Аграрная реформа столыпина 1907-1916 гг. — кратко о событиях

Причины аграрной реформы П. А. Столыпина

Разногласия между помещиками и крестьянами в вопросе владения землей дошли до точки кипения. Крестьяне в прямом смысле начали воевать за землю. Недовольство сопровождалось разгромом помещичьих усадеб. Но с чего все это началось?

Суть конфликта состояла в разногласиях по землевладению. Крестьяне считали, что вся земля общая. Поэтому делить ее нужно на всех поровну. Если в какой-то семье много детей, ей дается большой участок, если мало – участок поменьше.

До 1905 года крестьянская община существовала без каких-либо притеснений, поддерживаемая властью. Но сложившаяся ситуация не нравилась помещикам. Они выступали за частную собственность.

Постепенно конфликт стал разгораться, пока не вылился в настоящий бунт.

Из этого кратко можно охарактеризовать причины, по которым Столыпин решил провести аграрную реформу:

  1. Малоземелье. Постепенно земли у крестьян становилось все меньше. Численность населения при этом увеличивалась.
  2. Отсталость деревни. Общинный строй препятствовал развитию.
  3. Социальная напряженность. Не в каждой деревне крестьяне решились пойти против помещиков, но напряженность чувствовалась везде. Так не могло долго продолжаться.

К задачам преобразований относилось разрешение сложившейся ситуации.

Цель столыпинской аграрной реформы

Главной задачей проводимой реформы стала ликвидация общины и помещичьего землевладения. Столыпин считал, что в этом ключ проблемы, и это решит все остальные вопросы.

Пётр Аркадьевич Столыпин — государственный деятель Российской империи, статс-секретарь Его Императорского Величества, действительный статский советник, гофмейстер. Гродненский и саратовский губернатор, министр внутренних дел и председатель Совета министров, член Государственного совета

Преобразования проводились, чтобы решить малоземелье крестьян и преодолеть социальную напряженность. Также Столыпин стремился сгладить сложившийся конфликт между крестьянами и помещиками.

Ход Земской реформы

Главным документом стало «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В нем указывалось каких именно губерний коснутся изменения (то есть не всех и сразу) и порядок формирования данных органов управления. Назывались они — «земствами» и являлись выборными.

В «Положении» закреплялись их основные функции. К ним относились: содержание зданий за счет земств, благотворительность, строительство церквей, страхование, управление торговлей, промышленностью, контроль над народным хозяйством и многие другие. Кто имел право голосовать? Только мужчины, достигшие возраста 21 год. Кроме того, избирателями являлись три курии: земледельческая (помещики), крестьянская (сельские жители) и городская (часть собственников). Проведение выборов осуществлялось один раз в три года.

Подробнее о способах формирования органов в истории 19 века расскажут таблицы.

Формально у земств были полномочия: они казались самостоятельными и независимыми. На деле — всем управлял губернатор. Он мог отменить любое их решение. Власти опасались, что местные жители могут объединяться по политическим соображениям и поэтому такое действо было строго запрещено. Разрешалось лишь заниматься локальными проблемами, не более.

Другими словами, центр не хотел делить многие полномочия с регионами, старался наложить как можно больше ограничений. Но при этом на каждом собрании местные ломали голову над тем на какие деньги добиваться поставленных целей — из государственного бюджета им ничего не полагалось. Приходилось собирать налоги и воплощать все хозяйственные функции своей местности.

В целом, земствами удалось развить образование, хозяйство, построить дороги — у государства, однозначно, не получилось бы. К концу 19 века формируется так называемая земская интеллигенция — передовые люди своего времени, которые хотели прогресса для страны на местном уровне.

Император Александр Второй Освободитель

Чуть позже была проведена и городская реформа 1870. Она была схожа с земской. Предпосылками было то, что городская реформа, проведенная еще Екатериной Великой, устарела: она ведь была «заточена» по сословное деление общества. С отменой крепостного права сословия стали размываться в классы. Поэтому и нужно было менять городское самоуправление.

К функциям городских властей относились благоустройство дорог и улиц, организация праздничных торжеств, финансовые вопросы, обеспечение жителей продовольствием, обеспечение общей безопасности. Они были закреплены в «Городовом Положении». Органами управления были определены городское избирательное собрание, дума и городская управа. Они наделялись правом управления на четыре года. Было избрание «гласных». Другими словами, это участники собраний, которые имели решающий голос. Реформа также положительное повлияла на многие города. Заметно развилась инфраструктура, так как городские власти научились эффективно вкладывать средства в нуждающиеся отрасли.

Столыпинские реформы

Столыпин был человеком образованным и опытным в государственных делах. Хоть он и придерживался консервативных позиций, выступал за сохранение Российской Империи, но все же понимал необходимость перемен.

  • С одной стороны, страна безнадежно отставала в развитии. Последняя война с куда менее сильным противником это отчетливо показала.
  • С другой же, приходилось идти на уступки представителям Государственной Думы нового созыва.
  • В памяти были свежи события недавней революции. Социальная напряженность и недовольство крестьян своим положением никуда не делись. Земледельцы были отличным активом, и они охотно пошли бы за людьми, которые могли их направить.

В таких непростых условиях П. Столыпин взялся за разработку целого ряда проектов.

Аграрная реформа

Столыпину приходилось убеждать левых оппозиционных членов Госдумы, сомневающегося императора и консерваторов Государственного совета. Петр Аркадьевич больше всего преуспел в продвижении аграрной реформы.

На рубеже веков Россия отставала от западных стран в промышленном плане, оставаясь сельскохозяйственным государством. Зерна держава выращивала много, поэтому хватало не только для удовлетворения внутреннего спроса, но и для экспорта.

В начале XX века в России сосуществовали две модели ведения сельского хозяйства. Работали крупные предприятия, владевшие большими земельными участками. Обрабатывали наделы современными орудиями труда и получали хороший урожай. Владельцы крупных хозяйств использовали наемных рабочих и продавали продукцию на внутреннем и зарубежных рынках.

Столыпин принимает рапорт у волостного старшины / Фото: wikimedia.org

Мелкие хозяйства, которые принадлежали крестьянам, не могли похвастаться успехами: считалось большой удачей, когда урожая хватало на то, чтобы перезимовать. Проблема заключалась в следующем: людей в деревнях было много, а земли – мало, при этом обрабатывали участки примитивными орудиями труда.

Препятствием считалась чересполосица. Несовершенство заключалось в том, что каждый крестьянин был вынужден вести хозяйство так, как это делают другие члены крестьянской общины.

Столыпин предложил разрушить общинную форму владения. Крестьянам давали отдельный кусок земли, который человек обрабатывал по своему усмотрению. Мера повысила эффективность мелких личных хозяйств, где владельцы работали хорошо. Хозяева менее успешных участков продавали землю и либо уезжали в города, либо шли наемными рабочими к успешным товарищам, за счет чего хозяйства укрупнялись.

Столыпин учел жалобы крестьян, что в Центральной части России земли мало. Политик организовал переселение сельскохозяйственных рабочих в Сибирь, где им выдавали необработанные участки.

Молебен перед отправлением 1400 полтавских крестьян-ходоков в Тобольскую и Оренбургскую губернии / Фото: wikimedia.org

Премьер-министр рассчитывал, что к 1925–1930 годам на селе сформируется прослойка крупных собственников, состоящих из крестьян, которые бы не хотели передела земли путем революции.

Проведение аграрной реформы, которую предложил Столыпин, откладывалось по идеологическим причинам. Крестьянская община считалась своеобразным оплотом традиционных ценностей и духа русского народа. Власти предполагали, что ее разрушение и миграция людей в города приведут к падению патриархальных нравов.

Суть земельной реформы

Решить назревшие вопросы Столыпин предложил посредством:

  1. Создания значительной прослойки мелких собственников.
  2. Обеспечения роста сельского хозяйства за счет индустриализации.
  3. Устранения крестьянской общины.
  4. Ухода от малоземелья крестьян при помощи переселенческой политики.

Основными мероприятиями комплекса стали:

  1. Повсеместное упразднение общины.
  2. Введение понятия «отрубов» — земельных участков, выдаваемых крестьянам при исключении из общины с сохранением дома в деревне.
  3. Введение понятия «хуторов» — земельных участков, выделяемых выходящим из общины крестьянам с переселением на новый участок.
  4. Учреждение Крестьянского банка – финансового учреждения, дававшего кредиты и ссуды для приобретения участков земли.

Важным процессом в рамках реформы стала раздача наделов в Сибири, на Кавказе и в предместьях Урала тем, кто демонстрировал готовность к переселению.

Результаты реформы городского управления

Говоря о результатах земской реформы, необходимо учитывать тот факт, что более эффективной она была в городской среде, нежели в сельской местности. Чуть позднее, уже в 1870 г. в городах смогла установиться рациональная структура городского управления

Важно, что распорядительные функции получила городская дума. Управа стала исполнительным органом

А деятельность управы контролировала дума, которая полагалась на соответствующую инструкцию. Все члены управы выбирались думой, и, что крайне важно, они не утверждались дополнительно на разных уровнях. К тому же их могли отстранять от занимаемых должностей постановлением и далее дела передавались в суд. Дума избирала и городского главу. Но утверждался он, опираясь на ранг города, либо губернатором, либо министров внутренних дел.

Замечание 2

Городской глава чаще всего одновременно был ещё и председателем думы.

В таблице ниже приводится пример того, как росла активность земств с 1910 по 1915 гг., а также структура их расходов.

Виды расходов Тыс. руб. %
Участие в расходах правительственных учреждений 15 130 4,4
Содержание земского управления 23 482 6,9
Арестные помещения 1815 0,4
Дорожное дело 23 663 6,9
Народное образование 93 034 27,1
Общественное призрение 8 128  2,4
Медицина 82 835 24,2
Ветеринария 9 920  2,9
Экономические мероприятия 24 087  7,0
Прочие расходы 60 227  17,8
Всего  342 816 100,0

Земская модель местного самоуправления имела свои характерны черты. Они таковы:

  • Для земской модели было характерна работа учреждений вне системы государственных органов.
  • Наличие земской системы на двух административных уровнях: уездном и губернском.
  • Земские органы были наделены значительными полномочиями.
  • У земских органов была стабильная финансово-экономическая база.
  • Земская система имела чёткую правовую регламентацию.

Заключительный период истории земств в России связан с их ликвидацией. Осенью 1917 г. серьёзное воздействие на них оказывали параллельные органы местной власти – Советы рабочих, солдатский и крестьянских депутатов. Таким образом это стало причиной возникшего кризиса власти – двоевластие Советов и Временного правительства, комиссарами которого по большей части были земские деятели. Ликвидировать губернские, уездные и волостные собрания стали сразу после победы в вооружённом восстании в Петрограде. А после III Всероссийского съезда Советов этот процесс стал необратим. Полностью земства были ликвидированы в середине 1918 г.

Земское о городское управления полностью отвечали всем требованиям времени и законам самоуправления.

Замечание 3

Хозяйственная самостоятельность земских учреждений не имеет аналогов во всём мире.

Земская система самоуправления уникальна по своей сути не только в России, но и во всём мире.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Причины и цели основных реформ Столыпина

В начале ХХ века, а особенно после Февральской революции 1905 г., становится очевидно, что Российская Империя, стоящая на пороге хаоса и анархии, переживает ряд критических проблем, связанных с:

  • устаревшими аграрными отношениями;

  • рабочими, недовольными собственным положением;

  • безграмотностью и необразованностью населения;

  • слабой и нерешительной властью, не способной на оперативное и своевременное реагирование на государственные вызовы;

  • проблемой национального вопроса;

  • возникающими радикальными экстремистскими организациями и общим напряжением и недовольством в обществе.

Новые потребности требовали оперативной реакции правительства: возникла острая необходимость принятия новых законов. Разработка преобразований была поручена Петру Столыпину, который выдвинул ряд направлений своей реформаторской деятельности:

  1. Аграрная реформа

  2. Военная реформа

  3. Земская реформа

  4. Реформа образования.

Кроме перечисленных преобразований реформаторская деятельность Столыпина касалась также и социальной, промышленной и судебной сфер жизни общества, что в целом являлось попыткой правительства предотвратить угрозу гражданских мятежей и революции.

П.А. Столыпин в своём рабочем кабинете

Причины реформ Столыпина

Первая русская революция (1905-1907) обнажила массу проблем, мешающих России стать мощной капиталистической страной— Революция породила анархию, с которой необходимо было бороться— В правящем классе России имелось слишком разное понимание путей развития государства

Проблемы России в начале ХХ века

  • Допотопные аграрные отношения
  • Недовольство своим положение рабочих
  • Безграмотность, необразованность народа
  • Слабость, нерешительность власти
  • Национальный вопрос
  • Существование агрессивных, экстремистских организаций

Цель реформ Столыпина была в превращении России эволюционным путем в современную, развитую, сильную, капиталистическую, державу

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

ФУНКЦИИ ЗЕМСТВ, ПРОПИСАННЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ 1864 Г.

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.

XII. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

Высочайшее утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г.

Аграрная реформа Столыпина

Аграрная реформа в трудовой биографии Петра Аркадьевича Столыпина — самый значительный его вклад в развитие России. Разберемся в ее сути, плюсах и минусах проводимой им политики.

Петр Аркадьевич был выдающимся реформатором, уже в студенчестве его интересовали вопросы землеустройства и сельского хозяйства. Поэтому он успел хорошо разобраться в данном вопросе и понимал, что Россия сможет выйти на новый уровень только после освоения Сибири и дальневосточных регионов.

В России же все понимали, что вопрос о земле нужно решать, но все только «решали» на словах, а Столыпин стремительно действовал.

Он понимал, что данная реформа просто необходима для облегчения земельного голода и снижения социальной напряженности в России. Но как провести реформу, если люди сосредоточены на обработке земли только в центре, а что еще хуже, работают они в общине?

Суть реформы

Если говорить кратко, то при разработке проекта Столыпин ставил перед собой 2 цели:

  • краткосрочную – успокоение крестьянства и нейтрализацию революционного подъема;
  • долгосрочную – создание прочной опоры для действующей власти.

В содержании реформаторского законопроекта было выделено несколько основных целей:

  • инициировать буржуазное развитие с/х;
  • в неизменном виде сохранить помещичий земельный сектор;
  • дать землю крестьянам;
  • воспитать класс собственников земли;
  • снять социальную напряженность;
  • разрушить общину;
  • отколоть собственников от общей массы крестьянства (такой подход был призван затормозить развитие революционного движения);
  • направить освободившиеся трудовые ресурсы в сторону города (это решало вопрос с увеличением производственных мощностей).

Столыпин рассчитывал на то, что подъем сельского хозяйства обеспечит надежную базу для индустриализации страны. По сути содержание его проекта сводилось к одному – позволить каждому желающему выйти из общины без выкупа и получить собственный надел. Он должен был передаваться по наследству, а значит опасения остаться без земли теряли свою актуальность. Иначе преодолеть экономическое отставание России от мировых держав не представлялось возможным.

Инструментами реализации реформы Столыпин выбрал:

  • целенаправленные работы по землеустройству;
  • Крестьянский поземельный банк;
  • массовые переселения.

Перед запуском реформы Столыпину пришлось выдержать много нападок на созданный им проект. Но самым весомым его аргументом «за» реформу стали выводы о том, что использование экономических методов поможет решить земельную проблему. Но бездействие приведет страну к революции.

Личная жизнь

Чиновник был женат один раз. Брак был заключен в 1884 году, в период студенчества Столыпина. На тот момент ему исполнилось всего 22.

Супругой будущего министра стала Ольга Борисовна Нейдгардт. Согласно одной из версий, причиной такого интереса Столыпина к этой особе были вовсе не высокие чувства, а ее щедрое приданое.


Петр Аркадьевич Столыпин и Ольга Борисовна Нейдгардт

Как бы то ни было, союз был более чем счастливым. Информации ни о скандалах, ни об изменах в источниках нет. В браке на свет появилось шестеро детей: 5 дочерей Наталья, Елена, Александра, Мария, Ольга и сын Аркадий.


Дети П. А. Столыпина на лестнице Елагина дворца (слева направо) сын Аркадий (на лошадке), дочь Александра, дочь Мария, дочь Наталья, дочь Ольга, дочь Елена (сидит)

Реформы Столыпина. Кратко

— Аграрная реформа— Реформа судопроизводства— Реформа местного самоуправления в Западных губерниях

Реформа судопроизводства выразилась в учреждении военно-полевых судов. Столыпин принял Россию в период смуты. Государство, которое руководствовалось прежним законодательством, не справлялось с валом убийств, грабежей, бандитизма, разбойных нападений, террористических атак. «Положение Совета министров о военно-полевых судах» позволяло осуществлять разбирательства по поводу нарушения законов в ускоренном порядке. Судебное заседание проводилось без участия прокурора, адвоката, без свидетелей защиты при закрытых дверях. Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение. Военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, казнено было 683 человека.

Современниками было замечено, что люди, чьи портреты создавал Репин, а считался он популярным портретистом, тотчас оставляли этот мир. Написал Мусоргского – тот умер, Пирогова – последовал примеру Мусоргского, умерли Писемский, пианистка Мерси де Аржанто, только собрался изобразить Тютчева, он заболел и вскоре скончался. «Илья Ефимович! – обратился как-то в шутку к художнику литератор Ольдор – напишите, пожалуйста, Столыпина» (из воспоминаний К. Чуковского)
Реформа местного самоуправления в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерниях состояла в том, чтобы разделить избирательные съезды и собрания на два национальных отделения польское и непольское, так чтобы непольское отделение избирало большее количество земских гласных.

Реформа вызвала критику не только депутатов Государственной Думы, но и министров правительства. Только император Николай II поддержал Столыпина. «Столыпин был неузнаваем. Что-то в нем оборвалось, былая уверенность в себе куда-то ушла. Он и сам, видимо, чувствовал, что все вокруг него, молча или открыто, настроены враждебно» (В. Н. Коковцов «Из моего прошлого»)

Военная реформа

В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д. Милютин. 

В 1874 году был подписан «Устав о воинской повинности». Им предусматривалось:

  • введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов;
  • призывались здоровые мужчины, достигшие 20 лет;
  • срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет и 9 лет пребывания в запасе;
  • срок службы на флоте составлял 3 года и 7 лет пребывания в запасе;
  • в зависимости от полученного образования и семейного положения срок службы мог уменьшаться.

В мирное время на действительной службе находилось 25-30% призывников. 

Управление армией было подвергнуто усовершенствованию. Было сформировано 15 военных округов, на территории которых были расквартированы войска. Их возглавлял командующий, который подчинялся непосредственно министру.

Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.

Военное образование предоставляли юнкерские училища:

  • пехотные;
  • кавалерийские;
  • военно-инженерные;
  • артиллерийские.

Высшее образование можно было получить в академиях Генерального штаба, артиллерийских. 

Воспитание солдат было построено не на муштре и жёсткости, а на выполнении священного долга по защите отечества. 

Реформы коснулись перевооружения. Парусные деревянные корабли заменили паровыми металлическими судами. Сухопутные войска были оснащены скорострельными винтовками, новым артиллерийским снаряжением.

Результатами 20-летнего введения военных реформ стало формирование боеспособной, хорошо организованной и вооруженной армии. Что и было продемонстрировано в последующих военных кампаниях Александра II. 

Цели преобразований

Столыпин был назначен председателем правительства 8 июля 2006 года, а 12 августа в Петербурге произошел теракт, в котором погибли 27 человек и пострадали дети Столыпина. Это событие привело к принятию закона о военно-полевых судах.

Содержание реформ:

  • ускорение развития сельского хозяйства;
  • сохранение помещичьего землевладения;
  • преодоление патриархальных отношений в деревне;
  • выработка у крестьян чувства собственника;
  • предоставление сельским жителям земельных наделов;
  • снятие социальной напряженности в обществе.

Таблица 1. Даты опубликования первых экономических реформ Столыпина

В таблице 1 содержатся реформы, разработанные в первые месяцы работы Столыпина. Благодаря решительности нового премьер-министра и принятым законам реформа приобрела необратимый характер. Рост крестьянских волнений и подъем революционной активности не давал возможности отнять у населения вновь приобретенные права.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: