Краткое содержание поэмы
Семеро мужчин встретились на дороге и начали спор о том, кому на Руси хорошо живётся. Смысл произведения в том, что персонажи занимались поиском ответа на этот вопрос в пути, общаясь с разными людьми. Исповедь каждого из них являет собой отдельный рассказ. Герои решили пройтись, чтобы пообщаться о волнующем, но это привело лишь к большой ссоре.
В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда выпал птенчик, а один из мужчин его поднял. Спорящие уселись вокруг костра и начали думать о том, что было, если бы они тоже получили крылья и все нужное для того, чтобы отыскать правду.
Птица оказалась говорящей. В качестве выкупа за своего ребёнка она сообщила мужикам, как отыскать скатерть-самобранку, которая даст им и провизию, и одежду. Они нашли её и начали пир, во время которого поклялись отыскать ответ на волнующий их вопрос вместе, не возвращаясь в родные селения. В пути они встретили многих персонажей, среди которых:
- поп;
- крестьянка;
- Петрушка из балагана;
- старец;
- надорвавшийся работник;
- больной параличом бывший дворовой Ермил Гирин, честный мужик;
- помещик Гаврила Оболт-Оболдуев;
- сумасшедший Последыш-Утятин и его родные;
- холоп Яков;
- божий человек Иона Ляпушкин.
https://youtube.com/watch?v=5uuo4avn2gQ
Образ счастья как свободы в поэме
Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:
Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:
И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:
Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:
История создания некрасовской поэмы
Точная дата начала работы над поэмой неизвестна
Но исследователи некрасовского творчества обратили внимание на то, что уже в своей первой части он упоминает поляков, которых ссылали. Это дает возможность предполагать, что замысел поэмы возник у поэта примерно в 1860 -1863 годах, а к ее написанию Николай Алексеевич приступил примерно в 1863 году
Хотя наброски поэтом могли быть выполнены и раньше.
Не секрет, что Николай Некрасов очень долго собирал материал для своего нового стихотворного произведения. На рукописи после первой главы стоит дата — 1865 год. Но это дата означает, что в этом году была окончена работа над главой «Помещик».
Известно, что начиная с 1866 года первая часть работы Некрасова пыталась увидеть свет. В течение четырёх лет автор старался опубликовать своё произведение и постоянно попадал под недовольство и резкое осуждение цензуры. Несмотря на это работа над поэмой продолжалась.
Пришлось поэту печатать ее постепенно все в том же журнале «Современник». Так ее печатали в течение четырех лет, и все эти года цензура была недовольна. Сам поэт постоянно подвергался критике и гонениям. Поэтому он на время прекратил свою работу, а снова смог к ней приступить лишь только в 1870 году. В этот новый период подъема своего литературного творчества он создает еще три части к этой поэме, которые были написаны в разное время:
✪ «Последыш»-1872. ✪ «Крестьянка» -1873 год. ✪ «Пир на весь мир» — 1876 год.
Поэт хотел еще написать несколько глав, но он работал над своей поэмой в то время, когда начинал заболевать, поэтому болезнь помешала ему воплотить эти поэтические планы. Но все-таки понимая, что он скоро умрет, Николай Алексеевич попытался в последней своей части закончить её так, чтобы у всей поэмы была логическая завершенность.
Смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
Реформа Александра II об отмене крепостного права послужила для Некрасова толчком к написанию поэмы. Насущный вопрос о человеческом счастье стал основным. Счастливы ли крестьяне после проведенной реформы? А помещики? Как перекликаются их судьбы и жизненные истории? Смысл названия поэмы лежит на поверхности. Семеро мужчин собрались на дороге и начали обсуждать: кому все-таки хорошо живется на русской земле. Каждый предложил свой вариант и с задором начал доказывать свою правоту. Спор развернулся нешуточный. А все потому, что у всех разное представление о понятии «хорошо». И крестьяне связывают его лишь с материальными благами. Бурная перепалка переросла в ночевку у костра. Не обошлось и без водки. Спиртной напиток заставил мужиков еще больше раскрепоститься. Они рьяно начали отстаивать свои позиции.
Утром все семеро отправились на поиски истины. И начали они с попа. Но услышав доводы, поняли, что попу живется несладко. И на Руси он не самый счастливый человек. Много повидали крестьяне мест после той встречи со священнослужителем. Обойдя знатную часть честного народа, они пришли к выводу, что никто не живет вольготно на Руси. В глубине души у всех опрошенных есть груз, который тянет вниз и не дает насладиться жизнью.
Отмена крепостничества дала формальную свободу крестьянам. На деле, жить им стало хуже. Помещики, оставшись без крестьян, тоже не смогли выстроить новую стратегию жизни. Недовольство выливалось в обиду и подкреплялось чувством зависти. Мысль «хорошо всем, кроме меня» не давала покоя.
Название поэмы с первого прочтения готовит читателей к погружению в атмосферу российской действительности. Чем глубже копнуть, тем больше ощущается неизбежность бытия. Безрадостное существование всех членов общества навивает грусть. Всегда чего-то не хватает: денег, времени, душевного спокойствия. Люди не ценят, что имеют. Не умеют довольствоваться малым. Главная ценность – человеческая жизнь. Но в бесконечном круговороте жалоб это сложно осознать. Крестьяне нарисовали в своих головах идеальные образы счастливых людей. Но забыли оценить, что мнение – дело субъективное. Что одному хорошо, другому – наказание.
Образ Матрены Тимофеевны был одним из последних в поэме. Крестьянка с виду могла показаться той, кому вольготно жить на Руси. Но ее жизненная история всколыхнула самые черствые сердца. Судьба преподнесла много испытаний. Для женской души они оказались непреодолимыми.
Григорий Добросклонов – единственный счастливый человек на Руси. Борясь за справедливость, он отстаивал интересы крестьян. И просто был счастлив от того, что помогает народу. Он был из бедной семьи, но при этом понимал: счастье далеко не в деньгах. Стремление сделать мир лучше, бескорыстная любовь к людям – факторы, влияющие на ощущение внутренней гармонии. И хорошо жить тому, кто это понимает.
Некрасов приковал внимание к вопросу, который задают люди по сей день. Рецепт счастья хочет узнать каждый
Но до сих пор вольготно живется лишь единицам. Кто не сравнивает, не завидует, а идет с высоко поднятой головой к благим целям. Смысл названия произведения и в том, чтобы показать, ставшее для России привычным, деление на богатых и бедных. Оценивать друг друга по сословному признаку – глупость. Но именно это деление и используют герои поэмы
Автор хотел показать, как важно помещикам перестать давить на крестьян. А крестьянам научиться жить другой жизнью, используя свою голову для решения проблем
Составляющие счастья
Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.
Интересно мнение отдельных исследований.
Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны. Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне. Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают. Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске. Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права. Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.
У каждого сословия свои цели:
- Мужики – хороший урожай;
- Священники – богатый и большой приход;
- Солдат – сохранение здоровья;
- Женщины – добрая родня и здоровые дети;
- Помещики – большое количество слуг.
Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.
Народное счастье
Отчаявшись найти счастье среди сильных мира сего, семеро крестьян-правдоискателей решают обратиться к простому народу. Примечательно, что на этом творческом этапе Некрасов отказывается от первоначального замысла представить образы всех, кто наделен властью. Вектор духовных поисков семи странников устремляется к тем, кто рядом, чьи беды и радости так знакомы и понятны, — к крестьянам, бывшим крепостным.
На сельской ярмарке
В селе Кузьминском за ведро водки своим «дырявым и горбатым» счастьем готов похвастаться каждый:
- «благодушный» дьячок, мечтающий о дармовой «косушечке»;
- рябая одноглазая старуха с небывалым урожаем репы;
- солдат, которого не убили в двадцати сражениях;
- каменотес, обладающий недюжинной силой;
- бывший дворовый, гордящийся «благородной» болезнью…
Выслушав всех, странники понимают, что даром потратили здесь время в поисках истинно счастливого человека. Стоит отметить, что в начале своего пути правдоискатели и сами радовались скатерти-самобранке, щедро потчующей их, и также простодушно мечтали о куске хлеба и дармовой водке. По мере того как странники-крестьяне встречают разных «счастливцев», они начинают понимать, что счастье куда сложнее.
Судьба женщины
Матрена Корчагина, которую называю счастливицей не только в родном Клину, но и в соседних деревнях, делится со странниками рассказом о своей женской доле. Вот портрет этой красивой крестьянки: «волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла».
Эта статная женщина, получившая прозвище «губернаторша», в свои 38 лет называет себя старухой: так много лишений выпало на ее жизненному пути. Она признается, что по-настоящему счастлива была лишь в своей родительской семье: отец, мать, брат любили и берегли ее.
Привольная жизнь закончилась после сватовства: в семье мужа ее сразу невзлюбили, очень скоро она стала «запугана, заругана», хорошо относился к ней лишь дед Савелий. Однако и он не уберег первенца Демушку, пока женщина работала в поле. «Господь наслал неправедных судей»: Матрену Тимофеевну, только что пережившую внезапную гибель сына, долго и унизительно допрашивали, а потом, заподозрив в убийстве, провели вскрытие ребенка прямо при ней.
Судьба приготовила для нее много испытаний, из них и состояла вся ее жизнь: один за другим рождались дети, умерли родители, мужа забрали в солдаты, пришлось пережить болезни, неурожай и голод, дважды горел их дом… В этом представлен любимый Некрасовым образ русской крестьянки: красивой, трудолюбивой, сильной женщины-матери, которую не могут сломить никакие беды. Такие, как Матрена, всегда пользуются всеобщим уважением, но назвать себя счастливой она не может: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны у бога самого!»
Заступник Гриша
В конце поэмы появляется герой, с которым Некрасов связывает будущее народное счастье — это бедный семинарист Гриша Добросклонов. Особенность этого персонажа в том, что личное счастье для него неразрывно связано с общим. Он народный заступник, горячо и искренне любящий родные места, мечтающий, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!». Впереди у пылкого семинариста — тяжелая судьба, готовящая ему «чахотку и Сибирь», но счастье в понимании Некрасова может быть только таким: трудным, выстраданным, народным.
Пройдя весь уготовленный рассказчиком путь, странники наконец-то находят по-настоящему счастливого человека и могут возвращаться в родные места.
Женское счастье
В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.
Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.
Эволюция понятия
Стоит вспомнить, чьи слова «Покой, богатство, честь». В первой главе поп заявил, что счастье состоит именно из этих компонентов. Эта формула описывает понимание счастливой жизни не только для представителя духовенства. Она передаёт первоначальное мнение семерых мужиков. Свыкшиеся с нищенством крестьяне не представляют свою жизнь без материального достатка. Счастливцами для них видятся попы, бояре, помещики, чиновники, министры и царь. Некрасов не успел дописать главу, где путешественники встретили царя, но даже попа и помещика странникам хватило для того, чтобы разочароваться в своих первоначальных убеждениях.
Эти двое довольно похожи между собой. Оба выражают печаль о прошедших «сытых» временах, когда власть и достаток можно было получить, ничего для этого не делая. Счастье, которое казалось вечным, куда-то исчезло вместе с землёй и покорными рабами в лице крестьян, поэтому «помещик зарыдал».
После услышанного мужики понимают, что настоящее чувство кроется где-то глубже. На их пути встречается крестьянская ярмарка, на которой попутчики решают найти счастливого человека. Теперь проблематика поэмы принимает другое направление — мужчины хотят отыскать не просто счастливца, а такового среди бедных людей.
Стать аргументом этого может история жизни Ермила Гирина. Этот мужик всегда старался жить по правде, поэтому его любили люди, но в результате и он оказался несчастливым. В какой-то мере он предвещает встречу с Гришей Добросклоновым, который тоже отдал свою жизнь во имя спасения народа. На как же был отблагодарён Гирин? Его посадили в тюрьму за то, что он вступился за поднявших бунт крестьян.
Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
В поэме автор остро ставит вопрос, кто в это трудное время может считать себя счастливым. Он рисует различное восприятие понятия счастье. Для попа счастье в почёте, в чести, в покое, в богатстве. Он считает, что счастлив был тогда, когда помещики жили в своих имениях, содержали церкви, заботились о священнослужителях. После отмены крепостного права всё рухнуло.
Для уволенного дьячка счастье в благодушестве, которое наступает, когда он «пропустит косушечку». Для нищей старухи счастье в том, что на гряде в три сажени выросла сладкая да крупная репа. Для солдата — в том, что остался жив, хотя участвовал в 20 сражениях, его голодом морили, и нещадно был бит палками. Для Каменотеса — в том, что когда-то обладал силой необычною, но потерял силу, променяв её на золотой горшок для любовницы своего хозяина. Он добавляет, что счастлив потому что, несмотря на слабость, сумел вернуться на Родину, чтоб дома помереть. Дворовый человек князя Переметьева счастлив, так как был любимым рабом у князя и заболел дворянской болезнью — подагрой. Мужик со скулой свороченной считает себя счастливым, потому что один ходил на медведей. Они загрызли трёх его товарищей, а он остался жив.
Автор смотрит на счастье глазами народа. Крестьяне советуют спросить о счастье у Ермилы Гирина. Он пользовался всеобщим уважением народа, потому что когда был старостой, копейки народной не зажал, где надо всегда приходил на помощь и копейки за неё не требовал, а если и давали — не брал. Мужики говорят, что не надо совести иметь, чтобы крестьянину с крестьянина драть. Но не нашли крестьяне Ермилу. Он оказался в тюрьме, потому что посланный к взбунтовавшимся крестьянам помещика Обрукова деревни Столбняки, чтоб их успокоить, встал на их сторону. Несчастлив и помещик Оболот-Оболдуев, потерявший власть над своими крестьянами.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!
Связаться с нами:
Заказать уникальную работу за 250 руб.
Не оказалась и счастливой Матрёна Тимофеевна, к которой отправили странников мужики, потому что ключи от женского счастья заброшены, затеряны. Матрёна Тимофеевна сказала, что не дело они затеяли средь женщин счастливых искать.
По мере работы над поэмой изменился замысел Некрасова (первоначально он хотел показать, что на Руси счастливых нет). Но счастливым он показал в главе «Пир на весь мир» Григория Добросклонова, разночинца, сына вечно голодного дьячка, который с раннего возраста решил посвятить свою жизнь борьбе за свободу народа. Он твёрдо знал лет с 15-ти, что будет жить и бороться за счастье «убогого и тёмного родного уголка».
Главные герои и их характеристика
Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делится на несколько типов героев:
- Холопы — крестьяне, для которых рабство стало смыслом жизни. Не представляют себя без барина.
- Странники-правдоискатели — семь мужиков, ищущих ответ на свой вопрос.
- Народные заступники — простые люди, которые осмелились на бунт против системы и на защиту себе подобных. Вот их краткая характеристика, там же полный список.
- Грешники — это герои, прошедшие через искус греха и соблазна. Им посвящена отдельная глава. Эти истории становятся поучительными притчами для простых людей.
- Угнетатели — это высшие сословия, которые наживаются на народном горе. Это помещики и высшая знать.
- Женские образы — это, как правило, мученицы из крестьянства, которые жертвуют собой ради семьи и детей.
- Остальные персонажи входят в категорию «народ». Подробнее…
Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.
Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:
герой | тип героя | характеристика |
матрёна тимофеевна корчагина | женские образы | бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня. |
семь мужиков | правдоискатели | группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы. |
ермил гирин | народный заступник | крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике. |
григорий добросклонов | народный заступник | сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее… |
кудеяр | грешник | персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины. |
савелий | народный заступник | крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа. |
веретенников | народный заступник | путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам. |
гавриил оболт-оболдуев | угнетатель | шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии. |
яков | холоп | верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги. |
Образ счастья как свободы в поэме
Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:
Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:
И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:
Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора: