Дурак (м.е. салтыков-щедрин). очень краткое содержание

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»

Вся завязка и развязка сказки строится на взаимодействии трех персонажей: карася, щуки и ерша. Каждый из них наделен особыми чертами, характерными для представителей социального слоя, реакцию которых они и описывают.

Карась, как можно понять по названию, идеалист. Он входит в низший социальный слой. Карась считает, что все в этой жизни определяется добром и вежливым отношением к окружающим. Рыба надеется, что однажды мир станет комфортным для всех, что щука не будет есть других рыб.

Ерш — реалист, но тоже входит в низший слой. Ерш понимает, что достичь социального равенства никак не получится. Всегда будет кто-то, кто захочет тебя «съесть» (в сказке — в прямом смысле). Именно поэтому ерш может более адекватно воспринимать окружающую действительность, ведь вера во всемирное добро не создает пелену около его глаз.

Щука — высший социальный слой. В ее зубах находится власть над жизнями низшего слоя. Она в любой момент может съесть и карася, и ерша. Ее власть — абсолютна, ведь никто не сможет ей противиться. Если щука захочет, она съест любого.

Завязка сюжета начинается в споре. Карась пытается доказать, что можно построить идеальный мир для всех. Ерш же уверен, что ничего из этого не выйдет, ведь каждый имеет потребности, которые могут лишать других жителей водоема каких-то прав. Заканчивается спор на том, что карась пытается доказать возможность отказа щуки от поедания мелкой рыбы.

Так, он пытается поговорить с щукой. Та, как услышала о том, что карась хочет создать закон о запрете поедания рыбы другой рыбой, удивляется. Карась было начинает думать, что его съедят, но все обходится.

В следующий раз щука, услышав слово «добродетель» съедает карася. На этом его история подходит к концу.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Суть: о чем сказка?

Иван родился в нормальной семье, но сам сильно выделялся и не походил на отца и мать. С детства он вел себя странно: помогал нуждающимся, защищал обездоленных, не мог научиться полезным качествам — лицемерию и хитрости. Например, однажды он отнял петуха у повара и отпустил на волю, потому что петух — свой собственный. Родители не знали, что делать с ним: сын вел себя не плохо, а не так, как и все, но выходило не лучше. Поведение Ивана для семьи — сплошное разорение и позор.

Иван с таким складом ума не мог устроиться на учебу и на работу. Решили дурака женить. Но он заявил богатой и знатной невесте, что любить можно только всех вместе, а не кого-то и по наущению. Ушла и невеста, не вытерпела холодности. И Иван так и продолжил водить домой нищих и спасать людей из пожаров.

Вскоре Иван и вовсе пропал надолго. А вернулся домой худой, изможденный, молчаливый. Так и закрепилось за ним до старости прозвище «Дурак».

Подробности найдете в кратком содержании сказки «Дурак».

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Жанр и смысл названия сказки

Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Эпоха увольнения от войн

После Бородавкина к власти пришел Негодяев, который был таким же разорителем. Как считает летописец, его свергли с власти из-за весьма демократических взглядов, а так же таких же намерений. Город был очень слаб после череды войн и бунтов, поэтому ещё одной войны он попросту мог не пережить.

Далее правителем стал Микаладзе. Для него слово «конституция» — было словом неизвестным, поэтому как главнокомандующий глуповцев он был идеален. Его правление не имело абсолютно никакого эффекта. Его мало интересовали дела глуповцев и жизнь города, куда больший интерес для него представляли женщины.

После микаладзе править глуповцами стал Феофилакт Иринархович. Вот этот правитель очень любил законы и постоянно их писал. Он ночью, втайне от всех, придумывал новый закон, который утром уже «радовал» граждан. Но вскоре о его деятельности узнали и незамедлительно сместили с места градоначальника. Из-за его активной деятельности, его даже начали подозревать в сговоре с Наполеоном.

Далее, к правлению пришел Прыщ. Он тоже был не без особенностей. Он имел фаршированную голову. Жители начали подозревать, что что-то неладно после того, как начали собирать огромный урожай на протяжении долгого времени. При этом все никаких действий для этого не предпринималось. Город начал жить в изобилии. Но в один момент предводителем дворянства был услышан запах трюфелей, который исходит от головы главнокомандующего. После чего он подвергся нападению, а голова его была съедена.

Популярные сегодня пересказы

  • Чарушин Евгений родился в ноябре 1901 года в семье архитектора Ивана Чарушина. Его детство было счастливым и всем обеспеченным, воспитывался в любовной и творческой атмосфере. Дом был очень просторным, в нем было очень много книг
  • Что любит Мишка — краткое содержание рассказа Драгунского Денис и Мишка вошли в школьный зал, где обычно проводились занятия по музыке. Там сидел учитель пения Борис Сергеевич и играл на рояле. Ребята сели на подоконник и стали слушать.
  • Мальчик на велосипеде — краткое содержание рассказа Екимова Инженер — авиаконструктор Хурдин, едущий на родину впервые за пять лет, три из которых он прожил за границей, ждет на автостанции рейс на Большую Головку. Вспоминая прошлое, он не сразу же замечает своего давнего школьного
  • Краткое содержание романа Возлюби ближнего своего Ремарк В данном произведении идет речь о немецких эмигрантах, а именно евреях, в Германии после окончания войны. Большое число людей просто не в состоянии вернуться к себе на родину, их подвергают гонениям и унижениям

Медведь на воеводстве

Источник

С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает монархию в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в своё дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьян против своих угнетателей, а также неспособность либералов управлять государством.

Салтыков-Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.

Сатирик не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке «Орёл-меценат» выдающийся писатель показал отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод,

В нашей современной действительности мы на себе ощутили реформы в сфере образования таких Орлов (ВШЭ и прочие либералы в правительстве, загубившие эффективную советскую систему образования).

Источник

И вот тут чиновнику (Богатырю) противопоставляется Народ из сказки «Богатырь»

Снаружи — это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, заместо того, чтоб защищать собственный люд от ожесточенных набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в окружении, просматривается вложенная писателем другая мысль. Тут обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков вершины ожиданиям и потребностям обычного люда. О том, что происходит, если «элита» перестаёт выражать интересы народа, мы писали в статье «Последняя ли Смута на Руси? 18—19 августа 1991 (часть 1)»

В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг дружку так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что издавна он погиб, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неизвестного богатыря. Никто не выручит людей от захватчиков, потому на защитников сказочных не полагайся, а сам становись таким защитником, чтобы о тебе слагали былины и сказки.

Описанная аллегорически ситуация открывает идею: полагаясь на звучные обещания высокопоставленных заступников, люд околпачивает сам себя. Не защиту, а только разграбление несёт обычным людям «элитарные» притязания некоторых индивидов. Ну и гнилостная она, в корне собственном. И об этом забывать нельзя, чтоб в деньки бедствия не оказаться неподготовленными либо ослабленными своими же правителями, что и реально показали лихие 90-е.

Значение в творчестве сатирика

В сочинении на тему сказок Салтыкова-Щедрина важно отразить и значение этого тематического пласта в творческом пути автора. Здесь писатель отказывается от традиционной морали, не стремится чему-либо учить своих читателей

Он берет обычных героев-животных, даже не меняет их традиционный фольклорный облик, но наделяет человеческими чертами, которые и высмеивает в комичной гротескной форме.

Таким образом, каждый герой призван обобщать специфические черты, присущие определенному сословию. Орел воплощает собой царя и его приближенных, заяц и премудрый пескарь — представителей простого народа, коняга — крестьянство. Такое описание помогало автору в сказочной форме передать волнующие его мысли, зашифровать за героями-животными пороки современности. Конечно, Михаил Евграфович понимал, что цензуру обойти ему не удастся, слишком откровенна его сатира, многие политические деятели того времени узнавали в героях себя.

Таковы основные особенности сказок великого русского классика, произведений уникальных, самобытных, необычных.

Тема

Основная тема

сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми —главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею

— именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Исторический анализ произведения

История об Иванушке-дурачке в интерпретации Салтыкова-Щедрина может быть вполне соотнесена с хождением в народ студенческой молодежи, начало которому положили волнения 1861 года и массовые исключения их участников из учебных заведений.

Первый этап носил исключительно просветительский характер. Недоучившиеся студенты становились сельскими фельдшерами и учителями, чтобы быть ближе к простому народу. К началу семидесятых годов к движению подключились революционеры-народники, пытавшиеся донести до крестьянских масс революционные идеи.

Народ принимал «служение» себе неоднозначно, в большинстве случаев не переставая считать искренне расположенных к ним образованных людей «господами», тешащими свои причуды, то есть дураками

Революционная агитация с призывами к борьбе потерпела фиаско, так как не нашла отклика в крестьянской среде, но обратила на себя внимание правительственных институтов власти

К концу 1870-х гг. народническое движение в результате жестких репрессий сошло на нет, а вместе с ним и идеализация народных масс как источника чистоты и добра. Многие из прошедших тернистый путь каторги и ссылки были морально и физически сломлены, поэтому отошли от просветительской и революционной деятельности.

История создания

В течение многих лет Салтыков-Щедрин делал наброски, записывал свои идеи в виде черновиков и создавал законченные произведения. Но пока не было отменено крепостное право, цензура не допускала рассказа, сказки и повести этого автора к печати.

В то время запрещалось открыто затрагивать тему угнетения крестьян. С возрастом писатель нашёл выход: он стал творить в особом жанре.

Сказка — безобидное литературное направление, в котором лишь при большом желании можно разглядеть нападки на существующий строй. У цензуры такие произведения не вызывали подозрений.

Писатель зло и остро высмеивал каждый порок помещиков, используя такие методы и приёмы:

  • яркий язык;
  • мудрые афоризмы;
  • метафоры;
  • традиционные фольклорные элементы;
  • сочетание реальности и фантастики.

Произведение под названием «Дикий помещик» — соединение фольклорного, фантастического и реального. Даже зверь считает, что крестьяне нужны, чтобы их есть. Сказочные сюжеты, за которыми писатель умело скрывал социальные проблемы, позволяли выразить всё, что тревожило умы и души не только самого Михаила Евграфовича, но и его современников.

Целью автора было не просто заинтересовать широкие читательские массы, но и донести до сознания людей необходимость масштабных перемен. Ведь даже после отмены крепостного права положение крестьян оставалось бедственным.

После написания сказки прошло несколько лет, прежде чем она была опубликована. В 1869 году российский литературный журнал «Отечественные записки» напечатал произведение.

Русский язык, 10 класс

О чем произведение Сказка «Дурак» Салтыкова-Щедрина. Сказка «Дурак» входит в сказочный цикл выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина.Главным героем в рассказе “Дурак” предстает молодой человек по имени Иван. Автор рассказа представляет своего персонажа в особенном образе, который в народе называют просто – дурак. Иван является своеобразным крестьянским праведником, который не способен понять и принять уже сложившиеся общественные устои и стереотипное мышление направленное на собственную выгоду. Он все делает, как сам того желает, в обход общественного мнения и каких-либо сторонних убеждений. Поступки Ивана окружающими не принимаются. Так он ворует булку, чтобы накормить друга, не умея плавать бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка, вынимает из кастрюли петуха, который не хотел, чтобы его сварили, спасает бедного козлика от издевательств соседских ребят и многое другое. Отправив Ивана на обучение родители имели надежду на его вразумление. Но учеба дававшаяся в самом её начале хорошо благодаря памяти, позже перестала быть доступной из-за нехватки мыслей и логического мышления. После возвращения домой Иван продолжает совершать свои поступки полные добродетели. Он спасает вещи жителей города во время пожара, оказывает помощь и поддержку больным, нуждающимся людям и друзьям. Родители пытаясь устроить хоть как-то жизнь сына, познакомили его с одинокой вдовой. Но Иван не способен проявлять особую любовь по отношению к женщине и оставаясь верным своему равнодушию к противоположному полу он вынужден остаться один. Случайно встреченный незнакомец открывает родителям Ивана все подробности связанные с его поведением. У Ивана полностью отсутствуют враждебность, подлость, зависть и ненависть. Также незнакомец пытается предостеречь родителей насчёт будущего их сына, которое, возможно, постигнет несчастье. В какой-то день Иван внезапно пропадает и вернувшись через много лет предстает в измученном образе. Что хотел сказать, какова суть В сказке «Дурак». …представлена свободная от всех нравственных пороков привилегированного общества личность гуманиста — правда, не в образе революционера, а в опрощенном, соответственно народной сказке, образе прирожденного крестьянского «праведника», который «не понимал» и потому не признавал никаких требований официального морального кодекса. В Иване-дураке воплотился положительно прекрасный человек, чистый, светлый. Именно поэтому он и заслужил прозвище дурака. Идея произведения в том, что человеческие качества важнее общественного положения. Автор в образе Иванушки – дурачка пытается показать одинокого борца выступающего против общественного мнения и вступающего в конфликт за свою правду. Показан достойный пример того, как по-настоящему сложно бывает бороться в одиночку с массовым злом.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Тема

Основная тема

сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми —главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею

— именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Сжатый анализ

Михаил Евграфович работал над созданием «Премудрого пискаря» с декабря 1882 г. по январь 1883 г. Поводом для написания сатирического произведения послужила общественно-политическая обстановка в стране. Прослойка интеллигенции, настроенная либерально, предпочитала избегать активных действий, чтобы не нажить проблем. «Цвет общества» отсиживался в «укромных уголках»: люди опасались за свою жизнь.

Как говорил сам Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь» — сатирическая сказка. Сюжет можно воспринимать как буквально, так и в переносном смысле. Жизнь многих людей проходит так же уныло и безрадостно, как протекают дни главного героя произведения — мудрого пискаря (в XIX веке правописание слова было именно таким).

Домашний кодекс

Дело в том, что папочка был человек справедливый. И дома, и в гостях, и на улице он только об одном твердил: «Всуе законы писать, ежели их не исполнять». У него даже и наружность такая уморительная была, как будто он в одной руке весы держит, а другою — то золотник в чашечку поступков подбавит, то ползолотника в чашечку возмездий подкинет

Поэтому, и принимая во внимание все вышеизложенное, он требовал, чтобы с Иванушкой было поступлено по всей строгости домашнего кодекса. — Преступил он — следовательно, и соответствующее возмездие понести должен

Вот смотри! И он показал мамочке табличку, в которой было изображено: Название проступка: Число ударов розгою: Отступление от правил субординации от 5 до 7.

Но мамочка была мамочка — только и всего. Справедливости она не отрицала, но понимала ее в каком-то первобытном смысле, в каком понимает это слово простой народ, говоря о «справедливом» человеке. Без возмездий, а вроде как бы отпущения. И как ни мало она была в юридическом отношении развита, однако в одну минуту папочку осрамила. — За что ж мы наказывать его будем? — сказала она, — за то, что он утопающего спасти хотел? Опомнись!

Тем не менее папочка настоял-таки, что дома держать дурака невозможно, а надо отдать его в «заведение». Регулярно-спокойный обиход заведения на первых порах отразился на дураке довольно выгодно. Ничто не бередило его восприимчивости, не пробуждало в нем внезапных движений души. В первые годы даже учения настоящего не было, а только усваивался учебный материал. Не встречалось также резкой разницы и в товарищеской среде, — такой разницы, которая вызывала бы потребность утешить, помочь. Все шло тем средним ходом, который успех учения ставил, главным образом, в зависимость от памяти. А так как память у Иванушки была превосходная, да и сердце, к тому же, было золотое, то чуть-чуть Иванушка и впрямь из дурака не сделался умницей. — Говорил я тебе? — торжествовал папочка. — Ну-ну, не сердись! — отвечала мамочка, как бы винясь, что она чересчур поторопилась папочку осрамить.

Дурак

Давным-давно, при царе Горохе, родился у умных людей сын — дурак Иванушка. Больше всего родителей огорчало, что их сын не простой дурак, а «мудрёный», за которого «перед начальством ответить придётся».

Повезло соседке, её сын Лёвка — обыкновенный дурачок, целый день по улице босиком скачет. Его даже губернатору показывали, и тот одобрил: «Берегите его, нам дураки нужны». А Иванушка сидит спокойно дома, книжки читает, и вдруг «сердце в нём загорится», и начинает он глупости творить.

Продолжение после рекламы: Захочется Лёвке калачика, Иванушка возьмёт и украдёт его с прилавка, не понимая, что накормить голодного — тоже воровство. Уговоры родителей не могли Иванушку образумить. Булочник долго терпел, но, наконец, пожаловался городовому, и тот велел дурака высечь.

Папочка высек Иванушку, но тот так и не понял, для чего его били, только удивился. Вскоре Иванушка совсем распоясался: то козла от соседских мальчишек спасёт, то петуха у повара отберёт, то нищему большую сумму денег отдаст. Высекла Иванушку и мамочка, но он не себя, а её пожалел.

Однажды Иванушка и мамочку чуть не погубил. Гуляли они всей семьёй в парке, вдруг увидел Иванушка, что в реке мальчик тонет, кинулся его спасать, мамочка — за ним, а папочка на берегу остался волноваться. Когда городовые всех троих из реки вытащили, дурак у папочки даже прощения за доставленные волнения не попросил.

Тогда папочка составил табличку «отступлений от правил субординации», в которой значилось, сколько ударов розгой будет отвешено дураку за то или иное «отступление». Мамочка, однако, сечь сына за спасение ребёнка не захотела и папочку пристыдила.

Брифли существует благодаря рекламе:

Всё-таки папочка настоял, чтобы отдать Иванушку в школу. Обстановка в школе была «регулярно-спокойная», все были равны, спасать было некого. Память у Иванушки была хорошая, и он чуть из дурака не превратился в умницу.

Всё шло хорошо, пока в школе не стали науки проходить. Выяснилось, что Иванушка не понимает ни истории, ни юриспруденции, ни «науки о накоплении и распределении богатств». Тогда все поняли, что Иванушке доступны только чистые знания.

Мамочка пыталась Иванушке помочь, но то, что написано в учебниках, понимал только папочка. Дурак уроки наизусть вызубривал, но, отвечая у доски, непременно вставлял нечто настолько непотребное, что учителя прощали его только ради уважаемых родителей и переводили из класса в класс. Из школы Иванушка вышел с таким дипломом, что мамочка слезами залилась.

Стал Иванушка жить дома и возиться с вечно голодным Лёвкой, от которого отказалась мать, одевал его, кормил и защищал от жестоких мальчишек. Всё, что нужно было для Лёвки, дурак брал без спроса и вёл себя так, будто ни в чём не был виноват. Если в городе пожар случался, Иванушка первым в огонь шёл, если появлялся тяжелобольной, дурак сутками за ним ухаживал. Мамочку он жалел, но нечто «непреодолимо влекло его к самопожерт­вованию».

Устроить Иванушку на службу не удалось. Попробовала мамочка женить его на молодой и богатой вдове, но все инстинкты у дурака так крепко спали, что он перед красавицей-вдовой даже не дрогнул.

Однажды заехал к папочке старинный приятель, посмотрел на Иванушку и сказал, что не дурак он, просто «подлых мыслей у него нет — от этого он и к жизни приспособиться не может». Некоторые от подлых мыслей освобождаются сами ценой больших усилий, Иванушка же таким родился — нет в его организме пор, через которые подлые мысли заползают. Когда-нибудь жизнь «заставит его выбирать между дурачеством и подлостью». Станет тогда Иванушка самым несчастным человеком на свете и, скорее всего, предпочтёт остаться дураком.

Продолжение после рекламы:

Папочка задумался, вспомнил всю свою жизнь — никогда у него подлых мыслей не было, и освобождаться от них не тянуло, но и дураком он не родился. Решил папочка, что у приятеля «ум за разум зашёл», и стал ждать, что Иванушка наконец-то исправится и заживёт как все, но вместо этого дурак ушёл из дому.

Прошли годы, а родители всё ждали сына-дурака. Вернулся Иванушка так же внезапно, как и исчез. Стал он бледным, худым, измученным, где скитался — не рассказал, стал жить молча, но так дураком и остался.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: