Проблематика и художественные особенности драмы м.ю.лермонтова «маскарад»

Введение

«Маскарад»
– драма Лермонтова (1835–1836), вершина его драматургии. Лермонтов продолжил и
развил в ней основные линии, намеченные в юношеских пьесах, и в то же время
«Маскарад» – произведение иного художественного уровня, свидетельствующее об
огромных возможностях Лермонтова-драматурга. Это единственная драма, которую
Лермонтов предназначал для театра и упорно добивался ее постановки на сцене.

Художественное
содержание драмы многослойно; оно представляет собой совмещение разных планов –
от бытового, конкретно-социального до философского. В пьесе изображен Петербург
30-х гг. XIX в. – средоточие лицемерия, фальши, эгоизма; широко отражены черты
великосветского быта, увлечение столичной знати балами, карточной игрой,
маскарадами. Не менее широко была распространена карточная игра. Тема карточной
игры и маскарада широко представлена в русской литературе («Пиковая дама»
А.С.Пушкина, «Игроки» Н.В.Гоголя и др.).

«Маскарад»
– романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту
России, об их порывах к действию и роковых заблуждениях. В центре внимания
автора – проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть
одинокого противостояния существующему порядку вещей. Арбенин – один из тех
персонажей Лермонтова, которые, не будучи его положительными героями, вместе с
тем по умонастроению и взаимоотношениям с окружающим миром во многом близки
автору и потому, естественно, в соответствии со своим характером нередко
выступают как выразители его взглядов. Лермонтов наделил своего героя силой
духа, мужеством, тоской по иной жизни. Сознание невозможности достигнуть
духовной свободы, независимости, человеческого доверия и участия в том мире,
где смещены понятия о сущности добра и зла, порождает трагическое мироощущение
Арбенина. Основа его личности – мощная энергия отрицания. Пережив крушение
юношеских идеалов, познав всю низость порока, герой восстает против самого себя,
надеясь начать новую жизнь, обрести нравственную опору в любви.

Но
горький жизненный опыт, возвышая Арбенина над окружающим, отравляет его ядом
безграничного неверия в жизнь и людей, подавляет сознанием нерасторжимости
своих связей с проклинаемым им «светом», который, в свою очередь, не прощает
ему отступничества. Отсюда – неизбежность драматического взрыва, завершающегося
катастрофой. Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером
развивающихся событий, и натиском враждебных обстоятельств, и особенностями
личности героя, его жизненной позицией; это неизбежное следствие эгоцентризма и
всеобъемлющего отрицания.

Мы напишем — Анализ пьесы Лермонтова Маскарад. Подсказки школьнику

Название «Маскарад» рассказывает об основных направленностях произведения. Маскарад – это обычно место, где и разовьется основной конфликт произведения, все значимые события произойдут на этом карнавале лицемерия и торжества.

Тех, кто собрались могут спокойно пуститься в свободное плавание, вокруг безудержное веселье, вокруг настоящий кутеж, они постоянно совершают различные пороки, из которых не могут выбраться. Самым главным является то, что в обществе дела обстоят именно так, как на маскараде. Все привыкли носить на себе маски, быть не настоящими людьми. Они стараются подстраиваться под существующий образ, они не могут дать волю настоящим чувствам, они скрывают собственное волнение под масками безразличия. Так они смелые, они могут рассказать окружающим о том, что они чувствуют, раскрывать свои скрытые тайны, но они бы не решились подумать об этом, если бы не были участниками маскарада.

По словам Казарина, вся жизнь — это игра, карточная, где каждый делает свои ставки. Образ карточной игры плотно закрепился в русской литературе, этот мотив является ключевым, он позволяет полностью развить сюжет, он двигает романтическую модель всего мироздания.

Сюжет. Беспристрастный рок постоянно тусует карты происходящего. Один из игроков полностью увлекается существующей игрой и бросается в нее с головой, такие игроки не могут прожить и дня без настоящих приключений. Есть же люди, которые всегда плывут по течению, они не готовы сопротивляться даже мелким поражениям, они сдаются сразу. Но есть люди настоящие игроки, те, которые не готовы играть по общим правилам, они стараются быть борцами, фактически сумасшедшими и безумными, он никогда не принимает судьбу, и до последнего момента будет идти наперекор.

Центральным героем в повествовании «Маскарад» становится Арбенин, все персонажи пьесы замечают, что Арбенин наделен именно такими качествами. Некоторые отмечают, что он даже обладает демонической силой, которая позволяет ему противостоять окружающим людям, бороться с существующими обстоятельствами.

Сможет ли Арбенин справится с существующими трудностями и сохранить свое истинное обличие, несмотря на то, что участвует в маскараде? Или же ему придется сдаться судьбе и принять правила маскарада, в котором он участвует не по своей воле?

Вывод. В нашей жизни есть такие же герои, настоящие игроки, которые желают выиграть у судьбы.

Все сочинения

Шприх

Судя по фамилии, из русских немцев. Сразу же вызывает антипатию главного героя своим двуличием (а может, и многоликостью с куда большим числительным)

На это лицемерие уже названием пьесы обращает читательское внимание М. Ю

Лермонтов — «Маскарад». Краткое содержание описания внешнего облика Шприха можно вместить в пару слов: злобная улыбка и стеклярусные глаза. Отстраненное мнение Казарина, знакомившего с этим «чертом-человеком» Арбенина, совсем иное, он характеризует персонажа как личность незаурядную, знакомую со всеми, активную, умеющую ладить с людьми и вообще прелестную. С такими бы быть поосторожнее, но главный герой не слушает доводов разума и зачем-то конфликтует со Шприхом.

Другие персонажи

Их два, это Афанасий Павлович Казарин и баронесса Штраль. Краткое содержание драмы Лермонтова «Маскарад» не нуждается в подробном описании этих персонажей, автор их ввел в сюжет исключительно во вспомогательных целях. Казарин играет роль связующего звена, осуществляющего коммуникативную функцию между более значимыми героями пьесы. Функции баронессы несколько сложнее, ее действия являются причиной главного конфликта. Она флиртует, при этом робеет, не идет до конца и, испугавшись в последний момент, передает найденный ею браслет Настасьи Арбениной ничего не понимающему Звездичу. Она в маске, узнать ее нельзя, а авансы в адрес красивого гвардейца она делает. В ходе драматических событий дама опять проявляет нерешительность, то пытаясь выгородить себя за счет своей подруги, то компрометируя ее.

Впрочем, пора переходить к сюжету, который положил в основу своего произведения «Маскарад» Лермонтов. Краткое содержание по главам прояснит картину.

Развитие конфликта и кульминация

Далее происходит целый ряд несуразностей, в которых вовлекаются сразу несколько героев. Они выясняют между собой подробности маскарада, но всё очень запутанно, ведь на празднике каждый из них соблюдал анонимность. Тем не менее вскоре выясняется, что браслет в знак расположения передала Звездичу вовсе не Нина, а её приятельница, баронесса Штраль. Однако князь и основная часть общества склонны считать, что это была Арбенина.

Слухи нарастают, Евгений Арбенин злится. Тут ещё и Шприх, мстящий за недавнюю шутку Арбенина, активно достаёт его

Евгению больше неважно установить истину в отношении своей жены общественное мнение довлеет над ним, и он принимает страшное решение, кажущееся ему единственным выходом. Казарин, пользуясь положением Арбенина, вынуждает того вернуться за игровой стол, за которым главный герой и определяется со своим планом действий

Отныне его цель убить Звездича и Нину, устранить причину своих тревог. Впоследствии князя Евгений решает не трогать.

Продолжая разбор пьесы Лермонтова Маскарад, рассмотрим третье действие, когда происходит кульминация всего произведения. Арбенин совершает непоправимое отравляет Нину. Та погибает медленно и мучительно, но успевает сделать признание и называет виновной баронессу. Раскаивается и Штраль, но Евгению уже всё равно. Постепенно он осознаёт собственный поступок, ужас настигает его. Но Нину не спасти, она погибает у мужа на руках, который обливается слезами от чувства вины и потери.

Главные герои

Возможно, автор вложил в своего главного героя — Евгения Арбенина — частичку себя.

Арбенин

Евгений Арбенин немолодой, сколотивший своё состояние на игре в карты человек. Он женился не из расчётливых мотивов, но лишь из желания обрести семью, быть под заботой жены. Просто потому, что так было правильно. В надежде искупить свой главный порок Евгений зарекается не участвовать в азартных играх.

В молодости Арбенин жил на полную катушку, развлекался всеми доступными способами, прелюбодействовал со множеством женщин, в том числе и с чужими жёнами. Имея столь богатый опыт, он стал патологически ревнив и взыскателен. Не только к своим избранницам, но и ко всем близким ему людям в целом. Евгений тщательным образом подобрал себе жену, к которой привязался и полюбил, на её несчастье.

Нина, жена

На первый взгляд, Нина Павловна сущий ангел. Юная, восприимчивая и несколько наивная особа. Ей непросто понять многоопытного Арбенина, его требования и мечущуюся натуру. Резкий перепад настроений супруга и его внезапная склонность к замкнутости, угрюмости, подавленности вынуждает Нину думать, что Евгений больше не любит её. Он раздражается из-за её привычки целовать ему лоб, чрезмерно ревнует жену ко всем. Девушка погружается в депрессию, расстраивается.

В пьесе-драме Лермонтова страданиям Нины уделена немалая часть. Она хочет праздника и веселья, маскарада, а Арбенин категорически против. Конфликт интересов и несогласованность желаний двух героев, в конце концов, приводят к абсолютно непредсказуемому финалу и непоправимым последствиям.

Князь Звездич

Звездич образцовый офицер, по жизни не очень разносторонний и умный. Князь азартный игрок, как и Арбенин. Он ослеплён своей исключительностью, что не соответствует действительности. Ведь в картах Звездич смыслит мало, обижается на проигрыш, но всё равно играет. Князь не разбирается в людях и в собственных устремлениях, он глуповат и ограничен. Но всё-таки способен на благородные поступки.

Шприх

Происходит из семьи русских немцев. Многолик, что Арбенин воспринимает как лицемерие и двуличие. Лермонтов даёт описание внешности, включающее стеклярусные глаза и злобную улыбку. Казарин представляет Шприха как талантливого человека, общительного и компанейского, активного, дружелюбного. Но главный герой относится к таким качествам с большим подозрением и не раз вступает в спорные дискуссии со Шприхом.

Второстепенные персонажи

Маскарад в кратком пересказе не предполагает уделять большое внимание второстепенным героям, но отметим же их основные функции в пьесе:

  • Афанасий Павлович Казарин связующее звено между главными героями произведения.
  • Баронесса Штраль провокатор. То она кокетлива, то робка. Из-за неё зарождается главный конфликт Маскарада ссора между Настасьей и Арбениным на почве его ревности. Баронесса резко меняет позицию, то становясь на сторону своей приятельницы Нины, то открыто выставляя её в неприглядном свете.

Можно читать Маскарад онлайн для более подробного знакомства с героями, сюжетом. А мы рассмотрим краткое содержание по действиям пьесы. Она состоит из 4 актов глав.

Первое действие: завязка

Перед читателем князь Звездич, вдрызг проигрывающий партию в карты. Шприх, следуя своим интересам, пробует дать ему взаймы, но офицер гордо отказывается.

Арбенин наблюдает за ними с неприязнью. Он прекрасно знает, что на самом деле происходит за карточным столом. Звездича пытаются подставить, о чём главный герой и намекает. Арбенин объясняет, что нельзя брать в руки карты, если не умеешь выигрывать и не знаешь правил, иначе прослывешь неудачником. Евгений из жалости берётся отыграться за Звездича и расплачивается за его долги, успешно оставив партию за собой. Дабы князь не чувствовал за собой вины, Арбенин предлагает ему совместную поездку на маскарад.

Герои отправляются на праздник, где с князем флиртует некая дама в маске. Она преподносит Звездичу подарок — браслет. Арбенин в это время ругается с незнакомым ему человеком, который пророчит ему беду. Обижает Шприха, намекая на то, что его жена изменяет ему. Звездич показывает Арбенину полученный трофей. Евгений обнаруживает, что браслет — принадлежность его жены Нины. Дома он закатывает ей скандал, не внемля никаким оправданиям.

Начало, завязка сюжета

Читатель застает князя Звездича проигрывающим деньги за столом, покрытым зеленым сукном. Шприх, исходя из каких-то своих интересов, предлагает ему взаймы, но получает гордый отказ. Игроки неприятны видящему все это Арбенину, он слишком хорошо знает нравы картежников и понимает, что Звездича, выражаясь современным языком, «разводят». Он в несколько иносказательной форме говорит об этом проигравшемуся, объясняя, что карты или вовсе брать в руки не нужно, или уж добиваться в этом деле таких успехов, чтобы подлецом тебя обзывали другие игроки, менее удачливые. Пожалев наивного молодого человека, Арбенин отыгрывается за него и возвращает деньги пострадавшему. Чтобы не выслушивать слов благодарности, он предлагает поехать на маскарад. Там Звездича интригует некая дама и, в конце концов, дарит ему злополучный браслет. В ходе этого же развлекательного действа Арбенин успевает поругаться с каким-то незнакомцем в маске, пророчащим ему несчастье, а заодно и обидеть Шприха намеком на неверность его жены. Князь хвалится «трофеем», полученным от неизвестной дамы. Придя домой, Арбенин замечает, что у его жены одного браслета на руке не хватает. Жена говорит, что потеряла вещь, муж не верит и прогоняет ее.

Развязка сюжета

Появляется новый герой неизвестный. Некогда Арбенин обыграл этого человека, поступил с ним жестоко. Расплата за содеянное настигает Евгения в лице былого обиженного. Неизвестный указывает на Арбенина как на отравителя и убийцу. Князь Звездич сперва теряется, но после поддерживает обличающую речь незнакомца и даже вызывает главного героя на дуэль. Мстящий субъект предъявляет письменное свидетельство признаний баронессы в том, что это она использовала браслет покойной Нины, а вины супруги Арбенина в том нет.

Арбенин переполнен чувством раскаяния и вины за свою проступок. Он был слишком самонадеян, глуп и разгневан. Он ищет сострадания у неизвестного, но, естественно, ничего не получает.

От такого потока информации и осознания собственной, ничем не оправданной жестокости главный герой лишается рассудка. Арбенин кидается к гробу своей жертвы, любимой и добродетельной жены.

Неизвестный субъект удовлетворён, но едва ли счастлив. Звездич неспокоен и опечален, расстроен до глубины души.

Пьеса Лермонтова Маскарад это история, наполненная драмой о:

  • грешнике, что принуждал вести других добродетельную жизнь, забывая об избавлении от собственных пороков.
  • человеке, считающем, что наказал виновницу, а на самом деле обрёк себя самого на мучительные страдания за жестокую ошибку.

Читайте Маскарад и другие произведения Лермонтова в полном формате. Оригинальный текст всё же даёт больше впечатлений и почвы для размышлений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: