Мечты и реальность в повести н.в. гоголя «шинель»

Сочинение: Тема «маленького человека» в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

(522 слова) Николай Васильевич Гоголь является одним из выдающихся писателей и публицистов отечественной литературы. Многим читателям он известен по повести «Шинель». В своем известном произведении автор поднял множество важных и актуальных во все времена тем. Среди них можно о. Автор продемонстрировал читателю безнадежный протест личности против равнодушия, бесправия и жестокости мира. Чтобы лучше понять замысел произведения Гоголя «Шинель», рассмотрим, как автор раскрыл тему «маленького человека» в своей повести.

«Маленьким человеком» в русской литературе принято называть того, кто отличается своим низким происхождением, бедственным положением и смирным характером. По своей натуре он тихий, робкий, беззащитный. Такая личность не обладает особыми талантами. На первый взгляд, подобный человек выглядит комично, неинтересно, однако авторов трогает трагическая судьба таких людей, обреченных на бессильную борьбу с жестокостью и безразличием мира. В своем произведении писатель демонстрирует читателю все страхи и переживания «маленького человека».

Образ «маленького человека» воплотил в себе Акакий Акакиевич. Листая страницы известной повести, читатель узнает, что главный герой происходит из бедной семьи, что он с ранних лет обречен на непримечательную карьеру и скучную жизнь. На момент повествования персонажу больше пятидесяти лет, но Акакий Акакиевич не имеет ни семьи, ни друзей. Читатель видит, как бедно живёт главный герой в одном из самых захолустных районов Санкт-Петербурга. Он занимает самую низкую ступень на карьерной лестнице в своем министерстве. По профессии персонаж является «вечным» титулярным советником. Николай Васильевич делает акцент на том, что главный герой уже вряд ли сумеет продвинуться дальше. Ведь способности Акакия Акакиевича ограничиваются лишь переписыванием готовых бумаг. И эта работа для Башмачкина представляет собой радость. Башмачкин не осознаёт своего ничтожного положения, ведь всякий труд ценен, и герой ощущает себя нужным на рабочем месте. Правда, не все разделяют его взгляды. Можно заметить, что над Акакием Акакиевичем все время насмехаются сослуживцы. Башмачкин не придаёт значения издевательствам в свой адрес, ведь он уже к ним привык. Лишь в самые обидные моменты он призывает коллег к состраданию. Именно такие черты, как робость, беззащитность, кротость и несостоятельность, присущи «маленькому человеку».

Шинель в произведении выступает символом «маленького человека». Новая шинель олицетворяет заветную мечту главного героя, к которой он стремится всеми силами. Персонаж очень много трудится и ограничивает себя во всем, чтобы поскорее накопить на долгожданную покупку. Как только герой исполняет свою мечту, его жизнь приобретает совершенно другие краски. Представительный внешний вид в чиновничьей среде является гарантией уважения

Люди начинают замечать Башмачкина, проявлять к нему внимание и даже предупредительность. Его даже приглашают на вечеринку

Именно поэтому заветной мечтой Акакия Акакиевича стала простая вещь, которая, как выяснилось, обладала волшебными свойствами: увеличивала масштаб личности. Для маленького человека в жестоком обществе это преувеличение было жизненно необходимо. Предмет одежды представляет для главного героя весь смысл его существования, потому что Башмачкин понимает: без внешней респектабельности и общественного признания его как будто нет в этом мире. Именно поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он умирает. Больше ничего не защищало его от обозленного и холодного общества.

В произведении «Шинель» Николай Гоголь мастерски раскрыл проблему «маленького человека». Акакий Акакиевич является типичным представителем данного типа людей в отечественной литературе. Писатель показывает, что таким людям очень сложно что-либо изменить в своей жизни, поэтому мы не имеем права презирать их. В гуманном обществе люди должны уважать друг друга не за цену шинели, а за истинные добродетели.

Шинель без головы

Другую сцену “Современник” открыл гоголевской “Шинелью”, напомнив еще раз, что все мы из нее вышли. Хорошо, что премьера пришлась не на зиму — иначе обилие шуб у VIP-гостей весьма контрастировало бы с темой бедного человека на сцене.

На премьеру позвали в основном друзей — людей состоявшихся и состоятельных, каждый из которых в искусстве ведет свой диалог с жизнью. Михаил Жванецкий, Эльдар Рязанов, Марк Захаров, Дмитрий Харатьян, Павел Каплевич… Около 100 знаменитостей разной степени на один спектакль — опасная вещь. Такая мощь коллективной энергетики может скрутить и подорвать любого мастера. Даже такого, как Валерий Фокин — постановщик “Шинели”. Итак, все началось.

А началось с того, что с первых минут слегка закружилась голова и в зале обнаружилась легкая качка. Эффект укачивания произвел снег, который в виде проекции сыпал и сыпал по белому заднику. Снегопад как будто баюкал сцену в своих пушистых лапах, и на его фоне одиноко стоящая коричневая шинель увеличивалась на глазах. Из шинели вылезала деревянная головка со спутанными светлыми волосенками. Но головка принадлежала не деревянной кукле, как могло показаться сначала, а живому существу. Если бы заранее не объявляли, что главную роль в “Шинели” играет Марина Неелова, то в этом существе вряд ли можно было признать знаменитую артистку.

Но карты были раскрыты давно, и оставалось смотреть, во что превратилась Неелова в результате почти годовых репетиций. Это страшно и невозможно.

Маленькое скрюченное существо. Жидкие волосенки. Вздернутый морщинистый носик. Запавшие подслеповатые и сухие глазки, которые щурятся от света, от снега, от страха… Почти ничего не говорит — все больше ойкает, всплескивает ручками, мелко суетится, шаркает ножками. И делает пис-пис, чуть приспустив мешковатые брючонки. Марина Неелова — не первая и не последняя из актрис, соблазнившаяся мужской ролью. Но в данном случае первичные половые признаки отсутствуют… О них не может быть и речи.

Неелова — это кукла, животное, символ одновременно. И удивительно, что такое странное сочетание трех в одном выглядит зыбко, как первый лед. Нежно, как кожа младенца. Просветленно, как уходящая жизнь. И ясно, что дело здесь не в гриме, который навороченным никак не назовешь, а в мощи артистки.

“Милостливый государь”, — выводит большим пером по стеклу Башмачкин свое нижайшее прошение.

И тут является шинель. Как всадник без головы, но только без лошади. Большое пальто черного сукна с меховым воротником становится вторым действующим лицом и, совершенно неожиданно, достойным партнером актрисы. Шинель эта, вытянув рукава, спешит к Акакию Акакиевичу. Повторяет его движения. Прислоняется к нему, гладит по головке. При этом пальто без головы работает очень пластично и виртуозно.

Шинель-мечта, шинель-реальность, шинель-фетиш, которая вдруг истерично танцует на фоне экранов, отбрасывая зловещую тень. В этот момент режиссер Фокин, мастерски оформивший атмосферу “Шинели” звуками, видеорядом и прочими техническими достижениями, на самом деле увел ее с надоевшей хрестоматийной дороги о бедном человеке в России вообще и раздетом бандитами в частности. Рабская суть этого бедного человека, впрочем, как и богатых на территории бывшего СССР, читается однозначно

И не важно, рабом какой идеи становится человек — шинельки, клуба “Челси” или идеи всеобщего равенства

Шинель у Акакия Акакиевича, как известно, отняли разбойники. Злодейство происходит уже не на сцене, и зритель видит только безумные тени, размахивающие руками. Если говорить о теневой части спектакля, то самая выразительная теневая находка — это огромная пятка закройщика Петровича во весь экран. Петрович жмет на педаль швейной машины со словами “полтораста-полтораста”. Акакий Акакиевич пугается и прячется в шинель, как в домик.

А на протяжении всего действия у ног зрителей первого ряда валяется старая шинель бедного Башмачкина. Ее конструкция так устроена, что напоминает два взаимоисключающих образа — женщину с раздвинутыми ногами и гроб. В нем с тонким криком находит свой последний приют Акакий Акакиевич.

На поклоны, кроме Марины Нееловой, появляются еще 12 человек — участники ансамбля “Сирин” и театра “Тень”, что работают тенями, людьми в черном, тревожными голосами, издающими странную музыку Александра Бакши. А вот сама шинель на поклоны так и не вышла.

Неелова утопала в огромных букетах. Последний полетел на сцену от первоклассного фотографа Юрия Роста. От удара бело-розовые бутоны отскочили от стеблей. А Неелова, прямо как Акакий Акакиевич, собрала их и шаркающей походкой ушла в кулису.

Еще одно неоспоримое достоинство спектакля — он идет ровно час.

Символ мечты

Покупка новой шинели становится его целью. Для исполнения сокровенного желания он отказывается от привычных предметов быта и даже идет на хитрость — выжидает портного в пьяном виде, чтобы выпросить скидку. И хотя главный герой слишком сильно идеализирует свою мечту и на деле покупка шинели не является чем-то грандиозным, автор показывает читателю, что даже такой «маленький человек» может иметь свои надежды и стремления. Поставив перед собой цель, Башмачкин уверенно идёт к ней.

Главный герой стал зарабатывать деньги, экономил даже на своей еде. Несмотря на довольно большие трудности, Акакий Акакиевич был действительно счастлив, потому что шинель стала для него заветной мечтой, и он был в предвкушении того, что скоро она исполнится. И по истечении определенного количества времени у него даже получается её достигнуть.

Башмачкин стал безумно счастливым человеком, когда получил свою шинель. Она как будто стала для него надеждой на лучшее будущее. И герой действительно изменился: был горд своей новой вещью. Даже можно сделать вывод, что это первый шажок на пути к взлету его самооценки, ведь раньше он постоянно мирился со всеми измывательствами и оскорблениями. Именно мечта, ставшая явью, сделала существование Башмачкина радостнее, увлекательнее и занятнее. На это указывает даже тот факт, что он был приглашен сослуживцами на вечер. Герой не мог в прошлом позволить себе такого.

Сочинение для 7 класса

Гоголь в своем произведении «Шинель» раскрыл понятие жестокости на примере главных героев. Больше всего возмущался и Акакий. Он всегда был против общества и старался все вернуть на круги свои, но ничего уже вернуть нельзя было. Кроме этого окружающие люди были также жестоки друг к другу, и это выражалось в разных ситуациях.

Башмачкин является советником. Кроме этого он является положительным героем и, судя по его фамилии, становится понятно, что ничего плохого никому он сделать никогда не сможет. Он всегда старается помогать другим людям и никогда не пройдет мимо человека, которому нужна помощь. Но практически каждый день был вынужден подвергаться различным гонениям, обвинениями и битьем, а также жестоким отношением со стороны других людей. Акакий служит в армии и там ему нет покоя. Сослуживцы стараются каждый раз придумать новую издевку, которую проверяют на нем и это еще больше раздражает нашего главного героя. А все это происходит, потому что он совершенно не похож на других людей и от этого они считают его неинтересным человеком.

Но на этом издевки не прекращаются, а с каждым днем становятся все сильнее и жестче. В один прекрасный день они просто крадут у него шинель, а ведь на улице как раз был очень сильный мороз и теперь наш главный герой мог легко и просто замерзнуть. Он старается разыскать шинель, а также сделать так чтобы справедливость восторжествовала.

Но больше всего автору не нравится само равнодушие Акакия и он считает, что намного больше воплощения жестокости, чем то, что другие издеваются над ним. А ведь персонаж ничего не сделал для Башмачникова, а просто оставил умирать.

Башмачкин умирает и превращается в мертвеца. Кроме этого он разочарован во всем обществе. И теперь у него имеется только одна мечта. Больше всего на свете ему хочется отомстить всем, кто когда-то причинял жестокость ему.

Этим автор старается показать, что общество губит добро и превращается в злочастных людей. И от этого порождается жестокость и зло.

Также слово «жестокость» автор использует в своем произведении. После того как все узнали про покойника Акакия, то полиции был дан указ, чтобы они поймали мертвеца. А уже после этого им нужно было, как можно сильнее наказать его. Вот только как это все он будет делать непонятно. А это значит, что власть будет еще более жестокой и от этого общество также будет жестоким и злым друг к другу. А это может привести к плачевным последствиям.

Сочинение на тему «Мечта и реальность» по повести Гоголя «Шинель»: аргументы


Гоголь «Шинель»

Вопрос о мечтах и реальности Н. В. Гоголь затронул в своем произведении на примере А. А. Башмачкина. Сочинение на тему «Мечта и реальность» по повести Гоголя «Шинель» с аргументами:

У героя Гоголя приземленная мечта. Поскольку он износил свою шинель настолько, что ее невозможно больше надевать, Акакий решает купить новую. Но он не настолько богат – поэтому для того, чтобы порадовать себя обновкой, он вынужден тяжело работать.
И он принимается за дело. Мало того, даже в быту Акакий себе во всем отказывает. Идея купить одежду становится мечтой и смыслом жизни. Герой уверенно идет к цели, не видит препятствий. Однако писатель намекает, что само по себе желание купить шинель не должно возводиться в ранг мечты. Это необходимость. Мечты должны быть более возвышенными и глобальными.

Увы, жестокая реальность настолько бездушна, что герой не только живет тем, что хочет купить шинель, но и сталкивается с трагедией, когда ее отобрали. Столкнувшись с этим, герой разочаровывается во всем социуме. Конечно же, Башмачкин «маленький человек», он не мечтает о высоком. Но дело в том, что в его случае шинель становится уже идеей-фикс, чем-то вроде мании. Да, зимой человеку нужна верхняя одежда, но все же это не то, что следует неустанно защищать, это не близкий человек и даже не живое существо.

Однако депрессия Акакия связана и с тем, что никто не предоставляет помощи. В этом и есть суть общества. Человек к чему-то стремится, тратит время и силы. Когда его мечта сбывается, а после на нее кто-то покушается, всем становится все равно. Выходит, что мечта – личное дело человека, которое даже никто не может защитить в случае необходимости.

Тот факт, что у мужчины украли мечту, и неспособность вернуть свою одежду привели к тому, что Акакий заболел и умер. Конечно же, эту историю Гоголя можно расценивать и в переносном смысле. На месте такой мечты, как шинель, может быть другая, более возвышенная. Главное, сам факт. Мечты – как стеклянная ваза. Разрушить их может каждый, тем самым принеся человеку боль, а клеить черепки впоследствии не хочет никто.

Доброта и жестокость в произведении

Для меня доброта – это способность видеть и чувствовать не только свои душевные переживания, но и нужды другого человека. Что же касается героя произведения «Шинель», Акакия Башмачкина, с ним произошло иначе. Общество, с которым герою пришлось столкнуться, было совершенно безразлично как к его проблеме (никто не хотел помогать ему искать утраченную вещь, из-за которой он убивался), так и к нему самому.

Конечно, Башмачкин – человек «маленький», неказистый. Он ничего не значит для мира в глобальном смысле. Но, так или иначе, общество обязано видеть и слышать тех, кто его составляет – то есть, нужды каждого человека и формируют общее счастье.

Башмачкин искал в людях доброту и сострадание. А нашел лишь жестокость и безразличие. Можно даже сказать, что не было ни единой живой души, которая искренне испытывала к нему жалость и хотела помочь.

Вот она, всепоглощающая жестокость общества. В «Шинели» она заключается в безразличии. Каждый думает о своих проблемах и нерешенных делах, и ему абсолютно все равно, что на душе у другого человека.

С другой стороны, и пропажа была «невелика». Казалось бы, просто верхняя одежда – можно пойти и купить новую. Но герой долгое время копил на эту шинель, возвел ее в ранг мечты. Возможно, поэтому и страдал. Ведь Башмачкин слишком переоценил значение этой вещи для себя и сделал ее культом.

Так или иначе, жестоки к нему практически все. И безразличие иногда ранит куда больше, чем десятки физических тумаков. Холодное молчание социума привело к тому, что герой замкнулся в себе, отдалился от мира и более не видел стимула в нем находиться.

При прочтении создается впечатление, что еще до случая с шинелью, Башмачкин притягивает жестокость. Сослуживцы издеваются над ним, человеком по натуре добрым и терпеливым – придумывают ложные истории, кидаются бумажками, словно дети.

Однако героя можно рассматривать и как собирательный образ человека, который живет в жестоком и циничном мире, не имеющем ни единого просвета. Социум не ценит хорошие качества – здесь для всех важнее социальный статус, репутация, богатство. Простой человек никому не нужен.

Что же касается кражи шинели, которая была для Башмачкина смыслом жизни, это высшая мера общественной жестокости, которая и сводит персонажа в могилу. На улице мороз, Башмачкина оставляют одного, никто не стремится помочь ему.

Примечательно, что поначалу герой хочет восстановить справедливость, но его никто не слушает. Даже «значительное» лицо ничем не лучше, чем воры – ведь оно не хочет предпринимать мер для их поиска.

Гоголь показывает, насколько гнилым был тогда Петербург, насколько жестоки и циничны были те, кто мнил себя аристократами и интеллигентами.

Мало того, жестокость порождает жестокость. Умерший Башмачкин жаждет отмщения, и является в мир живых в виде злого духа. Он начинает срывать с прохожих шинели, чтобы они также замерзали, заболевали и умирали.

Писатель показывает, что добрый человек, доведенный несправедливым миром до предела, сам становится жестоким и творит лишь зло. Но его ли в этом вина?

Сочинение: Образ шинели в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

(385 слов) Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» — история, раскрывающая жизнь обиженных и слабых людей. Главный герой произведения, Акакий Башмачкин — маленький человек, не живущий, а борющийся за выживание. С помощью шинели, явившейся не просто частью гардероба, а чем-то вроде жизненной цели, автор раскрывает сущность и характер Акакия Акакиевича.

До того счастливого дня, когда шинель попала в руки главного героя, Гоголь описывает всю тяжесть жизни маленьких людей. Акакий Акакиевич, с трудом сводящий концы с концами, едва мог удовлетворить даже минимальные потребности. Его оскорбляли и унижали сослуживцы, к нему деспотично относилось начальство. В круговороте рутины и обыденности судьба дала ему шанс изменить свою жизнь. Появившаяся мысль о новой шинели стала для Башмачкина светом в конце тоннеля, началом другой жизни. Покупка новой части гардероба будто пробудила в главном герое что-то человеческое: у Акакия Акакиевича появилась жизненная цель в виде сбора денег для совершения заветной покупки. Ради нее он недоедал и экономил даже на гигиене, и этим автор показывает, как дорога для его героя эта вещь. Трудно не согласиться с ним: в шинели соединились все те качества жизни, которых не доставало Акакию для счастья, — уважение, признание и чувство единения с обществом. В обновке Башмачкин видел путь к социальному равенству, ведь в бездушном Петербурге людей судили только по одежке. Через внешний вид человек выражал не внутренний мир, а размер состояния, который был гораздо важнее для знакомства. Значит, в образе шинели автор выразил даже не жалкие мечты своего героя, а глобальную подмену понятий: важна была не личность, а ее одежда, не сущность, а видимость.

Шинель буквально возродила Башмачкина, мысли о ней вдохнули в него жизнь, сделали его живее, веселее, а день, когда Петрович отдал готовую вещь, стал для главного героя торжественным. Нам открывается другая сторона «маленького человека», переполненная массой положительных эмоций, которые он очень давно не испытывал. В этот день Акакий позволил себе поваляться в кровати и даже «побежать» за незнакомой дамой, а город Петербург вдруг стал для него прекрасным. Он почувствовал себя равным ему.

Но на следующий день главный герой был ограблен. Воры забрали новую шинель, которая была так непомерно дорога Акакию Акакиевичу. Её потеря стала трагедией для него, непонятого и обиженного. Душа Башмачкина после его гибели, свободная от унижений, теперь приводит в ужас жителей города, без разбору сдирая шинели с прохожих. Именно в этом заключается протест маленького человека против общества, важная роль в котором принадлежала шинели, пробудившей в главном герое человеческое достоинство.

Сочинение по направлению «Мечта и реальность» по произведению «Мцыри»: аргументы


В произведении «Мцыри» тоже прослеживается мечта

Достаточно часто, для достижения мечты приходится ставить на кон многое. А иногда даже все, что человек имеет. Подобная ситуация произошла с героем произведения «Мцыри».

Сочинение по направлению «Мечта и реальность» по этому произведению с аргументами:

Молодой монах мечтал вернуться на Родину, к своей семье. Наконец он совершает побег. Эйфория приходит практически сразу же. Юноша опьянен мыслью, что воплощение мечты уже близко.

Однако перед ним встает суровая реальность в облике снежного барса. Мало кто способен укротить этого зверя. Но Мцыри терять нечего, он принимает бой за свою мечту и прекрасно понимает, что он должен расправиться с хищником и выйти победителем. А иначе его усилия были напрасны.

Но мечте героя не суждено сбыться. Зверя он одолевает, но умирает от ран, не достигнув родной земли. Этот пример можно воспринимать и фигурально. Далеко не все мечты сбываются, даже если человек упорно идет к ним и рискует жизнью. Порой, каким бы не было плавание, корабль надежды, словно щепка, рушится о скалы жестокой реальности и весь его экипаж погибает.

Невозможно сказать хорошо это или плохо. Это жизнь. За достижение мечты порой приходится бороться, но даже почувствовав сладкий вкус победы, можно погибнуть.

Сочинение: Реальное и фантастическое в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

(357 слов) Николай Васильевич Гоголь знаменит своим уникальным литературным стилем, необычными сюжетами и запоминающимися героями. Для своего времени писатель предложил оригинальный взгляд на вполне традиционный художественный жанр рассказа. Реально существующие проблемы человека и общества Гоголь раскрыл в полуфантастической прозе, наполненной гротескными образами и удивительными происшествиями. К подобным произведениям можно отнести и авторский цикл «Петербургских рассказов», и в частности, повесть «Шинель», написанный в 1842 году.

Данное произведение посвящено проблеме «маленького человека», чей характер раскрыт в образе мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина – доброго, безобидного человека, не отличающегося выдающееся силой характера и не обладающего какими-либо особыми способностями. Такие личности часто остаются незамеченными в обществе, их жизни со всеми радостями и горестями не привлекают внимания людей, не отзываются сочувствием в их сердцах. Для того, чтобы изменить это, Гоголь ставит «маленького человека» в центр повествования, создавая полуфантастический сюжет, рельефно представляющий главного героя и его повседневную жизнь.

Безусловно, реалистично описание жизни Башмачкина: монотонность служебной работы, нищета, отношение с сослуживцами. Реальным остается и главный сюжетный конфликт произведения – кража шинели и попытки героя вернуть ее. Даже реакция героя на произошедшее и грубый отказ высокого чиновника посодействовать его делу, а также страх, который испытал главный герой, вполне могли случиться и с другим человеком.

Однако смерть героя, случившаяся скорее от испуга и отчаяния, чем от болезни, кажется нереальной, фантастической. В реальном мире вероятность такого исхода исключительно мала. Скорее всего, за всеми произошедшими событиями последовала бы обычная жизнь, отягощенная первое время печалью и финансовыми неурядицами, но потом – вошедшая в привычное русло. Однако этот более «реальный» финал кажется не менее страшным. Абсолютное равнодушие окружающих к судьбе героя – жив он или мертв – поражает читателя.

О своем существовании Башмачкин напоминает лишь после смерти, и возмездие «маленького человека» становится возможным только в мире фантастическом; реальность не оставляет герою права на справедливость.

Таким образом, реальное и фантастическое в рассказе Гоголя «Шинель» неразрывно связаны между собой. Порой читателю тяжело определить, где реальность, а где фантастический вымысел. К чему отнести доведенное до абсурда, пустое, выхолощенное буквой существование «маленького человека» Акакия Башмачкина, а к чему – его бунтарское призрачное воскрешение? Гоголь мастерски использует сюжет и характеры, заставляя читателя задуматься: не возводим ли мы пустое и никчемное на пьедестал, упрощая по-настоящему важные вещи до фантазии, призрака, выброшенного из реальности нашего существования?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: