Критика
Пьеса была восторженно встречена в русском обществе, особенно в декабристской среде, чьи идеалы она и выражала. Однако многие знаменитые писатели высказали свои претензии к комедии.
А. С. Пушкин очень положительно отзывался об этой комедии, говоря, прежде всего, об образах фамусовского общества. Однако поэт остался недоволен образом Чацкого, посчитав его слишком плоским. Пушкин видел в Чацком не отдельного персонажа, а лишь продолжение самого Грибоедова в пьесе.
Уже Виссарион Белинский и вовсе считал образ Чацкого откровенно неудачным и вредным. Прежде всего, критика раздражала инфантильность и наивность Чацкого, за которой он не видел реальных знаний и действий. Герой Грибоедова в его глазах — такой же недалёкий самодовольный дворянин, как те, кто его окружают.
Персонажа защищал писатель И.А. Гончаров:
Отношение автора к пьесе можно понять по одной из его цитат:
Кроме образа главного героя, рецензенты отметили композицию и язык пьесы: кто-то хвалил их, но кому-то они сильно не понравились:
Ныне «Горе от ума» признана образцом комедии. Даже в наши дни она подвергается постоянному переосмыслению, практически каждый, кто прочтёт эту пьесу, имеет шанс составить своё собственное мнение, непохожее ни на чьё-либо.
Композиция
Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в ее целостной завершенности. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом все это выливается в единый, динамичный сценарий.
Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – все это вызвало потрясение зрителей, и сделало произведение Грибоедова бессмертным.
Особенности композиции пьесы, вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.
Отношение социума
К сожалению, Чацкий не нашел понимания в московском обществе. Если говорить кратко, то старый свет совсем не хотел принимать новую точку зрения, не оценил прогрессивность идей героя. Чацкий не совпадал с мнением Фамусова ни по одному вопросу. Для того чтобы разобраться с конфликтом героя с окружающим его обществом, стоит определить круг проблем, которые и вызвали непонимание сторон:
Что важнее: личность человека или связи, деньги?
Чинопоклонничество: низость или достойный способ развития карьеры?
Насколько необходимо образование в жизни человека?
В какой мере важно общественное мнение?
На каждый из этих вопросов Чацкий и Фамусов смотрели по-разному, точек соприкосновения взглядов не было совершенно. Поэтому конфликт неизбежен.
Говорящие фамилии в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий Молчалин Репетилов. — презентация
Говорящие фамилии в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий Молчалин Репетилов
«Горе от ума» Сцена из спектакля саратовского театра
Говорящие фамилии в пьесе «Горе от ума» А.С.Грибоедова условно можно разделить на три типа: 1) собственно говорящие, которые сообщают об одной важной черте героя: Фамусов, Тугоуховский, Репетилов, Молчалин; 2) оценивающие фамилии: Скалозуб, Хрюмина, Загорецкий, Хлёстова; 3) ассоциативные: фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Александр Андреевич Чацкий Глеб Подгородинский- Александр Андреевич Чацкий Имя этого персонажа в переводе с греческого означает мужественная защита, а в паре с отчеством Андреевич (Андрей- «храбрый») они составляют весьма примечательный «букет»
Надо ли удивляться темпераменту, мужеству Чацкого и его умению отстаивать свои убеждения?! Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что этот «рыцарь без страха и упрёка» — потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские
Александр Андреевич Чацкий Глеб Подгородинский- Александр Андреевич Чацкий Имя этого персонажа в переводе с греческого означает мужественная защита, а в паре с отчеством Андреевич (Андрей- «храбрый») они составляют весьма примечательный «букет». Надо ли удивляться темпераменту, мужеству Чацкого и его умению отстаивать свои убеждения?! Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что этот «рыцарь без страха и упрёка» — потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские.
Всем известно, что фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев».
Павел Афанасьевич Фамусов Юрий Соломин — Павел Афанасьевич Фамусов. Фамилия Павла Афанасьевича Фамусова соотнесена с латинским словом «молва». Таким образом, автор подчёркивает одну из важнейших черт этого героя: его зависимость от молвы и страсть разносить слухи
К этому можно добавить, что фамилия Фамусов вполне соотносится и с английским famous, то есть «известный, знаменитый», что не менее важно в характеристике «московского туза». Фамусов — достаточно известный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости — на погребенье, на крестины
Алексей Степанович Молчалин Молчалин – фамилия указывает на скрытность характера и немногословность. Есть сцены, в течение которых он не произносит ни одного слова. В той же степени, как не прост этот персонаж, сложны для расшифровки его имя и отчество. Алексей – покладистый, смирный человек. Отчество же Алексея Молчалина указывает на его незнатное происхождение. Тверской обыватель Степан Молчалин – это вам не московский туз Павел Афанасьевич Фамусов. Кирилл Юрьевич Лавров- Алексей Степанович Молчалин
Софья Павловна Фамусова Ирина Безрукова Девушки с этим именем властны и независимы. Так и грибоедовская Софья в свои семнадцать лет проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софьи: Что мне молва? Кто хочет, так и судит. Софья способна искренне полюбить, она романтична, благородна в своих чувствах. Любовь ее ослепляет, но свое самоощущение, чувство достоинства она обретает после разоблачения Молчалина. И в конце концов она все-таки понимает, что глубоко ошибалась. Не будь она умной, так и не смогла бы это осознать эту истину.
Репетилов Репетилов: этимология его фамилии прозрачна — от франц. Repeater «повторять, твердить, болтать». Репетилов – человек, не имеющий своего мнения, повторяющий чужие слова; пустой, легкомысленный, вздорный персонаж. Лужский Василий Васильевич- Репетилов
Таким образом, имена героев в пьесе Грибоедова «Горе от ума» значимы не только по отдельности — в совокупности они составляют важный символический ключ к пониманию проблематики «Горя от ума»: ведь это комедия о трудностях общения (именно поэтому сквозные мотивы в ней – глухота и непонимание). Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме. Можно сделать вывод, что Грибоедов лишь формально сохраняет классические рамки, наполняя их психологическим и социально- психологическим содержанием.
Сочинение 2
Мой ответ прост – сначала он борец, а после – жертва. Приехав в Москву, он ведь борется с системой, говорит смело, ни под кого не подстраивается, пытается переубедить людей, а после он оказывается в кругу тех, которые гонят его, и сбегает. Но Александр Андреевич, к счастью, не начинает к обидчикам подлизываться, «исправляться», что-то доказывать, а ещё бы просить прощения! Нет, он просто отступает. Ему ничего не остается, но всё-таки он стал жертвой слухов…
Борцом ему стать помогает его запас знаний. Он много учился, путешествовал, поэтому знает, как лучше жить обществу. Но Чацкий точно не знает, как лучше жить в обществе. Он может сказать прямо человеку, который старше его, что тот живёт неправильно, даже подло, что все его предки тоже жили неправильно… Конечно, это вызывает только негатив со стороны тех, кому он пытается помочь.
Например, Александр очень удивлен переменой в своём приятеле, который женился и стал подкаблучником. Не был он таким никогда! Чацкий хотел бы спасти его, но ведь это выбор самого человека.
А с Софьей у него, вообще, не очень хорошо получилось, ведь он тоже хотел бы спасти её от Молчалина – этого мерзкого типа, который её совсем не ценит. У Софьи открылись глаза, но только она возненавидела своего спасителя, обозвала его сумасшедшим.
Чацкому приходится бороться со всеми, так как в каждом он находит недостатки. Весь мир против него! И кажется, что не только эта ужасная столица, а точно все вокруг. Никто его не поддерживает… Но он ведь считает себя самым умным!
Вот так легко все и подхватывают слух, который пустила Софья, о сумасшествии Александра. Всё тогда так легко объясняется! И всем понятно, почему он себя та странно вёл. Его уже не воспринимают всерьёз, хотя могут немного побаиваться. Кто теперь знает, что он может сделать, этот сумасшедший?
Да, обстоятельства сложились против него, но он всё время с возвращения в Москву настраивал всех против себя, так что ничего удивительного. Не думаю, что в роли жертвы он останется надолго. Скорее всего, на новом месте он тоже начнёт со всем бороться, учить всех… И тогда опять может стать жертвой! Вот такой круг замыкается! Все свои силы кинуть на то, чтобы настроить всех против себя, а после получить от них по голове, образно.
Так что Александр Андреевич, всё-таки, дольше борец, но жертвой тоже обязательно становится в итоге своей борьбы. Не хотела бы я играть вот такую роль…
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 4.44
Если рассматривать героя комедии «Горе от ума» с позиции борец или жертва, то вывод получится неоднозначным. С одной стороны, характер Чацкого, безусловно, показывает его борцом. Он предан своим убеждениям, не боится открыто их озвучивать, отказывается прислуживаться и унижаться, ценит человеческую личность, а не ее связи или капитал. Этот герой открыт для новых идей и не держится за прошлое, предпочитая идти вперед и развиваться.
Чацкому близки идеи декабристов, которые уже витали в воздухе и со временем оформились в полноценное движение. Он делал все от души, не признавая полумер. Если любить, то пылко, если высказывать свое мнение, то не стесняясь в выражениях.
С другой стороны, действие произведения умещается в одни сутки. Чацкий приехал в Москву с намерением жениться на Софье, получил отказ, выразил московскому высшему свету свой взгляд на устройство общества, был объявлен сумасшедшим и, разочаровавшись, уехал. Он не сделал ни одного существенного шага для реальных перемен, о которых так пылко рассказывал и сдался после первого поражения. Кроме этого, я считаю, что уличение в сумасшествии – не такое уж жесткое обстоятельство, чтобы убежденный в своей правоте человек сразу отступил. Все мы знаем, что инакомыслящих во все времена либо уничтожали, либо ссылали на каторгу.
Так, мы видим, что Чацкий, обладая всеми задатками борца, все же отступает перед упорством и непониманием со стороны фамусовского общества. Возможно, ему нужно было провести в столице больше времени, сменить тактику, напоровшись на сопротивление. Тогда у него была бы возможность добиться своего. Хотя мы и не знаем, куда он отправился, покинув Москву. Вероятно, Чацкий поехал искать единомышленников.
После анализа характера и поступков героя мы имеем спорный вывод. Чацкий, несомненно, наделен всеми чертами бойца, но в течение показанного нам отрезка времени не реализует их в полной мере. Думаю, если бы была возможность проанализировать всю его биографию, мнение о персонаже сформировалось бы более четко.
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
- Сочинение «Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- «Чацкий — победитель или побежденный?» — сочинение-рассуждение
- «Чацкий и Молчалин» — сочинение-сравнение
- «Чацкий и Софья» — сочинение-рассуждение
- «Достойна ли Софья любви Чацкого?» — сочинение-рассуждение
Тема
В комедии «Горе от ума» анализ произведения дает возможность выделить множество тем, задействованных автором. Злободневные проблемы той эпохи, затронутые Грибоедовым, были встречены цензурой в штыки. Главная тема «Горе от ума» – это пороки общества, пустившие глубокие корни и цветущие пышным цветом. Лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – все это имеет место в пьесе Грибоедова.
Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.
В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающийся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.
Сама идея пьесы уже заложена в ее названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множество и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять все устройство жизни.
Значение внесценических персонажей
В комедии «Горе от ума» внесценические персонажи позволили Грибоедову стать новатором в своем жанре. Никто из писателей до него не ставил задачи высмеять целый город и его обитателей. В данном случае речь идет о Москве. Поэтому автор выводит на первые роли фамусовское общество, оно начинает играть одну из главенствующих ролей в комедии.
Автор перенес на страницы произведения прототипы хорошо знакомых ему людей, которые были его современниками. Им он дает говорящие фамилии, например Молчалин, Репетилов или Тугоуховские. При этом он сохранил основные черты, характеры и типы персонажей.
Основные занятия, которым они посвящают свою жизнь, — это участие в балах, игра в карты, сплетни и пустоголосое веселье. Все это — элементы праздной и беззаботной жизни. Они ненавидят просвещение, им претит общение с образованной молодежью. Работают они только для того, чтобы получать чины и звания. Главное в их среде — это мундир и звание, а человека оценивают только по количеству крепостных душ.
Фамусов Павел Афанасьевич
Фамусов Павел Афанасьевич – это потомственный дворянин, помещик. У него достаточно консервативный взгляд на мир и все что его окружает. Фамусов противник образования, чтения, так как считает, что это способствует зарождению ненужных мыслей
Самое главное для него – произвести впечатление на окружающих, для него не важно, какой он есть на самом деле. Его принцип – правильно «подслужиться»
Именно так и жили в то время большинство людей дворянского происхождения. Благодаря этой способности, Фамусов стал богатым и уважаемым человеком среди дворян. Жизненная позиция Фамусова – искать выгоду из общения с людьми, именно поэтому он не понимает Чацкого.
Присутствующие незримо
Внесценические персонажи, хоть и не показываются зрителю на глаза, нередко играют в сюжете ключевую роль. Иногда они даже бывают причиной разворачивающихся событий, иногда — яркой деталью, иллюстрирующей нравы описанного времени и мировоззрение задействованных персонажей. Эти — появляясь лишь в виде кратких упоминаний или героев «поучительных» притч — яркое и очевидное описание характера действующих лиц, их идеалов и взгляда на мир:
- Татьяна Юрьевна. Знает о существовании Чацкого, но тот не был с ней знаком. Она богата и влиятельна — со слов Молчалина, который при всех его недостатках знает, кто может его подсадить на карьерной лестнице, и эта женщина как раз из таких.
- Максим Петрович. Дядюшка Фамусова, образец для подражания, обернувший взлетом буквальное падение. Несколько раз растянувшись на полу (один раз — случайно, дважды — нарочно) под благосклонный смех императрицы, он обеспечил себе стремительное продвижение в карьере и обществе.
- Мадам Розье. Гувернантка Софьи. Идеальная, с точки зрения Фамусова, женщина, единственным недостатком которой была излишняя алчность: она перешла к другому нанимателю «за лишние пятьсот рублев». Узколобие Фамусова не позволяет ему задуматься, что 500 рублей в то время — это две годовых зарплаты гувернантки, которая с большой вероятностью скоро не сможет работать и должна как следует обеспечить себе старость.
Персонажи Грибоедова, при всей преувеличенности и подчеркнутой нелепости их характеров и поведения, были прекрасным отражением московского общества начала XIX века. Каждая строчка пьесы пронизана ненавистью и презрением к обществу, где процветают Фамусовы и Молчалины, и надеждой, что идеал Чацкого не останется сломлен их численным превосходством.
Персонажи второго плана
Если характеры и мотивацию основных персонажей еще можно разглядеть со всех сторон, то второстепенным Грибоедов дает не так много «экранного времени», чтобы раскрыться полноценно. Поэтому остаются им только самые яркие, выдающиеся черты характера — по одному на человека — подчеркивающие и обрамляющие образы главных героев, каждый со своей стороны.
Скалозуб — карьеризм и солдафонство
Вершина существования полковника Скалозуба — генеральский чин. Профессиональный военный и, где-то за кадром, бравый офицер, он ко всему подходит с точки зрения тактики и цели. До поры до времени это дает свои плоды — за сравнительно короткий срок он получает несколько повышений, из младших офицерских чинов дойдя до золотых погон и высокого звания, получает несколько военных наград (впрочем, в отличие от чинов, нигде не сказано, что они не были заслужены).
С точки зрения Фамусова, щеголеватый карьерист Скалозуб — отличная партия для Софьи, но сама она не хочет даже смотреть на будущего генерала. Скалозуб, будучи в теории не прочь связать с ней жизнь, рассматривает Софью скорее как очередную ступеньку на карьерной лестнице.
Репетилов — лень и бестолковость
Старый приятель Чацкого, самый раздражающий персонаж пьесы. Чаще всего Репетилов предстает как человек «подстраивающийся», готовый унизиться ради чужого снисхождения. Это так лишь отчасти. Репетилов, проигравший в карты имение, завсегдатай балов и тайных обществ и равнодушный отец и муж — на самом деле отчаянный лентяй, то самое тело, что стремится остаться в покое, оттого готов на любые унижения, лишь бы его перестали шевелить.
Горич — лживость и миролюбие
Еще один приятель главного героя, в прошлом — бравый военный, местечковый герой, ныне — послушный «муж-мальчик, муж-слуга», любимой супругой низведенный до положения послушного ребенка. В попытках сохранить в доме мирную обстановку, он медленно и печально увядает в ее шелковой хватке.
Загорецкий — удобная репутация
Загорецкий — одновременно лжец, мошенник и карточный шулер, но всегда остается на плаву и не изгоняется из общества лишь потому, что, по слухам связан со службой политического сыска. Никто даже не пытается выяснить, так ли это, но слухи позволяют поднять репутацию Загорецкого так, что испортить ее не могут даже весь очевидный список его грехов.
Хлестова — былая роскошь
Свояченица Фамусова — одинокая, но богатая и довольно влиятельная старуха. Ее дом полон, со слов Чацкого, приживалок, воспитанниц и котов, что позволяет ей не тосковать в одиночестве и бесполезности. Хвастается, как экзотической вещицей, чернокожей служанкой.
Косное, печальное, пронизанное сплетнями собрание, где Чацкий при всех недостатках выглядит непризнанным светочем, фонариком во мраке, за которым могут потянуться те, кто еще не отравлен мещанством и пошлостью — таким изобразил Грибоедов дворянство старой Москвы. И ими не ограничился.
Терзания персонажа
Молодой человек по приезде в Москву бросается в дом любимой и остается отвержен. Чацкий разочарован и в любимой, и в российском дворянстве. Но это только начало. Герой осознал, что с людьми, имеющими на него влияние в юности, теперь ему не по пути.
Александр Андреевич страдает по 2 причинам: от неразделенной любви и от неприятия его обществом. Любовная линия в пьесе выстроена очень интересно.
Из размышлений героя и его терзаний ясно, что он давно лелеет надежду жениться на этой девушке. Однако Софье не нравятся его прогрессивные идеи и язвительные шутки по отношению к ее кругу. Ей не понятно и то, против чего протестует друг детства.
Софья влюблена в другого — более покладистого и кроткого Молчалина. Хотя Алексей нисколько не любит девушку: он встречается с ней лишь из-за её положения в обществе. Когда все выясняется, Софья понимает свою ошибку. А Чацкий удивляется, как вообще можно полюбить такого глупца и обманщика.
Вариант 2
В комедии «Горе от ума» представлено трудное время в истории России — приход прогрессивных идей общества на смену изжившим себя идеалам дворянства. В оппозиции старых идей находится главный герой произведения — Александр Чацкий. Представителем же общества, установки которого себя изжили, выступает Фамусов. Их противостояние составляет главный конфликт произведения.
Чацкий представляет новые взгляды на устройство общества, он стремится развивать страну и делать это честно. Ему чужды представления об обществе как о социуме, где главенствующие позиции занимают меркантильность и чинопочитание. Герой хочет служить своему Отечеству и делать благие дела, способствующие развитию и процветанию государства. Он порядочный и благочестивый человек, который отказывается признавать фамусовское общество, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но кто же такой в этом противостоянии Чацкий: победитель или побеждённый?
Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Стоит заметить, что, например, в любовном треугольнике Чацкого можно назвать скорее поражённым. Его любовь Софья предпочитает ему не просто другого человека, но человека, радикально отличающегося от героя по взглядам и мировоззрению. Что ставит Чацкого в позицию поверженного. Однако, если говорить о борьбе Чацкого за свои идеалы, можно заметить, что в этом вопросе герой добивается больших успехов. Он борется за уверждение народных прав и делает это довольно хорошо, предвосхищая декабристское движение. Можно сказать, что Чацкий — это человек, который является борцом по своей натуре. Он не готов мириться с общепринятыми идеалами и делает всё, чтобы найти сторонников и добиться установления новых правил и схем, по которым живёт общество.
Александр Чацкий, кроме того, интеллигентный и образованный человек, которого хочется цитировать. Например, достаточно ярко он говорит об общественном мнении, обозначая проблему общества, в котором хорошо живётся лишь тому, «чья чаще гнулась шея». Однако, общество отвергает посыл, с которым обращается Чацкий, оно не принимает его. Тем не менее герою удалось подорвать общественное мнение и обратить мнимание на проблему. Так что могу сказать, что Чацкого можно назвать скорее победителем, нежели побеждённым.
Вариант 2
Комедия Грибоедова “Горе от ума” является потрясающим произведением, которое может послужить отличным примером написания драматургической комедии, исходя из похвал критиков тех времён. Комедия привносила в русское общество мысль о том, что не каждый человек является таким, каким он хочет казаться, и то, что нельзя разделять всё вокруг только на добро и зло.
Грибоедов был новатором в своём роде. Он написал комедию в стихах, что уже не характерно для того времени, и в ней же создал стилистических персонажей, которые олицетворяли тот или иной порок. Он пытался донести до зрителя мысль, что не всё является таким, каким мы его видим. Он говорит о том, что порой под маской скрываются отвратительные вещи. Он ярко показывает это в своём произведении на основе нескольких перс ножей, делая акцент на их отрицательных сторонах, однако даже они не обделены хорошими. Из этого автор хочет подвести нас к выводу что мы попросту не можем называть того или иного человека плохим, потому что просто увидели его плохую сторону, или же наоборот не можем назвать человека добрым, если мы полностью его не узнали. О данной проблеме выбора нам и рассказывает произведение “Горе от ума”.
Также в произведении присутствует проблема конфликта поколений. Это проблема присутствовала, и всегда будет присутствовать в нашей жизни, и в жизни будущих поколений. Одно поколение просто не может ужиться на все сто с другим. Это априори невозможно, и будет это происходить так, как описано в произведении. Один человек из поколения прошлого, скорее всего не поймёт человека из поколения нового, ввиду их чрезвычайного отличия воспитания, среды взросления, и ещё огромного количества факторов влияющих на развитие личного мнения и прочих вещей
Поэтому Грибоедов и говорит о данной проблеме в своём произведении, дабы люди обратили на неё внимание и постарались её хоть как ни — будь исправить. Так или иначе Грибоедов описал общество того времени таким, какое оно было, даже не стараясь его идеализировать
Он отмёл все идеалы, дабы показать простому народу всё как есть, в этом от части и заключается его новаторство. В его искренности. Данное мнение является субъективным, из-за чего не претендует на истинную верность.
Традиции и новаторство комедии Грибоедова Горе от ума
Одно из выдающихся и передовых произведений русской литературы – это пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса уникальна тем, что в ней прекрасно гармонируют как черты классицизма, так и черты реализма.
Комедия Грибоедова – это насмешка над московским дворянством того времени. Несмотря на то что произведение больше тяготеет к реализму, оно содержит в себе многочисленные новаторские приемы, но при этом автору удалось успешно вписать некоторые классические каноны.
Обилие классических черт, использованных в пьесе, можно объяснить тем, что драма является достаточно консервативным родом литературы, и какие-либо радикальные изменения воспринимались бы читателем с трудом.
В пьесе мы наблюдаем классический прием, а именно: соблюдение трех единств. Грибоедов помещает все действие своей комедии в дом Фамусова, в течение одних суток разворачиваются все события пьесы, а действия главного героя вытекают из любовного конфликта.
Описывая своих персонажей, Грибоедов отдает предпочтение использованию приема – говорящих фамилий: Молчалин, Репетилов, Тугоуховские и др. Фамилия главного героя выбрана также не случайно, в ней угадывается намек на Чаадаева. Кроме всего прочего, большинство героев обрисовываются в стандартных ролях, но не у всех они выражены так четко: так Чацкий – не только неудавшийся жених, но и герой-резонер, Скалозуб – зажиточный жених, Лиза – не только служанка, но и резонер ( Лиза участвует в любовных делах своей барышни, но при этом в конце пьесы Лиза находится под угрозой ссылки в деревню), а Фамусов – неразумный отец.
Также в пьесе мы наблюдаем два любовных треугольника, это тоже дань классицизму. Первый треугольник – это Чацкий – Софья – Молчалин, а второй – это Молчалин – Лиза – Петруша.
Грибоедов создал произведение на века, оно никогда не потеряет своей актуальности и злободневности, оно уже прошло испытание временем.
Автору блестяще удалось соединить традиционно классические методы и добавить свои новаторские приемы, именно поэтому «Горе от ума» — это исключительное произведение, не похожее на другие.
Кто же Чацкий: победитель или побежденный?
В комедии «Горе от ума» повествуется о переходе от консервативных взглядов помещиков к новым прогрессивным идеям устройства общества. От носителей этих новых мыслей требуется стойкость и решительность ради достижения цели.
В произведении Гончарова описана борьба непрогрессивного дворянства, то есть старого века против нового века, представленного в пьесе Чацким, который обладает умом и хочет, чтобы его страна процветала. Дворяне в этом противостоянии защищают свое личное. Идеи Чацкого – развитие страны посредством увеличения роли личности в обществе, развития науки. Ненужным он считал чинопоклонничество и желание продвигаться в карьерном плане.
Автор еще в начале говорит нам о том, что ум не осчастливит Чацкого. Его правдивые речи не воспринимаются в серьез в свете, ведь они противоречат привычному укладу жизни, они угрожают Софье, поскольку из-за них она может не быть счастлива.
В своем любовном чувстве главный герой терпит поражение. Софья выбрала Молчалина, которые скромен и услужлив, вместо Чацкого. Умение прислуживать очень высоко ценится в обществе. Фамусов один из тех людей, которые восхищаются этим качеством, в качестве пример он рассказывает о том как его дядя выставил себя на посмешище, только для того чтобы угодить императрице. Чацкий считает это унижением. Нежелание главного героя служить дворянам, приводит к тому, что героя выгоняет это общество.
Из-за любовного конфликта начинается конфликт с Фамусовским обществом. Все произведение – это противостояние Чацкого со старым дворянским обществом. Чацкий борется в одиночку. Чацкому противно, что Скалозуб получил свой чин полковника не собственными трудами, а с помощью связей, что Молчалин готов на любое унижение лишь бы угодить любому из членов Фамусовского общества, что никто не собирается жертвовать собственным комфортом ради процветания страны.
Подведение итога
Чацкий покидает общество, не догадываясь о том, что он победитель. Вскоре это будет видно. Герою пришлось пойти на самопожертвование, на общественное презрение, но его речь не окажется не услышанной. Борьба старого века с новым подойдет к концу. К концу концов она закончится победой новых, прогрессивных взглядов. В этом произведении Чацкий оказался один против целого общества, но смог отстоять свои взгляды. Чацкий – победитель.