Краткое содержание
После трагической гибели супруги мужчина женится во второй раз и отправляет сына от первого брака в детский дом. Оттуда семилетнего Витю забирают на воспитание бабушка с дедушкой. Женщина очень строга, но душа ее добрая. Однажды она просит мальчика собрать на продажу ягоды в лесу. В качестве оплаты труда обещает привезти из города пряник в форме коня с шикарной розовой гривой. Такое лакомство среди деревенской ребятни считается самым лучшим.
Витя вместе с соседскими детишками отправляется за ягодами. Когда-то сосед Левонтий был моряком. Уже много лет он находится на суше, однако заниматься хозяйством или воспитанием отпрысков не имеет ни малейшего желания.
Дети семейства растут практически беспризорниками. Старший из них, Санька, подстрекает ребятню съесть собранные ягоды и отправиться на реку купаться. Он предлагает Вите обмануть бабушку — набить корзину листвой и травой, а сверху разложить немного ягод.
Витя хочет признаться бабушке в своих проделках, но не успевает этого сделать. Женщина отправляется на рынок ранним утром, когда мальчик еще спит. Обнаружив обман, она возвращается домой и ругает внука.
Вите совестно, что он так сильно подвел близкого человека. Женщина, немного успокоившись, отдает внуку заветный пряник. Мальчику от этого поступка становится еще больше стыдно перед любимой бабушкой.
Главные персонажи рассказа Виктора Петровича — обычные деревенские дети, которые учатся всем законам жизни. В произведении Астафьева конь — мечта любого ребенка, вкуснейший пряник, который символизирует счастье и детство. Литературный шедевр помогает читателям мысленно вернуться в безмятежное время. Описание сельских жителей, их быта и взаимоотношений очень колоритное. Речь героев — главная характеристика, в которой автор заложил их мудрость и жизненные принципы.
Краткий анализ
Год написания – 1963.
История создания – Анализируемый рассказ – часть автобиографической повести «Последний поклон».В нем автор воспроизвел события, которые навсегда врезались в его память: смерть матери, жизнь с бабушкой, дружбу с соседским мальчуганом Санькой.
Композиция – Композиция произведения простая, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена. Начинается рассказ завязкой, а уже далее следуют экспозиция, развитие событий, кульминация и развязка. Пейзажи и портреты в произведении лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Популярные сочинения
- Сочинение Помогите птицам зимой В холодное время года многие птицы, которые не улетают в теплые края, вынуждены бороться за свое выживание. Но существуют простые вещи, которые вы можете сделать, чтобы увеличить их шансы выживания этой зимой.
- Сочинение Без труда не выловишь и рыбку из пруда (по пословице) Русская народная Пословица гласит: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Наверное каждый из нас слышал в своей жизни эту пословицу. Ее нам могли говорить родители, учителя в школе, знакомые
- Сочинение по картине Не взяли на рыбалку Поповича (5 класс Ладыженская) О.В. Попович – русский художник, который в своем творчестве изображает быт людей, их жизнь, повседневность, знакомые для всех ситуации.
Характеристика внука Витьки (Конь с розовой гривой)
Центральный герой данного произведения, мальчик по имени Витя, живет в одной из сибирских деревень вместе со своими родными – в лице бабушки и дедушки. У него утонула матушка в реке Енисее, и он с того времени стал сиротой, которого воспитывали пожилые люди. Образ Вити представлен человеком, который является весьма воспитанным и добрым человеком. Он слушается свою родную бабушку, которая порой бывает строга к мальчику, однако он понимает, что она хочет, чтобы он вырос хорошим и понимающим человеком. Также он любит и своего деда, который более мягок и добр в воспитании мальчика. Дедушка убежден в том, что лишь примером хороших дел и поступков можно показать человеку, как нужно себя вести. Даже несмотря на небогатое положение их семейства, Витя не обделен в одежде и еде, что делает его похожим на всех остальных ребят его возраста.
Бабушка очень переживает, что Витька общается с соседскими мальчишками – хулиганами, так как считает, что они могут научить мальчика плохим манерам. Витька мечтает о том, что у него в руках окажется вкусный пряник, выполненный в форме коня, у которого имеется розовая грива. Бабушка дает такое обещание мальчику, что когда она будет в ближайшее время в городе, то обязательно купит данную сладость для него. Однако, для этого, он должен выполнить некое поручение – осуществить сбор ягод, которые пойдут на продажу. Витька отправляется по данному поручению, и старается собрать как можно больше ягод. Когда он вместе со своими товарищами вернулись из данного похода, то начали спорить о том, кто же собрал больше ягод. Мальчики скушали почти все свои собранные ягоды, и уговорили Витю, чтобы он сделал точно также. Мальчик идет на уступку своим товарищам, и также кушает почти весь собранный урожай. К нему приходит осознание того, что он виноват перед бабушкой, и тогда он придумывает прикрыть свою корзинку так, чтобы не было видно, сколько он собрал ягод.
Бабушка ничего не знает о его проступке, однако Витька не может справиться с собственной совестью, которая вынуждает его спрятаться в чулан. По совету дедушки, который говорит ему о том, чтобы он рассказал всю правду, поступает именно таким образом. Бабушка его немного ругает, но затем все же вручает тот самый пряник, выполненный в виде коня, у которого розовая грива. Произведение наполнено добротой, и в нем раскрываются основные положительные черты главных персонажей, что говорит о том, что читатель сможет извлечь очень полезные уроки для себя.
Примеры совести из жизни человека
Если школьник не помнит второй аргумент из литературы на экзамене, то он всегда может привести жизненный пример. Это может быть любой момент из его или жизни его близких или друзей.
Например он может рассказать о том, как обманывал маму или папу, говоря, что в школу нужно идти позже, или что заболел и не может пойти на важное мероприятие, или о том, как первый раз что-то украл из магазина, а потом вернул украденное обратно. Также можно вспомнить любые милосердные поступки и коротко рассказать о них: о помощи бездомным, о кормлении бездомных животных, о помощи пожилым людям и т
д
Также можно вспомнить любые милосердные поступки и коротко рассказать о них: о помощи бездомным, о кормлении бездомных животных, о помощи пожилым людям и т. д.
Также в качестве аргумента из жизни может выступить фрагмент из любого фильма или его характеристика. Например, достаточно вспомнить события фильма Мальчик в полосатой пижаме, где героя терзает то, что у него есть на столе хлеб и вода, лучшие игрушки, а у ровесника нет даже крыши над головой.
Возвращение домой
Рассказчик боялся возвращаться домой, ведь бабушка выглядела очень разгневанной. Вернувшись поздно вечером, главный герой спрятался в кладовой, которая служила мальчику временным пристанищем. Тут даже была приготовлена импровизированная постель, вымощенная половиками на старом седле. Устроившись в кладовой, рассказчик грустил о погибшей маме. Торговля ягодами – семейное дело. Мать главного героя тоже собирала землянику и возила ягоды на рынок – на лодке. Однажды лодка перевернулась – ее перегрузили вещами. Мать мальчика упала в воду, зацепившись косой. Женщина не смогла выбраться, утонув в реке. Вода долго не отпускала несчастную утопленницу – это мучило Катерину Петровну.
Дорогие любители русской литературы! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа “Васюткино озеро” Виктора Астафьева.
Утром рассказчик проснулся и понял, что дедушка дома. Дедушка нашел внука в кладовой, поговорил с мальчиков, объяснив, что следует извиниться перед бабушкой. Катерина Петровна долго ругала и срамила нерадивого внука, после чего покормила завтраком. Поступок мальчика превратился в шутку.
С особенной ностальгией писатель вспоминает, что бабушка подарила пряник в виде коня, несмотря на невыполненные условия «договора». Рассказ заканчивается горечью воспоминания, потому что с момента этой истории прошли десятки лет, бабушка с дедушкой умерли, писатель – пожилой старик, который до сих пор помнит чудесного розовогривого коня.
Краткое содержание основных позиций сюжета требует обращения к анализу особенностей сюжета, композиции, героев произведения. Виктор Астафьев затронул проблематику, актуальную для любой эпохи. Автобиографический элемент привносит дополнительную трогательность и грусть тексту.
Специфика «Коня с розовой гривой»
Рассказ о прянике на самом деле скрывает глубину воспоминаний и жизненный урок, повлиявший на всю жизнь главного героя – мальчика, проказника, устыдившегося нравственно некрасивого поступка. Рассказ включает лейтмотивы, которые внимательный читатель найдет также в «Последнем уклоне». Это воспоминания о смерти матери, об образах бабушки и дедушки, об отношениях с соседским семейством, в частности, с мальчиком по имени Санька.
Рассказчика зовут так же, как автора, – Виктором. Вчитавшись повнимательнее в текст рассказа, нетрудно заметить, что произведение распадается на две части. Первая часть повествует о поступке Вити, об обмане бабушки, вторая – рассказывает о стыде, раскаянии, которые способствуют духовному становлению главного героя. Эти части одновременно представляют и центральные проблемы рассказа.
Особенности композиции рассказа Виктора Астафьева
Рассказ не отличается оригинальностью композиции, однако произведение характеризуется определенной спецификой размещения сюжетных элементов. Классическая схема изложения событий в последовательности развертывания сюжета тут нарушается. Сначала идет завязка, однако за этим элементом следует изложение экспозиции, характеристика развития событий рассказа, кульминации и, наконец, развязки. Автор – признанный мастер лаконичных, сдержанных пейзажей и портретов, похожих на эскизы больше, чем на законченные картины. Художественный минимализм придает рассказу изюминку, литературную выразительность.
Развязка произведения состоит в просьбе Катерины Петровны принести земляники. Экспозиция рассказа представлена описанием семейства Левонтия, характеристикой отношений семьи Вити (рассказчика) и соседей. События развиваются, когда мальчики отправляются за ягодами. Рассорившись, съев собранную землянику, дети Левонтия убеждают Витю обмануть бабушку. Придя домой, рассказчик волнуется, заметит ли Катерина Викторовна то, что в корзине ягоды лежат только сверху, а внизу – трава. Развязка произведения наступает, когда бабушка обнаруживает обман и отчитывает внука. Приезжает дедушкаа рассказчика, призывая мальчика попросить у бабушки прощение. Витя мирится с Катериной Петровной и семья завтракает.
Виктор Астафьев написал произведение в 1963 году, когда в литературе торжествовал реализм, поэтому рассказ можно смело отнести к этому направлению.
Левонтий и Левонтьиха
Ближайший сосед бабушки и мальчика в этой небольшой деревушке на берегу Енисея — Левонтий. Человек этот, по мнению бабки, «хлеба не стоил, а вино жрал», был когда-то моряком. Видимо поэтому всю свою хозяйственность где-то растерял: дом у него без забора, окна без наличников, застеклены кое-как.
Бани тоже нет, моются левонтьевские у соседей. Работал Левонтий на лесозаготовках, чем еле обеспечивал свое проживание, жены и целой оравы ребятишек.
Жена Левонтия — тетка Васеня — женщина рассеянная, подвижная, такая же не хозяйственная как ее муж. Часто берет деньги в долг у соседей, а возвращает с перебором. За что бабушка ее постоянно обругивает.
Очень хотелось главному герою как-нибудь попасть в дом Левонтия, когда он, получив выручку, устраивает большущий пир. Тогда все большое семейство начинает затягивать песню про маленькую африканскую обезьянку, подпевать которой одно удовольствие.
К тому же в левонтьевском доме, героя всегда окружают вниманием — он ведь сирота. Захмелевший Левонтий сначала погружался в воспоминания, затем в философию («Что такое жисть?!»)
Совесть
За свои поступки рассказчик испытывает муки совести. Он не привык жить обманным путем, как это делают дети Левонтия. В отличие от них, мальчик понимает, что поступил неправильно, он старается исправить сложившуюся ситуацию. Герой не может заснуть, все думает о том, что он сделал: «Бабушку надул, калачи украл! Что только будет?». Он сравнивает себя с преступником, который вконец запутался. Мальчик решается все рассказать своей бабушке, но только утром. Однако решение свое герой не исполняет. На протяжении всего рассказа читатель наблюдает внутренний конфликт: главный герой постоянно находится перед нравственным выбором. Человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь, однако ему нужно помочь в этом и направить на истинный путь. Именно это и делает бабушка рассказчика.
Образ бабушки
Итак, еще какие главные герои рассказа? В. П. Астафьев, разумеется, уделяет большое значение образу Катерины Петровны, бабушки Вити. Она представитель прошлого поколения, очень общительна и разговорчива, обстоятельна и рассудительна, бережлива. Когда Васена пытается отдать больше денег, чем занимала, то бабушка выговаривает ей, говорит, что так с деньгами обращаться нельзя.
Катерина Петровна очень любит своего внука, однако воспитывает в строгости, часто бывает требовательной, ругает Витю. Но все это оттого, что она переживает и беспокоится о его судьбе.
Бабушка главная в доме, она всегда всем командует, поэтому ее реплики обычно звучат как приказы. Однако Катерина Петровна может быть и деликатной, что проявляется в ее разговоре с покупателем земляники.
Популярные сочинения
Сочинение Любовь или сумасшествие по Гранатовому браслету Куприна Любовь – это великое и неописуемое чувство, которое одним приносит радости, а другим, наоборот – страдания. Без этого чувства многие люди не видят смысла существования, а другие готовы отдать свою жизнь ради любимого человека
Сочинение Новаторство поэзии Маяковского Владимир Владимирович Маяковский — один из известнейших поэтов серебряного века. Он принадлежал в такому литературному течению, как футуризм
Суть заключается в том, что футуристы намеревались
Загрязнение окружающей среды сочинение Среди глобальных экологических проблем, планомерно истребляющих природу и приближая день конца нашей планеты, следует акцентировать внимание именно на экологическом загрязнении географических и пространственных массивов.
Витя
Витя (от его лица ведётся рассказ) – сирота, внук Екатерины Петровны. Он часто рассуждает о гибели его матери. Из всего повествования хорошо заметно, что мальчик любит свою деревню, почитает родню, ценит родину, уважает простой деревенский народ: «Я и поныне, как вспомню песню, — так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясённости», «дрожит, сжимается сердце от песни», «деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая».
Витя уважает и семейство левонтьевских: «Ни одна из них не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства»
Он никогда не упускает возможности побыть вместе с этой семьёй: «Главная цель моей жизни была прорваться в дом Левонтия после его получки, послушать песню про малютку обезьяну и, если потребуется, подтянуть могучему хору», «я окружён бывал нередкостным вниманием, тут мне полный праздник»
Хоть Витя часто глядит на ребят, иногда подражает им, но что-то всё таки подсказывает ему, что нельзя себя вести также, как они: «Я тоже знал поганые слова, научился говорить их у ребят, но боялся, может стеснялся употреблять поганство». Главный герой также проявляет слабохарактерность, он легко поддаётся чужому влиянию , ведётся на «слабо», потакая Саньке, хвастается, что «ещё у бабушки калач украдёт», решает обмануть бабушку, «натолкав в туёс травы, сверху ягод». При этом его мучает совесть: «Терзался я ночью», «а что если всё рассказать», «что только будет», «и зачем я так сделал».
В итоге мальчик решает раскаяться: «Да чтобы я ещё раз сплутовал». Становится понятно, что Витя испытывает стыд, ему сложно признаться в содеянном, попросить прощение, но опять таки совесть помогает ему исправиться, потому что мальчиком руководит его добрая душа.
Проблема нравственности в произведении
Когда дети собирали ягоды в лесу, им захотелось попробовать сладкую землянику. Санька подбивал Витю тоже поесть собранные ягоды. Мальчик знал, что обманывать бабушку нельзя, она будет ругаться.
Но земляники в корзинке уже не было, а пряник получить ох как хотелось. Тогда Витя набрал земли, заложил сверху травой, а потом положил несколько ягод, чтобы бабушка не догадалась. А чтобы никто не узнал, пришлось носить Саньке калачи.
Всю ночь мальчика терзали сомнения, рассказать или нет о содеянном. А на следующий день была рыбалка с левонтьевскими ребятами, они звали с собой на речку. Потом Витя прятался от бабушки у соседки. После возвращения деду передали всё, что случилось. Внуку было очень стыдно, ему хотелось оказаться в другом месте. Дед посоветовал попросить прощение, он знал, что Екатерина Петровна добрая и всё простит.
Именно так автор показал, что никакой деревянный конь не сравнится с таким красивым пряником. Автор часто вспоминал о произошедшем случае, хотя бабушки и дедушки уже не было в живых. А сам он был довольно взрослым человеком. Всё, что произошло, оставило огромный отпечаток в душе автора.
Основные персонажи
Витя — мальчик, от лица которого и ведётся повествование в произведении. С первых страниц читателю становится ясно, что он не только добрый и отзывчивый, но и необыкновенно ответственный для своих лет. Живёт он с бабушкой, которую хоть и считает временами строгой, всё же признаёт справедливой. Его друзья — соседские мальчишки такого же возраста, позволяющие себе куда более распущенное поведение, чем Витя. Однако в процессе повествования открывается ещё одна неочевидная черта его характера — он легко подвергается дурному влиянию.
Жизнь Вити вряд ли можно назвать сказкой. Из-за трагической гибели матери мальчик растёт не по годам серьёзным, сообразительным и не боится размышлять о смерти самого близкого человека. Главный его страх — подобная кончина любимой бабушки. Немногие дети могут похвастаться такой же ра́звитой совестью, как Витя.
Хоть в конце рассказа он и получает заветный пряник, насладиться незаслуженной наградой в полной мере он не может. Совесть беспрестанно мучает его за то, что он обманул бабушку, отдав ей лукошко с травой, присыпанной ягодами. Стыд за содеянное и душевные терзания, которым он предаёт себя, страшнее любого наказания.
Екатерина Петровна — бабушка главного героя. Её острый ум и необъятный жизненный опыт помогают ей не только в быту, но и в воспитании любимого внука. Живут они в обычном деревянном доме. Бескомпромиссно порицает лень и безрассудство в любом их проявлении. Страсть героини — природа, женщина существует в гармонии с окружающим миром и учит тому же ребёнка.
Внимательный читатель без труда разглядит за её строгостью неподдельную заботу и любовь. Подтверждает это то, что даже несмотря на серьёзный проступок мальчика, бабушка всё же покупает ему пряник в форме коня, который обещала. И именно этот снисходительный жест отложился в детской памяти уроком на всю оставшуюся жизнь. Хоть Екатерина Петровна была достаточно строгой, она не отталкивала внука, но и не позволяла себе его баловать. Это хорошо прослеживается по следующим цитатам:
- «Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперёд».
- «…бабушка только кричит, ещё нет-нет да поддаст — у неё не задержится».
Жанр и композиция
Анализируя произведение, нельзя обойти вниманием его жанровую принадлежность. Эта работа относится к жанру рассказа
Подтверждением является незначительный объем, малое количество действующих лиц, одна сюжетная линия.
Произведение написано в направлении реализма. В его основу положена реальная история. Рассказ не отличается формальной или сложной организацией, но в нем есть особенность: последовательность элементов сюжета слегка нарушена. Цепочка событий выглядит следующим образом:
- Произведение начинается с завязки, которая заключается в просьбе бабушки насобирать ягод.
- Затем следует экспозиция. В этой части соседские семьи знакомятся друг с другом.
- Развитие событий — попытка обмануть пожилую женщину, сбор ягод.
- Кульминация — переживания Вити о том, раскроет ли бабушка его обман.
- В развязке женщина ругает мальчика, а затем он, попросив прощения, мирится с ней.
Читательский дневник по рассказу «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева
Название произведения: «Конь с розовой гривой».
Число страниц: 24.
Жанр: рассказ.
Главные герои: Витя, бабушка, Санька.
Второстепенные герои: Левонтий, тётя Васеня, дедушка.
Характеристика главных героев:
Витя. Добрый, хороший мальчик. Совершил плохой поступок и сильно переживал. Понял, как поступать нельзя.
Бабушка Катерина Петровна. Строгая, аккуратная, добрая, отходчивая. Очень любит внука.
Санька. Сын Левонтия. Безобразник и озорник.
Характеристика второстепенных героев:
Левонтий. Сосед бабушки. Пьяница и дебошир.
Тётя Васеня. Жена Левонтия. Заполошная, легкомысленная.
Дедушка. Спокойный, добрый, ласковый.
Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»
Витя жил с бабушкой, женщиной строгой, любящей порядок. Напротив жил Левонтий с многочисленным семейством. У Левонтия было весело, но дом стоял заброшенный, хозяйство не велось.
Однажды бабушка отправила Витю за земляникой вместе с детьми Левонтия. Она обещала внуку купить чудесный пряник в виде коня, украшенного розовой гривой.
Дети Левонтия начали баловаться уже по дороге. Пока Витя собирал ягоду, они дрались. Санька подбил Витю съесть собранные ягоды и пойти на речку. Там дети развлекались, ловя рыбу и убив ласточку. Санька сказал Вите набить туесок травой, а сверху присыпать ягодой. Так Витя обманул бабушку.
Ночью он мучился угрызениями совести и хотел во всём признаться. Но бабушка рано утром уехала в город.
Вите было страшно и он вновь ушёл с Левонтьевскими ребятами на речку. Там он провёл весь день, а потом показалась лодка, в которой возвращалась бабушка. Она махала кулаками и грозилась.
Витя убежал и провёл вечер, играя в лапту с двоюродным братом Кешей. Потом тётя Феня отвела Витю домой, и он забился в кладовку. Он страдал и вспоминал, как мучилась бабушка, когда утонула Витина мама. А бабушка всем рассказывала, как внук обманул её.
Утром приехал дедушка и пожалел Витю. Мальчик пошёл просить прощения, и бабушка простила его. Она дала мальчику заветный пряник. Этот случай остался в памяти Вити на всю жизнь.
План произведения:
- В доме бабушки.
- В доме Левонтия.
- За ягодой на увал.
- Баловство Левонтьевских.
- Съеденные ягоды.
- На речке.
- Обман бабушки.
- Муки совести.
- Вновь на речке.
- Возвращение бабушки.
- Игра в лапту.
- В кладовке.
- Воспоминания о маме.
- Дедушка.
- Прощение и пряник.
Основная мысль рассказа
Главная мысль рассказа заключается в том, что обманывать плохо, особенно родителей.
Основная идея произведения в том, что нужно уметь прощать тех, кого любишь, и уметь отвечать за свои поступки.
Чему учит произведение
Произведение учит честности и ответственности. Учит не слушать дурных советов, не брать пример с безобразников. Учит уметь прощать.
Краткий отзыв по произведению «Конь с розовой гривой» для читательского дневника
Этот рассказ написал знаменитый писатель Виктор Астафьев. В нём он рассказывает о собственном детстве в далёкие довоенные годы в маленькой сибирской деревне.
Тогда он жил с бабушкой, женщиной старой закалки, строгой, но справедливой. Бабушка любила внука и хотела, чтобы он вырос настоящим человеком. Но Витю привлекала беззаботная жизнь соседей, Левонтия и его детей. Стремление им подражать довело героя до беды. Он обманул бабушку и испытал ужасающие муки совести.
Бабушка, конечно, простила внука, ведь она понимала, что тот обманул не со зла, а по глупости. И она верила, что этот случай станет для мальчика важным уроком. Так и случилось. Витя запомнил слова бабушки, её любовь и доброту, и сделал нужные выводы.
Этот рассказ заставил меня задуматься о родительской любви и воспитании. Заставил понять, что родители желают своим детям самого лучшего, и поэтому их надо слушаться.
Я поняла, как важно иметь свою голову на плечах и не слушать плохих советов. Это очень интересный рассказ, который я всем советую прочитать
Это очень интересный рассказ, который я всем советую прочитать.
Пословицы к произведению:
- Враньё до добра не доводит.
- Была вина, да прощена.
- Повинную голову меч не сечёт.
- Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.
- Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Словарь неизвестных слов:
- Увал — небольшая гора, холм.
- Туесок — корзинка для ягод или грибов.
- Чумовая — дурная, бедовая.
- Зыбка — колыбель, люлька.
- Шаньга — булочка, пирожок.
- Ништяк — хорошо.
- Жиган — бандит, разбойник.
Ещё читательские дневники по произведениям В. Астафьева:
- «Капалуха»
- «Белогрудка»
- «Стрижонок Скрип»
Библиотека произведений автора пополняется.
Левонтьевские дети
Левонтьевские дети («левонтьевские орлы», как их называет автор): Санька, Танька и другие ребята. Санька и Танька являются неположительными героями в рассказе. Уже вначале автор даёт понять, что они подлизываются для собственной выгоды: «Ребята левонтьевские к тебе так и ластятся, чтоб только им позволили потом откусить от коня или лизнуть его». И проявляют жадность: «Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива». Остальные дети семейства не всегда дружно относятся друг к другу, они «вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились». Санька вовсе пытается всячески задеть главного героя. «Бабушки Петровны испугался», обзывается «поганым словом». Или же пытается взять его на слабо, заставить сделать плохой поступок, обмануть старших. Он даже шантажирует Витю: «Принеси калач, тогда не расскажу».
Тётя Феня – второстепенный герой. Добрая женщина, которая принимает Витю погостить, кормит его и расспрашивает обо всём.
Сочинение о рассказе Астафьева
Многие произведения Астьфьева автобиографичные. Он писал книги для детей, в которых описывал события, произошедшие с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на формирование личности, взросление ребёнка, складывание его характера.
В «Коне с розовой гривой» описывается мальчик Витя, которому бабушка пообещала купить пряник, который напоминал коня, за то, что он принесёт землянику. Бабушка хотела продать её. Все мечтали заполучить такой пряник, поэтому главный герой и его друзья отправились в лес для поисков ягод.
Витя собирал землянику, а мальчишки её ели и срывали. Когда они захотели съесть ягоды главного героя, тот поддался и позволил их съесть. Друзья сказали Вите, чтобы он вместо ягод нарвал травы, так он и сделал. В итоге бабушка не заметила подлости и уехала продавать «землянику».
Что чувствовал после этого мальчик? Он мучился, потому что ему было стыдно, страшно. Витя понял, что бабушка не только расстроится, но и накажет. Все мысли были только об обмане, стало тяжело играть, ходить на рыбалку. В итоге главный герой попросил у бабушки прощения, а она в свою очередь подарила ему пряник, как и обещала.
Мальчик запомнил этот пряник на всю жизнь как напоминание о том, что не нужно совершать таких низких поступков. Это был его урок, который он потом перенес во взрослую жизнь.
При анализе этого произведения становится ясно, что Астафьев хотел донести до читателя как важно быть ответственным человеком. Любой может оступиться, но он должен найти в себе силы признаться в ошибке, уметь искренне извиняться
Хорошо, что мальчик проанализировал действия, испытал чувство вины. Ведь благодаря этому он смог порабоать над собой и стать лучше. Также нужно уметь различать хорошие поступки от плохих.
Стараться знакомиться только с порядочными людьми и иметь собственное мнение. Не поддаваться манипуляциям «друзей». Настоящие друзья примут чужую точку зрения, не будут настаивать принять то решение, которое они хотят. А главное нужно ценить семью, заботиться об их душевном состоянии, приносить только хорошие эмоции, не расстраивать.
От себя хочу добавить о том, что Астафьев был прав, в молодом возрасте важно не попасть в плохую компанию. Ведь она может толкнуть человека на плохие действия, например, на распитие алкоголя, курение или на более серьёзные преступления
Такая компания может сбить жизненные ориентиры человека, влиять на его выбор в худшую сторону.
Поход за земляникой
Вот с левонтьевскими и посылала бабушка героя в лес за земляникой. По дороге баловались, залезали в чужие огороды, пели и приплясывали. В лесу же, на каменистом увале, все сразу успокоились и быстро разбрелись кто куда. Герой старательно собирал землянику, вспоминая слова бабушки о том, что главное — закрыть ягодами дно посудины.
Левонтьевские ребятишки — народ хулиганистый. Кто-то вместо того, чтобы стараться ягод набрать побольше и домой принести, их так ест, кто-то вдобавок еще и дерется. Съела ребятня все, что насобирала, и пошла вниз к речке, купаться. Герою тоже хотелось к воде, но нельзя: не собрал еще полную посудину.
Тут самый вредный из всех ребят Санька, накинулся на мальчика с руганью, мол «жадный ты и трусливый, раз бабку свою боишься». Герой попался на удочку и, чтобы доказать обратное, разом высыпал всю землянику под ноги левонтьевским ребятишкам. В миг от целой посудины ягод ничего не осталось.
Жалко стало герою собранной с трудом земляники, но делать нечего, теперь уже все равно. Ребята побежали плескаться на речку, где и забыли о недавнем происшествии.
История написания
Процесс создания рассказа тесно переплетается с жизнью Виктора Петровича. В этом произведении автор отразил свои детские воспоминания. Доподлинно известно, что Астафьев рано остался без матери. Женщина плыла в лодке, затем судно перевернулось, и она утонула. Отец вскоре снова женился, а маленького Витю сдал в детский дом.
После смерти мамы самым близким человеком для Астафьева стала бабушка Екатерина Петровна. Она проживала в селе. Ее соседом был многодетный отец Левонтий, с сыном которого близко дружил Витя. Мальчишки ходили купаться на реку, часто попадали в различные веселые истории, любили рыбачить. Один из таких случаев нашел отражение в произведении писателя.
Главные герои
Мальчик автор
Добрый, наивный, бесхитростный ребёнок. Бабушка воспитывает его в строгости, учит ценить правду и быть благодарным. Жалеет, зная, что взрослая жизнь бывает страшнее любых снов
Проказы и шалости внука известны бабушке наперёд, это говорит о том, что он не обделён вниманием взрослых, несмотря на необходимость работать и вести хозяйство. Мальчик жалеет бабушку, страдает от своих поступков, его мучает совесть
Совершив проступок, он порывается признаться бабушке, но засыпает, а рано утром бабушку уже не застаёт. Крепкий телосложением (как гриб-боровик), воспитанный, умный, ловкий мальчик.
Екатерина Петровна
Бабушка мальчика-рассказчика, добрая, мудрая женщина, заменившая ребёнку погибшую мать. Работящая, умелая, грамотная хозяйка. Её речь пестрит пословицами, поговорками, мудрыми мыслями. Верит в Бога, живёт в гармонии с природой, общается с ней. Даже у реки, забравшей её дочь Лиду, просит вернуть её, в беспамятстве проводит языческие ритуалы, не ест и не пьёт, ночуя на берегу. За строгостью бабушки Петровны не все могут разглядеть её доброе, любящее сердце. Несмотря на “мошенничество” мальчика, умная женщина догадалась, кто научил его обману. Купила заветный пряник, понимая, как радостно будет ребёнку.
Дедушка
Его поведение подчёркивает близость со внуком, он жалеет мальчика, но учит отвечать за свои поступки, просить прощения. Не перечит бабушке, поддерживает её авторитет, умён и спокоен. Мальчику нравится проводить время вместе с дедушкой, он тише и спокойнее бабушки. Постоянно работает, придерживается стороны внука, заступается за него, жалеет, заботится.
Санька
Второй по возрасту из соседских детей. Хулиганистый, хитрый, учит мальчика воровать и обманывать близких. Для семьи “левонтьевых” – это обычное дело. Пугает младших страшными историями, учит их приспосабливаться. Подлый и беспринципный, безответственный и грубый.
Дядя Левонтий
Сосед Екатерины Петровны. Пьющий, но очень добрый человек. Имея своих родных детей, жалеет и балует сироту-соседа. Скучает по морю, где когда-то работал, живёт прошлым. Дети очень любят слушать, как он поёт песню про малютку-обезьянку. В день зарплаты напивается, бьёт стёкла, прогоняет домашних. На следующий день наводит порядок и живёт до следующего “пира”. Немного ленив, его речь очень колоритна и интересна.
Тётка Васеня
Жена Левонтия. Супруг получает зарплату и ежемесячно устраивает “пир”. И свои, и соседские дети, и тётка Васеня пируют вместе с многочисленными гостями. После пьянок мужа Васеня одалживает денег, продуктов у соседей, так семья живёт до следующего месяца. Их дети привыкли недоедать, щедро питаются дарами леса, реки, подворовывают у соседей.