Кратко «очарованный странник» н. лесков

Смысл названия

Если с первым вариантом названия все ясно, то возникает вопрос, в чем заключается смысл заглавия «Очарованный странник»? Лесков вкладывал в него не менее интересную мысль. Во-первых, оно указывает на насыщенную жизнь героя, его странствия, как на земле, так в пределах своего внутреннего мира. В течение всего жизненного пути он шел к осознанию своей миссии на земле, в этом состоял его главный поиск – поиск своего места в жизни. Во-вторых, прилагательное указывает на способность Ивана ценить красоту окружающего мира, очаровываться ею. В-третьих, писатель использует значение «колдовские чары», ведь нередко персонаж поступает неосознанно, как будто не по своей воле. Его ведут мистические силы, видения и знаки судьбы, а не разум.

Повесть называется так еще и потому, что автор указывает финал уже в заглавии, как будто исполняя предначертание. Мать предрекла сыну будущее, пообещав его Богу еще до рождения. С тех пор над ним довлеют чары судьбы, направленные на то, чтобы исполнить предназначение. Странник идет не самостоятельно, а под действием предопределения.

Главы 2−5

Иван Северьяныч Флягин родился крепостным в поместье богатого графа из Орловской губернии. Граф разводил лошадей, а отец Ивана служил при нём кучером. У матери Ивана долго не было детей, и женщина вымолила ребёнка у бога, а сама умерла при родах. Мальчик родился с огромной головой, поэтому дворня звала его Голованом.

Брифли существует благодаря рекламе:

Раннее детство Иван провёл на конюшне и полюбил лошадей. В одиннадцать лет его посадили форейтором на шестёрку, которой правил его отец. Иван должен был кричать, прогоняя с дороги людей. Зазевавшихся он стегал кнутом.

Однажды Иван с отцом везли графа в гости мимо монастыря. Мальчик стегнул кнутом заснувшего в возу монаха. Тот испугался, упал с телеги, лошади понесли, и монаха задавило колёсами. Ночью Ивану явился убитый им монах, сказал, что Иванова мать не только вымолила его, но и обещала богу, и велел идти в монастырь.

Иван не придал значения словам мёртвого монаха, но вскоре случилась его «первая погибель». По дороге в Воронеж упряжка графа вместе с экипажем чуть не рухнула в глубокую пропасть. Иван сумел остановить лошадей, а сам упал под обрыв, но чудом выжил.

За спасение своей жизни граф решил наградить Ивана. Вместо того чтобы попроситься в монастырь, мальчик захотел гармошку, играть на которой так и не научился.

Продолжение после рекламы:

Вскоре Иван завёл себе пару голубей, от них пошли птенцы, которых повадилась таскать кошка. Иван кошку поймал, высек, отрезал у неё хвост и прибил над своим окном. Кошка принадлежала любимой горничной графини. Девушка прибежала к Ивану ругаться, тот огрел её «метлою по талии», за что был выпорот на конюшне и сослан дробить камень для садовых дорожек.

Иван дробил камень так долго, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть насмешки — мол, осудили его за кошкин хвост — и решил Иван повеситься в ближайшем осиновом леске. Только повис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану идти с ним в воры. Тот согласился.

Чтобы Иван не сорвался с крючка, цыган заставил его украсть лошадей из графской конюшни. Коней продали дорого, но Иван получил только серебряный рубль, поругался с цыганом и решил сдаться властям. Он попал к ушлому писарю. За рубль и серебряный нательный крест тот справил Ивану пропуск и посоветовал идти в Николаев, где было много работы.

Брифли существует благодаря рекламе:

В Николаеве Иван попал к барину-поляку. Его жена сбежала с военным, бросив грудную дочь, которую Иван должен был нянчить и кормить козьим молоком. За год Иван привязался к ребёнку. Однажды он заметил, что ножки у девочки «колесом идут». Лекарь сказал, что это «аглицкая болезнь» и посоветовал закапывать ребёнка в тёплый песок.

Иван начал носить воспитанницу на берег лимана. Там ему снова привиделся монах, звал его куда-то, показывал большой белый монастырь, степи, «диких людей» и говорил ласково: «Тебе ещё много надо терпеть, а потом достигнешь». Очнувшись, Иван увидел, как незнакомая дама целует его воспитанницу. Дама оказалась матерью девочки. Забрать ребёнка Иван не позволил, но разрешил им встречаться у лимана втайне от барина.

Дама рассказала, что мачеха насильно выдала её замуж. Первого мужа она не любила, а нынешнего любит, потому что с ней он очень ласков. Когда даме пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку большие деньги, но тот отказался, поскольку был человеком «должностным и верным».

Реклама:

Тогда явился сожитель дамы, улан. Иван сразу захотел с ним подраться и плюнул на деньги, которые тот давал. «Ничего, кроме телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги поднимать не стал, и этим благородством очень понравился Ивану. Попытался улан дитя забрать, Иван сперва не дал, а потом увидел, как мать к нему тянется, и сжалился. В этот момент появился барин-поляк с пистолетом, и Ивану пришлось уехать вместе с дамой и уланом, оставив у поляка свой «беззаконный» паспорт.

В Пензе улан сказал, что он, человек военный, держать у себя беглого крепостного не может, дал Ивану денег и отпустил. Решил Иван в полицию сдаваться, но сначала зашёл в трактир, напился чаю с кренделями, поле чего забрёл на берег Суры. Там хан Джангар, «первый степной коневод» и царь, продавал дивных лошадей. За одну кобылицу два богатых татарина решили биться.

Знакомец, с которым Иван чай пил, объяснил ему все тонкости татарской борьбы, и двадцати­трёхлетний богатырь захотел поучаствовать.

Глава десятая

Флягин пошел на ярмарку, где решил воспользоваться полученным опытом. Он предлагал свои услуги мужикам, которых обманывали цыгане при покупке коней. Вскоре Иван обрел хорошую славу, и его взял к себе помощником один князь.

В течение трех лет Иван жил с благородным князем и получал неплохие деньги. Вельможа доверил Ивану должность казначея, поскольку сам любил частенько сыграть в карты и проигрывался до последнего рубля. Если Иван видел, что игра у князя не шла, переставал давать ему деньги.

Словом, все было у Флягина хорошо. Единственно, что омрачало его жизнь – это запои. А случались они у Ивана частенько. Перед тем как уйти в запой, уже Иван отдавал князю свои сбережения.

У татар

Повесть «Очарованный странник» продолжается. Своих лошадей продает хан Джанкар, а татары борются за них и назначают цены. Они плетьми стегут друг друга, чтобы заполучить лошадей. Такое было соревнование. Когда одного красавца-коня выставляют на продажу, не сдерживается Иван Северьяныч и до смерти запарывает татарина, выступая за ремонтера. Его отводят в полицию за убийство, но тот убегает. Чтобы главный герой никуда не сбежал от татар, ноги Ивана Северьяныча «подщетинивают». Теперь он может передвигаться только ползком, служит лекарем у них, мечтая о возвращении на свою родину. У него есть несколько жен и детей, которых тот жалеет, но признается, что не смог их полюбить, так как они некрещеные.

Анализ произведения

Писатель описал множество характеров и судеб в произведении. Автор поражает читателей своими разносторонними знаниями про жизнь всех сословий и национальностей. Он сумел с точностью воспроизвести речь простых людей.

История создания книги

Лесков в своей повести критикует российскую действительность. Он разоблачает проблемы духовенства, самодуров, находящихся у власти, взяточничество, разгульную жизнь, подхалимство. Автор уделяет большое значение проблемам общества, восхищается талантами русского народа, простых людей, их честностью, добродушием и отзывчивостью.

Книга была написана в 1872 году. В Валааме Лескову пришла мысль рассказать о страннике и его мытарствах. В произведении сцены следуют друг за другом, нет какого-то центрального эпизода, к которому будут привязаны все события.

Иван Северьянович Флягин — так звать главного героя. Это пожилой человек, рассказчик. Он повествует о своей жизни, делится испытаниями и невзгодами, которые сопровождали его на протяжении жизненного пути. Автор показывает его сильной и яркой личностью, а дворян — неблагородными и слабыми людьми.

Краткое содержание

На судне переплавляются пассажиры по Ладожскому озеру. Они заходят в поселок Корела, а после отбытия из него заводят разговор об этом месте. Попутчики начинают спорить о его унылости. В спор вступил странник в монашеском одеянии. Он рассказал историю своей интересной жизни. Это был Флягин, сын кучера, который родился крепостным. Его матушка умерла во время родов. Иван провел свое детство на конюшне, где научился отлично разбираться в лошадях.

Как-то парень повез графа в гости. Им по дороге встретился спящий монах. Флягин случайно засек его насмерть. В ту же ночь ему привиделся старец и сказал, что парень был матерью обещан богу. Дух монаха сообщил знамение, что Иван будет множество раз умирать, но не погибнет. Ему предначертано пойти в чернецы.

Голован завел голубей на конюшне. Кошка повадилась охотиться на них, парень высек ее и отрубил хвост, но был наказан за такой поступок. Его выпороли и заставили бить камни для дорожки. Такое унижение привело героя к мысли о самоубийстве, но парня спас цыган. Этот человек предложил Ивану пойти в разбойники и попросил его выкрасть двух коней из конюшни.

Спустя время юноша решил прекратить воровство. Судьба привела его к барину, который взял Ивана в няньки для своей дочери.

Как-то во время прогулки парень встречает мать девочки. Она давно бежала с любовником, но тут появилась в слезах и была убита горем. Женщина стала умолять отдать дочь, прибегла к подкупу. Голован отдал девочку, но денег не взял, он отправился вместе с новыми господами в Пензу.

Из-за отсутствия паспорта ему пришлось уйти от этих людей. Далее Иван попадает на ярмарку, где продавали лошадей. Он помогает человеку выиграть коня, но для этого участвует в поединке, где убивает человека. За это герою грозила тюрьма. Но парню повезло, его спрятали татары.

Продолжение пересказа

Иван тосковал по родине, молился о возвращении домой. Однажды к татарам пришли 2 русских миссионера, которые хотели обратить местных в свою веру. Голован воспользовался этим и попросил их о помощи, но в ответ получил отказ. Позже герой находит одного из этих людей мертвым. Он похоронил его тело по-христиански.

Через год к татарам снова пришли люди. Иван нашел оставленный ими ящик, в котором были фейерверки. Герой решил напугать татар и заставил их принять православную веру. Ему удалось бежать из плена, откуда он попал в Астрахань. Там Голован предался пьянству и оказался в остроге. После этого его отправили на родину, где барин приказал высечь Ивана, а затем вернул ему паспорт и отпустил на волю.

Чуть позже странник знакомится с человеком, который обещает избавить его от пьянства. Иван выпил с этим человеком и ему стала мерещиться всякая жуть. В таком состоянии он оказывается в доме, где полно людей. Там мужчина встретил прекрасную цыганку Грушу, которая заворожила его своим пением. В нее же впоследствии влюбился барин, у которого жил Иван. Этот человек быстро охладел к девушке, решил отдать ее замуж за Голована.

Барин собрался жениться на другой. Это вызвало негодование у цыганки. В разговоре с Иваном она пригрозила, что убьет невесту. Странник толкнул Грушу, и девушка упала с обрыва в реку.

После отставки герой решил стать артистом, но и там не сложилось. Тогда он ушел в монастырь, где замаливал свой грех. После убийства Груши Ивана Флягина мучила совесть. В дальнейшем у него открылся дар пророчества. Мужчина странствовал по миру, искал смысл существования.

Испытание любовью

На жизненном пути Ивану встретится красавица-певунья, цыганка Грушенька. Она так хороша внешне, что у Ивана дух захватывает от ее красоты, но богат и ее духовный мир.

Девушка, чувствуя, что Флягин ее поймет, рассказывает свое немудреное вечное девичье горе: любимый поиграл с ней и бросил. А жить она без него не может и боится, что или убьет его вместе с его новой возлюбленной, или руки на себя наложит. И то и другое пугает ее — это не по-христиански. И просит Груша Ивана взять грех на душу — убить ее. Смутился и не решился вначале Иван, но потом жалость к безответным мучениям девушки перевесила все его сомнения. Сила ее страдания привела к тому, что столкнул Грушу в пропасть Иван Флягин. Характеристика этого поступка состоит в особой стороне человечности. Убивать страшно, и Христова заповедь говорит: «Не убий». Но Иван, преступая через нее, выходит на высший уровень самопожертвования — он жертвует своей бессмертной душой для спасения души девушки. Он, пока жив, надеется отмолить этот грех.

История создания

Планы о создании повести о жизни монахов посетили Лескова во время его путешествия по Ладожскому озеру. Во время поездки Лескову пришлось побывать на островах Валаам и Корелу – в то время это было место поселения монахов. Увиденные пейзажи способствовали появлению идеи о написании произведения по поводу жизнедеятельности этих людей. К концу 1872 года (почти через полгода после путешествия), повесть была написана, однако ее публикация не была столь скорой. Лесков отправил повесть в редакцию журнала «Русский Вестник», редактором которого в то время был М. Катков. К сожалению, редакционной комиссии эта повесть показалась недоработанной и они не стали ее публиковать.

В августе 1873 повесть все же увидели читатели, но уже в газете «Русский мир». Ее название изменилось, и было представлено в развернутой форме: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». К повести также было добавлено посвящение – Сергею Кушелеву – именно в его доме впервые была предоставлена повесть широкой публике.

Символичность названия

Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». Однозначно ответить на вопрос, почему было выбрано такое специфическое название, невозможно. С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Сложно представить сходство Телемака и Ивана. Однако, все же оно присутствует и заключается в поиске. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни».

Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».

По мнению исследователей в повести есть еще один эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу.

Герои

Все главы-рассказы «Очарованного странника» объединены личностью Ивана Северьяныча Флягина (Головина), который рассказывает необычную историю своей жизни.

Вторым по значимости в повести является образ цыганки Груши. Девушка стала предметом неразделенной любви Флягина. Неразделенная любовь Груши к князю не позволила рассмотреть девушке чувства Флягина по отношению к ней и способствовала ее гибели – Груша просит Флягина ее убить.

Все остальные персонажи имеют обобщенные черты характера – они представлены типичными героями в их социальной прослойке.

  • Граф и графиня из Орловской губернии – помещики, к владениям которых принадлежал Флягин с самого рождения.
  • Барин из Николаева – мужчина, у которого Флягин служил нянькой – присматривал за его маленькой дочкой.
  • Мать девочки – родная мать девочки, порученной Флягину, сбежавшая с неким офицером от мужа.
  • Офицер – молодой человек, влюбленный в мать девочки. Он предлагает Флягину деньги за то, чтобы он отдал им ребенка. Помогает Флягину финансово после его побега от барина.
  • Человек обладающий «магнетизмом» – случайный знакомый Флягина, который загипнотизировал его на предмет алкогольного опьянения и зависимости.
  • Князь – помещик у которого Флягин служит конэсером.
  • Евгения Семеновна – любовница князя.
  • Цыгане – обобщенный образ цыганской общины.
  • Татары – обобщенный образ.
  • Наташи – две жены Флягина, которые появились у него во время жительства у татар.

Глава седьмая

В новой орде выделили Флягину двух других жен. Обе родили от него детей. Но Флягин не считал младенцев своими, поскольку они были не его веры.

Скучал Иван по родине все сильнее, достало его однообразие степи. Не по душе была и жесткая татарская конина. Все чаще вспоминал он свою родную деревню. Там в праздник готовят гусей и уток, а добрый пьяный священник отец Илья ходит из дома в дом. В каждой избе выпивает рюмашку и собирает угощения разные.

С татарами жизнь совсем иная. Очень тяжело было Ивану без христианской веры. С женами он жил без венчания, а если умрет здесь, знал, что похоронят без отпеваний. Сильно эта мысль терзала душу Флягина. Он частенько выползал из татарской юрты и возносил молитвы Богу.

Автор

Портрет Николая Лескова. Валентин Серов. 1894

Николай Семёнович Лесков (1831–1895) — писатель, о котором Лев Толстой говорил, что он «самый русский из наших писателей».

«Я смею, даже, может быть, дерзко думаю, — писал Лесков, — что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе».

Предки Лескова были священниками в селе Лески Орловской губернии. Отсюда вышла родовая фамилия Лесковы. Писатель хорошо знал Библию, церковные традиции и часто обращался к христианским образам и мотивам в своих текстах. Лесков был убежден, что литература призвана поднимать дух человеческий и что «цели евангельские» для нее дороже всех иных.

Проблемы

В повести «Очарованный странник» Николай Семенович поднял множество важных социальных, морально-этических, духовных проблем, с которым сталкивается человек на протяжении своей жизни.

  1. Поиск правды. Главный герой пытается отыскать свое место жизни. На его пути часто встречаются разного рода препятствия, и не всегда он преодолевает их достойно. Совершенные грехи тяжелым грузом ложатся на душу Флягина, который интуитивно стремится к праведной жизни, но не всегда у него это получается. Лишь пройдя длинный путь, наполненный ошибками, и получив важный жизненный опыт, он понимает, что его призвание – служение Господу и скромная жизнь в монашеской обители. Без испытаний герой не смог бы самостоятельно прийти к истине, поиск которой всегда дается очень непросто. Вот только ему пришлось заплатить слишком высокую цену за откровение свыше: пережив серьезные душевные терзания, он стал настоящим мучеником.
  2. Социальное неравенство. На примере главного героя Лесков поднимает проблему тяжелой доли крепостных крестьян, которая имеет поистине гигантские масштабы. По вине барина Флягин получил увечье на каменоломне. Не менее печальна участь бедных стариков, что чуть было не лишись единственного кормильца, которого собирались забрать в рекруты. В мучениях заканчивает свои дни и мать главного героя, которая не в состоянии получить от кого-либо помощи. В обществе отношение к крепостным крестьянам было ничуть не лучше, чем к домашней скотине. К примеру, барина гораздо больше волновали его лошади, чем люди, которые работали на него.
  3. Невежество. Эта проблема всегда стояла остро в дореволюционной России, поскольку образование было доступно лишь для привилегированных  слоев общества. Возможно, если бы Флягин образованным человеком, он бы смог быстрее осознать свое предназначение в этом мире. Кроме того, невежество героя не позволяло ему выбиться в люди, даже после получения вольной и при наличии дворянства: он не мог прижиться в городе, найти себе место в светском обществе. Вольный крестьянин, получая путевку в жизнь, был обречен на жалкое прозябание: отсутствие необходимого образования, воспитания и манер не позволяли ему чувствовать себя своим в новом для него социуме.
  4. Искушение. На протяжении всей своей жизни Флягин упорно боролся с собственными «бесами» — теми темными сторонами своей души, что не позволяли ему встать на путь истинный. Недаром красавица-цыганка Груша предстает перед героем в образе искусителя: желание, которое вызывала в нем эта женщина, не давало ему покоя и в новой, праведной жизни. Флягин, с юности привыкший к вечным скитаниям, не способен обрести покой в монашеской келье. Его манит дорога, притягивает к себе жизнь с ее бесконечным преодолением трудностей. Чтобы чувствовать себя живым, Флягин нуждается в страданиях, подвигах. Ему нужна своя Голгофа, на которую он должен взойти за свое Отечество.
  5. Тоска по родине. Герой является настоящим патриотом, который чувствует себя по-настоящему комфортно лишь в родных краях. Спокойная, налаженная жизнь среди чужеземцев не способна сделать его счастливым. Его душа тоскует по родине, и однажды он отваживается на побег, который приносит ему новые муки: чтобы утихомирить русского великана, татары зашивают ему в пятки конский волос. В течение десяти лет Флягин терпит эти мучения, но в итоге все равно сбегает на родину.
  6. Проблема веры. По ходу повествования автор описывает сложные судьбы православных миссионеров, которые предпринимали попытки обратить в православие татар.

Характеристики главных героев

Главный герой повести, основной рассказчик событий. Это совершенно новый образ человека, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы. В нем органично сплелись черты былинного богатыря, сказочного персонажа и героя приключенческих романов. Этот персонаж неуязвим и благополучно преодолевает все жизненные преграды. Подробнее>>>

Одна из героев из повести, молодая цыганка. Главный герой Иван Флягин познакомился с ней, когда служил у одного знатного князя. Он был сразу же ею очарован, в особенности ее голосом. В глазах Ивана Северьяныча она идеал. В ней все прекрасно, и внешность, и страстность, и артистизм. Она словно чаровница завораживает его с первой же встречи. Подробнее>>>

Князь

Второстепенный персонаж, муж Груши, который нанял Ивана Флягина конэсером. Тот у князя отлично прожил три года, пока на их пути не встретилась красивая цыганка Груша. Князь так в неё влюбился, что отдал цыганам за неё почти всё своё состояние — 50 000 рублей. Но через несколько лет она ему надоела, он решил жениться на другой, а её отвёз в лес и поселил в избушке под присмотром.

Граф К.

Второстепенный персонаж, хозяин Ивана Флягина во младенчестве. Однажды Иван спас его с супругой от смерти, когда лошади внезапно понесли с обрыва. За это граф предложил выполнение любой просьбы, и Иван выбрал гармонь, которую украли на следующий день. После того, как Иван отрубил хвост любимой кошке графини, граф выгнал его из конюшни и заставил мостить дороги.

Графиня

Эпизодический персонаж, жена Графа К., которой Иван спас жизнь.

Горничная Графини

Эпизодический персонаж, именно она вычислила Ивана Флягина, когда он изувечил кошку Графини. В ходе ссоры он ударил её, а за это его перевели с конюшни мостить дороги.

Монах

Эпизодический персонаж, был убит Иваном Флягиным в детстве, когда он, ради шутки, ударил его спящего на возу кнутом, а тот упал с воза и разбил голову. Явился потом к нему ночью и предсказал, что тот будет много раз погибать, но ни разу не погибнет, пока время не придёт.

Хитрый цыган

Эпизодический персонаж, случайный свидетель попытки самоубийства Ивана Флягина. Он его спас, обрезав верёвку, а потом позвал с собой разбойничать. Иван согласился и даже вывел с конюшни графа двух самых лучших лошадей, но при дележе добычи цыган его обманул, и Иван расстался с ним.

Магнетизер

Эпизодический персонаж, случайный проходимец, с которым Иван Флягин познакомился в кабаке. Тот его убедил, что умеет отваживать от водки, что и сумел сделать. Также он привёл его в цыганский дом, где пела и танцевала Груша. Получив деньги от цыган, он так напился, что умер.

Барин

Эпизодический персонаж, отец маленькой девочки. Его бросила жена с грудным ребенком, и он решил для малыша нанять Ивана Флягина. Он купил ему козу и тот поил ребёнка молоком. Потом вернулась мать девочки с ухажёром, и Флягин ушёл с ними от барина.

Мать девочки

Эпизодический персонаж, жена барина, которая ушла от него с ремонтером. Она вернулась за дочкой, но Иван сначала девочку не отдавал, но потом отдал и ушёл вместе с ней и ремонтером.

Ремонтер

Эпизодический персонаж, ухажёр матери девочки, храбрый улан. Он предложил 1000 рублей за девочку, но Иван отказался и побил его, а потом увидел, что тот не трус и отдал девочку просто так, решив также уйти вместе с ними.

Джангар

Эпизодический персонаж, важный татарский хан, который торговал лошадьми.

Чепкун Емгурчеев

Эпизодический персонаж, татарин, который побил Бакшея в борьбе за лошадь.

Бакшей

Эпизодический персонаж, татарин, который проиграл Чепкуну в борьбе за лошадь.

Петр Сердюков

Эпизодический персонаж, сын родителей, которые подвозили Флягина. Ему надо было идти в солдаты, и родители горевали по этому поводу. Иван решил назваться его именем и послужить за него.

Северьян Иваныч

Эпизодический персонаж, отец Ивана Флягина.

Философ

Эпизодический персонаж, один из слушателей Ивана Флягина на корабле.

Мистер Рарей

Эпизодический персонаж, укротитель лошадей из Англии.

см. также:Краткое содержание Очарованный странник, Лесков

Глава первая: Знакомство с Флягиным

Странствуя по Ладожскому озеру на судне от острова Коневца к Валааму, путешественники побывали в посёлке Корела. Продолжая свою поездку, они стали обсуждать это весьма несчастное и древнее русское поселение.

Один из путников, любитель пофилософствовать, сказал, что в Корелу можно отправлять ссыльных Петербурга, вместо того, чтобы отправлять их в отдалённые места, ведь это намного дешевле для государства. Другой путник ответил, что дьячок, что жил в Кореле в изгнании, не смог выдержать тоску этого места, отчего и повесился. Философ полагал, что дьячок правильно поступил, а его религиозный собеседник считал, что самоубийцы целый век мучаются на том свете, потому что за них нельзя молиться.

Вдруг, защищая дьячка, в разговор вступил ещё один человек, малоречивый, дюжий, седой. На вид ему было лет пятьдесят. Одет он был в платье послушника. Он рассказал о попе из Москвы, который молился за самоубийц, исправляя их положение на том свете. Патриарх Филарет за пьянство хотел лишить духовного звания попа, но того защитил сам преподобный Сергий Радонежский, дважды приходивший к Филарету во сне.

Пассажиры заинтересовались странником и стали допытываться о его жизни. Богатырь стал рассказывать о том, что служил конэсером, укротителем лошадей, в армии. Он выбирал к жеребцам особенный подход, выливая им тесто на голову, чтобы усмирить их норов. Путешественники спросили странника, почему он стал монахом, на что он им ответил, что многое в своей жизни делал по родительскому обещанию. Черноризец прошёл необычный жизненный путь, поэтому путники попросили его рассказать о своём прошлом. Звали мужчину Иван Северьяныч Флягин.

Анализ 3

В повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы. На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным, рассказывает попутчикам о скитаниях, которые ему довелось вынести, Внешностью он напоминал русских былинных богатырей. Его удивительный, поэтический народный язык и манера повествования – старинный русский сказ, последовательность и изложение событий его жизни похоже на канонический древнерусский жанр жития. Попутчиков Иван покоряет искренностью рассказов о своих скитаниях.

Многие критики, современники Лескова, восприняли это произведение враждебно, упрекали автора в том, что нет в его повести ни логического сюжета, ни правдивости в описанном им национальном характере, ни основы любви героя к русской земле. Все повествование главного героя о своих странствиях оценивали, то ли как «от дурака откровение», то ли от «умного речь», а самого главного героя представляли, как пародию на человека с русским характером. Однако, образ главного героя при кажущейся внешней простоватости, многогранен и сложен. Лесков, познавая таинственную глубину русской души, ищет нравственные порывы в поступках грешного человека, неистового правдоискателя, который, часто ошибался, но страдая, не теряя веры, приходит на путь покаяния. Лесков показал, что русскому человеку не совсем присуще христианское смирение, ему свойственно согрешить ради справедливости.

Главный герой с детства был родителями завещан Богу, потому что был долгожданный и вымоленный ребенок. И по предсказанию ему было суждено уйти в монастырь. Много испытаний выпало на долю Ивана: крепостная повинность, побег, скитания без документов и денег, десятилетний плен у иноверцев, пятнадцатилетняя рекрутская служба на Кавказе, где за отвагу был пожалован Георгиевским крестом и офицерским чином. Он невольно стал причиной смерти трех человек: монаха, свалившегося под колеса телеги, татарина, бившегося за коня, цыганки, обезумевшей от ревности. Довелось ему побывать конэсером, нянькой, лекарем, солдатом, справщиком в конторе, актером в балагане. Сам герой считает себя страшным грешником, но пройдя через искушения и испытания, находит успокоение в служении и вере. Последний приют он находит в монастыре, но и там ему скучна спокойная жизнь. Его душа в поиске, она жаждет обрести цель жизни. Он очарованный жизнью бродяга с чистой, как у младенца душой, но сильным и независимым характером.

Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)

В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона.

Сочинение Жестокая реальность. Как вы понимаете выражение?

Увы, жизнь далеко не всегда справедлива. Люди не всегда получают по заслугам – достаточно часто их обвиняют в том, чего они не совершали либо в том, что не хотели совершать, но все же сделали под напором внешних обстоятельств.

Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для подросткового возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.

Основная идея

Перед нами отрывается душа простого русского мужика, которая нелогична, а иногда даже легкомысленна в своих действиях и поступках, а страшнее всего, что она непредсказуема. Поступки героя объяснить невозможно, ведь внутренний мир этого, казалось бы, простолюдина — это лабиринт, в котором можно и заблудиться. Но, чтобы не происходило, всегда есть свет, который выведет на правильный путь. Этот свет для народа – вера, непоколебимая вера в спасение души, даже если жизнь омрачила ее грехопадениями. Таким образом, главная мысль в повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках. Николай Лесков, как ни кто другой из писателей, смог понять и выразить русский дух, о котором иносказательно и туманно говорил еще А.С. Пушкин. Писатель видит простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.

Идейно-художественное своеобразие книги заключается в том, что она переносит библейскую притчу о Блудном сыне в современные автору реалии и показывает, что христианская мораль не знает времени, она актуальна в каждом столетии. Иван тоже осерчал на привычный уклад вещей и покинул отчий дом, только вот его домом с самого начала была церковь, поэтому его возвращение в родную усадьбу не принесло ему покоя. Он ушел от Бога, предаваясь грешным увеселениям (алкоголь, смертельные бои, воровство) и все глубже увязая в трясине порочности. Его путь был нагромождением случайностей, в нем Н. С. Лесков показал, как пуста и нелепа жизнь без веры, как бесцельно ее течение, что всегда заносит человека не туда, где бы он хотел оказаться. В результате, как и его библейский прототип, герой возвращается к истокам, в обитель, которую ему завещала мать. Смысл произведения «Очарованный странник» кроется в обретении смысла бытия, который призывает Флягина к бескорыстному служению своему народу, к самоотречению ради высшей цели. Иван не мог сделать ничего более масштабного и правильного, чем это посвящение себя всему человечеству. В этом его праведность, в этом его счастье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: