Анализ пьесы «горе от ума» (а.с. грибоедов)

История создания комедии, краткое содержание

По одной из версий, А. С. Грибоедова на создание пьесы «Горе от ума» вдохновил один занятный инцидент из его биографии. Пребывая на светском рауте в Петербурге, он увидел, как высшее общество обращалось с одним иностранным подданным — с демонстрацией раболепия и подобострастия.

Александру Сергеевичу такая манера не понравилась и вызвала в нем бурю негодования, о чем он открыто высказался перед публикой. Однако аристократия высмеяла точку зрения Грибоедова, вмиг окрестив писателя «сумасшедшим». Слух о его «скандальном» поведении распространился по всем высшим кругам.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

После произошедшего у Грибоедова зародилась идея выставить все лицемерие высшего общества в своем сатирическом произведении, несущим социально-политический подтекст.

«Горе от ума» писатель написал за два года. Все герои пьесы имеют реальные прототипы из жизни. Произведение стало самым знаменитым и ценным плодом творчества Грибоедова.

Комедия освещает актуальный по тем временам в обществе конфликт между консервативным дворянством и приверженцами прогрессивных взглядов. Писателя не устраивали господствующие нравы богатого сословия. Его желание выставить его представителей в неприглядном виде выглядело смело и вызывающе.

Краткое содержание: первое и второе действия

Главный герой произведения – Александр Андреевич Чацкий, дворянин, который после трехлетнего путешествия возвращается к своей возлюбленной Софье. Таким образом, сначала мы видим обычный любовный сюжет.

«Горе от ума» начинается с пробуждения Лизоньки, которая не выспалась из-за ночных встреч Софьи и Молчалина ведь она должна была сохранить свидание в тайне. В этот же день девушка вспоминает о своем давнем увлечении Чацким, называя его умным и незаурядным человеком. Однако это все было лишь детским увлечением, к тому же он обидел ее своим неожиданным отъездом. В этот момент докладывают о возращении Чацкого.

Молодой человек рад встрече и намеревается жениться на Софье, но та встречает его очень холодно. Фамусов также не хочет отдавать свою дочь за дворянина без высокого чина. Разгорается спор о «старых» и «новых» людях.

Постепенно Чацкий начинает подозревать, что у Софьи есть другой возлюбленный. Он становится холоден, за что обвиняется девушкой в бесчувственности.

Оставшись наедине с Лизой, Молчалин заигрывая с ней.

Суть пьесы

Молодой дворянин Александр Чацкий долгое время жил за границей. Однако давняя любовь заставляет его вернуться на Родину. Герой решил навестить дом Фамусовых, где он жил в детстве.

После приезда Чацкий вступает в конфликт со всем окружением Фамусова. Александр говорит Павлу Афанасьевичу о том, что хочет жениться на его дочери Софье. Фамусов выступает против и считает, что его дочь может выйти замуж только за состоятельного человека, который достоин называться дворянином. Но Софья уже нашла себе избранника Молчалина, которого интересовало только материальное положение её отца.

Когда Чацкий своим поведением надоедает Софье, то в доме Фамусовых его провозглашают сумасшедшим. Слух об этом быстро разлетелся по городу.

Популярные сегодня темы

Очень красочно показана красота русских земель, их бескрайность и заснеженность равнин и склонов. Все поля и леса в белоснежном искрящемся снегу. Он не просто белый, а немного с голубым и даже желтым оттенком

Рассказ «Дама с собачкой» А.Чехов полностью посвятил романтической теме любви. С одной стороны любовные отношения эти неправильны и греховны, но одновременно с этим девственно чисты и прекрасны.

В рассказе «Трудный хлеб» автор обращает внимание на явления, которые напоминает о том, что осень вступила в свои права. Прозрачная паутина, золотые листья, пустые норы грызунов. Кирила Петрович Троекуров был очень эгоистичным и лицемерным человеком

Ему приносило удовольствие издеваться над слабыми, его насмешки очень обижали людей. Кирила Петрович богатый человек

Кирила Петрович Троекуров был очень эгоистичным и лицемерным человеком. Ему приносило удовольствие издеваться над слабыми, его насмешки очень обижали людей. Кирила Петрович богатый человек

Мировой литературе известно множество примеров того, как молодой и сильный человек по сложившимся обстоятельствам становится разбойником. Не исключением является и повесть Пушкина «Дубровский».

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Образ Чацкого воспринимался современниками как образ передового человека, отстаивающего идеалы новой жизни, которая должна была прийти на смену господству «фамусовщины». В нем видели представителя молодого поколения, умного, образованного, порядочного человека, горячо отстаивающего необходимость изменения жизни и, похоже, предпринимающего некие шаги в этом направлении, хотя автор и говорит об этом вскользь. Бесспорно лишь то, что Чацкий — человек мыслящий и одаренный, его суждения о государственной службе, о долге недаром так сильно пугают Фамусова, в них выражаются идеи государственного устройства, подрывающие основы существования Фамусова и ему подобных: «Служить бы делу, а не лицам…», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «И точно, начал свет глупеть».

Много спорили о том, можно ли считать образ Чацкого в «Горе от ума» образом декабриста в литературе, но не подлежит сомнению, что идеи героя близки идеям декабристов, к которым автор комедии относился с большой симпатией. Однако Чацкий не просто выразитель передовых на взгляд автора комедии идей своего времени. Это живой человек, он искренен и глубок в своих переживаниях, его поступки определяются чувством большой любви, которую он испытывает к Софье. Он влюблен, он помнит Софью юной девушкой, которая, судя по тому, что она оправдывается перед Лизой, оказывала ему недвусмысленные знаки внимания, и сейчас он хочет видеть в ней ту же самую Софью, не желая видеть, что с ней произошли разительные перемены. Раздражение и даже некая озлобленность Чацкого вызваны тем, что Софья изменила свое отношение к нему, и это мешает герою реально воспринимать обстоятельства, видеть их такими, как они есть. Ум и чувства героя слишком сильно заняты любовью для того, чтобы он себя контролировал, для него сейчас весь мир сосредоточен в Софье, поэтому всё остальное и все остальные его просто раздражают: раздражает Фамусов, которому он все же оказывает известное уважение как отцу Софьи; раздражает Скалозуб, в котором он готов видеть возможного жениха Софьи; раздражает Молчалин, который, «с такой душой», не может (как он считает!) быть любим той же Софьей.

Настойчивые попытки Чацкого узнать правду об отношении к себе Софьи граничат с патологией, а его упрямое нежелание принимать эту правду могло бы показаться слепотой, если бы не было любовью… Однако сцена, свидетелем которой он становится в последнем действии, даёт ему окончательный ответ на самый для него сейчас главный вопрос — он получает неопровержимые доказательства того, что Софья не просто не любит, но и предаёт его, поэтому последний монолог Чацкого — это крик и боль оскорблённой души и оскорблённого чувства, но здесь же и убийственно точно охарактеризовано фамусовское общество, которое отобрало у героя самое дорогое в его жизни — любовь. Чацкий покидает Москву, и его отъезд вроде бы говорит о том, что он побеждён. Правда, есть известная мысль И.А. Гончарова о том, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», но разве может эта несомненная победа героя помочь ему тогда, когда сердце его разрывается от боли?.. Поэтому можно говорить о том, что финал комедии близок к трагическому — для него, «вечного обличителя», которому ни блестящий ум, ни умение «пересмеять всех» не смогли помочь обрести обычное человеческое счастье…

Художественный метод комедии

Комедия «Горе от ума» представляет собой уникальное с точки зрения художественного метода явление в развитии русской литературы начала XIX в. Эта комедия включает в себя черты и элементы следующих литературных направлений:

✓ классицизм;

✓ романтизм;

✓ реализм.

Классицизм представлен в комедии такими ее чертами как:

✓ рационалистический конфликт между умным и глупым, умными людьми и глупцами, образованием и невежеством;

✓ единство места (дом Фамусова) и времени (одни сутки на протяжении всего действия комедии);

✓ пятиактное строение пьесы;

✓ деление героев на положительных и отрицательных;

✓ «говорящие» фамилии персонажей;

✓ несколько схематичных образов с ярко выделенной одной чертой характера (графиня Хрюмина, Тугоуховская).

Романтизм представлен в комедии следующими ее особенностями:

✓ трактовка образа Чацкого, романтизм которого проявляется в следующих чертах:

• противопоставленность всему окружающему его миру;

• приподнятость над бытом;

• вера в силу убеждения;

• возвышенность и мечтательность натуры;

• проявление бурного темперамента в поведении;

• ощущение одиночества в конце комедии;

✓ авторское внимание к облику некоторых героев, например Софьи и Чацкого;

✓ использование дорожной темы в поэме;

✓ обращение к жанру поэмы, который отражен в самом замысле комедии.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Художественный метод комедии

Комедия «Горе от ума» представляет собой уникальное с точки зрения художественного метода явление в развитии русской литературы начала XIX в. Эта комедия включает в себя черты и элементы следующих литературных направлений:

✓ классицизм;

✓ романтизм;

✓ реализм.

Классицизм представлен в комедии такими ее чертами как:

✓ рационалистический конфликт между умным и глупым, умными людьми и глупцами, образованием и невежеством;

✓ единство места (дом Фамусова) и времени (одни сутки на протяжении всего действия комедии);

✓ пятиактное строение пьесы;

✓ деление героев на положительных и отрицательных;

✓ «говорящие» фамилии персонажей;

✓ несколько схематичных образов с ярко выделенной одной чертой характера (графиня Хрюмина, Тугоуховская).

Романтизм представлен в комедии следующими ее особенностями:

✓ трактовка образа Чацкого, романтизм которого проявляется в следующих чертах:

• противопоставленность всему окружающему его миру;

• приподнятость над бытом;

• вера в силу убеждения;

• возвышенность и мечтательность натуры;

• проявление бурного темперамента в поведении;

• ощущение одиночества в конце комедии;

✓ авторское внимание к облику некоторых героев, например Софьи и Чацкого;

✓ использование дорожной темы в поэме;

✓ обращение к жанру поэмы, который отражен в самом замысле комедии.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена,  зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение названия

Чтобы понять, почему произведение получило такое заглавие, необходимо разобрать жизненный путь Александра Чацкого. Главный герой обладает умом, который мешает ему жить и лишает всех общепринятых благ. Чацкий любит Софью, но она предпочитает строить отношения с глупым и самодовольным Молчалиным.

Кроме того, главный герой не может продвинуться по карьерной лестнице, поскольку не хочет идти против своего мировоззрения. У него не такие стремления и мысли, как у окружающих. В этом и заключается смысл названия комедии «Горе от ума».

Также при помощи названия автор хотел отобразить две стороны русского дворянства. Дворяне хотели казаться умными, но в то же время отрицали науку и искусство.

Система героев и образов

Еще один элемент своеобразия в этой комедии: в ней нет четко положительных и четко отрицательных персонажей. Каждый из героев имеет свою позицию, и каждая из них в какой-то мере справедлива: пусть и не с точки зрения морали, но с точки зрения устройства мира и способов достижения цели.

Основные герои «Горя от ума»:

  1. Александр Чацкий. Умный, честный и смелый дворянин. Он независим от чужого мнения и потому открыто говорит то, что он думает, не сильно заботясь о чувствах других. За свою непокорность он не получает уважения или любви консервативного общества.
  2. Павел Фамусов. Типичный аристократ своего времени. Имеет высокий чин и ценит его больше всего на свете. Несмотря на характерный набор пороков, Фамусов – хороший отец, который хочет лучшего для своей дочери (настолько, насколько сам это понимает).
  3. Софья Фамусова – самый сложный персонаж. С одной стороны, она ищет искренних чувств и мечтает о любви, а ее любимый предает ее. Но с другой стороны, Софья – безжалостный манипулятор и лицемерка, которая готова играть с чувствами Чацкого только для того, чтобы выгодно показать себя в глазах общества.
  4. Лиза – служанка Софьи. Вероломно имела отношения с ее любимым за спиной у хозяйки. При этом цели преследовала те же – хотела удачного брака и настоящей любви, но общественное положение лишало ее этих возможностей.
  5. Алексей Молчалин – секретарь Фамусова и возлюбленный Софьи. Ухаживал за ней, но не решался на какие-то конкретные действия. Выяснилось, что он добивался Софью только ради расположения ее отца, сама девушка была ему неинтересна.

Фоновыми героями являются Скалозуб и гости на балу у Фамусовых. Они олицетворяют собой типичных представителей своего класса: знатных, но ограниченных.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

Тема, проблематика и конфликты в произведении

Своеобразие комедии Грибоедова заключается также в том, что в ней параллельно развиваются сразу два конфликта: любовный и социальный. Их суть заключается в том, что:

  1. Руки Софьи добиваются одновременно Чацкий и Молчалин, а отец ее тем временем рассчитывает выдать дочь замуж за высокопоставленного, но ограниченного Скалозуба. Софья же, кажется, не любит никого, кроме себя. И ей, и Чацкому приходится на себе ощутить горечь предательства.
  2. «Фамусовское» общество лишено искренности и высоких ценностей. Его представители мечтают о том, как бы занять место получше, и они готовы ради этого на многое – лицемерить, лгать, поступиться своими чувствами, предать, не выражать истинных мыслей. Среди этих людей оказывается Чацкий, который не хочет жить по таким правилам и мечтает об искренности. Но проблема в том, что людей с искаженной системой ценностей больше – и они просто задавят Чацкого с его справедливым и абсолютно н вписывающимся в общую картину свободомыслием.

Оба этих конфликта тесно связаны друг с другом. Чацкий не может получить любимой девушки потому, что он совсем не знатен, не богат и не уважаем в обществе. А получить высокое положение он не может потому, что идеалы этого общества ему чужды. В конечном итоге, вернувшись в дом Фамусова, Чацкий не находит там ничего, кроме разочарования. И он уезжает, чтобы попытаться найти себе место где-нибудь еще – там, где он впишется в общий круг. Для других же героев (Фамусов, Софья, Молчалин, Скалозуб и пр.) произошедшие события же ничего не значили. Для них мир не изменился, и они, скорее всего, продолжат жить по своим правилам – несчастливые, неискренние, но зато высокопоставленные и удовлетворенные своим положением (если, конечно, смогут до него дослужиться).

Сюжет

Произведение «Горе от ума» — это стихотворная комедия, написанная А. С. Грибоедовым. Эта комедия представляет собой смесь стилей: классицизма, романтизма и реализма. В своей комедии А. С. Грибоедов показывает нам жизненный уклад общества 1808-1824 гг. Это произведение является одним из самых злободневных в русской драматургии того времени. Комедия «Горе от ума» яркий пример тесного сплетения литературы и общественной жизни. События, описанные в комедии, происходят в течении одного дня в особняке московского помещика Фамусова. Утром в особняк приезжает Чацкий – молодой, остроумный человек, сторонник новаторских идей, критик устаревших порядков крепостной России. Подобные порядки имеют место в том доме, куда он приезжает к своей возлюбленной — дочери помещика Софии. Но за время отсутствия Чацкого София полюбила другого, секретаря своего отца, мелкого во всех смыслах Молчалина, эту информацию она держит в тайне.

В течении дня Чацкий вступает в противостояние с фамусовским обществом, насмешливо и колко отзывается о представителях дворянства. Критическая фаза конфликта наступает тогда, когда гости балла, устроенного Фамусовым, разносят слух о сумасшествии Чацкого. В конце произведения главный герой узнает о том, что София теперь испытывает любовные чувства к Молчалину и о том, что это она пустила слух о его безумии. В конце произведения Чацкий решает уехать из Москвы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Горе от ума в русской литературе 440 руб.
  • Реферат Горе от ума в русской литературе 230 руб.
  • Контрольная работа Горе от ума в русской литературе 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Жанр «Горе от ума»

При анализе комедии «Горе от ума» жанр произведения и его определение вызывает немало сложностей. Являясь новаторской, комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова разрушила и отвергла многие принципы классицизма. Как и традиционная классицистическая пьеса, «Горе от ума» имеет в своей основе любовную интригу. Однако параллельно с ней развивается общественный конфликт. Здесь поднимаются вопросы взяточничества, чинопочитания, лицемерия, презрения к уму и образованности, карьеризма. Поэтому не представляется возможным четко обозначить разновидность комедии «Горе от ума».

Нередко возникаю даже споры о том, а комедия ли «Горе от ума». Как определяет жанр пьесы «Горе от ума» ее создатель? Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. Но ведь ее главный персонаж отнюдь не комичен. Тем не менее «Горе от ума» обладает всеми признаками комедии: здесь есть комические персонажи и комические ситуации, в которые они попадают. Например, Софья, застигнутая отцом в комнате с Молчалиным, говорит, что секретарь Фамусова оказался там случайно: «Шел в комнату, попал в другую».

Современники называли пьесу «Горе от ума» высокой комедией, потому что в ней подняты серьезные нравственные и общественные проблемы.

Однако традиционные возможности этого жанра не были способны в полной мере решить творческий замысел писателя. Поэтому Грибоедов вносит существенные корректировки в традиционное понимание комедии.

Во-первых, Грибоедов нарушает единство действия. В его пьесе впервые появляются два равноправных конфликта: любовный и социальный. Кроме того в классицизме в развязке порок должен быть побежден добродетелью. В пьесе «Горе от ума» этого не происходит. Чацкий, если и не побежден, то вынужден отступить, так как он в меньшинстве и не имеет шансов на победу.

Тематика комедии

Особое внимание стоит уделить многообразию тем в произведении «Горе от ума». Тематика книги застрагивает аспекты, которые остаются актуальными по сей день:

  1. Тема лишнего человека является ключевой в комедии. Образ Чацкого становится отражением людей, которые были слишком хороши для Российской империи. Взгляды главного героя не были приняты представителями дворянства. Когда он попытался их донести в массы, его охарактеризовали как сумасшедшего. Но Александр не разочаровался в себе, поэтому всегда может вернуться в родные края и победить фамусовское общество.
  2. Тема семьи. Автор показывает дворянскую семью как рассадник лжи и взаимной ненависти. Павел Фамусов не думает о мнении своей дочери, для него главная цель состоит в том, чтобы удачно выдать её замуж. Когда старый Фамусов узнаёт о романе Софьи и Молчалина, то переживает только за свою репутацию. Но девушка особо не интересуется жизнью отца и старается отдалиться от него.
  3. Тема мечты. Грибоедов считал, что только искренние люди способны мечтать. Софья мечтала о взаимной любви, а Чацкий желал исправить этот мир к лучшему. Но все их мечтания были оторваны от реальности, поэтому оба героя потерпели крах. Софья повелась на обман Молчалина, а Чацкий, оскорблённый и отвергнутый, сбежал из дома Фамусовых в другой город.

Судьба полиглота и дипломата

Кем был этот человек? Родовитый дворянин получил блестящее образование и уже в юности владел шестью языками. Музыкально одарённый Грибоедов сочинил 2 необыкновенно красивые мелодии вальса, которые восхищают и сегодня. В наследии талантливого литератора — стихи и прозаические произведения.

А ещё он был офицером. В 17 лет добровольно вступил в гусарский полк, чтобы защищать Российское государство от войск Наполеона. Четыре года военной службы, потом отставка, участие в деятельности масонской ложи.

Возникла возможность поработать чиновником в русской миссии за океаном — в США, но Грибоедов в 1818 году отказался. Потом служил дипломатом — в Персии, Грузии.

Подозревался в участии или сочувствии декабристскому движению, был даже арестован. Однако из-за недостатка улик вынесен оправдательный вердикт. В 1826 году — назначение опять на Кавказ, работа в Персии. И знание уже десяти (!) иностранных языков, что для дипломата в его работе — огромный плюс.

В начале 1829 года 30 января тридцатичетырёхлетний Александр Сергеевич Грибоедов — статский советник, министр-резидент (соответствует современному понятию «посол») — погиб во время нападения на русское посольство.

А его гениальное произведение практически сразу стало источником цитат и афоризмов, их не только запоминали, но и конспектировали. Все эти выражения и сегодня часто звучат в разговорной речи.

Преемственность традиций пьесы

Пьеса А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума» отразила традиции и опыт русской литературы, накопленный ею на предыдущем этапе своего развития. Заслуга Грибоедова в том, что он свел воедино, объединил и обогатил эти традиции. Возникновение комедии «Горе от ума» подготовили:

✓ комедия Фонвизина «Недоросль», с которой «Горе от ума» роднят следующие особенности:

• сатирический характер;

• протест против крепостничества;

• критика придворной знати и дворянства;

• создание типичных, широко распространенных образов и явлений;

• реалистическое изображение характеров;

• подчинение любовной интриги общественному столкновению;

• реалистичность речи;

✓ творчество Радищева, в частности «Путешествие из Петербурга в Москву», с которым «Горе от ума» роднит описание отношения помещиков к своим крепостным и отношение крепостных к своим хозяевам;

✓ произведения Карамзина, с которыми «Горе от ума» роднят следующие особенности:

• поэтизация старых времен и презрение ко всему новому;

• скорбно-иронический характер мотива умного человека, вынужденного жить в мире глупцов;

✓ творчество Крылова, с которым «Горе от ума» роднят следующие особенности:

• пафос защиты национальной культуры;

• критика всего иностранного, в особенности в области образования и воспитания молодого поколения;

• басенная иносказательность, юмор и народность языка;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: