«Золотой горшок» (Гофман). Краткое содержание: начало удивительных приключений
В день праздника Вознесения около трёх часов пополудни студент Ансельм стремительно шагает по мостовой. Пройдя через Чёрные ворота, он случайно опрокидывает корзину торговки яблоками и, чтобы хоть как-то загладить свою вину, отдаёт ей свои последние деньги. Старуха, однако, не удовлетворённая компенсацией, выливает на Ансельма целый поток ругательств и проклятий, из которого он улавливает только то, что ему грозит оказаться под стеклом. Приуныв, молодой человек пускается бесцельно бродить по городу, когда внезапно слышит лёгкое шуршание бузины. Вглядевшись в листву, Ансельм решил, что он видит трёх чудесных золотистых змеек, извивающихся в ветвях и что-то загадочно шепчущих. Одна из змеек приближает к нему свою изящную головку и пристально заглядывает в глаза. Ансельм приходит в дикий восторг и начинает с ними беседовать, чем навлекает на себя недоумевающие взгляды прохожих. Разговор прерывают регистратор Геербранд и конректор Паульман с дочерьми. Видя, что Ансельм немного не в себе, они решают, что он спятил от невероятной бедности и невезения. Они предлагают юноше прийти к конректору вечером. На этом приёме несчастный студент получает предложение от архивариуса Линдгорста поступить к нему на службу в качестве каллиграфа. Понимая, что ни на что лучшее ему рассчитывать не приходится, Ансельм принимает предложение.
В этом начальном разделе заключается главный конфликт между ищущей чудес душой (Ансельм) и приземлённым, озабоченным бытом сознанием («дрезденские персонажи»), который составляет основу драматургии повести «Золотой горшок» (Гофман). Краткое содержание дальнейших приключений Ансельма следует ниже.
Гофман — Золотой горшок: Краткое содержание
Бедный дрезденский студент Ансельм растяпа: в день праздника Вознесения шел выпить пива и полюбоваться девушками, но опрокинул корзину торговки яблоками и пирожками. Пришлось отдать ей кошелек, чтоб не ругалась. Но она успела каркнуть: «Попадешь под стекло!» Таким невезучим Ансельм был всегда. Чудо, что он смог стать студентом. Расстроенный юноша один сидит на берегу Эльбы. И вдруг вокруг все звенит и шепчет о любви, а блестящая змейка, поглядев на него прекрасными голубыми глазами, исчезает в реке.
Влюбленный Ансельм точно спятил. Прохожие принимают его за пьяного. Друг конректор (учитель) Паульман зовет его кататься. В лодке его дочки и регистратор (чиновник) Геербранд. Ансельм хочет кинуться в воду, приняв отраженье огней фейерверка за змеек. Для всех он дурак. Но 16-летняя синеглазая Вероника за парня заступается, и этим нравится ему. Паульман предлагает ему занять место писца у архивариуса и чудака Линдгорста. У дома архивариуса Ансельму чудится в дверном молотке лицо торговки яблоками. Выходит, именно здесь он может попасть «под стекло».
Линдгорст рассказывает, что его предки – влюбленные принц Фосфор и Огненная Лилия, а его брат – дракон. Паульман и Геербранд смеются, а Ансельм боится, но идет к нему переписывать старинные манускрипты. Словом, царство волшебства гораздо ближе к обыкновенному миру, чем кажется. Мечты, мысли – тоже его часть. Ими и жил теперь студент. Он часто звал возлюбленную змейку под бузиной. Чудаку Линдгорсту он рассказывает о своей любви к змейке. А тот отвечает, что змейка – его дочка Серпентина. Она была там с сестрами. В перстне архивариуса Ансельм видит свою ненаглядную. Она будто взывает к нему: «Веришь ли ты в меня? Только в вере есть любовь». Конечно, Ансельм верит в ее существование.
Вероника, узнав, что Ансельм работает у влиятельного архивариуса, уже видит студента чиновником, а себя – его женой. У колдуньи-старухи (а это была та самая торговка) девушка узнала, что Ансельм любит змейку и служит Саламандру. Линдгорст – враг старухи. Она обещает приворожить Ансельма. Между тем, сам студент слышит от архивариуса, что Серпентина его любит, и они будут вместе. Ее приданое – чудесный золотой горшок. Но перед этим он должен чисто переписать все, что скажут.
Среди ночи Вероника склоняется над кипящим котлом колдуньи и видит там Ансельма. Он тянет к ней руки. Ведьма дает ей зеркальце, в котором девушка следит за Ансельмом. Тем временем студент узнает от Серпентины, что любовь всегда порождает нечто новое в мире, и губит одного из любящих. Так было и с ее отцом. Теперь он всего лишь человек, но если его дочерей полюбят верящие в чудеса юноши, вновь станет Саламандром. Однако на Ансельма действуют чары старухи: повстречав Веронику, он уже уверен, что любит только ее и хочет жить, как все люди, а чудес не бывает. Поэтому и наделал клякс, переписывая рукопись у архивариуса. За это Линдгорст заточил его в банку, то есть, «под стекло»! Студент раскаялся, что чуть не отказался от Серпентины. В соседних банках тоже сидели писцы, и упрямо не верили в волшебство. Колдунья хотела его освободить ради Вероники, но Ансельм предпочел остаться в банке. Тогда она пытается похитить золотой горшок. В страшной битве архивариус одолел злодейку. И выпустил Ансельма из банки: он не предатель любви, а просто поддался чарам старухи.
Вероника вышла за Геербранда, который стал надворным советником. Она знает, что старуха мертва, Саламандр на свободе, а Ансельм счастлив с Серпентиной. Рассказчик истории узнает от Саламандра, что влюбленные живут в Атлантиде, где Ансельм стал поэтом. И что вера и любовь открывают все тайны этого мира. Рассказчику грустно возвращаться в обычную жизнь, но архивариус его утешает: поэзия и чудеса той Атлантиды живут в сердце человека, надо лишь верить, как и поступил Ансельм.
Главные герои и их характеристика
От первой до последней страницы сказочной повести мы следим за судьбой и трансформацией характера студента Ансельма
В начале повествования он предстаёт нам полнейшим неудачником: нет работы, потратил последние гроши из-за своей неосторожности. Только фантазии и отдых за пуншем или табаком могут развеять его насущные проблемы
Но по ходу развития действия герой доказывает нам, что силён духом. Он не просто мечтатель – он готов бороться за свою любовь до конца. Однако Гофман не навязывает читателю такую точку зрения. Можно считать, что все эфемерные миры – это воздействие пунша и курительной трубки, а окружающие правильно делают, что смеются над ним и опасаются его сумасшествия. Но есть и другой вариант: только человеку, наделённому поэтической душой, искреннему и чистому, может открыться высший мир, где царит гармония. Простым же обывателям, таким как конректор Паульман, его дочь Вероника и регистратор Геербранд, остаётся только изредка видеть сны и утопать в рутине.
Семья Паульманов тоже имеет свои желания, но они не выходят за пределы довольно-таки узкого сознания: отец хочет выдать дочь за состоятельного жениха, а Вероника мечтает стать «госпожой надворной советницей». Девушка даже не знает, что дороже для неё: чувство или светский статус. В юном друге девушка видела только потенциального надворного советника, но Ансельма опередил Геербранд, ему Вероника и отдала руку и сердце.
Вот уже несколько сотен лет архивариус Линдгорст терпит своё изгнание в мире земных душ – в мире обыденности и филистерства. Он не заключен в тюрьму, не обременён тяжелой работой: он наказан непониманием. Все считают его чудаком и лишь смеются над его рассказами о былой жизни. Вставная новелла о юноше Фосфоре повествует читателю о волшебной Атлантиде и происхождении архивариуса. Но аудитория изгнанника не желает ему верить, лишь Ансельм оказался способным постичь тайну Линдгорста, внять мольбам Серпентины и выстоять против ведьмы. Любопытно, сам автор признаётся публике, что общается с инородным гостем, ведь и он причастен к высшим идеям, что служит для придания некой правдоподобности в сказке.
Читательский дневник по сказке «Золотой горшок» Эрнста Гофмана
Название: «Золотой горшок».
Число страниц: 120.
Жанр: мистическая новелла.
Главные герои: Ансельм, Серпентина, Вероника, Линдгорст, Рауэрин.
Второстепенные герои: Паульман, Геербранд.
Характеристика главных героев:
Ансельм — студент. Мечтатель и поэт. Верный и честный.
Серпентина — дочь архивариуса, змейка. Красивая и добрая.
Вероника — дочь чиновника. Красивая и расчётливая.
Линдгорст — дух огня, Саламандр. Изгнанный и могучий.
Рауэрин — ведьма. Злая. Дочь чёрного пера и свекольницы.
Характеристика второстепенных героев:
Паульман — чиновник. Солидный, степенный, серьёзный.
Геербранд — чиновник, влюблён в Веронику.
Краткое содержание сказки «Золотой горшок»
Ансельм опрокидывает лоток с яблоками, и ведьма обещает ему оказаться в стекле.
Студент сидит у куста бузины и видит трёх змеек, одна из которых смотрит на него синими глазами.
Его принимают за сумасшедшего, но Вероника всё равно любит молодого человека и надеется стать женой надворного советника.
Ансельм становится переписчиком у странного архивариуса Линдгорста, который является отцом трёх змеек и духом огня.
Вероника пытается приворожить студента, и ведьма проводит для неё колдовской ритуал. Ансельм садит кляксу на пергамент и его сажают в стеклянную бутылку.
Ведьма искушает Ансельма, но тот обещает вечно любить Серпентину. Саламандр убивает ведьму и выпускает студента.
Вероника выходит замуж за Геербранда, а Ансельм и Серпентина счастливо живут в Атлантиде.
План сказки:
- Торговка яблоками.
- Три змейки.
- На лодке.
- Медная ручка.
- Встреча с архивариусом.
- Огненное зелье.
- Вероника и ведьма.
- Золотой горшок.
- Рассказ Серпентины.
- Любовные чары.
- Клякса.
- В бутылке.
- Схватка Саламандра и ведьма.
- Атлантида.
Основная мысль произведения «Золотой горшок»
Главная мысль сказки в том, что любовь побеждает всё.
Основная идея произведения в том, что вера и любовь способны на любые чудеса.
Чему учит сказка
Учит верить и любить, никогда не предавать возлюбленных.
Учит честности и отзывчивости, стойкости и упорству.
Учит не желать другому зла.
Краткий отзыв по новелле «Золотой горшок» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что нет на свете ничего сильнее настоящей любви.
Она может свернуть горы и осушить моря.
Это очень интересная и волшебная история.
Автору удалось рассказать о том, как любовь побеждает зло и дарит счастье.
Мне очень понравился мужественный и чувственный Ансельм. Он стойко перенёс все испытания и оказался достоин великого счастья.
Я всем советую прочитать эту сказку и постараться отыскать свою настоящую любовь, потому что без неё наша жизнь оказывается пустой.
Пословицы к произведению:
- Влюблённому и море по колено.
- Вечная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
- С любовью везде простор, со злом везде теснота.
- Где любовь и совет, там и горя нет.
- Кто ищет, тот всегда найдёт.
Словарь неизвестных слов
- Часы с репетицией — с боем.
- Конректор — чиновник.
- Пудермантель — накидка, которую надевали, когда пудрили парик.
- Атлантида — мистическая страна, где живут стихийные духи.
- Владыка — повелитель.
Библиотека произведений автора пополняется.
Романтизм: истоки
Немецкий романтизм — один из самых интересных и плодотворных периодов в искусстве. Он начался в литературе, дав мощный импульс всем другим видам искусства. Германия конца XVIII — начала XIX века мало чем напоминала волшебную, поэтическую страну. Но бюргерский быт, простой и довольно примитивный, оказался, как ни странно, самой благодатной почвой для рождения самого одухотворённого направления в культуре. Дверцу в него открыл Эрнст Теодор Амадей Гофман. Созданный им персонаж безумного капельмейстера Крейслера стал провозвестником нового героя, обуреваемого чувствами только в самой превосходной степени, погруженного в свой внутренний мир больше, чем в реальный. Гофману принадлежит и удивительное произведение «Золотой горшок». Это одна из вершин немецкой литературы и настоящая энциклопедия романтизма.
Любовь побеждает все
Дочь регистратора применила волшебное зеркало, и оно на некоторое время подействовало на Ансельма. Он отвернулся от любимой змейки и начал мечтать о Веронике. Юноша пришел в дом архивариуса и заметил, что письмена, еще вчера понятные ему, стали совершенно странными закорючками. Он капнул на бумагу чернилами и оказался в банке. Это было его наказание за оплошность. Вместе с тем парень увидел еще несколько таких же банок, в которых сидели другие молодые люди. Последние совершенно не понимали своего заточения и насмехались над Ансельмом.
На столе стоял кофейник, из которого юноша услышал голос той самой старухи. Она обещала спасти его, если он женится на Веронике. Но молодой человек отказался от этого условия. Тогда ведьма схватила волшебный горшок и хотела убежать с ним. Но ничего не получилось — ей преградил путь грозный Саламандр. Между волшебниками завязался бой, в котором победил архивариус. Чары с Ансельма спали, и он освободился от чар зеркала. Ведьма же стала противной сморщенной свеклой.
Вероника же еще несколько раз пыталась приворожить к себе юношу, но ее попытки не увенчались успехом. Расстраивалась девушка недолго. В скором времени она удачно вышла замуж за Паульмана. Серпентина и Ансельм обручились и стали жить счастливо в Атлантиде.
Дом с волшебством
Невероятные вещи начали происходить, как только главный герой подошел к дому архивариуса. Молоток на двери внезапно превратился в лицо старухи, яблоки которой юноша перевернул на улице. Ручка молотка стала белой змеей. И молодому человеку вновь послышались слова проклятия. После всего увиденного Ансельм убегает от дома, и ничто не заставило его более к нему вернуться.
Регистратор Геербранд принимает решение свести архивариуса и юношу. Он приглашает их в кафе, где рассказывает историю любви Лилии и Фосфора. Оказалось, что девушка из рассказа — это родственница архивариуса, а золотые змейки — его дочери. Именно в это время Ансельм понимает, что ему необходимо вернуться в дом архивариуса и начать все сначала.
В сказке не упускается момент, когда одна из дочерей Геербранда решает, что она влюблена в молодого человека и хочет выйти за него замуж. Она даже отправляется в дом ведьмы, которая сообщает ей о том, что Ансельм попал в руки к темным силам и полюбил ведьму. Она обещает помочь девушке и дает ей волшебное зеркало, с помощью которого можно приворожить к себе юношу. Но на самом деле, колдунья и архивариус были давними врагами и таким образом ведьма мечтала избавиться от старика.
Критика
Произведение Пушкина было высоко оценено, как современниками поэта, так и потомками. О романе с восхищением отзывались Достоевский и Гоголь.
Однако были и рецензенты, которые ожидали от метра большего, ведь «Капитанская дочка» занимала не первое место в творчестве Пушкина. Так, В. Ф. Одоевский писал самому автору в письме, что образ Швабрина не реалистичен: «Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно‑чудесного». Такой подлец не мог ждать согласия Марии на брак и наверняка воспользовался бы ее беззащитностью. Да и его переход на сторону врага критик не счет логичным: умный дворянин не мог поверить в успех гибельного предприятия Пугачева. Критиковал роман и В. Г. Белинский. Он назвал образ Марьи Мироновой «бесцветным и ничтожным» (с ним согласился и знаменитый музыкант П.И. Чайковский, который отказался писать оперу по «Капитанской дочке», считая Марью Миронову недостаточно интересной героиней для музыки). Впрочем, остальное в книге пришлось ему по душе:
Русский писатель В. А. Соллогуб выразил восторженное мнение о «Капитанской дочке»:
К нему присоединился Н. Н
Страхов, который выявлял особенности книги, сравнивая «Капитанскую дочку» с романом «Война и мир»: в них лишь мельком затрагивались исторические события, а основное внимание было приковано к хронике дворянских семейств и к тому, как они справлялись с тяготами смутного времени. Забавно, однако, что знаменитый историк В
О. Ключевский сказал о книге следующее:
Эту точку зрения разделял и А. М. Скабичевский, который подробно прокомментировал образ Петра Гринева:
В наше время роман кажется излишне прямолинейным и простым, но так или иначе является повсеместно узнаваемым образцом литературного творчества Пушкина.
Вигилия первая
В день Вознесения, около трёх часов пополудни в районе Чёрных ворот, что в Дрездене, студент Ансельм налетает на торговку яблоками и пирожками. Он отдаёт ей свой кошелёк, чтобы возместить испорченный товар, но взамен получает проклятие. В Линковых купальнях молодой человек понимает, что праздник проходит мимо него. Он выбирает себе уединённое место под кустом бузины, набивает трубку пользительным табаком конректора Паульмана и начинает жаловаться на собственную неуклюжесть. В шелесте ветвей Ансельм слышит нежное пение блестящих зелёным золотом змеек. Он видит устремлённые на него тёмно-голубые глаза и начинает испытывать к ним чувственное влечение. С последним лучом солнца грубой голос зовёт змеек домой.
История создания
Сказка «Золотой горшок» была написана Гофманом в 1814 году в Дрездене. За окном разрывались снаряды и свистели пули наполеоновской армии, а за столом писателя рождался удивительный мир, наполненный чудесами и волшебными персонажами. Гофман только что пережил жестокое потрясение, когда его возлюбленную Юлию Марк родители выдали за состоятельного коммерсанта. Писатель в очередной раз столкнулся с пошлым рационализмом филистеров. Идеальный мир, в котором царит гармония всего сущего — вот чего жаждал Э. Гофман. «Золотой горшок» является попыткой выдумать такой мир и поселиться в нём хотя бы в воображении.
История создания
Сказка «Золотой горшок» была написана Гофманом в 1814 году в Дрездене. За окном разрывались снаряды и свистели пули наполеоновской армии, а за столом писателя рождался удивительный мир, наполненный чудесами и волшебными персонажами. Гофман только что пережил жестокое потрясение, когда его возлюбленную Юлию Марк родители выдали за состоятельного коммерсанта. Писатель в очередной раз столкнулся с пошлым рационализмом филистеров. Идеальный мир, в котором царит гармония всего сущего — вот чего жаждал Э. Гофман. «Золотой горшок» является попыткой выдумать такой мир и поселиться в нём хотя бы в воображении.
Популярные сегодня пересказы
- Погодин Михаил Петрович Погодин родился в 1800 году в семье крепостного. Погодин является известным российским журналистом, историком и публицистом 19 столетия. Историк учился и окончил университет в Москве.
- Верный друг Санчо — краткое содержание книги Яковлева Главный герой – Санчо Родригес. Это подросток, который приехал из Южной Америки в Советский Союз. Его родители работают в международной фирме, которая поставляла сок.
- Розов Был рожден в августе 1913 года, в Ярославле, был драматургом и сценаристом. Им было написано примерно 20 пьес и больше чем 6 сценариев для фильмов. Также был управляющим академией искусства. Умер в 2004 году 28 сентября.
- Краткое содержание стиха Кем быть? Маяковский Стихотворение В.В Маяковского «Кем быть?» было написано для детей и идет повествование от лица парня окончившего школу, и он стоит перед выбором, куда идти учиться и какую профессию выбрать.
Темы
Тематика романа «Капитанская дочка» богата актуальными и неординарными темами и мотивами.
- Честь. В любой ситуации человек должен помнить своём достоинстве, держать клятвы, не лукавить и не пресмыкаться. Именно стремление сохранить свою честь помогает Гриневу делать правильный выбор раз за разом. Так, его отказ поцеловать руку «царя Петра Третьего» и нежелание признать казака императором очень понравились Пугачеву. Он стал уважать того, кто был с ним честен.
- Нравственный долг. Соблюдение своего долга перед страной, семьёй и любимыми — то, что отличает благородного человека от подлеца и мерзавца. Так, Пушкин на контрасте показывает предателя и достойного бойца (Алексея и Петра), отслеживая их судьбы до финальной развязки.
- Любовь. Самоотверженная любовь рано или поздно будет вознаграждена. Тот, кто искренне любит, пойдёт на любые страдания и лишения, ради своей второй половинки. Так, Петр спас Марью, рискуя головой, а Марья выручила его, когда все вокруг разуверились и отвернулись.
- Народ. Пушкин показывает всю жестокость чёрного, народного бунта. Не отрицая объективных причин восстания, писатель осуждает этот кровавый путь. Так, он подробно описывает дотла выжженную Казань, которая до мятежа была прекрасным процветающим городом.
- Доброта. Именно человечное отношение Гринёва к Пугачёву спасло ему жизнь и положило начало их странной дружбе. Возможно, если бы все дворяне были такими же, ка Гринёв, восстания удалось бы избежать.
- Смелость. Никогда нельзя терять присутствия духа, нужно смело смотреть встречать жизненные невзгоды, даже если расплата за это — смерть. Например, Василиса Егоровна не покинула мужа в трудный час и погибла рядом с его трупом, когда обвиняла мятежников в смерти супруга и получила за это смертельный удар.
- Тема бунта. Пушкин полностью отрицает вооружённую борьбу народа с самим собой. Показывая озлобление обеих сторон конфликта, он призывает людей к благоразумию и миролюбию. Мятеж не помог им восстановить утраченные права, он лишь пролил кровь.
- Нравственность. Писатель демонстрирует, как любовь, чувство долга и отвага побеждают пошлость, приспособленчество и трусость.
- Ценности. В романе Пушкин провозглашает гуманистические ценности, призывая читателя к пониманию, миролюбию и милосердию.
Вигилия одиннадцатая
Конректор Паульман не понимает, как можно было накануне так напиться? Регистратор Геербранд обвиняет во всём Ансельма, чьё сумасшествие перекинулось на остальных. Конректор Паульман радуется отсутствию в своём доме студента. Вероника объясняет отцу, что последний не может придти, так как попал под стекло. Девушка грустит. Доктор Экштейн прописывает его развлечения.
Сказка «Золотой горшок» наиболее полно отражает разнонаправленность и широкий кругозор её автора. Гофман был не только одарённым и успешным писателем, но ещё талантливым художником и композитором, а образование имел юридическое. Именно поэтому в ней так живо переданы перезвоны хрустальных колокольчиков и краски волшебного мира. Кроме того, это произведение ценно тем, что здесь находят отражение все основные тенденции и темы романтизма: роль искусств, двоемирие, любовь и счастье, рутина и мечта, познание мира, ложь и истина. «Золотой горшок» поистине уникален своей необычайной многогранностью.
Романтизм – это не только мечты о волшебстве или поиск приключений
Важно иметь в виду исторические события, на фоне которых развивалось это направление. «Золотой горшок» входит в состав сборника «Фантазии в манере Калло»
Он создавался в 1813-15 гг., а это период Наполеоновских войн. Мечты о свободе, равенстве и братстве рухнули, обыденному миру остаётся противопоставить только вымышленный, иллюзорный. Издателем сборника является К.-Ф. Кунц, виноторговец и близкий друг Гофмана. Связующим звеном произведений сборника «Фантазии в манере Калло» был подзаголовок «Листки из дневника Странствующего Энтузиаста», что, композиционного единства, придаёт ещё большую таинственность сказкам.
«Золотой горшок» создавался Гофманом в Дрездене в 1814 году. В этот период писатель переживает душевное потрясение: его возлюбленную выдали замуж за состоятельного коммерсанта. Исторические события и личная драма подтолкнули писателя создать свою сказочную фантазию.
Жанр и направление
С первых страниц «Золотого горшка» читателя ждёт загадка. Стоит задуматься уже над авторским определением жанра – «сказка из новых времён», более литературоведческое определение – повесть-сказка. Такой симбиоз мог родиться только в контексте романтизма, когда среди многих писателей набирает популярность изучение фольклора. Так в одном творении соединились повесть (прозаический литературный труд средних размеров с одной сюжетной линией) и сказка (разновидность устного народного творчества).
В рассматриваемом произведении Гофман излагает не только фольклорные мотивы, но и острые общественные проблемы: филистерство, зависть, желание не быть, а казаться. Посредством сказки писатель может безнаказанно и добродушно выражать свою критику в адрес общества, ибо фантастическая история способна вызвать только улыбку, а посмеяться над собой – самое большое наказание для читателя того времени. Этим приёмом пользовались ещё литераторы периода классицизма, такие как Лабрюйер, Дж. Свифт.
Наличие фантастического элемента в произведении тоже весьма спорный факт. Если считать, что герой действительно побывал в волшебной Атлантиде, то это, безусловно, сказка. Но здесь, как и в любой другой книге Гофмана, всё иллюзорное можно объяснить рационально. Все чудесные видения – не более чем сон, последствие употребления табака и алкоголя. Поэтому только читателю решать, что это: сказка или повесть, реальность или вымысел?
Мы напишем — Анализ сказки Гофмана Золотой горшок. Подсказки школьнику
История создания
Что бы помять что такое романтизм, то важно знать историю развития этого направления. Автор написал сборник «Фантазии в манере Калло» во времена Наполеоновской войны
В этот сборник входит, и сказка «Золотой горшок», которую писатель написал в Дрездене в 1814г. Именно в этом году у Гофмана была рана на душе, поскольку его любимую выдали замуж за богатого коммерсанта. Война и душевные раны подтолкли автора на написание сказки.
Жанр и направление
В начале сказки человек понимает, что его ждет загадочная история. Установление автором жанра – это «сказка из новых времён», а литературный жанр – повесть-сказка. Такое могло возникнуть только в связи романтизма, именно в те времена было популярно изучать фольклор. Так и получилась повесть-сказка.
Автор затрагивает общественные проблемы: желание не быть, а казаться, ревность, поведение презрительного мещанского человека. Поскольку фантастическая сказка вызывала у читателя улыбку, автор мог без наказания выразить осуждать общество. Таким способом воспользоваться не только Гофман, но и писатели классики.
Сюжет
Во время праздника студент сталкивается со старухой, которая торговала яблоками. За порчу товара старушка прокляла юношу. Он не знал, что это была колдунья, а яблоки – дети. После происшествия Ансельм сел под кустик и прикурил трубку, в которой был пользовательский табак. Там молодой человек слышит чей-то шепот. Это шептались три змеи, одной из них молодой человек увлекается. Герой выискивает повод для свидания со змеей. Его принимают за сумасшедшего. На одном встречи персонаж делиться с Паульманом о своих ведениях. Их разговор привлек Геербранда, который направляет студента к архивариусу. Старик берет его к себе на работу переписчиком, и поясняет ему что три змеи это его три дочери и что его возлюбленная это его младшенькая – Серпентина.
Но в студента влюбляется дочь Раульмана Вероника, которую мучает вопрос о взаимности чувств. Влюбленная девушка обращается в той самой гадалке с яблоками. После чего и начинается противоречие двух блоков.
Архивариус заключает студента в стеклянную банку, за то, что тот капну на оригинал документов чернилами. Это и стало заключением в борьбе. Ведьма предлагает свою помощь, но в замен она требует, чтобы студент отказался от Серпентины. Юноша отказывается от помощи, оскорбив ведьму. Ведьму такая ругань привела к исступлению. Архивариус одерживает победу над старушкой и освобождает пленника. Юноша вступает в брак со своей возлюбленной. Вероника отказавшись от своих надежд, выходит замуж за Геербранда.
Главные герои и их характеристика
Ансельм сначала сказки полный неудачник, потерявший работу и последние деньги. Но на протяжение сказки персонаж доказывает, что он не просто мечтатель, что он готов к борьбе за свою любовь.
Вероника, юная девушка которая мечтает выйти замуж и стать госпожой. В юноше они видела только потенциального жениха.
Линдгорст наказан непониманием. Его считают чудаком, который рассказывает небылицы от Атлантиде.
Тематика
Автор затрагивает четыре главные темы.
- Любовь. Студент не хочет брака по расчету, он видит лишь поэтический смысл, который вдохновляет человека на жизнь и творчество. Он думает о любви как об окрыление человека.
- Личность в обществе. Окружающие люди смеются от студентом, и они не принимают его фантазию. Автор призывает читателей бороться за свое мнение и убеждения.
- Одиночество. Юноша и архивариус чувствуют себя непонятыми и отвергнутыми. Со временем студент понимает, что лучше стоять на воем.
- Мистика. Автор придумывает мир где бытовые проблемы не идут по пятам за человекам. Это хот и выдумка, но в ней есть свой тайный смысл.
Главная мысль
Автор дает свободу в выборе в трактовке: считать ее сказкой или повестью. Современный человек тоже выбирает: бытовые хлопоты или карьера и любовь. Герой выбирает счастье и любовь тем самым освобождается от иллюзии и рутины.
Основной конфликт произведения – это быть или казаться. Автор считает, что важен сам человек, а функции, которые он выполняет.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- У страха глаза велики.
- Кто перед страхом смигнет, тот пропадет.
Натанаэль извиняется перед Лотаром, матушкой и Кларой за то, что долго не писал. Он объясняет своё молчание душевным смятением, произошедшим вследствие посещения его продавцом барометров несколько дней назад – 30 октября. Натанаэль рассказывает Лотару об одном событии из времён его ранней юности. Он вспоминает, как в детстве в девять вечера в их дом приходил Песочный человек. Матушка объяснила, что это просто выдумка, которой она уговаривает детей идти спать. Старая нянюшка младшей сестры Натанаэля рассказала ему страшную сказку о Песочном человеке, после которой он долгое время дрожал от тоски и ужаса и полюбил всё чудесное, что есть на свете.
В десять лет Натанаэль был переведён из детской в отдельную комнатку, неподалёку от отцовского кабинета. Желая выяснить, что из себя представляет Песочный человек, мальчик спрятался в шкафу. В девять вечера в кабинет вошёл старый адвокат Коппелиус – отвратительный на внешность и поведение человек, не любящий детей и делающий всё для того, что отравить их существование. Натанаэль увидел, как гость и отец облачились в чёрные балахоны, открыли спрятанный за шкафом очаг и стали производить странные опыты с диковинными склянками. Испугавшийся мальчик выпал на середину комнаты. Коппелиус чуть не вырвал ему глаза, долго крутил руки и ноги, после чего ребёнок потерял сознание. Несколько недель Натанаэль провёл в сильной горячке. Коппелиус покинул город.
Через год старый адвокат вернулся. Отец пообещал матери, что Коппелиус приходит в последний раз. Ночью Натанаэль тщетно силился уснуть. В полночь раздался страшный удар. Взрыв убил отца Натанаэля. Коппелиус вновь бежал из города.
Продавец барометров, увиденный Натанаэлем 30 октября, был никто иной как убийца отца, выдающий себя за пьемонтского механика Джузеппе Копполу. Молодой человек просит Лотара ни о чём не рассказывать родным и готовится к мести.
Удивительные приключения
В начале произведения появляется главный персонаж — Ансельм. Гофман его представляет как молодого человека с чистым сердцем и приятной внешности. Он идет по мостовой и случайно опрокидывает корзину с яблоками у торговки, что сидит с краю дороги. Чтобы загладить свою вину, парень не только помогает собрать все фрукты, но и отдает ей последние деньги.
Но торговка остается недовольна откупом и помощью, она посылает на голову юноши многочисленные проклятия. Ансельм запоминает только слова, которые обещают ему оказаться под стеклянным колпаком. Он сильно расстраивается и отправляется бесцельно бродить по городу.
В то время, когда молодой человек проходил по аллее из бузины, ему послышались голоса. Он присмотрелся и увидел трех золотистых змеек с блестящими глазами. Ансельм начинает с ними разговаривать, что повергает окружающих в шок и заставляет на него постоянно оглядываться. Беседу прерывают регистратор Геенбранд и конректор Паульман, который прогуливался с дочерьми.
Господа увидели, что молодой человек бедно одет и предположили, что от безысходности и нищеты он сошел с ума и начал разговаривать сам с собою. Они приглашают юношу прийти вечером к конректору. Ансельм ответил на приглашение визитом.