Анна ахматова

Умру с тобой

Милый просит умереть с собой? И тут нет особого таинства – возможно, вчерашний любимый человек просто не хочет, чтобы его недавняя девушка кому-то доставалась. Фактор собственничества – не более, но героиня воспринимает его по-своему и желает умереть с ним. Ей кажется, что это слова от боли, а это лишь нежелание делиться даже тенью.

Из последнего четверостишия мы видим фон последней встречи, когда дом любви становится пуст и только в спальне, месте финального свидания, ещё горят свечи, хотя их свет равнодушно-жёлтый и тускнеет с каждой минутой. Помним, что жёлтый цвет издавна считается цветом разлуки, так что он выбран Ахматовой для героини не случайно.

Стихотворение наполнено безысходной тоской, когда боль ещё пульсирует в сердце, но с каждым ударом пульс ослабевает, даря надежду на выздоровление. Строки легко читаются и, несмотря на 1911 год написания, близки многим современным девушкам, пережившим или переживающим боль разлуки.

Тематическое направление

В произведении автор развивает традиционную для литературы тему — расставание двух влюбленных. Повествование подается через женский взгляд на происходящие события. Центральный образ — лирическая героиня, душевное состояние которой можно понять уже из первой строки.

Мысли женщины путаются, напряжение и боль навевают ей образ любимого, и его голос ей слышится даже в листьях деревьев. При чтении становится понятно, что мужчина тоже страдает, он просит возлюбленную уйти из жизни вместе с ним, а она без раздумий соглашается. Однако в этой смерти заложена идея не физической кончины, а душевного краха, когда оба персонажа понимают, что внутри что-то сломалось, раскололось на части.

Женщина в конце решается взглянуть на место, которое принесло ей боль и расставание с любимым, но не замечает ничего, кроме тусклого света свечей. Поэтесса специально пишет про желтый цвет, который считается символом разлуки.

Анализ стихотворения Песня последней встречи Ахматовой

Анна Ахматова – профессиональный лирик, отличающийся своей краткостью и при этом огромными эмоциями. Самый первый из ее многочисленных сборников появился на свет в 1912 году, весной. Тиражом сборник не был велик – экземпляры не превышали численностью отметку в 300 штук, но даже это сделало Анну знаменитой. Критики тут же размещали её в ряды великих и выдающихся гениев России.

Первую строфу поэтесса основала на антитезе (контрасте). Героиня противоречит свои действия и свои мысли, чувства. От сюда пошла знаменитая строка про перчатку. Произошло что-то неисправимое, непоправимое, поскольку даже несколько знакомых ступенек кажутся бесконечной преградой и нет связи с внешним миром. Разрыв мыслей, душевного состояния от реальных действий воплощается в контрасте иллюзии и реальности. Любимый человек покинул Анну, но она любит его и верит, что он рядом, но это иллюзия. К сожалению, его нужно вычеркнуть из жизни, сердца.

Печали и грусти подыгрывает природа. Анна выбирает смерть как единственный выход от нестерпимой грусти, а может даже боли по любимому, ушедшему в мир иной. Похоже, что героиня признаёт, что судьба жёсткая ко всему. Нежные слова о том, что Анна умрёт с милым вместе, обращаются не к человеку, как многие могли подумать, а к шёпоту осени. Прощально взглянув на дом тёмный, равнодушно относясь к жёлтым огням в окошках, она осознаёт, что разрыв невозвратим, что она остаётся одна…

Гениальности этого лирика нет предела. Стихотворение Ахматова построила так, чтобы безысходное и безнадёжные настроения передавались фонетически, то есть через звук «у», которой часто встречается в стихотворении. А этот звук, между прочим, созвучный со словами «умираю», «умру», и т.д. Ещё все глаголы только в прошедшем времени, будто всё прошло, всё кончено…

Анне характерны певучие стихотворения, что также придаёт окраску печали, грусти.

Ещё молодая Анна Ахматова, заявившись в лирики, проявила популярную лирическую тему своеобразно, отличаясь от всех. Она лишь описала короткий путь героини, которая потеряла любимого ей человека и лишь вышла из дома, где он и она недавно любили друг друга, не наблюдая часов. А ситуация всё-таки драматичная. В этом и заключается гениальность А. Ахматовой, делая каждого почитавшего немножко грустным, тоскливым.

Кратко по плану, тема и идеи

Другие произведения

За свою жизнь Ахматова написала немало стихотворений и многие из них наполнены сокровенными переживаниями. В ее работах может встретиться тема разлуки, утраты чувств, завершения любви. Поэтессе удавалось всегда отображать всю гамму чувств.

Например, в стихотворении «Песенка» Анна Андреевна делится своими переживаниями. Героиня полет лебеду, поет о любви и в моменты беды только голос любимого может спасти ее. В работе «Гость» можно увидеть таинственного незнакомца, который пришел в гости к женщине

Ему важно добиться ее расположения и он даже готов гореть за это в аду

В стихотворении «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» поэтесса рассказывает о людях, которые поверили в выдумку о любви, но в последней строчке она признается — ей открылась тайна и с тех пор поэтесса словно стала больной.

Стихотворения Ахматовой являются классикой серебряного века. Анна Андреевна поднимала разные темы и затрагивала проблемы любви, войны, природы. Немало ее работ были посвящены отношению к Родине.

Композиция произведения

Как было сказано выше стихотворение состоит из четырех куплетов. При этом говорить о явном композиционном делании не приходится. На протяжении прочтения стихотворения эмоциональная составляющая не меняется.

Образы, которые меняются в процессе прочтения произведения:

  • В первом куплете читатель наблюдает действительно взволнованную героиню. Она волнуется и чувствует себя абсолютно беспомощной.
  • Во втором абзаце происходит объяснение ее душевного состояния.
  • В третьем абзаце полностью понимает ситуацию, входит в положение героя.
  • Четвертый абзац полностью трактует чувства. Драма героини, два любящих сердца, которым придется расстаться. По окончанию прочтения у читателя возникают чувства теплоты и сострадания, при этом преобладают мрачные нотки.

Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

Стихотворение описывает несколько последовательных этапов, при которых рождается поэтическое творчество, состоящих, по мнению поэтессы, из первоначальной некой загадочности, мысленной запутанности, перерастающей в мелодичное звучание, а затем и появления творческого вдохновения, заключающегося в сложении звучащих в мыслях слов в рифмы и создания целостных лирических поэтических образов.

Произведение представляет собой сочетание символического и романтического жанров, которые совместно создают ощущение чудесной, таинственной и фантастической атмосферы творчества, при этом используемые приемы символизма и романтизма в стихотворении поэтессы отличаются от традиционных.

С литературоведческой точки зрения, стихотворение относится к авторефлексивному тексту, состоящему из трех частей, в которых на протяжении повествования лексическая структура подвергается видоизменению, что создает впечатление о противопоставлении двух разных образных миров в виде обычного, реального существования и внутреннего мира поэта, отражающего его духовное настроение в момент создания творческого произведения.

Главной задачей поэта изображается его способность услышать рождающиеся в его душе звуковые мотивы для того, чтобы впоследствии перевести услышанную звуковую мелодию в словесную оболочку.

Эмоциональную и смысловую окраску стихотворению придают используемые поэтессой легкие рифмы, заключающие в себе восхитительную мягкость и особое очарование, создающие вкусовое ощущение каждого выражения.

Отличительной особенностью произведения является изображение поэтессой мира собственной фантазии в виде литературного процесса в качестве мистического события, происходящего под влиянием высшей силы, тем самым утверждая, что поэтический талант, с помощью которого на свет рождаются удивительные творения, дается человеку по божьей воле, без непосредственного волеизъявления автора.

Состояние, которое чувствует творческий человек, поэтесса называет неким отрешением, трансом, позволяющим прикоснуться к мировому ходу времени и ощутить все чувства людей в настоящем, прошлом и будущем.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Песнь о последней встрече» создают мрачную осеннюю атмосферу заката любви:

  1. “беспомощно грудь холодела” — метафора. Этим приемом Ахматова чрезвычайно емко описывает чувство всеохватывающего страха, которое окутывает каждого, замирающего в ожидании удара судьбы, чья неизбежность очевидна. Подобное чувство испытывает и героиня, идущая на последнюю встречу с человеком, любовь к которому более чем вечна — безвременна.
  2. “шепот осенний” — синекдоха. Чтобы наделить динамикой сцену описываемого расставания, возлюбленный героини показывается уже на порядок покинувшим ее. В момент, когда он объясняется, он теряет физическое воплощение, и от него остается лишь шепот — то, чем вынуждена довольствоваться покинутая женщина, чья душа вопит от осознания случившегося.
  3. “унылой, переменчивой, злой судьбой” — эпитеты. Ряд удачно подобранных эпитетов, в красках описывающих эгоизм и нахальство судьбы по отношению к людям — большего не скажешь.
  4. “И я тоже. Умру с тобой.” — парцелляция. Разделяя точкой не просто целостное предложение, а подлежащее и сказуемое, что вовсе выбивается из правил русского синтаксиса, Ахматова демонстрирует решимость и серьезность своей героини. Она не просто вторит возлюбленному, поддерживая драматический тон происходящего. Она, как и многие из нас, поначалу автоматически отражает эмоции любимого, стоящего перед ней, затем прерывается, делая паузу (и обозначенную точкой), обдумывает свои слова и приходит осознанию их душевной подлинности, рациональности, понимает, что на этом моменте ее жизнь рискует оборвать свой цвет надолго, возможно, навечно. На это уже способен не каждый. Лишь трижды живой (любящий).
  5. “песня последней встречи” — метафора. Навряд ли тяжелое расставание, окрашенное столь сильными взаимными чувствами героев, можно ассоциировать с песней, ассоциирующейся в русском культурном пространстве с другим эмоциональным полем. И уж тем более не место песне там, где есть сбитое дыхание, непросыхающие слезы и бьющееся артериальной канонадой сердце.
  6. “равнодушно-желтым огнем” — эпитет. После расставания героиня чувствует себя безразличной к каким бы то ни было проявлениям мира. Пропал катализатор чувств — любовь, и все вокруг становится постылым и безыдейным. Потому и свечи горят не “задумчивым янтарем” или “пламенной искрой”, а именно “равнодушной-желтым огнем”.

Анна Ахматова — Творчество: Стих

Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо… Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. 5 ноября 1936, Фонтанный Дом

Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.

Тема

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

«Ода Вольность» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – идея, жанр, история создания, лирический герой

Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

В контексте темы поэтесса развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Структурный и композиционный анализ

Творение Анны Андреевной Ахматовой представлено монологом лирического персонажа женского пола. Повествование можно разделить на две части: в первой описывается, как героиня покидает здание после ссоры, во второй — ее воображаемый разговор с мужчиной.

Жанр и стихотворный размер

Произведение Ахматовой относится к литературному направлению — элегия. Этому свидетельствует боль, горечь и разочарование, с которым ведет монолог главная героиня. Творение русской поэтессы представлено пятистопным ямбом. Строфы написаны с употреблением перекрестной АВАВ-рифмовки. Автор использует как женскую, так и мужскую рифму.

Стихотворение А.А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка)

Творчество А.
Ахматовой – совершенно уникальное явление в русской поэзии. До Ахматовой
история знала немало женщин-поэтесс, однако лишь ей суждено было стать женским
голосом своего времени и перешагнуть затем через все временные рубежи. После
первого же сборника стихов Ахматова воспринимается как тонкий художник женской
любви во всех ее проявлениях. Ее любовную поэзию отличает глубокий психологизм.
Однако ахматовская лирика любви – это прежде всего лирика разрыва, утраченного
чувства. А потому доминирующим настроением таких стихотворений становится
настроение печали. Ярким примером всего вышесказанного может стать стихотворение
А. Ахматовой «Песня последней встречи».

Стихотворение
написано в 1911 году, то есть это произведение ранней лирики Ахматовой,
вошедшее в ее первый поэтический сборник «Вечер». Драматизм темы ощущается уже
в самом названии стихотворения: встреча не какая-нибудь, а «последняя». Сюжетом
поэтического повествования служит движение мысли и чувства лирической героини,
характер которой проявляется уже с первых строк стихотворения. Используя прием
контраста (антитезы), поэтесса тем самым подчеркивает горделивость натуры
героини, не желающей раскрываться в своих чувствах:

Так беспомощно
грудь холодела,

Но шаги мои
были легки.

Однако душевное
состояние лирической героини Ахматова передает с помощью своего излюбленного
приема «говорящей детали»:

Я на правую
руку надела

Перчатку с
левой руки.

Отрешенной от
реального мира, ей, спустившейся по знакомым трем ступеням, показалось, что их
было «много». И в этом противопоставлении «кажущегося» и действительного явно
ощутим разлад между душой героини и ее сознанием. Сердцем она, по-видимому, еще
с тем, кого уже мысленно вычеркнула из своей жизни: не случайно о «нем»
лирическая героиня не обмолвится ни словом.

Душевному
состоянию героини созвучна «одушевленная» природа (или это созвучие только
кажущееся ей?). Таким образом, в стихотворении мотив разлуки переплетается с
мотивом смерти, беспощадного рока. Героине, от того, что она оказывается не
единственной жертвой «переменчивой, злой судьбы», на мгновение как будто
становится легче, и она с нежностью произносит: «Милый, милый!» И этот «шепот
осенний» лирическая героиня принимает за «песню последней встречи». А «темный
дом», на который она бросает прощальный взгляд, видится нам немым свидетелем
ушедшей любви. Горящие в спальне свечи не рассеивают этой темноты, потому что
горят теперь «равнодушно-желтым» огнем, желтый цвет разлуки венчает эту
короткую лирическую исповедь.

Настроение
безысходной, давящей грусти создается прежде всего на лексическом уровне:
«грудь холодела», «шепот осенний», «умри», «унылой … злой судьбой», «последней
встречи», «темный дом», «равнодушно-желтым огнем». На фонетическом уровне на
протяжении всего текста поэтического повествования слышится ассонирующий звук
«у», усиливающий ощущения уныния, печали. Мотив утраты подчеркивается и тем, что
в стихотворении все глаголы используются исключительно в прошедшем времени.

Вообще следует
отметить, что поэтическая речь Ахматовой не отличается богатством
изобразительных средств. Не противоречит этому замечанию и данное
стихотворение. Говоря словами Пушкина, ему присуща «прелесть нагой простоты».
Эта простота ахматовской речи вместе с искренностью интонации, создающейся
благодаря частому использованию местоимения «я», делает стихотворение особенно
близким и понятным читателям (и в первую очередь конечно читательницам).

Оттенок
задушевности, доверительности придает интонации и выбранный поэтессой
стихотворный размер анапест, известный своей «певучестью». А ритмический сбой в
последней строке первой строфы («Перчатку с левой руки»), думается, далеко не случаен:
он подчеркивает душевное смятение лирической героини.

Таким образом,
стихотворение А. Ахматовой, обращенной к, казалось бы, вполне традиционной
теме, по своему весьма оригинально. Описывая всего лишь путь героини,
простившейся со своей любовью и уходящей из дома, с которым для нее связана ее
совсем недавняя счастливая жизнь, поэтесса рассказала нам о полной драматизма
женской судьбе.

Лирическая
героиня до мелочей запомнила тот путь, который все дальше уводил ее от того,
что называется женским счастьем. Так, многим знакомая жизненная ситуация под
пером еще молодого мастера слова становятся лирическим шедевром.

Основная идея

Смысл стихотворения «Песнь о последней встрече» — это трагедия любящего человека, гонимого роком чужих событий. Ахматова не приводит конкретных причин расставания. Все происходит “потому что нельзя иначе”. Знать бы, как выглядит это “иначе”, выходит, оно нескончаемо привлекательно, раз судьба так яро отваживает нас он него.

Герои покажутся некоторым несколько неограниченными собственной убежденностью в бессилии людьми, не предпринимающими попыток сохранить свое счастье. Они расстаются; разве так можно так просто? Можно. Особенно прочно в этом убедится спустя годы после написания стихотворения сама Ахматова, наблюдая связанные руки ни в чем не повинного сына, раз за разом бросая горсть земли в могилы любимых людей. Именно тогда она понимала, что значит “нельзя иначе”. Именно тогда она понимала, что не все в этом мире, увы, находится в юрисдикции человеческого сердца. Есть еще и Боги: земные и небесный, чья воля рушит жизни, крошит камень и выливает сталь: чаще на пушки, чем на колокола.

Таким образом, главная мысль стихотворения «Песнь о последней встрече» заключается в невыразимом страдании любящих сердец, обреченных судьбой на разлуку: она дала ему клятву умереть вместе с ним, и эта встреча стала последней. Возможно, именно потому, что обещание было выполнено…

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Толстого
  • Анализ стихотворений Ахматовой
  • Анализ стихотворения Ты отстрадала, я еще страдаю Фета Стихотворение Ты отстрадала, я еще страдаю относится к лазичевскому циклу, который Фет написал на закате своего творческого пути. Этот цикл был посвящен Марии Лазич, трагически погибшей в 1950 году.
  • Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу Есенина Может казаться, будто поэт или писатель далек от мирской суеты от простых забот и немного пошлых метаморфоз человеческих отношений. Тем не менее, в действительности такая отдаленность может зачастую быть только в уме
  • Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием «Последняя любовь». Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: