Краткое содержание
В маленький старинный городок на Оке приезжает девочка Лена Бессольцева. Ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев живет в фамильном доме с мезонином и коллекционирует картины. На них он тратит все деньги, а сам ходит в заплатанной одежде — из-за этого дети за глаза называют его Заплаточником.
Однажды Ленка прибегает из школы домой и начинает собирать вещи, чтобы уехать. Николай Николаевич уговаривает ее остаться, но безуспешно. Они идут покупать билет на пароход, но на пристани Лену окружают одноклассники и начинают дразнить. Вечером Лена рассказывает дедушке, что произошло.
Оказалось, в классе Лену встретили насмешками и дали ей прозвище «Чучело». За нее заступается мальчик Дима Сомов — Лена видит в нем героя и влюбляется. На уроке классная руководительница Маргарита Ивановна объявляет о совместной экскурсии в Москву, чему дети очень рады. Дима предлагает заработать деньги на поездку самостоятельно. Дети начинают подрабатывать и складывать заработанные деньги в общую копилку.
В последний день перед каникулами одноклассники прогуливают урок. Дима возвращается в класс, где застает Маргариту Ивановну и рассказывает ей о прогуле. Лена случайно подслушивает их и думает, что Сомов признается в своем предательстве классу, но он этого не делает. На следующий день Маргарита Ивановна объявляет, что класс наказан и лишается поездки в Москву. Дети расстроены и начинают искать виновного. Сомова почти разоблачают, но Лена берет вину на себя.
Девочке объявляют бойкот и начинают травить. Сначала Дима защищает ее, но потом из страха подключается к травле. Кульминацией становится момент, когда Ленино платье надевают на огородное пугало и поджигают. Лена хватает пугало и сильно обжигается, спасая свое платье.
Решив доказать, что ничего не боится, Лена остригается наголо и приходит к Сомову на день рождения, где собрался весь класс, и говорит, что жалеет их. На следующее утро Лена видит бегущего по улице Димку и преследующих его детей. Она понимает, что Сомов во всем сознался. Димке объявляют бойкот, но Лена отказывается его поддержать.
Краткое содержание
В маленький старинный городок на Оке приезжает девочка Лена Бессольцева. Ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев живет в фамильном доме с мезонином и коллекционирует картины. На них он тратит все деньги, а сам ходит в заплатанной одежде — из-за этого дети за глаза называют его Заплаточником.
Однажды Ленка прибегает из школы домой и начинает собирать вещи, чтобы уехать. Николай Николаевич уговаривает ее остаться, но безуспешно. Они идут покупать билет на пароход, но на пристани Лену окружают одноклассники и начинают дразнить. Вечером Лена рассказывает дедушке, что произошло.
Оказалось, в классе Лену встретили насмешками и дали ей прозвище «Чучело». За нее заступается мальчик Дима Сомов — Лена видит в нем героя и влюбляется. На уроке классная руководительница Маргарита Ивановна объявляет о совместной экскурсии в Москву, чему дети очень рады. Дима предлагает заработать деньги на поездку самостоятельно. Дети начинают подрабатывать и складывать заработанные деньги в общую копилку.
В последний день перед каникулами одноклассники прогуливают урок. Дима возвращается в класс, где застает Маргариту Ивановну и рассказывает ей о прогуле. Лена случайно подслушивает их и думает, что Сомов признается в своем предательстве классу, но он этого не делает. На следующий день Маргарита Ивановна объявляет, что класс наказан и лишается поездки в Москву. Дети расстроены и начинают искать виновного. Сомова почти разоблачают, но Лена берет вину на себя.
Девочке объявляют бойкот и начинают травить. Сначала Дима защищает ее, но потом из страха подключается к травле. Кульминацией становится момент, когда Ленино платье надевают на огородное пугало и поджигают. Лена хватает пугало и сильно обжигается, спасая свое платье.
Решив доказать, что ничего не боится, Лена остригается наголо и приходит к Сомову на день рождения, где собрался весь класс, и говорит, что жалеет их. На следующее утро Лена видит бегущего по улице Димку и преследующих его детей. Она понимает, что Сомов во всем сознался. Димке объявляют бойкот, но Лена отказывается его поддержать.
Второстепенные персонажи
Валька
Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный.
Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег.
Шмакова
Одноклассница Лены.
Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота
Она хитра, любит внимание мальчишек, заводит себе “рабов”. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Чучело»
для самых компанейских —
Главные герои «Чучело»
для самых занятых —
Читательский дневник «Чучело»
Самые популярные материалы мая для 7 класса:
Смысл рассказа «О чем плачут лошади»
Краткое содержание «О чем плачут лошади»
Краткое содержание «Земля родная»
Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба
Анализ стихотворения «Снег» Анненского
Анализ стихотворения «Июль» Пастернака
Доброта (Юшка)
«Дары волхвов» очень краткое содержание
История создания «Ромео и Джульетта»
Краткое содержание «Каникулы»
Анализ произведения
По своему описанию повесть пугает своей жестокостью, показывая перед читателями метания маленькой ни в чем не виноватой девочки. Автор показывает, как, порой аморальным путем, детям свойственно утверждаться как личность в социуме. Основной темой «Чучела» является борьба маленького и одинокого в своей беде человека против жесткого общества.
Произведение написано в жанре бытовой прозы. Главная мысль повести: только доброта и способность к состраданию помогают вырасти маленькому и не устоявшемуся человеку в настоящую личность.
Для составления своего собственного мнения, более полного понимания мотивов и проблем героев, пополнения базы аргументов и подготовки к выпускному сочинению рекомендуется прочитать повесть полностью в оригинале.
Главные герои
Автор произведения «Чучело» очень красочно описал персонажей, у каждого свой характер, свои принципы и идеалы. В повести несколько главных героев:
- Лена Бессольцева — 12-летняя школьница, новенькая в классе. Девочка с добрым и открытым сердцем, которая быстро становится объектом насмешек и издевательств. Чтобы спасти товарища, берет вину на себя, чем вызывает гнев одноклассников. Несмотря на озлобленность школьников, она по-прежнему видит в них хорошее.
- Дедушка Николай Николаевич — человек с добрым и мягким характером, увлеченный картинами. Он тратит деньги исключительно на искусство, поэтому не может приобрести себе нормальной одежды, ходит в рваных вещах. Местные жители считают его странным, а дети обзывают «заплаточником». Бессольцев не замечает изменений, которые происходят с внучкой, так как все его мысли заняты наследием предка.
- Маргарита Ивановна. Школьная учительница и классная руководительница главной героини. Она без эмоций выполняет свою главную задачу — дает детям знания, но не вникает в проблемы коллектива. Педагог просто не замечает внутренний конфликт и нездоровую обстановку внутри класса.
- Дима Сомов — лучший ученик, любимчик одноклассников и учителей. Мальчик старается создать впечатление правильного, честного и благородного человека. Но при первой трудной ситуации старается сбежать, чтобы избежать наказания, в нем открываются самые плохие черты. Он предает подругу и вместе с товарищами обижает ее. В результате Димка сам становится изгоем.
- Миронова (железная кнопка) — лидер класса, девочка с волевым и принципиальным характером. Не переносит лжи, предательства, считает, что эти качества должны серьезно наказываться. Она уважает Бессольцеву за то, что та не побоялась и призналась в содеянном поступке, но считает, что прощения предатели не заслуживают, поэтому активно принимает участие в травле Ленки, является ее инициатором.
Характеристика Лены и Сомова
Центральный персонаж повести — Лена Бессольцева. Это нескладная, неуклюжая и худая девочка двенадцати лет, с большим ртом и широкой улыбкой и, по мнению одноклассников, не очень красивая. У Лены много хороших качеств, добрая открытая душа. Но она излишне простодушна и доверчива, и это играет с ней злую шутку. Лена не сразу понимает, что ребята издеваются над ней. Думая, что они шутят, она смеется над обидным прозвищем «Чучело» вместе со всеми.
Но наряду с доверчивостью и наивностью в девочке проявляются и другие, достойные восхищения качества. Доброта и сострадание заставляют ее взять на себя вину мальчика, которым она втайне восхищается. До последнего момента она верит в его благородство, но Димка оказывается недостаточно храбрым.
Лена мужественно встречает травлю одноклассников, дает им отпор, как может — не унижается и не заискивает. Храбро хватает горящее пугало и распугивает преследователей. Прощает Сомова, когда он приходит к ней с повинной. Из благородства не выдает его, даже когда Димка присоединяется к травле. Лена — человек с большой буквы, невероятно сильная духом, благородная и великодушная девочка, которая не отказывается от своих принципов даже под страхом издевок и унижений. Благодаря этой истории ее характер закаляется, она становится еще более сильной и уверенной.
Как и Лена, Сомов в этой истории тоже проходит проверку на прочность. Поначалу Дима — любимец всего класса и учителей — кажется настоящим героем: защищает Лену, отдает ей свои сапоги, отбивает у Вальки бродячих собак, которых тот сдает на живодерню. Но потом, под давлением «стаи», он начинает проявлять не лучшие свои качества. Сначала сознается Маргарите Ивановне в прогуле, предав этим своих друзей. Боясь быть отвергнутым классом, Дима малодушно и трусливо молчит, а потом и вовсе совершает предательство и начинает вместе со всеми травить Лену.
Несмотря на его предательство, он вовсе не жестокий мальчик. Лена, как лучик солнца, подсвечивает в нем его лучшие качества — поэтому она и нравится Диме, ведь самый главный его страх — признаться самому себе, что он трус. Сомов борется со своей трусостью, но, к сожалению, не всегда успешно. Он мечется между чувствами к Лене и страхом наказания, боится потерять авторитет в классе, на протяжении всего фильма совершая противоречивые поступки.
Анализ произведения
По своему описанию повесть пугает своей жестокостью, показывая перед читателями метания маленькой ни в чем не виноватой девочки. Автор показывает, как, порой аморальным путем, детям свойственно утверждаться как личность в социуме. Основной темой «Чучела» является борьба маленького и одинокого в своей беде человека против жесткого общества.
Произведение написано в жанре бытовой прозы. Главная мысль повести: только доброта и способность к состраданию помогают вырасти маленькому и не устоявшемуся человеку в настоящую личность.
Для составления своего собственного мнения, более полного понимания мотивов и проблем героев, пополнения базы аргументов и подготовки к выпускному сочинению рекомендуется прочитать повесть полностью в оригинале.
Советы педагогам
Книга «Чучело», написанная в жанре повести, несет очень важный смысл. Добрый и чистый, почти библейский персонаж Елены Бессольцевой — яркий пример того, что добро и милосердие всегда сильнее зла и жестокости
Такие люди, как Лена, служат живым напоминанием, что в любой, даже самой страшной и трудной ситуации важно всегда оставаться людьми
Недаром сочинение по книге пишут в том возрасте, когда школьники вступают на путь взросления, когда общение со сверстниками выходит на первый план и у детей начинают формироваться важные нравственные ценности. Анализируя поступки и личности героев, школьники учатся работать с текстом, рассуждать и выражать свои мысли на письме.
Чтобы сделать урок более интересным, можно также посмотреть одноименный фильм 1983 года, главные роли в котором исполнили Кристина Орбакайте (Лена), Юрий Никулин (Николай Николаевич Бессольцев) и Дмитрий Егоров (Димка Сомов). После просмотра можно обсудить с детьми героев, попросить сделать анализ проблем, поднятых в произведении.
Тезисный пересказ
В статье также представлено очень краткое содержание повести «Чучело» для общего понимания сюжета.
В средней школе в шестой класс поступает новенькая – Лена Бессольцева. Девочка настолько не похожа на своих одноклассников, что моментально вызывает неприязненное отношение. Насмешки и издевки усиливаются, когда дети узнают, что она внучка Заплаточника – известного в их городке коллекционера картин. Для них он странный, поскольку все свои деньги тратит на покупку полотен знаменитых художников, а сам при этом ходит в поношенных вещах.
Лена во всем похожа на дедушку. Она дружелюбна и открыта, а в людях видит только хорошее. Одета она тоже немного странно, поэтому получает прозвище Чучело. Тем не менее, между ней и красавчиком Димой возникают романтические отношения.
Лена — добрая и жизнерадостная девочка, не нашедшая понимания среди одноклассников
Однажды класс сбегает с уроков в кино. Дима, сам того не желая, рассказывает классной руководительнице по какой причине они отсутствовали на уроке. Их серьезно наказывают, отменив давно запланированную поездку в Москву. Весь класс уверен, что предатель – Чучело, и готовятся к расправе. Лена, которая случайно слышала разговор Димы с учительницей, молчит. Она уверена, что он все объяснит ребятам. Однако мальчик, испугавшись, не признается.
Бессольцевой объявлен жесткий бойкот. У нее крадут платье и делают из него чучело, после чего пытаются сжечь его. Лена отбирает у них свое обгоревшее платье, надевает на себя, коротко стрижется и так приходит в класс. Не желая больше выносить унижений, она высказывает одноклассникам все, что у нее на душе.
Дедушка девочки, видя, как глубоко страдает Лена, навсегда покидает городок вместе с ней. Перед отъездом они дарят городу огромную коллекцию картин, одну из них – школе. Когда Бессольцева была уже далеко, ребята осознали, что они натворили.
«Повесть о настоящем человеке»: анализ произведения
Людмила Целиковская в роли Зиночки в фильме «Повесть о настоящем человеке»: Wikimedia Это произведение демонстрирует истинный патриотизм, гуманизм и человеческую стойкость. Оно переведено на множество языков, было издано больше 150 раз, экранизировано и даже опера поставлена, основой которой стала «Повесть о настоящем человеке». Анализ произведения позволяет оценить его художественный потенциал:
«Повесть о настоящем человеке»: история написания
Почему именно такую повесть создал Полевой? «Повесть о настоящем человеке» появилась в начале в форме записей, составленных после беседы с летчиком Маресьевым (автор изменил в фамилии героя своего произведения лишь одну букву) в 1943 году:
- Самолет с ним сбили, летчику пришлось 18 дней добираться к своим.
- Из-за ранения его ноги ампутировали.
- Отчаяние не смогло пленить Маресьева. Этот человек, обладающий редкой силой духа, упорно тренировался ходить на протезах и добился возвращения в ряды военной авиации.
Эта история не оставила писателя равнодушным. Он создал очерк, но сразу его не опубликовал.
Полевой позже рассказывал, что вернулся к замыслу после заседания трибунала в Нюрнберге, на котором Геринг со страхом описывал загадочный советский характер. После этого процесса писатель пересмотрел свои дневники, доработал повесть и издал ее в 1946 году.
«Повесть о настоящем человеке»: идея названия
Настоящий человек в этой истории, конечно же, Алексей Мересьев, который является и главным действующим лицом. Таким почетным званием автор награждает его, во-первых, за подвиг (прошел огромный путь из немецкого тыла).
Это стало возможно благодаря жажде жизни, стойкости и выносливости. Во-вторых, Алексей смог достойно принять вызов судьбы, когда лишился обеих ног. Более того, он вернулся в авиацию и продолжил борьбу с врагом.
Второстепенные персонажи
Есть в повести и второстепенные персонажи, но они не менее яркие. Из них можно выделить:
- Валька — лживый, жестокий и грубый мальчик. Он всегда ищет выгоду, обижает только тех, кто слабее и младше него. Занимается отловом и продажей бродячих псов. В травле одноклассницы принимает самое активное участие, проявляя особую жестокость, выдумывая все новые и новые наказания для Лены.
- Шмакова — главная красавица школы, очень избалованная девочка, собирает вокруг себя только поклонников, которые и прислуживают ей, желая угодить.
- Попов — один из поклонников Шмаковой. Знает о невиновности Бессольцевой, но предпочитает наблюдать со стороны за развитием событий.
- Васильев — одноклассник Лены, он изгой в классе, часто подвергается насмешкам со стороны учеников. Но несмотря на непопулярность, он единственный, кто встает на ее защиту, хотя знает, что у него будут неприятности. Именно тихоня Васильев призывает девочку быть решительной, бороться с несправедливостью и выявить настоящего виновника.
История создания повести В. Железникова
По словам самого автора «Чучело» — автобиографичная повесть. Подобная школьная душераздирающая драма произошла не с самим Владимиром Железниковым, а с его племянницей. Когда он узнал о травле девочки, это очень всколыхнуло его душу.
Писатель решает написать пьесу «Бойкот», в которой описывает несколько тяжелых дней девочки-изгоя. Именно это произведение позже ляжет в основу повести «Чучело», где события вместо нескольких дней будут длиться полгода.
Вспоминая об истории и мотивах создания рассказа, Железников отмечал, что хотел понять истоки жесткого поведения детей.
Его интересовала, сможет ли маленькая и ранимая девочка выстоять против всех обидчиков.
Проблема и смысл
Автор написал «Чучело» с целью показать жестокость и бессердечие детей к сверстнице, которая на них непохожа. Железников пытается оценить мотивы каждого подростка. Тот же Рыжий из-за собственных проблем с отцом вымещает злость и безысходность на Лене.
Встает вопрос и об учительнице, которая из-за подготовки к свадьбе забывает о служебном долге. Она не хочет забивать мысли чужими проблемами, поэтому не вникает в ситуацию. Маргарита Ивановна не обращает внимания на пришедшую просить помощи Лену.
Проведя анализ, можно понять, что произведение Железникова учит быть добрее, сострадательней и жертвенней, как делает это Лена Бессольцева. Автор указывает, что ни в коем случае нельзя поддаваться чужому мнению, делать скоропалительные выводы, не разобравшись в ситуации. Иначе в будущем придется серьезно раскаиваться. Это главная мысль и мораль повести «Чучело».
В 1983 году по одноименной книге был снят фильм «Чучело», он стал настоящим откровением для многих советских зрителей. Эта была первая художественная лента, в которой школьники предстали в роли антигероев. Полный список актеров можно посмотреть на сайте «Википедия».
Второстепенные персонажи
Есть в повести и второстепенные персонажи, но они не менее яркие. Из них можно выделить:
- Валька — лживый, жестокий и грубый мальчик. Он всегда ищет выгоду, обижает только тех, кто слабее и младше него. Занимается отловом и продажей бродячих псов. В травле одноклассницы принимает самое активное участие, проявляя особую жестокость, выдумывая все новые и новые наказания для Лены.
- Шмакова — главная красавица школы, очень избалованная девочка, собирает вокруг себя только поклонников, которые и прислуживают ей, желая угодить.
- Попов — один из поклонников Шмаковой. Знает о невиновности Бессольцевой, но предпочитает наблюдать со стороны за развитием событий.
- Васильев — одноклассник Лены, он изгой в классе, часто подвергается насмешкам со стороны учеников. Но несмотря на непопулярность, он единственный, кто встает на ее защиту, хотя знает, что у него будут неприятности. Именно тихоня Васильев призывает девочку быть решительной, бороться с несправедливостью и выявить настоящего виновника.
Характеристика персонажей произведения (с цитатами)
Персонаж
Характеристика персонажа
Цитаты персонажа
Лена Бессольцева
Главная героиня повести. В начале произведения приезжает к своему дедушке, Николаю Бессольцеву, и переходит в шестой класс в новую школу, где сталкивается с насмешками и непониманием со стороны одноклассников из-за того, что её дедушка тратит все деньги на картины. Угловатая, улыбчивая и добрая девочка. Одноклассники издеваются над ней, так как считают, что она рассказала классной руководительнице, что они сбежали с урока в кино и из-за этого у них сорвалась поездка в Москву. Имеет сильный характер и устойчивые принципы, предпочитает всегда говорить правду, не способна врать и подстраиваться под других людей. Стойко переживает бойкот, ожидая, что настоящий виновник сам признаётся в произошедшем, однако её ожидания не оправдываются. Появляется на дне рождения Сомова в обгоревшем платье с лысой головой, чем всех шокирует. Рассказывает правду своим одноклассникам и после этого уезжает с дедушкой из города.
– Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..
– Дай мне денег на дорогу.
Николай Николаевич Бессольцев
Старый человек, дедушка Лены, не любит людей и мало общается с ними. Получил прозвище Заплаточник, так как все свои деньги он тратит на приобретение картин своего родственника, который был художником, не обращая внимания на другие проблемы. Погружен в свой мир, вначале не замечает проблем внучки, для него картины представляют огромную ценность. У него слишком мягкий характер, что не позволяет ему бороться со всеми. Узнав, как одноклассники травили Лену, решает уехать из города вместе с ней. На прощание дарит школе картину, на которой изображена девочка, очень похожая на его внучку.
– А тебя не пригласили, и поэтому ты решила уехать? Несерьезный ты человек, Елена. Суетишься. Переживаешь всякую ерунду… Бери пример с генерала Раевского…
– Не дам!.. Елена, остановись!.. Вот бешеная!
– Ты слышала, они дразнили меня Заплаточником? Несчастные!.. Не понимают, что творят.
Маргарита Ивановна
Классная руководительница. Основной конфликт происходит накануне ее свадьбы, поэтому женщина ничего не замечает. Однако и её педагогические таланты можно поставить под сомнение, поскольку дети её не уважают и никоим образом не считаются с её мнением, сбегая с последнего урока, и провоцируя тем самым отмену поездки в Москву. Только перед тем, как Лена Бессольцева уезжает и приходит попрощаться с классом, девушка замечает, что происходило между ребятами, и раскаивается, что не смогла заметить этого раньше, поскольку была слишком занята своей личной жизнью.
– Хочу показать мужу Поленово. Он же здесь еще не был нигде. А времени у него мало, ему возвращаться в Москву.
– Пожелайте ему, чтобы он оставался таким, какой он сейчас… Всю жизнь таким…
Дима Сомов
Одноклассник Лены, из обеспеченной семьи, которому завидуют многие одноклассники. Поначалу пытается с ней дружить и защищать ее, однако вскоре попадает в ту же компанию, которая травит одноклассников. Труслив, не может стоять на своём, не рассказывает правду, несмотря на то, что видит, что Лене приходится худо.
— У меня нет спичек.
Железная кнопка
Реальный лидер класса, девочка, которую все боятся. Приговаривая человека к наказанию, не считается с правдой, и постоянно учитывает свои интересы. Стала такой из-за того, что внутри её семьи нет любви и уважения, а мать Мироновой пытается скрыть, то, что кажется ей некрасивым, но не решает проблемы. Из-за того, что проблемы в семье не решаются, девочка ожесточается и переносит своё видение правды на класс.
– Так почему ты, Васильев, не пойдешь к Сомову?
– А за измену идеалам знаешь что полагается?
– Перед нами исторический экспонат – Бессольцева!
Шмакова
Красивая, однако пустая девочка, которая готова сделать всё, чтобы получить то, что ей необходимо
Любит внимание мальчишек, хитра. Знает, кто реально виновен в происходящем, но ничего не делает.
– Кто тебя за язык тянул?.
А может, мне его из Москвы, из Дома моделей, привезли. «Моя мамаша… Моя мамаша…
Валька
Грубый, безжалостный и корыстный мальчик. Живодёр, так как ловит бездомных собак и сдаёт их, чтобы получить деньги. Убеждён, что в жизни необходимо иметь много денег. Завидует Сомову, так как у того обеспеченные родители.
– Вы что там делаете, мелюзга несчастная?
– Собирай листья! Засовывай их в дупло! Живо!! Пошевеливайся!..
– Ни кола ни двора. Вот Сомову хорошо. В рубашке родился. И родители деньгу зашибают, и красавчик, и голова работает на пятерки… Так и хочется ему мордочку почистить.
Семья Гриневых
Судьба родителей Петра не изменилась кардинально, однако их взгляды, особенно взгляды отца, претерпели некоторые изменения. Сначала родители были против брака Петра и Марьи, но узнав её ближе, стали относиться к ней как к родной дочери. Известие об аресте сына, о преступлении, которое он якобы совершил, заставило отца усомниться в нём. И лишь поступок Маши вернул ему сына. Подробнее о семье Гринева…
Судьбы героев романа «Капитанская дочка» показывают нам, как может сложиться судьба человека в непростых исторических условиях. Примеры мужества и доблести напоминают о том, что даже в тёмные времена можно нести в себе свет, который поможет сохранить всё лучшее в каждом из нас.
Чему учит?
Повесть «Чучело» учит добру, состраданию, любви и жертвенности – как жертвует собой Лена ради своего друга Димы. Учит отстаивать себя и не колебаться между добром и злом, чтобы иметь право на уважение окружающих и самого себя. Учит нас ценить людей, непохожих на других. Призывает учиться у них честности и милосердию, и спешить это делать, пока эти люди находятся рядом с нами. Предостерегает от неверных выводов и несправедливого отношения к тем, кого большинство не понимает, чтобы не пришлось впоследствии горько раскаиваться. Такова мораль повести «Чучело».
Также повесть напоминает взрослым, что нужно стоять на страже детского счастья, быть чуткими и внимательными, чтобы вовремя помочь маленькому человеку одолеть проблему. Достигать близких и искренних отношений с детьми, чтобы не лишиться их дружбы и доверия, при этом всегда быть для них достойным примером.
Описание взрослых героев
В произведении не так много взрослых персонажей, ведь акцент сделан именно на трагедии, происходящей в подростковом обществе. Очень часто проблема, которая для взрослых кажется сущим пустяком, для ребёнка или подростка приобретает огромные масштабы.
Взрослые герои произведения и их характеристика:
- Николай Николаевич Бессольцев — пожилой человек, уже несколько лет живущий в собственном доме в старом городке на берегу Оки. Уважал, любил и высоко ценил историю родного города. Собирал картины своего предка-художника, превратив свой дом в музей и тратя на это все свои деньги, при этом ходя по городу в старом пальто с заплатками, за что его и прозвали «Заплаточником». Был нелюдим и необщителен, местные жители считали его странным и не понимали. Но он имел доброе сердце и чистую душу, умел радоваться искусству, как ребёнок, был благородным и хорошим человеком. Живя в своём мирке, не замечал проблемы внучки, пока она сама не рассказала ему всё. Щедрый: решив уехать из города, подарил школе дорогую картину.
- Маргарита Ивановна Кузьмина — классная руководительница 6 «А» класса, красивая молодая женщина. Она могла бы заметить, что происходит в её классе, но все эти события происходили как раз накануне её свадьбы, поэтому она была занята подготовкой к торжеству и своими мыслями. К проблемам ребят она относилась поверхностно, не желая вникать в них. Кроме того, ученики не слишком её уважали: за глаза называли просто по имени, без отчества, подшучивали, её мнение не было для них авторитетным, они спокойно сбежали в кино с последнего урока, проигнорировав её сообщение, оставленное на доске. В конце истории, узнав правду, учительница раскаялась, что не обратила внимания на происходящее и не остановила травлю.
По фильму
Недавно я просмотрела фильм «Чучело», героиня которого, девочка шестого класса Лена. Она сталкивается в своем младенческом возрасте со сложными житейскими ситуациями. Предательство, подлость, давление одноклассников, насмешки, но она справляется со всем этим благодаря своему характеру, силе. Она одна идет против всех, маленькая, беззащитная в таком взрослом и чужом мире для себя.
Она была так сказать не очень симпатичной девочкой, но очень доброй, наивной и не такая, как все. А таким людям по жизни очень не легко дается как мы знаем. Дети в этом возрасте очень злые и жестокие к людям, подобным нашей героине. Школьники не совсем понимают, что они делают и как больно человеку, прочувствовавши эту неприязнь, боль на себе.
Так и наша Леночка Бессольцева стала изгоем среди своих ровесников. В классе у нее был один только товарищ Дима. Она очень любила этого мальчика. Считала его сильным, храбрым мужчиной. Однажды из-за любви к мальчику она взяла на себя вину и тут-то началось. Класс ополчился против нее они считали ее предателем, начали издаваться, гонять по улицам, а героиня все терпела. Ведь Димочка пообещал ей рассказать всю правду классу и тогда от нее отстанут. Она всегда заступалась за него и эта не первый раз когда она все его пакости преподносит за свои. Это очень сильный духом человек, поистине храбрый.
Как оказалось Дима был слабым и трусом. Он предал ее ради того чтобы с ним общались сверстники. Я считаю это очень жалостным и низким поступком. Он хотел быть одним из лидаров в классе, чтобы его все замечали, прислушивались. Каждый помнит наверно и знает, что в любом классе есть пару таких человек, другие дети считают их лучшими и хотят быть так сказать в их компании. Для них кажется что-то невозможное общение с ними и они пойдут на все, даже на мелкие пакости. Мало кто умеет так дружить в наше время. Как говорят:»Старый друг, лучше новых двух».
Потом Лена смерившись с поступком мальчика, окончательно разочаровавшаяся в нем собирают всю свою волю и решает уехать с города. все вокруг ее называют чучелом и она идет на отважный шаг, сбривает себе волосы дабы соответствовать новому званию.
Все думали, что она решила уехать из своего города из-за боязни к одноклассникам, а это оказалось не так. Она оставила мальчика в покое, не хотела мстить ему и тогда все поняли, что победили не они, а Лена. Ребятам стало стыдно, но дороги назад уже не было. Девочка с дедушкой уехали из города и неизвестно как продолжилась ее жизнь. Дедушка перед тем как уехать дарит школе картину на которой нарисована его бабушка, а она так похожа на девочку.
Осознание к детям приходит слишком поздно и они пишут на доске «Чучело, прости нас»! Но девочка настроена решительно и не хочет больше учиться в этой школе. Я хочу сказать что не каждый переживет такое. я считаю ее примером для молодежи. Ведь другой бы не прошел мимо, а наказал этого мальчика, а она нет. Я удивляюсь ее стойкости, выдержки ведь ей всего 12 лет и неизвестно как это все могло и повлияло на ее психику. Нужно всегда оставаться человечными и не идти у кого то на поводу, иметь свое мнение и научиться высказывать его и придерживаться
Не важно как Вы одеты, красивы ли Вы главное, то что внутри Вас. Будьте добрее!
5, 6, 7 класс.