Знакомимся ближе
Полностью понять булгаковского героя можно только обратив внимание на диалог Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. Именно из него можно узнать, откуда был Иешуа родом, насколько он был образован и как относится к окружающим
Иешуа – всего лишь персонифицированный образ морально-философских представлений человечества. Поэтому не удивительно, что в романе отсутствует описание этого человека, есть только упоминание о том, как он одет и что на лице есть синяк и ссадины.
Еще из диалога с Понтием Пилатом можно узнать, что Иешуа одинок:
И, что странно, в этом высказывании нет ничего, что бы могло прозвучать как жалоба на одиночество. Иешуа не нуждается в сострадании, он не чувствует себя сиротой или каким-то ущербным. Он самодостаточен, перед ним весь мир, и он открыт для него. Немного сложно понять цельность Иешуа, он равен себе самому и всему миру, что вобрал в себя. Он не прячется в колоритном многоголосии ролей и масок, он свободен от всего этого.
Сила Иешуа Га-Ноцри настолько огромная, что поначалу ее принимают за слабость и безволие. Но он не так прост: Воланд чувствует себя с ним на равных. Булгаковский персонаж является ярким примером идеи богочеловека.
Бродячий философ силен своей непоколебимой верой в добро, и эту веру не может отнять у него ни страх наказания, ни видимая несправедливость. Его вера существует вопреки всему. В этом герое автор видит не только проповедника-реформатора, но и воплощение свободной духовной деятельности.
Кто такой Понтий Пилат в романе
Начать стоит с того, что Понтий Пилат и Иешуа — это главные персонажи романа Мастера, который находится как бы «внутри» основного романа. Понтий Пилат противостоит Иешуа, однако это противостояние не вполне соответствует христианской мифологии.
В христианстве Иисус для Понтия Пилата — это лишь один из многочисленных «разбойников», которых Пилат ежедневно казнит в больших количествах. А сам Пилат — лишь один из «главных злодеев» мира сего, жестокий, циничный и несправедливый правитель-беспредельщик. Судя по всему, имя Понтия Пилата в христианских текстах названо лишь с целью условной исторической привязки — как одно из «доказательств» существования Христа. Такими «доказательствами» с самого начала пользовались проповедники христианства с самых первых лет существования этой религии. Подобные ораторские приёмы хорошо действовали на людей простых и неграмотных, которые быстро принимали новую религию, и не помогали при общении с образованными римлянами, которые сразу понимали всю нелогичность и абсурдность построений христианских проповедников.
В романе Мастера Понтий Пилат — человек вполне мыслящий, философствующий и не лишённый определённых чувств. С Иешуа он долго спорит, и совсем не на тему религиозной веры и соблюдения ритуалов. А по окончании спора, отправив «преступника» на казнь, прокуратор постоянно вспоминает о нём и не может отделаться от слов, которые говорил ему Иешуа.
В романе Понтий Пилат описан как самый обычный человек, в котором ничто не выдаёт всесильного прокуратора Иудеи. У него лысеющая голова, он постоянно страдает от мигрени и не любит дело, которым ему приходится заниматься. Не любит он и тот город, которым управляет, и его жителей. Поэтому Понтий Пилат постоянно находится в раздражённом состоянии и срывает зло на окружающих.
Становится ясно, что Пилат — ограниченный человек, который не может повлиять на свою судьбу. Но появляется Иешуа, который пытается доказать прокуратору обратное.
Нравственная истина
Герой романа пришел в мир, имея при себе одну нравственную истину: любой человек добр. Эта позиция выступила истиной всего романа. Две тысячи лет назад было найдено «средство спасения» (то есть покаяние в грехах), переменившее ход всей истории. Но Булгаков видел спасение в духовном подвиге человека, в его нравственности и стойкости.
Сам Булгаков не был глубоко религиозным человеком, он не ходил в церковь и перед смертью даже отказался от соборования, но и атеизм он не приветствовал. Он считал, что новая эра в ХХ веке – это время самоспасения и самоуправления, которое когда-то явилось миру в Иисусе. Автор считал, что такой акт способен спасти Россию в ХХ столетии. Можно сказать, что Булгаков хотел, чтобы люди верили в Бога, но не слепо следовали всему, что написано в Евангелие.
Даже в романе он открыто заявляет, что Евангелие – это выдумка. Иешуа оценивает Левия Матвея (он же евангелист, который известен всем) такими словами:
Сам Иешуа опровергает достоверность свидетельствования Евангелия. И в этом его взгляды едины с Воландом:
Нравственность
Со смертью главного героя во тьму погрузился не только Ершалаим. Нравственность его горожан оставляла желать лучшего. Многие жители с интересом наблюдали за пыткой. Они не испугались ни адской жары, ни дальней дороги: казнь – это ведь так интересно. И примерно такая же ситуация происходит спустя 2000 лет, когда народ страстно желает посетить скандальное выступление Воланда.
Смотря на то, как ведут себя люди, Сатана делает следующие выводы:
Иешуа – это не меркнущий, но всеми забытый свет, на котором исчезают тени. Он является воплощением добра и любви, обычным человеком, который, несмотря на все страдания, все же верит в мир и людей. Иешуа Га-Ноцри – это могущественные силы добра в человеческом облике, но даже на них можно повлиять.
На протяжении всего романа автор проводит четкую грань между сферами влияния Иешуа и Воланда, но, с другой стороны, сложно не заметить единство их противоположностей. Конечно, во многих ситуациях Воланд выглядит намного значимее, чем Иешуа, но эти властители света и тьмы равны между собой. И благодаря этому равенству в мире существует гармония, ведь если бы не было кого-то одного, то существование другого было бы бессмысленным. Тот покой, которым наградили Мастера, это своего рода соглашение между двумя могущественными силами, и к этому решению подвигает две великие силы обычная человеческая любовь, которая рассматривается в романе как наивысшая ценность.
Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат
Особое место в романе занимают отношения Иешуа с Пилатом. Именно последнему Иешуа сказал, что всякая власть – это насилие над людьми, и однажды придет время, когда не останется никакой власти, кроме царства истины и справедливости. Пилат почувствовал в словах арестанта толику правды, но все же не может его отпустить, боясь за свою карьеру. Обстоятельства давили на него, и он подписал безродному философу смертный приговор, о котором сильно жалел.
Позже Пилат пытается искупить свою вину и просит священника отпустить в честь праздника именно этого осужденного. Но его затея не увенчалась успехом, поэтому он приказал своим слугам прекратить страдания приговоренного и лично распорядился, чтобы убили Иуду.
О чём спорят Понтий Пилат и Иешуа
Пилат предстаёт перед «преступником» Иешуа как беспомощный трус. Трусость и смелость — главная тема дискуссии двух персонажей. Понтий Пилат обладает огромной властью, он всем кажется жестоким тираном и деспотом, однако он при всём своём желании не в состоянии отменить смертный приговор Иешуа. А отменить его он очень хочет, поскольку «разбойник», оказавшийся невиновным человеком, избавил его от постоянной мигрени.
Впрочем, кое-что Пилат смог сделать для Иешуа: он распорядился, чтобы осуждённого казнили сразу, без мучений.
Пилат страдает от одиночества, и Иешуа это видит. Кажется, это именно он, Пилат, а отнюдь не Иешуа, больше всех страдает в этом произведении. И его страдания в финале «Мастера и Маргариты» вознаграждаются. Иешуа прощает Пилата и просит Воланда «отпустить» его. После этого Понтий Пилат оказывается на лунной дороге, которую он долгое время видел во сне. Он идёт по этой дороге вместе с Иешуа и по-дружески беседует с ним.
Страдания Понтия Пилата, впрочем, не ограничиваются одним лишь одиночеством. После казни Иешуа его стали мучить угрызения совести, и это продолжалось долгие годы. Можно сказать, что проповедь Иешуа подействовала на него и заставила хотя бы пытаться изменить себя.
Тема трусости постоянно волновала Булгакова. Её он считал самым главным пороком человека, последствиями которого являются все остальные «грехи» и преступления. Всё плохое, негативное и скверное человек творит именно из-за трусости – так считал Булгаков. Об этом он рассуждал не только на страницах многих своих произведений, но и говорил в беседах с близкими. По словам Булгакова, он и сам несколько раз поддался трусости, последствия которой были ужасными. Видимо, за те проявления робости его постоянно мучила совесть.
Из этого можно заключить, что сам Булгаков был в некотором смысле прообразом Понтия Пилата. Так же, как и герой романа, Булгаков страдал и испытывал угрызения совести. Точно так же писателя угнетала та обстановка, в окружении которой он жил и которая иной раз заставляла его совершать скверные поступки.
Заключение
Образ Понтия Пилата — это в определённой степени сублимированные переживания самого Михаила Булгакова. Вместе с тем Понтий Пилат олицетворяет человеческую слабость и ограниченность, от которой не спасают ни высокие регалии, ни формальная власть. Человек может притвориться сильным и могучим, но не в состоянии уйти от себя. И такому ограниченному человеку обязательно нужно прощение и утешение.
Вам также будет интересно почитать:
Юрий Живаго из романа «Доктор Живаго»
Борис Друбецкой из романа-эпопеи «Война и мир»
Лидия Михайловна из рассказа «Уроки французского»
Алексей Степанович Молчалин из комедии в стихах «Горе от ума»
Юлий Капитонович Карандышев из пьесы «Бесприданница»
Краткое содержание стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»