СпектакльГорячее сердце
! не знаю как поделить заслуги между автором и актерами … да нужно ли делить, когда можно сложить и получить в разы больше удовольствий! невозможно не проводить параллели ситуаций в спектакле с текущей ситуацией в стране и можно считать все действия — нет, не мещанским бытом давних времен, но абсолютно идеальной пародией на 90-е … Хлыпов , Курослепов вот они «герои 90-х» разве что без криминального прошлого и пиджаков малиновых (не было их в те времена) … выпячивают напоказ свою «животную мораль» местечковых «королей купечества». а как выразителен собирательный образ «оборотня в погонах» — городничий Серапион Мардарьич Градобоев … имя то какое — шедевральный стёб … и исполнитель роли, ну просто мастерски отобразил суть персонажа. Параша — девушка (тинейджер), нелегко быть дочерью Курослепова и в тоже время начинающим «идеологом феминизма» ( в хорошем смысле этого слова
… всех перечислять — ущерб искусству, это видеть надо! все таки не зря Островский служил в судах… воистину повидал «людишек всяких разных» со всевозможных ракурсов и так умело выразил их сущность «печатным словом» без «доисторического» занудства. не надо заставлять читать ЭТО в школе (я тогда с трудом переваривал классику литературы …) лучше ПОКАЗЫВАТЬ, ибо визуализация гораздо понятней, а уж как это делают актеры … просто руки опухнут от аплодисментов … а глаза будут мокрыми от смеха, но не «вульгарно-водевильного» , а осознанного смеха, можно даже сказать — интеллектуального…
В этом театре знают какую-то «приправу», что добавляет остроты, иронии, эмоций в действия … и то что актеры создают атмосферу в 2 метрах от тебя несомненно добавляет ощущений, наполняет текст объемом … энергией … не знаю как это удается режиссеру с актерами … с одной стороны хочется увидеть репетицию и понять «как они это делают»… но с другой не хочется … чтобы эффект ошеломляющий остался! короче… БРАВО!!!
p.s.: написал отзыв спустя месяц после просмотра, зацепило… респект за постановку! p.p.s: за жаргонизмы не извиняйте, ибо рассчитываю все таки на разноплановую публику … ВСЕ, в ТЕАТР!
Рефлекторная ярость
Манипулировать человеком через страх – таково его комфортное состояние, о чем он стесняется открыто сказать. (Вслух же он говорит: «Сердце у меня такое!») Образ Дикого из пьесы «Гроза» — опасный типаж человека, получающего материальную выгоду, во время пребывания в состоянии неадекватном, граничащем с шизофренией. Именно в состоянии измененного яростью сознания он творит вещи, которые зачастую не может объяснить потом. Вспомним хотя бы его повествование куме Марфе Кабановой о несчастном мужичонке-просителе, которого едва не «пришиб до смерти».
Привлекает внимание тот эпизод, когда рассказывает о своей неконтролируемой ярости Дикой в пьесе Островского «Гроза». Характеристика, данная им самому себе — лукава
Все – объяснимо: припадки бешенства его – изначально корыстны, они приносят ему деньги. Ведь когда он недоплачивает униженным криком нанятым людям за работу, то в его пользу работает принцип: «сэкономленные деньги – заработанные деньги!» Ежедневные припадки гарантируют ежедневную дополнительную прибыль.
Популярные сочинения
Важность книг — сочинение Испокон веков книги играли очень важную роль в жизни людей. Раньше книги были везде
Они всегда и всем ценились и их всегда уважали. Ведь в книги всегда содержится мудрость. В любой книги, даже если она вам кажется не разумной
Главный смысл романа Отцы и дети Часто бывает так, что смысл, заложенный в произведение, отражен в его названии. Ярким примером такого авторского хода стал роман Отцы и дети Ивана Тургенева. Всего два слова, но какой смысл и какая проблематика!
Сочинение Ассоль в повести Алые Паруса Александра Грина (Образ и характеристика) Имя Ассоль говорит само за себя. У многих оно вызывает ассоциации со словами: вера, надежда, любовь. Ознакомившись с образом главной героини в поэме «Алые паруса», читателю будет легче понять её особенный характер и душу.
Спектакль в Москве Горячее сердце
! не знаю как поделить заслуги между автором и актерами … да нужно ли делить, когда можно сложить и получить в разы больше удовольствий! невозможно не проводить параллели ситуаций в спектакле с текущей ситуацией в стране и можно считать все действия — нет, не мещанским бытом давних времен, но абсолютно идеальной пародией на 90-е … Хлыпов , Курослепов вот они «герои 90-х» разве что без криминального прошлого и пиджаков малиновых (не было их в те времена) … выпячивают напоказ свою «животную мораль» местечковых «королей купечества». а как выразителен собирательный образ «оборотня в погонах» — городничий Серапион Мардарьич Градобоев … имя то какое — шедевральный стёб … и исполнитель роли, ну просто мастерски отобразил суть персонажа. Параша — девушка (тинейджер), нелегко быть дочерью Курослепова и в тоже время начинающим «идеологом феминизма» ( в хорошем смысле этого слова
… всех перечислять — ущерб искусству, это видеть надо! все таки не зря Островский служил в судах… воистину повидал «людишек всяких разных» со всевозможных ракурсов и так умело выразил их сущность «печатным словом» без «доисторического» занудства. не надо заставлять читать ЭТО в школе (я тогда с трудом переваривал классику литературы …) лучше ПОКАЗЫВАТЬ, ибо визуализация гораздо понятней, а уж как это делают актеры … просто руки опухнут от аплодисментов … а глаза будут мокрыми от смеха, но не «вульгарно-водевильного» , а осознанного смеха, можно даже сказать — интеллектуального…
В этом театре знают какую-то «приправу», что добавляет остроты, иронии, эмоций в действия … и то что актеры создают атмосферу в 2 метрах от тебя несомненно добавляет ощущений, наполняет текст объемом … энергией … не знаю как это удается режиссеру с актерами … с одной стороны хочется увидеть репетицию и понять «как они это делают»… но с другой не хочется … чтобы эффект ошеломляющий остался! короче… БРАВО!!!
p.s.: написал отзыв спустя месяц после просмотра, зацепило… респект за постановку! p.p.s: за жаргонизмы не извиняйте, ибо рассчитываю все таки на разноплановую публику … ВСЕ, в ТЕАТР!
Главные персонажи
В пьесе Островского несколько героев, среди которых есть и главные, и второстепенные. Все они важны для сюжета, однако главной героиней по праву можно назвать Любовь Ивановну Отрадину, девушку из благородной семьи. Впоследствии она стала актрисой и взяла псевдоним — Елена Ивановна Кручинина. Другие действующие лица:
- подруга Любовь Ивановны, Шелавина Таиса Ильинична;
- горничная Отрадиной, Аннушка;
- Муров Григорий Львович, отец незаконнорождённого ребёнка;
- Дудукин Нил Стратоныч, богатый человек;
- Галчиха Арина, дама, принадлежащая к мещанскому сословию;
- Миловзоров Петя, участник театральной труппы, любовник;
- Иван, прислужник в гостинице;
- Коринкина Нина Павловна, главная актриса труппы;
- Шмага и Григорий Незнамов, артисты.
Судьба Васи
Для девушки новость об аресте любимого стала ударом. Она уходит к крестной и отказывается с кем-то разговаривать. Поговорить к ней приходит мещанин Аристарх. Он рассказывает ей об арестантах и предлагает увидеть Васю. Позже Аристарх беседует с Курослеповым и Градобоевым. Потом приходит еще Хлынов и другой барин.
Мещанин уговаривает Тараса Тарасовича выкупить Ваську. По его словам, юноша работящий и полезный. Хлынов соглашается, молодой человек его благодарит. Параша не знала о судьбе возлюбленного.
Как-то раз девушка шла по лесу с Гаврилой и богомолками. Неожиданно они встречают людей Хлынова. Тарас Тарасович начал упрашивать девушку выйти за него замуж, но она непреклонна. Тогда приводят Васю и рассказывают, что он стал обычным слугой.
Краткое содержание комедии Островского позволяет увидеть только основные события сюжета. Но для лучшего понимания и погружения в атмосферу лучше прочитать произведение целиком.
История создания
Пьеса Островского состоит из пяти действий. Работу над ней автор начал в октябре 1868 году и в ноябре он уже закончил текст. Комедия была опубликована через год в журнале «Отечественные записки». Ставить же ее на сцене было затруднительно, так как цензура не пропускала работу. Разрешение Островский мог получить только после добавления небольшого примечания в начале текста: события происходят 30 лет назад в уездном городе Калинове.
Критики негативно встретили работу драматурга. Они указывали на излишнюю карикатурность действительности. Первая постановка была проведена 15 января 1869 года. Официальные отзывы тоже были отрицательными, но сам драматург не воспринимал их. Через несколько лет в одной газете он писал, что спектакль имел небывалый успех.
В современном мире комедия не теряет своей актуальности, так как она затрагивает «вечные» темы. Для детального анализа произведения придется внимательно прочитать текст пьесы. Можно также запомнить основных героев и события комедии.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в пьесе «Гроза» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона.
имя героя
сословная принадлежность и роль
харатеристика
катерина кабанова
дворянка, жена купца
главная героиня произведения. умная, возвышенная и добрая девушка. искренне презирает мелочность, лицемерие и зашоренность жителей города. мечтает вырваться из этой атмосферы. принципиальна, а потому не смогла скрыть супружескую измену и призналась в этом. однако в итоге оказалась не готова к прямому противостоянию с обществом и, не выдержав травли, покончила с собой.
марфа кабанова (кабаниха)
купчиха, вдова, глава семьи
богатая купчиха. вдова. поборница ханжеской морали. суеверна, необразованна, ворчлива, однако абсолютно уверена в своей безграничной мудрости. считает себя правой во всех вопросах. установила в доме свою неоспоримую власть. безраздельно управляет сыном — тихоном, ограничивает во всём дочь – варвару, и изводит катерину.
борис
племянник дикого, пытающийся вернуть наследство
прогрессивный молодой человек. желая вернуть деньги, которые положены ему по закону, попал в кабальную зависимость от дикого. как и катерина, искренне презирает консервативных и невежественных жителей калинина, но также не выдерживает прямого противостояния и оставляет катерину, рекомендуя ей покориться судьбе.
кулигин
мещанин, изобретатель, сторонник прогрессивного мышления
механик-самоучка. один из немногих достойных жителей города, вынужденный, однако, смириться с порочностью и лицемерием его жителей. пытается собрать средства на устройства громоотводов, которые могли бы помочь городу, но терпит неудачу
один из немногих, кто сочувствует катерине.
савел прокофьич дикой
купец, хозяин жизни, важное лицо в городе
старый жадный купец. брюзга и самодур
невежественен и самодоволен. периодически обворовывает своих работников. жестоко тиранит и принижает тех, кто беднее и слабее, чем он, включая своего племянника — бориса, но пресмыкается перед теми, кто богаче и влиятельнее его.
тихон кабанов
сын кабанихи, купец
безвольный сын марфы игнатьевны. до ужаса боится матери, а потому не может защитить от неё даже свою жену. предел его мечтаний – это покинуть дом хотя бы на пару недель, чтобы избавиться от контроля кабанихи. в эти периоды он пьет и гуляет. признаётся кулигину, что во время отъезда сам изменял катерине. только самоубийство катерины вдохновляет его на краткосрочный бунт против матери.
варвара кабанова
сестра тихона
сестра тихона. в отличие от брата, не испытывает безвольного ужаса перед матерью. заметив взаимные чувства между катериной и борисом, она организует их тайную встречу, внося свою лепту в самоубийство главной героини. в конце пьесы сбегает из дома с любовником.
Анализ произведения
Пьеса Александра Островского погружает читателя в быт и нравы купеческой Москвы. В своём произведении автор ставит вопросы, которые будут актуальны в любое время. Его интересуют такие понятия, как честь, чувства, деньги, любовь и счастье. Писатель показывает, что богатство не может принести счастье людям, оно часто ломает человеческие судьбы.
Главная героиня томится в купеческом доме, где она несчастлива и не может любить. Никогда в жизни она не влюблялась, но остаётся верной женой и на других мужчин не смотрит. Она смогла не поддаться обману, разоблачила его и осталась нравственно чистой. Но вокруг женщины всегда много людей, которые завидуют ее состоянию и желают опорочить её имя в глазах мужа, чтобы получить наследство богатого купца.
Пьесу Александр Островский написал на склоне лет, поэтому ее текст можно расценивать как его духовное завещание. Драматург старается создать гармонию в обществе, которое окружало его. Издатель Алексей Суворин после прочтения произведения сказал, что Островский смог написать богатейшую русскую пьесу.
«Сердце не камень» вошло в цикл островских пьес о богатых невестах. В нем насчитывается шестнадцать произведений, среди которых самыми известными являются:
- «Бесприданница»;
- «Бедность не порок»;
- «Гроза»;
- «Без вины виноватые»;
- «Снегурочка».
Основное действие пьесы происходит вокруг богатого купца, который решает написать завещание. Оставляя наследство молодой жене, он толкает на подлые поступки своего племянника Константина Каркунова, который готов на всё, чтобы получить заветное дядино наследство. Он разрабатывает план, чтобы опорочить Веру Филипповну, но девушка настолько чиста, что его интриги оказались пустыми.
Ещё одним героем является Ераст, который сначала решил участвовать в интриге, чтобы опорочить Веру Филипповну, но затем раскаивается и в финале пьесы из подлого человека превращается в честного героя. Жена племянника — добрая женщина, которой в жизни не повезло. Ольга Дмитриевна влюблена, её чувства глубокие и искренние.
Есть и другие честные люди в пьесе Островского. Например, кум богатого купца. Исай Данилыч знает многие тайны Каркунова, но при этом хранит секреты и не нарушает данное слово. Между ним и купцом установились доверительные отношения. Его жена, несмотря на цинизм, тоже проявляет доброту, поэтому её также можно отнести к положительным героям пьесы.
Интересно и название произведения, так как эта фраза знакома многим. Наверное, любому человеку приходилось переживать, любить, сочувствовать Это становилось возможным лишь потому, что душу переполняли эмоции.
Образы героев из пьесы Островского «Гроза» и их краткая характеристика
Преамбулой к описанию персонажей хочется привести цитату из «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова»:
Характеристика Катерины из пьесы Островского «Гроза»
Современники автора назвали Екатерину «лучом света в тёмном царстве». На первый взгляд, эта девушка нежный цветок, который вянет в неволе.жизни до замужества она росла в ласке и любви, беззаботно и счастливо. В семье мужа несчастная женщина оказалась во власти деспотичной свекрови. По мере раскрытия основных черт личности, становится понятно, что характер Катерины в пьесе «Гроза» раскрывается с другой стороны. Оказывается, нежная и хрупкая девушка – достаточно сильная и волевая личность. Она уверена, что никто и ничто не сможет заставить её совершать что-либо против воли. И последний отчаянный шаг – это не слабость, это акт протеста. Она- личность, со своими мыслями, чувствами и интересами. И никакая сила не сможет сломить её дух.
Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) в пьесе Гроза
Сильная, волевая, деспотичная, властная женщина. Тиран, который старается держать всю семью под контролем. Стоит ли рассказывать о том, что супружеская жизнь её сына и невестки разваливается из-за непрестанных вмешательств назойливой старушки. Марфа Игнатьевна в своих нравоучениях может легко обидеть и оскорбить. Но свято верит в то, что без её «мудрых» наставлений развалится вся семья.
Характеристика Тихона Ивановича Кабанова из пьесы «Гроза»
Тихий, безропотный, без собственного мнения, плывущий по течению мужчина. Не может ни за себя постоять, ни за свою жену заступиться. Радуется мимолётным мгновениям, в которые ему удаётся ускользнуть от бдительной мамаши и ненадолго расслабиться. Хотя расслабляется от также примитивно, как и живёт. Вся радость состоит в том, чтобы украдкой опрокинуть пару стаканчиков водки. Предпочитает убегать от проблем, спрятавшись в своём панцире. Не хватает ему сил взять на себя вину за смерть Катерины. В последнем действии безропотный Тихон обвиняет в случившемся свою мать.
Характеристика Варвары из пьесы «Гроза»
Молодая азартная девушка, сестра Тихона, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой. Умна, хитра, прозорлива. Умеет подстроиться под ситуацию. Про таких людей говорят «выходит сухим из воды». Сыграла значительную роль в судьбе Катерины и Тихона. В свою очередь не пожелала покоряться деспотии матери и сбежала из родного дома.
Характеристика Бориса Григорьевича из пьесы «Гроза»
Красивый молодой человек, интересный, образованный, ярко отличающийся от остальных жителей городка. Нежному и трепетному сердцу наивной девушки сложно не влюбиться в такого. Он и сам мучается от тайной любви к замужней девушке. Судьба подарит ему несколько счастливых мгновений, но впоследствии придётся покориться воле своего дяди и отказаться от собственных чувств.
Характеристика Савела Прокофьевича Дикого в пьесе «Гроза»
Жадный и скупой купец. Не даёт спокойной жизни ни окружающим, ни родным. Страдают от него и наёмные работники, и соседи, и знакомые. Самое страшное, что он даже не пытается признать своей вины и считает, что ведёт себя должным образом.
Характеристика Ивана Кудряша из пьесы «Гроза»
Самовлюблённый, смелый, уверенный в себе молодой человек. Хвастун, грубиян. К влюблённой в него Варе относится холодно, принимает её чувства как должное. Способный на отчаянное поведение и рискованные поступки.
Горячее сердце и тёмное царство в пьесе Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)
Александр Островский написал замечательную пьесу «Гроза». Это одно из тех произведений, которое заставляет задуматься над многими вещами и представляет нам мир контрастов. В данном случае нам предоставляются, так называемые, тёмное царство и горячее сердце. Разберёмся в этом более подробно.
Сразу можно сказать о том, что горячее сердце в данном произведении именно у Катерины. Катерина — жена Тихона Кабанова, который в свою очередь является сыном Кабанихи и постоянно потакает ей. Девушка была несчастна, пока жила в доме Кабановых, ведь она постоянно подвергалась издёвкам со стороны свекрови и халатного отношения Тихона. Позже, Катерина полюбила Бориса и не могла себе этого простить, так как была глубоко верующей.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Проба пера
Однако Александр Николаевич не оставил попытки проявить себя на литературном поприще. В своих первых пьесах он придерживался обличительного, «нравственно-общественного» направления. Первые произведения Островского были напечатаны в новом издании, «Московском Городском Листке», в 1847 году. Это были наброски к комедии «Несостоявшийся должник» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Под публикацией значились буквы «А. О.» и «Д. Г.» Дело в том, что некий Дмитрий Горев предложил молодому драматургу сотрудничество. Оно не продвинулось дальше написания одной из сцен, однако впоследствии стало для Островского источником больших неприятностей. Некоторые недоброжелатели потом обвиняли драматурга в плагиате. В дальнейшем из-под пера Александра Николаевича выйдет немало великолепных пьес, и уже никто не посмеет усомниться в его таланте. Далее будут подробно изложены жизнь и творчество Островского. Таблица, представленная ниже, позволит систематизировать полученную информацию.
Тайное становится явным
В следующей сцене на передний план выходят Раиса Павловна и Улита. Ключница рассказывает барыне, как на самом деле обстоят дела, передав подробно слова Аркадия. Помещицу полностью устраивает такое положение вещей.
Гурмыжская продолжает кокетничать и заигрывать с Булановым. Она требует, чтобы он разгадал, что она в действительности любит. Наконец она признается, что любит его. Обрадованный Буланов тут же лезет к ней целоваться, но женщина отталкивает его, называя неучем, мальчишкой и негодяем. Буланов в панике, он боится, что за такую выходку его выгонят отсюда на следующий же день.
Но все оборачивается совсем по-другому. Буланова оставляют в покое. На следующее же утро он уже куражится над лакеем Карпом. А актера приветствует, называя по его настоящей фамилии — Несчастливцев. Тот поражен, что его раскрыли
Но с другой стороны, предполагает, что тот будет теперь вести себя с ним особенно осторожно и почтительно. Буланов действительно побаивается актера, а тот метко над ним издевается и потешается
Уходя, он обращает внимание на шкатулку с деньгами, небрежно оставленную на столе
Действие пятое: Катерина бросается в реку
Явление первое.
Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой – ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет.
Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки.
Явление второе Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину – теперь уже перед ним. Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть. Но перед этим еще раз встретиться с любимым. «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» – зовет она.
Явление третье. Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди.
Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона.
Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать.
Явление четвертое Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все – и люди, и домашние стены. Лучше умереть. В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку.
Явление пятое Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась!» Кулигин с еще несколькими людьми убегает.
Явление шестое. Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это. Когда девушку вытаскивает Кулигин, уже поздно: Катерина мертва. Но выглядит как живая: одна маленькая ранка только на виске.
Явление седьмое Кабанова запрещает сыну оплакивать Катерину, но тот осмеливается обвинить мать в смерти жены. Первый раз в жизни Тихон настроен решительно и кричит: «Вы её погубили!» Кабанова грозится дома строго поговорить с сыном. Тихон в отчаянии бросается на мертвое тело жены, говоря: «Я-то зачем остался жить да мучиться». Но уже поздно. Увы.
Жанр произведения
Жанр пьесы трактуют, как социально бытовую драму, и как трагедию. В этом произведении присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы. Эта пьеса соответствует направлению – реализма
Доказательством тому – детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших городов, автор уделяет большее внимание описанию событиям которые произошли. Трагедия происходит в душе героя, изображают обостренная борьба внутри него
В итоге герой погибает.
Смысл названия “Гроза”
Гроза в пьесе символизирует не только погодное явление, но и как крах и очищение застойной атмосферы провинциального городка. Впервые о грозе заговорил Тихон когда происходила церемония прощания: “… Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихон имел в виду гнетущую атмосферу собственного дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Еще одна роль грозы “Праведный Божий гнев”.
Идея произведения ” Гроза”
Главной идеей описан конфликт девушки Катерины с “темным царством”. Катерина рассказала о личном детстве и отрочестве. Девочка не получила нормального образования. Катерина жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в дочке «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Девушка жила свободной счастливой жизнью. Катерина любила людей и окружающее вокруг себя: собственный дом, нищих людей, церковь, природу. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому девушка и заставляет себя любить нелюбимого мужа. В скором, Катерина изменила чувствуя что, предала мужа и согрешила. Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни.
4.5 5 ( 244 голоса )
Встреча с Незнамовым
В гостиницу приезжают актеры Шмага и Незнамов. Даже по краткому содержанию «Без вины виноватых» Островского читатели могут проследить за отношениями между героями. Артисты упрекают Кручинину за заступничество, о котором ее никто не просил. Незнамов сокрушается, что его теперь будут попрекать товарищи. Он озлоблен, не верит, что у людей могут быть добрые побуждения.
Кручинина пытается его переубедить, уверяя, что и сама продолжает верить людям, хоть это и не всегда заканчивается добром. Незнамов растроган.
Появляется безумная попрошайка, в которой можно узнать Галчиху. Кручинина просит показать ей могилу сына, но старуха начинает утверждать, что мальчик выздоровел. Она его продала богатой семейной паре, получив за это наличными еще и от Мурова.
Проблемы
Проблематика пьесы «Гроза» не менее глубока и актуальна:
- Трагедия совести – основная проблема в пьесе «Гроза». Катерина намного чище и нравственнее каждого жителя города. Однако её нравственность играет с ней злую шутку. Изменив мужу, то есть сделав то, что в Калинине является абсолютно естественным и обыденным, героиня тем не менее отказывается дать себе поблажку, став такой же лицемеркой, как и окружающие. Не выдержав мук совести, она публично кается перед недостойной толпой, но вместо прощения и понимания получает клеймо прелюбодейки и насмешки от настоящих грешников.
- Не менее важная проблема — консерватизм и ханжество общества. Люди до последнего живут по устаревшим порядкам и ведут двойную жизнь, на словах поддерживая Домострой, а на деле поступая совсем по-другому. Жители Калинова боятся обновить свои порядки, не хотят перемен, хотя все вокруг того требует.
- Невежество и страх перемен. Дикой стал символом глупости и упорства в своем невежестве. Он не хочет узнавать мир, ему достаточно поверхностных и неточных сведений о нем, которые он получает из слухов и сплетен. Именно эта черта общества Калинова не дает ему развиваться.
- Нравственные проблемы любви и предательства имеют свое место в пьесе. Каждый читатель имеет свой взгляд на них. Кто-то оправдывает Катерину и ее преступную любовь, кто-то осуждает ее за измену. Сам автор, конечно, находит своей любимице оправдание, ведь ее чувства к Борису были настоящими, а брак — фальшивым.
- Правда и ложь. Все жители Калинова имеют свои грехи, но прикрывают их лицемерием и ханжеством. Одна Катерина открыла миру свой грех, но получила от него еще одну ложь — лицемерное осуждение того, что сами люди плохим не считают. Однако именно жертва Катерины, ее правда смогла тронуть лед застоявшегося города и изменить его порядки хоть в одной семье.
Каждому отрицательному герою пьесы «Гроза» присущ свой порок (или пороки), олицетворяющий глобальную социальную проблему человечества:
- Дикой груб, скуп, глуп и бесчестен. Он без конца ругает и тиранит домочадцев. С окружающими общается дерзко и повелительно. Родному племяннику он не дает его законную долю наследства. При этом Дикой не отказывает напрямую, а использует труд молодого человека до последнего, то есть проявляет лицемерие. В вопросе о пользе громоотвода Дикой обнаруживает невежество: он верит, что гроза — это следствие того, что Илья-пророк скачет по небу.
- Кабаниха деспотична, лицемерна, суеверна, жестока и глупа. Она сама же настояла на женитьбе сына, а после стала винить его уже в другом грехе — мать забыл, одну жену любит! Лицемерие Марфы Игнатьевны проявляется в ее отношении к религии: на словах она — добрая христианка, а на деле не гнушается насилием, оскорблениями, гневом, ревностью. Именно она настаивает, чтобы сын избил Катерину за измену — это и есть ее жестокость. Никакого всепрощения и смирения в ее поведении не наблюдается. Зато все явления в жизни героиня объясняет бредом странниц, то есть ее интеллектуальное развитие весьма посредственное.
- Тихон глуп, слаб, инфантилен и к тому же пьяница. Он не решает проблемы в семье, а бежит от них, скрываясь в кабаках. Жене он не помогает, матери же слепо подчиняется.
- Борис слабоволен и инфантилен. Он бросает Катерину на произвол судьбы, когда ей очень сильно нужна была его поддержка. Получив взаимность, юноша не несет ответственности за свой поступок. Осознавая, что Дикой не даст ему наследства, он все равно остается в своей зоне комфорта и отрекается от любви.
- Варвара имеет много положительных черт, но все же имеет порок — лживость. Она не идет против законов темного царства, а потакает им на словах — ведет двойную жизнь. Ей проще врать, чем открыто бороться за свои права.