Мы изучаем — Гадюка — краткое содержание повести Толстого. Подсказки школьнику
В Казани жила девушка, дочь купца, Зотова Ольга Вячеславовна. Она была красивая, но очень дерзкая и злая. Соседи часто дразнили девушку гадюкой.
Одной ночью в дом семьи Ольги пробрались грабители, расстреляли её родственников и устроили
в доме пожар. Ольга пострадала, но выжила. Она знала, что одного из бандитов звали Валька Брыкин. Позже её доставили в госпиталь, где она познакомилась с командиром красноармейцев Емельяновым.
Позже город захватило восстание Чехославского корпуса. Ольгу по обвинению Вальки посадили в тюрьму на два месяца.По пребыванию в тюрьме она стала догадываться, что Валька служит в красной армии. Когда к городу прибыли красные, начали расстреливать всех, кто попал в плен. Среди пленных была и Ольга. Валька же в неё и стрелял. Зотова была действительно, очень живучая, прямо как настоящая змея гадюка. Командир Емельянов нашёл её среди убитых и спас. Подыскал ей хорошего врача, который залечил ей раны и вскоре она встала на ноги.
Ольга всем сердцем полюбила Емельянова и отправилась за ним на войну. Там её взяли в бойцы кавалерийского эскадрона в полк своего возлюбленного в должности вестника. Емельянов скрывал тот факт, что Зотова — девица. Бойцы часто засматривались на Ольгу. Но не трогали её. Если бы они знали, что она — девица, то задыхались бы со смеху. Баба — и двух белых на конях победила. Службу вела хорошо.
Вскоре их полк отправился разбивать вражеский тыл. Но когда они возвращались, их
путь был закрыт, и Емельянов вместе с несколькими бойцами отправились на верную погибель,
чтобы расчистить путь.
Следующую атаку организовала Ольга, но её ранили. Она выбежала из лазарета и пошла воевать с ещё большей яростью, после чего скитаться по стране, пока не закончится война. За это время она потеряла все женские черты, превратилась в тощую, гадкую «гадюку».
После пережитого ужаса Ольга Вячеславовна стала «писчебумажной барышней» в каком-то учреждении и решила начать новую жизнь. Соседи по квартире также издевались над ней и обзывали «гадюкой».
И все же она была красива, поэтому нравилась соседям. Каждый день возникали сплетни, связанные с Ольгой, кажется, что не будь её в доме было бы совсем скучно.
Вскоре она влюбилась в начальника Махорочного треста, но он отвернулся от неё, так как завистники стали говорить про Ольгу плохие вещи. Вместо неё он женился на миловидной секретарше. Секретарша приходилась Ольге соседкой. Та возмутилась, что Ольга слишком часто интересуется её мужем, принесла и показала ей свидетельство из ЗАГСа. Ольга была сильно огорчена, разозлилась, не выдержала и достала карманный револьвер. Она сделала один выстрел в секретаршу, та упала, а Ольга продолжала стрелять в её бледное, смазливое лицо.
Все сочинения
Краткое содержание Гадюка Толстой А. Н
Произведение имеет подзаголовок “Повесть об одной девушке”. Писатель показывает три этапа в ее жизни: пребывание в родительском доме, военный период и ее будущность после войны. Главная героиня повести – Зотова Ольга Вячеславовна, дочь купца-старообрядца, проживавшая в Казани. Ночью на них напали, устроили пожар и убили родителей. Олю спасли.
Она видела убийцу – Вальку Брыкина. Девушка лечилась в госпитале, где познакомилась с Емельяновым – командиром красных. Начали орудовать белочехи, душегуб делает донос на Зотову. Ольга оказывается в тюрьме на пару месяцев. Красные приступили к городу, поэтому арестованных расстреливали. Валька стрелял в Олю.
Ее спасает Емельянов и находит преданного доктора.
Полюбив кавалериста, она идет к нему на войну. Ее принимают вестовой в его полк. Емельянов и еще несколько бойцов не жалея жизни убирают заграждение с моста. Девушка продолжает дело любимого. В бою Ольга Вячеславовна получила ранение. После поправки Зотова возвращается на поле боя, побывав по всей стране до самого окончания войны.
Ей дали прозвище гадюка. Ольга Вячеславовна полюбила во второй раз. Ее избранником стал директор Махорочного треста. Но завистники очернили Зотову перед мужчиной, поэтому он оттолкнул ее, а сам женился на соседке, секретарше Лялечке, которая оказалась скандалисткой.
Негодуя из-за внимания той к ее мужу, она пришла к Ольге Вячеславовне. Молодая супруга показала ей свидетельство о заключении брака. Послышался ужасный крик. Разозлившись, Оля несколько раз выстрелила из револьвера в лицо соперницы.
Она добровольно пришла в милицию, призналась в содеянном и намеревалась убить себя, но ее остановили.
В одной из редакций повести она заканчивается судом над Зотовой Ольгой Вячеславовной, но автор позволяет читателям самим вынести ей приговор.
(1
Проблема созидания и разрушения в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»
Во время работы над исследовательской темой я обратилась к тюркско-язычному словарю за лексическим толкованием отдельных слов:
«неверных», т. е. не мусульман.
Если представить Пушкина и Толстого как художников, то можно сказать, что первый рисует свои произведения акварелью, а второй наносит на холст густые масляные краски. «Анчар» напоминает картину с тусклыми, ровными, прозрачными красками, как утренняя дымка. «Хаджи-Мурат» у Толстого прописан «тяжелыми», «грубыми», тёмными масляными красками. Он тщательней прорисовывает картину, мазок за мазком, в то время как Пушкин как бы скользит кистью по холсту. В «Анчаре» кульминацией являются две последние строфы:
Под сводом шалаша на лыки;
И умер бедный раб у ног
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
1) Внешняя схожесть портрета «Бледное, окаймленное подстриженной рыжей бородой лицо его с постоянно сощуренными маленькими глазками было, как каменное, совершенно неподвижно».
Умирающий Хаджи-Мурат видит бледное, с рыжей бородой и прищуренными глазами лицо своего врага
Размышляю над содержанием дальше и определяю следующую проблему: «Всякая ли власть есть зло?» Задумываюсь над вопросами:
Какой же властью обладал Хаджи-Мурат? Ответом служит страницы, посвященные описанию его мёртвого лица Марья Дмитриевна заметила на его мертвом лице «Детское, доброе выражение», застывшее «в складе посиневших губ», и это говорит об изначально добром, хорошем в характере героя.
Задумываюсь, кем бы мог он стать, не будь войны? Вспоминая его детство, юность, семью, считаю, что он мог бы стать выдающимся государственным деятелем, полезным для своего народа.
Следовательно, по Л. Толстому, неограниченная власть порождает деспотизм, который, в свою очередь, порождает такое страшное явление, как война.
Провожу литературную параллель с творчеством М. Лермонтова, любимого поэта писателя, создавшего свой первый рассказ «Рубка леса» под влиянием стихотворения «Валерик», отрывок из которого проясняет многое: И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек,
Чего он хочет!. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
«Черная земля одинаково спокойно и безучастно примет и красную кровь русских, и, точно такую же, красную кровь горцев. Черная земля, словно тупик в конфликте между «жалкими людьми», который никогда не решает дело миром, потому что кто-то давным-давно придумал связать воедино совершенно разные понятия: война и честь. Поэтому проблема непокорных и мятежных горцев возникла очень давно. Люди гор были гордыми и независимыми, но пришел человек с равнин со своими законами жизни, не стал чтить их традиции. Возникла игра с перестрелками и хитрыми комбинациями. «Ребят и палят только бегущих», паникующих, ведь они уже не могут описываться правилами. Офицеры настолько привыкли к войне на Кавказе, что «не находят в душе своей ни сожалений, ни печали».
И нет этому конца. Невидимая рука передвигает фигуры на линии огня.
«Солдатство было как смерть»
«Перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить со страшными усилиями, все с такими трудами заведенное и так легко и бессмысленно уничтоженное. или, противно религиозному закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться им»
Задумываюсь, принял ли он эту «священную войну»?
Итак, Толстой отрицает бессмысленную резню народов и утверждает жизнь, воспевает и защищает человека. Таким образом, жизнеутверждающим началом, воспевающим красоту жизни, является проблема созидания, а не разрушения.
18 век, 19, 20, 21. На Кавказе продолжаются военные действия, слышны орудийные раскаты. Всё также погибают солдаты на страшной необъявленной войне. Мои земляки, погибшие в Чечне и Дагестане, были чуть старше меня:
Источник
Очень краткий пересказ
Супруги Костылевы, Михаил и Василиса, — хозяева ночлежки. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь обитают люди бездомные, безработные, обнищавшие, спившиеся, живущие воровством и проституцией. Таковы шулер Сатин, безработный Клещ и его безнадёжно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий Актёр, вор Васька Пепел, Настя. Все они живут друг у друга на виду и едят за общим столом.
Василиса Костылева состоит в связи с Васькой Пеплом за спиной у своего пожилого мужа. Пепел быстро остывает к корыстной и жестокой Василисе, ему по душе её сестра Наташа, тихая и добрая. Девушке тяжело живётся: ревнивая Василиса бьёт её. Костылевы занимаются скупкой ворованных вещей у Пепла, а полицейский, состоящий с ними в родстве, закрывает на это глаза.
Между постояльцами не прекращаются споры и ссоры, никто не думает, как тяжело умирающей Анне. Нет до неё дела и мужу. Только пришлый Лука находит для женщины слова утешения. Старик умеет утешить каждого отчаявшегося в ночлежке. Он даёт надежду спившемуся Актёру, Насте, грезящей о любви, как в романе, советует Пеплу ехать в Сибирь за другой жизнью.
Умирает Анна, и Клещ, продавший инструмент, чтобы выручить деньги на похороны жены, остаётся без возможности заработать. Луку изгоняют из ночлежки. Васька предлагает Наташе бежать с ним вместе, обещает изменить опостылевшую ему жизнь вора. Девушка, послушав Луку, соглашается на предложение бывалого парня, если тот не будет её бить. Василиса услышала их разговор и жестоко избила Наташу. Васька ненароком убил Костылева, его ждёт суд. Лука исчез. Ночлежка продолжает своё унылое существование, Актёр сводит счёты с жизнью.
Неудачный план
На город нападают «белые». Для того чтобы ликвидировать противника, Пухов предлагает следующий план: пустить несколько платформ с песком на бронепоезд. Однако идея оказывается неудачной.
Приходят «красные» и спасают город. После Пухова многие обвиняют в предательстве. Ведь реализация плана с платформами привела к гибели рабочих. Однако многие все же понимают, что Пухов всего-навсего «придурковатый мужик». После этого случая Фома пишет письмо Шарикову, тот направляет его в Баку. Главный герой уезжает на нефтяные прииски.
Шариков назначает Пухова машинистом на нефтяной двигатель. Эта работа ему по душе. Хотя здесь квартиры у него нет, он ночует на инструментальном ящике в сарае. Однажды Шариков предлагает ему стать коммунистом. Пухов отказывается. Отказ свой объяснил следующим образом: «Я природный дурак». Все чаще он грустит, скучает по умершей жене. Таково краткое содержание рассказа Платонова «Сокровенный человек».
Сюжет
Действие повести происходит во время гражданской войны, в 1920-1921 гг. Повесть начинается тем, что Фома Пухов режет колбасу на гробе жены, которая умерла «преждевременно, от голода, запущенных болезней и в безвестности». Фома работает на железной дороге на снегоочистителе и получает задание расчищать железнодорожные пути для поезда наркома. Но два паровоза, тащившие снегоочиститель, зарылись в снег. От этого машинист и рабочие получили травмы, у Фомы были выбиты 4 зуба, а помощник накололся головой на штырь и умер.
В момент остановки к поезду подъехал казачий отряд, но был разгромлен.
Во время отдыха в Лисках Пухов прочитал объявление, призывающее записываться в отряды технических сил, помогающие Красной Армии. Так он попал в Новороссийск, где сначала служил монтёром на судне, а потом отправился в Крым, чтобы отрезать путь отступления Врангелю. Фома готов пожертвовать «достоинством жизни на благо революции». Ему нравится быть занятым «общей жизнью».
Повесть распадается на несколько отдельных сюжетов, соединённых путешествием беспокойного Фомы. Первая история связана с работой Фомы механиком на снегоочистителе, вторая – с работой механиком на судне «Шаня», которое неудачно попыталось высадиться в Крыму, чтобы ударить в тыл Врангелю. После неудачного десанта Пухов прожил в Новороссийске 4 месяца. Следующий эпизод связан с жизнью Фомы в Баку, где он встретил матроса Шарикова с «Шани». Матрос теперь заведовал Каспийским флотом. Он отправил Пухова в Царицын, чтобы заказать заводам подводные лодки.
Фома не справился с заданием, снова уехал в неизвестном направлении и неожиданно оказался на родине. Четвёртый эпизод связан с нападением на родной город бронепоезда и конницы генерала Любославского. Фома придумал, как победить бронепоезд белых. Он спустил под откос навстречу ему гружёные вагоны без паровоза.
За этот поступок Зворычный назвал Пухова убийцей, потому что отряд железнодорожников, а потом и матросов, был расстрелян из бронепоезда, оказавшегося неповреждённым.
Всё-таки коммунисты решили считать Пухова не предателем, а придурковатым мужиком. В пустой цистерне он добрался до Баку, где ждал его Шариков, который тоже стал комиссаром.
Это финальный эпизод повести. В Баку Фоме «навсегда стало хорошо». Повесть заканчивается описанием «хорошего революционного утра», в которое Фома чувствует своё единение с природой, второе рождение и принимает революцию как продолжение природы.
Описание персонажей
Во время создания произведения писатель использовал прием антитезы. Толстой противопоставил Ивана и Костылина для придания контрастности рассказу. За счет этого более понятны проблемы, которые поднимает автор. Многие богатые люди, наподобие Костылина, трусливые, слабые, ленивые и беспомощные без денег. Потому дворянству нужно равняться на изобретательного и храброго Ивана. Лишь на этих мужчин сможет положиться отчизна в сложное время.
В рассказе два главных героя:
- Иван Жилин. Бедный, принципиальный и упрямый человек. Когда горцы заставили написать послание матери с просьбой выслать выкуп в 3 тыс. руб., он настоял, что этих денег никто не вышлет, в результате они сдались и приняли его цену. Это смелый герой, он не опустил руки в сложной ситуации. Не ожидает чуда, надеется лишь на себя.
- Костылин. Богатый дворянин. Это противоположность Жилину. Он неуклюжий и полноватый, изнежен безмятежной жизнью, не привык сталкиваться со сложностями, потому нахождение в плену дается ему с трудом. В отличие от Жилина, он ненадежный друг. Увидев врага, сразу бросил Ивана самого. Находясь в плену, он просто смиряется со своей участью, не предпринимает каких-то действий, лишь ожидает выкупа.
Краткий пересказ первых глав
Алексей Николаевич Толстой рассказывает читателю о нелегком жизненном пути юной особы, которая, вопреки обстоятельствам, находит в себе мужество противостоять несправедливости. Центральным персонажем повести является дочь зажиточного купца-старообрядца Зотова Ольга Вячеславовна. Ранние годы девушки прошли в Казани. Молодая аристократка с детства была окружена сентиментальными подругами, увлекалась заезжими артистами, проводила много времени за чтением романов.
В тот момент, когда страна погрузилась в пучину Гражданской войны, Ольге исполнилось всего лишь 17 лет. Однажды в родительский дом ворвалась вооруженная банда и убила всех ее близких. Чудом уцелевшая Зотова узнала одного из грабителей — им оказался бывший гимназист Валька Брыкин.
Девушка попала в лечебное заведение, где познакомилась с красноармейцем Дмитрием Васильевичем Емельяновым. Его рассказы произвели сильное впечатление на Ольгу, и она прониклась к нему теплыми чувствами.
Спустя какое-то время город был взят под контроль солдатами Чехословацкого корпуса. Недоброжелатель пишет на Зотову донос, обвиняя ее в связях с большевиками, в результате чего она оказывается под стражей. Находясь в тюрьме, девушка переосмысливает свою прежнюю жизнь и понимает, насколько наивны были ее представления об этом мире. Пока Ольга пребывает в заточении, гнев и жажда мщения за убитых родителей растут с каждым днем.
Город захватывают бойцы Красной армии. Все заключенные, не пожелавшие переходить на их сторону, приговариваются к расстрелу прямо в подвале тюрьмы. Оказавшийся здесь командир Емельянов обнаруживает, что раненая Ольга еще дышит, и относит ее в медпункт.
Основные персонажи пьесы и их краткая характеристика
Главные герои
Михаил Иванович Костылев — владелец ночлежки, 54 года, жадный, не брезгует покупать краденое, у постояльцев отбирает последний грош. Костылев ханжа: старается выглядеть благочестивым, но душой далёк от христианства. Ревнует жену, которая годится ему по возрасту в дочери.
Василиса Карповна Костылева— супруга хозяина, 26 лет. Женщина бессердечная, алчная, заводит шашни с Васькой Пеплом, тиранит свою сестру.
Наташа — младшая сестра Василисы, 20 лет. Кроткая, добрая девушка. Она сносит издевательства Василисы, жизнь её безрадостна, часто воображает свою смерть.
Лука — странствующий старик 60 лет, многое видел в жизни, жалеет людей, старается утешить, чем-то обнадёжить.
Васька Пепел — молодой мужчина 28 лет, занимается воровством, состоит в связи с Василисой Костылевой, жестокость и жадность которой его отвращают. Пеплу по душе Наташа, потому что она «строгая, хорошая…надёжный человек». Ради неё готов даже изменить образ жизни.
Клещ Андрей Митрич — безработный, 40 лет, по ремеслу — слесарь. Считает себя лучше прочих постояльцев ночлежки, потому что он любит работать. Клещ уверен, что выберется из нужды. Он трудолюбив, но угрюм, жестокосерден по отношению к своей больной жене.
Бубнов — картузник, некогда имевший своё дело. Ему 45 лет, потерял всё из-за жены и её любовника. Не ждёт от жизни ничего хорошего, равнодушен ко всему.
Барон — разорившийся аристократ, 33 года. Он вёл бездумную, пустую жизнь, докатился до ночлежки, стал сожителем проститутки. Порой вспоминает прошлое и кичится происхождением. На перемены к лучшему он уже не надеется. Барон пассивен, изменить что-то не в состоянии.
Сатин — шулер, 40 лет. Отсидел в тюрьме за убийство (защищал сестру), там научился играть в карты. Когда-то работал в типографии, много читал, и на фоне обитателей ночлежки довольно образован. Персонаж нередко пускается в отвлечённые рассуждения, употребляет книжные слова. В его монологе «Человек — это звучит гордо!..» автор выражает свою позицию.
Настя — девица 24 лет, сожительница барона, зарабатывает проституцией. Читает низкопробные французские романы, грезит о настоящей любви, рассказывает о своём возлюбленном Гастоне или Рауле, и сама верит в это.
Актёр — спившийся человек, потерявший даже имя. Ему около сорока, в прошлом — провинциальный актёр со сценическим именем Сверчков-Заволжский. Он безобидный человек, может проявить сострадание. Утратив надежду изменить свою жизнь, повесился.
Второстепенные герои
Медведев Абрам — немолодой полицейский, дядя Василисы и Наташи. Беспринципно не вмешивается в «семейное дело», когда Василиса избивает Наталью, закрывает глаза на деловые отношения Костылева и вора Пепла.
Анна — жена Клеща, 30 лет. Заболела чахоткой от побоев мужа и недоедания. Когда умирала, не видела от супруга сочувствия.
Алешка — сапожник, 20 лет, уже пьющий, часто сидит в кутузке.
Квашня — предприимчивая женщина лет 40, перебивается торговлей пельменями. Не так давно овдовела, чему несказанно рада: муж распускал руки. О браке больше слышать не хотела. Поддавшись на уговоры Медведева, сошлась с ним, но сама стала поколачивать мужа.
Татарин — крючник. Человек работящий, считает, что надо быть всегда честным. У него раздавлена рука, которую придётся отрезать.
Изменившиеся требования
Автор рассказа подмечает, что с течением времени меняются требования к женской сексуальности. Если сначала нужен «братишка», который готов отдать жизнь за мировую революцию, то уже через несколько лет это неактуально. Теперь востребованы милые кудряшки, чулочки, флирт и глупое щебетанье ни о чём.
Ольга — обладательница бескомпромиссного характера. Она убеждена, что революция позволит женщине улучшить свою жизнь. Девушка меняется, но в худшую сторону. При этом она лишь теряет, ничего не приобретая. Её женская природа выходит на первый план. Мужчина, априори представляющий собой некую высшую власть, отсутствует, его нет рядом. Этот бой проигран. Емельянов убит на войне, директор Махорочного театра женат на другой. Ольга ощущает, что ей нет места в этом мире, если она одна. Это и приводит к непоправимой катастрофе.
Она чувствует, что не в силах превозмочь комплекс мужского типа поведения, который успела приобрести. Зотова не может пойти изворотливым женским путём, чтобы получить избранника, что порождает любовную драму. Сонечка, в отличие от неё, может похвастаться всеми девичьими качествами. Ольга признаётся в любви директору театра, но тот раздражается в ответ. Он уверен, что она позарилась на его статус и деньги.
Толстой смог ощутить и выразить в своём произведении проблематику эмансипации слабого пола. Он попытался пролить свет на женский вопрос и заставил задуматься о естественной детерминированности жизни дамы. По его мнению, чем дальше друг от друга представители разных полов, тем лучше для них. Толстой убеждён, что сближение мужчины и женщины (или их равенство) свидетельствует о катастрофе и упадке.
Рекомендации по написанию анализа художественного произведения
Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:
Делать заметки, фиксируя интересные мысли и идеи
В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание. Можно не только записывать основную идею произведения, проблематику, характеристику персонажей, но и отрывки текста, которые заслуживают внимания
Их можно использовать при написании анализа в качестве цитат.
Фиксировать использованные автором литературные приемы. Чтобы изложить свою точку зрения и донести до читателей интересный, по мнению автора, рассказ, он использует метафоры, аллегории, повторения и другие приемы.
Сосредоточиться на основной идее. Своевременное ее определение позволит сделать заметки и собрать достаточно материала для написания качественного анализа.
Остановиться на форме литературного труда. Под эти термином подразумевают особенность построения текста. Для подготовки качественного анализа нужно отследить соотношение формы и содержания, проверить, есть ли между ними противоречия.
Определить цели, которые ставил перед собой автор литературного труда.
Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.
Характеристика Ольги
Главная героиня принадлежала к буржуазной зажиточной семье. Она планировала выйти замуж и жить счастливо со своим мужем, но из-за войны пришлось всё переиграть. Однажды в дом ворвались бандиты, они убили родителей, изуродовали девушку, сожгли дом. Ольга сама чуть не отправилась на тот свет. Ей пришлось определять для себя новую роль, чтобы прожить в этом ужасном мире, и с выбором ей помог Емельянов. Он поддержал девушку не только морально, но и делом:
- помог ей с жильём;
- взял в отряд.
Ольга влюбилась в него, и стала мечтать о новой, счастливой жизни. Она выбрала путь так называемого революционного трансвестизма, стала подчиняться коллективистской идеологии. Жизнь среди солдат поспособствовала превращению барышни в красного кавалериста. Она перестала быть похожей на женщину:
- укоротила волосы;
- курила махорку;
- пила автомобильный спирт;
- носила мужскую одежду;
- сделала татуировку;
- ругалась матом.
Окружающие мужчины ласково называли её своим братишкой. В то время царил культ насилия, усиливающий маскулинистскую идеологию. В результате Ольга изменила свой имидж под товарища-бойца и стремилась слиться с солдатской массой. Но настоящая драма произошла несколько позднее, когда либеральный нэп сменил военный коммунизм.
Толстой показал, что Ольга стала другой. Произошли значительные перемены в её классовом сознании. Она стала с презрением относиться к своей прошлой уютной жизни и ненавидеть себя лишь за то, что ждала счастья. Из-за худощавой фигуры и порывистых движений Зотова начала походить на парня. Её внешний вид вызывал у многих раздражение.
После войны окружающий мир всё время выталкивает Зотову, не принимая её прямоты. Девушка не умеет лицемерить, угождать, изворачиваться и лукавить. Из-за этого в повести «Гадюка» постоянно наблюдается напряжение. Ольге сложно переодеться в женскую одежду — это вызывает у неё психологический надрыв. Новые правила игры кажутся ей фальшивыми, она никак не может с ними смириться.
Главные герои и их характеристики
Многомудрый Литрекон тоже вынес приговор персонажам и заточил их в крепость таблицы. Характеристика героев романа «Князь Серебряный» представлена ниже:
Никита Романович Серебряный | русский князь и воевода. Умелый и отважный боец, опытный военачальник и харизматичный лидер. Благородный и принципиальный человек, для которого всегда на первом месте стоит справедливость. Верность присяге, закону и царю у него доходят до такой крайности, что он готов добровольно пойти на смерть, чтобы не стать преступником в собственных глазах. |
Иван Васильевич Грозный | русский царь. Властный, беспринципный и жёсткий правитель. Тиран и заложник собственного часто меняющегося настроения. Способен как на немотивированную жестокость, так и на безграничную милость. Оценивает подданных исключительно по их личной преданности ему, за что приближает к себе даже людей из простонародья. |
Афанасий Иванович Вяземский | высокопоставленный опричник и любимец царя. Властный, самонадеянный и наглый человек, при этом наделённый отвагой и умением. Страсть к Елене пошатнула его душевное равновесие, сделав его одержимым злодеем, готовым пойти на любую подлость, чтобы добиться желаемого. |
Дружина Андреевич Морозов | пожилой московский боярин. Бывалый воин и военачальник. Несмотря на солидный возраст, сохранил в себе силу духа и крепость тела. Благородный человек, стоящий на стороне закона против тирании Грозного. |
Елена Дмитриевна Морозова | молодая жена Дружины и возлюбленная князя Серебряного. Честная девушка, которая бережет своё честное имя. После возвращения князя переживает внутреннюю борьбу, разрываясь между законным мужем и любимым. В конце концов, будучи не в силах вынести жестокость мира, принимает постриг и удаляется в монастырь. |
Жанр и направление
«Князь Серебряный» создавался в пограничный для русской литературы период перехода от романизма к реализму, а потому впитал черты, свойственные обоим этим направлениям. Значительную роль играет романтическое начало. Разберем основные черты романтизма:
- Главный конфликт всего произведения заключается в противостоянии высокоморального индивида и порочного общества. В итоге у главного героя не получается ни изменить несправедливый порядок вещей, ни смириться с ним, а потому он вынужден покинуть общество и удалиться в далёкие края, куда ещё не проникла порочная цивилизация.
- Автор избрал для своего творения типичные для романтизма декорации: исторический контекст, а в финале — экзотические пейзажи.
- Образ главного героя-бунтаря соответствует канонам романтизма.
Однако элементы реализма придают конфликту неоднозначность: образы, созданные писателем, неоднозначны и максимально приближены к реальности. В итоге в романе отсутствует деление на чёрное и белое, читатель может сам выбрать, чью сторону принять и каким героя сопереживать. Кроме того, Толстой изобразил реальные исторические подробности и проделал длительную архивную работу, чтобы достоверность не пострадала.
Жанр произведения «Князь Серебряный» можно определить, как исторический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число действующих лиц. События разворачиваются на фоне масштабных и важных событий. Сюжет плотно переплетён с реальной историей, в описываемых в романе событиях принимают активное участие реальные исторические лица, используются названия реальных мест и явлений.
Проблематика
В произведении затронуто множество проблем. С первых страниц рассказа можно увидеть проблему предательства. Иван доверял своему другу, но именно это и обернулось против него. Из-за Костылина приключилась вся эта ситуация, так как он не прикрыл товарища.
Также в рассказе дается иллюстрация сословного неравенства. Богатый человек привык жить на всем готовом, а простой человек должен отдавать все силы, чтобы жить нормально.
И учитывая, то что действие происходит на Кавказе, Л. Н. Толстой затрагивает проблему войны. Император захотел подчинить себе горцев, и началась война. Это вынудило горные народы довольно жестоко пленить русских.
Анализ произведения
«Гадюка» Толстого — это повесть о двух видах революционных преобразований: внешних (социальных) и внутренних, кардинальным образом изменивших психологию общества и затрагивающих базовую систему ценностей, в том числе отношения между мужчинами и женщинами. Между этими процессами есть некая связь, придающая произошедшим изменениям особый драматизм, так как столкновение идеологий и сил неизбежно сопровождается коренной ломкой традиционных устоев и судеб людей.
Из огромного количества явлений, протекающих на фоне революции, писатель сделал акцент на частном аспекте, который связан с феноменом, получившим название «революционный трансвестизм». Этот тип трансформации представительниц слабого пола в мужчин получил широкое распространение в периоды социальных потрясений и войн.
Лишившись того, что составляло основу и смысл существования, потеряв привычную роль в обществе, чудом избежав гибели, главная героиня решается примерить на себя новый облик, который позволит ей противостоять враждебному и страшному миру.
Под напором внешних обстоятельств Ольга Зотова выбирает путь революционного трансвестизма, вступив в ряды красноармейцев. Тяготы и лишения солдатской жизни, строгое следование социалистической идеологии — все это способствовало превращению некогда знатной барышни в простого кавалериста, готового до последней капли крови отстаивать революционные принципы.
Жизнь Ольги в полевых условиях и ее желание ничем не отличаться от боевых товарищей стали следствием тотального маскулизма, который усиливался повсеместно царившим культом насилия. Подлинная же драма женщины, о которой повествует писатель, случилась после окончания Гражданской войны, когда на смену военному коммунизму пришел либеральный нэп. Красной линией через все произведение Толстого проходит мысль:
- женщина должна любой ценой быть рядом с мужчиной;
- во всем подчиняться избраннику, попутно избавляясь от соперниц.
Резонанс в обществе
Повесть Алексея Толстого «Гадюка», вышедшая в свет в 1928 году, наделала много шума. Произведение не только обсуждали в читательских кругах, но и в духе той эпохи даже устраивали суды над его центральной фигурой — хрупкой девушкой Ольгой Зотовой. Обвинители, как правило, оценивали действия главной героини с социально-политической или классовой точки зрения.
Дошло до того, что писатель был вынужден дать развернутый ответ на присланное представителями пролетариата письмо, содержащее нелестный отзыв о повести. Толстой пытался донести до рабочих мысль о правдоподобности художественного воплощения центрального персонажа и выступил категорически против абстрактного образа безгрешного героя, популярного среди читателей. Кроме того, писатель попробовал даже написать продолжение повести, но затем отказался от этой затеи.
Характеристика Ольги
Главная героиня принадлежала к буржуазной зажиточной семье. Она планировала выйти замуж и жить счастливо со своим мужем, но из-за войны пришлось всё переиграть. Однажды в дом ворвались бандиты, они убили родителей, изуродовали девушку, сожгли дом. Ольга сама чуть не отправилась на тот свет. Ей пришлось определять для себя новую роль, чтобы прожить в этом ужасном мире, и с выбором ей помог Емельянов. Он поддержал девушку не только морально, но и делом:
- помог ей с жильём;
- взял в отряд.
Ольга влюбилась в него, и стала мечтать о новой, счастливой жизни. Она выбрала путь так называемого революционного трансвестизма, стала подчиняться коллективистской идеологии. Жизнь среди солдат поспособствовала превращению барышни в красного кавалериста. Она перестала быть похожей на женщину:
- укоротила волосы;
- курила махорку;
- пила автомобильный спирт;
- носила мужскую одежду;
- сделала татуировку;
- ругалась матом.
Окружающие мужчины ласково называли её своим братишкой. В то время царил культ насилия, усиливающий маскулинистскую идеологию. В результате Ольга изменила свой имидж под товарища-бойца и стремилась слиться с солдатской массой. Но настоящая драма произошла несколько позднее, когда либеральный нэп сменил военный коммунизм.
Толстой показал, что Ольга стала другой. Произошли значительные перемены в её классовом сознании. Она стала с презрением относиться к своей прошлой уютной жизни и ненавидеть себя лишь за то, что ждала счастья. Из-за худощавой фигуры и порывистых движений Зотова начала походить на парня. Её внешний вид вызывал у многих раздражение.
После войны окружающий мир всё время выталкивает Зотову, не принимая её прямоты. Девушка не умеет лицемерить, угождать, изворачиваться и лукавить. Из-за этого в повести «Гадюка» постоянно наблюдается напряжение. Ольге сложно переодеться в женскую одежду — это вызывает у неё психологический надрыв. Новые правила игры кажутся ей фальшивыми, она никак не может с ними смириться.