Образ и характеристика ноздрёва

Помещик — мечтатель

О первом жителе пригорода, которого посетил Павел Иванович Чичиков, читатель узнает достаточно много. Он отставной офицер, привыкший курить трубку еще с армейской службы. Восемь лет женат на Лизоньке, с которой имеет двух сыновей. Любовь между супругами напоминает истинное счастье. Они носят друг другу конфеты, яблоки, орешки, проявляя этим заботу. Говорят нежными голосами. Любовь своей излишней сентиментальностью напоминает пародию. Сыновья имеют такие имена, что на них нельзя не остановиться: Алкид и Фемистоклюс. Родители хотели выделить своих детей из толпы хотя бы именами. Манилов представляет себя западником, человеком, который строит свою жизнь на европейский манер, но из этого получается абсурд и несуразица. Доверчивость хозяина барского дома приводит к обману. Крестьяне просят отпустить их на заработки, а сами идут гулять и пьянствовать. Наивность господина приводит к разрухе. Вся усадьба безжизненная и жалкая. Не вызывает удивления у читателя приказчик в поместье — пьяница и лентяй. Жизнь в усадьбе и вокруг течет по каким-то своим неведомым законам. Помещик стал ассоциацией целого образа жизни – «маниловщины». Это праздное, мечтательное отношение к жизни без дела и действий.

Образ жизни

В свои 35 лет Ноздрев ведет разгульный образ жизни. Точно такой же, что вел 20 лет назад. Герой не меняется с годами. Главной характеристикой образа является слово «кутила», которое полностью передает образ жизни Ноздрева.

Герой любит игры. На протяжении повествования он не раз играет в карты с другими людьми, причем используя шулерство. При встрече Ноздрева с Чичиковым он рассказывает, как «продулся» в карты, как «спустил» цепочку и часы. Причем Ноздрев не может остановиться вовремя, он уверен в своих действиях, однако терпит неудачи: проигрывает и вещи, и деньги. Но все же думает, что смог бы отыграться. Скорее всего, используя нечестные способы, которые помогали выразить позицию героя: выиграть любым путем.

Ноздрев – любитель покутить. Сам он хвастается перед Чичиковым: «… как покутили мы в первые дни! Правда, ярмарка была отличнейшая».

Еще одним любимым занятием Ноздрева было употребление различных напитков. Герой хвастается, что во время обеда выпил целых семнадцать бутылок. Вероятно, это ложь, характерная герою, но любовь к выпивке у героя очевидна. Пить он мог и без закуски, потому что обед «не составлял у Ноздрева главного в жизни».

Любовь героя к собакам, которые имели своеобразные клички, наличие различного оружия в кабинете, который и кабинетом назвать нельзя, показывали увлечение Ноздревым охотой, которая еще больше указывает на вспыльчивость характера и быструю переменчивость настроения героя.

Необычность характера подчеркивает и любовь Ноздрева к обмену. Герой любит покупать различные вещи, которые затем меняет на что-то другое. Делает он это без какой-либо цели, а ради веселья.

Ноздрев любит находиться в центре внимания, однако делает он это своим несдержанным характером. Герой известен всем своей постоянной любовью к дракам, которые могли возникнуть совершенно спонтанно.

Образ помещика Ноздрева ярко показал тип разгульных помещиков, которых «приходилось всякому встречать немало».

Образ Ноздрёва

Ноздрёв — уникальный персонаж, который в силу своего неугомонного, вспыльчивого характера регулярно попадает в громкие истории. Практически всегда он сам провоцирует их своим поведением, которое строится на пьянках, драках, оскорблениях, скандальных и откровенно безобразных сплетнях.

Будучи большим мастером приврать, Ноздрёв не стыдиться обманывать окружающих. Он способен на самый подлый, циничный обман, который уничтожает репутацию человека, но чаще всего его ложь является следствием чрезмерно буйного воображения. Рассказывая всякого рода небылицы, Ноздрёв так старательно это делает, что сам начинает верить в них и искренне негодует, когда его уличают во лжи или насмехаются.

Ноздрёв — страстный картёжник, не способный себя мало-мальски контролировать во время игры. Даже когда он выигрывает крупную сумму, он тут же спускает её на новую партию и не останавливается до тех пор, пока не проигрывает всё, что имеет. Во время игры Ноздрёв не гнушается жульничать, за что нередко бывает бит. Однако ни дурная репутация в обществе, ни откровенные унижения не способны вразумить непутёвого героя, у которого напрочь отсутствует чувство собственного достоинства.

Страстная натура Ноздрёва проявляется и в стремлении постоянно что-то менять. Предметом мены с его стороны может быть всё, что угодно, а результат обмена зачастую бывает не в его пользу. Однако это не смущает Ноздрёва, для которого важен сам процесс.

Несмотря на происхождение, Ноздрёв ведёт себя как абсолютный хам и невежда, который напрочь игнорирует основы культуры поведения. Он плохо образован, ничем не интересуется, ни к чему не стремится. Всё, что занимает его ограниченный ум, — это карты, охота и бесконечные развлечения.

Характер Ноздрёва

Когда автор переходит к описанию характера и поведения Ноздрёва, тот внезапно поворачивается совсем другой стороной. Так, он к любому встречному сходу обращается на «ты». Он не признаёт социальные категории, звания, чины. Даже с полицейским и важным чиновником он будет общаться фамильярно. При этом Ноздрёв настолько решительный и напористый, что собеседники не хотят ему перечить.

Ноздрёв совершенно не умеет дружить и общаться с людьми, хотя пытается это делать. Он быстро сходится с кем-то, потом затевает скандал, его колотят, а затем он всё забывает и снова общается с этим человеком как с лучшим другом.

Герой не дожидается, когда его куда-то пригласят: он всегда приходит без предупреждения, чем «вносит сумятицу». Ноздрёв имеет общительный характер, но он никогда не следит за своей речью. Так, он очень любит врать и делает это не задумываясь. Очень часто его ложь перерастает в совсем уж глупые небылицы, в которые в принципе невозможно поверить.

Иллюстрации и экранизации

Первым художником, который сделал рисунки к «Мертвым душам», был А. Агин. В 1845 г. он обратился к писателю с просьбой согласиться на создание иллюстраций, но Николай Васильевич отказал. Невзирая на это, художник начал работу. В итоге он нарисовал 100 картинок, которые воссоздают сюжет и образы главных героев. Различные эпизоды общения Собакевича и Павла Ивановича поместились у него на 5 листах.

В 1851 г. над персонажами Гоголя работает иллюстратор Петр Боклевский. На одном из изображений помещик напоминает пса: он показан со свисшими бровями, небольшими глазами и узкими губами. К числу художников гоголевской поэмы также относятся:

  • Борис Кустодиев;
  • Владимир Маковский;
  • Николай Пирогов;
  • Николай Зубчанинов;
  • Елена Самокиш-Судковская;
  • Мечислав Далькевич;
  • Алексей Лаптев;
  • Коллектив художников Кукрыниксы.

Режиссеры, вдохновленные произведениями Гоголя, экранизировали его поэму «Мертвые души». Образ Собакевича в кинематографе был воплощен:

  1. Первый фильм вышел в 1909 г. Это черно-белая немая кинолента режиссера Чардынина, где персонажа играет Василий Степанов.
  2. Через почти полстолетия в 1960 г., Л. Трауберг ставит телеспектакль по произведению «Мертвые души». В работе использовалась инсценировка поэмы, которая принадлежала перу Булгакова и была написана в 1930 г. Героя играет Алексей Грибов.
  3. Режиссер Белинский в 1969 г. также снимает фильм-спектакль по сюжету произведения. Роль Собакевича досталась Юрию Толубееву.
  4. Показ следующей экранизации произошел в 1984 г. с подачи режиссера Швейцера. Героя поэмы играет Вячеслав Невинный.
  5. Первый телевизионный сериал по гоголевским мотивам выходит в 2005 г. Павел Лунгин создал проект, который назывался «Дело о мертвых душах». Персонажа сыграл Александр Семчев.

Собакевич может показаться неординарным помещиком — тогда как многие люди пытаются облагородить собственный интерьер, он полностью лишил его любой эстетики и привлекательности. При этом он непростой человек в плане общения. Ему сложно сойтись с остальными людьми, поскольку он первым делом отмечает в других недостатки, если, естественно, это не кто-то из представителей его рода. Причем он отличный помещик, заботится, чтобы его крестьяне не голодали и были обеспечены требуемым минимумом для своего существования.

Ноздрев характеристика образа в поэме «Мертвые души»

Характеристика Ноздрёва вполне помещается в краткую формулировку: неистовый помещик.

***

Прилагательное в этом случае нужно понимать во всем богатстве значений, зафиксированных Владимиром Ивановичем Далем в его толковом словаре.

Происхождение ее красноречиво: часть носа – элемента очень характерного, связанного в народе с половой сферой. Первое впечатление подтверждается при более близком знакомстве.

***

Поведение Ноздрева лишено какой-либо сознательности, направленности. Даже побои его не вразумляют, настолько коротка его память: вскоре братается с вытолкавшими его взашей.

***

Анализ высказываний героя показывает, что «собачья» манера поведения неотделима от речи Ноздрева – в высшей степени экспрессивной и выразительной.

***

Причем ругательства годятся и для дружеского обращения: даже повесить по-дружески желал бы он юлящего Чичикова.

Отсутствуют. Ноздрев только большой охотник погулять. Пьянствовать и испытывать удачу в картах, выигрывая и тут же просаживая деньги и вещи.

***

Так что Чичиков снова просчитался: план даром выпросить мертвые души у проигравшегося отчаянного помещика изначально был обречен на провал.

Больше двух часов водил радушный хозяин гостей по своему поместью – а более или менее определенного описания ноздревской деревни в книге нет.

***

Дикость угрожает поглотить культуру в царстве Ноздрева: бороненные земли чередуются с заброшенными, топкие низины и вязкая грязь и лес в отдалении.

***

На псарне молодой красавец и вовсе выглядит как отец семейства: собаки многочисленны, довольны, ухожены и обласканы.

***

Кстати, спалось понадеявшемуся на дармовщинку Чичикову в этом доме плохо. Всю ночь он чесался из-за нестерпимо больно кусающих маленьких пребойких насекомых.

***

При следующей встрече упрекает, что оплеванный человек не заезжает в гости (обращение при этом «Подлец»). Даже проводив зятя, тут же говорит гадости про него Чичикову.

Главный вывод после анализа персонажа: при всей своей привлекательности, это лишь оболочка человека. Но даже через нее пробивается животная сущность помещика.

***

Ноздрев – зверь, так и не ставший человеком, не одухотворенный высшими человеческими свойстВам и: разумом, совестью и добротой. Нет в нем даже преданности собственному дому.

Здесь микрообраз сути Ноздрева: богатство материи – но беспорядочность, бесформенность, дезорганизованность, непоследовательность, бесцельность.

Отношение Ноздрёва к предложению Чичикова

Реакция Ноздрёва на предложение Чичикова была совсем не такой как реакция Коробочки, которая была очень озадачена предложением продать мёртвые души. Предложение перевести умерших крестьян на Чичикова вызвало у него озорное любопытство, так как он предчувствовал возможность осуществить очередной обмен. Но сначала любопытный Ноздрёв стал выпытывать у Чичикова, для чего они ему нужны. Он не поверил в выдуманные Чичиковым причины, кричал, что тот врёт, да ещё обозвал мошенником.

Когда Чичиков предложил у него мёртвые души купить, Ноздрёв обозвал его подлецом и согласился не продать их, а отдать, но с условием, чтобы Чичиков купил у него жеребца. Получив отказ, он стал предлагать купить кобылу, собак, шарманку, но Чичиков не соглашался. Тогда неугомонный помещик предложил играть на души в карты. Отказавшегося от этого гостя он снова обозвал подлецом, однако поужинал с ним, показал, где его постель и сказал: «Не хочу и доброй ночи желать тебе!»

Но утром хозяин по-дружески предложил гостю играть на души в шашки. Тот неплохо играл в шашки и решил согласиться. Заметив плутовство Ноздрёва с шашками, Чичиков отказался кончить партию. Перебранка чуть не кончилась тем, что Ноздрёв чуть не ударил Чичикова по щеке, но тот схватил его руки и крепко держал. Помещик позвал дюжих слуг и в ярости закричал: «Бейте его!» Кричал он так исступлённо, будто призывал солдат взять неприступную крепость.

Если бы в это время не приехал капитан-исправник, Чичикова бы побили. Капитан-исправник объявил хозяину, что тот находится под судом за нанесение «помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде». Ноздрёв стал кричать, что капитан-исправник врёт, а Чичиков выскользнул из дома, сел в бричку и уехал.

Характер

Одним определением обозначить характер Ноздрёва трудно, пожалуй, и невозможно. Казалось бы, этот человек имеет замечательные качества — энергию, удаль, но у него они чрезмерны и, главное, бесцельны, поэтому стали пародией на русское богатырство. Понятия чести, совести, человеческого достоинства, а также жизненные цели у Ноздрёва полностью отсутствуют.

Этот помещик в 35 лет остался таким же, как в 18:

  • он непоседа, не может усидеть дома больше дня (поэтому своё хозяйство совершенно запустил, в отличном состоянии у него только псарня);
  • очень общителен, быстро знакомится, начинает говорить новому знакомому «ты» и зачастую, в этот же день подерётся с ним на дружеской пирушке;
  • кутила, «охотник погулять»;
  • буян — ни одно собрание, где он присутствовал, не обходилось без истории: либо его выведут, либо он напьётся, либо «проврётся»;
  • хвастун и враль, причём врёт часто без всякой нужды;
  • любитель карточной игры, шулер;
  • мот, любит менять что угодно на что угодно, но не для того, чтобы что-то выгадать: это происходит из-за «неугомонной юркости и бойкости характера». Над ним нет власти денег и собственности. Если ему удавалось на ярмарке выиграть в карты деньги, он покупал на них всё, что попадалось ему на глаза, но редко свои покупки довозил до дома, так как в этот же день мог проиграть их.

Суть персонажа

Ноздрёв вовсе не хочет обмануть собеседника, показаться богаче, значительнее, чем он есть. Герой действительно верит в только что сочинённые им небылицы. Так он рассказывает о своей школьной дружбе с Чичиковым, который из доносчика незаметно превращается в фальшивомонетчика, шпиона, едва ли не в Наполеона. Особенность этого человека состоит в том, что он живёт в своём, каждый раз мгновенно, под влиянием ситуации создаваемом им мире. Его глупое враньё и хулиганство — от избытка сил, энергии, желания, чтобы всё было интересным, увлекательным, необычным, чтобы люди были азартны, смелы, беспечны, щедры душой и деньгами. Удаль, сверхъестественная энергия персонажа могли бы своротить горы, будь они направлены в нужное русло. Суть образа Ноздрёва в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» заключается в том, что весь его огромный потенциал бесполезен и даже вреден при омертвевшей, не сознающей своих желаний душе. Кипучая деятельность героя порождает только пустоту.

Характеристика образа Ноздрёва может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Семья Болконских — образ и характеристика героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Соня Ростова — образ и характеристика героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

«Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков) — характеристики героев

«Горе от ума» (А. С. Грибоедов) — характеристики героев

Стародум — образ и характеристика героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Обломов и Штольц — сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обломов»

Вещи вокруг помещика

Все предметы, окружающие хозяина, говорят о его неприспособленности, оторванности от действительности.Дом.

Здание стоит на ветру, на возвышенности без деревьев. Вокруг жидкие кроны берез, которые автор называет верхушками. Символ России теряет свою природную привлекательность.

Пруд.

Поверхность воды не видна. Она заросла ряской, больше схожа с болотом.

Беседка.

Название места отдыха господина «Храм уединенного размышления». Здесь должно быть уютно, но нет ни слова об этом. Запущенная постройка.

В одной из комнат уже 8 лет нет мебели, пустота в барском доме не из-за отсутствия средств, а от лени и бесхозяйственности господ.

Помещик Манилов – единственный, кто не продал, а отдал мертвых душ. Он настолько непрактичен, что берет на себя расходы по оформлению покупки. Но в этом вся суть помещика: бессмысленное подхалимство перед любым человеком, будь это даже преступник или подлец.

И его усадьбы в тексте произведения). Сам Гоголь признал, что рисовать такие характеры очень трудно. В Манилове нет ничего яркого, резкого, бросающегося в глаза. Таких расплывчатых, неопределенных образов много в свете, говорит Гоголь; на первый взгляд они похожи друг на друга, но стоит вглядеться в них, и только тогда усмотришь «много самых неуловимых особенностей». «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова, – продолжает Гоголь. – Есть род людей, известных под именем: «люди так себе, ни то, ни сё – ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Из этих слов мы заключаем, что главное затруднение для Гоголя представляло не столько внешнее определение характера, сколько внутренняя оценка его: хороший человек Манилов, или нет? Неопределенность его и объясняется тем, что он ни добра, ни зла не делает, а мысли и чувства его безупречны. Манилов – мечтатель, сентименталист; он напоминает собою бесчисленных героев различных сентиментальных, отчасти романтических романов и повестей: те же мечты о дружбе, о любви, та же идеализация жизни и человека, те же высокие слова о добродетели, и «храмы уединенного размышления», и «сладкая меланхолия», и слезы беспричинные и сердечные вздохи… Приторным, слащавым называет Гоголь Манилова; скучно с ним всякому «живому» человеку. Совершенно такое же впечатление производит на человека, избалованного художественной литературой XIX века, чтение старых сентиментальных повестей, – та же приторность, та же слащавость и, наконец, скука.

Манилов. Художник А. Лаптев

Но сентиментализм у нас захватил несколько поколений, и потому Манилов – живой человек, отмеченный не одним Гоголем . Гоголь только о карикатурную сторону этой созерцательной натуры, – он указал на бесплодность жизни сентиментального человека, живущего исключительно в мире своих тонких настроений. И вот, тот образ, который для людей конца XVIII века считался идеальным, под пером Гоголя предстал «пошляком», коптителем неба, живущим без пользы родине и людям, не понимающим смысла жизни… Манилов «Мертвых душ» – карикатура на «прекраснодушного человека» (die schöne Seele немецких романтиков), это изнанка Ленского… Недаром сам Пушкин , рисуя поэтический образ юноши, боялся, что если бы он остался в живых, подольше пожил впечатлениями русской действительности, то под старость, отяжелев от сытной, бездельной жизни в деревне, закутанный в халат, он легко обратился бы в «пошляка». И Гоголь нашел, во что он мог бы обратиться – в Манилова.

Цели жизни у Манилова нет, – нет никакой страсти – оттого нет в нем задора, нет жизни… Хозяйством он не занимался, мягкий и гуманный в обращении с крестьянами, он их подчинил полному произволу приказчика-плута, и им от этого было нелегко.

Чичиков легко понял Манилова и ловко разыграл с ним роль такого же «прекраснодушного» мечтателя; он засыпал Манилова витиеватыми словами, очаровал нежностью своего сердца, разжалобил жалкими фразами о своей бедственной судьбе и, наконец, погрузил его в мир мечты, «парения», «духовных наслаждений»… «Магнетизм души», грезы о вечной дружбе, мечты о блаженстве вдвоем философствовать в тени вяза, – вот мысли, чувства и настроения, которые в Манилове сумел ловко расшевелить Чичиков…

Жизненный уклад

Образ Ноздрева в поэме «Мертвые души» можно охарактеризовать, как любителя прожигать жизнь, вкусно поесть и выпивать. Этот непоседливый человек не в состоянии был долго сидеть дома. Но свою энергию и силу он направляет не на благое дело, а на поиск новых источников удовольствия.

Жизнедеятельность персонажа

В 35 лет, так же как и в 20, Ноздрев ведет разгульный образ жизни и это основное занятие мужчины. Годы идут, а он не меняется. Его можно охарактеризовать одним словом — «кутила», которое показывает образ жизни героя.

Он любил хвастаться, париться в бане, веселиться, участвовать на балах и праздниках, выпивать, играть в карты. Выбирая себе развлечение, Ноздрев не обращал внимания на их стоимость, поэтому часто проигрывался и жил без денег. Считается, что герб помещика — один из знаков четырех мастей. Часто герой занимался шулерством. Он не может остановиться вовремя, проигрывает вещи и деньги, рассчитывая на возможность отыграться. Ноздрев хотел выиграть любым путем.

Другим его любимым делом было употребление алкогольных напитков. Как-то помещик хвастался, что выпил семнадцать бутылок за обед. Выпивать он мог без закуски, потому что еда не составляла главного в жизни. Следующая цитата доказывает это: «…Закусивши, они сели за стол… Обед не составлял у Ноздрева главного в жизни. Блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось».

Хозяйство помещика

Ноздрев почти не принимает участия в хозяйственной деятельности. Его интересует только результат, а не текущие процессы и возникающие проблемы. Герой не беспокоится о своем будущем, относится ко всему пренебрежительно, не задумывается о финансах и последствиях. Он был отстранен от дел и жил в свое удовольствие и одним днем. Управление деревней помещик поручил приказчику.

Дом обставлен безвкусно, обстановка была неуютная, повсюду беспорядок. Но к неудобствам он относился как к норме жизни. Кабинет напоминал помещение для хранения ружей, курительных трубок и шарманки из красного дерева.

У героя был какой-то постоянный доход, но автор не уточняет количество крепостных, но, вероятно, хозяйство большое. Еще одним источником прибыли были мельница и кузня. Благодаря крепостным был спрос на производимые товары. Хозяйство находилось в запустении. Дороги были разбиты, земельные угодья пустовали.

Поступки и манеры характеризуют помещика как отрицательного персонажа. Его нечестное поведение негативно сказывается на других людях. Герою стоило бы переосмыслить поведение, уважительно относиться к людям. У этого человека нет таких понятий, как честь и достоинство. Свою неуемную энергию герой тратит на ерунду, вместо того, чтобы направить ее в нужное русло.

Он не придает большого значения своему существованию. Бесцельная суета разрушает жизнь Ноздрева. Гоголь хочет сообщить, что в мире много таких людей, если каждый начнет меняться в лучшую сторону, то жизнь русского человека тоже изменится. Если этого не сделать, то мир погибнет. Нужно оценивать свои поступки, проводить анализ мыслей и принятых решений.

Портрет: описание внешности, речь и манеры

Ноздрёву 35 лет. Портрет его напоминает фольклорного добра-молодца. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Зайдя в трактир, Ноздрёв сбросил на стол свой картуз, молодцевато взъерошил рукой свои густые чёрные волосы и, увидев Чичикова, расставил руки и вскричал: «Ба, ба, ба! Какими судьбами? Куда ездил?» Затем сразу, не дождавшись ответа, сказал, что едет с ярмарки с зятем Мижуевым, и начал рассказывать о своих кутежах на ярмарке.

К Чичикову он обращался на «ты», как к старому знакомому, хотя видел его раньше только один раз, называл его «брат», «братец». Речь его восторженная, со многими восклицаниями, он нисколько не сомневается, что его разглагольствования о кутежах интересны Чичикову. Его фамильярность дошла до того, что он назвал Чичикова свинтусом за то, что тот не приехал на ярмарку.

Узнав, что тот едет к Собакевичу, Ноздрёв звонко расхохотался и затем предложил: «Послушай, братец: ну к чёрту Собакевича, поедем ко мне!»

В речи Ноздрёва много бранных слов, жаргонизмов лошадника и картёжника.

Глава десятая

В назначенное время испуганные чиновники приходят в дом полицмейстера и начинают держать совет. Собравшиеся изначально придерживаются самых разных мнений относительно Чичикова, Одни считают его секретным правительственным агентом, другие фальшивомонетчиком, третьи – переодетым разбойником.

Почтмейстер заявляет, что Павел Иванович – это капитан Копейкин. Он рассказывает чиновникам целую историю.

Повесть о капитане Копейкине

Капитан Копейкин участвовал в Отечественной войне 1812 г. В одном бою он лишился руки и ноги. Работать инвалид не мог, поэтому решил поехать в Петербург и добиться помощи.

Копейкин приехал в столицу, поселился в дешевом трактире и отправился на прием к генералу, возглавлявшему специальную комиссию. Прождав несколько часов в приемной, капитан был выслушан вельможей. Генерал пообещал разобраться и попросил Копейкина зайти через пару дней.

Копейкин очень обрадовался. Он был уверен в благоприятном решении своего дела и спустя три дня вновь пошел на прием. Генерал заявил, что инвалиду придется дождаться возвращения императора из-за границы.

У Копейкина совсем не осталось денег. Швейцар уже не пропускал его на прием. Однажды капитану удалось проскользнуть и вновь предстать перед генералом. Он пожаловался на полное безденежье и голод. Вельможа приказал выдворить настойчивого просителя силой.

Копейкин исчез, но через пару месяцев стало известно о шайке разбойников, атаманом которой был…

На самом интересном месте рассказ прерывает полицмейстер, напоминающий, что у Чичикова все конечности на месте.

Кто-то высказывает догадку, что под именем Чичикова может скрываться Наполеон. После этого чиновники понимают, что могут зайти в предположениях очень далеко. Наконец, они принимают решение допросить Ноздрева.

Показания Ноздрева окончательно сбивают чиновников с толку. Безбожный лжец признает все, о чем его спрашивают, добавляя множество деталей от себя. Чичиков – шпион и фальшивомонетчик. Он действительно планировал похищение дочки губернатора, а Ноздрев ему помогал.

От переживаний неожиданно умирает прокурор.

Чичиков ни о чем не подозревает. Он слегка простудился и на протяжении трех дней не выходил из гостиницы. Почувствовав себя лучше, Павел Иванович отправляется с визитами.

В доме губернатора Чичикова не принимают. Он ничего не может понять и едет к другим чиновникам. Везде Павла Ивановича либо отказываются принять, либо ведут себя очень странно. Весьма озадаченный Чичиков возвращается вечером в гостиницу. Вскоре к нему в номер приходит Ноздрев.

Ноздрев, как обычно, плетет что попало. Однако он упоминает, что все в городе ополчились против Чичикова и считают его фальшивомонетчиком и шпионом. Ноздрев обещает помочь в похищении губернаторской дочки.

Павел Иванович приходит в ужас от новостей. Он выпроваживает Ноздрева и приказывает слугам готовиться к отъезду. Чичиков хочет покинуть город ранним утром.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: