Портрет: внешность, характеристика речи, манера поведения
Тихон и Борис — молодые люди, вероятно, приятной наружности (в пьесе не говорится об их внешности). Стиль речи этих персонажей обыкновенный. В 1-м действии в разговоре Тихона с матерью, которую он побаивается, явно слышится покорность и, в то же время, стремление утихомирить мать, ругающую и сына, и, заодно, и его жену Катерину. Тихон постоянно называет Кабанову маменькой, старается её задобрить, утихомирить.
В этом же действии появляется Борис, которого ругает его дядя купец Дикой. Племянник отвечает на эту ругань спокойно и весьма резонно Речь его грамотна, без простонародных выражений, Тихон же иногда использует просторечные слова и выражения.
Характер Катерины
Интересами и характером Катерина сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.
Эта девушка — натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился внутренний мир девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого «темного царства» завершается трагически.
Отношения Катерины с Борисом
Образ Катерины в пьесе раскрывается особенно ярко через любовную линию. Борис приехал в Калинов из Москвы по делам, касающимся получения наследства. Между Борисом и Катериной внезапно вспыхивают чувства. Это любовь с первого взгляда. Борис знает, что Катерина замужем, но продолжает искать с ней встречи. Катерина осознает свои чувства, понимает их неправильность и пытается отказаться от них. Катерина понимает, что измена противоречит христианской морали и законам общества.
Встретиться влюбленным помогает Варвара. Десять дней, пока Тихон был в отъезде, Катерина встречается с Борисом. Узнав о возвращении Тихона, Борис отказывается от встреч с Катериной и просит Варвару убедить Катерину ничего не говорить мужу об их тайных свиданиях. Но Катерина не такой человек. Она старается всегда быть честной перед другими и, главное, перед собой. Героиня очень набожна и потому боится божье кары за свой грех. Разбушевавшуюся грозу Катерина расценивает как знак свыше. Она во всем признается мужу. После признания в измене Катерина решает поговорить с Борисом. Но выясняется, что тот собирается уехать на несколько дней в Сибирь, а взять Катерину с собой он не может. Очевидно, что на самом деле Борису не нужна Катерина, он ее не любит, и возможно, никогда и не любил. Но и Катерина любила не Бориса, а образ, созданный ей самой. Катерина видела во всем хорошее. Она додумала образ Бориса. Катерина видела в Борисе одну его черту – неприятие действительности Калинова, и сделала эту черту основной. Катерина не замечала и не хотела замечать другие стороны личности Бориса. Борис приехал просить у Дикого денег – так же, как делали это остальные калиновцы. Для Катерины же Борис был человек из другого мира – мира, о котором так мечтала девушка, мира свободы. И воплощением этой свободы для Катерины Кабановой стал Борис. Героиня влюбилась не в него, а в свои представления о нем.
Финал произведения трагичен. Катерина, осознав, что больше не в состоянии жить в таком мире, бросается в Волгу. Она осознает, что другого мира не существует. Вопреки своей набожности, Катерина совершает один из страшнейших грехов в христианстве. Для того, чтобы решиться на такой поступок, требуется огромная сила воли. Но даже совершив самоубийство, Катерина сохраняет внутреннюю чистоту.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Сочинение на тему «Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»
Второстепенные герои показывают нам ту среду, в которой совершается действие, жизнь главных героев нужно рассматривать не только в непосредственных отношениях нескольких лиц, но и их будничную обстановку.
Катерина — цельная, сильная натура, она терпит лишь до поры до времени. Речь Катерины, музыкальная, напевная, напоминает народные песни: характерны повторы, обилие слов ласкательных и уменьшительных, сравнения.
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Варвара — умная, властная, хитрая девушка. Прежде чем выйти замуж, ей хочется попробовать все. Ее девиз: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она со стороны похожа на Кабаниху, только молодая еще слишком. Чтобы приспособится к «темному царству», ей приходится врать, и сама она этого не скрывает. Возникает такое чувство, что ей нравится лгать и хитрить.
Ее друг Иван Кудряш — бойкий, смелый, сильный грубиян. Он понял, что в городе Калинине ценится сила, даже Дикой его побаивался. А ведь если приглядеться, то в будущем Кудряш и есть Дикой.
Варвара и Иван отстояли свою любовь, они убежали из «темного царства», наверно для того, чтобы где-то в другом месте построить свое, такое же.
Муж Катерины — Тихон, представляет собой один из множества жалких типов, которые называются безвредными, хотя они в общем-то смысле вредны, потому что служат их верными помощниками. Тихон любил свою жену и готов был все для нее сделать, но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительно стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра. Он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в своих отношениях к жене.
Катерина с глубокой искренностью верит в заветы народной нравственности, которые нашли отражение в христианстве. Она чиста душой: ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Прямодушие героини Островского — один из истоков ее трагедии.
Закажите работу от 200 рублей
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Катерина думала, что любит этого человека, но со временем поняла, что это не так. Что на самом-то деле она еще никогда не любила, а душе и сердцу хочется испытать этого нового, неизведанного чувства. Она влюбляется в Бориса, племянника Дикого. Все персонажи в этой пьесе очень похожи друг на друга. Так, и Борис очень похож на Тихого. Борис такой же, в сущности, только «образованный». Образование отняло у него силы делать пакости, но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие; оно не развило в нем даже способности так вести себя, чтобы оставаться чуждым всему гадкому, что кишит вокруг него. Он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать все их последствия. Но он понимает свое положение, толкует о нем и нередко даже обманывает на первый раз истинно живые и крепкие натуры, которые, судя по себе, думают, что если человек так думает, так понимает, то так должен и делать.
Уважением в «темном царстве» пользуется странница Феклуша. Ей хорошо среди наивных калиновцев, ее почитают, угощают и снабжают всем необходимым. Именно от нее жители узнают, что на свете творится. Но Феклуша по-своему умна, она никогда не скажет, что на других землях лучше, чем в Калинине. Ей проще запугать народ, рассказывая о неправильных судьях и людях с песьими головами.
Механик-самоучка Кулигин — добрый человек, одержимый желанием сделать что-нибудь полезное для людей. Но его не понимают, к нему относятся безразлично.
И что же остается делать таким людям? Только мириться с устоявшимися традициями «темного царства».
Жизнь этих людей течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что они не доходят до них. Да и сами они ни к чему не стремятся.
Критика образа Катерины в произведении «Гроза»: Писарев и Добролюбов
Критика образа Катерины в произведении «Гроза»
В отличие от Добролюбова, который считает героиню жертвой обстоятельств и положительной героиней, тем самым «лучом света в темном царстве», Писарев в своей критике более скептичен. Можно сказать, он даже стремится опровергнуть существующие доктрины. Вот подробнее критика образа Катерины в произведении «Гроза» — Писарев и Добролюбов:
Начинает один из критиков с того, что утверждает: Добролюбов намеренно слепил из персонажа положительный образ мученицы, игнорируя при этом недостатки, коих было много. Добролюбов видит в Катерине добродетель. Но, в понимании Писарева, ее там нет. Есть лишь меланхолия. Мало того, критик утверждает, что идеализация образа Катерины – это систематическая, непростительная ошибка.
Писарев видит героиню импульсивной и инфантильной. Что же касается ее самоубийства, он считает это не выходом из положения, а неумением сладить с самой собой. Отсутствует у героини (в его понимании) и умение ладить с людьми. Ведь человек, умеющий идти на компромиссы и налаживать отношения, может выжить и в «темном царстве». Катерина не смогла. Следовательно, причина не в окружающих, а в ней.
Писарев осуждает Катерину за измену мужу, смеется над тем, что она, словно ребенок, испугалась грозы, что боится полоумной барыни и что мнит себя жертвой. В его понимании, здесь не с кого брать пример, поскольку Катерина не наделена глубоким и острым умом, не имеет образования и талантов, не является человеком высоко чувствующим. Да, в ней присутствуют девичьи переживания, но это не настолько глубокая трагедия, чтобы сводить счеты с жизнью. Критик не отрицает того факта, что героиня достаточно душевная, кроткая, добрая и ранимая. Но поводов называть ее «лучом света» и обожествлять, он не видит.
А вот Добролюбов, напротив, всячески превозносит Катерину, воспевает ее положительные качества, считает «героем времени» и поощряет ее поступки. Соответственно, в сравнении критики Писарева и Добролюбова, их мнения диаметрально противоположны.
Что дает пьесе образ Тихона
Автор в своём произведении раскрывает следующие негативные черты:
- нерешительность;
- молчаливость;
- бездейственность.
Все они присущи главному персонажу на протяжении всей пьесы. Только в конце, после самоубийства жены, Тихон понимает в чём его проблема, почему у него такой характер, и кто виноват в этом. Такая трагедия подтолкнула главного персонажа к тому, что он публично обвинил мать в смерти жены. Он впервые пошёл ей наперекор, тем самым нанеся самый страшный удар.
Образ Кабанова — символ конца матриархального уклада. Сам по себе он не злой человек, но слабый, поэтому и оказался между двух огней — матери и жены.
Н. Островский в своей пьесе «Гроза» раскрывает множество социальных проблем
. На основе главного персонажа — Тихона — он показывает последствия тиранического воспитания. Это произведение учит тому, что общество и близкие имеют сильное влияние на формирование характера человека, иногда это может быть решающим. Так, именно мать и общество сделало из Кабанова забитого человека, раба судьбы. Все проблемы героя родом из детства, родители не научили его любить и проявлять свои чувства.
Конец пьесы неоднозначный и трагичный. Добро так и не победило, но и зло тоже не восторжествовало. Весь конфликт, который раскрывается в произведении, основан на эмоциональной борьбе главного героя
Тихон привлекает внимание читателя в первую очередь свой добротой, но в то же время отталкивает бездеятельностью и отсутствием характера
Пьеса «Гроза» — самое известное творение Александра Николаевича Островского. Каждый герой этого произведения — неповторимая личность, занимающая свое место в системе персонажей. Примечательной в связи с этим является характеристика Тихона. «Гроза», пьеса, основной конфликт которой строится на противостоянии сильных и слабых, интересна своими угнетенными героями, в их число входит и наш персонаж.
Взаимоотношения с женой
Несмотря на то что главный герой произведения уже зрелый мужчина, он не в состоянии постоять за собственную жену, когда мать проявляет агрессию. Все, на что хватает парня, — это попросить супругу не принимать близко к сердцу обидные слова свекрови. Нельзя сказать, что он не любил Катерину. Просто его чувства проявлялись через призму моральных устоев, навязанных матерью.
Ему не нравились проводы, когда Катя падает в ноги, но Тихон не нашел в себе сил изменить этот обычай. Отсутствие проявления героем теплых чувств к жене привело к тому, что она полюбила другого мужчину. Ее избранником стал Борис — личность, противоположная Тихону внешне. Хотя внутри они не сильно отличались, ведь парень не мог сказать ничего Дикому, проявляя внутреннюю слабость и неуверенность.
Главный герой очень хладнокровно воспринял известие об измене жены. Ярость и злость — чуждые эмоции для Тихона. Складывается впечатление, что ему наплевать. Но мать настолько сильно руководит парнем, что ее мнение на этот счет стало основополагающим в дальнейшем развитии событий.
Кабанов был готов простить измену жены, ведь он осознает, что сам стал причиной такого ее поведения.
Он видел мучения супруги, но не сделал ничего, чтобы хоть как-то улучшить ее жизнь и прекратить нападки свекрови. Но тираническое давление со стороны матери заставляет мужчину проявить совсем иные эмоции, отреагировать на ситуацию более жестко и грубо.
Это в очередной раз доказывает, что образ Тихона в «Грозе» построен на инфантилизме и слабости. Даже в ситуации, которая касается только их с женой, персонаж неспособен отстаивать свои мысли и чувства и покоряется матери.
Островский специально сделал героя:
- бесхарактерным;
- безынициативным;
- мягким;
- инфантильным.
Эти черты характера персонажа позволяют читателю понять, в чем причина такого формирования личности. Из-за постоянного давления в детстве герой выбрал путь наименьшего сопротивления. Ему проще уйти в тень, чем показать личный взгляд на ситуацию.
Изобретатель Кулигин
Кулигин — довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле — электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза», эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!», благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.
Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» раскрывается на контрасте «темного царства» и «луча» — Катерины.
Новый 1923 год святитель Тихон вынужден был отпраздновать … с сотрудниками ГПУ
Та же Мария Вешнева вспоминает случай из жизни Святейшего под арестом: «Когда наступил Новый год и мы (вместе с Вешневой в помещении дежурил еще один сотрудник. — Прим. редакции) по благовесту поняли, что начали поздравлять, раздались тихие шаги. Удивленные, мы обернулись (патриарх никогда не приходил ночью), увидели его. В шелковой рясе, с большим золотым крестом на груди, с тщательно расчесанными серебряными волосами. Он держал деревянный поднос, полный пряников, пастилы, орехов и яблок. Поставил на стол, низко поклонился и поздравил нас с Новым годом. Мы встали и тоже поздравили его, пожелав здоровья и удачи. А потом вскипятили чай, вызвали часового и великолепно втроем отметили Новый год».
Характеристика Кабанихи
Пьеса «Гроза» — одно из лучших творений А. Н. Островского, писателя XIX века. Она была написана осенью 1859 года. Летом этого же года писатель отправился в экспедицию по Волге для изучения местного населения. В ходе этого путешествия А. Н. Островский часто записывал себе в дневник разные заметки, из которых позже сложились образы героев пьесы. А город Калинов стал воплощением ряда селений и городков Поволжья.
В пьесе рассказывается о взаимоотношениях между обычными людьми и теми, кто имеет большой статус в обществе, в повседневной жизни, а также автор затрагивает тему семейных отношений и ценностей. Все действия и события происходят в вымышленном городе Калинове, в котором царит атмосфера несправедливости и жестокости. Власть над этим городом фактически принадлежит двум влиятельным людям: Кабанихе и Дикому. И он, и она – представители купеческого сословия в этом городе
Но большее внимание в этой пьесе писатель уделяет Кабанихе, а не Дикому. Давайте рассмотрим её образ и роль поподробнее
Кабаниха – богатая, властная и жестокая женщина, также вдова. Сильнее всего её власть ощущается в семейных отношениях. У неё есть сын Тихон Кабанов, который женат на Катерине. Главой же семьи считается сама Кабаниха. Тихон – это человек, который почти не заметен в этой семье. Тихон слабохарактерный, поэтому, когда его мать принимает какие-то решения, которые ему не нравятся, он не может ей возразить. Катерина – обычная и добрая девушка. До свадьбы с Тихоном она была свободной и независимой и жила вместе со своей матерью. Но после она попала в семью Кабановых, где существовало практически крепостное право. Катя любила Тихона, но свободу она любила больше, поэтому чувства к сыну Кабанихи начали постепенно ослабевать, и она влюбилась в другого. Вскоре Катерина решила признаться в измене мужу при всех, что стало для неё огромной ошибкой. Кабаниха, услышав всё это, усилила давление на девушку. Как раз это и стало последней каплей для Катерины, поэтому она совершила самоубийство в знак протеста. Во всём этом ярко показана роль и влияние Кабанихи. Она постоянно диктовала свои правила и отдавала приказы всем членам семьи, не спрашивая их мнения. И никто ничего не предпринимал, так как все её боялись.
В общем, образ Кабанихи свойственен и людям в реальной жизни, так как в каждом человеке есть частичка этих «злых» качеств, которые показал нам автор в лице Марфы Кабановой.
Сочинение на тему Тихон Кабанов в Грозе
Тихон в рассказе Н. Островского «Гроза», персонаж, который постоянно страдает от вечных упреков своей матери Кабанихи. Его собственная личность не имеет в нем веса, поэтому попросту теряется. Он не в силах противится указаниям и приказам маменьки и беспрекословно выполняет их.
Автор не зря выбрал данное имя для героя – Тихон – тихий. Кабанов не имеет силы воли и позволяет злой матери не только грубо обращаться с ним, но и со своей женой. Это отчетливо наблюдается в сцене отъезда на ярмарку. Он понимал, что приказы матери злы и причиняют боль, но не мог им противиться, а после выполнения тихо спивался в своей темной лачуге, отчего становился еще более безвольным.
Катерина, жена Кабанова, единственное, что удерживает его от ухода из жизни. Любовь к ней становится, настолько велика, наравне с желанием стать свободным, освободиться от гнета матери и всегда несправедливой свекрови. Но, с каждым прожитом днем он начинает понимать внутри себя, что и с ней начинает происходить нечто странное, чего не было ранее. Он пытается понять ее душевные муки, но Катерина не в силах рассказать ему. Именно из-за своей мягкости и отсутствия внутренних сил Тихон не в состоянии помочь жене бороться с ее страстью к полной противоположности мужа – Борису. Когда слухи разошлись по всей деревни, Тихон не принял ни одной попытки облегчить участь Катерины от публичной расправы. Лишь только тогда, когда бездушное тело жены рухнуло на холодную землю, он понял, что эта была крайняя черта и решается восстать против Кабанихи, и публично обвиняет ее в смерти своей жены.
Сложившийся конфликт приводит к разрушению семьи Тихона. Автор прекрасно подчеркивает этот образ с надвигающейся грозой, которая будто открывает двери в «темное царство».
Явный деспотизм матери имеет отчетливое отражение на характере Тихона Ивановича, он затмевает его внутреннюю доброту и желание жить свободно. Он любил свою жену, всегда старался быть сострадательным к мучениям, но постоянный гнет Кабанихи и ее напористость заставляют главного героя позабывать всякое подобие собственной силы воли.
Тихон, будучи не в состоянии понять глубокую и чувственную душу Катерины и ее мечтательные порывы к новой лучшей жизни, он не уделяет ей нужного внимания в самый сложный жизненный момент, который стал критическим и становится одним из виновников ее гибели. Самодурство и вечный деспотизм, неизбежно порождают запуганных и забитых личностей.
Образы Тихона и Бориса
Сравнительная характеристика Бориса и Тихона («Гроза») позволяет сделать вывод, что они во многом схожи, некоторые литературоведы даже называют их героями-двойниками. Итак, что же в них общего, а чем они отличны?
Не найдя необходимой поддержки и понимания у Тихона, Катерина обращается к Борису. Что же в нем так привлекло героиню? В первую очередь он отличается от других жителей города: образован, окончил академию, одевается на европейский манер. Но это лишь внешняя сторона, а что внутри? В ходе повествования выясняется, что он зависит от Дикого точно так же, как Тихон от Кабанихи. Борис безволен и бесхарактерен. Он говорит, что держит его лишь наследство, лишившись которого его сестра станет бесприданницей. Но все это кажется отговоркой: слишком покорно он сносит все унижения дяди. Борис искренне влюбляется в Катерину, но его не заботит, что эта любовь погубит замужнюю женщину. Он, как и Тихон, беспокоится только о себе. На словах оба этих героя сочувствуют главной героине, но у них не хватает силы духа, чтобы помочь ей, защитить.
Критика ведущего персонажа
В популярных статьях ушедшего XIX века характеристика Тихона показана развёрнуто. Герой пьесы представлен как образец человека, который полностью подчинён власти деспотичной и бескомпромиссной матери. Мужчина упорно считает, что в любой ситуации прав тот, кто обладает достаточным количеством денег. Он стремится подчинить себе всех, делая окружающих покорными рабами своих желаний.
Можно выделить основные характеристики главного героя пьесы:
- По своей натуре муж наивной и беззащитной Катерины является добрым и мягким человеком.
- Тихон старается любыми способами остановить свою жену, когда она, испытывая несносные муки совести за ранее совершённый грех, начинает слёзно каяться и вымаливать прощение в присутствии посторонних лиц.
- В отсутствие Кабанихи мужчина поддерживает свою жену и даже подбадривает её, понимая, как непросто живётся бедной женщине под контролем свекрови.
- Тихон не способен мыслить самостоятельно, из-за чего никогда не решится на смелый поступок, чтобы изменить свою жизнь.
- Мужчина привык с самого раннего детства к полному подчинению. Тихон раздавлен тяжёлым материнским контролем и не имеет никакой воли даже к минимальному сопротивлению.
- Герой допускает невыносимые оскорбления в адрес своей ни в чём не виноватой жены. Он подчиняется всем приказаниям своей матери, из-за чего сам унижает и бьёт Катерину. Но спустя некоторое время мужчина признаётся, что ему очень жаль жену и по своей воле он бы никогда её не тронул.
Чтобы понять, в чём выразился протест Тихона, необходимо обратить внимание на трагическую гибель Катерины. После этого происшествия мужчина впервые осмелился бросить обвинения в адрес своей матери
Его последние слова были о том, что бедная Катерина теперь свободна от нравоучений своей свекрови, а вот ему остаётся жить дальше и мучиться. Мужчина даже не смог организовать достойные проводы своей жене.
Описание характера Тихона всегда оставляет у читателя неоднозначное мнение. В этом персонаже, наряду с многочисленными негативными параметрами, отображена довольно тонкая грань плавного перехода от строгого матриархата к кардинальным переменам. Мужчина не считает нужным беспрекословно следовать давно устаревшим правилам в повседневной жизни, но никаких попыток к улучшению своей ситуации не совершает.
Образ Катерины, Варвары и Кабанихи в трагедии «Гроза»: характеристика кратко, с цитатами
Образ Катерины, Варвары
Образы Варвары и Катерины чем-то похожи. А вот образ Кабанихи кардинально отличается от них. Если первые две являются молодыми девушками, но с кардинально разными понятиями, то последняя представляется умудренной опытом, зрелой сельской женщиной с дрянным характером и отсутствием манер и такта. Вот характеристика образ Катерины, Варвары и Кабанихи в трагедии «Гроза» кратко, с цитатами:
Можно сказать, что Катерину и Варвару автор противопоставляет. В целом, обе девушки намного смелее, чем Тихон, который не смеет возразить маменьке. Что же касается Кабанихи, она гиперболизирует свои достоинства, считает себя личностью уважаемой, хоть, на самом деле, мало кому интересна. Единственный человек, за счет которого она может самоутвердиться, это Катерина.
Варвара менее возвышена, она редко касается каких-то духовных вещей. Это обычная деревенская девушка, немного простоватая, но все же смышленая. Примечательно, что она выражает свое недовольство многими вещами – но делает это тихо, под нос, словно бурчит.
Получается, что Варвара также протестует против «темного царства», только в отличие от Катерины, что не боится выражать недовольство открыто, Варя боится выделиться из толпы, боится, что ее осудят и не поймут. И поэтому срывает свою злость на действительность в грубоватых ремарках, что произносятся шепотом.
И это несмотря на то, что Варвара – дочь Кабановой, и ей бы логичнее высказывать открытые претензии, а не бурчать исподволь. Впрочем, очевидно, героиня понимает, что с Кабанихой спорить бесполезно и подсознательно принимает правила игры.
Как Катерине, так и Варваре противно смотреть на апатичного Тихона. Что же касается Кабанихи, ей молчание сына и его безропотность даже нравятся – ведь скверная баба любит, когда ей подчиняются.
Варвара также отличается от калиновцев, как и Катерина. Но у последней более глубокое, интеллигентное видение мира. В этом отличие между ними. Катя очень набожна и ранима. В то время как Варвара легко перетерпит несправедливость, плюнет и пойдет дальше. Что же касается осознания «птицы в клетке», у Варвары не хватает интеллектуального развития, чтобы понять весь трагизм ситуации.
Но, возможно, это к лучшему. Ведь, в отличие от Катерины, она хотя бы осталась жива. Соответственно, иногда лучше быть немного проще и чувствовать меньше, зато не испытать всей боли.
Катерина хочет добиться лучшей жизни и чтобы право на лучшую жизнь за ней признали. А вот Варвара предпочитает жить свободной жизнью втихомолку. Пока никто не видит. В этом и отличие между ними. Что же касается Кабанихи, для нее главное – осознавать свою значимость. Она считает, что все остальные, кроме нее – дураки и что только она знает как лучше.
Образ Тихона в пьесе Гроза: описание и характеристика главного героя
В пьесе «Гроза», которая была написана Н. Островским, отсутствуют сильные мужские персонажи (исключение составляет, разве что, Дикой). Образ Тихона Кабанова является одним из главных в этом произведении.
Автор показывает героя в качестве жертвы «тёмного царства». У Кабанова нет сил жить так, как хочется, поэтому он полностью подчиняется воле своей матери.
Тихон представлен как безвольный и слабый человек, который сильно запуган родной матерью и не способен постоять за свою жену Катерину. Н. Островский подбирал имя под стать персонажу. Почитав произведение «Гроза», можно дать детальную характеристику этому персонажу, полностью основываясь на его поступках, поведении и отношениях с женой и матерью.
Характеристика образа
Вся жизнь главного героя диктуется его матерью, он боится высказать своё мнение, поэтому полностью подчиняется ей.
Тихон по-своему любит жену Катерину, однако он не способен увидеть её страстную и свободолюбивую натуру, её душу. Вся проблема состоит именно в этом. В связи с такими затруднениями, главный персонаж находит отдушину в алкоголе и командировках в Москву. Командировка для него — это возможность нагуляться.
Сам по себе Тихон Кабанов является слабым и бесхребетным. Однако оно и неудивительно, так как с самого детства его попытки принимать решения самостоятельно пресекались матерью. Именно её тирания стала причиной такого инфантильного поведения.
Отношения с женой
Тихон не может постоять даже за собственную жену, когда на неё нападает его мать. Единственное, что он может, так это просить Катерину, чтобы она не обращала внимания на самодурство его матери и все обидные слова пропускала мимо ушей.
Любил ли он свою жену? Да, но только по-своему, исходя из тех моральных устоев, что навязала ему мать. Он не проявлял своих чувств. В конечном счёте поведение Тихона привело к тому, что его жена полюбила другого.
Она выбрала противоположность своему мужу. Борис — ее избранник — был городским пижоном, с ним она была готова бросить все и начать новую жизнь. Однако Борис отличается от остальных жителей Калинова только внешне. Он не обладал сильным характером, поэтому не мог ничего противопоставить Дикому, как и Тихон — своей матери.
Известие об измене жены главный герой воспринял хладнокровно, оно не вызвало у него ярость или же злость. Создается такое ощущение, будто ему все равно. В этой ситуации он был полностью зависим от мнения своей матери. Он был готов даже простить Катерину, но его мать была против.
Герой пьесы по-своему жалеет свою жену, так как понимает, что к измене подтолкнул её именно он. Ведь Кабанов видел, как страдает его возлюбленная, но никаких решительных действий так и не предпринял.
Только после смерти матери Кабанов решается на небольшой бунт, переворот. Со временем он понимает, что причиной его бесхарактерности является его же мать.
Автор специально наградил этого героя такими чертами, как:
- бесхарактерность;
- безынициативность;
- мягкотелость;
- инфантильность.
Н.Островский постарался показать, что все проблемы Тихона кроются в его детстве. Этому персонажу проще всегда находиться в тени, чем высказывать своё мнение. Он выбирает путь с самым малым сопротивлением.
По сюжету произведения Кабанов не раз убеждается в собственной беспомощности и бесхребетности. Такие черты, как детская инфантильность и мягкотелость, делают из него бесхребетного человека, который не способен принимать решения.
Что дает пьесе образ Тихона
Автор в своём произведении раскрывает следующие негативные черты:
- нерешительность;
- молчаливость;
- бездейственность.
Все они присущи главному персонажу на протяжении всей пьесы. Только в конце, после самоубийства жены, Тихон понимает в чём его проблема, почему у него такой характер, и кто виноват в этом. Такая трагедия подтолкнула главного персонажа к тому, что он публично обвинил мать в смерти жены. Он впервые пошёл ей наперекор, тем самым нанеся самый страшный удар.
Образ Кабанова — символ конца матриархального уклада. Сам по себе он не злой человек, но слабый, поэтому и оказался между двух огней — матери и жены.
Н. Островский в своей пьесе «Гроза» раскрывает множество социальных проблем. На основе главного персонажа — Тихона — он показывает последствия тиранического воспитания.
Все проблемы героя родом из детства, родители не научили его любить и проявлять свои чувства.
Конец пьесы неоднозначный и трагичный. Добро так и не победило, но и зло тоже не восторжествовало. Весь конфликт, который раскрывается в произведении, основан на эмоциональной борьбе главного героя
Тихон привлекает внимание читателя в первую очередь свой добротой, но в то же время отталкивает бездеятельностью и отсутствием характера
За фамилией Святейшего скрывается история его рода
Святитель Тихон до монашеского пострига носил имя Василий. Его фамилия — Беллавин — была достаточно распространенной в Псковской губернии, где он родился. Будущий Патриарх происходил из священнической семьи. По традиции Псковской губернии фамилию Беллавин могли носить люди строго духовного звания. По некоторым предположениям происходила она от прозвища «белый», которое ассоциировалось с чистотой и непорочностью. Такая фамилия говорила о благочестивости рода.
Кстати, с написанием фамилии Патриарха существует путаница. Связана она с тем, что советская пресса 1920-х годов систематически выбрасывала из фамилии Тихона одну букву «л». Эта ошибка закралась затем во многие статьи и издания. Корректное написание фамилии Святейшего все же – «Беллавин».