«поднятая целина» — краткое содержание романа м.а. шолохова

Трудное время хутора Гремячий Лог

В январе 1930 года, вечером появился в хуторе Гремячий Лог есаул Половцев. Заехал на постой к своему бывшему подчиненному Якову Островному.

Сели за стол, выпили, закусили, как положено, и стал Яков жаловаться своему бывшему командиру на новую власть. Дескать, отбирает эта власть все, что наживал он, в общий котел, в колхоз. Человеком, который представлял эту самую новую власть, был Семен Давыдов.

Бывший матрос, слесарил потом на Путиловском заводе, а вот сейчас приехал здесь, в Гремячем Логе проводить коллективизацию. Собрал он гремяченский актив и бедноту.

Все дружно записались в колхоз и начали обсуждать, кого надо раскулачивать. Неумолим был Давыдов ко всем, даже к тем, кто раньше партизанил за красных, как Тит Бородин. Его отговаривали и секретарь партячейки хутора Нагульнов и Разметнов — председатель сельсовета.

Сумел переубедить их Давыдов, и на следующий день началось раскулачивание. Не все хотели идти в колхоз. Были недовольные властью, они собирались секретно и соображали, что же делать дальше, как противостоять коллективизации. Больше там было, конечно, середняков, но приходили и бедняки.

Пришел туда Никита Хопров. Островнов предложил ему принять участие в вооруженном восстании. Хопров отказался, и, между делом поинтересовался, кого это пустил Островнов на постой. Дорого обошелся ему этот вопрос — его с женой убили этой же ночью. Не спустили ему такое бандиты.

Прошла неделя. Состоялось собрание колхозников. На нем председателем избрали Давыдова, а Островнов стал завхозом. Видел Давыдов, что за нелегкое дело он взялся – ох и трудно, очень трудно проходила коллективизация. И скот забивали, лишь бы не сдавать в колхоз, и зерно прятали, чтобы не забрали…

А в это время Половцев и Островнов назначили дату вооруженного восстания и сказали своим подельникам – соседним хуторянам. Но те, находясь под впечатлением от прочитанной статьи Сталина «Головокружение от успехов», отказались воевать. Да и в самом Гремячем почти сотня человек вышли из колхоза. Даже Марина Пояркова – «любушка» Разметнова увезла на свое подворье ранее сданные борону и запашник. Непростыми были взаимоотношения гремячевцев и начальства. Взбунтовался народ, сильно побили Давыдова, потом посбивали амбарные замки и разобрали зерно по своим хозяйствам. Бунт подавили, а Давыдов пообещал амнистию к тем, кого ввели в заблуждение.

А к Островному снова приехал бывший есаул Половцев. Да приехал не один, а с другом — Лятьевским. И остановились, эти двое, скрытно у Островнова. Давыдов в это время оставил хозяйство на Разметнова, а сам поехал помогать во вторую бригаду. Не ладилось что-то там с парами. Как-то на рассвете прискакал к стану человек незнакомый. Велел разбудить Давыдова. Районное начальство самолично пожаловало – Нестеренко. Недавно он был назначен секретарем райкома. Проверил он работу колхозников, поговорил о делах колхозных, выказал свое неудовольствие по поводу упущений Давыдова.

Накануне вечером стреляли в Нагульнова. Стрелявшего не нашли, но Макар вычислил, что это был Тимофей Рваный. Устроил он засаду у дома любовницы Тимофея – Лукерьи – и через три дня убил появившегося там бандита. В это время в Гремячем появились два сотрудника ОГПУ. Говорили всем, что приехали заготавливать скот. Разметнову они сказали, что ищут Половцева – есаула белой армии, который является опаснейшим врагом. И по их предположениям этот человек прячется сейчас именно в Гремячем. Вычислили бандиты обоих «заготовителей» и убили их через два дня на дороге.

Давыдов, Разметнов и Нагульнов наблюдали за всеми людьми, у которых эти «заготовители» скупали скот, и вышли на Островнова. Составили план захвата бандитов. Нагульнов и Давыдов решили ворваться через дверь. Но выстрелить не успели. Вышибленная дверь упала, и раздался взрыв гранаты. И тут же начал строчить пулемет. Нагульнов погиб на месте, Давыдов, изрешеченный пулеметной очередью умер следующей ночью. Человека, пытавшегося бежать из осажденного дома, убил Андрей Разметнов.

И несколько слов в заключение. Сотрудники ОГПУ в человеке, которого убил Разметнов, опознали Лятьевского. Половцева же арестовали через три недели под Ташкентом. Всего обезвредили заговорщиков больше, чем 600 человек…

Съёмочная группа

  • Сценарий — Юрия Лукина, Фёдора Шахмагонова
  • Постановка режиссёра — Александра Иванова
  • Главный оператор — Вячеслав Фастович
  • Режиссёр — В. Степанов
  • Художники — Николай Суворов, Абрам Векслер (3-я серия)
  • Композиторы — Олег Каравайчук, Юрий Левитин (3-я серия)
  • Звукооператор — Георгий Салье
  • Операторы — Л. Александров, Владимир Коротков (1-я серия)
  • Монтажёр — Н. Николаева
  • Художник-гримёр — Г. Васильева
  • Художник по костюмам — Диана Манэ
  • Консультант — Светлана Туркова-Шолохова
  • Редактор — Арнольд Витоль
  • Оркестр Ленинградской государственной филармонии Дирижёры — Олег Каравайчук, Николай Рабинович (3-я серия)
  • Директор картины — Марк Рысс

Вариант 3

О событиях, взволновавших «тихий Дон» через 10 лет после окончания гражданской войны, рассказал писатель в «Поднятой целине». Этот новый роман был близок показом дальнейшего расцвета творческих сил народа, бурного роста сознания.

Посвященное  великой революции,  и к началу коллективизации в селе, произведение было опубликовано в свет в начале 1932 года. Всем содержанием новой работы Шолохов наглядно показал те большие перемены, которые произошли  среди казаков за годы, отделяющие события, описанные в «Тихом Доне». Что же несут они в жизнь? – вот такую проблему ставит Шолохов. Не менее важную эмоционально-художественную нагрузку несет повествователь, выступающий в роли комментатора, который,  то осуждает, то сочувствует героям. В произведении происходит столкновение трех исторических сил — коммунистов, несущих в деревню новые веяния, их врагов и казачество. Врагами выступают люди разных социальных слоев. Среди них мы встречаем и офицера Половцева и кулака Островнова и бандита  Тимофея Рваного. Эти люди стремятся помешать новым идеям.

Партийный коллектив — это группа трудящихся, стремившихся переустроить мир. Свое мировоззрение об устройстве новой жизни Шолохов показал в образе Давыдова, который тоже показан в образе народа, хотя и другой его грани — пролетарской. Человек, проработавший на заводе, был послан партией для  коллективизации деревни. Его характер стразу же подвергается серьезным испытаниям. В образе Давыдова писатель воплотил бескорыстие, самоотверженность и истинный гуманизм коммунистов. Его соратник Нагульнов обладает же  прямолинейностью и необузданным характером. Показывая его напряженную борьбу с пережитками старого мира, писатель отражает трудности роста политического уровня Макара.

Дело  коммунистов форсирует темп народной жизни, освобождая их от прошлого. Этих целей им приходится добиваться,  рискуя даже своими жизнями. Мы видим, какой трагический конец  у Давыдова и Нагульнова. Однако борьба с врагом завершается победой коммунистов.  «Поднятая целина»- крупнейшее достижение социалистического реализма. Писатель создал эпическое полотно о коллективизации как глубочайшем революционном перевороте в жизни и сознании крестьянства, мастерски передавая пафос трудового подъёма. Книга живет и сегодня, не утрачивая своей молодости. И,  наверное,  без этого произведения мы не научились  понимать историю многогранно.

Персонажи

Скульптура деда Щукаря в Ростове-на-ДонуСемен Давыдов

— главный герой, бывший моряк и бывший же рабочий Ленинградского завода. Представитель движения двадцатипятитысячников. Изображается как «правильный» коммунист и стереотипный герой гражданской войны. Радикально настроен в отношении «контры», является инициатором раскулачивания зажиточных крестьян в Гремячем Логу. Одновременно с этим несколько нерешителен и весьма тактичен. В конце первой книги начинает любовные отношения с бывшей женой Макара Нагульнова, из-за которых первую половину второй книги пребывает в нерешительности и расстроенных чувствах и даже практически забрасывает руководство колхозом. В обеих книгах на словах делает больше, чем на практике. Во второй половине второй книги девушка с Гремячего Лога по имени Варвара признается ему в любви и он, не разделяя её чувств, обещает на ней жениться. Курит, иногда пьёт, имеет выбитый «по пьяному делу» зуб и крайне неприличную татуировку на животе. Убит Половцевым и Лятьевским.

Макар Нагульнов

— секретарь Гремяченской партячейки, описывается одним из персонажей как человек с характером «из одних углов и все они острые». Один из знаковых персонажей произведения. Ветеран Гражданской войны, где, судя по поведению, несколько повредился рассудком. Имеет крайне леворадикальные взгляды и частенько перегибает палку. Имеет признаки социопата. Фанатично предан коммунистической идеологии и идеям Мировой Революции, с целью содействия которой во второй части даже принимается учить английский язык. Убеждённый мизогин, хотя и женат на Лукерье Нагульновой. Рогоносец, поскольку жена ему изменяет в открытую и называет теленочком. Ближе к середине первой книги выгоняет жену из дома из-за постоянных измен последней, а также потому, что считает, что брак не для партийных. Фанатично поддерживает идею создания колхоза в Гремячем Логу, ради чего идёт на самые отчаянные меры, доходя до прямых угроз и избиений единоличников, что во второй половине первой книги приводит ко временному исключению из партии. В то же время не лишён и некоторого, хотя и весьма своеобразного, благородства. Очень тяжело переживает выход статьи И. В. Сталина «Головокружение от успехов». Убит Половцевым и Лятьевским.

Андрей Размётнов

— председатель сельсовета Гремячего Лога, рассудительный и спокойный человек. В молодости потерял жену и часто переживает по этому поводу. Весьма прозорлив, в частности — он единственный председатель, который догадался об истинной личности оперативников ОГПУ. В спорах с Нагульновым и Давыдовым часто выступает в роли скептика, который уравновешивает горячность первого и наивность второго. Во второй половине второй книги начинает заботиться о поселившихся у него голубях, очевидно ассоциируя их со своей неудавшейся семейной жизнью, ради чего истребляет всех кошек в Гремячем Логу; вняв мольбам матери, женится (не испытывая, впрочем, никаких тёплых чувств к влюблённой в него девушке). После гибели Нагульнова становится секретарём Гремяченской партячейки.

Дед Щукарь

— ещё один знаковый персонаж произведения, чьё имя стало нарицательным. Старый казак, живущий в Гремячем Логу. Весельчак снаружи, внутри очень несчастный и ранимый человек. В своей жизни (и на протяжении обеих книг) постоянно попадает в идиотские и комичные ситуации, отчасти из-за собственной глупости, отчасти из-за неудачного стечения обстоятельств. Большая часть комических мест книги связана именно с ним. Считает себя (не взаимно) лучшим другом Давыдова и Нагульнова, хотя часто досаждает им своей глупостью. Работает конюхом при колхозе. Тяжелее всех переживает гибель Давыдова и Нагульнова и даже становится (судя по описанию) жертвой микроинсульта. В конце второй книги становится сторожем колхозного сельпо.

Александр Половцев

— главный антагонист произведения, есаул Белой армии. С маниакальным упорством участвует в «масштабном» контрреволюционном заговоре против Советской власти. Безуспешно пытается организовать бунт против государства и создать повстанческую армию из казаков Гремячего Лога. Несмотря на мирное время, не расстается со своей шашкой, т.к. только в оружии чувствует свою силу и правоту. Придя к пониманию невозможности победить советскую идею, убивает Давыдова и Нагульнова в конце второй книги и бежит в Узбекистан. В конце признает своё поражение, выдаёт немногочисленных сообщников и закономерно приговаривается к расстрелу. По мнению Н. Ф. Телицына, прообразом Половцева послужил Александр Сенин.

История создания и исследования

В СССР 1928−1929 годы отмечены началом сплошной коллективизации. Вместо ранее созданных товариществ по обработке земли создавалось коллективные хозяйства (колхозы). Крестьяне, которые отказывались от участия в них, объявлялись врагами. В колхозах общий скот нечем было кормить, хлеб разворовывали, колхозники работали спустя рукава — не на своем же поле. Зерно, что зарабатывали, колхозники в виде продразверстки сдавали государству, самим же оставалась малая часть.

Шолохов в то время писал: «Езжу по району и округам, наблюдаю и шибко „скорблю душой“». Волновало его подавленное настроение крестьян, скот, гибнущий у станичников. Он понимал, что с коллективизацией в стране происходит что-то не так. «Поднятая целина» Шолохова создавалась вслед за горячими событиями в 1930 году. Через год первая книга была опубликована в «Новом мире и первоначально называлась «С кровью и потом». Однако редактор сменил название на «Поднятую целину», чем очень рассердил писателя.

Отзывы в советских журналах не были лестными. Писателя обвиняли в объективизме, в «затушевывании контрреволюционной инициативы кулачества», в «отсутствии глубокого анализа отмирания религии в сознании людей». Зато зарубежная пресса встретила роман с восторгом. В итальянской газете «Джерна» писали, что Шолохов показал жестокие перегибы коллективизации при правлении Сталина.

Он, вложив в уста врага Половцева слова о «крепостных возле земли», предугадал время, когда колхозникам не стали выдавать паспорта. Автор романа предсказал также голод на Дону, который унес около 4 млн жизней и о котором всячески замалчивалось вплоть до перестроечных времен. Трагедия писателя Шолохова и его произведения в том, что идея коллективизации запала ему в душу по-настоящему и он верил, что враги колхозов будут повержены, а Давыдов и его соратники обязательно одержат победу и хутор Гремячий Лог заживет новой жизнью.

При анализе романа нельзя забывать о том, что в советское время он предлагался учащимся без учета позиции автора, как произведение соцреализма, требования которого предполагали оптимистичный конец. На самом деле в содержании очень мало радостного, особенно если прислушаться к голосам всех героев.

Макар Нагульнов

Один из ключевых персонажей произведения описывается, как человек сложный, в чём-то даже конфликтный и бескомпромиссный. Он является ветераном Гражданской войны, но если присмотреться к его поведению, кажется, будто он немного не в себе. Его характерной особенностью является наличие леворадикальных взглядов. Он настолько убежденный коммунист, что нередко «перегибает палку». Имеются у него и черты социопата. Мужчина уверен, что за мировой революцией — будущее, а потому он демонстрирует преданность коммунизму.

Во второй части книги показывается, как Нагульнов начинает учить английский, но вовсе не для того, чтобы предать родину. Наоборот, он хочет сослужить ей таким образом службу. Интересно, что, несмотря на откровенную ненависть к женщинам, Макар женат на Лушке. Правда, она неверна ему и даже не скрывает, что изменяет мужчине.

К середине первой книги можно видеть, как Нагульнову в какой-то момент надоедают похождения супруги, и он выгоняет ее из дому. Но если ознакомиться с дальнейшим развитием событий, становится ясно, что на развод Макар решается еще и потому, что уверен в деструктивном влиянии брака на человека с коммунистическими взглядами.

Мужчина мечтает создать колхоз в родном хуторе и готов ради этого на радикальные меры. Он может позволить себе не только угрозы, но и рукоприкладство, преследуя указанную цель. Но такое поведение приводит к тому, что во второй половине книги его исключают из членов партии. Несмотря на столь деструктивные стороны, Нагульнов всё же проявляет иногда черты благородства, хоть это и происходит весьма своеобразно. После выхода статьи Сталина «Головокружение от успехов» он оказывается в некоем помешательстве. В конечном итоге он оказывается убит.

В эпизодах

  • Н. Баженов — эпизоды (1-3 сер.)
  • Владимир Васильев — Афанасий Краснокутов (1-3 сер.)
  • Михаил Васильев — Никита Хопров (1-я сер.)
  • Людмила Волынская — Перфильевна (1-я сер.)
  • Лилия Гурова — Настёнка Донецкова (1-3 сер.)
  • Михаил Дубрава — казак (1-3 сер.)
  • Николай Крючков — Агафон Дубцов (1-я сер.)
  • Иосиф Кутянский — Майданников (1-я сер.)
  • Павел Кашлаков — эпизоды (1, 2 сер.)
  • Любовь Малиновская — Мария Хопрова (1-я сер.)
  • Г. Мочалов — Антип Грач (1, 2 сер.)
  • Павел Первушин — Фрол Рваный (1-я сер.)
  • Кира Петрова — Екатерина Гулящая (1-3 сер.)
  • Иван Пальму — казак (1-я сер.)
  • Яков Родос — Аполлон Песковатсков (1-3 сер.)
  • Аркадий Трусов — старый казак (1-я сер.)
  • Л. Ткачёв — эпизод (1-я сер.)
  • Зоя Александрова — жена Майданникова (2, 3 сер.)
  • Александр Афанасьев — прокурор (2 сер.)
  • Владимир Волчик — Василий Атаманчуков (1, 2 сер.)
  • Игорь Дмитриев — подпоручик Вацлав Августович Лятьевский
  • Людмила Егорова — Варя Харламова (2-я сер.)
  • Шурик Крамсков — Федотка Ушаков (2-я сер.)
  • Нина Кочановская — эпизоды (2, 3 сер.)
  • Иван Кузин — Нестеренко (2-я сер.)
  • Владимир Муковозов — эпизод (в титрах указан как —Г . Муковозов) (2-я сер.)
  • Георгий Самойлов — эпизод (2-я сер.)
  • Юрий Соловов — эпизод (2-я сер.)
  • Елена Тяпкина — мать Мишки Игнатенкова (2-я сер.)
  • Игорь Щепетнов — эпизод (2-я сер.)
  • Сергей Аханов — эпизод (3-я сер.)
  • Анатолий Алексеев — казак (3-я сер.)
  • Н. Акулов — эпизод (3-я сер.)
  • Е. Боровская — хуторянка (3-я сер.)
  • Мария Вейсбрём — тётка Лушки (3-я сер.)
  • Володя Величко — Федотка Ушаков (3-я сер.)
  • Е. Ванчугова — мать Вари (3-я сер.)
  • Николай Волков — Михей Кузнецов (3-я сер.)
  • Е. Клюева — бабка Атаманчукова (3-я сер.)
  • Владислав Ковальков — эпизод (3-я сер.)
  • Евгений Лебедев — Агафон Дубцов (3-я сер.)
  • Долорес Столбова — учительница (3-я сер.)
  • Сергей Тулупников — эпизод (3-я сер.)
  • В титрах не указаны :
  • Олег Басилашвили — казак
  • Александра Ёжкина — жена Лукича (1-2 сер.)
  • Геннадий Нилов — эпизод
  • Сергей Плотников — Любишкин
  • Георгий Сатини — ротмистр Казанцев (3-я сер.)
  • Георгий Тейх — полковник Седой / Никольский
  • Виктор Чайников — эпизод
  • Николай Крюков — Тит Бородин

Пересказ

Роман Шолохова «Поднятая целина» повествует о жестоких действиях массового характера в 30-х годах прошлого столетия, происходивших в небольшом донском поселении. В тот момент по всей стране колхозные кооперативы и зажиточную часть населения подвергали раскулачиванию (раскрестьяниванию). У кулаков отбирали все имущество и после этого осуществляли отправку в необжитые земли.

Повествование начинается с приезда в хуторской поселок коммуниста Семена Давыдова и отставного офицера Белой армии – Александра Половцева. Каждый из них преследует разные цели. Половцев проводит агитацию людей на борьбу с Советскими властями. Давыдов занимается объединением бедняков для создания колхоза, богатых и середняков пытается раскулачить. Для осуществления своего плана Семен заручается поддержкой председателя сельского совета Андрея Разметнова и секретаря партийной ячейки Макара Нагульного.

Бедняки никак не могут решиться на создание колхозов, и многие голосуют против раскулачивания, ведь некоторые зажиточные крестьяне им много добра сделали. Тит Бородин, например, был бедняком и нажил все свое имущество благодаря своему старанию, работал он не покладая рук от рассвета до заката. Однако на собрании Давыдов убеждает народ в том, что жить в кооперативе будет гораздо лучше, но для этого нужно лишить имущества самых богатых. Семен выступает с призывом кулаков не жалеть, и не отступать на пути к светлому будущему.

Мнения людей разделяются, что приводит к вражде в хуторе. Одна часть хуторян поддерживает идею коллективизации, другая не желает присоединения к колхозу. Бедняки начинают объединение в кооперативы. Зажиточные крестьяне лишаются крова и всего имущества, начинается процесс раскулачивания. Середняки боятся утратить последнее благосостояние. Пожитки людей описывают, а у тех, кто не желает с ним расставаться конфискуют силой во благо всеобщего пользования.

Богачи чтобы не утратить остатки нажитого режут скот и прячут зерно. На общем собрании принимается решение об исключении из колхоза тех, кто не желает подчиняться. Недовольство хуторян растет и люди хотят организовать восстание, при этом происходят убийства тех, кто об этом догадывается.

По всей стане прокатилось массовое недовольство советской властью и готовность к восстанию. Узнав об этом в Москве издается указ о добровольности вступления в колхозы, насилие при этом недопустимо. Многие, в связи с этим указом, уводят своих животных и покидают колхоз. Загублено много судеб в этих драматических событиях. Нагульнов выгоняет свою жену из дома, та в свою очередь хочет сойтись с Давыдовым. Но такой союз для коммуниста невозможен, и он предлагает руку и сердце любящей его молодой девушке.

Роман заканчивается убийством Нагульного и Давыдова людьми, недовольными политикой коллективизации. В ходе разоблачения заговорщиков-революционеров было арестовано более 600 человек. Из этого можно сделать вывод, что без желания принудить людей к объединению невозможно, даже пообещав при этом хорошую жизнь.

Оцените произведение:

  • 2.85

Голосов: 55

Читать краткое содержание Поднятая целина. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шолохов. Краткие содержания произведений

  • Алешкино сердце
  • Бахчевник
  • Двухмужняя
  • Донские рассказы
  • Жеребенок
  • Илюха
  • Коловерть
  • Лазоревая степь
  • Наука ненависти
  • Нахаленок
  • Обида
  • Они сражались за Родину
  • Пастух
  • Поднятая целина
  • Продкомиссар
  • Родинка
  • Семейный человек
  • Смертный враг
  • Судьба человека
  • Тихий Дон
  • Червоточина
  • Чужая кровь
  • Шибалково семя

Поднятая целина характеристика образа Нагульнова Макара

Нагульнов Макар — секретарь партячейки в Гремячем Логе. Главная жизненная цель героя — «мировая революция». По его словам, испытывал «с мальства к собственности ненависть», несмотря на то (вернее, вследствие того) что сам происходил из зажиточной семьи. На фронте первой мировой войны Н. был отравлен газами, а в гражданскую войну — контужен. На следующий день после собрания бедноты, проводимого Давыдовым, Н. принимает участие в раскулачивании. Когда после раскулачивания Разметнов говорит о жалости к «детишкам», Н. кричит, что готов для революции пустить «в распыл» хоть тысячи стариков, детишек и баб; с ним случается припадок. Когда жена Н. Лушка при всех голосит по своему любовнику Тимофею Рваному, которого в числе других кулаков высылают, Н. не может простить ей этого и выгоняет. Когда в деревне начинают резать скот, Н. предлагает ходатайствовать перед ЦИК о расстреле виновных. Когда из-за провокационных слухов сбор семенного фонда идет очень медленно, Н., чтобы ускорить сдачу зерна, сажает нескольких крестьян на ночь под замок, а Ванника, демонстративно отказывающегося сдавать хлеб, бьет наганом в висок и грозит убить, если тот не одумается. Н. выражает недовольство статьей Сталина «Головокружение от успехов», оправдывая собственные насильственные действия тем, что «поспешал к мировой революции». Н. признает свои ошибки, однако утверждает, что статья Сталина — «неправильная»; он намерен сам сообщить в район о своей позиции и о собственных «перегибах». Н. одобряет разрыв Разметнова с Мариной Поярковой, поскольку, по его мнению, теперь тот «снова для дела мировой революции гож». Н. изучает английский язык, чтобы общаться с пролетариями Англии и других стран, когда там восторжествует советская власть. На бюро райкома, где разбирается персональное дело Н., его исключают из партии и требуют сдать партбилет, однако он категорически отказывается сделать это. Н. возвращается в Гремячий Лог в разгар «бабьего бунта»; с наганом в руке он не дает разграбить амбары с семенным зерном, пока на подмогу ему не поспевают колхозники с поля. Через некоторое время из райкома приходит постановление об отмене прежнего решения: Н. объявлен выговор. Н. продолжает по ночам изучать английский язык и вместе с Щукарем слушает пение петухов, находя в этом эстетическое удовольствие. Ночью, когда Н. сидит над книгой, в него стреляют, однако пуля лишь оцарапала висок; Н. не удается ни догнать стрелявшего, ни попасть в него из нагана. Узнав от Давыдова о появлении в хуторе Тимофея Рваного, Н., чтобы поймать его, фиктивно «арестовывает» Лушку и сажает ее под замок. Через несколько дней Тимофей приходит, чтобы спасти Лушку, и Н. убивает его, а Лушке советует уехать из хутора; она переселяется в город Шахты. Наблюдая за домом Островнова, Н. замечает посторонних людей. Во время штурма дома Н. убит.

«Художественный анализ»

Со времени создания М. Шолоховым «Поднятой целины» написано много произведений, посвященных теме коллективизации, но такой полной и рельефной картины деревенской жизни, насыщенной драматическими событиями, нет ни в одном из них. В «Поднятой целине» глубоко и правдиво отражена эпоха революционных преобразований в деревне: сложные процессы формирования новых социальных отношений, величие подвига коммунистов-вожаков, отдавших свою жизнь во имя счастья трудового народа.

«Поднятая целина» — это исторически достоверное, всестороннее и пока еще никем не превзойденное повествование о том времени, когда только начиналась история социалистической деревни, когда, несмотря на отчаянное сопротивление кулачества, новое устойчиво входило в быт каждого села, каждого хутора.

В. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Поднятая целина роман. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) И. Ленин неоднократно указывал, что русский крестьянин может вырваться из нищеты и отсталости только путем организации коллективных хозяйств. Мысль о новых формах хозяйствования зрела и среди самого крестьянства. Потому-то приезд Давыдова и его агитация за организацию колхоза в Гремячем Логе встретили полное одобрение беднейшего крестьянства. Вслед за собранием бедноты писатель изображает общее собрание, на котором уже нет такого единодушия. Только шестьдесят семь домохозяев вступили в колхоз, а сто пятьдесят решили посмотреть, что из этого получится. Люди по-разному относятся к колхозу, в зависимости от их места и роли в жизни хутора.

С присущим ему историческим оптимизмом Шолохов нарисовал сложный и глубоко противоречивый процесс приобщения крестьянина к коллективной форме ведения хозяйства.

Уже в конце первой книги развертывается картина социалистического соревнования как свидетельство начала перестройки самого человека, формирования у него новых нравственных качеств, прежде всего социалистического отношения к труду.

Но Шолохов глубоко раскрыл и силу косной традиции, силу привычки, которые мешают не только развитию более прогрессивной формы хозяйства, но и рождению новых качеств человеческой личности. Показывая трудности реального исторического процесса, Шолохов рисует своих героев со всеми исторически сложившимися достоинствами и недостатками. Даже лучшие из них нелегко отрываются от давно установившихся бытовых форм. Кондрат Майданников добровольно идет в колхоз, но и ему нелегко дается отказ от старого, и он нелегко расстается со своей «хворобой». Это не единственный пример. Даже Любишкина, бедняка, у которого не было «ни кола, ни двора», захлестнула мелкособственническая стихия во время массового убоя скота

Однако очень важно учитывать, что и у Майданникова и у Любишкина их мелкособственнические чувства вызывают недовольство собой, тяжелые переживания. В этом нельзя не усмотреть благодатную почву для избавления от собственнических пережитков

В стремлении показать подлинную сложность жизни, в изображении различных и подчас противоречивых чувств, проявляющихся в человеческом характере, не нарушая его целостности, сказалась замечательная художественная смелость писателя, уверенного в том, что народ успешнее преодолеет все трудности и противоречия, когда он будет знать о них полную правду. Колебания и сомнения крестьянства — явление историческое, закономерное, определяемое условиями его существования. Но так же закономерно и преодоление этих колебаний и сомнений в новых условиях, созданных революцией.

Таким образом, Шолохов показывает не только различного рода внешние драматические столкновения в деревне, но и процесс изменения психологии крестьянства. Развиваются события — меняется и народ, на собственном опыте постигая сущность новой жизни. Это особенно отчетливо проявляется в массовых сценах, которых немало в романе. Рассматривая их одну за другой, начиная с собрания бедноты и первого общего хуторского собрания до начала социалистического соревнования в бригаде Любишкина, приходишь к выводу, что в массовых сценах Шолохов стремился к предельно реалистическому изображению процесса становления новой психологии крестьянства.

Основная мысль и анализ

Свое знаменитое произведение Михаил Шолохов написал в 1932 году. В романе описывается непростая жизнь крестьян в годы «великого перелома». Главная задача писателя — показать читателям, как строился социализм в русских деревнях и селах.

В основе сочинения автора лежат исторические факты и документы, доказывающие, как бескомпромиссно и жестоко действовала советская власть с простыми гражданами.

Главная идея произведения — многочисленные конфликты. Они возникают как с самим собой, так и с окружающими людьми и политическими силами. Роман наполнен большим драматизмом.

По мотивам сюжета были поставлены художественные фильмы, которые получили одноименное название. Их с большим удовольствием смотрят российские граждане и сегодня.

Характеристика главных героев романа Шолохова «Поднятая целина»

Для записи в читательском дневнике может потребоваться список главных героев романа «Поднятая целина», а для сочинения – их характеристика. Привожу список персонажей произведения и кратко характеризую их.

  • Семен Давыдов. Главный герой произведения. Ранее был рабочим Путиловского завода, матросом. Относится к двадцатипятитысячникам, то есть к рабочим, направленным партией в села для проведения коллективизации. В начале произведения настроен радикально, готов проводить коллективизацию любой ценой, является инициатором раскулачивания Гремячем Логу. Однако позднее раскрывается как довольно мягкий и тактичный человек, способный любить и страдать. Погибает от рук «контры».
  • Макар Нагульнов. Секретарь партийной ячейки в Гремячем Логу. Характеризуется как человек, состоящий «из одних углов, и все они острые». Настроен радикально, часто перегибает палку. Фанатично предан партии и идее революции. Рогоносец. Позже жену выгоняет, не только за измены, но и по причине убежденности, что институт брака противоречит коммунистическим принципам. Проводя коллективизацию, часто прибегает к насилию.
  • Андрей Размётнов. Председатель сельсовета. Рассудительный, спокойный. Скептик, уравновешивающий горячность Нагульного и наивность Давыдова. В молодости потерял жену и сына. По настоянию матери женится на соседке. В конце-концов занимается разведением голубей, делая их объектов своей заботы и рьяно защищающий их от кошек. После гибели Нагульного становится секретарем партячейки.
  • Дед Щукарь. Старый казак, имя которого стало нарицательным. Является комическим персонажем. Часто попадает в нелепые ситуации.
  • Александр Половцев. Белогвардеец, участник контрреволюционного заговора. Не расстается с шашкой, так как только благодаря ей чувствует свою силу. В конце второй книги, осознавая неизбежность поражения, убивает Нагульного и Давыдова, бежит в Узбекистан. Позже, признав поражение, выдает единомышленников. Приговаривается к расстрелу.

К знаковым персонажам можно также отнести Якова Лукича Островнова, зажиточного крестьянина, настоящего хозяина. Не желая признавать советскую власть из-за того, что она мешает создать ему крепкое хозяйство и жить в достатке, поддерживает контрреволюционеров, приютив своего бывшего командира Половцева.

Вот еще несколько героев произведения, о которых может спросить учитель:

  • Кондрат Майданников – крестьянин-середняк, вступивший в колхоз;
  • Лукерья (Лушка) Нагульнова – бывшая жена Нагульнова, в которую влюбился Давыдов;
  • Варя – девушка, влюбленная в Давыдова, ставшая его невестой;
  • Ипполит Шалый – кузнец, поддерживающий советскую власть.

Имена других персонажей я специально называла, приводя краткое содержание романа «Поднятая целина» по главам.

Это интересно: Чебоксарский Свято-Троицкий монастырь

Глава 1.

Действие происходит весной, сразу же после войны. Рассказчик едет на бричке, которая запряжена лошадьми, вместе с товарищем в станицу Буковскую. Из-за того, что выпал снег, ехать трудно из-за грязи. Неподалеку от хутора протекает река, которая называется Еланка. Если летом обычно она мелкая, то сейчас разлилась. Откуда ни возьмись, появляется шофер – вместе с ним рассказчик переправляется через речку на практически развалившейся лодке. Когда переплыли, шофер подгоняет к речке автомобиль, что ранее находился в сарае. Шофер отправляется на лодке назад, но обещает возвратиться спустя 2 часа.

Присев на плетень, рассказчик хотел было закурить, но обнаружил, что его сигареты абсолютно промокшие. Уже приготовился скучать два часа – нет ни воды, ни сигарет, ни пищи, но тут к нему подходит мужчина с маленьким ребенком, здоровается. Мужчина (а это ни кто иной, как Андрей Соколов – главный герой произведения) решил, что это есть шофер (по причине того, что рядом с ним стоял автомобиль). Решил поговорить с коллегой, поскольку сам был шофером, управляющий грузовым автомобилем. Не стал огорчать собеседника наш рассказчик, и говорить о своей подлинной профессии (которая читателю так и не стала известной). Решил соврать, что ожидает начальство.

Соколов ответил, что никуда не спешит, а покурить хочется – но ведь скучно курить в одиночестве. Заметив, что рассказчик разложил сигареты (чтоб просохли), угостил его своим табаком.

Закурили, потекла беседа. Из-за вранья неловко чувствовал себя рассказчик, ведь он не назвал свою профессию, поэтому больше молчал. Рассказывал Соколов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: