна Ивановна Громеко
Второстепенный персонаж, мать Антонины Громеко, жена Александра Громеко, профессор химии. Была дочерью богатого фабриканта Крюгера. В их семье воспитывался Юрий Живаго, оставшийся без родителей.
Анфим Самдевятов
Второстепенный персонаж, юрист, большевик. Очень много помогал семье Живаго, когда те оказались в сложной ситуации. Ухаживал за Ларой, но та не ответила взаимностью.
Иннокентий Дудоров
Второстепенный персонаж, одноклассник Юрия Живаго и друг детства. Также он является лучшим другом Миши Гордона. Был в тюрьме за политические взгляды, но после неё сумел стать профессором университета.
см. также:Краткое содержание Доктор Живаго, Пастернак