Образ и характеристика базарова в романе отцы и дети тургенева сочинение

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа — это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа — «это мастерская, и человек в ней работник». В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника — Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Взгляды

Евгений Базаров презирает представителей аристократического общества: «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично».

Главный герой романа «Отцы и дети» – нигилист, он ко всему относится с критикой: «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои», «Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!». Как представитель нигилизма Базаров говорит о том, что они «ни перед кем не преклоняются».

В соответствии со своими убеждениями Базаров отрицал любовь, считал ее «чувством напускным». Герой «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

Не признает Базаров и любое проявление искусства, считая, что наука важнее: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Павла Петровича Кирсанова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации. В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы. В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.

Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.

Суть нигилизма Евгения Базарова

Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России. В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов. Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Личностные качества

Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения

Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье. «Человек простой» – говорит Кирсанов-сын

У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.

У Базарова незаурядный ум. Это касается не только сферы медицины, но и других сфер деятельности. Такое положение вещей стало причиной развития такого негативного качества, как самоуверенность. Евгений явно осознает свое умственное превосходство по отношению к большинству окружающих его людей и не может удержаться от резких замечаний и критики. Сопутствующим качеством к этому крайне непривлекательному букету добавляется еще и самолюбие. У Павла Петровича такие качества кажутся несовместимыми с родом деятельности Базарова. Дядя Аркадия утверждает, что человек с таким характером не может быть полноценным уездным врачом.

Евгений думает, что он «человек положительный, неинтересный». На самом же деле он довольно привлекательная личность. Его взгляды нестандартные, они мало чем похожи на общепринятые. На первый взгляд, кажется, что он действует по принципу противоположности и противопоставления – Евгений противоречит фактически любой мысли, но, если хорошо разобраться, то это не просто прихоть. Базаров может объяснить свою позицию, привести аргументы и доказательства, свидетельствующие о его правоте. Он довольно конфликтный человек – готов затеять спор с человеком любого возраста и положения в обществе, но между тем, он готов выслушать своего оппонента, проанализировать его доводы, или же сделать вид, что делает их. В этом плане позиция Базарова заключается в таком тезисе: «Докажи мне свою правоту и я тебе поверю».

Несмотря на готовность Евгения к дискуссии, он очень упрямый, его сложно переубедить, на протяжении романа никому не удалось полностью поменять его отношение к определенным вещам: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой школьный день 4, 7 класс Каждый мой школьный день с одной стороны однообразный, а с другой уникальный и неповторимый. Одно я знаю точно, что каждый новый школьный день дарит мне заряд энергии, новые знания и делает меня чуточку взрослее.
  • Сочинение Описание степи в повести «Тарас Бульба» 7 класс В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Николаем Гоголем, показана небывалая красота природы, которую автор описал, как нечто живое и трогательное
  • Сочинение на тему Весна в лесу Долгожданная весна приходит в каждый уголок нашего города. Она заглянет и под мостик, где начинает звенеть ручей, и пройдется по дорогам, оставив за собой следы в виде грязи. Но особые чувства от наступления весенней поры

Характеристика Базарова — сочинение

Роман «Отцы и дети» принадлежит перу русского писателя И. С. Тургеневу. В этом романе поднята проблема отношений двух поколений, и попытка решения этой проблемы. Идет борьба между двумя лагерями старым аристократическим миром и новым радикальным миром. В романе показано, что на смену старым представителям дворянства идут молодые беспокойные и ищущие.

Одним таким молодым и ищущим персонажем был Евгений Базаров. Он был не похож ни на кого другого в романе. Он имел прогрессивные взгляды на жизнь. Он является противником вероисповедования и царской власти. Он является антиподом старшему поколению, которое находится в рамках традиции моральных устоев.

Евгений был жестким и самоуверенным молодым человеком, он привык добиваться своих целей, опираясь на науку. Он считал, что любовь и романтика чушь и в неё не верил. По мнению Базарова если человек проявляет чувства, то он показывает слабость. Поэтому Евгений отталкивал всякие мысли о любви.

Даже любовь к родителям и родителей к нему он тоже отрицал. Где бы он ни появлялся, он сразу проявлял себя как лидер, науку он ставил на первое место.

Писатель специально ввел этого персонажа в роман, потому что он был воплощением образа нового человека. У этого героя выработанна своя концепция нигилизма.

Его взгляды проявляются во всём, он отрицает моду, дворянство. Он считает, что главное это жизнь простого народа. Он считает, что нельзя говорить об искусстве, если в соседней деревне с голоду умирают люди. Он хочет дать простому народу образование, сто бы они не были темными и непросвещенными людьми.

Базаров сразу показал, что в спорах ни возраст, ни принадлежность к знатному роду, ни дружеские отношения не являются для него авторитетом. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем был настолько сильный, что дошло до дуэли.  

Авторитетом для Базарова была лишь наука и он сам. От науки можно получить пользу, а все остальное глупости. Но нашлась сила, которая смогла перебороть скепсис нигилизма, имя этой силе – любовь.  

Базаров влюбляется в Ольгу Одинцову. Но эта любовь безответная, Ольга его не любит. Поэтому мужчина решает вернуться к родителям и полностью отдаться науке. Но когда он получает заражение крови и перед смертью просит, что бы Ольга приехала с ним проститься. Автор этим приемом разрушает философию и доказывает, что отрицать все нельзя.  

Когда Евгения не стало, автор попытался изобразить то, что герой получил покой.

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он «убивает» своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное — природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. «Мастерская» (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Базаров Кирсанов
Взгляды Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества
Цитаты «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем» «Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Нравственные ценности

Базаров Кирсанов
Отношение к любви «Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?

Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»
Отношение к искусству «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»
Отношение к природе «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Внешность героя

Интересен портрет главного героя. Евгений Васильевич отнюдь не красавец: худое лицо, широкий лоб, кверху плоский, книзу заостренный нос, большие глаза, висячие бакенбарды. Красные руки Базарова характеризуют его как рабочего человека, которому свойственен тяжелый труд.

Описывая своего героя, Тургенев отмечает, что тот не был модно одет – носил длинный балахон с кистями. Внешний вид для героя не главное, это лишь оболочка, за которой прячется ум.

Стоит обратить внимание на речь и лексику героя. Базаров немногословен, он говорит кратко и по делу, подчеркивая свою решительность и уверенность

В своей речи он использует различные термины, что подтверждает его увлечения естественными науками. Лексика героя оценочна и народна: «тертый калач», «славный малый».

Сочинение Базаров — новый человек

Базаров отвергает существование человека в гармонии с природой. Он считает, что человек вправе распоряжаться всеми доступными ресурсами природы, а не благоговеть перед ней: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Учитель: Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.

Минусы базаровского нигилизма

При неоспоримых достоинствах личности, Базарова трудно назвать полноценным членом общества того времени. Он скорее чужеродный элемент в нем. Некоторые его взгляды коробят, идеи вызывают сопротивление, грубость в общении возмущает.

Все ломать

У категоричности Базарова гипертрофированные формы, его суждения и взгляды порой не имеют ничего общего с реальной жизнью. На основании выводов об одном человеческом экземпляре, Евгений готов поставить диагноз всему обществу. Познакомившись со старшими Кирсановыми, приписывает их к отставным людям и считает таковыми все их поколение. Миссию нигилистов, как новой силы, Базаров усматривает в отрицании и ломке всего, что составляет ценность для «отставников». Но его не заботит, кто будет на месте сломанного возводить новое.

Не патриот

Герой справедливо иронизирует над квасным патриотизмом многих представителей своего времени, но и истинный патриотизм он мало признает. Базаров — русский человек, который не видит достоинств собственной нации. Для него русский «лишь тем и хорош, что сам о себе дурного мнения». Евгений прав, обличая распространенное в России того времени невежество и суеверие, но при этом безапелляционно утверждает, что таково все русское общество.

Цинизм и черствость

Базаров откровенно потешается над романтизмом, высоким чувствами. Не заботясь о производимом впечатлении, говорит о преимуществах низменного, плотского. Нигилист не принимает общепринятые нормы поведения. Его мало волнует, что своей вызывающей прямотой он оскорбляет чьи-то чувства. Даже восхищавшегося им Кирсанова временами коробит цинизм и душевная черствость Базарова, которая распространяется и на родителей. Безмерно любящие его мать и отец получали обидно мало внимания и общения от сына.

Отрицание прекрасного

Базаров считал, что порядочный химик в двадцать раз полезней поэта, а Рафаэль гроша ломанного не стоит. Евгений иронизирует и хохочет над Николаем Петровичем Кирсановым, цитирующим Пушкина, играющим на виолончели. Природу нигилист называет пустяком, не храмом, а мастерской. Он не может и не делал даже попыток постичь созидательную силу прекрасного.

Добровольное одиночество

Живя среди людей, Базаров одинок, и это его выбор. Он готов допустить к себе человека, который не спасует перед ним. Такого в своем окружении Евгений не видел. Признавал в Аркадии Кирсанове молодую смелость и задор, но для себя хотел дерзости и злости. Базарову все равно, восхищаются им или ненавидят. Считал себя гигантом, а значит остальные для него слишком мелки. Даже семейные, родственные узы не вызывают у него одобрения.

Студент-нигилист Базаров: образ в романе «Отцы и дети»

Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.

Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.

Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.

Базаров и «псевдонигилисты» в романе «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева был представлен широкому кругу читателей в 1861 году, в нелёгкое время для государства, грозящее революцией. Два основных противоборствующие лагеря, дворянские либералы и революционеры-демократы, понимали, что неизбежно наступление перемен, но первые выступали за введение реформ, а вторые — за радикальные преобразования.

Главный герой произведения Базаров выступает в роли «нового человека» в понимании Тургенева. Он обладал не слишком привлекательной внешностью, часто проявлял бесцеремонность, резкость в суждениях и категоричность в высказываниях. Но тем ни менее, наделён неординарным умом и свежими идеями.

Нельзя назвать истинным единомышленником Базарова Аркадия Кирсанова. Хоть он считает значимой дружбу с Базаровым и преимущественно определяет для себя как замечательного человека, но для Аркадия большим испытанием является максималистский напор выдвигаемых требований Базарова. Кирсанов считает для себя главными любовь и семью, а не прогрессивные идеи.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Ситников и Кукшина вызывают презрение у Базарова, но являются «нужными» для выполнения сомнительных поручений. С помощью применения такого приёма, как сатира, Тургенев описывает этих двух персонажей, делая сознательный акцент на их глупости, несобранности и распущенности.

Ситников характеризует Кукшину, как «передовую». В те времена разводы были редкостью, но Авдотья Никитична «разъехалась» с супругом. Но вот, как распорядиться своей независимостью не ведает. Беспорядочная жизнь и периодические скандалы — вот её удел.

Ситников, хоть и позиционирует себя, как человек прогрессивного ума, но тем ни менее, усиленно пытается влиться в светское общество, где его присутствие не приемлют. Нигилизм для него — просто способ надеть маску неординарности, утаить свое истинное происхождение и возможность казаться умным человеком.

Кукшина и Ситников — карикатурные образы, производящие негативное впечатление, обладающие развязными манерами и не соответствующие на самом деле тем определениям, с которыми себя ассоциируют, являясь «псевдонигилистами», постоянно подчеркивая передовые взгляды. Но на самом деле они люди примитивного и простого мышления. Полны бутафорской неестественности эти персонажи. Этими характеристиками явно наделяет И.С. Тургенев Кукшину и Ситниками на страницах многочисленных примеров описания их слов, поведения, внешности и манер.

Само собой разумеется, что Базарову надлежит иметь единомышленников, но, по сути, они отсутствуют, так как «псевдонигилисты» не является поистине верными убеждениям, которыми лишь прикрываются, преследуя свои цели. Таким образом, можно прийти к выводу, что Базарова постигло одиночество в своих стремлениях и общественных взглядах.

Основные положения

Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.

Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.

Природа для Базарова – всего лишь мастерская, а не что-либо иное, способное принести моральное удовлетворение. Для биолога и медика Евгения природа была некой средой, где он проводит свои опыты.

Искусство главный герой отрицает, считая, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «порядочный химик» в несколько раз лучше любого произведения искусства.

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он «убивает» своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное — природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. «Мастерская» (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха — вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде — один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) — врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: