Модест петрович мусоргский

Деятельность сообщества

Состав Могучей кучки был представлен М. Балакиревым, М. Мусоргским, А. Бородиным, Н. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи. Члены творческого содружества находились под влиянием своего идейного вдохновителя – художественного критика и литератора В. Стасова. Он же выступал в качестве главного немузыкального консультанта.

Название кружка впервые появилось в работе Стасова «Славянский концерт г. Балакирева», увидевшей свет в 1867 г. В этой статье Стасов восхищался поэтическими талантами, умениями немногочисленной группы творцов. Участники объединения выдвинули и название «Новая русская музыкальная школа», представляя себя в качестве главных наследников творческих традиций М. Глинки.

В качестве ключевой цели деятельности они представляли воплощение русских национальных идей в музыкальных произведениях

Поскольку деятели искусства обратились к поиску истоков отечественной культуры, то они стали обращать огромное внимание на народные темы в искусстве

Главные идеологи Могучей кучки Стасов и Балакирев провозгласили основные национально-эстетические принципы, к реализации которых и приступили участники кружка. Однако степень их вовлеченности и последовательности были неодинаковыми. Если М. Мусоргского можно назвать самым последовательным в решении поставленной задачи, то в наименьшей степени к этому стремился Ц. Кюи.

Члены Балакиревского кружка регулярно осуществляли записи образцов отечественного музыкального фольклорного искусства, а затем тщательно исследовали его

Внимание уделялось и русскому церковному пению. Результаты они воплотили в своих работах, представлявших камерный и крупный жанр

Особенно это ярко проявилось в операх. Творческий поиск велся и в сфере драматургии, жанров, отдельных категорий, присущих музыкальному языку.

На собраниях творческого сообщества все встречи были весьма оживленными, но протекали исключительно в дружеской и творческой среде. На встречи приходили писатели А. Григорович, А. Писемский, И. Тургенев. Посещали их И. Репин и М. Антокольский. Интерес к деятельности Могучей кучки проявлял и П. Чайковский.

Балакиревский кружок в начале 70-х гг. перестал быть сплоченной группой единомышленников. В итоге кружок прекратил существование, оставив заметный след в развитии искусства.

Тесты по предметам

  • Тест по обществознанию
  • Тест по истории
  • Тест на грамотность по русскому
  • Тест по литературе
  • Тест по биологии
  • Тест по географии

Другие тесты

  • Короткий тест по обществознанию
  • Тест по терминам в обществознании
  • Тест на перенос слов по русскому
  • Тест по Второй мировой войне
  • Тест по истории СССР
  • Тест по Всемирной истории
  • Тест по Царской Руси
  • Тест по Удельной Руси
  • Тест по современной истории России

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Экономика

Сервисы

  • Математические калькуляторы
  • Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
  • Демоверсии ОГЭ по всем предметам
  • Списки литературы онлайн
  • Расписание каникул

Онлайн-школы

  • Умскул
  • Фоксфорд
  • Тетрика
  • Skypro
  • Учи Дома

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Начало творческого пути

Историками замечено, что в те времена музыка русских композиторов подвергалась жесткой критике. Например, оперой М. Глинки «Жизнь за царя» остались недовольны последователи традиционной музыкальной школы. Но Мусоргскому, который воспитывался на народном фольклоре, его произведения пришлись по душе.

Состоявшаяся встреча на квартире Даргомыжского с великим композитором перевернула жизнь Мусоргского и направила ее в иное русло. Впоследствии он вспоминал, что тогда он впервые встретился с единомышленниками, настоящими профессионалами. Тот вечер превратил его из военного в композитора. Так Мусоргский стал членом музыкального сообщества и его частым гостем.

Здесь же произошла еще одна весьма значимая для композитора встреча. Он смог серьезно писать музыку после знакомства с Балакиревым, которого попросил позаниматься с ним композицией. Тот согласился, и они быстро нашли общий язык. Балакирев объяснил значение оркестровки, форму музыки, давал Модесту домашние задания.

К уютному музыкальному сообществу вскоре примкнул Римский-Корсаков, после чего известный критик того времени В. В. Стасов назвал их «Могучей кучкой». Вся жизнь молодых композиторов была посвящена особенностям русской музыки и развитию ее традиций.

Биография Мусоргского кратко для детей

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – выдающийся русский композитор-новатор. Происходил из старинной дворянской семьи. Любопытно, что букву «г» в фамилии композитор начал использовать лишь в 1860-х гг. в частной переписке. В 1852-56 гг. Мусоргский учился в школе подпрапорщиков. Именно так, «Подпрапорщик», и называлось его первое произведение. С 1856 года – прапорщик Преображенского полка. На военной службе состоялось его знакомство с А.П. Бородиным, примерно в то же время Мусоргский познакомился с М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, В.В. Стасовым.

С 1857 г. был членом «Могучей кучки» — музыкального кружка, стремившегося к воплощению русской национальной идеи в музыке.

С 1866 г. Мусоргский дружил с Н.А. Римским-Корсаковым. Под влиянием идей Н.Г. Чернышевского и его романа «Что делать?» жил с друзьями в общине-коммуне. Поиск средств к существованию привёл композитора на государственную службу.

С 1863 г. Мусоргский служил в Инженерном управлении, затем перещёл в Лесной деп-т Министерства гос. имуществ, а после — в Ревизионную комиссию Гос. контроля. Также выступал на концертах как пианист, в июле-сентябре 1879 г. совершил большую поездку по городам юга России, где выступал вместе с Д.М. Леоновой, талантливой певицей и другом композитора. 2-я половина 1870-х, время после распада «Могучей кучки», совпала с творческим и личностным кризисом М.П. Мусоргского, появлением нервного расстройства и алкогольной зависимости. Мусоргский тяжело переживал критику, в том числе и со стороны людей, считавшихся его единомышленниками. Всё это сильно замедляло творческий процесс.

Одно из последних выступлений композитора состоялось на вечере памяти Ф.М. Достоевского 4.2.1881. 13 февраля у Мусоргского случился приступ белой горячки. Его поместили в Николаевский военный госпиталь, где И.Е. Репин написал знаменитый портрет композитора, отразивший его тяжёлое физическое и эмоциональное состояние. 16 марта 1881 г. М.П. Мусоргского не стало. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.

Наиболее ярко новаторские музыкальные открытия Мусоргского, в большинстве своём не понятые современниками, проявились в его операх, самые известные из которых «Борис Годунов» и «Хованщина». В «Борисе Годунове» эпико-трагическая и психологическая линии неразделимы, что фактически превращает оперу в психологическую драму.

Историософское произведение «Хованщина» в свою очередь выделяется отсутствием ярко выраженных центральных героев и показывает события, связанные со стрелецкими восстаниями кон. XVII в., как духовную трагедию всего народа.

Завершённая в 1872 г. «Хованщина» так и не увидела свет при жизни Мусоргского. Среди других работ композитора наиболее известны «Ночь на лысой горе» и «Картинки с выставки» (это произведение переосмысливалось целым рядом музыкантов, от М.Равеля до рок-группы Emerson, Lake & Palmer). Многие сочинения М.П. Мусоргского после его смерти были доработаны и отредактированы Н.А. Римским-Корсаковым.

2, 3, 4, 5 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Детство и юность

Знаменитый русский композитор Модест Петрович Мусоргский родился 09.03.1839 (по новому стилю 21-го числа) в родовом имении, расположенном в селе Карево Псковской губернии.

Отец музыканта – Пётр Алексеевич Мусоргский – был выходцем из древнего дворянского рода. Мать – Юлия Ивановна Чирикова – также была из дворянской семьи. Она была прекрасно образована, хорошо играла на пианино и обучала сына классической музыке. А няня, занимавшаяся с мальчиком, привила ему любовь к народным русским сказкам и песням. У супругов был ещё старший сын по имени Филарет.

Сначала мальчики обучались дома, затем, когда Модесту исполнилось 10 лет, и семья переехала в Петербург, братья продолжили учёбу в немецком училище St. Petri-Schule, главным направлением которого было изучение иностранных языков. Дополнительно Модест брал уроки музыки у замечательного преподавателя Антона Августовича Герке, под руководством которого в 1852 г. Мусоргский написал свою первую пьесу для фортепиано. Проучившись 3 года в Петришуле, Модест, по настоянию родителей, перешел в Школу гвардейских офицеров, но заниматься музыкой не перестал. В это время он увлёкся изучением церковной музыки. В 1856 г. юноша успешно окончил школу и поступил на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк.

Великая пятерка

Как возникло это творческое содружество, объединившее пятерых великих русских композиторов — М. А. Балакирева и Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакого? Необходимо добавить, что в какой-то период «Могучая кучка» состав имела более расширенный. В нее входили менее известные широкой публике, особенно современной, композиторы А. С. Гуссаковский, H. H. Лодыженский и Н. В. Щербачёв. Они вышли позднее из Балакиревского кружка и вообще отошли от композиторской деятельности. Поэтому принято считать, что членами «Новой школы» были только пять композиторов, во Франции их так и называли — «Группа пяти», или «Пятерка». Сами основные члены кружка считали себя наследниками великих русских композиторов М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского.

Личная жизнь

О личной жизни композитора известно крайне мало. Он никогда не был женат и не имел детей. По слухам, в юности Модест жил на съёмной квартире с кабацкой певицей, которая вскоре его бросила.

Из сохранившихся писем известно, что Модест Петрович был влюблён в Людмилу Ивановну Шестакову, сестру композитора Михаила Глинки. Однако она испытывала к нему лишь дружеские и материнские чувства.

Некоторые свои произведения (романсы) композитор посвятил сестре известных в то время певцов Опочининых – Надежде Петровне, в которую Модест был, по-видимому, тайно влюблён. Она была старше Модеста на 18 лет.

Также у композитора были отношения с Марией Шиловской, которая тоже была намного старше его.

Модест Петрович Мусоргский – краткая биография

Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881), композитор. Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.).

В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка».

В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто.

В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым.

В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гар — виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г.

В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти.

Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.

Источник

Биография

Детство

Родился Мусоргский в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве — Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.

Образование

До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.

Творческий путь

Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.

Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.

В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.

После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».

Будучи бедным, он не может посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.

С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.

С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.

Личная жизнь

Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей. Многие биографы объясняют эти факты нетрадиционной ориентацией композитора, о чём свидетельствуют его личные письма. Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.

Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.

Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.

Рядом с его именем упоминается и женское имя — Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.

Смерть

Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».  

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата М.И.Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

История создания Могучей кучки

Их история начинается в 1855 году, когда Балакирев приехал в Петербург. Он знакомится с музыкальным критиком Стасовым, который идейно направляет неопытного, но очень одарённого, восемнадцатилетнего пианиста Балакирева.

В следующем, 1856 году, Балакирев знакомится с Ц. А. Кюи. Балакирев увлекает его своей смелостью в музыке и у Кюи появляется глубокий интерес к этому виду искусства.

Мусоргский познакомился с Балакиревым в 1857 году. Про эту встречу сам Мусоргский потом говорил, что «перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир».

Уже спустя несколько лет, в 1862 году им уже составили компанию Римский-Корсаков и Бородин. В то время Римский-Корсаков был очень молодым и по возрасту, и по музыкальным взглядам. А Бородин на то время уже был выдающимся учёным-химиком.

В начале 1863 года и была сформирована Могучая кучка.

В 1862 году, с помощью Г. Я. Ломакина, они смогли открыть Бесплатную музыкальную школу. Кроме этого целью «Могучей кучки» было донести до народа музыку профессиональных композиторов — сделать её понятной, и они этого достигли.

Завершение Могучей кучки

Мусоргский умер в 1881 году. Перед смертью у него были проблемы и финансового типа, и со здоровьем, что заставило его отойти от творчества.

Смерть Бородина в 1887 году поставила точку в деятельности Могучей кучки. После этого каждый композитор пошёл своей дорогой. Один только Стасов поддерживал отношения со всеми композиторами.

Только Римский-Корсаков продолжил свой путь в музыке — он стал педагогом и дирижёром Бесплатной музыкальной школы.

Детство и юность

Будущий композитор Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года по новому стилю. На свет он появился в селе Карево. Пункт располагается на территории современной Псковской области.

Молодой человек был родовитого происхождения. Отец, Петр Алексеевич, мог похвастаться древними корнями. История его предков уходила вглубь веков. Мусоргские вели отсчет еще с царского периода, принадлежали одной из ветвей династии Рюриковичей.

Мать была чуть менее родовитого происхождения. Женщину звали Юлией Ивановной.

Большая часть детства Модеста Петровича прошла в семейном имении. В этот период наибольшее влияние на будущего композитора оказали два человека.

  • Первый — его собственная мать. Женщина была хорошо образованной и начитанной, имела способности к музыке. Именно с ее подачи Мусоргский начал заниматься на пианино. Первые фортепианные уроки проводила сама Юлия Ивановна.
  • Второй — няня. В ранние годы Модесту не нравилось учиться музыке. Вместо скучных занятий он убегал к своей опекунше, которая рассказывала мальчику сказки.

Фольклор оказал на творчество музыканта очень широкое влияние. Настолько сильное, что народные мотивы стали основными в его творчестве.

Начальное образование молодой человек получал в родовом имении. Помимо музыки, он учился общим, развивающим кругозор, дисциплинам. К своим 7 годам Мусоргский хорошо играл на пианино, мог исполнить некоторые из произведений такого виртуоза, как Ференц Лист.

Фотопортрет Ф. Листа

С другой стороны, технической подготовки матери уже не хватало. Чтобы дать мальчику больше простора для творчества, ему наняли профессионального преподавателя игры на пианино.

Когда юноше исполнилось 10 лет, в 1849 он вместе с отцом отправился в столицу. Будучи в Петербурге молодой человек с братом Филаретом поступил в Петершуле — одну из крупнейших и наиболее авторитетных школ города и всей страны.

Основной упор здесь делали на гуманитарные науки и языкознание. Благодаря широкой подготовке уже к выпуску Мусоргский свободно говорил на французском, немецком, знал латынь и не только.

Модест Мусоргский (стоит) с братом Филаретом

Формальное образование не мешало музыканту совершенствовать свои творческие навыки. Он брал частные уроки у местных преподавателей. Много выступал перед аристократической публикой.

Учеба тут продолжалась несколько лет. Уже в 1852 молодой человек был зачислен в юнкерскую школу. Он хотел стать кадровым военным.

В годы образования Мусоргский проявлял большое рвение к гуманитарным наукам, языкам и философии. Даже занимался переводами зарубежной художественной классики. В то же время, не забывал и о музыке. Вскоре его труды дали первые серьезные плоды.

Распад «Могучей кучки» и ее последователи

Глава кружка Балакирев со временем оставил сочинительство музыки, что и послужило толчком к прекращению тесных дружеских контактов между композиторами. Все, кто входил в «Могучую кучку» продолжали свою деятельность в других областях, за исключением Римского-Корсакова, который преподавал в Петербургской консерватории, долгое время выступал, как руководитель музыкального общественного движения, оставаясь верным традициям кружковцев.

«Беляевский кружок», лидером которого стал Римский-Корсаков, продолжил идеологию кучкистов с ориентацией на академизм, находя своих приверженцев среди молодых выпускников консерватории и маститых музыкантов — Глазунова, Соколова, Антипова, Витоля. Симпатии к множеству иных музыкальных течений от Вагнера и Чайковского до Ревеля и Дебюсси были принципиальным отличием от «Балакиревского кружка», ориентированного на русскую национальную тематику.

Великий музыкальный талант, которым были наделены «кучкисты», за короткий период существования «Балакиревского кружка» создал мощное направление в развитии русских композиторов и музыкантов. Последователи создавали особую национальную эстетику музыки, как сплав академизма, фольклорных оттенков и нетрадиционных течений различных исторических периодов.

Особенности творчества композиторов «Могучая кучка»

В творчестве всех пятерых преобладают народные, сказочные мотивы, часто встречаются сюжеты из истории России – композиторы постоянно ищут нравственные идеалы в исконных началах. В связи с этим, важнейшей опорой для них была народная песня (и русская, и восточная) – они собирали старинные крестьянские напевы, в которых видели корни национального русского мышления. Далее мотивы обрабатывались и воплощались в их творчестве. Кроме того, Балакирев и Римский-Корсаков собрали песни в отдельный сборник – «Сорок русских народных песен» (1860).

Что касается интонационной выразительности, «кучкисты» опирались на творчество Александра Сергеевича Даргомыжского. В его операх «Каменный гость» и «Русалка», как считали члены содружества, наиболее точно и ясно выражаются идеи, «слова». Даргомыжский, как и Глинка, был для них отцом-основателем музыкальной культуры России.

Практически всем произведениям «кучкистов» свойственны:

  • размах,
  • большие размеры,
  • эпическая широта.

В камерном же творчестве ярко проявил себя только Бородин. Однако в фортепианной литературе выделились Балакирев («Исламей») и Мусоргский («Картинки с выставки»).

Главным противником «Могучей кучки» была академическая школа, а особенно – Петербургская консерватория, которую возглавлял в то время А.Г. Рубинштейн. Члены содружества критиковали «консерваторов» за то, что те слишком тщательно следуют традициям и не признают других путей развития музыки в России, в том числе и национально-народных. Однако со временем конфликт сглаживался, и в 1871 году Римский-Корсаков даже стал профессором Петербургской консерватории.

История содружества и его последователи

«Могучая кучка» распалась в средине 1870-х годов. Причин этому было много: как лежащих на поверхности (отстранённость Балакирева из-за душевного кризиса), так и более глубоких (творческие расхождения между «кучкистами»: например, Мусоргский и Балакирев сочли Римского-Корсакова перебежчиком и предателем). Это, в общем-то, неудивительно: такие гении не могли долго находиться в одной группе, каждому был необходим индивидуальный творческий рост.

Но с распадом «Могучей кучки» никуда не пропали их идеи – ещё многие русские композиторы создавали свои произведения под их влиянием. Благодаря Римскому-Корсакову, кучкистская деятельность стала активно развиваться в Петербургской консерватории. Появился «беляевский кружок», возглавлял который сам композитор. По словам Римского-Корсакова, «беляевский кружок» нельзя считать абсолютным продолжателем «балакиревского кружка», ведь

«…кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, а кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперёд; «балакиревский» был революционный, «беляевский» же —прогрессивный…».

Среди композиторов, творящих на рубеже веков, продолжателями традиций «Могучей кучки» можно по праву считать Александра Глазунова, Анатолия Лядова, Александра Гречанинова и многих других.

Значение «Могучей кучки» для русской музыки и культуры

Сложно переоценить музыкальный вклад творчества «Могучей кучки» в русскую музыку.

В их операх впервые:

  • стала ярко видна национальная характерность,
  • появились размах и народно-массовые сцены.

Композиторы стремились к яркости, стремились донести до народа свои идеи через запоминающиеся образы и эффектные картины.

Произведения «Могучей кучки» или «великой пятерки» русских композиторов вошли в мировую музыкальную сокровищницу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: