Как пандемия изменила онлайн-образование и на кого пойти учиться в 2021 году

Гибридные человеческие ресурсы

Нормой станут распределенные рабочие команды, создаваемые специально под проекты. В таких командах вместе работают локальные и удаленные сотрудники, штатные и внештатные.
По опросу IDC, более 75% компаний G2000 рассчитывают иметь к 2023 году доступ к гибридной рабочей силе, способной эффективно работать вместе в режиме реального времени.*

Как именно это может выглядеть, пока не совсем ясно, однако очевидно, что компании выгодно вести что-то вроде списка внештатных специалистов, по каждому из которых будет информация о квалификации, экспертизе, стоимости и т.д. Эти люди, возможно, будут работать как частные предприниматели, оказывающие бизнесу специфические услуги, не привязываясь ни к какой конкретной организации. 

Ранее компании могли в качестве бизнес-преимущества предъявлять тот факт, что в их штате работают «редкие» мастера и знатоки. Но сегодня выиграет тот, кто первым соберет команду на проект.

Кроме того, люди начнут самостоятельно объединяться в слаженные и уже сработавшиеся команды и предлагать бизнесу свои услуги напрямую.

Чего ожидать EdTech-стартапам от 2021 года

Сценарии развития, которые диктует пандемия, предполагают дальнейшее увеличение доли онлайн-образования в инвестициях, в охвате аудиторий, а также в абсолютном количестве занятых в ней специалистов.

Рост спроса в корпоративном сегменте

Вместе с тем вырастет спрос на протестированные self-education-платформы, которые смогут корректно работать под увеличивающимися нагрузками. Притом в B2B-секторе будет увеличиваться спрос на технологии микрообучения, которые обеспечивают:

  • подачу образовательного контента с разбивкой на самостоятельные малые единицы;
  • освоение отдельных микронавыков (например, работы с каким-либо новым инструментом) и небольших пакетов знаний.

Рост спроса на микрообучение объясняется тем, что такие услуги могут быть совершенно автономны (то есть независимы от основной платформы) и позиционируются как самостоятельный продукт.

Консолидация рынка

Как и в любой другой сфере, крупные игроки будут поглощать мелкие и в первую очередь наиболее удачные и перспективные стартапы. Последние в лучшем случае могут получать предложения воспользоваться ресурсами крупной компании: готовыми программными продуктами, большой аудиторией, развитой инфраструктурой техподдержки, рекламными и маркетинговыми возможностями и пр. — взамен на свои оригинальные решения и ноу-хау в каких-то проблемных сегментах EdTech.

В числе уже состоявшихся крупных сделок такого рода на мировом рынке:

  • приобретение Microsoft платформы для управления данными DataSense, что «позволит компании расширить аналитические возможности своих продуктов, используемых в школах, университетах и других учебных заведениях»;
  • поглощение Lynda.com (сервис платного онлайн-обучения преимущественно в направлении IT и дизайна) компанией LinkedIn.

Что касается аналогичных сделок в России:

  • Mail.ru Group приобрела 60,3% образовательной платформы Skillbox;
  • 40% акций «Нетологии-групп» были приобретены структурами «Севергрупп».

Увеличение доли госсектора

Наряду с тенденцией поглощения на рынке будут усиливаться позиции и участие госсектора. Расширять зону влияния государство, вероятнее всего, будет за счёт корпораций и фондов с поддержкой или участием государства, таких как фонд «Сколково», «Яндекс» («Яндекс.Практикум» и «Яндекс.Образование»), «Сбер» («Школа 21»), и др.

Показателен пример Китая, который и до эпидемии был одним из мировых лидеров в области дистанционного обучения.

В 2020 году правительство КНР оперативно развернуло программу «Национальный виртуальный класс», представляющую собой систему госконтрактов для China Telecom, China Unicom и China Mobile. В программе участвовали также Huawei, Baidu и Alibaba, которые обеспечили проект техническими ресурсами.

Была создана платформа для дистанционного обучения из 7000 серверов с общей пропускной способностью каналов свыше 90 терабайт. Одновременно ею могут пользоваться до 50 млн учащихся. Кроме того, для студентов и школьников, проживающих в регионах с медленным интернетом, были организованы трансляции занятий по государственному телевидению.

В результате рынок онлайн-образования в Китае получил мощный импульс развития.

Трансформация роли преподавателя в процессе обучения

Кардинально изменятся основные функции преподавателя в обучающем процессе. Вектор этих изменений направлен от «пространства класса» и личного контакта учитель — ученик к взаимодействию ученика с обучающими алгоритмами, так как традиционные формы преподавания в условиях пандемии становятся недоступны.

Основные функции, которые ранее возлагались на преподавателей, теперь возьмут на себя образовательные платформы:

  • поддержание личного контакта с учеником. Это означает изменение требований к учебным материалам в сторону увеличения роли различных методов удержания внимания: визуализации, геймификации и пр.;
  • адаптация учебных материалов и выбор обучающих методик в соответствии с индивидуальными особенностями ученика;
  • контроль выполнения заданий, соблюдение сроков и пр.

Участие реальных живых преподавателей в процессе обучения может быть полностью исключено в ряде предметов, таких как основы программирования. В то же время есть функции, которые невозможно алгоритмизировать (пока) и в них участие живых преподавателей необходимо. Среди них разговорная практика, каллиграфия или стилистика китайского языка.

Плюсы и минусы онлайн-образования для детей

Начнем с плюсов:

  • Гибкость графика. Для онлайн-школы характерно, что большая часть уроков проходит не минута в минуту, а открывается в определенные дни. Так ученик может заниматься в то время, когда ему удобно.
  • Выбор ключевых уроков. Хорошие онлайн-школы предлагают своим ученикам персонализировать учебный план, делая упор на предметы, которые понадобятся для поступления в вуз.
  • Экономия. Не нужно покупать школьную одежду, учебники, канцелярию и сдавать деньги на ремонт класса.
  • Покрытие. Можно учиться из любой точки мира, где есть интернет.
  • Качество. В офлайн-школах многое завязано на учителе, отказаться от которого нельзя. А в онлайн-школе можно выбирать учителей, учебники и программу.

Минусов меньше, но они тоже есть:

  • Адаптация. Переход на онлайн-формат может быть болезненным, но чем младше ребенок, тем быстрее он привыкнет.
  • Выбор школы с лицензией. Онлайн-школ, которые не выдают аттестат государственного образца, на рынке больше.
  • Цена. Чем больше интересного контента (интерактивности, геймификация, VR) предлагает онлайн-школа, тем выше цена за обучение.
  • Нехватка общения. Помимо образовательной функции, школа учит детей жить в социуме. В интернете получить такой опыт практически невозможно.

Кроме последнего, все недостатки со временем устраняются или с помощью денег. Ну а недостаток общения можно компенсировать офлайн-секциями, кружками.

«Cторителлинг» в обучении

Чему учат мумий-тролли и плащ-невидимка?

Художница и писательница, Туве Янсон, создала чудесный мир милых созданий мумий-троллей, любивших приключения и свою семью. «Каждый нуждается в том, чтобы время от времени рассказывали хорошую историю»,  – говорят ее персонажи.

Почему нам так нужен вымысел и может ли он чему-то научить? Истории увлекают своим сюжетом, оставляя в памяти незабываемое впечатление. Рисуя в воображении образы, мы «живем» вместе с героями. Именно поэтому истории – один из лучших способов передачи знаний и жизненного опыта.

«Сторителлинг» (от англ. «storytelling»)  – рассказывание историй. Метод, который широко применяется в обучении.

Рекомендации российским EdTech-стартапам на 2021 год

Вплоть до 2020 года большинство российских образовательных стартапов предлагали свои услуги в первую очередь в обучении иностранным языкам, программировании, маркетинге, то есть в тех сегментах рынка, где одновременно наблюдались и устойчивый спрос, и возможность применять относительно несложные методики обучения (их проще организовать, алгоритмизировать, разбить на этапы и пр.). Увеличение конкуренции и усиление присутствия на рынке крупных игроков вынудит небольшие компании создавать уникальные продукты и занимать другие ниши, позволяющие развивать собственные технологии обучения.

Учитывайте перспективные направления

Меньше всего конкуренции и больше всего возможностей для роста будет в B2B-секторе — в сегментах, касающихся:

  • дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов;
  • подготовки молодых специалистов (в первую очередь это касается среднего специального образования).

При этом необходимо учитывать появление в ближайшем будущем платформ, направленных на обучение «синих воротничков» (технических специалистов для предприятий, эксплуатации промышленных и инфраструктурных объектов, врачей и т. д.), которые уже разрабатываются различными российскими вузами (часто при государственной поддержке). В России на конец 2019 года насчитывалось порядка 30 млн квалифицированных рабочих, и не более 3% из них охвачены современными образовательными решениями.

Ищите оригинальные решения

В существующих на сегодняшний день EdTech-проектах реализованы далеко не все возможные форматы контактов между пользователем и образовательной платформой. И крупные компании, и начинающие игроки продолжат активно экспериментировать с различными способами взаимодействия пользователя с обучающей средой.

После 2020 года на российском рынке вырастет доля компаний, предлагающих нестандартные решения на базе AI, self-education-платформ. Также ожидается появление компаний, использующих технологии блокчейна в образовании, что позволит обеспечивать неизменность достоверности (проверки и гарантии) степеней и полномочий.

Рассматривайте возможность выхода на международный рынок

Разрабатывая концепцию стартапа и бизнес-план, не стоит ограничиваться одним только российским рынком. Современные технологии позволяют охватывать аудитории (и не только русскоязычные) во всём мире.

Зарубежные пользователи могут стать тем активом, который обеспечит вам дополнительное пространство для манёвра в конкуренции с более крупными игроками. Поэтому желательно сразу заложить возможность выхода на международный рынок и учитывать такую возможность при разработке платформы и её позиционировании.

Ищите иностранных партнёров

Не стоит ограничиваться господдержкой и возможностями российских организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства в EdTech-секторе, таких как фонд «Сколково», «Прообраз», Tealtech Capital и др. Поддержка иностранных фондов, в частности Techstars, 500 Startups, SOSV, EU EASME и др., и связи с зарубежными проектами, такими как Matific, Fineway, — ещё один фактор, усиливающий позиции (возможности) любого стартапа.

Фото: depositphotos.com

Тенденции TikTok: новое телевидение

Известный своим коротким контентом, TikTok может не быть похожим на телевизионные шоу в том виде, в котором большинство из нас привыкло к телевизионным программам. Но, где можно провести параллели, так это в последовательности и регулярности нового контента, почти как в сериалах.

Поскольку большая часть контента TikTok находится с помощью хэштегов, его пользователи имеют прямой путь к новому контенту, который публикуется и помечен одним и тем же хэштегом, и они знают, как получить к нему доступ. Это работает так же, как телезрители каждую неделю переходят на один и тот же канал в одно и то же время для просмотра нового выпуска телешоу.

Аналитики говорят, что такой подход творит чудеса, поскольку помогает привлечь пользователей и заставляет их хотеть большего. По мере того, как мы продвигаемся по 2021 году, ожидайте, что этот тренд сохранится и даже получит развитие в будущем.

Преимущества онлайн-образования

Электронное образование (или e-learning) — быстроразвивающаяся методика в сфере обучения, позволяющая проводить его дистанционно в онлайн-режиме с помощью Интернета.

Городские жители очень часто страдают от недостатка времени и сил, которые впустую уходят на спешку, сборы и дорогу, общественный транспорт с толпой усталых людей, пробки, стресс от страха опоздать и не успеть сделать все запланированное. Конечно, никому и ничему такая рутина не идет на пользу. Ни здоровью, ни обучению, ни развитию. Для всего этого требуется полноценный сон, здоровое питание (а не быстрые перекусы), наличие спорта и двигательной активности и отсутствие нервного напряжения.

Это интересно!

Подробнее

Для некоторых групп людей традиционное обучение имеет ряд существенных минусов. Например, публичный ответ или вопрос перед группой, страх показаться глупым, необходимость тесного контакта и общения с одногруппниками.

Обучение, проходящее через Интернет, помогает справиться со всеми этими проблемами. Кроме того, оно обладает и другими преимуществами, позволяющими обеспечить качественное и полноценное образование.

  1. Гибкость и мобильность

    Вы сами определяете, что вам необходимо и интересно. Составляете удобное расписание под самого себя. Уроки смотреть можно даже ночью. Немаловажным является и то, что обучение легко поставить на паузу, чтобы отлучиться на пару минут. А сам материал вы без проблем посмотрите столько раз, сколько нужно для полного понимания.

    Гибкость и мобильность

    Немаловажным является то, что электронное образование дает условия для получения профессии людям с ограниченными возможностями.

  2. Индивидуальный подход

    Онлайн-образование позволяет людям с разным восприятием информации учиться так, как им удобнее. Если вам проще задать вопрос через сообщения, а не лично, то это вполне осуществимо. Или, наоборот, если надо видеть лицо преподавателя, его мимику и жесты, чтобы лучше воспринимать материал, здесь есть нужные форматы обучения. При этом вы можете находиться в любой точке мира. Единственное условие —наличие доступа к Интернету.

  3. Интерактивность

    Тренды онлайн-образования 2021 года обязательно включают в себя интерактивность и мультимедийность. Современное электронное обучение содержит не только учебный материал, но и возможность практической работы, проверки заданий и обратной связи.

Новый стандарт образования 2021 года: изменения в вузах

Изменения в законодательстве коснулось и высших учебных заведений. Рассмотрим основные новшества.

Увеличение бюджетных мест

Чтобы снизить нагрузку на популярные вузы и дать студентам шанс получить бесплатное высшее образование, закон об образовании РФ внес изменения в 2021 по количеству бюджетных мест.

Если в 2020/2021 учебном году бюджетных мест было 541 751, то в 2022/2023 учебном году их будет 588 044. 

Важно то, что эти бюджетные места приходятся не на Москву, а на регионы. Например, из 588 тысяч бюджетных мест 411 тысяч — в регионах

А это почти 70%.

В крупных вузах Москвы (МГИМО, Вышка и МФТИ) в 2021 году не смогли поступить на бюджет даже 100-балльники.

Увеличение цен на образование

Из-за инфляции растут цены и на образование. Если в 2020 году в некоторых популярных вузах за обучение надо было платить от 400 до 950 тысяч в год, то с ростом инфляции эти суммы вырастут еще больше.

Новые специальности

Последние изменения в законе об образовании в 2021 году коснулись и новых направлений в вузах. С 1 сентября 2024 года появятся такие новые специальности как:

  • системы искусственного интеллекта;
  • событийная индустрия;
  • остеопатия.

Эти изменения положительно повлияют и на вузы, и на абитуриентов. Вузы получат больше финансирования на разработку новых программ, а значит, смогут привлекать больше абитуриентов. В свою очередь абитуриенты смогут получить востребованные профессии.

Гранты на развитие вузов и науки

В России продолжает действовать программа «Приоритет 2030». Главная ее цель — к 2030 году создать не меньше 100 ведущих вузов, в которых будут вестись важные и актуальные научные исследования.

Вузы, которые участвуют в этой программе, получили гранты в размере 100 млн. рублей. Эту сумму они должны потратить на развитие и научные исследования. Для студентов это большой плюс, потому что будет выделяться большее финансирование исследовательских проектов. Да и стипендии за научную деятельность станут выше.

Гибкие программы обучения

Изменения в законодательстве образования в 2021 году коснулись и профильного обучения. Постепенно уходит в прошлое изучение только профильных предметов и поступление только на физику/математику/юриспруденцию. Тренды современного образования в 2021 году — междисциплинарные знания и навыки.

Во многих вузах России уже действует «Индивидуальная  траектория обучения». Идея этого обучения заключается в том, что студенты получают не только основную специальность, но и дополнительную, не связанную с областью обучения. Например, можно поступить на архитектора и одновременно учить китайский язык.

В Вышке уже давно есть вариативная часть курса. Это значит, что студенты обязательно изучают дополнительную «мини-специальность» в течение двух лет — вдобавок к основной. Это называется «майноры». Учащиеся выбирают из огромного списка программ свою дополнительную специальность — от античной истории до живописи.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Второе высшее образование — бесплатно

Поправки в законе об образовании РФ в 2021 порадуют того, кто мечтал стать режиссером или дирижером, но стал архитектором или учителем. Теперь втрое высшее образование в сфере искусств можно получить бесплатно.

Критерии для получения второго диплома такие:

  • у вас уже есть высшее образование;
  • вы можете подтвердить это документально, т.е. показать диплом.

Интересно то, что первая полученная специальность и возраст абитуриента не имеют значения.

Образование станет больше проектным

Благодаря изменениям в законодательстве образования в 2021 году многие вузы стали переходить на проектное обучение. С прошлого года Министерство образования и науки стало разрешать защищать студентам стартапы вместо дипломных работ. Это позволит выпускникам вузов легче трудоустроиться.

Три кита образования после пандемии: семья, школа, цифра

Начнём с самого приземлённого варианта: отчёта Всемирного банка, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ о путях восстановления образовательных систем после пандемии. Его основная часть посвящена потерям из-за COVID-19, с которыми столкнулись дети и учителя по всему миру, и срочным восстановительным мерам

Но в финале авторы обращают внимание: страны мира могут учесть уроки пандемии и сделать школы в будущем более эффективными и устойчивыми. К чему же стоит стремиться, по мнению экспертов Всемирного банка?

  • Главный урок пандемии они видят в том, что устойчивость школьной системы базируется на связи между школьной и домашней средой. И это не только вопрос чрезвычайных ситуаций и внезапных локдаунов: в любое время, чтобы учиться успешно, ребёнок должен получать поддержку в этом и в школе, и дома. Поэтому в системе образования будущего доступ к книгам, цифровым устройствам и интернету для учащихся — один из общественных и государственных приоритетов.
  • С этим связана ещё одна черта, которую в отчёте называют необходимой, — поддержка и руководство для родителей в том, как организовать и насытить развивающую среду для ребёнка с первых лет жизни.
  • Цифровое обучение в этой картине — не замена школьному, но важная часть гибридной системы. Поэтому программы подготовки учителей должны обязательно включать курсы по цифровой дидактике.
  • И, конечно, в этой версии будущего более значимая часть бюджета государств направляется на нужды образования — в частности, на построение гибких гибридных систем.

Искусственный интеллект в образовании

Алекса, Сири и Гугл Помощник — искусственный интеллект (ИИ) тесно вошел в нашу повседневную жизнь, и образование не исключение. Более того, в 2019 произошел прорыв в технологии ИИ, когда лаборатория в Сиэтле выпустила систему, которая прошла тест по науке за 8 класс.

Хотя технология ИИ в классе еще не настолько продвинутая (и слава богу!), многие преподаватели экономят время и силы используя ИИ и компьютерные технологии, которые упрощают такие задачи, как оценка домашней работы или тестов (включая эссе). Некоторые технологии гипер-персонализируют обучение, а ВУЗы уже готовят студентов, чтобы помочь дальнейшему развитию общества, пропитанного ИИ, предлагая учебные программы ИИ.

Возрастающее использование ИИ вызывает этические сомнения, в первую очередь в части сохранности конфиденциальных данных учеников. Калифорнийский закон о конфиденциальности 2019 года, вступивший в силу в этом году, возможно, является признаком того, что в области защиты частной жизни молодых людей в США наступают новые времена.

Хотя еще рано предсказывать будущее ИИ в образовании, эта тема горячо обсуждаема и будет только разогреваться в 2020 году.

Почему развивать новые навыки необходимо уже сейчас

Резкий переход в новую реальность ускорил процесс перестройки рынка труда, что в очередной раз привело к резкому исчезновению старых и появлению новых специальностей. Даже положение тех, кому удалось сохранить свое рабочее место, нельзя назвать стабильным. Согласно данным WEF, работодатели отмечают, что в их планы входит изменение должностей или должностных обязанностей для 46% работников, поэтому компании стремятся предоставить возможности для переподготовки и повышения квалификации большинства своих сотрудников (73%). Так, сегодня они сфокусированы не только на стратегических целях бизнеса, н и на профессиональном развитии персонала.

Такие процессы, как облачные вычисления, работа с большими данными, сферы электронной коммерции, робототехники и интернета вещей продолжают набирать обороты и становятся все более востребованными. Что, в свою очередь, увеличивает спрос на создание новых должностей и обостряет необходимость развития новых навыков.

Бренды и влиятельные лица принимают TikTok

Подумайте о «влиятельных лицах», и вы сразу же вспомните об Instagram и YouTube. Но, за последний год стал заметен рост влияния других платформах социальных сетей, особенно TikTok.

Всё больше и больше влиятельных лиц осознают потенциал TikTok, самой быстрорастущей социальной сети в истории, для охвата новой аудитории.

Согласно недавнему отчету о тенденциях в маркетинге влияния, более одной трети (35%) влиятельных лиц заявили, что они стали чаще использовать TikTok за последний год.

TikTok не только стал более популярной платформой для влиятельных людей, но и компании начали обращать на него внимание. Фактически, у 35 процентов брендов, имеющих специальную маркетинговую стратегию влияния, есть команда, которая занимается только маркетингом влияния в TikTok

Это одна из самых горячих тенденций TikTok в настоящее время, и, скорее всего, так будет и дальше, на протяжении 2021 года.

Прорыв № 9: квантовые технологии для коммуникаций

Весной 2021 года в России появилась облачная софтверная платформа для разработчиков квантовых алгоритмов. На ней можно запускать и тестировать программы для работы с квантовыми вычислителями. Раньше такие платформы были только в зарубежных проектах.

Кроме того, в уходящем году в России в НТИ представили первую межвузовскую квантовую сеть, состоящую из пяти узлов. Они расположены в корпусах МИСиС и МТУСИ. Между доверенными узлами реализуется метод квантового распределения ключей (КРК). Это позволяет одновременно подключить более десяти высокоточных шифраторов, чтобы надежно защитить соединение и данные.

Потенциально квантовые технологии можно использовать для создания коммуникационных сетей, где данные защищаются с использованием фундаментальных законов квантовой механики. Такой уровень защиты снимет проблему с безопасностью соединений и приватных данных, включая медицинскую информацию с носимых устройств.

Экономика инноваций

Как работает квантовый компьютер

Что нас ждет в будущем

Авторы прогноза «Как мы и наши дети проживем следующие 100 лет?» полагают, что благодаря технологиям человечество сможет создать принципиально новую коммуникативную среду. После 2035 года может появиться «Нейронет» — обновленное пространство общения.

Как объясняют в НТИ, оно будет основано на человеко-машинных коммуникациях. А все новые технологии, продукты и услуги эпохи «Нейронет» будут разрабатываться на базе «интенсивного изучения человеческого мозга и нервной системы».

Мировые тренды в современном образовании

XXI век — век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к мировой системе образования.

Тренды в образовании — это тенденции в его изменении.

Во-первых, это создание новых условий и активных методик обучения, которые являются основой образовательной парадигмы.

Во-вторых, возрастающие требования со стороны общества к подготовке критически мыслящей и функционально грамотной личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене области применения своих способностей для успешной жизни в быстро меняющемся мире.

 Подробнее:

1. Мировые тренды в современном образовании

2. Образование_в_мире._проблемы_и_тренды.pdf

Индивидуальность брендов

TikTok гордится реальным и подлинным контентом. Фактически, маркетологи TikTok сходятся во мнении, что аутентичность – это путь к успеху в TikTok, и это то, к чему стремится аудитория TikTok.

Именно поэтому контент, такой как «закулисные» видео, так хорошо сработал для брендов на TikTok. Это даёт зрителям реальный взгляд на то, что представляет собой бренд, на людей, стоящих за ним, и, в некотором смысле, на нефильтрованное прямое представление об идентичности бренда.

Аналитики говорят, что такой контент особенно привлекателен для молодежи поколения Z, которая доминирует в TikTok.

Публикация необработанного и аутентичного контента – одна из самых больших тенденций TikTok, которые когда-либо существовали (если не самая большая), и это, безусловно, то, что нужно учитывать для вашей стратегии на TikTok в 2021 году.

Сознательность и социально-эмоциональное обучение

Каким образом психология помогает учиться? Созданием атмосферы комфорта, когда мысли полны позитивных образов и ребенок готов к взаимодействию с учителем и одноклассниками.

Эти два компонента — секрет хорошего настроя и поведения, соответствующего социальным нормам.

Сознательность — способность воспринимать “настоящий момент”, понимать свои эмоции и принимать их. Многие проблемы подростков и взрослых вызваны желанием подавить негативные эмоции, например, прокрастинация, пристрастие к играм, переедание и другие. Работа с упражнениями на повышение сознательности выравнивает реакции учеников на стресс, улучшая успеваемость.

Варианты упражнений:

обратите внимание на свои эмоции, какие физические реакции они вызывают, расскажите о них подробнее;
остановитесь,  оглядитесь и опишите, что находится вокруг;
опишите, как испытываете эмоцию и как при помощи дыхания она изменяется;
посчитайте вдохи и выдохи, сначала вслух, затем про себя;
подышите животом, надувая его, как воздушный шарик;
сконцентрируйтесь на вкусе, запахе, ощущениях тела, зрении, слухе попеременно;
примите позу супергероя.

Социально-эмоциональное обучение больше направлено на взаимодействие с другими детьми и принятие разумных решений в конфликтной ситуации. Оно более сложное, чем работа с сознательностью. Дети учатся не только принимать свои эмоции, но выражать их в понятной форме. Чаще всего работают с “Я-сообщениями”, процедурой медиации конфликтов, развитием самостоятельности учеников, поощрением их положительного поведения.

Прорыв № 6: атомная энергетика

Организаторы премии обратили внимание на несколько разработок от дивизионов «Росатома». Среди них — два новых вида топлива, которые соответствуют «зеленой» повестке

Первый вид — противоаварийное Accident Tolerant Fuel. Это топливо поможет вывести безопасность и надежность атомной энергетики на качественно новый уровень, объясняют в «Росатоме».

Второй продукт — уран-плутониевое «РЕМИКС-топливо», способное обеспечить многократный рецикл ядерных материалов в АЭС на тепловых нейтронах. Новое топливо имеет большой потенциал для продвижения на зарубежных рынках, считают его создатели.

Что нас ждет в будущем

К середине XXI века углеводородное топливо всех видов с высокой вероятностью потеряет доминирующее место в энергобалансе

Для России важно, чтобы ее задел в атомной энергетике присутствовал в этом энергобалансе, подчеркивают авторы прогноза

Изменения в законе об образовании 2021 года в школах

Небольшие изменения в законе появились относительно школ и детских садов. Такие уровни образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее новый закон объединил под общим понятием «общее образование».

Еще в законе впервые закрепили новые понятия: семейное, дистанционное, вечернее, сетевое, электронное обучение, экстернат. Появились новые термины: «электронная школа» и «онлайн-уроки». Обучаться по индивидуальному графику смогут все ученики, но по уважительным причинам. Например, ученики-спортсмены, гастролирующие учащиеся.

Важное изменение коснулось и статуса гимназий и лицеев — теперь они приравниваются к общеобразовательным государственным школам. Это позволит всем желающий получить доступ к полному пакету современных программ

Прорыв № 5: новые материалы

Новые материалы с необычными свойствами дают дополнительные возможности и людям, и машинам.

Недавно разработчики «Гистографт» создали первый в мире ген-активированный материал, предназначенный для регенерации костной ткани. Он уже используется в хирургической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии. В частности, материал существенно упрощает костную пластику перед имплантацией зубов.

Тем временем компания «С-Инновации» разработала и внедрила в промышленное производство провода на основе высокотемпературных сверхпроводников. Их можно использовать в том числе для создания электродвигателей в гибридных самолетах будущего.

Индустрия 4.0

Камуфляж-невидимка и цифровая ткань: 10 реальных материалов «из будущего»

Что нас ждет в будущем

Активное применение 3D-печати и новых материалов позволит сделать производства максимально гибкими и локальными. В итоге конвейерное производство уйдет в прошлое вместе с крупными индустриальными комплексами и городами-заводами.

№3 — изменение методов обучения. Отказ от традиционного лекционного обучения.

Проектное обучение в полной мере соответсвует требованиям современного мира, поэтому приоритеты будут меняться в его сторону. Нельзя исключать то, что проектное обучение может полностью искоренить классическую лекционную модель обучения в образовании будущего.

Лекционное обучение лидировало уже более 1000 лет. Это обусловлено тем, что данная модель обучения легко масштабируется, нацелена на массовый спрос на получение образования, что в свою очередь вызвано спросом на квалифицированных специалистов. Так же лекционный подход к обучения существенно дешевле, чем проектное обучение, которое основано на индивидуальность подходе и работе наставника. Наставничество крайне трудно масштабировать, поэтому данный мент не получал широкого распространения.

На указанном графике продемонстрировано то, как происходят изменения в соотношении лекционного и проектного обучения.

Исходя из трендов 1,2 и 3 можно смело заявить о том, что потребует изменение модели масштабирования образования.

Как не воспринимать знания поверхностно, а идти в глубину?

Я бы сразу задалась вопросом: зачем? Если ответа нет, тогда и в глубину нырять не нужно. Предположим, у меня сейчас роль руководителя. Я понимаю, что всё охватить невозможно, скорее «больше и по верхам».

В итоге ты чуть-чуть разбираешься в маркетинге, финансах, менеджменте — так, чтобы нормально вести диалог с финансовым директором или забрифовать директора по маркетингу.

Гибкость и глубина всегда будут определяться целями.

Если хочешь разбираться в чем-то досконально, нужно позволить себе дойти до того состояния, когда ты уже вроде много изучил, но по-прежнему ничего не знаешь (в эффекте Даннинга  — Крюгера это называется «пик отчаяния»).

Когда ты понимаешь, что еще поле непаханое и столько всего не изучено — внутренний драйвер будет двигать тебя и заставлять глубже погружаться в определенную область, оставляя на обочине то, что тебе не особо нужно.

№2 — Пожизненное обучение

Исходя из первого тренда все плавно приходит к тому, что образовательный процесс будет настолько длительным, что его можно будет прировнять к пожизненному.  Таким образом, если сегодня мы заканчиваем школу, затем ВУЗ и этого достаточно, то в будущем люди будут учиться всю жизнь.

На данном графиками разными цветами обозначены доли времени, которое люди тратят на свое обучение, на протяжении жизни. Следует отметить, что образование будущего основано на тренде №1, что еще раз указывает на то, что образование станет нашей главной деятельность.

На графике продемонстрировано то, как меняется доля времени, которое люди тратят на образование и обучения, относительно к остальной деятельности. На данном графике можно выделить тренд образования будущего, который указывает на то, что доля обучения меняется с возрастом, захватывая больше времени. Другими словами, люди буду учиться не только до 25, но и до 60 включительно.

Прорыв № 2: медицина

Из-за пандемии медицина и здравоохранение находятся в центре внимания второй год подряд. Но интересные разработки связаны не только с коронавирусом. Премией «Технологический прорыв» в 2021 году отметили несколько российских решений — как чисто медицинских, так и с сильной ИТ-составляющей.

Например, Neuro V — первый комплекс для постковидной нейрореабилитации. По словам разработчиков, он позволяет избавиться от нарушений в когнитивной и психоэмоциональной сфере, которые возникают у переболевших коронавирусом.

Кроме того, в число победителей вошел «АнтионкоРАН-М» — первый в России препарат генной терапии рака с невирусной системой доставки. Препарат внедряет в опухоль ген-убийцу и ген-иммуностимулятор. Вместе они убивают раковые клетки и подавляют метастазирование. Лечение пациентов новым препаратом начнется в 2022 году.

Что нас ждем в будущем

Одним из приоритетов в сфере медицины может стать создание системы управления целостным здоровьем, которая охватит разные уровни — от телесного до духовного. Среди ключевых направлений — культура психического здоровья и нормализация психического благополучия, практика здоровых отношений без насилия и взаимного разрушения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: