«учитель словесности»

Читать краткое содержание О любви Чехов

Товарищи завтракали, периодически к ним заглядывал повар Никанор. Алехин поведал, что красавица Пелагея была влюблена в Никанора, но отказывалась идти за него замуж, так как он был не дурак выпить. Алехин пустился в рассуждения, что любовь – одна сплошная тайна. Все влюблённые люди, по его мнению, постоянно о чём-то думают и рассуждают. И все эти возникающие один за другим вопросы отвлекают от самого чувства.

Было очевидно, что Алехин жаждал рассказать что-то сокровенное. Все одинокие люди любят порой излить душу. Мрачная осенняя погода за окном благоволила долгим беседам, и Алехин всё-таки начал свой рассказ.

Окончив университет, Алехин переехал в Софьино. Его отец был весь в долгах, и большая часть долгов набралась для уплаты обучения сына. Алехин чувствовать себя должным, начал пахать, сеять, косить вместе с мужиками. В начале он пытался совместить мужицкий труд и помещичий уклад: читал после поля газеты, попивал кофе. Но труд его настолько изнурял, что он начал засыпать в санях, не добравшись до постели. Потихоньку он распустил всех слуг, оставив только тех, кто работал ещё при его отце.

Спустя какое-то время Алехин был выбран мировой судьей. Периодические выезды из деревни в город на заседания стали чем-то вроде развлечения. Как-то после особого затянувшегося дела, новый знакомый Луганович пригласил его на обед. В гостях Алехин увидел его двадцатидвухлетнюю супругу Анну Алексеевну. Она была молода, мила, интеллигентна и обаятельна. Уехав после в Софьино на всё лето, у Алехина периодически всплывал в памяти образ женщины.

Осенью Алехин отправился в театр, где случайно встретил Анну Алексеевну. Она поинтересовалась его здоровьем, сказала, что вспоминала его летом. На следующее утро Лугановичи позвали героя к себе на завтрак, а после все вместе отправились к ним на дачу.

Так Алехин в каждый свой приезд гостил у Лугановичей. Если он долго их не навещал, они начинали беспокоиться о его здравии. Они сетовали на его крестьянский физический труд и безденежье, говоря, что он с его образованием должен заниматься наукой. Супруги дарили ему подарки и настаивали, чтобы он взял у них денег, если возникала проблема с кредиторами. Алехину было неловко, и он старался их отблагодарить, каждый раз привозя из поместья цветы, птицу и масло. Но занимать у них себе запретил.

Он всё больше думал об Анне Алексеевне, и всё более становился несчастным. Он не мог понять, почему она в столь юном возрасте вышла замуж за мужчину в возрасте, и почему он не встретил её раньше Лугановича. Алехин сомневался в правильности своих чувств и от этого боялся признаться в них. Ему верили в этом доме, семья была счастливой, мог ли он всё это разрушить неосторожными словами? Возможно ли, что они бы разлюбили друг друга в итоге, и что тогда? Женщина думала так же: она не хотела ни врать, ни причинять боль своей семье.

Прошло несколько лет. У Анны родился уже второй ребенок. Луганович и дети всегда приветливо встречали Алехина, радуясь его визитам. Сам же он продолжал мучиться от любви. Они часто ходили вдвоём с Анной Алексеевной в театр, чем породили слухи в городе. У женщины от переживаний всё чаще портилось настроение, появилась усталость от жизни, спасалась она, лишь уезжая от мужа и детей к матери. Затянувшееся молчание привело к нервному расстройству. Она начала раздражаться и на самого Алехина, демонстративно оспаривая все его слова при других.

И вдруг Лугановича отправили в другую губернию по работе. Пришло время прощаться: в конце лета Анна должна была уехать в Крым по настоянию докторов, а чуть позже супруг с детьми отправятся на новое место.

В день отъезда на вокзале собралось много людей, провожающих Анну Алексеевну. Простившись с супругом и детьми, она вошла в поезд. Алехин вбежал к ней в купе отдать забытую корзинку, и неожиданно крепко обнял её. Из глаз женщины потекли слезы. Мужчина признался ей в своих чувствах, осознавая, что все преграды на их пути теперь казались глупыми и несущественными. В любви нельзя исходить из соображений несчастья или греха, ведь есть гораздо более важные вещи.

Алехин поцеловал женщину, и они навсегда распрощались. Поезд уже тронулся, мужчина сел в соседнее пустое купе и проплакал там до ближайшей станции. До Софьино он дошёл пешком.

Буркин и Иван Иваныч вышли после рассказа на балкон: дождь уже кончился и ярко светило солнце. Они оба знали Анну Алексеевну и считали её красавицей. Каждый подумал о том, с какой тоской в сердце должно быть прощались влюбленные.

Произведение показывает, что от любви люди иногда страдают.

Оцените произведение:

3.42

Голосов: 81 Читать краткое содержание О любви. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание: Учитель словестности

В маленьком захолустном городе Сергей Васильевич Никитин, преподаватель русского языка и литературы, влюблен в восемнадцатилетнюю дочь здешнего помещика Машу Шелестову. В семье Машу всё ещё считают маленькой и поэтому называют и Маней, и Манюсей. Когда город посетил цирк, который она прилежно посещала, её стали называть Марией Годфруа. Они с отцом были неистовыми любителями лошадей; часто со своими гостями и сестрой (обычно офицерами из полка, находящегося в городе) она ездит кататься верхом, выбирая Никитину спокойную лошадь, так как он плохой наездник.

Её двадцатитрёхлетняя сестра Варя, гораздо привлекательнее Манюси. Она умная и образованная девушка и после смерти матери как бы заняла в доме её место. Себя Варя зовёт старой девой,- следовательно, как пишет автор, она не сомневалась, что выйдет замуж. На штабс-капитана Полянского, одного из частых гостей, в доме Шелестовых возлагали большие надежды, рассчитывая, что он сделает вскоре Варе предложение. Варя страстно любит поспорить. Никитин больше всех её сердит. С ним она спорит по каждому пустяку. На все его возражения она говорит, что это плоско или же что, это старо. У неё есть общее с отцом, который обычно ругает всех за глаза и говорит при этом, что это хамство.

Главное переживание Никитина это то, что он не по годам достаточно молодо выглядит. Никто не хочет верить, что ему уже двадцать шесть лет; не испытывают уважение к нему и его ученики, да и он их сам не любит. У Никитина школа навевает скуку. Он живёт в одной квартире с преподавателем истории и географии Ипполитом Ипполитычем Рыжицким, крайне надоедливым господином, имеющим неинтеллигентные и грубоватые черты лица, как у мастерового, но добродушный характер. Рыжицкий часто изрекает давно уже всем известные истины, о том, что после месяца мая наступит настоящее лето, а лето уже совсем не похоже на зиму, так как зимой топят печи, а летом и без того тепло и т.п. По ходу действия рассказа он внезапно умирает и перед смертью, уже в бреду, повторяет, что река Волга течёт в Каспийское море, а лошади едят сено и овёс.

Никитину, влюблённому в Машу, всё нравилось в доме Шелестовых. Он совсем не обращал внимания на пошлости их жизни. Ему лишь не нравилось множество собак и кошек, да и голуби на террассе, которые сидели там в большой клетке, впрочем, Никитин всему находил своё оправдание. Как-то однажды один из гостей узнаёт, что учитель словесности никогда не читал Лессинга. Герой был поставлен этим фактом в неловкое положение и дал себе слово прочитать, но потом, уже зараженный провинциальной ленью, забывает об этом. Все мысли Никитина занимает Маша. Однажды он объясняется ей в любви и просит руки Мани у отца. Её отец, хотя и не был против, всё же советует Никитину повременить, говоря, какое может быть удовольствие в его молодые годы влезать в оковы?

Свадьба позади. Никитин с восторгом описал её в своём дневнике. Ему нравилась и его молоденькая жена, и, полученный в наследство, дом, и разные дела по хозяйству и т.д. Думается, что герой должен бы быть счастлив, поскольку жизнь с Машей кажется ему идеальной. Но вот однажды придя домой после карточной игры, он в разговоре с женой узнает, что Полянский переведён служить в другой город. Никитина неприятно удивила Маша, которая считает, что он поступил непорядочно, так и не женившись на Варе, на что все рассчитывали. Герой возмущён тем, что если он ходил в дом в гости, то обязательно должен был в дальнейшем жениться на ней.

Никитин ощущает себя попавшим в ловушку. Герой начинает понимать, что не он сам распорядился своей судьбой, а какая-то неведомая и чужая сила определила его жизнь. Наступившая весна контрастно подчеркивает чувство безнадежности, охватившее Никитина. Он слышит как за стеной обедают, пришедшие в гости Варя и Шелестов. Варя жалуется на головную боль, а её отец твердит о том, что современные молодые люди не порядочны и в них мало культуры.

Никитин пишет в своём дневнике, что мечтает, чтобы не сойти с ума, бежать в Москву от окружающей его пошлости, которая вызывает у него чувства страха, тоски и оскорбляет его.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Учитель словестности». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты

Проблемы

Резюмируя и анализируя всё то, что было написано раньше, можно выделить несколько основных проблем, которые затрагиваются Чеховым. Прежде всего, это нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:

  • Эгоизм
    – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
  • Проблема счастья
    и восприятие счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны осуждать то, что делает счастливым другого человека. Однако и мы сами нередко принимаем мираж за нечто большее и усиленно гонимся за ним. Так и Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
  • «Футлярность» и «футлярная» жизнь
    — герой в рассказе полностью отгородился от общества и от внешних проблем, из-за этого он не был готов к серьёзной жизни и решительным поступкам. Даже любовь не вывела его из мрачного оцепенения одиночества. От любого положительного явления он защищался опасениями и сомнениями, и в итоге все хорошее прошло мимо него.
  • Деградация личности и неуверенность в себе
    – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, а существовал.
  • «Беликовщина»
    — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии.
  • Пошлость
    в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии. Люди сватают совершенно посторонних людей, рисуют карикатуры, слушают и боятся мнительного ханжу — все это обрисовывает пустоту их существования и его мещанскую скуку.

Анализ произведения

Анализ сочинения Чехова поможет выявить особенности произведения, исследовать способы выражения замысла автора.

Главная идея что значит «человек в футляре»

Основная мысль рассказа – это протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.

Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.

Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному. Он понимает лишь циркуляры и газетные статьи, содержащие запреты. Внутренний слой призван спрятать Беликова от раздражающей действительности.

Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:

Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности

В этом заключается смысл названия рассказа.

Композиция

Произведение отличает необычный композиционный прием. Повествование представляет собой один рассказ, вмещающийся в другой. Причем основная часть «Человека в футляре» принадлежит Буркину. Его стиль не чеховский, он публицистичен и отличается патетикой.

Жанр

Произведение «Человек в футляре» относится к жанру рассказа.

Ему присущи характерные черты этого жанра:

  • малый объем около 13 страниц,
  • немногочисленные действующие лица,
  • описывается один значительный эпизод из жизни,
  • большая роль отводится деталям,
  • повествование ведется от лица рассказчика,
  • в названии заложен ключевой смысл.

Материнские чувства в душе Оленьки

Оленька всем сердцем полюбила Сашеньку – сына Смирнина. Супруга бывшего ветеринара уехала в Харьков по делам, сам он целыми днями пропадал где-то, появляясь только поздно вечером. Ребенок целыми днями находился в доме один. Оленьке казалось, что он вечно голодный, позаброшенный своими родителями. Она забрала мальчика к себе во флигель. С какой нежностью женщина смотрела на него, провожая в гимназию. Как она баловала дитя, потчуя его беспрестанно сладостями. С каким удовольствием делала с Сашенькой домашнее задание. Теперь от «душечки» можно было слышать только об учебе в гимназии, учебниках, учителях и тому подобное. Оленька расцвела, пополнела. Одного боялась женщина – что у нее вдруг отберут ее любимого Сашеньку. С каким страхом она прислушивалась к стуку в калитку: а вдруг это телеграмма от матери мальчика, которая требует его к себе? На этом незавершенном моменте заканчивает свое произведение Чехов. «Душечка», анализ и краткое содержание которой здесь приведено, это рассказ о самоотверженной любви, которая так нечасто встречается в нашей жизни, о ее таких порой нелепых и смешных проявлениях. Главное в героине – неисчерпаемый запас нежности и тепла, заботы и ласки. Смешны и ничтожны по сравнению с нею ее избранники. Она же смешна лишь в той части, когда полностью принимает их образ жизни и их взгляды на действительность. Лишь в последней своей материнской привязанности она становится поистине прекрасна. В этом ее образе многие женщины наверняка узнают себя.

Мы пересказали и проанализировали рассказ Чехова «Душечка», проследили, как женщина из недалекой мещанки превращается в настоящую чеховскую героиню.

Публикация

Первая глава рассказа под названием «Обыватели» была опубликована 28 ноября (по старому стилю) 1889 года в газете «Новое время»(выпуск № 4940), с посвящением Н. Н. Оболенскому, который в то время оказывал лечение брату Чехова, Николая. Вторая глава, «Учитель словесности», появилась пять лет спустя, 10 июля 1894 года в газете «Русские ведомости» (выпуск № 188). С небольшими правками, обе главы, объединённые под названием «Учитель словесности» (и без посвящения) были включены в сборник «Повести и рассказы» 1894 года. Чехов сделал несколько незначительных изменений, прежде чем включить своё произведение в восьмой том собрания его сочинений, опубликованных Адольфом Марксом в 1899―1901 гг.

История создания

Первая глава произведения была названа «Обыватели» и опубликована в 1889 году в журнале «Новое время». Вторая же глава, под названием «Учитель словесности», появилась спустя пять лет, в 1894 году в газете «Русские ведомости». Обе главы, объединённые под единым названием, с незначительными правками вышли в сборнике «Повести и рассказы» 1894 года.

По мнению критиков и исследователей, прототипом главного героя мог стать преподаватель латинского языка в таганрогской гимназии по фамилии Старов. Однако Чехов явно «смягчил» его трагическую историю.

Сам автор в письмах заявлял, что пишет «незначительный пустяк из жизни провинциальных морских свинок», а также называл произведение «баловством»

Он добавлял, что хотел завершить произведение так, чтобы от его персонажей «мокрого места не осталось», но имел неосторожность прочесть его вслух перед слушателями, которые умоляли его пощадить героев. В итоге именно поэтому рассказ, по мнению Чехова, вышел «так кисел»

Сочинения

Если говорить о рассказе «Крыжовник» Чехова, то в анализе данного произведения будут задеты такие важные темы, как смысл жизни, человеческое счастье и эгоизм, и, безусловно, затронута тема любви.

Крыжовник: краткий анализ рассказа

Рассказ повествует о старом человеке, который поделился с автором историей из собственной жизни, о былых мечтах и целях. К слову, Антон Павлович Чехов свой «Крыжовник» написал, основываясь на реальных событиях, хоть и рассказчик этой истории остался неизвестным. Однако, сама история гласит о мечте чиновника сшить себе золотой мундир. Мечта осуществилась, да только мундир так и остался не ношенным: сперва не было времени и повода, а потом человек попросту скончался.

Сам «Крыжовник» Чехова скрывает в себе простой смысл: скоротечность жизни и ее смысл. Как известно, данная тематика давно волновала Чехова, поэтому он решился на написание «Крыжовника». А сегодня восьмиклассники читают «Крыжовник» Чехова и пишут сочинение по нему.

Жанр и композиция

Рассказ написан в излюбленном для автора жанре — рассказ. В данном жанре Антон Павловичу всегда было проще работать. Его произведения отличаются лаконичностью и минимализмом в отношении персонажей, а все благодаря малой эпичной форме произведения.

А вот если говорить о композиции, то сразу в глаза бросается отличительная черта произведения — рассказ в рассказе. Главные герои оказываются в гостях, и хозяин ведает им историю своей жизни, которая иногда прерывается мыслями рассказчика.

Проблематика произведения

В рассказе Чехова «Крыжовник» проблематикой можно смело считать тему деградации личности. Если смотреть более широко, то под этой проблемой в «Крыжовнике» Чехов подразумевает преследование собственных целей, наплевав при этом на потребности и желания близких людей.

Главный герой всю жизнь мечтал о собственной усадьбе с крыжовником, ради этого он загнал себя в немыслимые рамки, которые не выдержала даже его покойная жена. Безусловно, рассказчик цели своей достиг, но только жизнь для него в этот момент закончилась. Она как бы прошла мимо него за все эти годы. Поэтому Чехов говорит о том, что нельзя в жизни размениваться по мелочам, а надо просто жить. Жить каждым днем и радоваться жизни, а так же правильно расставлять приоритеты.

Крыжовник — смысл названия

Название произведения достаточно иронично, под которым прячется глупость и ограниченность главного героя. Автор самим названием высмеивает цель жизни героя, говоря о ее ничтожности и то, что такая цель не стоит даже сил, которые герою пришлось потратить для ее достижения.

В погоне за своей целью этот старый одиночка, которым и представлен главный герой произведения, очерствел и потерял способность сочувствовать и сопереживать людям. При том до такого состояния он довел себя сам.

Главные герои

В сущности в данном рассказе всего два главных героя: Иван Иванович и Николай Иванович. В произведении Антона Павловича Иван Иванович олицетворяет самого Чехова, и именно через него автор говорит с читателем и доносит до него свои размышления по тематике произведения. Николай же Иванович это сам герой рассказа

Это именно тот черствый мещанин, который всю жизнь мечтал о доме с крыжовником, и на пути к этой цели потерял то, что на самом деле важно. Именно его жизненную цель Антон Павлович высмеивает, завуалированно называя ее не стоящей траты времени и сил

Учитель словесности

Учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Сергей Васильевич Никитин влюблён в дочь местного помещика Машу Шелестову, восемнадцати лет, которую «в семье ещё не отвыкли считать маленькой» и потому зовут её Маней и Манюсей, а когда в городе побывал цирк, который она усердно посещала, её стали звать Марией Годфруа. Она страстная лошадница, как и отец; часто с сестрой и гостями (в основном офицерами из расположенного в городе полка) она выезжает кататься верхом, подбирая Никитину особую лошадь, так как наездник он неважный. Её сестра Варя, двадцати трёх лет, гораздо красивее Манюси. Она умна, образованна и как бы занимает в доме место покойной матери. Называет себя старой девой — значит, замечает автор, «была уверена, что выйдет замуж». В доме Шелестовых имеют виды на одного из частых гостей, штабс-капитана Полянского, надеясь, что он вскоре сделает Варе предложение. Варя — заядлая спорщица. Никитин раздражает её больше всех. Она спорит с ним по каждому поводу и на его возражения отвечает: «Это старо!» или «Это плоско!» В этом что-то общее с её отцом, который по обыкновению всех бранит за глаза и повторяет при этом: «Это хамство!»

Продолжение после рекламы:

Главная мука Никитина — его моложавый вид. Никто не верит, что ему двадцать шесть лет; ученики не уважают его, и он сам их не любит. Школа вызывает скуку. Он делит квартиру с учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем Рыжицким, зануднейшим человеком, «с лицом грубоватым и неинтеллигентным, как у мастерового, но добродушным». Рыжицкий постоянно говорит банальности: «Теперь май, скоро будет настоящее лето. А лето не то, что зима. Зимою нужно печи топить, а летом и без печей тепло…» и т. п. По ходу рассказа он неожиданно умирает и перед смертью, в бреду, твердит: «Волга впадает в Каспийское море… Лошади кушают овёс и сено…»

Влюблённый в Маню Никитин любит все в доме Шелестовых. Он не замечает пошлости их жизни. «Не нравилось ему только изобилие собак и кошек да египетские голуби, которые уныло стонали в большой клетке на террасе», впрочем, и здесь Никитин уверяет себя в том, что стонут они «потому, что иначе не умеют выражать своей радости». По мере знакомства с героем читатель понимает, что и Никитин уже заражён провинциальной ленью. Например, один из гостей выясняет, что учитель словесности не читал Лессинга. Тот чувствует неловкость и даёт себе слово прочитать, но забывает об этом. Все его мысли заняты Маней. Наконец он объясняется в любви и идёт просить руки Мани у отца. Отец не против, но «по-мужски» советует Никитину повременить: «Это только мужики женятся рано, но там, известно, хамство, а вы-то с чего? Что за удовольствие в такие молодые годы надевать на себя кандалы?»

Брифли существует благодаря рекламе:

Свадьба состоялась. Её описание — в дневнике Никитина, написанном восторженным тоном. Все прекрасно: молодая жена, их дом, полученный в наследство, мелкие заботы по хозяйству и т. д. Казалось бы, герой счастлив. Жизнь с Маней напоминает ему «пастушеские идиллии». Но как-то великим постом, вернувшись домой после игры в карты, он говорит с женой и узнает, что Полянский перевёлся в другой город. Маня думает, что он поступил «дурно», не сделав Варе ожидаемого предложения, и эти слова неприятно поражают Никитина. «Так значит, — спросил он, сдерживая себя, — если я ходил к вам в дом, то непременно должен был жениться на тебе?» «Конечно. Ты сам это отлично понимаешь».

Никитин чувствует себя в ловушке. Он видит, что не сам распорядился судьбой, а некая тупая, посторонняя сила определила его жизнь. Начавшаяся весна контрастно подчёркивает чувство безнадёжности, овладевшее Никитиным. За стеной пришедшие в гости Варя и Шелестов обедают. Варя жалуется на головную боль, а старик твердит о том, «как теперешние молодые люди ненадежды и как мало в них джентльменства».

«Это хамство! — говорил он. — Так я ему прямо и скажу: это хамство, Милостивый государь!»

Никитин мечтает бежать в Москву и пишет в дневнике: «Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость… Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня, иначе я сойду с ума!»

Смерть Дымова

Можно и дальше в том же духе продолжать анализ. Чехова «попрыгунья» напоминает ту неуемную и беззаботную стрекозу из басни Крылова «Стрекоза и Муравей». Совсем не зря он ее так называет, ведь Ольга Ивановна, занимая себя своими постоянными гостями, и собирая их у себя, просто не замечала доброй и самоотверженной души своего мужа. Но однажды он лечил больного ребенка от дифтерита и сам заразился той смертельной болезнью. Когда он умирал, друзья говорили о нем как об очень редком и замечательном человеке. И только тогда его жена поняла, кого она потеряла.

Ольга Ивановна растратила всю свою любовь и нежность не на мужа — интеллигентного, мягкого и любящего ее человека — а на того, кто привык забавляться и менять своих пассий как перчатки и кому она очень быстро стала глубоко безразлична.

Видя всю эту любовную игру и принимая в своем доме духовно ограниченных людей, Осип Степанович, в силу своих понятий о культуре, не позволяет себе выразить любое недовольство, он даже не сопротивляется и просто мирится с бесцеремонностью своей жены, которой готов простить все. Даже узнав о том, что его жена ему изменяет, он не решается на какие-то объяснения, глубоко в душе надеясь, что эта ужасная драма сама разрешится. Но в этот самый момент Дымов покидает этот свет и Ольга Ивановна остается одна.

Темы и проблемы

Чехов поднимает несколько проблем в своем тексте. В первую очередь, это духовное оскудение человека. Молодой, энергичный доктор, стремившийся к идеалам, заканчивает жизнь грубым мещанином.

Автор раскрывает тему быта уездного города

Чехов обращает внимание на праздный образ жизни помещиков, мнимое благочестие

Полное содержание рассказа отражает жизнь российской провинции того времени.

Проблема деградации

Центральная тема произведения – обнищание личности, деградация человека. Поддавшись влиянию общества, Старцев превращается в обывателя, мещанина. Сюжет рассказа подробно описывает духовное оскудение человека.

Проблема любви

Тема любви в рассказах Чехова раскрывается своеобразно. Писателя не интересует проявление эмоций

Ему важно влияние, которое оказывает сильное чувство на личность, на судьбу человека. Как любовь меняет героя

Старцев жаждал любви, как большинство людей в его возрасте. Герой предается страстным мечтам о поцелуях, объятиях, радостях супружеской жизни. А единственной юной барышней в его окружении является Катерина Туркина. Поэтому она становится объектом страсти юноши.

После отказа девушки Старцев разочаровывается. Огонек в душе гаснет. Герой больше не способен на светлое чувство. Эмоции, душевные переживания притупляются. А целью жизни становится обогащение.

Но не безответная любовь ведет героя к духовной нищете. Если бы он женился на Туркиной, они деградировали бы вместе.

Проблема равнодушия

Дмитрий Ионович сталкивается с неприятной средой. Здесь нет ярко выраженной жестокости. Но процветает глупость, узость мышления, закостенелость взглядов.

Молодой доктор не находит здесь понимания, родственной души, равного собеседника. Со временем он адаптируется, свыкается с окружением, становится таким же. Равнодушие становится его верным спутником, своеобразным защитным механизмом.

Проблема обывательства

Интеллигентному мужчине тяжело находиться среди обывателей. С ними можно говорить только о еде. В политике, литературе, истории они ничего не понимают.

Например, Котик много читает. Но все, что она запомнила о прочитанном, это сочетание имени и отчества автора, показавшееся ей смешным. Узость взглядов раздражает Старцева. Поэтому он предпочитает есть молча, уставившись в тарелку. За что получает прозвище «поляк надутый».

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: