Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
Творчество Н. В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские повести». Начало всему положили наброски петербургского пейзажа писателем в 1831 году. Незамысловатый сюжет начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Далее происходит знакомство читателя с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.
История с Пискаревым
Изучение повести должно строиться на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается уже с первых строк. Цель молодых людей — поволочиться за гуляющими по проспекту дамами. Художнику-романтику хочется влюбиться, он выбирает брюнетку и идет за ней. Однако, поднявшись и войдя с нею в дом, он вдруг отрезвляется и с ужасом понимает, что это публичный дом, а прекрасная незнакомка – проститутка.
Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается… Это было во сне.
С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.
История с Пироговым
Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.
Жизненные цели
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.
Чин
Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.
Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.
Характеристика Пискарёва и Пирогова | Инфошкола
26 Октябрь 2011 админ Главная страница » Характеристика героев Один из главных героев повести «Невский проспект» — Пискарев. Живет он в тяжелых условиях, и неизмеримо далек от аристократического общества. Человек искусства, наделенный пламенным воображением, с тонкой, ранимой душой, жаждущий прекрасного. Он поставлен в центр повести именно потому, что особенно остро воспринимает противоречия Петербурга. Крушение мечты приводит его к трагическому исходу.
Рядом с героем-романтиком в повести действует его антипод, воплощение пошлости, приземленности, бездуховности — поручик Пирогов. Ни его фамилия, ни его внутренний мир, ни его поведение не имеют ничего общего с характерными особенностями персонажей светских повестей. Гоголь проявил художническую смелость, избрав в качестве носителя пошлости офицера и даже подчеркнув, что Пирогов отнюдь не единичен. Недаром двойника Пирогова краешком глаза видит в притоне Пискарев: «Сквозь непритворенную дверь другой комнаты блестел сапог со шпорой и краснели выпушки мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались без всякого принуждения».
В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный. Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов». И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя.
В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника — плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала. Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.
Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике: во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно.
Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева. Поэтому он невольно обнажил условность описания
Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.
Характеристика Хлестакова
Характеристика Обломова
Характеристика Пискарёва и Пирогова
3 (60%) 2 votes Метки: Характеристика Пирогова и Пискарёва
info-shkola.ru
Случай с Пироговым
С поручиком произошла менее трагичная история, и отчасти её можно даже назвать забавной. Когда его товарищ убежал за брюнеткой, Пирогов заприметил блондинку. Она беспечно шла, разглядывая безделушки, выставленные в витринах. Пирогов повторял: «Ты, голубушка моя!». Время от времени он докучал даме расспросами, на что она отвечала резкими звуками. Так они дошли до дома, и блондинка впорхнула в дверь. «Следуя русскому правилу», поручик вошёл следом.
В комнате разворачивалась интересная сцена: там находились жестянщик и сапожник, причём один примерялся, как бы половчее отрезать нос второму. Вышло так, что Пирогов остановил попытку членовредительства, при этом в его голове уже созрел чёткий план по соблазнению блондинки. То, что юная особа замужем, его не останавливало: герой был не из тех, кто ставит мораль и честь выше собственного удовольствия.
Легкомысленный поручик принялся ходить в дом Шиллера, всякий раз находя благовидный предлог. Во время последнего визита он предложил немке потанцевать, а поскольку блондинка была глупенькой, она охотно согласилась. Распалённый страстью, Пирогов бросился целовать ножку дамы, и в этот момент в комнату вошли пьяные Шиллер и Гофман. С ними был столяр Кунец, тоже изрядно набравшийся спиртного. Втроём эти «достойные ремесленники» набросились на поручика и отколотили его. Поручик, оскорблённый таким отношением, испытал целую гамму эмоций:
- гнев;
- негодование;
- бешенство.
По дороге домой он был в ярости и собирался обратиться к генералу, в Главный штаб и Государственный совет, а потом и к самому государю. Ни печали, ни раскаяния, ни стыда поручик не испытывал. Напротив, в нём горело желание наказать ремесленников за их «буйство». Однако смелые планы остались нереализованными, потому что по дороге Пирогов зашёл в кондитерскую, поел пирожков, почитал газету и успокоился.
После обеда в сносном расположении духа поручик пошёл гулять по проспекту, а вечером отправился в гости, где приятно провёл время в обществе чиновников, офицеров и прекрасных дам.
Анализ повести на уроке
В рамках школьного курса литературы произведение изучают в 10 классе. Дети составляют таблицу, куда выписывают черты характера главных героев. По заданию преподавателя учащиеся составляют словесные портреты персонажей, рассказывают, в чём заключается смысл произведения. Внести разнообразие в урок литературы и сделать его более оживлённым помогает проведение параллелей между тем временем и нынешней Россией. Ученикам будет интересно порассуждать о том, что изменилось, а какие явления остались в том же виде, как при Гоголе.
Стандартное задание на уроке — составление цитатного образа каждого персонажа и их сравнение. Чтобы его выполнить, нужно взять из описания персонажей слова и выражения, которые наиболее точно характеризуют не только внешность, но и черты характера. Это могут быть глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи. Главное, чтобы они ухватывали самую суть.
Основная цель урока по повести Гоголя — показать, какую роль в жизни мечтательного человека могут сыграть неблагоприятные обстоятельства. Кроме того, преподаватель должен помочь ученикам понять. в чём смысл сравнительной характеристики Пирогова и Пискарёва в «Невском проспекте».
История с Пискарёвым
Сначала необходимо по отдельности рассмотреть истории Пискарёва и Пирогова. В том, что случилось с поручиком и художником, и заключается суть произведения. Целью Гоголя было показать образы героев с помощью противопоставления, чтобы читатели могли сравнить героев и понять, что между ними не было никакого сходства. Даже род занятий Пирогова и Пискарёва кардинально отличался, хотя они были приятелями.
Истории любви молодых людей начинаются с того, что они вместе гуляют по проспекту. Днём он оживлённый, потом на некоторое время замирает и утихает, а вечером начинается другая жизнь. Вот что происходит на Невском, когда опускаются сумерки:
- булочник зажигает фонарь;
- в низких окошках магазинов появляются эстампы, которых нельзя было представить днём;
- прохаживаются губернские секретари и коллежские регистраторы;
- толпами прогуливаются артельщики, купцы и сидельцы;
- как видения, «пролетают» дамы с толстыми губами и наштукатуренными щеками.
Они добрались до высокого дома, и юная девушка сначала знаком, а потом словами пригласила Пискарёва следовать за ней. Художник чувствовал себя невероятно счастливым, ведь прекрасная незнакомка доверила ему проникнуть в святыню — своё жилище. Они поднимались на четвёртый этаж по вьющейся лестнице, и сердце готово было выскочить из груди художника.
Разочарование накрыло молодого человека, когда он увидел, где оказался. Комната выглядела неприбранной, как жилище холостяка, в углах висела паутина, а мебель покрывал слой пыли. В разных углах можно было рассмотреть 3 женские фигуры, причём одна даже расчёсывалась перед зеркалом. Когда художник вошёл в комнату, она нисколько не устыдилась. Потрясённый, молодой человек побежал прочь, «как дикая коза». Цитаты из произведения показывают, каким пылким характером обладал юноша.
Через некоторое время Пискарёву приснился сон, в котором девушка оказалась не проституткой, а богатой дамой, и пригласила его в роскошный особняк. Желая ещё раз встретиться с прекрасным видением, пусть даже во сне, Пискарёв начал принимать опиум. Дошло до того, что он снова пошёл к незнакомке и начал звать её замуж. Девушка посмеялась, а через некоторое время художника нашли мёртвым — он перерезал себе горло.
Характеристика произведения
Анализ повести позволяет сделать вывод, что именно Невский проспект представляет собой отображение дворянской России. Это отображение богатства, престижного величия и роскоши, ослепляющих небогатого фантаста вроде Пискарева. Но за сверкающим фасадом дворянского общества таится полное социальное вырождение.
Лоск и великолепие, завлекающие возбуждение и суетность столичной жизни, — мистификация, под оболочкой которой скрывается искажение человеческих ценностей, устремлений и суждений, — такой окончательный вывод писателя-сатирика.
Повесть начинается с изображения главной улицы столицы и сменяющейся на ней разнородной чередой персон всякого возраста и положения. Обзор проспекта в разные часы дает возможность Гоголю сделать своеобразный разрез Петербурга и всех классов его обитателей — зажиточного и неимущего, чиновного и нечиновного.
Перед читателями проходят русские мужики, мастеровые, содержатели магазинов, сонный чиновник с портфелем под мышкой, гувернеры всех наций с их питомцами, благородные аристократические дамы и господа.
Этот эскиз повседневной жизни Невского проспекта — не только пролог для разворачивающейся далее истории Пискарева и Пирогова. Он является своего рода предисловием ко всем повестям и даёт возможность автору с самого начала выставить на передний план основную для цикла тематику Петербурга.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Невский проспект» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
герои повести «невский проспект» | характеристика |
петербург | образ петербурга неоднозначен. автор воспевает и одновременно обличает главную улицу петербурга: воспевает величие, красоту, размах, а обличает зловещую изменчивость, циничность невского проспекта. здесь все не то, чем кажется. люди, с виду богато одетые, не имеют ничего, кроме своего наряда. красивые женщины направляются в дом терпимости продавать свое тело. невский проспект жесток, он готов обмануть вас, лишь только вы зазеваетесь. даже образы героев противопоставлены друг другу, они как бы исходят из двух сущностей петербурга. |
пискарев | талантливый художник с развитым чувством прекрасного. мечтатель, влекомый ангельской красотой, он придумывает себе благочестивую душу ее обладательницы, и влюбляется в нее. он не в силах поверить, что столь милое создание может творить такие гадкие дела. по натуре он — идеалист, и готов поверить в любую иллюзию. именно поэтому ему удается рисовать талантливые работы, ведь он улавливает душу, а не изгибы тела. художник символизирует красоту и утонченность невского проспекта, его изящный вкус и возвышенное стремление к творчеству. говорящая фамилия «пискарев» говорит о том, что герой, несмотря на все свое мастерство, является маленьким человеком, который не может повлиять ни на что. у него нет внутренней силы поменять этот мир и нет возможности приспособиться к нему. он обречен на смерть, как и все прекрасное в холодном и циничном городе. |
пирогов | низменная сущность пирогова, напротив, вызывает отвращение. поручик не прочь поживиться легкой добычей, он самонадеян и самовлюблен. у него нет талантов, есть лишь амбиции и пороки. ему очень хорошо живется на невском проспекте: иллюзий он не питает. в женщине он видит то, что в ней и есть, не придумывая каких-то возвышенных качеств ее души. в жене немца пирогов почувствовал легкодоступное удовольствие, и этого ему достаточно. этот герой тоже имеет говорящую фамилию «пирогов», которая указывает на его мещанскую и приземленную сущность. он лишь наживает богатство и чины, как образцовый столичный житель, на мир души и творчества ему плевать. поэтому он спокойно забывает потрясения минувшего дня и продолжает жизнь. он символизирует пошлость и торговлю собой на невском проспекте, где люди кичатся мнимыми достоинствами и показным достатком. |
женские образы | в творчестве гоголя женщина зачастую выступает злым духом и коварной соблазнительницей без сердца. таковой является и избранница художника. внешне она прекрасна, но внутри глупа, порочна и жестока. в даме писатель видел пустой сосуд, который пленяет только внешними очертаниями. ничуть не лучше избранница пирогова: она легкомысленна и хитра, вероломна и порочна. хоть она и носит имя честной женщины, в душе у нее такой же дом терпимости. |
Два отношения к жизни Пискарёв и Пирогов
В повести «Невский проспект» Гоголь противопоставил двух героев: мечтателя-романтика Пискарёва и легкомысленного пошляка Пирогова, случайно встретившихся на Невском проспекте.
Пискарёв — скромный, застенчивый художник. По своей натуре он «робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя». Так случилось и тогда, когда на Невском проспекте он встречает привлекательную брюнетку и решает за ней последовать. Пискарёв «трепетным шагом» спешит за этой девушкой. Когда она привела его в публичный дом, он был шокирован и сбежал оттуда.
По возвращении домой Пискарёву стали сниться чудесные сны, в которых та брюнетка была влюблена в него, они счастливы. После этого он стал больше спать, а когда он уже не мог сам заснуть, начал принимать опиум. Его сны заменили ему реальность. Через некоторое время Пискарёв решил увидеться с этой девушкой и предложить ей выйти за него замуж, но, услышав в ответ надменный смех, он разочаровался в любви к ней. Он не смог этого пережить и покончил жизнь самоубийством.
Его приятель поручик Пирогов из тех людей, которые «имеют особенный дар заставлять смеяться и слушать», которые «любят толковать об литературе» и «не пропускают ни одной публичной лекции». В отличие от своего друга, Пирогов очень нагло проследовал за понравившейся блондинкой. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Но она не стала предметом его обожания, как в случае с Пискарёвым. Для поручика это была всего лишь интрижка. Смело пробравшись в комнату вслед за девушкой, он понял, что она замужем за кузнецом Шиллером. Это не помешало Пирогову продолжить свои ухаживания. Муж девушки застал их в тот момент, когда молодой человек целовал его жену. О том, что сотворили с нашим героем-любовником Шиллер и его друзья, мы можем только догадываться. Однако, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков, Пирогов успокоился, отличившись уже вечером в мазурке.
Автор показал две стороны одной жизни: мечтательную, духовную и легкомысленную, пошлую, сосредоточенную только на своих потребностях. В столкновении с жестокой реальностью гибнет идеалист-романтик. А пошлые и бездуховные люди в этой жизни торжествуют. Н.В.Гоголь хочет сказать, что нельзя жить только романтическими иллюзиями. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью.
Полезный материал по теме:
- Два подхода к искусству в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
- История жизни Тараса Бульба
- Сатирическая обрисовка русской жизни
Сочинение Пискарёв и Пирогов
Произведение «Невский проспект» было написано в 1831 году. Сюжет книги начинается на Невском проспекте в Петербурге.
Одним из основных образов повести является Пискарев. Герой был молодым художником с ранимой и тонкой душой. Он жил в тяжелых условиях и испытывал нехватку денег. Он был далек от жизни аристократов. Парень обладал особо пламенным воображением. Он слишком бурно воспринимал противоречия города.
Вместе с художником, еще одним главным героем является Пирогов. Пирогов был творением пошлости, бездуховности и приземленности. За счет таких качеств Пирогов был полной противоположностью мечтателю – художнику. Пирогов был поручиком. Он очень восхищался своим чином и всегда хвастался своим офицерским званием. Офицер принадлежал среднему классу в обществе. Поручик дружил с молодым художником ради собственной выгоды. Офицер хотел, чтобы Пискарев нарисовал его портрет. Пирогов был самодовольным и самоуверенным человеком, перед которым не могла устоять ни одна женщина.
А Пискарев был простодушным, тихим, робким и скромным человеком. За его наивность и простодушие Пирогов называл его «простаком». Молодой художник был способен на искренние и чистые чувства. Он полностью погружался в свою творческую работу и не мог смотреть людям прямо в глаза. Смотря на людей, он представлял их как гипсовый бюст или смотрел как на будущую картину, которую хочет нарисовать. Он был влюблен в юную девушку и считал себя недостойным ее. От одного ее взгляда он робел, дрожал и испытывал глубокое счастье. Он не рассказал ей о своих чувствах, боясь, что девушка возненавидит его.
В один вечер он тайно смотрел на нее и не мог подойти. Вернувшись домой, во сне он увидел красавицу. Она позвала влюбленного художника на бал, и рассказала о себе все. Во сне Пискарев стал еще больше восхищаться ей. Сон Пискарева прервался, и он начал искать способы заснуть. Он начал потреблять опиум. Во сне он видел как, женился на ней. Проснувшись, Пискарев решил жениться и тут же побежал к ней домой. Девушка оказалась не такой, какой он ее считал. В ней было много легкомыслия, корысти, пошлости. Девушка его мечты имела отношения с Пироговым. От таких откровений сердце бедного художника разорвалось на части. После чего художник совершил самоубийство. Для художника такое откровение стало его концом. А для Пирогова отношения были простой игрой. На Невском проспекте случились 2 трагедии, которые отразились на судьбе человека.
Таким образом, автор хотел показать различия между судьбами простого человека и людей, имеющих высокий чин.
Схожесть судеб и противоречивость характеров Пирогова и Пискарёва
Однако по мере повествования в повесть «Невский проспект», анализ которой мы проводим, включаются целых два героя, которым автор уделяет пристальное внимание. Первый — это поручик Пирогов, а второй — Пискарев, «молодой человек во фраке и плаще»
Пирогову хорошо известны законы современного мира. Он знает, что жизнь в величественном городе во многом подобна игре в «рулетку». Но тот, кто готов постоянно идти на риск ради исполнения наиболее сокровенных, безнадежных и даже порой нелепых своих мечтаний, сумеет покорить его.
Поручик, следуя своим убеждениям, идёт на риск. В своём проигрыше он не видит ничего необычного или трагичного и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с обуявшим его «гневом и негодованием».
Второй же герой — Пискарёв, тот самый «молодой человек в плаще и фраке», пытается действовать так же, как его приятель. Его тоже постигает неудача. Но для него, ощущающего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым. Робкий и застенчивый по натуре художник, всю жизнь носивший в своём сердце искры чувства, которые всегда только ждали своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту. Анализ произведения «Невский проспект» — это анализ двух похожих внешне, но совершенно разных по сути своей историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого всё происходящее — игра, не теряет, в сущности, ничего. Для Пискарёва же это — жизнь. Человек, который тонко ощущает мир, неспособен вмиг сделаться грубым и чёрствым, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о том разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.
Что хотел показать, завершая «Невский проспект», Гоголь? Анализ этой повести — это анализ параллельно ведущегося повествования о двух персонажах, которые являются противоположностями друг друга по характеру и мироощущению. Читателю же такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичность ситуации, в которой оказывается поручик Пирогов, противопоставляется трагичной судьбе бедолаги Пискарёва. Таким же образом атмосфера комической пошлости, характерная для Невского поутру, сочетается с трагичной вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», — говорит Гоголь.
Главные и второстепенные персонажи
Действующие лица повести — 2 главных и 4 второстепенных героя. Есть ещё несколько эпизодических лиц, с участием которых разворачивается сюжет. Краткое описание персонажей:
Невский проспект: образ и характеристика Пирогова
- Пискарёв. Порядочный, но бедный художник, хранящий в душе мечту о знакомстве с прекрасной дамой. Встретил девушку и был очарован её красотой, а впоследствии ощутил горечь из-за того, что она оказалась работницей борделя.
- Пирогов. Поручик, относящийся к жизни легко и непринуждённо. Способный и симпатичный, но не слишком порядочный. Посчитал возможным «закрутить роман» с замужней особой, за что и пострадал. Недолго расстраивался и вечером того же дня уже отплясывал мазурку в гостях.
- Шиллер. Немец с характерной внешностью, жестяных дел мастер, участник комической ситуации. Пирогов вошёл в помещение, когда жестянщик собирался лишиться носа. Немец полагал, что содержать его — расточительство, ведь только на нюхательный табак уходило «один рубль двадцать копеек в месяц».
- Гофман. Сапожник, которого Шиллер попросил отсечь ему нос. Старик без особых примет.
- Блондинка. Жена жестянщика Шиллера, за которой пытался приударить поручик Пирогов.
- Брюнетка. Дама, с которой познакомился Пискарёв, оказавшаяся проституткой.
Презентация на тему: Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (По повести Н.В.Гоголя
1
Урок литературы 10 класс
2
Слайд 2: Цели урока
составить сравнительную характеристику героев повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»; выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику.
3
Художник Д. Кардовский. 1904
4
Слайд 4: Род занятий героев повести
Пискарев художник, что подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности. Пирогов офицер, поручик его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность.
5
Слайд 5: Портреты героев повести «Невский проспект»
Пискарев «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»; «с истинным наслаждением трудятся над своею работою.
Они часто питают в себе истинный талант »; «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства » Пирогов «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, также очень любят громко вызывать актеров»; «имеют особенный дар заставлять смеяться »; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами »; « умел рассказать анекдот »; «был доволен своим чином »; «очень льстило это новое достоинство »
6
Слайд 6: Характеристика героев (сцена преследования)
Пискарев «он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам »; «не слыша, не видя, не внимая»; « стараясь сам умерить быстроту своего шага»; «иногда овладевало им сомнение »; «колени его дрожали» Пирогов « не переставал преследовать,…занимая вопросами»; « смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперед »
7
Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах? Пирогов и блондинка Пискарев у незнакомки
8
Слайд 8: Финал преследования Пискарева
«…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…»
9
Слайд 9: Финал преследования Пирогова
«…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»
10
Слайд 10: Вывод
Пискарев — человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.
11
Слайд 11: Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?
Сон — эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют Пискареву реальность.
12
Слайд 12: Мечты художника Пискарева. Художник Д. Кардовский. 1904
«Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?… О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?» «Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»
13
Слайд 13: Что мы узнаем о характере героя из снов?
Пискарев — мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.
14
Слайд 15: Почему Н.В.Гоголь не «дает» снов Пирогова?
Пирогов — человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.
16
Слайд 16: Язык и стиль повествования о героях
Пискарев Язык повествования лирический, передающий душевное состояние героя стиль возвышенный Пирогов Язык насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ стиль разговорный
17
Слайд 17: Выводы
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать две стороны одной жизни: духовную, мечтательную, высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих потребностях. Мечта Действительность
18
Вывод
Вам также будет интересно почитать:
Образ и характеристика капитана Копейкина — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
«Наталья, боярская дочь» — краткое содержание и пересказ повести Н. М. Карамзина
«Золотой жук» — краткое содержание и пересказ новеллы Э. По
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова — героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Сравнительная характеристика Ноздрёва и Собакевича — героев поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Образ и характеристика Коробочки — героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Образ и характеристика профессора Преображенского — героя повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
«Сказка о потерянном времени» — краткое содержание и пересказ произведения Е. Л. Шварца