Кратко «реквием» а. а. ахматова

Краткое содержание поэмы «Реквием»

Эпиграфом к «Реквиему» Ахматова выбрала отрывок из своего более позднего стихотворения, написанного уже в 1961 году и опубликованного только в 1987-м. «Так не зря мы вместе бедовали». Смысл эпиграфа поэмы Реквием в том, что судьба автора, его личная трагедия, находится в тесном переплетении с общенародным горем.

История разворачивается в 30-х годах XX века. Ленинградские тюрьмы не справляются с бесконечным потоком арестованных и переполнены узниками. Возле каждой из них стояла молчаливая толпа, ожидающих новостей о своих близких.

Именно там Ахматову «опознала» одна из женщин. Будто выйдя из оцепенения, она попросила поэтессу написать обо всем, что здесь происходит. В обещании, данном поэтессой сделать это обязательно – смысл предисловия к Реквиему.

Далее перед читателем предстает история матери, вспоминающей, как арестовали ее сына. Весь сюжет пронизан тоской и отчаянием одинокой женщины, похоронившей мужа, а вот теперь и потерявшей сына. Эмоции героини очень сильны. Ей не верится даже, что она способна испытывать такие душевные страдания. Некогда веселая и беззаботная, теперь она вынуждена стоять в очереди из таких же отчаявшихся оцепеневших женщин с передачами для близких.

17 месяцев ее терзало чувство неизвестности:

  • Что с сыном?
  • О чем он думает?
  • Как переносит все эти испытания?

В день оглашения приговора героиня молится о том, чтобы ее душа окаменела, а память очистилась. Она призывает смерть, так как только она может избавить ее от этих страданий, делающих ее почти безумной.

В эпилоге автор опасается, что ее мозг, опасаясь за здоровье всего организма, вычеркнет из памяти все испытания. Место, где были проведены страшные 17 месяцев, она считает единственно правильным местом, где должен стоять памятник ей.

Композиция произведения

Композиция «Реквиема» отличается кольцевой структурой, состоящей из пролога, образованного двумя первыми главами, эпилога из двух последних глав и основной части.

Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.

Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.

В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:

Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.

В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:

Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.

В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.

Композиция

Особенность композиции связана, прежде всего, изначальным замыслом Ахматовой – создать цикл законченных, но при этом совершенно не зависимых друг от друга произведений. В результате получился необычный эффект: при прочтении кажется, что поэма написана хаотично, стихийно, как будто автор урывками дополнял ее, складывал сложную мозаику из отдельных фрагментов.

  1. Пролог произведения включает в себя две первые главы – «Посвящение» и «Вступление». С их помощью автор вводит читателя в курс описываемых событий, показывая, о каком историческом отрезке и о каких событиях пойдет речь.
  2. В последующих четырех стихах Ахматова проводит параллель между горькой участью матерей в разные исторические эпохи. Она делится и своей трагической историей, описывая арест сына, раздирающее душу одиночество, вспоминая дни беззаботной, легкомысленной юности, когда она еще не подозревала, какие тяжелы испытания приготовила ей судьба.
  3. В 5-й и 6-й главах мать предчувствует скорую кончину горячо любимого сына, ее мучает неизвестность.
  4. Приговор и известие о предстоящей ссылке сына в Сибирь.
  5. Мать, пребывая в глубоком отчаянии, взывает к смерти, чтобы та пришла к ней.
  6. В 9-й главе описывается долгожданное свидание с сыном, которое состоялось в тюремных стенах. Эта встреча оставляет глубокий след в душе матери.
  7. Распятье. Всего в нескольких строках мать передает душевное состояние сына, который умоляет ее не рвать себе душу и не рыдать на его могиле. Ахматова проводит параллель между арестом сына и распятием Христа, который принял мученическую смерть, будучи ни в чем не виновным, как и ее сын. А свою тоску и безысходное отчаяние она сравнивает с подобным состоянием самой Богородицы, которая была свидетельницей жестокой казни любимого сына, и при этом ничего не могла изменить: ни отменить казнь, ни даже облегчить последние страдания несчастного Христа.
  8. Эпилог. В завершении поэмы Анна Ахматова призывает читателей не оставаться равнодушными к тем страшным событиям, свидетельницей которых ей довелось стать. Опасаясь забвения, она просит воздвигнуть памятник народному страданию, чтобы никогда более не допустить подобного беззакония.

Примечания

  1. Об истории создания и издания см.: Василевская, О. [www.nasledie-rus.ru/podshivka/10214.php «…Под звон тюремных ключей»:«Реквием» Анны Ахматовой: из истории создания и издания ] // Наше наследие : журнал. — М., 2012. — № 102. — ISSN [www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=0234-1395&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 0234-1395]. То же в сб.: Тамиздат: 100 избранных книг. — М.: Русский путь, 2012. — С. 52—59. — ISBN 978-5-85887-423-2.
  2. [www.sikorski.de/2670/en/beguilingly_catching_elena_firsova_s_achmatova_setting_in_berlin.html «Beguilingly Catching»: Elena Firsova’s Achmatova Setting in Berlin]

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание повести Заповедник Довлатова Одной из работ, написанных Довлатовым Сергеем Донатовичем стала повесть «Заповедник», в которой герой произведения является воплощением самого автора. Различие данного произведения с иными работами
  • Зося — краткое содержание рассказа Богомолова В повести описаны события, происходящие в Польше во время Великой Отечественной Войны. От действующего батальона осталась горстка людей, расформировывать их не стали
  • Живая шляпа — краткое содержание рассказа Носова Вовка вместе со своим закадычным другом Вадиком раскрашивал картинки, удобно устроившись за столом. Они очень были увлечены своим занятием и совершенно не обращали внимания на происходящее вокруг.
  • Золотой петух — краткое содержание рассказа Куприна В рассказе «Золотой петух» автор делится впечатлениями от пережитой летней ночи. Действие происходит на даче, расположенной близ Парижа. Рассказчик внезапно просыпается в полной уверенности в том

Жанр, размер, направление

В ХХ веке в литературе появилось новое модное явление, которое быстро покорило весь литературный мир. Это был модернизм, который уверенно покорил вершину литературного Олимпа. Это направление было настолько масштабным и емким, что произошло его неизбежное дробление на большое количество разнообразных течений. Для своего творчества Анна Ахматова выбрала акмеизм – литературное течение, для которого была характерна предметность образов и предельная ясность слога.

Акмеисты считали своим долгом придавать неприглядным жизненным явлениям наилучшую форму, всячески облагораживать человеческую природу, делая акцент лишь на лучших ее качествах. Поэма «Реквием» стала прекрасным образцом этого нового течения, поскольку в полной мере соответствовала его главным моральным и эстетическим принципам: классической строгости стиля, ясным образам, стремлением автора передать даже самые ужасные проявления человеческой жестокости мелодичным языком поэзии и тем самым предостеречь потомков от роковых ошибок своих неразумных предков.

Не меньший интерес представляет и жанр «Реквиема» — поэма. Композиционно произведение Ахматовой можно отнести к эпическому роду, поскольку оно состоит из пролога, основной части и эпилога. Кроме того, оно охватывает несколько исторических периодов, которые связаны друг с другом самым тесным образом. В своем произведении Анна Ахматова показала, насколько частым и глубоким в отечественной истории  было проявлением материнского горя. Поэтесса призывала ни в коем случае не забывать о тех страшных событиях, чтобы не допустить повторения трагедии.

Для поэмы «Реквием» характерен динамичный стихотворный размер, в строках – различное количество стоп. Это связано с тем, что Анна Ахматова писала свое произведение в разное время, отрывками, в результате чего стилистика фрагментов отличалась, как и восприятие от прочтения поэмы.

Анализ поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»

Анна Андреевна Ахматова — великая русская поэтесса, талантливая женщина, на долю которой выпали тяжкие испытания. Ей пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться на ее судьбе. Поэма «Реквием» явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться Ахматовой. Период создания этой поэмы занял шесть лет — с 1935 по 1940 гг. Эти годы были полны тяжких и трагических событий, которые затронули жизни многих людей, разделяя нормальную, счастливую жизнь и страшную действительность. Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет несет определенную идею. Эпиграфом к поэме стали строки, в которых Ахматова говорит, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны даже в самые страшные годы, все тяготы того времени коснулись и ее жизни. Она отказалась от эмиграции и осталась в России: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Строки эпиграфа написаны позже, чем сама поэма Они датированы 1961 г. Часть «Вместо предисловия» рассказывает о том, что предшествовало написанию поэмы. Прокатившаяся по стране волна арестов невиновных людей, репрессии и произвол властей стали трагедией для всей страны. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие заключенных, стали символом того времени. Это коснулось и Ахматовой, когда был арестован ее сын. «Посвящение» — это описание переживаний людей, которые много времени стоят в тюремных очередях. Ахматова говорит об их «смертельной тоске», о безысходности и огромном горе. Использованные ею метафоры передают народную скорбь и страдания: Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река… А дальше ожидание приговора, от которого теперь будет зависеть судьба близкого человека. Часть «Вступление» передает боль и горе, которые испытываешь при мысли о трагических судьбах невинных людей. Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь. Использованный автором оксюморон (звезды смерти) как будто убивает последнюю надежду на счастливый исход. В этой же части поэтесса рисует образ глубоко несчастной, больной, одинокой женщины. Это даже не женщина, а призрак, убитый горем до крайней степени: Эта женщина больна, Эта женщина одна… Третье, четвертое, пятое и шестое стихотворения носят личный характер. Ахматова рассказывает о собственных воспоминаниях и чувствах. Здесь есть точные временные детали («семнадцать месяцев кричу»), ласковые обращения к сыну («на тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели»), характеристика самой лирической героини поэмы («царскосельской веселой грешницы»). Седьмая часть поэмы — «Приговор» — несет идею человеческой стойкости. Для того, чтобы выжить, мать должна стать каменной, научиться не чувствовать боли: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. Но вынести все это трудно, поэтому восьмая часть названа «К смерти». Героиня ожидает свою смерть. Она просит ее ускорить свой приход, потому что жизнь утратила для героини всякий смысл: Ты все равно придешь. – Зачем же не теперь? Я жду тебя – мне очень трудно. Я потушила свет и отворила дверь Тебе, такой простой и чудной. В десятой части — «Распятии» — показана трагедия тысяч матерей, чьи дети безвинно несут тяжкий крест: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел. А туда, где молча мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Эпилог поэмы состоит из двух частей. В первой части Ахматова опять обращается к тем, кто стоял вместе с нею тюремной очереди. Она просит бога о помощи, но не для себя одной, а для всех убитых горем людей «под красною ослепшей стеною». Вторая часть развивает общепоэтические темы назначения поэта и поэзии. Здесь же Ахматова поднимает тему ее возможного Памятника, который должен стоять у той страшной тюремной стены, где «выла старуха, как раненый зверь». В своей жизни Анна Ахматова знала славу и забвение, любовь и предательство, но она всегда стойко переносила все страдания и трудности, потому что была сильным человеком. В наше время душевная стойкость и непреклонная воля Анны Ахматовой служат нам примером и неиссякаемым источником вдохновения.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Ахматова А.А. / Реквием / Анализ поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Проблемы

Проблематика поэмы весьма многогранна. Несмотря на давность описываемых событий, она остается актуальной и по сей день, поскольку даже в современном мире еще есть место политическим репрессиям, жертвами которых становятся ни в чем не виновные люди.

  • Несправедливость. Ахматова пишет о том, что мужья, отцы и сыновья тех женщин, что стояли с ней в общей очереди, оказались за решеткой только потому, что были чуждыми новой власти. Они не совершили никаких преступлений, но оказались в тюрьме лишь по той причине, что были не согласны с постулатами советского правительства, и посмели как-то выразить свое мнение. Сын Ахматовой был приговорен к лагерям из-за того, что его отец был расстрелян по подозрению в контрреволюционной деятельности. Символом безжалостной диктатуры является огромная красная звезда с кровавыми отблесками, которая повсюду преследует лирическую героиню. Будучи символом новой власти, она в представлении поэтессы представляет атрибут антихриста – звезду смерти.
  • Проблема исторической памяти. Анну Андреевну очень тревожит мысль о том, что новые поколения с легкостью забудут все те ужасы, через которые пришлось пройти их предкам. Она словно предчувствовала, что на долгие годы она и ее бунтарское творчество окажется под запретом в стране, в которой власть безжалостно уничтожает тех, кто смеет сомневаться идеологии действующей партии. Даже когда спустя время этот запрет был снят, Ахматова оказалась под прицелом безжалостных критиков. Ее обвиняли во всех смертных грехах, сознательно умаляли творчество гениальной поэтессы. Под лозунгами светлой борьбы за интересы простого народа Ахматова как поэт была буквально растоптана своими лицемерными коллегами.
  • Беспомощность и бесправие. При всей своей огромной, всепоглощающей любви к сыну героиня не способна как-то повлиять на его горькую судьбу, облегчить участь. Как и сотни матерей, обреченных провожать в последний путь своих детей, героиня может лишь безропотно ждать хоть какую-то весточку о своем сыне. Им приходится шепотом, тайком ото всех делиться своим переживаниями и страхами, ведь за малейшее лишнее слово, высказанное против действующей власти, человека могли отправить гнить в лагерях.

Важные детали в анализе поэмы «Реквием»

Поэма недаром создавалась не один год. Все это время Ахматова пропускала свои переживания через себя. Поездки к сыну продолжались, а значит, она переживала новые эмоции. Зная многих женщин, таких же, как она, Ахматова писала очень чувственное произведение с разными взглядами разных людей.

Поэтесса понимает, что нужно отпустить и пережить это время, но для нее это слишком дорогие моменты встречи с сыном, который находится далеко от нее и в тяжелых условиях, и она считает нужным написать рукописи в знак памяти времени. Так сказать, увековечить эпоху, самый сложный период своей жизни.

«Реквием» — самое необычное произведение Ахматовой, живой и мертвый памятник того времени, пик ее мастерства.

Наверняка, вам будет также интересно прочитать обзор стихотворения Ахматовой «Не любишь, не хочешь смотреть».

Характеристика главных героев

Главная лирическая героиня поэмы – это и автор «Реквиема», и мать, переживающая за судьбу сына, и обычная женщина из народа. Каждый из этих образов уникален и, плавно перетекая, соединяется в один лик, прообразом которого является сама Анна Ахматова.

Лирическая героиня – это женщина с мощной, неисчерпаемой внутренней энергией, которая в попытках спасти единственного ребенка «кидалась в ноги палачу».

Личностные переживания героини сменяются отстраненностью в оценках поведения, ввергнутой в отчаяние матери: «Эта женщина больна, эта женщина одна».

Автор со стороны смотрит на все, что происходит вокруг. Сложно представить, как будучи в прошлом «насмешницей и любимицей всех друзей», героиня превратилась в тень, призывающую смерть. Свидание с сыном вызывает бурю эмоций в душе матери, но отчаяние сменяется надеждой, желанием бороться до конца.

Образ сына раскрывается в произведении не так полно и многогранно, но сравнение его с Христом подчеркивает невинность и святость героя. Он предстает смиренным мучеником, старающимся утешить и поддержать мать.

Другие главные герои поэмы – это собирательные женские образы, переживающие за судьбу близких мужчин. Они томятся в неизвестности, переносят лютый холод и палящий зной в ожидании кратких свиданий. Автор олицетворяет их с Богоматерью, кротко переносящей невзгоды.

Тема

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чём не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит их с близкими, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за своё отечество, вынужденное стать ареной для бессмысленной и жестокой казни своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего ребёнка.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе и помнить невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Это часть истории, и вычеркивать её из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, к чему призывает Ахматова в своей поэме.

Суть: о чем произведение?

Хотя произведение и автобиографично, невозможно отделить личную драму Анны Ахматовой от несчастных судеб множества других людей. Поэма «Реквием» — это многоголосая исповедь миллионов людей, вложенная в уста несчастной матери осужденного сына.

Основные события в поэме «Реквием» крутятся вокруг тюремных стен. В поэме мы узнаем о том, как сына арестовывают, как его мать обивает пороги, страшась смерти своего ребенка, как тягостно тянутся дни ее семнадцатимесячной пытки. Она вспоминает свою беззаботную юность «царскосельской веселой грешницы», еще не подозревавшей о длинных тюремных очередях, которые ей придется отстоять.

Мать в отчаянии предрекает сыну гибель, но «светлый день» приносит новость о ссылке. И хотя неизбежность приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.

Героиня спрашивает у смерти: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Последний раз она видит «страшные глаза сына», отпуская его в неизвестность.

Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.

Лирическая героиня соединяет свою судьбу с судьбами миллионов людей, заклиная поставить ей памятник на том месте, где «триста часов» простояла героиня и тысячи таких, как она.

Художественные приемы

Анализ «Реквиема» Ахматовой позволяет лучше понять особенности произведения. Текст написан в жанре поэмы с чертами эпоса. На это указывают следующие признаки:

  • есть пролог и эпилог;
  • описано несколько исторических эпох;
  • в тексте можно найти несколько сюжетных параллелей.

Если внимательно изучить композицию, можно заметить, что поэма словно состоит из нескольких частей. Первые 2 главы являются вступлением и знакомят с местом действия. Следующие 4 части рассказывают о жизни героини:

  • в молодости она не ведала никаких проблем;
  • арест сына;
  • одиночество.

В тексте рассказывается история не только одной героини. Это была боль многих матерей, которые лишились детей и мужей. Кульминация работы происходит в 5 и 6 главе. Именно в них героиня словно предчувствует смерть. Дальше ей предстоит узнать приговор сыну, испытать отчаяние, сходить на тюремное свидание.

Ахматова решила назвать поэму «Реквием» по нескольким причинам. Это слово означает проведение заупокойной службы. Поэтесса посвятила произведением всем узникам режима. Ее поэма — это боль и слезы матерей, жен и дочерей.

https://youtube.com/watch?v=UM5L_Y0Oblo

Основная часть

И после «Вступления» звучит главная тема «Реквиема» — плач матери за сыном. Ахматова придает прощальной сцене большое значение. В поэме появляется мелодия, на манер колыбельной. Мотив колыбельной подготавливает мотив бреда и безумия.

Ситуация с матерью и казнимым сыном, которая возникает в «Реквиеме», соотносится в Ахматовой с сюжетом Евангелии. Поэму можно считать философской. Каждая мать, которая потеряла сына, походит на Богоматерь. Поэт передает голос Иисуса, но не слышит голоса Матери. Ее состояние, чувство вины и бессилие не способны передать никакие слова. Образ Богоматери символизирует всех матерей мира, детей которых убили. К «Эпилогу» голос матери и поэта сливаются в один.

Центр сюжета поэмы – V и VI главы. Они посвящаются сыну и времени его заключения. Перед этими главами есть четыре коротких, в которых доносятся разные голоса. Русской женщины из истории, народной женщины из песни, и женщины из трагедии, сродни Шекспировской. Четвертый – голос, который обращается к Ахматовой 10-х годов, и к Ахматовой 30-х годов XX века.

В седьмой части произведения – «Приговор» – с двоякими чувствами описывается момент свершения суда. Здесь прослеживается мотив страдания, полнее раскрывается образ матери, которая, прежде всего, желает снова жить. У нее много душевных сил, она сама отдала своего сына на приговор. Ведь мать была готова к расставанию с сыном и справится с этим. Несмотря на все, героиня Ахматовой — живая, слабая в душе женщина, которая долго скорбит. Следующая глава поэмы «К смерти» доказывает этот факт. Обращаясь к смерти, героиня взывает к ней, что очень ждет конца

Ей уже неважно, какой будет эта смерть: от рук бандита или от болезни. Строки показывают состояние героини, которая уже обезумела

Ее состояние похоже на агонию, которая сопровождается бредом. Агония женщины в «Распятии» меняется на молчание матери, на которую никто не посмел взглянуть, когда умер ее сын. Земной образ переходит в божественный. Поэтесса очень ценила образ матери. Показать чувства апатии матерей хотела Анна Ахматова. «Реквием», краткое содержание ее поэмы, служит этому хорошим примером.

В поэме Ахматова описывает личную трагедию. Поэт переживает боль страны и не ограничивается лишь содержанием произведения, это всего лишь один пример народного страдания. Подобные слова есть в «Посвящении» и в «Эпилоге».

Главные герои и их характеристика

  • Лирическая героиня. Ее прототипом была сама Ахматова. Это женщина с достоинством и силой воли, которая, тем не менее, «кидалась в ноги палачу», ведь безумно любила своего ребенка. Она обескровлена горем, ведь уже потеряла мужа по вине все той же зверской государственной машины. Она эмоциональна и открыта перед читателем, не скрывает своего ужаса. Впрочем, все ее существо болит и страдает за сына. О себе она отстраненно говорит: «Эта женщина больна, эта женщина одна». Впечатление отстраненности усиливается, когда героиня говорит о том, что не могла бы так переживать, и за нее это делает кто-то другой. Раньше она была «насмешницей и любимицей всех друзей», а теперь само воплощение муки, призывающее смерть. На свидании с сыном безумие достигает своего апогея, и женщина сдается ему, но вскоре к ней возвращается самообладание, ведь сын ее все еще жив, а, значит, надежда есть, как стимул жить и бороться.
  • Сын. Его характер раскрыт менее полно, но о нем нам дает достаточное представление сравнение с Христом. Он также невиновен и свят в своей смиренной муке. Он изо всех сил пытается утешить мать на единственном свидании, хоть от нее и не укрывается его страшный взгляд. О его горькой участи сына она лаконично сообщает: «И когда, обезумев от муки, шли уже осужденных полки». То есть, молодой человек держится с завидным мужеством и достоинством даже в такой ситуации, раз пытается поддержать самообладание близких людей.
  • Женские образы в поэме «Реквием» наполнены силой, терпением, самоотверженностью, но в то же время невыразимой мукой и тревогой за судьбу близких. Эта тревога иссушает их лица, как осеннюю листву. Ожидание и неизвестность губят их жизненные силы. Но их изможденные горем лица полны решимости: они стоят и в холод, в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных. Героиня нежно нарекает их подругами и пророчит им сибирские ссылки, ведь не сомневается, что все те, кто могут, последуют за своими близкими в ссылку. Их образы автор сравнивает с ликом богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына.

Жанр, направление и размер

«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.

Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.

Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: