Многоступенчатая ракета
Современные ракеты летают по принципу, разработанному Циолковским. Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов
В 1929 году Циолковский издает новую книгу — «Космические ракетные поезда». «Ракетные поезда» Циолковского – это комплексы ракет, которые по мере отработки топлива сбрасываются на землю. Ученый предположил, что благодаря такому принципу к моменту отсоединения последней ракеты скорость поезда будет позволять ему унестись в космос. В 1935 году в своей работе «Наибольшая скорость ракеты» Константин Эдуардович доказал, что что при уровне технологии того времени достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение остается верным до сих пор, но проверить на практике теорию Циолковского смогли только в 1944 году, когда немцы запустили «Фау-2» — в первый в истории предмет, совершившим суборбитальный космический полёт.
После революции
Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу.
После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила поддержку государства. В 1918 году Циолковский был избран членом Социалистической академии
Внимание правительства к научно-исследовательской работе ученого способствовало признанию работ Константина Эдуардовича, росту популярности
В 1926-1929 годы Циолковский решает практический вопрос: сколько же нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю? Константину Эдуардовичу удалось вывести формулу, которая носит его имя.
В 1932 Правительство наградило ученого орденом Трудового Красного Знамени за «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР». Принимая орден, Циолковский сказал: «Я могу отблагодарить Правительство за эту высокую награду только своими трудами. Благодарить словами не имеет никакого смысла».
Скончался Константин Эдуардович в ставшем ему родным городе Калуге 19 сентября 1935 года.
Основные достижения:
- Более 400 работ по теории ракетостроения
- Работал над обоснованием возможности космических путешествий
- Создал первую в стране аэродинамическую лабораторию и аэродинамическую трубу
- Разработал методику исследования аэродинамических свойств летательных аппаратов
- Спроектировал управляемый аэростат, создал модель цельнометаллического дирижабля
- Изложил строгую теорию реактивного движения
- Доказал необходимость использования ракет для космических путешествий
- Создал собственную схему газотурбинного двигателя
- Предложил старт ракеты с наклонной направляющей. Сейчас способ используется в системах залпового огня.
В Калуге, Москве, Рязани, Долгопрудном, Санкт-Петербурге сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге, дом-музей в Боровске и дом-музей в Кирове.
Имя К.Э. Циолковского носят Государственный музей истории космонавтики, расположенный в Калуге, Калужский государственный университет, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт.
Награды:
- Орден Святого Станислава 3-й степени. За добросовестный труд представлен к награде в мае 1906 года, выдана в августе
- Орден Святой Анны 3-й степени. Награждён в мае 1911 года за добросовестный труд, по ходатайству совета Калужского епархиального женского училища
- За особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР Циолковский в 1932 году награждён орденом Трудового Красного Знамени. Награждение приурочено к празднованию 75-летия ученого
Хронология развития отечественной космонавтики
Развитие отечественной космонавтики берет свое начало в 1946-м году, когда было основано Опытноконструкторское бюро №1, цель которого – разработка баллистических ракет, ракет-носителей, а также спутников. В 1956-1957-м годах трудами бюро была спроектирована ракета-носитель межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, при помощи которой 4 октября 1957 года на орбиту Земли был выведен первый искусственный спутник «Спутник-1». Запуск состоялся на научно-исследовательском полигоне «Тюра-Там», который был разработан специально для этой цели, и который позже будет назван «Байконур».
3-го ноября 1957-го года произошел запуск второго спутника, на этот раз с живым существом на борту – собакой по имени Лайка.
Лайка — первое живое существо на орбите земли
С 1958-го года начались запуски межпланетных компактных станций для изучения Луны, в рамках одноименной программы. 12-го сентября 1959-го года впервые человеческий космический аппарат («Луна-2») достиг поверхности другого космического тела – Луны. К сожалению, «Луна-2» упал на поверхность Луны со скоростью в 12000 км/ч, в результате чего конструкция мгновенно перешла в газовое состояние. В 1959-м году «Луна-3» получил снимки обратной стороны Луны, что позволило СССР дать наименования большинству ее элементов ландшафта.
В 1961-м году стартовал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1». Разработка кораблей данного типа велась с 1958-го по 1963-й года конструктором О. Г. Ивановским под руководством генконструктора С. П. Королева. Особенность конструкции состояла в малых габаритах корабля. «Восток» были одноместными, а продолжительность их полета составляла до семи суток. За время программы было выполнено 12 запусков, из которых 10 успешных и 6 пилотируемых.
Космический корабль «Восток»
Следующим этапом пилотируемой программы стал КК «Восход», который был многоместный. Во время первого полета корабля этого типа (12 октября 1964 г) впервые космонавты были без скафандров. Во время полета КК «Восход-2» (18 марта 1965) был осуществлен первый выход человека в открытый космос.
Важнейшим этапом в развитии отечественной и российской космонавтике было создание космического корабля «Союз». Разработка корабля потребовала немало времени (1965-1968 гг), кроме того первый запуск (23 апреля 1967 г) оказался трагически неудачным – во время приземления произошел взрыв и погиб космонавт Владимир Комаров. В результате данной аварии был отменен полет трех космонавтов на однотипном корабле, запланированный на следующий день. В 1968-м году корабля типа «Союз» были запущены в космос, где два корабля совершили первую стыковку, в 1969-м – групповая стыковка трех кораблей.
Космический корабль «Союз»
19-го апреля 1971-го года состоялся первый в мире запуск орбитальной станции под названием «Салют-1», которая проработала 175 суток, из которых 22 суток – с экипажем на борту. К сожалению, первые космонавты, посетившие орбитальную станцию, погибли во время возвращения не Землю вследствие разгерметизации спускаемого аппарата. Несмотря на это было запущено еще семь станций «Салют», последняя получила новое название – «Мир». Вскоре к станции были пристыкованы различные научно-исследовательские и технологические модули. Функционирование станции продлилось до 23-го марта 2001-гогода.
К 1977-му году, по окончанию действия программы «Луна», последний одноименный аппарат доставил очередные образцы лунного грунта. В этот же год состоялся первый запуск советского транспортного космического корабля «ТКС-1», возвращаемый аппарат которого вернулся спустя месяц, а функционально-грузовой блок работал на орбите еще шесть месяцев.
К 1991-му году на счету отечественной космонавтики было ряд серьезных открытий и несколько завершенных программ:
- Венера – запуск к Венере ряда межпланетных станций, некоторые из которых совершили успешную посадку на поверхность планеты, где провели фотосъемку поверхности и анализ грунта.
- Вега – запуск к Венере и комете Галлея двух межпланетных станций, которые сделали фотоснимки космических тел. Были обнаружены сложные органические молекулы.
- Марс – запуск к Марсу нескольких одноименных станций для его изучения. Среди множество данных научных результатов: измерение химического состава атмосферы, а также фотографии поверхности.
- Серия орбитальных станций Салют.
- Две серии космических кораблей «Восток» и «Восход».
Основные этапы развития космонавтики в СССР
Для того чтобы осознать, насколько динамично развивалась космонавтика, достаточно обратиться к хронологии событий второй половины прошлого века. Известные люди, которым сегодня пятьдесят-шестьдесят лет, фактически являются ровесниками освоения космоса.
Краткая последовательность следующая:
- Четвертое октября 1957 года – запуск первого спутника – символизировал научно-технический прогресс страны и ее переход от аграрного государства.
- С ноября 1957 года стали регулярно запускаться ИСЗ, направленные на изучение астрофизики, природных ресурсов и метеорологии.
- Двенадцатое апреля 1962 года – первый полет человека в космос. Ю. А. Гагарин стал первым в истории, кто смог осуществить наблюдение за землей с орбиты планеты. Уже через месяц второй летчик сделал фото Земли.
- Создание пилотируемого космического корабля «Союз» для исследования природных ресурсов земли с орбиты.
- В 1971 году была запущена первая орбитальная станция, дающая возможность долгосрочного нахождения в космосе – «Салют».
- С 1977 года начал работать комплекс станций, что дало возможность совершать полет продолжительностью почти пять лет.
Орбитальная станция Салют
Параллельно с изучением Земли проводились исследования и космических тел, в том числе и ближайших планет: Венеры и Марса. К ним, еще до девяностых годов, было выпущено свыше тридцати станций и спутников.
Это интересно: важным событием в истории стал совместный полет советских и американских исследователей космоса, который произошел в 1975 году. Кораблями были «Союз» и «Аполлон».
«Вне Земли».
Большую помощь
ученому оказало и Калужское общество изучения природы и местного края. Еще до
революции оно содействовало изданию его работ. В 1919 году в трудах Общества
была помещена работа «Кинетическая теория света». В 1920 году в издании
Общества вышла тиражом в 300 экземпляров научно-фантастическая повесть
Циолковского «Вне Земли». В 1918 году она была напечатана в журнале «Природа и
люди».
Книге «Вне
Земли» Циолковский придавал огромное значение. Фантастическая по форме, повесть
содержала множество серьезных размышлений. Описания скафандров, позволяющих
выходить в полете за пределы ракеты, соседствовали с проектами об использовании
энергии Солнца, о концентрации солнечного тепла для проведения ремонтных и
строительных ра-бот в космосе. Рассказывалось о том, как регулировать
температуру в космическом корабле, о возможной добыче полезных ископаемых на
других планетах, и многом другом. Здесь ученый впервые заговорил о
международном космическом экипаже, о возможности совместного космического
полета ученых разных стран. И цели у такого полета должны быть самыми мирными и
добрыми, считал Циолковский.
Весь тираж был
напечатан на газетной бумаге, в бумажной обложке, но один экземпляр книги был в
голубом коленкоровом переплете, усыпанном звездами, его члены Общества во главе
с Ассоновым торжественно преподнесли Циолковскому в знак уважения. Константин
Эдуардович был растроган до слез.
Прошли годы, и
повесть «Вне Земли» стала настольной книгой наших космонавтов, настолько ярко,
образно, реалистично передал в ней автор многие факторы космического полета.
Можно только удивляться прозорливости великого ученого и талантливого писателя.
На своей первой послеполетной пресс-конференции Юрий Алексеевич Гагарин сказал:
«В книге К.Э. Циолковского очень хорошо описаны факторы космического полета, и
те факторы, с которыми я встретился, почти не отличались от его описания».
9 ноября 1921
года Циолковскому была назначена пожизненная пенсия в размере 500 тыс.руб. в
месяц. Казалось, получив пенсию, получив право на заслуженный отдых, ученый мог
бы в оставшиеся годы (а ему было далеко за шестьдесят), спокойно жить в
окружении родных и близких. Но не таким был этот великий труженик. Идеи
рождались одна за другой. Сам ученый рассказывал: «Получил академический
паек… затем пенсию, которую я получаю до сих пор, но я не оставил своих
работ, напротив, никогда так усердно и много не трудился».
Константин
Эдуардович был неистовым мечтателем, его волновало множество проблем. Он
размышлял о неиспользованной человечеством колоссальной энергии Солнца, о
создании грандиозных цельнометаллических дирижаблей и хорошо управляемых
аэропланов, о межпланетных искусственных островах, населенных людьми, о новом
международном языке и других вопросах. «Я все время искал, искал
самостоятельно, переходил от одних трудных и серьезных вопросов к другим, еще
более трудным и важным. Сдерживались мои мысли и фантазии только наукой»,-
писал учёный.
Широк был круг
его интересов, но все работы Циолковского были направлены к единой цели —
освоению природы для блага человека. «…Я интересовался более всего тем, что
бы могло прекратить страдания человечества, дать ему могущество, богатство,
знание, здоровье».
Сергей Королёв
Сергей Павлович Королев (1906 (12 января 1907 по новому стилю) – 1966)
Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.
В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…
Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.
Роскосмос
Данная организация контролирует ряд предприятий, а также научных объединений, подавляющее большинство которых было создано во времена СССР. Среди них:
- Центр управления полетами. Научно-исследовательское подразделение института машиностроения (ФГУП ЦНИИмаш). Основано в 1960-м году и базируется в наукограде под названием Королев. В задачи ЦУПа входит контроль и управления полетами космических аппаратов, которые могут обслуживаться одновременно в количестве до двадцати аппаратов. Кроме того, в ЦУПе проводятся расчеты и исследования, направленные на повышение качества управления аппаратами и решения некоторых задач в сфере управления.
- Звездный городок — закрытый поселок городского типа, который основан в 1961-м году на территории Щелковского района. Однако в 2009-м году был выделен в отдельный округ и выведен из состава Щелково. На территории в 317,8 га расположены жилые дома для всего персонала, работников Роскосмоса и их семей, а также всех космонавтов, которые здесь же проходят космическую подготовку в ЦПК. На 2016-й год число жителей городка составляет более 5600.
- Центр подготовки космонавтов, названный именем Юрия Гагарина. Основан в 1960-м году и располагается в Звездном городке. Подготовка космонавтов обеспечена рядом тренажеров, двумя центрифугами, самолетом-лабораторией и трехэтажной гидролабораторией. Последняя позволяет создать условия невесомости, аналогичные условиям на МКС. При этом используется полноразмерный макет космической станции.
- Космодром «Байконур». Основан в 1955-м году на территории в 6717 км² около города Казалы, Казахстан. На данный момент арендуется Россией (до 2050-го года) и является лидером по числу запусков – 18 ракет-носителей за 2015-й год, в то время как Мыс Канаверал отстает на один запуск, а космодром Куру (ЕКА, Франция) насчитывает 12 запусков за год. Содержание космодрома включает две суммы: аренда – 115 млн долларов, поддержание рабочего состояния — 1,5 млрд долларов.
- Космодром «Восточный» начал создаваться в 2011-м году в Амурской области, около города Циолковский. Помимо создания второго «Байконура» на территории России, «Восточный» предназначен также для проведения коммерческих полетов. Космодром расположен неподалеку от развитых железнодорожных узлов, автомагистралей, а также аэродромов. Кроме того, в связи с удачным расположением «Восточного», отделяющиеся части ракет-носителей будут падать в малонаселенных районах или вовсе в нейтральных водах. Стоимость создания космодрома будет составлять около 300 млрд рублей, на 2016-й год потрачена треть этой суммы. 28-го апреля 2016-го года произошел первый запуск ракеты, которая вывела три спутника на орбиту Земли. Запуск пилотируемого корабля запланирован на 2023-й год.
- Космодром «Плесецк». Основан в 1957-м году около города Мирный, Архангельская область. Занимает 176 200 гектаров. «Плесецк» предназначен для проведения запусков стратегических оборонных комплексов, непилотируемых космических научных и коммерческих аппаратов. Первый запуск с космодрома состоялся 17-го марта 1966-го года, когда стартовала ракета-носитель «Восток-2», со спутником «Космос-112» на борту. В 2014-м году произошел запуск новейшей ракеты-носителя под названием «Ангара».
Запуск с космодрома «Байконур»
Детство.
Имя великого
русского ученого, основоположника теории реактивного движения и космонавтики
К.Э. Циолковского известно во всем мире. Вся деятельность его — настоящий
подвиг во славу своего народа, на благо всего человечества. Не случайно так
тепло сказал о Константине Эдуардовиче первый в мире космонавт Юрий Алексеевич
Гагарин: «Он очень любил людей, ради которых жил и работал, все свои труды он
завещал советскому народу», вот почему никогда не сотрется в веках имя
Константина Эдуардовича Циолковского, «великого пионера Вселенной».
Родился
Константин Эдуардович 5/17 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской
губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского.
Фамилия эта
известна с 1697 года. В числе сыновей Игнатия Циолковского, захудалого помещика
из Ровенского уезда Волынской губернии, упоминается Эдуард, отец будущего
ученого. После окончания Петербургского Лесного и Межевого института Эдуард
Игнатьевич служил помощником лесничего, а затем и лесничим в Олонецкой,
Петербургской, Вятской губерниях, в Спасском уезде Рязанской гу6ернии. Здесь в
селе Ижевском он и познакомился с дочерью мелкопоместного дворянина И. И.
Юмашева Марией Ивановной, сделал ей предложение. Константин Эдуардович писал:
«Я думаю, что получил соединение сильной волиотца с талантливостью матери». В
1862 году семья перебралась из Ижевского в Рязань, где Эдуард Игнатьевич
получил место преподавателя естественной истории и таксации
землемерно-таксаторских классов при Рязанской гимна-зии.
В Рязани и
произошло с Константином Эдуардовичем несчастье, круто повернувшее всю его
жизнь. После веселого зимнего катания на санках он простудился. Простуда
сильноослабила организм, инфекция вызвала скарлатину. «Заболел, бредил. Думали,
умру, но я выздоровел, только сильнооглох, и глухота не проходила. Она очень
мучила меня». Еслидо этого Костя был веселым и живым мальчуганом, шалуном,
участником разнообразных детских забав, то после болезни началась другая,
горькая и тягостная полоса жизни. «Со сверстниками и в обществе я часто попадал
впросак… Это удаляло меня от людей и зас-тавляло от скуки читать,
сосредотачиваться, мечтать. Это углубляло меня в самого себя, заставляло искать
великих дел, чтобы заслужить одобрение людей и не быть столь пре-зренным».
Пришло время
учиться, и Костя вместе с младшим братом поступил в Вятскую мужс-кую гимназию
(в Вятку семья переехала в 1868 году). Но учеба давалась тяжело: «Учиться в
школе я не мог: учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки», —
отмечал он впоследствии. Оставив гимназию после третьего класса, будущий ученый
начал заниматься самостоятельно по книгам отца и старших братьев. Книги помогли
ему найти свое «я». Он стал увлекаться точными науками, моделировать и, по его
же словам, еще в детстве мечтать о полетах, о преодолении земного тяготения,
«…книг было мало, учителей у меня совсем не было, потому мне приходилось
больше создавать и творить, чем воспринимать и усваивать… Одним словом,
творческий элемент, элемент саморазвития, самобытности преобладал», — писал об
этом периоде своей жизни позднее Константин Эдуардович. И далее: «Лет с 14—15 я
стал интересоваться физикой, химией, механикой, астрономией, математикой и т.
д.»
Эта самостоятельность развития поможет будущему ученому выработать свой
особый стиль творчества, в котором всегда будут преобладать свобода мышления,
широта кругозора, глубина научного анализа, настойчивость в доведении каждого
научного вопроса до логического разрешения, вера в необходимость и важность
своего труда, органическое сочетание теории и эксперимента. До глубокой
старости сохранил ученый способность удивлятьсявсему новому, быстро схватывать
это новое и идти смело гораздо дальше вперед, иногда вразрез с существующими
положениями, сохранять на протяжении всей жизни невероятную силу воображения
Развитие космонавтики в России
Наследием Советского Союза для России стали несколько значимых космических программ.
Орбитальные станции «Мир» и «МКС»
Прежде всего орбитальный комплекс «Мир» функционировал до 2001-го года. До 1991-го года в состав его конструкции были введены три модуля, а после – еще два, которые использовались для исследования атмосферы и поверхности Земли, а также ее природных ресурсов.
В 1992-м году началась совместная космическая программа США и России под названием «Мир — Шаттл», согласно которой американские шаттлы включали в свой экипаж российских космонавтов, а экипажи российских «Союз» состояли из космонавтов России и астронавтов США. Экипажи обоих типов кораблей посещали станцию «Мир». В результате этого сотрудничества возникла идея международной космической станции, работа над которой будет проводиться совместно несколькими национальными космическими агентствами. 20-го ноября 1998-го года на орбиту Земли Россией был выведен первый модуль станции.
В 2016-м году конструкция МКС включает 14 модулей, среди которых 5 российских.
Международная космическая станция
Беспилотные космические корабли
20-го января 1978-го года на орбиту Земли вышел первый беспилотный грузовой корабль «Прогресс». После распада Советского Союза Россия продолжила развивать данный проект и после 1991-го года было создано еще четыре модификации корабля. Последняя версия – «Прогресс МС» способная доставлять на МКС около 2,4 тонн груза.
Пилотируемые космические корабли
Другим важным наследием Советского Союза является серия кораблей «Союз», включающая ряд модификаций. Последняя из разработанных в СССР модификаций — «Союз-ТМ», который впервые стартовал в 1986-м году. В 2002-м году космическая программа России включила в эксплуатацию новую модификацию – «Союз-ТМА», а в 2010-м – «Союз ТМА-М».
Стоит отметить, что было совершено 127 запусков кораблей серии «Союз», из них два завершились катастрофой и два – авариями без жертв. Подобной статистикой может похвастаться лишь американская программа «Спейс шаттл», которая, однако, была прекращена в 2011-м году. По этой причине с 2011-го года и до момента написания данной статьи (2016-й год) транспортировкой космонавтов и астронавтов на МКС занимаются лишь российские корабли «Союз».
В 2015-м году прошли испытания новой и, вероятно, последней версии КК «Союз МС», которая войдет в эксплуатацию в ближайшее время. Примечательно, что в конструкции корабля имеются датчики ГЛОНАСС/GPS, которые передают координаты спускаемого аппарата во время приземления.
В том же году был проведен эксперимент «Луна-2015», в рамках которого проводилась имитация полета на Луну.
Сегодня ведется разработка нового поколения космических кораблей на замену советских «Союзов», которое символизирует новую эпоху освоения космоса Россией и называются «Федерация». Интересно, что название было выбрано по результатам голосования россиян. Задачи, которые поставлены перед «Федерацией» — это транспортировка космонавтов и грузов на орбитальные станции Земли, а также полет и посадка на Луну. Среди особенностей корабля: наличие санузла, возможность доставки шести людей на космическую станцию и четырех – на Луну (или к астероиду), возможность доставки на МКС груза массой 2 тонны. Новый пилотируемый корабль также заменит и транспортные корабли серии «Прогресс».
Космический корабль «Федерация»
Космическая программа РФ
Помимо разработки и испытаний уже описанного нового космического корабля «Федерация» и поддержки деятельности МКС, космическая программа России включает следующие задачи:
- Расширение состава орбитальной спутниковой группировки, которая на 2016-й год состоит из 141-го космического аппарата. Среди них семь спутников дистанционного зондирования (ДЗЗ), пять научных спутников («Спектр-Р», «МиР», «Аист №1/№2», «Можаец»), 29 навигационных (ГЛОНАСС) и более 60-ти спутников связи. Кроме того, не менее 60-ти спутников военного и разведывательного характера.
- Проведение летных испытаний нового семейства ракет-носителей «Ангара» вместе с пилотируемым транспортным кораблем нового корабля – прототип «Федерации». За обеспечение запусков отвечает космодром «Восточный».
- Разработка двигателя ракеты на природном газе, вероятно – метане.
- В рамках проекта под названием «Резонанс» — исследование магнитосферы Земли и воздействия на нее электромагнитных волн.
- Исследования Луны посредством запуска нескольких космических аппаратов.
«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»
После возвращения из Москвы осенью 1879 года Циолковский экстерном сдает экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получает назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский живет и работает в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женится на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей.
Учительствуя, Циолковский начинает заниматься научной работой. Уже в 1883 году он написал работу «Свободное пространство», в которой сделал важный вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве.
Именно к этому времени относится наибольшее количество научных исследований Константина Эдуардовича, которые отметил такой ученый-энциклопедист и физиолог, как Иван Михайлович Сеченов, что и послужило причиной принятия Циолковского в российское физико-химическое сообщество. Практически все работы этого великого изобретателя были посвящены реактивным аппаратам, самолетам, дирижаблям, а также многим другим аэродинамическим исследованиям.
В Боровске Константин Циолковский проработает несколько лет и в 1892 году переведен в Калугу. В этом городе и прошла вся его дальнейшая жизнь. Здесь он преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище, а все свободное время посвящал научной работе. Не имея средств на покупку приборов и материалов, он все модели и приспособления для опытов делал собственными руками.
Круг интересов Циолковского был очень широк. За вторую опубликованную работу «Механика животного организма» Циолковский был избран действительным членом Русского физико-химического общества. Эта работа заслужила положительные отзывы крупнейших ученых того времени: химика и педагога Дмитрия Ивановича Менделеева и физика Александра Григорьевича Столетова.
Александр Столетов познакомил Циолковского со своим учеником Николаем Егоровичем Жуковским, после чего Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета. Ученый построил на чердаке своего дома примитивную аэродинамическую трубу, на которой производил опыты с деревянными моделями.
Накопленный им материал был положен в основу проекта управляемого аэростата. Так Константин Циолковский назвал дирижабль, поскольку само это слово в то время еще не придумали. Циолковский не только первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, но и построил его работающую модель. При этом ученый создал и оригинальный прибор для автоматического управления полетом дирижабля, а также оригинальную схему регулирования его подъемной силы.
В дальнейшем интересы Циолковского переключились на исследования космического пространства. В 1903 году он опубликовал «Исследования мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. Правда, Циолковскому не хватало математических знаний, и он не смог дать детальные расчеты ее конструкции.
Первая часть статьи Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть, опубликованная в журнале «Вестник воздухоплавания», увидела свет в 1911-1912 годах и вызвала большой резонанс. Известные популяризаторы науки и техники В.В. Рюмин, Я.И. Перельман и Н.А. Рынин занялись распространением космических идей Циолковского, стали со временем его настоящими друзьями. Большую помощь оказывали Циолковскому и многочисленные калужские друзья: В.И. Ассонов, П.П. Каннинг, С.Е. Еремеев, а позднее А.Л. Чижевский и С.В. Щербаков. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой «Дополнение к «Исследованию мировых пространств реактивными приборами».
Открытия ученого долгое время оставались неизвестными большинству специалистов. Его деятельность не встречала необходимой поддержки. У него была большая семья и маленькое жалованье. За все свои труды до октябрьских событий 1917 года он получил 470 рублей от Императорской академии наук. И жизнь была трудной, иногда попросту голодной, и немало было в ней горя и слез, лишь две дочери пережили отца.
Галилео Галилей (1564 – 1642)
Галилея называют отцом современной наблюдательной астрономии. Он разработал телескопы с приближением до 30X, а до этого все астрономические работы проводил невооруженным глазом. С помощью своих телескопов Галилей обнаружил четыре крупнейших луны Юпитера, наблюдал за пятнами на Солнце и подтвердил фазы Венеры. Также он поддержал гелиоцентрическую модель Коперника, за что преследовался Папой, испанской инквизицией и получил неодобрение со стороны коллег-астрономов. В свободное от наблюдения за ночным небом время Галилей исследовал движение тел. И эта работа стала прекурсором для классической механики, разработанной Исааком Ньютоном.
Вариант 2
17 сентября 1875 года в Рязанской области родился Константин Циолковский. Мать, которая получила образование в гимназии, сама обучила ребенка чтению и письму. Маленький Костя перечитывал раз за разом все книги, находящиеся в доме, и пересказывал своему младшему брату. А старшие братья и сестры не воспринимали его рассказы всерьез.
В девятилетнем возрасте Константин стал плохо слышать. Но он не отчаялся и занялся различными поделками. Позже Циолковский поступил в гимназию, но там ему было тяжело. Затем погибает брат, а за ним и мама. Константину и так было нелегко, а эти события совсем выбили его из колеи. Он остается на второй год, а одноклассники над ним издеваются. Но Константин наконец взялся за себя, снова начал читать книги и развивать инженерные навыки.
Отец увидел, как талантлив его сын и отправил его обучаться в Москву. Вот только поступить в училище он не решился и продолжил заниматься образованием сам. Константину пришлось выживать на те деньги, что присылал отец. Циолковский занимался каждый день по несколько часов, не выходя из библиотеки. Там он и познакомился с ученым Федоровым, который помог ему изучить программу училища. Отец Константина тяжело заболел и молодому человеку пришлось вернуться домой. Дома он набрал учеников и разработал собственную методику обучения.
Циолковский продолжал каждый день самосовершенствоваться, мастерить и изобретать. Хоть он и являлся самоучкой, но был удостоен чести вступить в совет ученых.
В Калуге Константин увлекся покорением воздушного пространства. Благодаря его трудам люди стали намного ближе к неизведанному космосу. Он создал теорию ракетостроению, которой однажды воспользуются при конструировании первого космического корабля. Также он писал научно-фантастические рассказы и описал поверхность Луны еще до того, как человек впервые отправился в космос. Циолковский посвятил почти всю свою жизнь науке. Наука поистине была для него всем и казалось, что питался он тоже ей.
В 1935 году Циолковскому поставили тяжелый диагноз — рак. Ученый отказался от операции, но позже все же согласился лечь в больницу. Он даже получил письмо от Сталина, который искренне желал Константину выздоровления. Но раковые клетки продолжали деление, и вскоре Циолковский умер.
Имя Циолковского увековечено в памятниках и музеях. В его честь назван город недалеко от космодрома «Восточный», а также университет и высшая награда космического сообщества.
Николай Пилюгин (1908 – 1982)
По предложению Сергея Королева Пилюгин стал с 1946 года главным конструктором автономных систем управления в НИИ и членом легендарного Совета главных конструкторов, учрежденного Королевым. Однако широкой общественности Николай Алексеевич был известен не только и не столько своими оборонными разработками, которым посвятил большую часть своего рабочего времени, а как «штурман космических трасс»: при его непосредственном участии были созданы системы управления ракетами-носителями, а также первое и другие поколения космических аппаратов для мягкой посадки на Луну и Венеру, для облета планет, для спутников Марса и других.
Примечательно также и то, что по окончании Второй мировой войны коллектив под руководством Пилюгина с энтузиазмом продолжил разработку отечественной баллистической ракеты Р-1, в основе которой лежала немецкая Фау-2. Пришлось идти непроторенным путем, изготавливать и отлаживать новые элементы заново и впервые. Но Пилюгин с задачей справился, и ракеты Р-1 имели более высокие летно-технические характеристики и более высокую точность попаданий, чем даже Фау-2.
Общими усилиями советские деятели сферы освоения космоса не только проложили «дорогу в космос», с нуля написав все основные главы развития ракетостроения, но и сумели вывести Советский Союз в лидеры на фоне космической гонки. К сожалению, с окончанием космической гонки и распадом Советского Союза освоение космоса (не только в России, но и в других странах) на государственном уровне приобрело только номинальное значение.
Но что будет завтра? Появятся ли новые Циолковские, Королевы, Кондратюки и Цандеры, которые будут не просто руками — силой мысли выводить людей за пределы Солнечной системы и дальше? Ответить на этот вопрос придется вам, дорогие читатели.