«Отцы и дети»
Главный герой романа Евгений Базаров в компании приятеля Аркадия Кирсанова приезжает в некий губернский город. Местный губернатор дает бал, на который приходит Анна Одинцова и знакомится там с Базаровым. Одинцова приглашает молодых людей в собственное имение Никольское, и те приезжают.
Портрет Ивана Тургенева
Базаров и его приятель оба увлечены хозяйкой имения и проводят в доме Одинцовой в качестве гостей некоторое время. Анна против собственной воли вызывает в Базарове любовь и пугается этого чувства, когда герой признается ей. После неудачного признания Базаров вынужден покинуть имение.
Базаров уезжает к родителям и некоторое время мечется туда-сюда, не находя себе места. Во время этих метаний герой еще раз заезжает в имение Анны, Никольское, но там Базарова принимают холодно. Позже в имение Одинцовой приезжает друг Базарова Аркадий Кирсанов и гостит у Анны некоторое время, потихоньку увлекаясь Катериной, сестрой героини.
Евгений Базаров
Сестра Анны Одинцовой — тихая и незаметная девица, пребывающая постоянно в тени героини. Умеет играть на клавикордах. Поначалу Аркадий проводит время в обществе Кати, чтобы отвлечься от собственных неразделенных чувств к Анне, но постепенно проникается к девушке искренней любовью.
Базаров тем временем ссорится с отцом Аркадия и вслед за приятелем приезжает в Никольское. Герой извиняется перед хозяйкой за свое предыдущее поведение и охватившие его чувства, и Анна принимает эти извинения. За те несколько дней, что Базаров проводит в Никольском, Аркадий успевает признаться в любви Катерине. В финале Катерина и Аркадий заключают брак.
Базаров же покидает Никольское, и Анна больше не видится с ним вплоть до конца его жизни
Герой работает врачом и умирает из-за заражения крови, которое получил, неосторожно обращаясь с инструментами во время вскрытия. Анна приезжает к Базарову по личной просьбе героя, когда тот уже лежит на смертном одре
Внешность Анны Одинцовой
Дальнейшая история жизни Анны складывается таким образом, что героиня снова выходит замуж. Это еще один брак, заключенный не по любви, но на этот раз не ради богатства, а по убеждениям. Новый муж Анны — некий «будущий русский деятель».
В романе присутствуют также родственники Анны. Анна благородного происхождения, мать героини принадлежала к княжескому роду. Отец героини – Сергей Локтев, игрок и аферист. Господин Локтев 15 лет прожил в Москве и Санкт-Петербурге, за это время проиграл кучу денег и в конце концов вынужденно осел в деревне. Еще у Анны есть старая тетушка, женщина с неприятным характером, чванливая и злая. Анна вынуждена поселить тетку в собственном доме после того, как умирает отец.
Анна Одинцова от природы наделена наблюдательностью и трезвым острым умом. Женщина получила хорошее образование, она практична и разбирается в людях, у нее демократические взгляды. Воспитание Анна получила в Петербурге. Героиня заключила удачный брак и, несмотря на то, что от отца ей остались одни долги, неплохо устроилась в жизни и помогла младшей сестре, которую сама растила после смерти родителей. Анна любит комфорт и роскошь, однако в свое время в жизни героини хватало трудностей.
Образ Анны Одинцовой
Мужем героини стал помещик Одинцов, богатый старик, которого Анна не любила. Зато женщина поправила свое финансовое положение и после смерти супруга осталась единственной хозяйкой поместья и обладательницей значительного капитала. Анна не была влюблена ни разу в жизни и ценит прежде всего независимость и покой, мало считаясь с мнением окружающих. Анна лично управляет имением, сама решает дела с дворецким, приказчиком и главной ключницей.
У героини привлекательная внешность. Тургенев описывает Анну как молодую и свежую женщину высокого роста, со стройным телом, гордой осанкой, красивыми руками, с покатыми плечами и белой кожей. Темные волосы героиня гладко зачесывает за уши и заплетает в косу. Анне двадцать восемь лет.
Одинцова производит впечатление приветливой и милой особы, однако по лицу героини сложно догадаться о чувствах. Лицо Анны всегда сохраняет одно и то же приветливое выражение, героиня любезна, у нее ровный приятный голос. При всем этом Анна не очень разговорчива и холодна, горда и не любит, когда ее беспокоят. Не любит светское общество, редко выезжает в город и после смерти мужа всего один раз выехала за границу.
Характеристики главных героев
Влюблённые в чём-то были очень похожими, а в другом — совсем разными. По произведению им можно дать следующие характеристики:
- Глазами Николая Петровича Базаров предстал как высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек. Цитата из текста, в которой Павел Петрович называет героя «этот волосатый», также не добавляет образу романтичности. Манеры и одежда Евгения небрежны. Причина этому — отсутствие аристократического воспитания. Его отец был простым полковым лекарем. Тем не менее мужчина получает хорошее образование, пробивая себе дорогу в жизни самостоятельно. Целью себе он ставит исправление общества, хотя инструменты для осуществления идеи ему представляются весьма смутно.
- Возлюбленная Базарова — Анна Сергеевна — красивая, умная, молодая и богатая женщина с холодным сердцем и страхом чувств. Твёрдость взгляда на жизнь и гордое одиночество роднит её с Евгением. Они вместе приносят в жертву личное счастье.
Знакомство с Одинцовой
Евгений Базаров знакомится с Анной Одинцовой на балу, организованным губернатором, на который он приехал вместе со своим другом — Аркадием. Увидев Анну, персонаж кратко произносит, что она «на остальных баб не похожа». Это положило начало испытанию Базарова любовью. Для героя женщины — это биологические объекты, он характеризуется наиболее упрощённым, «анатомическим» взглядом на женщин. Первоначальное поведение Евгения уже раскрыло то, что он относится к Одинцовой весьма неравнодушно. Но его также смущает то, что женщина смогла ему понравиться.
Окончательная влюблённость приходит к Базарову после того, как он приезжает в гости к Анне, куда она пригласила и его, и Аркадия Кирсанова, но герой пытается скрыть свои чувства. Впоследствии отношения Базарова и Одинцовой носят куда более серьёзный и трагический характер. Евгений, будучи на приёме у Одинцовой, уже готов отправиться домой, чтобы навестить родителей, но Анна просит его остаться.
Грубой ошибкой было бы думать, что Анна оставалась равнодушной к главному герою, ведь именно в тот момент что-то «словно её в сердце кольнуло». Через некоторое время главный герой всё-таки набирается сил рассказать героине о своих чувствах к ней, но, к сожалению, он был ею так и не понят, отвержен.
История любви Базарова и Одинцовой
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время. Однако одним из важнейших аспектов произведения является тема испытание любовью героев, которая обнажает самые далёкие уголки человеческой души и попросту открывает глаза на наш мир – прекрасный, сложный и удивительный.
Один из главных героев произведения «Отцы и дети», Евгений Васильевич Базаров, славился своим рациональным отношением к жизни. Он был нигилистом, на первостепенное место возводил разум, а не чувства, буквально «жил» любимым делом – изучением медицины, и неоднократно скептически отзывался и о поэзии, и о романах, и вообще о чувственном аспекте человеческой жизни. Превыше всего Базаров оценивал разум, самодостаточность и целеустремлённость — всё то, из чего состояла его жизнь до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой.
Анна Сергеевна, обеспеченная вдова, притягивала внимание Базарова с самых первых минут знакомства. Красивая, статная, уверенная в себе женщина попросту не могла не заинтересовать Евгения Васильевича
Базаров влюбился. Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался.
Возможно, если бы эта любовь оказалась взаимной, всё было бы иначе. Евгений Базаров полюбил бы жизнь такой, какой она является – без условностей, без вечного отрицания буквально всего на свете. А возможно, Базаров бы разочаровался и в любви, со временем вновь лишь сильнее укрепившись в нигилизме. Этого мы уже не узнаем.
Я полагаю, что испытание любовью, выпавшее на долю Евгения Васильевича Базарова, стало одним из наиболее значимых моментов в его жизни
Человек, всю жизнь уделявший внимание лишь разуму, его развитию и постижению, впервые открыл для себя другой, совершенно иррациональный мир – мир чувств, эмоций и душевных терзаний. Пожалуй, встреча с Анной Сергеевной и стала тем переломным моментом в жизни героя, после которого она словно разделилась на две части – часть «до» и часть «после»
К сожалению, нам не удастся проследить за дальнейшим развитием Базарова, понаблюдать, какой жизненный путь ему бы предстояло пройти, если бы не скоропостижная смерть. В этом и заключается драма произведения, как и драма самой человеческой жизни – внезапное, такое несправедливое завершение.
10 класс
История создания
Кому посвящен роман? Как известно, он посвящается памяти В. Г. Белинского, известного литературного критика того времени. Это посвящение вовсе не случайно, ведь Виссарион Григорьевич был ярчайшим представителем нового сословия, которое громко заявило о себе в общественной и интеллектуальной жизни страны.
Борьбу двух сословий, положенную в основу романа «Отцы и дети», можно проследить на многих аспектах жизни писателя. «Современник», которым теперь владел Некрасов, раскололся на две части — радикально настроенных революционеров и приверженцев постепенных реформ. Добролюбов, представитель первых, был поддержан Некрасовым, что послужило причиной ухода Тургенева из редакции. Уход был эмоционально тяжелым, так как этот журнал был своеобразной трибуной для мыслящих людей того времени.
Тургенев отличался тем, что создавал образы крестьян и мещан, как глубоких и сложных личностей. В то же время, принадлежащий к дворянскому сословию, он был заинтересован мучительными духовными поисками дворянства. Возникает вполне очевидный вопрос, кому же больше симпатизирует автор? На этот вопрос может помочь ответить первый эпиграф к роману.
Этот эпиграф к первой редакции позже был снят, так как из него понятно — последнее слово за дворянином. Это упрощает авторский замысел, делая его однобоким, хотя на самом деле Тургенев симпатизирует Базарову, он его любит и создает такой психологический портрет, чтобы и читатель в него влюбился. В характере Базарова отразились черты многих радикально-настроенных демократов того времени.
Замысел романа приходит Тургеневу в Англии, работа над ним идет в Париже, а завершается и издается он в России. Суммарно писатель работал над «Отцами и детьми» 2 года — с 1860-1862.
Стоит также обратить внимание на исторический фон. Именно в 1859 г, в мае Базаров и Кирсанов приезжают к отцу второго в имение
Это момент становления новой политической России — происходит раскол: либералы-дворяне и демократы-разночинцы. Это время болезненно пограничного, кризисного состояния общества. Вся Россия охвачена горячкой преобразований — никто не хочет казаться отставшим от новых течений.
В стране, особенно в деревне, царит экономический кризис — нищета, голодные крестьяне, разруха. Такие картины родного края предстают перед Аркадием сразу по приезде в имение отца. Вскоре мы узнаем, что дела с хозяйством у Кирсановых обстоят плохо.
В 1861 отменят крепостное право. Получается, век дворянства — в прошлом? Их «песенка спета», как говорит Базаров? Да! И автор подтверждает это фразой:
Тургенев прямо не высказывает свою позицию в тексте, вместо этого он предлагает «сливкам» двух сословий обосновывать и защищать свои позиции.
Любовные линии
В многогранном романе И. С. Тургенева присутствует сразу несколько историй любви. На их примере лишний раз подтверждается талант автора раскрывать человеческий характер и проверять его истинную сущность. О произведении можно долго размышлять, проводить анализ поступков героев и писать сочинения на темы, которые всегда будут оставаться актуальными.
Базаров и Одинцова
Базаров ценил женскую красоту, но относился с презрением к любым романтическим чувствам. В начале романа в глазах Евгения они выглядели как болезнь или неполноценность. Но далее читатель видит, как изменился Базаров после встречи с Одинцовой. Уже при знакомстве он сконфузился, увидев её, что отметил про себя Аркадий. Евгений и сам удивился своей реакции, но попытался не показать этого, ведя себя как можно более развязно.
Однако чем больше времени он проводил рядом с женщиной, тем больше влюблялся. Скрывать это было тяжело, и он постоянно раздражался и сердился на себя самого за то, что не мог перестать думать о ней. Подчёркивая перед Одинцовой своё презрение к романтикам, в душе он сам почувствовал себя таким и, в конце концов, сделал признание в глупой, безумной любви. Анна не сразу высвободилась из объятий, она подумала об услышанном, но посчитала, что ответ на чувство мужчины грозит ей потерей привычного комфорта и честно сказала об этом.
История любви Базарова и Одинцовой закончилась, так и не начав развиваться. Пара, которая могла бы быть счастливой, осталась в плену своих убеждений и не прошла испытания чувством. По большому счёту все сложности проистекали из этого. Евгений слишком поздно отказался от своих взглядов, тогда, когда уже ничего нельзя было изменить. Возможно, он сделал бы это раньше и не побоялся изменить прежним убеждениям, но поддержки у возлюбленной он не нашёл. Анна не смогла пожертвовать своей спокойной размеренной жизнью в пользу чувства, поэтому отношениям не суждено было сложиться.
Николай Петрович и Фенечка
В романе «Отцы и дети» Базаров и Одинцова образуют несчастливую, но самую яркую любовную линию. Хотя она не является единственной. Также читатель может видеть развитие отношений Николая Петровича и Фенечки.
В начале произведения они не могут быть вместе из-за убеждений старшего Кирсанова, ведь он — помещик, а она — простая девушка. Невозможность такого союза, даже несмотря на уже родившегося ребёнка, поддерживает и Павел Петрович. Однако после дуэли с Базаровым его взгляды меняются, и он начинает настаивать на свадьбе, против которой так горячо выступал ранее. Состоявшаяся женитьба меняет жизнь Николая Петровича, он принимает на себя новые обязанности и становится мировым посредником.
Аркадий и Катя
Старший Кирсанов сам себя считает уже отставшим от современности, о чём говорит брату в пору пребывания у них тогда ещё увлечённого нигилизмом Базарова. Однако даже его традиционные взгляды не мешают поменять собственную жизнь, так что молодому Аркадию отказаться от прежних убеждений и предстать на новом поприще также не составляет труда.
Зародившиеся во время пребывания у Одинцовой чувства к её младшей сестре Кате складываются и меняют его постепенно. Сначала он просто ищет утешения в её обществе, затем у них устанавливается взаимопонимание. Девушка объясняет Аркадию отчуждение Базарова, называет его хищным, тогда как они сами — ручные. Объяснения в любви и свадьба заканчиваются для младшего Кирсанова полным принятием своей мягкости. Он рьяно берётся за работу в хозяйстве и преуспевает на этом поприще, увеличивая свои доходы.
Характеристики главных героев
Влюблённые в чём-то были очень похожими, а в другом — совсем разными. По произведению им можно дать следующие характеристики:
- Глазами Николая Петровича Базаров предстал как высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек. Цитата из текста, в которой Павел Петрович называет героя «этот волосатый», также не добавляет образу романтичности. Манеры и одежда Евгения небрежны. Причина этому — отсутствие аристократического воспитания. Его отец был простым полковым лекарем. Тем не менее мужчина получает хорошее образование, пробивая себе дорогу в жизни самостоятельно. Целью себе он ставит исправление общества, хотя инструменты для осуществления идеи ему представляются весьма смутно.
- Возлюбленная Базарова — Анна Сергеевна — красивая, умная, молодая и богатая женщина с холодным сердцем и страхом чувств. Твёрдость взгляда на жизнь и гордое одиночество роднит её с Евгением. Они вместе приносят в жертву личное счастье.
«Испытание любовью Базарова»
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был закончен в 1862 году. В этом произведении писатель затронул глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является демократ-разночинец Евгений Базаров. При первой встрече Базарова с остальными героями романа, автор представляет нам внешний вид молодого человека. Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства. Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров — нигилист. Он экспериментатор, страстно увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук. Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:» Рафаэль гроша ломанного не стоит». не признает красоты природы:» Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё «романтизм» или «вздор». Он считает, что любви нет, а есть только физиология или «потребности организма». До встречи с Одинцовой, Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов — сломать всё старое, чтобы «место расчистить», а уж строить — это не их дело. обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей. Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается «физиологически»:» Это что за фигура? на остальных баб не похожа», «у нее такие плечи, каких я не видывал давно». Но по мере их близкого общения, Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Одинцова сама старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев. Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: «В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало». Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:» в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: «Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала». Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла, не сумев пройти испытание любовью. Таким образом, Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова.
Любовные линии
В многогранном романе И. С. Тургенева присутствует сразу несколько историй любви. На их примере лишний раз подтверждается талант автора раскрывать человеческий характер и проверять его истинную сущность. О произведении можно долго размышлять, проводить анализ поступков героев и писать сочинения на темы, которые всегда будут оставаться актуальными.
Базаров и Одинцова
Базаров ценил женскую красоту, но относился с презрением к любым романтическим чувствам. В начале романа в глазах Евгения они выглядели как болезнь или неполноценность. Но далее читатель видит, как изменился Базаров после встречи с Одинцовой. Уже при знакомстве он сконфузился, увидев её, что отметил про себя Аркадий. Евгений и сам удивился своей реакции, но попытался не показать этого, ведя себя как можно более развязно.
Однако чем больше времени он проводил рядом с женщиной, тем больше влюблялся. Скрывать это было тяжело, и он постоянно раздражался и сердился на себя самого за то, что не мог перестать думать о ней. Подчёркивая перед Одинцовой своё презрение к романтикам, в душе он сам почувствовал себя таким и, в конце концов, сделал признание в глупой, безумной любви. Анна не сразу высвободилась из объятий, она подумала об услышанном, но посчитала, что ответ на чувство мужчины грозит ей потерей привычного комфорта и честно сказала об этом.
История любви Базарова и Одинцовой закончилась, так и не начав развиваться. Пара, которая могла бы быть счастливой, осталась в плену своих убеждений и не прошла испытания чувством. По большому счёту все сложности проистекали из этого. Евгений слишком поздно отказался от своих взглядов, тогда, когда уже ничего нельзя было изменить. Возможно, он сделал бы это раньше и не побоялся изменить прежним убеждениям, но поддержки у возлюбленной он не нашёл. Анна не смогла пожертвовать своей спокойной размеренной жизнью в пользу чувства, поэтому отношениям не суждено было сложиться.
Николай Петрович и Фенечка
В романе «Отцы и дети» Базаров и Одинцова образуют несчастливую, но самую яркую любовную линию. Хотя она не является единственной. Также читатель может видеть развитие отношений Николая Петровича и Фенечки.
В начале произведения они не могут быть вместе из-за убеждений старшего Кирсанова, ведь он — помещик, а она — простая девушка. Невозможность такого союза, даже несмотря на уже родившегося ребёнка, поддерживает и Павел Петрович. Однако после дуэли с Базаровым его взгляды меняются, и он начинает настаивать на свадьбе, против которой так горячо выступал ранее. Состоявшаяся женитьба меняет жизнь Николая Петровича, он принимает на себя новые обязанности и становится мировым посредником.
Аркадий и Катя
Старший Кирсанов сам себя считает уже отставшим от современности, о чём говорит брату в пору пребывания у них тогда ещё увлечённого нигилизмом Базарова. Однако даже его традиционные взгляды не мешают поменять собственную жизнь, так что молодому Аркадию отказаться от прежних убеждений и предстать на новом поприще также не составляет труда.
Зародившиеся во время пребывания у Одинцовой чувства к её младшей сестре Кате складываются и меняют его постепенно. Сначала он просто ищет утешения в её обществе, затем у них устанавливается взаимопонимание. Девушка объясняет Аркадию отчуждение Базарова, называет его хищным, тогда как они сами — ручные. Объяснения в любви и свадьба заканчиваются для младшего Кирсанова полным принятием своей мягкости. Он рьяно берётся за работу в хозяйстве и преуспевает на этом поприще, увеличивая свои доходы.
https://youtube.com/watch?v=T4pN8gO6Xv0
Базаров: отношение к любви
Молодой Базаров с первой встречи с другими героями романа представлен человеком из простого народа, который абсолютно этого не стесняется и даже наоборот гордится этим. Правил этикета дворянского аристократического общества, собственно, он никогда не придерживался и не собирался этого делать.
До встречи с вдовой Анной Сергеевной Одинцовой он был человеком холодного рассудка, трезвого и глубокого ума, гордый и целеустремленный, уверенный во всем, где только можно, отстаивал идеи нигилизма, стараясь сломать привычные стереотипы, все старое и ненужное, и тут же добавлял, что вот строить — не их дело.
«Романтизм» и «гниль» еще недавно ставил в один ряд Базаров. Отношение к любви однако ему пришлось переосмысливать заново. Сначала Одинцова привлекла его чисто «физиологически» и говорил он о ней так: «Что за фигура, на остальных баб не похожа»; «У нее такие плечи, каких я не видывал».
Отношение к любви
Даже увлекшись Базаровым, она не решается изменить своим принципам. Несмотря на то, что у этих двух людей много общего, им интересно вдвоём, им есть о чём поговорить, Одинцова не признаётся себе в любви к Базарову и отвергает его чувства. Возможно, в этом виноват сам Базаров, который во время признания в любви вёл себя так, что Одинцову охватил испуг. Анна из гордости отвергает любовь Евгения, тем самым, быть может, лишив себя и его счастливого совместного будущего. А может быть, наоборот, выйдя за него замуж, она лишила бы себя спокойствия, на что Анна не была готова.
Однако, надо отдать Одинцовой должное за её поступок, когда она приезжает в умирающему Базарову, чтобы проститься с ним навсегда.
В 28 лет Анна ощущает себя опустошённой, ни на что не способной старой женщиной, в этом её трагедия. В конце романа автор сообщает, что она в очередной раз выйдет замуж за нелюбимого, но достойного человека.
Последняя встреча
Главному герою было суждено встретиться со своей любимой еще раз. Будучи смертельно больным, Евгений отправляет посыльного за Анной Сергеевной. Одинцова приезжает к нему с доктором, но она не бросается к нему в объятия. Она просто испугалась за Базарова. Евгений умирает на ее руках. К концу жизни он остается абсолютно одиноким. Базаров отвергнут всеми, только пожилые родители продолжают беззаветно любить своего сына.
Итак, мы видим, насколько сильно поменялось отношение к любви Базарова, когда он встретил свой женский идеал в лице Анны Сергеевны. Трагедия этого героя оказалась очень похожа на любовные разочарования, которые испытывал, вероятно, каждый. Мы встречаем человека, которого считаем идеальным, но он оказывается недосягаем по каким-то причинам. Мы страдаем от недостатка внимания, не замечая, что близкие люди готовы отдать очень многое ради нас. К концу жизни Базаров наконец начинает понимать силу родительской любви: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать»
Однако такое важное понимание приходит к нему слишком поздно