Характер николая петровича отцы и дети. цитатная характеристика. николай петрович кирсанов

Одинцова

Что касается темы «Базаров: отношение к любви», надо отметить, что Одинцова в беседе стала выбирать темы интересные для него, они стали говорить на одном языке, и это не могло не повлиять положительно на их взаимоотношения.

Любовь для этого героя стала слишком серьезным экзаменом на верность нигилистическим идеалам. Базаров никогда до этого не испытывал ничего подобного и вообще думал, что не склонен к романтике. Но на деле оказалось, что все люди одинаковы в отношении любви, ведь она не спрашивает, когда ей приходить. Нездоровым становится отношение Базарова к в конечном итоге начинают разниться.

Одинцова была очень умной женщиной, и нельзя сказать, что она не увлеклась этим удивительным человеком. Анна Сергеевна много думала о нем и даже вызвала его на откровенность, однако, получив в ответ признание в любви, тут же отвергла его, потому что всего дороже ей был привычный уклад и комфорт, чем простое мимолетное увлечение. Однако тут уже не мог совладать с собой Базаров. Отношение к любви у него стало меняться, и в итоге добило его.

Экранизации

В фильме «Отцы и дети», снятом по мотивам одноименного романа Ивана Тургенева в 1958 году, роль Николая Кирсанова досталась актеру Алексею Консовскому. Ленту выпустила киностудия «Ленфильм», а работали над нею одновременно два режиссера — Адольф Бергункер и Наталья Рашевская.


Актер Алексей Консовский

Следующая экранизация романа вышла с большим перерывом, в 1984 году. Четырехсерийную ленту снял режиссер Вячеслав Никифоров на студии «Беларусьфильм». В роли Николая Кирсанова выступил актер Алексей Кузнецов, известный по роли герцога Бэкингема в трехсерийной советской экранизации романа «Три мушкетера» Александра Дюма, вышедшей в 1978 году, за пять лет до «Отцов и детей».

В 2008 году вышла экранизация «Отцов и детей» режиссера Авдотьи Смирновой, также состоящая из четырех серий. Роль Николая Кирсанова здесь играет актер Анатолий Васильев. Съемки поместья Кирсановых шли в городе Орел, на территории музейного комплекса, в который превращено имение Ивана Тургенева.


Анатолий Васильев (слева) в роли Николая Кирсанова

К съемкам привлекли артистов местных театров, которые исполнили роли прислуги и дворни в имении Кирсановых. На экран попал десятимесячный сын сотрудников музейного комплекса, который исполнил роль маленького сына Николая Кирсанова от Фенечки, дочери экономки.

Происхождение и биография

Николай Петрович — дворянин, помещик, совместно с братом владеет имением Марьино. У братьев прекрасные отношения, хотя они очень разные по характеру и образу жизни.

Их отец, боевой генерал Отечественной войны 1812 г., мечтал о военной карьере для своих сыновей. Старший, Павел Петрович, стал военным, а младший, Николай Петрович, перед самым поступлением на военную службу сломал ногу, оставшись на всю жизнь «хроменьким». Он окончил Петербургский университет со званием кандидата и некоторое время служил чиновником в министерстве уделов.

Женившись, Николай Петрович был очень счастлив в браке. У них родился сын Аркадий, но через некоторое время его жена умерла. Оставшись вдовцом, он сильно горевал и скучал, т. к. супруги жили очень дружно и почти никогда не расставались.

Всю свою любовь теперь Николай Петрович сосредоточил на сыне. Когда тот приезжал в имение, он не мог насмотреться на него и никогда не скрывал своих чувств к нему. Все в доме тоже любили Николая Петровича и считали его добрым человеком. «Отец у меня золотой человек», — говорил Аркадий Базарову. И тот вполне был с этим согласен.

Отец Аркадия был гостеприимным хозяином, он радостно и с большим воодушевлением принимает у себя в гостях Евгения Базарова, друга своего сына. Но для успешного ведения хозяйства ему не хватает практичности. Он слишком доверчив, и крестьяне его обманывают и обворовывают. Этот недостаток отмечает в нём и старший брат, и даже недавно приехавший Базаров, который говорит Аркадию: «Видел я все заведения твоего отца. Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько».

Николай Петрович — убеждённый домосед, он не любит уезжать из своего имения надолго, хотя покинул домашний уют на 3 года и жил в Петербурге рядом с сыном во время учёбы Аркадия в университете. Он любит читать, любит поэзию, знает иностранные языки (немецкий и французский), играет на фортепьяно и виолончели, поёт. К природе у него особое, поэтичное отношение. В душе он романтик и оптимист, сумел сохранить чистоту и свежесть чувств. Он живо интересуется новым веянием в среде молодёжи — нигилизмом, на новом уровне строит отношения с повзрослевшим сыном: читает книги, которыми увлекается Аркадий, вникает в его интересы.

Его жизнь в поместье внешне мало привлекательна, но глубинно правильна и насыщенна.

Вариант 2

«Отцы и дети» — роман И.С.Тургенева, отражающий взаимоотношения двух поколений. В основе произведения лежит конфликт меду консервативным дворянством и современно настроенной молодежью, придерживающейся нигилистических взглядов.

В характере героев можно найти отражение позиции писателя, который ищет «золотую середину» между новыми и старыми жизненными позициями. Поэтому можно заметить противопоставление образов главных действующих лиц по парадигме «отцы-дети». Одним из ключевых персонажей, представляющий позицию отцов, является Николай Петрович Кирсанов.

На момент писанных в книге событий, Николаю Петровичу было сорок четыре года. Он изображен в романе как полный, немного сгорбленный и полностью седой человек. Кирсанов вдовец, его жена умерла через десять лет супружеской жизни. В память о ней Николаю Петровичу остался сын – Аркадий, с которым он старается поддерживать дружеские доверительные отношения.

В образе Кирсанова преобладает романтический настрой. Он трудится и ищет счастье в любви. Жизнерадостность и не конфликтность героя позволяют ему быть в хороших отношениях с окружающими. Николая Петрович терпеливо относится к нигилистическим взглядам Аркадия, считая их неизбежным пылом юности

Также, в отличии от своего брата, Николай Кирсанов не вступает в спор с Базаровым, не обращает внимание на колкие замечания Евгения. Отчасти он просто не хочет обидеть сына, с другой же стороны доброжелательному и дружелюбному герою чужды проявления злости по отношению к людям

Николай Петрович с радостью проводит время на природе, ему по душе тихая спокойная деревенская жизнь. Из-за мягкого характера герой с трудом управляется с имением, ему сложно быть жестким и требовательным с крестьянами.

У Николая Петровича есть любимая женщина – Фенечка, простая девушка, немеющая никакого состояния. Несмотря на это Кирсанов женится на ней в конце повествования и находит счастье, к которому стремился.

Таким образом, Николай Петрович Кирсанов – это полностью положительный герой романа Тургенева. В нем писатель воплотил свое внутреннее правило «золотой середины», соблюдая которое можно обрести радость и счастье в жизни.

Первая любовь

В характеристику Николая Кирсанова обязательно следует включить его любовь. Сложности, касающиеся его, были связаны не только с плохим физическим состоянием. Родители получили другую неприятную новость об их сыне. Это любовь Николая к Маше — дочери «чиновника Преполовенского». Автор не раскрывает все нюансы, но говорит, что мать с отцом не одобряли выбор сына. Они полагали, что девушка не может быть достойной супругой Николаю. Накал был устранен после смерти родителей:

  • контроль к Николаю был устранен;
  • отсутствовали сложности для заключения брака.

Когда прошел траур, произошла свадьба. Опасения отца и матери по поводу Маши были напрасными. Муж с женой жили хорошо, практически не расставались.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта — ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров — образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Образ

Аристократ Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого весьма положительна, показан умным, безупречно честным, принципиальным. Однако он — представитель старого поколения с чопорными привычками и взглядами.

Кирсанов далек от простого люда, не понимает и не принимает его. А народ его боится, по меткому выражению Базарова. Герой — приверженец всего английского. Это выражается в его поведении, привычках, разговорах. Цитаты Павла Петровича Кирсанова полностью раскрывают его характер и взгляды. Либеральные принципы, которыми он кичится, остаются только на устах. Но, несмотря на это, он достойный соперник Базарова, хоть всегда ему и проигрывает.

Павел Кирсанов характеризует «старую гвардию». Его отъезд в Дрезден очень символичен, поскольку олицетворяет собой уход целого поколения в прошлое.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание — вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Внешность, социальный статус, привычки, характер героя

Роман начинается знакомством с Николаем Петровичем Кирсановым – «барином лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах». Это новый, прогрессивный тип помещика – «фермер»: хотя основное действие романа начинается ровно за полтора года до освобождения крестьян (20 мая 1859 года), Николай Петрович к этому времени уже успел «размежеваться с крестьянами и завести «ферму» – в две тысячи десятин земли».

Это не всегда успешное предприятие, казалось бы, должно отнимать у Николая Кирсанова всё время и силы, а между тем он не чужд духовных интересов: читает наизусть стихи Пушкина и играет на виолончели, чем вызывает сарказм «нигилиста» Базарова. Из разговора Базарова с Аркадием читатель узнаёт точный возраст Николая Петровича. Базаров возмущается легкомыслием 44-летнего отца семейства, играющего на виолончели. Аркадий обижен: «Базаров продолжал хохотать; но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся».

Отношения с сыном – самое важное в контексте темы романа, заявленной его названием. И вот тут-то оказывается, что никакого «конфликта поколений» в семье Кирсановых на самом деле не существует: Аркадий искренне любит и глубоко уважает отца, а взамен пользуется его абсолютным уважением и доверием, не говоря уже о самой преданной отцовской любви

Инициатором же искусственного «конфликта поколений» становится пришелец Базаров, нашедший яростного противника своему «нигилизму» в лице старшего брата Николая Петровича – Павла Петровича Кирсанова, у которого с ним на самом деле много общего, а самое главное – у обоих нет и никогда не будет детей. А вот Николай Кирсанов, в противоположность им обоим, чрезвычайно плодовит: после смерти глубоко любимой им жены он через какое-то время заводит самый настоящий, искренний, сентиментальный роман с деревенской девушкой Фенечкой и имеет от неё сына.

Николай Кирсанов умеет любить, и эта его способность без всяких высоких «идейных» фраз, какими грешат оба непримиримых оппонента (Базаров точно так же, как и Павел Петрович), передаётся Аркадию. Вот почему Аркадий и его невеста Катя даже не поняли вопроса рациональной и холодной Анны Одинцовой (а она просто повторила «определение» Базарова): «Дети! что, любовь чувство напускное?»

Роман заканчивается двумя свадьбами: Аркадий женится на Кате, а Николай венчается со своей невенчанной женой-крестьянкой Фенечкой. В эпилоге Николай Петрович становится дедушкой.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева

  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • Образ Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»

  • Образ Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети»

  • Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе Тургенева «Отцы и дети»

  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева

  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева

  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева

  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева

  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева

  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

По произведению: «Отцы и дети»

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Образ Николая Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Изречения

Внешний конфликт романа Тургенева «Отцы и дети» — это столкновение двух эпох, двух мировоззрений, философии «отцов» и «детей». Представителем нового поколения в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров.

Непосредственным антагонистом Базарова, явным противником его является Павел Петрович Кирсанов, утонченный, рафинированный аристократ. «Скрытым» же противником Базарова является Николай Петрович Кирсанов, тонкий и деликатный человек, эстет, любящий все прекрасное: природу, музыку, поэзию.

Характер Николая Петровича, образ мыслей, его чувства, привычки, пристрастия — все это противопоставлено в романе характеру Базарова, его внутреннему миру, его идеологии, грубым, материалистическим воззрениям. Николай Петрович Кирсанов — это персонаж, на стороне которого явные авторские симпатии.

Это «седой», «пухленький», «немного сгорбленный» барин, «лет сорока с небольшим». Жизненные обстоятельства его тоже достаточно типичны. Николай Петрович происходил из семьи военного. Отец его,боевой генерал 1812 года, командовал сначала бригадой, потом дивизией. Семья постоянно жила в провинции.

Как И старший брат Павел, Николай Петрович был определен на военную службу, однако неожиданная травма помешала его военной карьере. Тогда отец поместил Николая в петербургский университет. Там же в гвардейском полку служил и Павел Кирсанов. Родители молодых людей вскоре умерли, и Николай Петрович, выдержав срок траура, женился на молодой, прелестной девушке.

Вместе с женой он поселился в деревне, где в скором времени у него родился сын, Аркадий. Однако десять лет спустя жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович занялся воспитанием сына, хозяйственными преобразованиями.

В 1855 году он повез сына в университет и жил с ним три зимы в Петербурге.

Важно

Потом Кирсанов вновь возвратился в свое имение, где вот уже несколько лет вместе с ним жил и вышедший в отставку брат, Павел, и куда приехал Аркадий, закончив обучение.

Хозяйство Кирсановых полностью расстроено. Управляющий ловко обманывает Николая Петровича, не обладающего необходимой для помещика практической хваткой. Кирсанов непрактичен, мягок, слабоволен. «Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета», — говорит Базаров Аркадию.

Однако Аркадий, да и сам автор, думается, придерживаются иного мнения о Кирсанове. В Николае Петровиче много положительных качеств, явных достоинств. Он хорошо воспитан, образован, добр и деликатен, гостеприимен, искренне привязан к своей семье, брату Павлу и Аркадию, заботится о Фенечке и Мите.

Этот герой олицетворяет собой старое, доброе дворянство, уходящее в прошлое. Рядом своих качеств Николай Петрович напоминает нам графа Илью Андреевича Ростова из романа Толстого «Война и мир». Кирсанов — настоящий эстет, он ценит все прекрасное, любит музыку, поэзию.

Базаров смеется над его музыкальными занятиями, считая их бесполезными, а Тургенев как бы мимоходом замечает: «…медом разливалась по воздуху сладостная мелодия».

Базаров считает поэзию ерундой, замечает, что порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта — Николай Петрович же читает поэмы Пушкина.

Кирсанов мечтателен и сентиментален. Если для Базарова мечты — блажь, чепуха, романтизм, то для Николая Петровича — это органичное состояние души, необходимая составляющая бытия. И Тургенев раскрывает эту особенность натуры героя в сцене летнего вечера в саду.

Николай Петрович Кирсанов — один из любимых героев Тургенева. «Николай Петрович — это я, Огарев и тысячи других», — замечает писатель в письме к Случевскому.

Совет

Писарев считал этого героя необыкновенно гармоничной личностью, человеком, живущим в согласии с собственной натурой, в отличие от Базарова и Аркадия.

«Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не порывается к рационализму и успокаивается па том миросозерцании, которое дает пищу его воображению…», — замечает критик. На стороне Кирсанова в романе вечные жизненные ценности: любовь, семья, доброта и благородство, природа и искусство. И этим тургеневский герой вызывает неизменные симпатии читателей.

Вы прочитали материал на тему: Образ Николая Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Характеристика героя

Перед читателем Кирсанов предстает немного неотесанным мужчиной. Пухленький и седой он хромает и слегка сутулится. Николай Петрович носит запыленные деревенские одежды. Привлекает и заставляет проникнуться его личностью немного грустный, но тем не менее приятный взгляд его черных глаз.

Николай Кирсанов — человек образованный. Он обучался в Петербургском университете, и должен был пойти по стопам своего отца, военного генерала. Хромота поставила крест на этих планах, и Николай Петрович долгие годы работал в Министерстве уделов.

В юности он женился, брак был его счастливым. Жену свою он любил, времени с ней проводил много и долго горевал, когда ее не стало. Он добрый, ласковый и гостеприимный. В отличие от Павла Петровича, немного трусоват. Новых и прогрессивных идей он побаивается, но в открытый конфликт с Базаровым по этому поводу не вступает.

(Имение Кирсановых из к/Ф «Отцы и дети», место съёмок усадьба Фряново, 1983
)

Николай Петрович — дворянин и помещик. У него большие угодья и приличное состояние. Этим Кирсанов искренне гордится, но вот вести хозяйство он не умеет совсем. Строения в имении прохудившиеся, работники ленивые, а скот изрядно вымотанный.

Наладить хозяйство ему мешает непрактичная и романтическая натура. Несмотря на приличный возраст, он по-прежнему любит созерцать природу, увлекается музыкой и слывет слишком тактичным среди деревенских мужиков, которым нужна тяжелая и властная рука. Вместо четкого управления и строгого обращения он вразумляет своих подчиненных длинными речами.

Отец Аркадия очень любит своего сына и при этом он не одинок. У него есть женщина Фенечка, она из простых крестьянских душ. Живет он с ней в неофициальном браке и воспитывает общего ребенка. В женщине Николай также души не чает.

Светских раутов он не любил по молодости, не тяготеет к ним и сейчас. Кирсанов домосед, который сторонится шумного людского общества. Меланхоличному мужчине оно не нужно.

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он «убивает» своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное — природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. «Мастерская» (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Любовь к Фенечке

Пока Аркадий учился в Петербурге у Николая Петровича завязался роман с дочерью его экономки, 23-летней крестьянкой Фенечкой (Федосьей Николаевной). После смерти матери она стала любовницей барина и матерью его внебрачного сына Мити (в начале романа ему 6 месяцев). Николай Петрович стесняется отношений с простолюдинкой, и, встретив сына, стыдливо рассказывает, что поселил ее в своем доме. Он говорит, что если Аркадий против, девушка уедет, но тот напротив рад за отца, и считает, что ему нужно узаконить отношения:

«Напрасно ж она стыдится. Во-первых, тебе известен мой образ мыслей (Аркадию очень было приятно произнести эти слова), а во-вторых — захочу ли я хоть на волос стеснять твою жизнь, твои привычки? Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы.» — Глава V

В конце романа и брат Николая Петровича, Павел, который изначально был против этих отношений, советует ему жениться на Фенечке:

— …Брат, исполни обязанность твою, обязанность честного и благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей! — Что ты хочешь сказать, Павел? — Женись на Фенечке… Она тебя любит, она — мать твоего сына. — Глава XXIV

Получив одобрение брата, Николай Петрович тут же решает жениться на Фенечке. Их свадьба происходит в один день со свадьбой Аркадия и Кати Локтевой:

«Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой» — Глава XXVIII

Внешность Павла Петровича

Во время событий романа Павлу Кирсанову было 45-50 лет. Со слов Тургенева понятно, что выглядел герой младше своих лет.Павел Петрович много внимания уделял своему виду, придерживался определенного режима. Это был мужчина среднего роста с коротко стриженными седыми волосами. Кирсанов носит усы, и даже душит их.На лице у него не было морщин, оно было правильным, как будто вытесанное умелым скульптором. Белоснежная улыбка и темные глаза дополняли привлекательный образ. Кроме того, Павел Петрович имел весьма красивый голос. Несмотря на возраст, фигура Кирсанова была подтянутой, а движения грациозны и пластичны. Жизнь в деревне не изменила его привычек — он постоянно следит за собой, что очень заметно на фоне окружающих его людей

Особенно выделяются его ухоженные белые руки.Большое внимание Кирсанов уделяет своей одежде — она элегантная и чистая. На протяжении дня он часто меняет свои наряды, так как того требуют правила этикета.
Рис

2. Спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Художник Д. Боровский

Обобщенное описание «Отцов и детей»

Основным персонажем произведения, раскрывающего тему проблемных взаимоотношений между старым и современным поколением, является Евгений Васильевич Базаров, представленный писателем в образе молодого тридцатилетнего мужчины, отличающегося критическими нигилистическими взглядами на жизненное существование.

Базаров характеризуется в романе в качестве холодного и порой жестокого человека, гордящегося происхождением из народа, обучающемся на медицинском факультете университета и увлекающегося естественными науками. Судьба главного героя представляется трагичной, поскольку в финале произведения он заболевает тифозной болезнью и впоследствии погибает.

Одним из центральных персонажей романа является друг Базарова, представленный в образе Аркадия Кирсанова, молодого двадцати трехлетнего дворянина, попавшего под влияние нигилистических взглядов Евгения, но отличающегося романтическим отношением к жизни, а также добротой и лаской, обожающего искусство и окружающую природу.

Старшее поколение представлено в произведении в образе Николая Петровича Кирсанова, отца Аркадия, изображенного в качестве вдовствующего помещика, добродушного человека, любящего музыкальное искусство и литературу, с трепетом относящегося к сыну.

Кроме того, мир отцов изображается и на примере Павла Петровича Кирсанова, дядюшки Аркадия, представленного в виде аристократичного мужчины, отличающегося манерной изысканностью, самовлюбленностью, заносчивостью и гордостью.

В качестве ключевой женской героини писатель представляет Анну Сергеевну Одинцову, молодую вдовствующую состоятельную помещицу, обладающую красивой внешностью, а также умом и независимостью, ценящую комфортное и спокойное существование, но при этом характеризующуюся холодностью и неспособностью на искренние, истинные чувства.

Кроме того, женские персонажи изображаются в романе в образах Фенечки, молодой необразованной крестьянки, ставшей гражданской женой Николая Петровича Кирсанова и подарившей ему сына Митю, знакомой главного героя Евдоксии Никитишны Кукшиной, молодой некрасивой помещицы, пропагандирующей прогрессивные взгляды на права русских женщин, а также княгини Нелли Р., возлюбленной Аркадиного дяди, с которой у них не сложились отношения и Екатерины Локтевой, младшей сестры Анны Одинцовой, миловидной девушки.

Второстепенными героями произведения являются отец Базарова, Василий Иванович, пожилой военный доктор, находящийся в отставке, характеризующийся в качестве простого, болтливого и энергичного старичка, любящего сына, мать Евгения в образе доброй, неглупой женщины, дворянки, являющейся хорошей хозяйкой, а также слуга Павла Кирсанова Петр, отличающийся глупостью и самовлюбленностью.

Используя в романе многочисленную систему персонажей, обладающих разнообразными характерными чертами, писатель демонстрирует на примерах героев извечный конфликт между разными человеческими поколениями.

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова

В своем романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев знакомит читателя с яркими личностями того времени. Автор поднимает вопрос противостояний двух мировоззрений, которые зародились в преддверии крестьянской реформы. Общество разделилось на консерваторов, которые не хотят менять с годами сложившийся строй и либералов – революционеров пытающихся кардинально изменить ход истории.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов два человека, которые являются проявлением кардинально противоположных мнений в обществе. Эти два человека не только отличаются мировоззрением бытия, но и имеют различие по внешним признакам.

Внешняя характеристика главных героев

Евгений Базаров – бедно одетый молодой человек с длинной шевелюрой, неопрятный, не интересующийся своей внешностью. На узком лице с угловатыми скулами особенно выразительными были зеленые глаза, которые излучали самоуверенность и ум.

Павел Петрович Кирсанов – не молодой по тем временам мужчина, среднего роста. Аристократ по своей натуре, имел привлекательную внешность. Тщательно следил за ней и за своим гардеробом. В молодости широко пользовался популярность у петербургских барышень. Дожив до средних лет, он не прекращал баловать себя изысканной одеждой и дорогим одеколоном.

Даже походка отличала друг от друга этих людей. Молодой Базаров двигался быстро и уверенно. В свою очередь Павел Петрович Кирсанов шагал медленно и размеренно.

Происхождение

Евгений Базаров воспитывался в не богатой семье, сын военного лекаря. Из-за низкого происхождения он был обречен на жалкую роль прозябания на задворках низшего общества.

Павел Петрович Кирсанов – дворянин, офицер, сын генерала, вращается в больших светских кругах. Всю свою молодость он провел в столице, красуясь на баллах перед столичными дамами.

Образование

Базаров – грамотный молодой человек, начитан, уверенно шагающий к своей цели. Талантливый специалист. Близкие друзья пророчили Евгению большое будущее в сфере медицины.

Продвижению по службе Кирсанов Павел Петрович обязан семейным связям и своей харизме. Мало начитанный и вообще не интересующийся точными науками человек.

Образ жизни

Евгений Базаров по своей натуре жаворонок. Молодой человек начинал свою активную деятельность тогда, когда еще другие люди продолжали прибывать в стране «Морфея». Из-за умственных нагрузок он постоянно испытывал чувство голода, оттого много ел. А чтобы хоть как-то расслабиться употреблял в больших количествах алкоголь.

Кирсанов в свою очередь вел спокойную и размеренную жизнь дворянина. Ел мало, но высоко ценил комфорт.

Сравнительная характеристика двух героев в любовных отношениях

Павел Петрович – романтик, однолюб. После смерти любимой женщины, оставил столицу и переехал в деревню, подальше от тех мест, где ему все о ней напоминало.

Евгений Базаров – циник, не готовый к серьезным отношениям. Считает, что женщины нужны для физического удовлетворения. А когда к нему пришла настоящая любовь в лице прекрасной Фенечки, юноша робеет и теряет голову.

Отношение к простому люду

Кирсанов – двуличен, воспевает культуру простых крестьян, а при встрече с ними морщиться и отворачивается.

Базаров – призирает крестьянское невежество и суеверие, но сочувствует их бедственному образу жизни. Считает, что крестьяне такие же равноправные члены общества и поэтому разговаривает с ними на равных.

Сравнивая двух этих людей, мы приходим к выводу, что проблема противостояния «Отцов и детей», которая пришла с 19 века, осталось актуальна и сейчас. Что мы наблюдаем в современной политике.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: