Анализ стихотворения «зимняя ночь» (б. л. пастернак)

Краткое содержание

В стихотворении автор смог словами нарисовать пейзаж, отображающий картинки природы в момент перехода осеннего сезона в зимний. Эти перемены отмечает лирический герой, который наблюдает за происходящим «за кулисами». Первоначально он описывает осеннюю погоду с дождем и ветром. Осень догадывается, что скоро ей придется покинуть осыпанный золотыми листьями привольный край. Ей приходится плакать об этом, роняя на пол из желтых листьев слезы дождя. Вместе с ней грустит и опустевший, засыпающий лес.

Ночью дождь сменяется крупным пушистым снегом, который покрыл землю ровным ковром. На рассвете нового дня лирический герой восторгается изменениями в природе. Несколько строк посвящено лесу, образ которого динамичный. Накануне перемен он грустный, а с приходом зимы — веселый.

Особенное внимание автор уделяет символу России — березам. Стройные белокурые красавицы сняли сережки и примерили новое украшение — капли-алмазы, подаренные зимой

Деревья приветствуют зимушку и позволяют ей разгуляться от души: петь песни севера, расстилать ковры, разгуливать по вольным просторам. Лирический герой вторит им — он покорен изменениями, которые принесла с собой снежная стихия.

Основная мысль в стихотворении «Родина»

Стихотворение Бунина «Родина» совсем небольшое, но скрывает в себе глубокий смысл. Писатель старается передать читателю множество вещей, которые свойственны человечеству. Автор отмечает, что над огромной, необъятной родиной нависла серьёзная мертвенно-свинцовая угроза. И хотя автор не высказывает прямо свои сомнения, становится понятно, что большой уверенности в величии блестящей державы нет. Но ситуация не безнадёжна. Мрачная окраска сменяется призрачной надеждой. Многострадальный народ, способный выстоять и выдержать многое, будет готов к новым испытаниям. Та печаль, которой окутано всё стихотворение, вероятно, накоплена столетиями. Ведь смирение, подчинение и безропотность — это основные черты многовекового угнетения простого человека на Руси.

Противоречивые чувства, которые навевает произведения, заставляют переосмыслить действительность и поверить в возможность возрождения.

Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. «Встреча зимы». 3-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование. мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения, – чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение? – Какие части можно выделить? – Какие картины нарисовал поэт? – Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам. Песни севера петь По лесам и степям.

– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? – Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением) – Как автор относится к простым русским людям? к Родине? – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? – Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы. – Почему русский народ не боится зимы? – Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин

Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. – Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?

10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1 )

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.

Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Встреча зимы. Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок. Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Наступила зима. Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить. Брат и сестра долго любовались этой красотой.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Зимняя ночь» относится к философской лирике. Борис Леонидович пишет о вечных ценностях, о любви, переплетая свои размышления с образами природы, которой он восхищался, вдохновлялся постоянно.

Можно предположить, что стихотворение «Зимняя ночь» написано импрессионистично. Импрессионизм – это размытая неясная картина, отражающая впечатление от чего-либо. Импрессионизм отличается долгим «послевкусием», заполняющим все мысли после прочтения, будто размышления автора, не отражённые на листах бумаги, продолжаются в воображении читателя, становясь ещё более размытыми.

Размер стихотворения «Зимняя ночь» – чередование четырёхстопного и двустопного ямба, что добавляет определённой музыкальности произведению. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

История написания

Стихотворение под названием «Поет зима…» было написано поэтом в возрасте пятнадцати лет. В это время он еще не знал популярности и славы, но имел талант и чувство прекрасного. Будущий поэт не думал о карьере, он просто передал свои чувства от созерцания того, что зима сотворила с природой.

Впоследствии Есенин посчитал стих несколько наивным, с детской сюжетной линией. Он долго не решался на публикацию этого раннего произведения. Опасения оказались напрасными. Многогранный образ зимы в стихотворении надолго запоминается читателям. Оно трогает душу благодаря красочному и реалистичному описанию зимней природы и подтверждает мастерство юного поэта. Уже в самом начале творческого пути Сергей Александрович мастерски владел словом и умел показать красоту русской природы.

Композитор Георгий Свиридов переложил стих на музыку. Кантата была написана им в 1958 г. и представлена во второй части «Поэмы памяти Сергея Есенина». Музыка одного из величайших композиторов XX в. рисует картину вьюги — неистовой, суровой, беспощадной. Мелодия, состоящая из смены квартовых подпевок, воспроизводит контрастные образы. В середине звучит сопрано, затем выступают теноры, рассказывая о несчастных воробушках.

Имитирует птичьи голоса флейта-пикколо. Произведение заканчивается светлой надеждой на наступление весны. Главная интонация поднимается от басов к высоким женским голосам и растворяется, переходит в тишину.

История создания

Данным стихотворением начинается сборник стихов Юрия Живаго – главного героя романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Точную дату написания именно этого стихотворения установить нельзя. Весь роман писался на протяжении 10 лет, с 1945 по 1955 год. Некоторые критики склоняются к мнению о том, что «Зимняя ночь» была написана в 1954-1955 годах, другие же настаивают на 1946 годе, связывая данное стихотворение с последней возлюбленной поэта, Ольгой Ивинской.

Говоря о самом романе «Доктор Живаго», можно отметить, что в Советском Союзе его не приняли, даже не стали публиковать, так как посчитали произведение антисоветским. Но зато его с восторгом восприняли за границей! Именно за этот роман Борис Леонидович был удостоен Нобелевской премии. Писатель отказался от награды, но это его не спасло от гонений, угнетений со стороны советского правительства.

В СССР роман «Доктор Живаго», следовательно и само стихотворение «Зимняя ночь», вышли лишь в 1988 году.

Анализ стихотворения Никитина «Утро»

Стихотворение «Утро». написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того — он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. Рисуя пейзаж, автор старается быть максимально реалистичным. Чтобы добиться тесной связи с окружающей действительностью, Никитин создавал стихотворения в простонародном духе. В письме Майкову поэт говорил, что более искусственная форма позволяет сильнее разыграться воображению. Перед Иваном Саввичем же такой задачи никогда не стояло

Повышенное внимание к фольклору оказало сильнейшее влияние на стихотворения Никитина. В них можно заметить характерные темы, средства художественной выразительности, образы

Чтобы полнее проникнуться народным творчеством, поэт собирал и заучивал песни, пословицы, причитания. В этом стремлении он был близок к Гоголю, Пушкину. Кольцову. Некрасову. В стихотворении «Утро» фольклорность выражается в употребление повторов (далеко-далеко, морщит-рябит, горит-разгорается), глаголов в устаревшей форме (скрылися, пробудилися), союза «да» вместо «и» («солнце да утро веселое»). Никитину удается нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра — птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди — рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества — нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли.

Высокую оценку «Утру» давал величайший русский писатель двадцатого столетия Бунин. Он считал, что Никитин сумел замечательно передать красоту ранней зари. По мнению Ивана Алексеевича, стихотворение словно наполнено горячим солнечным блеском, утренней свежестью, росами, холодком от реки, запахом камышей.

Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы»

В стихотворение И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко.

Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить свое состояние и настроение.

В стихотворение автор использовал много средств выразительности:

Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок

Метафора: снег лежит полотном

Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист.

Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.

Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться и влиять на настроение человека.

3.Первичное понимание текста.

Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения ?(В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно светло на душе. )

VI. Продолжение изучения нового материала

1.Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением.

Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы. (Да, это действительно так.)

Проследите как меняется всё вокруг утром,в полдень,ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)

Какой поре посвящено стихотворение ?(Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)

Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их.(Ребята зачитывают эти строки.

Первый снег закрывает грязь кругом,

Становится чисто, светло и красиво.)

Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать,что автор одушевляет природу ?(Да он называет зиму гостей, приглашает к себе.)

Ребята, любил ли поэт русскую зиму ?(Да он её любил.)

А как он относился к русским людям, к простому человеку ?(Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.)(Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.)

Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)

3.Выразительное чтение в классе.

Подготовьтесь читать выразительно. Прочитайте друг другу.

С каким стихотворением ознакомились на уроке ?

Жанр и литературное направление

Своеобычный никитинский жанр, найденный воронежским мещанином в стихотворении «Русь», а именно – бесконечно длинная песня (29 строф), стилизованная под народную, нечто среднее между большим стихотворением и маленькой поэмой – сознательно повторён во «Встрече зимы» (21 строфа). Не дотягивая всё же до лиро-эпоса (нет повествования о конкретных персонажах), «Встреча зимы» являет собой типичный образчик лирики эпохи реализма с её установкой на народность и попыткой всё понять и объяснить, основываясь на «естественных» причинно-следственных связях. Отсюда и убедительность перехода от точных, конкретных реалистических пейзажей к картинкам из крестьянского быта и рассуждениям о силе русского духа. Первая часть стихотворения – фрагмент пейзажной лирики, последняя (третья) – типичный образчик лирики военно-патриотической (и даже с элементами агитационной), а переходная вторая часть (с 10-й по 12-ю строфу) удачно сочетает в себе обе эти жанровые линии.

Композиция, тропы

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Средства выразительности

Особой частью стихотворения являются средства выразительности: метафоры, эпитеты, сравнение, инверсия. Эпитеты и сравнение помогают наиболее точно описать осень. Метафоры же насыщают стихотворение динамикой, жизнью. Без них у Александра Сергеевича не получилось бы создать той самой картины «Пушкинской осени». Также в произведении можно найти аллитерацию (звукопись). Этот художественный приём позволяет услышать или хотя бы примерно представить звучание осени — шелест листьев, шум ветра.

Это интересно: 270,Анализ стихотворения А, с, пушкина «свободы сеятель пустынный»

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение явно написано с сознательным намерением повторить нечаянный успех патриотического стихотворения «Русь», написанного ещё в 1851 году, но пришедшегося кстати в той же газете «Воронежские губернские ведомости» в 1853 году, в связи с началом Крымской войны. Патриотическое стихотворение «Русь» никому дотоле не известного воронежского мещанина было перепечатано многими газетами и сделало его автору литературное имя. По газетам же Никитин, несомненно, следил за всеми перипетиями Крымской войны, эпицентр которой в октябре 1854 года переместился в Севастополь: началась 11-месячная героическая оборона города под руководством В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и В. И. Истомина. Молодой офицер Л.Н. Толстой, чьё прибытие для прохождения дальнейшей службы в Севастополь как раз пришлось на ноябрь 1854 года, в своём первом из севастопольских очерков («Севастополь в декабре месяце») так же, как и Никитин, ещё полон патриотического оптимизма (в очерках 1855 года от него не останется и следа). «Я прослезился, читая её, и кричал: ура!» – писал И.С. Тургенев И.И. Панаеву о патриотической «статье» Л.Н. Толстого.

Таким образом, к концу 1854 года всё русское общество, казалось, готово было отбросить внутреннюю вражду сословий (мещанин Никитин и аристократ Толстой) и партий (западник И.С. Тургенев и славянофил И.С. Аксаков, который тоже радовался «статье» Л.Н. Толстого в идейно чуждом ему «Современнике» и писал, что после этой «статьи» ему «хочется в Севастополь») и объединиться во имя русской победы

И одним из главных факторов и «полководцев» чаемой победы русской армии над явно и во всех отношениях превосходящими её силами Европы традиционно, по примеру 1812 года, считался «Генерал Мороз» – грядущая суровая русская зима (странно, что никто не захотел обратить внимание на то, что «суровых русских зим» в Крыму не бывает)

Отсюда и тема патриотического стихотворения Никитина: русская зима как воспитатель русского народа-богатыря, губитель врагов России и главный фактор русских побед. Основная же мысль воронежского мещанина – мы, русские, народ особенный, ибо особенна, ни на что не похожа наша природа, наша страна и наша душа.

Соответственно выстроена композиция стихотворения: переход от «природы» к «стране и душе» осуществляется постепенно и именно в центральных строфах (с 10-й по 12-ю).

Структурный анализ

В стихотворении широко используются устаревшие слова. Например, «искони», «хмельный пир», а лексика высокого стиля, с которой связаны архаизмы, практически не употребляется. Иван Саввич восхищается красотой зимы, не прибегая к слишком возвышенным, причудливым словам. Однако есть одно исключение — это фраза о Руси святой, которая заканчивается восклицанием, что прежде всего свидетельствует об отношении автора к своей Отчизне.

Как видно, отсутствие высокой лексики Никитин восполняет с помощью иных художественно-изобразительных средств. Особенно часто встречаются олицетворения и метафоры, а также используются сравнения и эпитеты. Например, маленький ребёнок сравнивается с богатырём, который растёт, как будто дуб под бурями. А зимушка, как и вся природа, представляется живым созданием, которое всё понимает и тонко чувствует.

В произведении используется перекрёстная рифма и короткие строки. Они придают стихотворению певучесть, делают его хорошо запоминающимся.

В стихотворении Иван Никитин не только восхваляет неповторимую красоту всей русской природы, но и говорит об особом типе людей, живущих в гармонии с природой.

Анализ стихотворения «Встреча зимы»

Языковые средства >> Анализ стихотворения «Встреча зимы». В стихотворении И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко. Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы :воздух лёгок и чист, снег блестит разноцветным огнём, весело смотрит лес. как алмазы горят капли Через состояние природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение.

Слайд 11

из презентации«Стихи о природе 19 века» . Размер архива с презентацией 1623 КБ.

Стихи о природе

краткое содержание других презентаций

«Стихотворения про осень» — В лесу заметней стала елка. Поздняя осень. Все то, что сияло и пело, в осенние скрылось леса. Сказочный чертог. Пустеет воздух, птиц не слышно боле. Уж небо осенью дышало. Осенний сюрприз. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. Нивы сжаты, рощи голы. Правила игры. Миновало лето, осень наступила. Разгулялась осень в мокрых долах. Ясным утром сентября хлеб молотят села. Осень. Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой.

«Стихотворения о весне» — Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…». Назовите фамилии поэтов и их произведения. Весна. Дождь. Читательская разминка. Листопад. Гори, солнце, ярче, лето будет жарче, а зима теплее, а весна милее. Найди лишнее слово. Какие слова связаны с темой «Весна». Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Весной». Подвести итог работы над разделом. Вставь пропущенное слово в четверостишие. О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка».

«Стихи о цветах» — Всю жизнь цветы не оставляют нас. За тонкий запах лёгких лепестков зовут меня царицею цветов. Собрались мы, весело заводим хоровод. Цветы сопровождают нас всю жизнь. Белая ромашка. На лужайке росы стылые, не шелохнётся вода. Под лебяжий чистый голос, у озёрного мыска зацветает гладиолус. В синем поле холодные тени, белый иней в саду на заре. Взгляните на раскрывшийся пион с пунцовыми литыми лепестками.

«Стихи о природе 19 века» — Анализ стихотворения. Ямб. Лист золотой. Анализ стихотворения «Осень». Майков Аполлон Николаевич. Стихи о природе. Стихотворный размер. Анализ стихотворения «Встреча зимы». Опять незримые усилья. Лики природы в стихах русских поэтов 19 века. Иван Саввич Никитин. Афанасий Афанасьевич Фет. Русский поэт. Встреча зимы. Языковые средства. Сравнение. Эпитеты. Настоящая фамилия. Осень. Картины весны.

«Весна в стихах» — Весна. Времена года. Весенние воды. Что актуально в изображении весны. Александр Сергеевич Пушкин. Еще в полях белеет снег. Картины И.И.Левитана, И.С.Остроухова. Утро года в живописи, поэзии, музыке. С чего для вас начинается весна. Произведения искусства. Федор Иванович Тютчев.

«Стихи про осень» — В.Поленов. Праздник осенних настроений. Осень на реке Незнайке. Стаи птиц. Пётр Ильич Чайковский. Сухие листья. Пейзаж с хижиной. Золотая осень. Заунывный ветер. Яков Аким. А.С.Пушкин. Закружилась листва золотая. Осень. Пётр Ильич Чайковский. Буйные ветры. Первые строки стихотворения. Поздняя осень. Туча небо кроет. Ф.Тютчев. Федор Тютчев. Иван Бунин. Афанасий Фет. Осенние листья. Унылая пора.

Всего в разделе «Стихи о природе» 7 презентаций

Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы»

Главные герои и их характеристика

  1. В роли лирического героя в данном стихотворении выступает рассказчик, через этот образ Пушкин делится с читателем тем, как он видит осень во всех её красках. Кроме того, лирический герой — это и есть Пушкин, и тем самым поэт позволяет себе писать все то, что он чувствует, когда наступает осенняя пора.
  2. Также можно отдельно рассмотреть образ осени, как героя, который завлекает рассказчика своими красотами и не отпускает, пока времени года не приходит конец. Описание осени в высшей степени поэтично. Это особенное время года, поэт не может объяснить своей любви к ней и потому сравнивает унылую пору с чахоточной девой: “Как это объяснить? Мне нравится она, // Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится. На смерть осуждена, // Бедняжка клонится без ропота, без гнева…” — тем самым проводя между ними параллель: и той, и другой суждено угаснуть, и та, и другая – воплощение красоты увядания.

Композиция и размер

Стихотворение делится на двенадцать частей. При этом одиннадцать из них — октавы, а один — моностих. Жанром произведения является послание, так как явно прослеживается обращение поэта к читателю и рассуждение на заданные темы. Размер — шестистопный ямб. Рифмовка перекрёстная (АВАВ) и параллельная (ААВВ). Именно размер и рифмовка создают ощущение размеренности, спокойствия повествования. Это очень важный момент для стихотворения. Он придаёт читателю или слушателю нужное настроение.

Тропы и образы

Для описания неживой природы Никитин использует преимущественно метафоры: звёзды меркнут и гаснут, в огне облака, от зари алый свет разливается, восток горит-разгорается. Даже немногочисленные эпитеты почти все метафорические: зеркальная вода, тропинка росистая, роса серебристая, золотые потоки, весёлое утро.

Основной троп стихотворения – олицетворение. Его Никитин использует, чтобы очеловечить природу и показать её связь с человеком и его неотделимость от жизни земли: кудри лозняка, макушки ракит, дремлет чуткий камыш, стоит себе лес, улыбается, солнце покинуло свой ночлег за морями.

В последней строфе лирический герой обращается к собственной душе, призывая её не болеть, обращается к солнцу и к утру весёлому. Эти абстрактные образы для него антропоморфны, очеловечены.

Интересно, что при описании человеческого труда (рыбаков и пахаря) Никитин тропов не использует (не считая языковой метафоры молодцу всё по плечу). Описание людей в стихотворении скудное, это мимолётный взгляд шагающего по лесу, вдоль водоёмов и полей лирического героя.

Рыбная ловля и хлебопашество — занятия очень древние, библейские. Именно рыбаки и хлебопашцы в Библии оставляют земные дела и приближаются к Богу. Так и для Никитина человек – творец Божьих дел, преобразователь Божьей земли. Но, с другой стороны, человек – творение Божье, и солнцу в стихотворении равно радуются неживая природа, растения, животные и человек.

Стихотворение наполнено глаголами. Его образы – постоянная смена декораций вокруг лирического героя. Это смена времени суток и положения героя в пространстве. Для поэта важна динамика. Поэтому почти в каждой строчке есть глагол, из 20 рифм 14 глагольных. В созерцательном, медитативном стихотворении почти нет назывных предложений (только «В огне облака» и «Тишь – безлюдье вокруг»). Глаголы иногда повторяются (действие будто растягивается во времени): горит-разгорается, едет, едет. Сменяющие друг друга действия передаются с помощью однородных сказуемых, часто синонимичных: звёзды меркнут и гаснут; ветерок потянул, морщит-рябит; утки пронеслись и скрылися; рыбаки пробудилися, сняли сети и несут; птички ждут солнышка, поют; лес стоит, улыбается; солнце встаёт, блестит, покинуло ночлег, хлынуло потоками; пахарь едет и поёт. Устаревшая форма инфинитивов не только нужна для дактилической рифмы, но и делает описание эпичным, былинным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: