Краткое содержание чехов цветы запоздалые для читательского дневника

Содержание финальной части

Некогда богатое семейство находится на грани финансового краха. Приклонские вынуждены выставить на продажу свой особняк и переехать в захудалую квартиру. Княгиня, не выдержав выпавших на ее долю испытаний, скоропостижно умирает. Торопков добился своей цели, став мужем состоятельной дамы. Несчастная Маруся не может найти себе покоя, ее сердце разбито.

Егор без зазрения совести тратит направо и налево оставшиеся деньги, выманивая их у сестры. Вдобавок ко всему он приводит в их общее жилье любовницу. Маруся опустошена, душевные страдания серьезно пошатнули ее здоровье. Набравшись смелости, она отправляется к Топоркову, чтобы поделиться с ним своими чувствами. Только во время третьей встречи ей удается сказать ему слова любви.

Находясь в состоянии легкого замешательства, врач осознает, что до этого момента его жизнь была полна цинизма, тонких расчетов и ложных ценностей, в ней отсутствовал истинный смысл. Он видит, что девушка действительно находится на волоске от смерти, и хочет спасти ее, ведь она смогла заставить его посмотреть на мир другими глазами. Марусе удалось растопить лед в сердце алчного карьериста. Он везет ее во Францию в надежде вылечить и провести с ней остаток своих дней.

Краткое содержание

Начинать краткое содержание «Цветы запоздалые» Чехова следует с рассказа о семье Приклонских. Именно в доме князей происходит действие. На улице стоит теплый осенний денек. Маруся Приклонская — порядочная и хорошо воспитанная дочь своих родителей. Главным примером в жизни для нее является мать, так как отец умер.

Любит главная героиня и своего брата Егора. Егорушка — любитель суматохи и праздной жизни, который тратит время и семейные деньги на друзей, алкоголь, развлечения, девушек. Он постоянно ввязывается в драки, среди его знакомых появляются не очень хорошие люди, меняющие в корне поведение молодого человека.

Княгиня Приклонская постоянно поучает сына. Она ставит тому в пример бывшего крепостного княжеской семьи — Топоркова, который смог своими силами добиться хорошего положения в обществе, несмотря на низкое сословие. Он стал отличным и известным в городе доктором. Но подобные рассказы не впечатляют и не учат ничему Егорушку.

Маруся оправдывает брата, говорит, что парень страдает от безответной любви. Видимо, поэтому ему приходится заливать горе и душевную боль алкоголем. Егор жалеет семью, пытающуюся безутешно исправить его, и одновременно ненавидит всех, кто говорит ему об изменении поведения. Он просто приходит в бешенство, что заканчивается очередной попойкой и мыслями, как бы сестра и мать исчезли навсегда. В этот день молодой князь Приклонский напивается до беспамятства.

Болезнь семьи

Вскоре княжескую семью настигает несчастье. Дети княгини Приклонской сильно заболевают. И ей приходится обращаться к тому самому доктору Топоркову. Маруся сразу влюбляется в смышленого юношу, называет его благородным мужчиной, о котором ей доводилось ранее читать лишь в романах.

Считая врача достойнейшим человеком, она невольно сравнивает его с порочным и непутевым братом. Топорков отвечает девушке взаимностью и просит руки Маруси, а в придачу внушительное наследство. Это настолько обижает мать невесты, что та отказывает доктору. Но врача не расстраивает подобный исход. Он сразу же меняет Марусю на дочку богатой купчихи.

Безалаберность князя Приклонского приводит семью к разорению. Происходит это незадолго после кончины матери семейства. Егор становится еще пущим развратником и гулякой. Встретившись со своей любовницей, он отбирает у сестры последние сбережения. Душевные терзания не покидают девушку, она переживает и вскоре заболевает. За помощью ей приходится обратиться к бывшему возлюбленному Топоркову. Она рассказывает мужчине о болезни, разорении, любви. Тот принимает чувства больной девушки, говорит ей о браке по расчету и намерении увезти героиню в Париж для лечения.

Смерть Маруси

Но это не спасает Марусю. Спустя 3 дня после приезда в Южную Францию она умирает. Топорков страдает, вспоминает о былых мечтах, учебе в университете. Потом смотрит на богатый интерьер, обшитые бархатом кресла, часы за 300 рублей, устланный ковром пол.

Топорков принимает решение вернуться на родину. По приезде он забирает Егорушку к себе, так как брат возлюбленной сильно напоминал Марусю чертами лица. Продолжает работать врачом. Егор пользуется своим положением и продолжает вытягивать деньги, только уже не из семьи, а из страдающего от горечи утраты доктора.

Содержание финальной части

Некогда богатое семейство находится на грани финансового краха. Приклонские вынуждены выставить на продажу свой особняк и переехать в захудалую квартиру. Княгиня, не выдержав выпавших на ее долю испытаний, скоропостижно умирает. Торопков добился своей цели, став мужем состоятельной дамы. Несчастная Маруся не может найти себе покоя, ее сердце разбито.

Егор без зазрения совести тратит направо и налево оставшиеся деньги, выманивая их у сестры. Вдобавок ко всему он приводит в их общее жилье любовницу. Маруся опустошена, душевные страдания серьезно пошатнули ее здоровье. Набравшись смелости, она отправляется к Топоркову, чтобы поделиться с ним своими чувствами. Только во время третьей встречи ей удается сказать ему слова любви.

Находясь в состоянии легкого замешательства, врач осознает, что до этого момента его жизнь была полна цинизма, тонких расчетов и ложных ценностей, в ней отсутствовал истинный смысл. Он видит, что девушка действительно находится на волоске от смерти, и хочет спасти ее, ведь она смогла заставить его посмотреть на мир другими глазами. Марусе удалось растопить лед в сердце алчного карьериста. Он везет ее во Францию в надежде вылечить и провести с ней остаток своих дней.

Содержание финальной части

Некогда богатое семейство находится на грани финансового краха. Приклонские вынуждены выставить на продажу свой особняк и переехать в захудалую квартиру. Княгиня, не выдержав выпавших на ее долю испытаний, скоропостижно умирает. Торопков добился своей цели, став мужем состоятельной дамы. Несчастная Маруся не может найти себе покоя, ее сердце разбито.

Егор без зазрения совести тратит направо и налево оставшиеся деньги, выманивая их у сестры. Вдобавок ко всему он приводит в их общее жилье любовницу. Маруся опустошена, душевные страдания серьезно пошатнули ее здоровье. Набравшись смелости, она отправляется к Топоркову, чтобы поделиться с ним своими чувствами. Только во время третьей встречи ей удается сказать ему слова любви.

Находясь в состоянии легкого замешательства, врач осознает, что до этого момента его жизнь была полна цинизма, тонких расчетов и ложных ценностей, в ней отсутствовал истинный смысл. Он видит, что девушка действительно находится на волоске от смерти, и хочет спасти ее, ведь она смогла заставить его посмотреть на мир другими глазами. Марусе удалось растопить лед в сердце алчного карьериста. Он везет ее во Францию в надежде вылечить и провести с ней остаток своих дней.

Краткое содержание Цветы запоздалые Чехова

Повесть начинается в доме у князей Приклонских. Пожилая княгиня с дочерью Марусей пытаются уговорить молодого князя, Егора, брата Маруси, перестать проматывать последние деньги семьи. Егорушке же интересны лишь кабацкие драки, выпивка и разврат. Впрочем, сестра и мать слепо любят его и видят в Егоре большой потенциал. Княгиня Приклонская сравнивает его с их бывшим крепостным – доктором Топорковым, который теперь сумел добиться почета и богатства, ведь Егорушка ничем не хуже и даже лучше, но он должен взяться за ум.

Егору жаль свою семью. Однако постоянные попытки домочадцев заставить его измениться злят его. Он хочет поскорее избавиться от их присутствия и пойти в кабак, что и делает той же ночью.

Наутро после сильной попойки в таверне, молодой князь заболевает горячкой. Чтобы вылечить его, в дом приглашают Топоркова. На следующий день у Маруси случается воспаление лёгких, и талантливый доктор становится частым гостем в доме князей. Юная княжна влюбляется в него, ведь он полон достоинств и это особенно заметно в сравнении с её непутёвым братом. Хотя сам доктор не проявляет ни малейшего чувства к Марусе. Брат и сестра вскоре выздоровели и о Топоркове забыли все, кроме влюбленной девушки.

Вскоре к ним приходит мать доктора с предложением сватовства, но в качестве приданного просит шестьдесят тысяч рублей. Княгиня мать пристыжена тем, что у семьи нет такой суммы. Дочь же счастлива, ведь любимый заметил её. Маруся не знает, что Топоркову нужны лишь деньги. Предложения руки и сердца были разосланы также многим богатым купеческим дочерям.

Приклонские разорены, им приходится продать имение и съехать в маленькую квартирку, мать не выдержав этого умирает. Молодой врач женился на Купчихе и сердце Маруси опустошено и разбито. Егор всё также проматывает оставшиеся деньги, забирая их у сестры. Вскоре он приводит в дом любовницу. Маруся от страданий заболевает и отправляется к Топоркову, чтобы поведать ему о своих чувствах. Лишь во время третьего визита, ей удается признаться ему в любви, доктор ошеломлён, он понял, что вся его прошлая жизнь была пуста. Он видит, что Маруся действительно больна и вскоре умрёт, но он хочет спасти ту, что действительно любит его. Они уезжают в Южную Францию, вскоре Маруся умирает.

Топорков возвращается на Родину и продолжил жить по-прежнему, однако, больше не обращая внимания ни на одну из женщин. Егора он взял к себе из-за его внешнего сходства с Марусей. Молодой князь и не собирается меняться, ведя разгульную жизнь теперь уже на средства доктора.

Повесть учит нас быть людьми, быть внимательными к чувствам окружающих, и не забывать о том, что нет ничего в мире более ценного, чем любовь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

В деревне вблизи города Мурома у крестьян рождается долгожданный сын, которого нарекают Ильей. Однако радость родителей омрачается тем, что ребенок не может ходить по причине болезни ног.

Герою рассказа «Всему свое место» надоело мучиться над задачей, когда как другие ребята играют в саду. Он захлопнул учебник и поспешил к ним присоединиться. На бегу он, совершенно некстати, повстречал учителя.

Девочка Женя Люверс проживает в городе Пермь. Лето семья проводит на даче на берегу Камы. Проснувшись ночью, Женя испугалась звуков и огней, которые раздавались на противоположном берегу

Добрый рассказ о десятилетнем мальчике Евсейке и его вере в чудо природы. В начале повести автор прибыл на железнодорожную станцию и искал кого-нибудь, кто мог бы его добросить до ближайшей деревни

Конвой, застигнутый метелью, останавливаются на ночёвку в маленькой деревушке. Конвойный жандарм, Степан Петрович Гаврилов, не может уснуть. Он рассказывает о своём первом эскорте

Композиция

Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах.

  1. Завязка его повествования – это приглашение на обед от Лугановича и знакомство с его молодой женой – Анной Алексеевной.
  2. Кульминация – это возникшее между Алёхиным и Анной Алексеевной взаимное чувство и осознание абсолютной невозможности признаться друг другу и начать отношения.
  3. Развязка – трагичное, печальное и эмоциональное прощание героев в поезде, на котором навсегда уезжает Анна Алексеевна.

Главные герои и их характеристика

  1. Алёхин Павел Константинович – от его лица ведётся повествование. По происхождению он дворянин, но после смерти отца он вынужден отправиться в деревню, чтобы приводить в порядок поместье, которое получил в наследство. Из интеллигентного дворянина он превращается в обычного работягу, сам выполняет всю хозяйственную работу, поэтому времени на чтение и занятие наукой у него нет. Это очень трудолюбивый и уважаемый человек, поэтому в Софьино он приобрёл статус мирового судьи. Несмотря на это, он производит впечатление несчастного мужчины, который занимается совершенно не тем, что ему хочется, он тонет в болоте рутины и однообразности, поэтому знакомство с семьёй Лугановичей – это свежий глоток воздуха для него. В его жизни появились люди, которые искренне и по-доброму к нему относились, бескорыстно ему помогали и просто являлись приятной компанией, а он в это время был всегда желанным гостем в их доме.
  2. Дмитрий Луганович – состоятельный дворянин и товарищ председателя окружного суда. Описывается как добрый и отзывчивый человек, который всегда готов прийти на помощь главному герою. С одной стороны он симпатичен Алёхину, так как является хорошим другом, но с другой стороны из-за ревности он называет Лугановича старым, неинтересным и ничем непримечательным мужчиной.
  3. Анна Алексеевна – жена Дмитрия Лугановичаи возлюбленная Алёхина. Она с первого взгляда понравилась герою, она была молода, красива и умна, заботливо и бережно относилась к своим детям и к Алёхину. Она была интересной собеседницей. Они часто подолгу разговаривали с главным героем, ходили вместе в театр, она показывала заинтересованность в нём. Но спустя время из-за постоянных душевных терзаний она совершенно поменялась – стала грубой и раздражительной, ей даже пришлось лечить свои нервы.

Использование

В 1917 году по мотивам повести вышел фильм режиссёра Бориса Сушкевича «Цветы запоздалые» Фильм сохранился не полностью

По мотивам одноимённой повести А. П. Чехова «Цветы запоздалые» в 1969году снят фильм «Цветы запоздалые». Режиссёр Абрам Роом. В фильме была использована «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза.

В том же 1969 году был снят телевизионный спектакль «Цветы запоздалые», режиссёр Анатолий Наль В ролях: Маруся Приклонская — Елена Соловей; княгиня Приклонская — Кира Головко; доктор Топорков — Михаил Зимин; Егорушка — Юрий Пузырёв; сваха — Анастасия Зуева; немецкий врач — Михаил Болдуман; жена доктора Топоркова — Людмила Кудрявцева; Калерия Ивановна — Генриетта Ромодина; чиновник — Виктор Кольцов

1972 — Цветы запоздалые / Flores tardías (ТВ) (Испания), (сериал «Одиннадцатый час»)

В Московском драматическом театре Сопричастность поставлен спектакль «Цветы запоздалые». Инсценировка Ю. К. Олеши.

Чехов «О любви» очень кратко

О любви Чехов краткое содержание для читательского дневника:

Алехин знакомится с семьей Лугановичей и становится в их доме частым гостем. Но со временем и он, и Анна Алексеевна понимают, что любят друг друга. Однако страхи разрушить свою налаженную жизнь, обидеть близких людей, причинить боль детям не дает им признаться в чувствах, и много лет они будут скрывать свою любовь друг от друга.

Влюблённый мужчина откроется только в момент прощания, осознав, что он отказался от счастья и большой любви из-за глупых сомнений.

Рассказ «О любви» является завершающей частью «Маленькой трилогии» А.П. Чехова. Все три рассказа цикла объединяет тема «футлярности» персонажей, мешающей им жить по-настоящему счастливо, отдавшись своим чувствам.

Анализ произведения

https://youtube.com/watch?v=ZJ4YQg71txk

Тема

Тема пьесы — Россия, её прошлое, настоящее, будущее.

Прошлое — уходящее дворянство, старые усадьбы с их культурой и красотой, обитатели которых не могут приспособиться к жизни в новых реалиях (Раневская, Гаев). Настоящее представляет деловой Лопахин. Будущее олицетворяют Петя Трофимов и Аня. Вишнёвый сад как символ России связывает воедино всех героев.

Идея

Идея произведения — ожидание перемен. Предчувствие скорых изменений есть у всех героев. Разрушено старое, а новое пока не пришло, и каким оно будут, неизвестно. У одних героев неизвестность рождает страх и желание цепляться за уходящее прошлое. Другие — Аня и Петя Трофимов — намерены взращивать дивный сад и полны надежд на светлое будущее.

Проблематика

  • Разложение большей части дворянства праздной жизнью, их неумение управлять поместьем, непрактичность — всё это привело к тому, что дворянство (Раневская, Гаев) уступило первенство буржуазии.
  • Лопахин, представитель класса буржуазии, энергичен, трудолюбив и практичен, но он всегда отдаст предпочтение выгоде.
  • Разночинец Трофимов возвышен, одержим прогрессивными идеями, его цель — преображение российского общества, но он бездеятельный наивный идеалист.

Композиция

Композиция состоит из основных частей:

  • Экспозиция — ожидание приезда хозяйки..
  • Завязка — приезд Раневской, известие о разорении, о том, что имение надлежит выставить на торги.
  • Развитие действия — нарастание конфликта. Решается, что же делать с имением.
  • Кульминация — бал в то время, когда идут торги, на которых владельцем вишнёвого сада и господского дома становится Лопахин.
  • Развязка — отъезд Раневской и всх остальных. Запертым в доме остаётся больной Фирс.   Слышен стук топора.

Жанр и направление

«Вишневый сад» все однозначно относят к литературному направлению «реализм», так как автор пытался воссоздать реальную действительность. Его образы типичны и натуралистичны. Сюжет простой.

Однако есть некоторые черты, которые позволяют отнести пьесу к новому явлению «Театру абсурда». Это доказывают отрывистые реплики героев, которые как будто бросаются на ветер, здесь нет четких диалогов между героями. Без ответа остаются высказывания, никто никого не слышит, что похоже на непонимание между разными классами и поколениями.

Рассказа Чехова «О любви» за 3 минуты

Действие рассказа происходит в конце XIX века. Главный герой, господин Алехин, рассказывает историю любви, которая произошла с ним в молодости.

Окончив университет, молодой Алехин поселяется в имении родителей где-то в глубинке России. Среди местных жителей он находит себе приятеля – 40-летнего добряка, господина Лугановича. Однажды Луганович приглашает Алехина к себе в гости и знакомит его со своей молодой женой Анной Алексеевной. У Лугановичей недавно родился ребенок.

В первую же встречу милая и добрая Анна Алексеевна очаровывает Алехина. Он чувствует в ней близкое ему существо. Со временем Алехин становится постоянным гостем у Лугановичей, которые относятся к нему как члену семьи. Каждая встреча с Анной Алексеевной производит на Алехина впечатление чего-то нового и особенного. Анне и Алехину нравится вместе проводить время, говорить и молчать. В каждый свой приезд Алехин видит по глазам девушки, что та ждала его.

При этом Алехин чувствует себя несчастным. Он пытается понять, почему такая умная молодая женщина стала женой 40-летнего скучного Лугановича, почему произошла такая ужасная ошибка и эта женщина встретилась не ему. Анна и Алехин замечают, что между ними существует взаимная любовь, но не признаются в этом друг другу. Алехин понимает, что не может предложить Анне ничего, кроме той же скучной жизни, которую она ведет. Анна как будто тоже это понимает.

Проходит несколько лет. У Лугановичей растет уже двое детей. Вся семья по-прежнему любит Алехина как родного. Анна и Алехин чувствуют, что не могут жить друг без друга. Они счастливы быть рядом друг с другом, но каждый вечер расходятся как чужие и ничего не предпринимают.

Проходит время. Анна Алексеевна чувствует разочарование в жизни, у нее появляются проблемы с нервами. Она все чаще проявляет раздражение по отношению к Алехину. Неожиданно Лугановича переводят по службе в другую губернию. На прощание, оставшись наедине в поезде, Алехин признается Анне в любви.

Влюбленные плачут. Алехин понимает, как они с Анной несчастливы. Он горько сожалеет о том, что не боролся за свое счастье с Анной. Алехин в слезах прощается с возлюбленной. Анна уезжает. Герои больше никогда не встречаются. Алехин продолжает жить в своем имении.

Пересказ концовки произведения

Как-то раз Иван Иванович решил проведать своего брата. Когда он приехал к нему в поместье, то был крайне поражен тем, какие изменения произошли с Николаем. Постаревший и обрюзгший барин целыми днями только и делал, что ел и спал, в перерывах между этим успевая браниться с мужиками и судиться с соседними заводами. Он забыл про свои корни и стал надменным человеком, взявшим на себя право поучать всех вокруг.

Вечером на десерт подали крыжовник, впервые собранный с тех пор, как Николай Иванович обосновался в поместье. Дрожа от волнения, хозяин усадьбы со слезами на глазах аккуратно отправлял в рот ягодки, восторгаясь тем, какие же они вкусные, хотя на самом деле крыжовник уродился:

  • кислым;
  • жестким.

Брат с тоской наблюдал за этим «счастливым человеком», который обрел то, о чем давно мечтал. Всю ночь до Ивана Ивановича доносились шаги Николая, периодически просыпавшегося, чтобы отведать крыжовника.

Главный герой долго думал, что ему часто встречаются счастливые люди, совершенно не задумывающиеся о тех, кто страдает. Довольные жизнью чувствуют себя комфортно только по той причине, что несчастные молча несут свое бремя. Словно загипнотизированные, счастливчики игнорируют чужие проблемы, ошибочно полагая, что с ними никогда не стрясется беда.

Собравшиеся еще долго сидели молча. Алехина клонило в сон, но он не хотел обидеть гостей. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вдумывался — слова товарища были для него пустым звуком, поскольку никоим образом не касались его жизни.

https://youtube.com/watch?v=g7XGzgoWOto

Пересказ первых глав

Первая сцена разворачивается в родовом имении Приклонских. Овдовевшая аристократка и ее дочь Маруся бранят Егорушку, брата девушки, за его праздный и разгульный образ жизни, который бьет по оскудевшему семейному бюджету. Молодого князя ничто не интересует, кроме выпивки и распутных девок. Впрочем, родственники не теряют веру в него и надеются, что он еще раскроет свой потенциал.

Мать сравнивает Егора с их бывшим слугой — доктором Топорковым, сумевшим выбиться в люди и разбогатеть, несмотря на свои незавидные стартовые позиции. По мнению пожилой княгини, ее сын ничем не хуже и даже лучше, поэтому ему стоит избавиться от пагубных пристрастий.

Устав от постоянных нравоучений, молодой человек отправляется в питейное заведение. Большое количество выпитого приводит к горячке. Чтобы облегчить состояние Егорки, родственники вызывают доктора Топоркова. Не проходит и дня, как случается неприятность с Марусей, — у нее обнаруживают воспаление легких. Доктор становится завсегдатаем дома Приклонских.

Внезапно у юной княжны пробуждаются чувства к Топоркову, хотя объект воздыхания не испытывает к девушке ни малейшего интереса. Брат и сестра идут на поправку. В доме о талантливом враче благополучно забывают. Но лишь Маруся не может выкинуть из головы этого человека.

Невзирая на всю циничность ситуации, Маруся находится на седьмом небе от счастья, ведь ее возлюбленный обратил на нее внимание. Она даже не подозревает, что Топорковым движет исключительно жажда наживы

Для него не существует таких понятий, как честь и достоинство. Чтобы обеспечить себе безбедное существование, он готов жениться на любой купеческой дочке, лишь бы у нее было богатое приданое.

Анализ текста

В основу произведения лег реальный случай из жизни. Автор вспоминал, как на усадьбе его брата рабочие строили купальню и увлеклись ловлей рыбы.

Жанр этого повествования — рассказ. Он имеет одну сюжетную линию с юмористическим характером. В нем отсутствуют обличения пороков человека, а описание автора недостатков главных персонажей можно считать добродушным смехом, именно так считал сам Чехов. Читать краткое содержание «Налима» легко, так как рассказ написан простым языком, без использования афоризмов и эпитетов.

Смысл произведения связан с виновником всего переполоха. Пять мужчин старались поймать рыбу под название налим. Они позабыли о своем занятии, и у них проснулся охотничий азарт. Но поймать добычу оказалось непросто, в финале она обвела всех вокруг пальца.

Если подробно изучить краткое содержание «Налима», можно определить главную тему повествования. Она заключается в недисциплинированности людей.

Характеристика главных героев

Краткая форма повествования подразумевает малое количество персонажей. Сюжет рассказа строится вокруг следующих действующих лиц:

  1. Иван Иванович Чимша-Гималайский. Выходец из дворянской семьи, служащий ветеринаром. Выполняет функцию как рассказчика, так и героя-резонера, поскольку в его уста вложены философские мысли автора. Огорчен тем, что не настолько молод, чтобы бороться с пороками общества, ведущими к моральной деградации. Критически относится к эгоистическому обывательскому счастью, к которому так стремился его брат.
  2. Николай Иванович Чимша-Гималайский. Мелкий чиновник, впоследствии ставший зажиточным помещиком. Грезил о том, как будет припеваючи жить в своей усадьбе, гулять по садовому участку, срывая с веток крыжовника спелые плоды. Ради достижения цели превратился в мерзкого скрягу — экономил на еде, ходил в лохмотьях. Осуществив мечту, стал обрюзгшим и зацикленным на себе мещанином.
  3. Павел Константинович Алехин. Помещик, ничего не замечающий вокруг, кроме своих хозяйственных дел. Сено, деготь и крупа — вот чем занята его голова. Доходит до того, что, погрузившись в хлопоты, он забывает, когда последний раз приближался к купальне.
  4. Буркин. Старый приятель Ивана Ивановича, неразговорчивый учитель гимназии. Он, как и Алехин, типичный представитель «футлярных» персонажей. В нем ничто не шевелится после рассказанной другом истории, так как это, по его мнению, обыденная ситуация. Буркину больше по душе беседовать о красивых женщинах и изящных людях.

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

История создания

«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года.

В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным.

Психологический портрет мужчины

В названии произведения заключается вся суть нрава героя, потому что его личная жизнь закована в кокон. Это закрытый, одинокий, необщительный и подозрительный человек. Он постоянно пытается спрятаться от окружающего мира и надевает на себя некий защитный панцирь. Даже собственные мысли Беликов старается держать подальше от людей. Однако когда он с кем-то намеревается ими поделиться, то это значит, что они сильно устарели.

Учителя боялись Беликова по нескольким причинам:

  • внешний вид;
  • характер;
  • профессиональная деятельность;
  • образ жизни.

Персонаж был робким и довольно пугливым человеком. Но на самом деле он панически боялся реальности. Он нее он и пытался спрятаться в различные футляры.

В профессиональной деятельности герой прячется от действительности. Он любит прошлое и побаивается не только будущего, но и даже настоящего. Чехов наделяет Беликова максимальной старомодностью и сильной боязнью жизни.

Главные герои и их характеристика

В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.

Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.

Другие действующие лица:

  • Чимша-Гималайский – врач ветеринар, принадлежащий к дворянству,
  • Буркин – рассказчик, преподаватель, сослуживец Беликова,
  • Михаил Саввич Коваленко – персонаж повести Буркина, молодой преподаватель,
  • Варенька – незамужняя сестра Михаила Саввича около тридцати лет,
  • Повар Афанасий – шестидесятилетний старик, состоящий в прислугах у Беликова,
  • Мавра – супруга старосты, ни разу в жизни не выезжавшая из села. А в последние десять лет она покидает свой дом лишь по ночам. Воспоминание о Мавре наводит Ивана Иваныча и Буркина на разговор о футлярности.

Автор дает персонажам краткие, но точные характеристики, рисующие перед читателем яркий реальный образ.

Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.

Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам

Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим

Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.

В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.

И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в атмосфере «удушающей, поганой».

Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.

Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.

После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Ионыч»
  • для самых компанейских — Главные герои «Ионыч»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Ионыч»
  • для самых крутых — Читать «Ионыч» полностью
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: