Разбираемся с демократией: от прошлого до современности

Концепции демократии: кто и как правит?

Идея демократии зародилась еще в античности. Свидетельствует об этом и древнегреческий перевод слова — власть народа. Конечно, античное понятие демократии очень сильно отличалось от того, которым мы пользуемся сейчас. В истории существовало еще несколько вариантов понимания этого термина. Одно из них было предложено в Раннее Новое время английскими философами Томасом Гоббсом и Джоном Локком. Это так называемая либеральная концепция демократии.

С этой точки зрения каждый человек в обществе должен быть самостоятельным, интересы общества должны полностью подчиняться его интересам. Вероятно, такая концепция была справедлива для XVII века, однако сегодня ее реализация в полной мере вряд ли возможна.

Вторая концепция демократии, которая существовала в Новое время, — это коллективистская концепция Жан-Жака Руссо. Одним из ее сторонников был известный философ Карл Маркс. В данной концепции демократия, наоборот, должна реализовывать задачи всего общества, а интересы человека в значительной степени должны быть подчинены интересам общественным. Третья концепция — плюралистическая. В соответствии с ней, интересы общества, безусловно, важны, но гораздо важнее интересы социальных групп. Ну и, наконец, последняя концепция демократии — элитарная.

В данном случае демократия представляет собой соперничество не отдельных людей, не социальных групп, а политических элит. Считается, что наиболее ярко эта концепция проявляется в Соединенных Штатах Америки. Действительно, на протяжении уже нескольких веков в США между собой соперничают две политические партии:

Демократическая и Республиканская. Формально никто не запрещает гражданам Америки создавать другие политические партии (и они, конечно, есть), но все равно на каждых президентских и парламентских выборах граждане выбирают только между двумя партиями.

Может ли страна быть республикой более чем одного типа?

Так же, как в стране может быть более одного типа демократии, страна может также быть более чем одним типом республики! Например, в Иране есть парламент, что делает его парламентской республикой, но он также основывает свою структуру управления на религиозном праве, что делает его теократической республикой. То же самое верно и для такой страны, как Германия, которая действует по принципам как парламентской республики, так и федеративной республики.

Другими словами, как и демократии, типы республик, которые мы обсуждали выше, не исключают друг друга. Фактически, чтобы правительство работало эффективно, он должен часто сочетать управляющие структуры.

Россия республика, но недемократическая

Что такое правовое государство?

Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.

Для этой концепции характерно признание верховенства права над властью. При этом признаются:

1) приоритет личности и общества над государством;2) реальность прав и свобод каждого гражданина;3) взаимная ответственность государства и личности;4) независимость и авторитет суда;5) связанность власти правом.

№3: Защита прав человека граждан

Возможно, наиболее примечательно, демократии верят в свободу. Граждане должны иметь право выражать свое мнение и участвовать в демократии без страха и запугивания. Демократические общества не только верят, что это улучшает жизнь их граждан, но и помогает контролировать государственную власть. Если люди могут свободно — но мирно выражать свое мнение, это дает понять, когда избранные представители не прислушиваются к воле народа.

Что еще более важно, демократии верят в защиту основных прав человека. В Соединенных Штатах они изложены в Билле о правах и включают право на свободу слова, право на ношение оружия, защиту от незаконного захвата собственности и право на суд присяжных

(Вы не знакомы с Биллем о правах? Институт Билля о правах разбирает его за вас!)

Другими словами, демократии гарантируют фундаментальную защиту отдельным гражданам, что позволяет им жить в безопасности, свободе и мире.

Что теперь?

Вы читаете этот пост при подготовке к экзамену AP по истории США?? Если это так, вам также следует ознакомиться с некоторыми другими нашими ресурсами! У нас есть тематические сообщения, например наш обзор НАТО и полное руководство по историческим книгам AP США.

Если вы первокурсник, второкурсник или юниор, вы можете подумать о добавлении еще нескольких классов AP к вашему расписанию. Вот полный список курсов и тестов AP, которые помогут вам выбрать подходящие для вас занятия.

Вы также рассматриваете вопрос о сдаче предметных тестов SAT в дополнение к экзамену AP или вместо него? Убедитесь, что вы получили инсайдерскую информацию по обоим, прежде чем принимать решение.

Есть друзья, которым тоже нужна помощь в подготовке к экзаменам?

Характеристика демократического режима

Рассмотрим ключевые признаки этой системы управления:

  • Источник власти – народ. Как субъект учредительной конституционной власти, он имеет право избирать представителей для формирования высших государственных органов управления.
  • Избирательным правом в равной мере владеет каждый гражданин страны.
  • Политический плюрализм утвержден на законодательном уровне. Это создает условия для многопартийности. Таким образом, политическая жизнь страны выстраивается в соревновательной среде.
  • Альтернативные выборы для формирования высших органов власти проводятся регулярно. Граждане могут участвовать в них как через представителей, так и напрямую.
  • Во время принятия решений властные органы ориентируются преимущественно на мнение большинства. В то же время меньшинство защищено законом от ущемлений.
  • Государство создает условия для реальной свободы слова, печати, собраний и т.д. Граждане свободно действуют согласно своим политическим, духовно-религиозным и социально-экономическим взглядам.
  • Экономический плюрализм позволяет предприятиям действовать, независимо от их формы собственности. Это возможно благодаря соблюдению ими развитого хозяйственного законодательства.

Рассмотренные признаки позволяют выделить следующие черты, характерные для демократического политического режима:

  • Народ выбирает руководителей, которые управляют страной на условиях, определенных конституцией страны.
  • Правящая политическая сила имеет оппозицию, которая может предлагать альтернативные решения и свободно выступать с критикой.
  • Между партийной структурой и органами государственной власти есть четкий законодательный барьер, который препятствует их слиянию.
  • Права и свободы каждого человека гарантируются законодательно.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Что такое диктатура?

В условиях диктатуры, в отличие от того, что происходит в демократических режимах правления, все полномочия и решения государства централизованы в руках человека или группы людей.

Наиболее поразительной характеристикой диктатуры является именно отсутствие демократических принципов, что означает, что демократия и диктатура могут считаться противоположными, то есть диктатура является антидемократическим режимом.

Диктаторское правительство — нелегитимное правительство и почти всегда насильственное. Это незаконно, потому что форма прихода к власти обычно происходит посредством государственного переворота, когда власть отнимается у законного правительства с использованием силы и антидемократических средств.

Военная диктатура

Диктатура также может быть военной. В этом случае диктаторское правительство контролируется группой военнослужащих, которые обычно приходят к власти путем переворота .

Бразилия пережила период военной диктатуры в течение 21 года (с 1964 по 1985 год), и возвращение демократии в стране было процессом, который длился несколько лет.

После окончания диктатуры Танкредо Невес был избран президентом, но все же по косвенной системе голосования, то есть без участия населения. Первые прямые выборы на пост президента республики после диктатуры произошли в 1989 году.

Диктатура в наши дни

Есть страны, которые все еще живут в режимах, которые считаются диктатурами или имеют диктаторские характеристики. Из этих стран некоторые классифицируются как демократии, но по практике, принятой их правительствами, их можно считать диктаторами.

В большинстве этих стран люди не имеют права участвовать в выборах, и свобода выражения мнений вполне контролируется.

Познакомьтесь с некоторыми странами, которые все еще живут в режимах с характеристиками диктатуры:

  • Ангола : В последние годы страна пережила длительную гражданскую войну, и правительство часто жестоко подавляет население,
  • Куба : официальный режим Кубы — это коммунизм, но свобода слова и прессы в стране жестко контролируются,
  • Китай : страна классифицируется как Народная республика, но китайское правительство применяет авторитарную и цензурную практику и часто не уважает права человека,
  • Северная Корея : правительство считается очень репрессивным и насильственным, и население не соблюдает много основных прав,
  • Иран : страна обычно нарушает права человека, ограничивает свободу прессы и подавляет народные демонстрации,
  • Оман : это очень старая диктатура, и в этой стране даже нет Конституции, защищающей права граждан,
  • Зимбабве : страной управлял один и тот же президент более 30 лет, и в разное время применялись насильственные действия против населения, а также нарушения прав человека.

Лучшие диктаторы в мире

Многие диктаторские правители стали известны насильственными и угнетающими характеристиками своих правительств. Знайте некоторые из них:

  • Адольф Гитлер : командовал нацистской диктатурой в Германии, его правительство преследовало и убивало многих евреев и подавляло насилием противников режима,
  • Аугусто Пиночет : чилийский диктатор, пришедший к власти после военного переворота, в его правительстве было убито много мирных жителей, а права человека часто нарушались,
  • Антонио Салазар : португальский диктатор пришел к власти после военного переворота, его правительство нарушило свободу слова и печати и личные права граждан,
  • Бенито Муссолини : итальянский диктатор возглавил фашистское правительство, которое преследовало противников правительства, контролировало СМИ и неуважительно относилось к конституционной защите,
  • Франциско Франко : испанский диктатор был ответственен за правительство, которое нарушало права человека и преследовало и казнило,
  • Иосиф Сталин : был диктатором в бывшем Советском Союзе, и его режим стал известен как сталинизм. В его правительстве не было никакой оппозиционной партии и была цензура и преследование,
  • Мао Цзэ-дун : китайский диктатор считается одним из самых жестоких в мире, в его правительстве более 70 миллионов человек были преследованы и убиты,
  • Саддам Хусейн : Он был диктатором в Ираке, в его правительстве было много преследований и смертей, в основном против курдов и противников его правительства.

Типы республик сегодня

Помните, что республика — это нация, в которой правительственная власть принадлежит ее гражданам, использует представительное правительство и имеет избранного главы государства. Это довольно общие критерии, Значит, сегодня существует довольно много республик. Фактически, по состоянию на 2017 год 159 из 206 стран мира использовали слово «республика» в своих официальных названиях!

Кроме того, расплывчатое определение республики означает, что сегодня функционирует много различных типов республик. Мы кратко обсудим здесь основные типы республик, но вы можете найти более подробную информацию о каждом из них, перейдя по ссылкам в каждом описании.

Формы демократии

Главные отличительные особенности кроются в их названии. Прямая форма демократии характеризуется тем, что управление государством, то есть власть, осуществляется непосредственно народом при помощи голосований и референдумов.

Для лучшего понимания приведем пример: в государстве было предложено принять какой-то определенный закон. Для того чтобы решить, будет ли этот закон принят, организуется референдум, на котором каждый желающий отдает свой голос за или против принятия нового законопроекта. Таким или подобными способами решается большинство важных вопросов при прямой демократии.

Представительная демократия отличается в корне. Предыдущий пример с новым законопроектом тоже подойдет: принимать решение о принятии или отклонении нового законопроекта будут депутаты, которые избирались народом посредством свободных и честных выборов.

Главное отличие вроде бы понятно, но у каждой из форм есть свои плюсы и минусы: люди при господстве первой формы сами принимают решения, но ведь не все из них хорошо ознакомлены с юриспруденцией, с законами, со всеми тонкостями и нюансами подобных дел. При второй форме власть народа ограничена, ведь он выбирает тех, кто будет принимать решения, а не сам их принимает. В таком случае может появиться очень много недовольных.

Демократия и права человека

Связи между правами человека и демократией глубоки и при этом носят двусторонний характер: одно в определенной степени зависит от другого и является неполным без другого.  

Прежде всего, ценности равенства и самостоятельности – это и ценности прав человека, а право принимать участие в управлении является само по себе правом человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) говорится, что «Воля народа должна быть основой для власти правительства»: таким образом, демократия, в действительности, является единственной формой правления, которая соответствует правам человека.

Однако «демократия» неполна без тщательного соблюдения прав человека. Настоящее участие в управлении практически невозможно без того, чтобы не соблюдались основные права людей. Рассмотрите в качестве примеров следующее: 
1. Свобода мысли, совести и религии (статья 18 ВДПЧ)

Это одно из первых прав, которые имеют важнейшее значение в демократии: людям необходимо иметь возможность свободно думать, придерживаться любых взглядов, имеющих важное значение для них, при этом не будучи за это наказанными. На протяжении истории правительства стремились ограничить это право, поскольку они боятся, что если люди будут думать о других формах правления, то это поставит под угрозу существующую систему

Таким образом, они бросали людей в тюрьму лишь за то, что у них были «неправильные» мысли. (Такие люди известны как «узники совести».) Однако общество без плюрализма взглядов является не только нетерпимым; оно ограничивает свои собственные возможности развиваться в новых и возможно более совершенных направлениях.

2. Свобода выражения мнения (статья 19 ВДПЧ)

Важно не только иметь возможность думать то, что вы хотите, но и во всеуслышание выражать свое мнение, независимо от того, каким оно может быть. Если людям препятствуют в обсуждении своих взглядов с другими людьми или в том, чтобы представлять их в СМИ, как они могут «участвовать» в управлении страной? Их мнение будет просто исключено из возможных рассматриваемых альтернатив

3. Свобода мирных собраний и ассоциаций (статья 20 ВДПЧ). Это право позволяет вам обсуждать идеи с другими людьми, которые этого пожелают, создавать группы по интересам или группы лоббирования или собираться для того, чтобы протестовать против тех решений, с которыми вы не согласны

Возможно, такая деятельность часто неудобна для правительств; однако чрезвычайно важно, чтобы разные точки зрения становились известны и учитывались. И это часть самой сути демократии. 

Это лишь три права человека, которые неразрывно связаны с идеей демократии, но любое нарушение других прав человека также повлияет на то, в какой степени разные люди могут принимать участие в управлении страной. Бедность, плохое здоровье или отсутствие жилья – все это может затруднить для человека то, чтобы его голос был услышан и снизить влияние его выбора, по сравнению с другими людьми. Такие нарушения прав почти наверняка приведут к тому, что соответствующее лицо не сможет занять выборное место.

Насколько эти три вида «демократических» прав (перечисленных выше) соблюдаются в вашей стране?

Характеристика основных форм правления

Чтобы понять, кто является верховным носителем власти в демократическом государстве, необходимо рассмотреть особенность двух форм правления.

Монархия. На политической карте мира существует несколько государств с такой формой правления. Это конституционные (парламентские) монархии: Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Япония и Швеция. Они являются демократическими государствами. Власть монарха в этих странах значительно ограничена, и основными вопросами общественной жизни занимаются парламенты.

Республика. Различают несколько видов государств с такой формой правления.

Парламентская республика характеризуется приоритетом высшего законодательного органа. Среди таких стран Германия, Греция, Италия. Правительство в этих государствах формируется парламентом и отвечает только перед ним.

В президентской республике глава государства избирается народом. Он сам формирует правительство с согласия парламента.

Какие ещё бывают разновидности политических режимов

Помимо основных, можно выделить некоторые дополнительные (промежуточные) уклады.

Анархия – так называемое безвластие. Характерна для коротких временных этапов, во время которых одна власть сменяет другую. Обычно анархия может наступить после серьёзных массовых потрясений (войны, революции и т. д.).

Аристократия – у власти находятся «избранные умы», знать. Причём в разных формах проявления способ отбора таковых может варьироваться от знатности семьи до уровня интеллектуального развития.

Военная диктатура – смежное понятие с тоталитаризмом и авторитаризмом. Правит группа военных, которые захватили власть в результате государственного переворота.

Охлократия – исковерканная форма демократии. Власть сосредоточена в руках толпы, неспособной принимать здравые самостоятельные взвешенные решения. Также характерна для неспокойных времён (революций, переворотов) и существует очень непродолжительное количество времени, после чего сменяется конкретным политическим строем.

История демократии

Родиной данного политического строя является Древняя Греция, чьи мыслители сформулировали его определение и основные принципы.

С давних пор законотворческая деятельность велась людьми на общем собрании. Однако народовластие древних греков носило весьма условный характер — права и законы соблюдались лишь в отношении граждан, но не рабов.

Средневековье в Европе отличалось процветающим монархизмом и феодализмом. Тем не менее некоторые дальновидные политики старались заручиться поддержкой разных сословий населения при принятии политических решений. Законодательные собрания образовались как логическое продолжение съездов сословных представителей.

В наступившей позже Эпохе просвещения стал расти интеллектуальный уровень общества, позже произошли революции против старого монархического порядка. В этот период развивались важнейшие ценности народовластия, а также правительственные органы, чья задача – выражать мнение граждан.

Тем не менее даже в развитых странах демократия была не для всех, поскольку присутствовали ограничения прав, связанные с полом, материальным положением, расовыми признаками.

Сейчас ее принципы получили широкое распространение. С целью защиты прав человека и для борьбы с острыми социальными проблемами, созданы Международные организации. Несмотря на это, идеальное общество — все еще предмет оживленных дискуссий.

Россия

Правительство России, как и многие другие народы, построено как республика. Согласно российской конституции, президент России, избираемый населением России, является главой государства и руководит исполнительной ветвью власти. Задача президента — назначить премьер-министра, который будет руководить правительством изо дня в день.

Но на самом деле Россия действовала скорее как диктатура, чем как демократия при нынешнем президенте Владимире Путине. Хотя президент и другие правительственные чиновники избираются всенародным голосованием, российское правительство также ограничивает свободу граждан России, включая подавление свободы слова и контроль доступа к объективной информации.

Активность граждан в политической и социальной жизни государства.

  • Ключевая роль граждан в демократии — участвовать в общественной жизни.
  • Граждане обязаны внимательно следить за тем, как их политические лидеры и представители используют свои полномочия, а также выражать свои собственные мнения и пожелания.
  • Голосование на выборах — важная гражданская обязанность всех граждан.
  • Граждане должны делать свой выбор досконально разобравшись в предвыборных программах всех сторон, что обеспечивает объективность при принятии решения.
  • Граждане могут принимать активное участие в предвыборных компаниях, публичных обсуждениях и протестах.
  • Важнейшей формой участия является членство в независимых неправительственных организациях, которые представляют свои интересы. Это: фермеры, рабочие, врачи, учителя, владельцы бизнеса, религиозные верующие, студенты, правозащитники и так далее.
  • В условиях демократии, участие в гражданских объединениях должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден присоединиться к организации против своей воли.
  • Политические партии являются жизненно важными организациями в условиях демократии, а демократия становится сильнее, когда граждане становятся активными членами политических партий. Однако никто не должен поддерживать политическую партию, потому что на него оказывают давление. В условиях демократии граждане могут свободно выбирать, какую сторону поддерживать.
  • Участие граждан должно быть мирным, уважительным к закону и толерантным в отношении взглядов оппонентов.

Признаки демократического государства

1. Признание народного суверенитета. Граждане демократических государств – верховные носители власти.

2. Возможность участия всего народа (а не части населения) в управлении делами в обществе и стране непосредственно или через представительные органы.

3. Наличие многопартийной системы. Конкурентные, честные и свободные выборы, в которых принимают участие все граждане. При этом одни и те же люди не должны долгое время находиться у власти.

4. Признание и гарантии основополагающих прав человека. Для этого должны функционировать специальные юридические институты, предупреждающие беззаконие.

5. Политическая свобода и равенство граждан перед судом.

6. Наличие систем самоуправления.

7. Взаимная ответственность гражданина и государства.

Часть из этих признаков можно считать также принципами демократического государства, которые будут подробно рассмотрены далее.

Признаки социального государства

1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.

2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.

3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.

4. Государство заботится о защите основополагающих гражданских прав.

5. Гарантии социальной безопасности населения страны. При этом граждане, благодаря своей активности, сами обеспечивают себе необходимый уровень материального положения.

6. Социальная помощь государства населению, которое не способно само себя обеспечивать.

7. Укрепление стабильности в стране. Деятельность государства направлена на сведение к минимуму имущественной дифференциации.

США как республика

Когда отцы-основатели писали Конституцию США, они представляли Соединенные Штаты республикой. Александр Гамильтон и Джеймс Мэдисон ясно дали понять это в Записки федералиста, где они дают понять, что федеральное правительство будет состоять из выборных должностных лиц, которые представляют волю народа. Фактически, многие из основателей Соединенных Штатов считали, что прямая демократия приведет не более чем к «… нестабильности, несправедливости и неразберихе». Как результат, Конституция США описывает систему правления, которая позволяет людям справедливо голосовать за представителей, и эти представители принимают законы в соответствии с волей народа. Правительства всех штатов устроены одинаково, а это значит, что штаты тоже являются мини-республиками!

Кроме того, чтобы быть республикой, люди должны выбрать человека, который будет главой государства. Это, безусловно, верно в США, где граждане голосуют за того, кто будет президентом страны каждые четыре года (хотя вопрос о том, будет ли это голосование прямым или косвенным, является предметом споров благодаря коллегии выборщиков).

Учитывая все это, Соединенные Штаты работают как комбинация конституционной, президентской и федеративной республики!

Принципы демократического государства

1. Плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономике он воплощается в наличии разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности. В политике плюрализм проявляется через многопартийную систему, а в сфере идеологии – через свободное высказывание мыслей, концепций и идей.

2. Свобода слова. Этот принцип включает в себя гласность деятельности всех субъектов политики. Это все должно обеспечиваться свободой средств массовой информации.

3. Демократическое государство предполагает подчинение меньшинства большинству при принятии любых решений.

4. Избирательность органов государственной и местной власти.

5. Гарантии прав национальных меньшинств, предупреждение дискриминации по какому-либо признаку.

6. Существование и свободное функционирование политической оппозиции.

7. Власть в демократическом государстве должна обязательно быть разделена (законодательная, исполнительная и судебная).

# 4: равное верховенство закона

Наконец, последнее, что объединяет все системы демократии, — это верховенство закона

По словам доктора Даймонда, верховенство закона фундаментально важно для демократии, потому что оно защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства. Другими словами, если выборы — это то, как граждане добиваются того, чтобы их голос был услышан, то законы — это способ реализации желаний граждан

Совершенно ясно, как законы работают в конституционной или представительной форме демократии. В конституционной демократии сама конституция устанавливает некоторые фундаментальные законы, и никакое другое законодательство не может их нарушать. В представительной демократии законы создаются выборными должностными лицами, чтобы гарантировать, что проблемы их избирателей решаются. Но как насчет прямой демократии, когда у каждого есть право голоса?

Что ж, даже в древних Афинах, в древнейшей прямой демократии, были законы, которые помогали управлять городом-государством. Вся суть Ассамблеи заключалась в том, чтобы создать новую политику и законы, с которыми могло бы согласиться большинство людей, и эта политика управляла бы всем населением!

Таким образом, законы — это инструмент, с помощью которого люди могут обеспечить соблюдение идеалов демократии, таких как свобода и основные права человека.

Ник Янгсон / Alpha Stock Images

# 1: свободные и честные выборы

Чтобы голоса людей были услышаны точно, демократии должны обеспечить, чтобы все процессы голосования были «свободными и справедливыми». Но что это значит?

Чтобы выборы были «свободными и справедливыми», они должны проводиться таким образом, чтобы позволить гражданам голосовать и относиться ко всем политическим партиям и кандидатам одинаково. Это означает, что процесс 1) должен быть доступен для всех, кто соответствует требованиям для голосования, и 2) должен быть максимально непредвзятым.

Более того, чтобы эти выборы были справедливыми, они должны проводиться через регулярные промежутки времени. Если выборы проводятся только каждые два десятилетия, это лишает людей возможности сделать так, чтобы их голос был услышан!

Свободные и справедливые выборы важны для демократии, потому что процесс голосования — это способ, которым граждане выражают свое мнение и, в представительных формах правления, выбирают людей, которые будут представлять их на более высоких уровнях власти

Это также является важной проверкой мощности. Если представители собираются на переизбрание регулярно, это заставляет их голосовать в соответствии с их избирателями

В противном случае они могут потерять свою позицию в следующем цикле голосования.

Примеры прямой демократии в действии

Поскольку прямая демократия может быть громоздкой на национальном уровне, очень немногие страны используют ее в качестве основной государственной системы. Но это не значит, что прямой демократии больше не существует! Вот несколько примеров того, как можно увидеть прямую демократию в действии.

Швейцария: Швейцария, страна с населением примерно 8,2 миллиона человек, использует прямую демократию для управления своими местными, региональными и федеральными правительствами

Каждый гражданин старше 18 лет думает о том, как следует управлять страной, и, поскольку голосование так важно, оно проводится четыре раза в год и назначается на десятилетия вперед. Кроме того, как прямая демократия в Швейцарии нет избираемого главы государства

Вместо этого в стране действует Федеральный совет, который избирается Федеральным собранием (которое работает как Афинское собрание) каждые четыре года. Каждый год новый человек из Федерального совета избирается президентом!

Местные выборы в США: Поскольку население намного меньше, местные, муниципальные и окружные выборы часто опираются на прямую демократию чтобы убедиться, что правительство служит воле народа. Местные законы и референдумы часто выносятся на голосование большинством, когда учитывается каждый голос.

Государственные выборы в США: Четырнадцать штатов позволяют гражданам разрабатывать законы и выставлять их на голосование посредством так называемых избирательных инициатив. Каждый штат позволяет отдельному гражданину создать избирательную инициативу, и, если она набирает достаточно подписей в петиции, она включается в избирательный бюллетень штата, где проходит большинством голосов. Уловка? Чтобы попасть в избирательный бюллетень, каждая инициатива также должна быть признана конституционной судом штата!

Признаки демократии

  • Граждане избирают представителей власти. Для реализации этого условия существования демократии проводятся свободные выборы. Кандидаты выдвигают себя на предполагаемый государственный пост, а народ в лице каждого представителя (гражданина) принимает суверенное решение в пользу или против того или иного кандидата. Внешнее влияние либо силовое давление на волеизъявление избирателя исключается.

  • Независимые СМИ. Средства массовой информации имеют возможность информировать население о принимаемых в государстве политических решениях, возможных альтернативах действующей власти и общественно значимых событиях. Ангажированность СМИ любой из политических сил, партий или давление на них не допускается.
  • Оппозиция. Понятие происходит от латинского «oppositio» – возражение. Оппозиция – это политическая сила(-ы), противопоставляющая себя действующей власти, критикующая ее. Демократическое правление обеспечивает гарантии соблюдения права меньшинства в т. ч. и на оппозицию при условии подчинения их мнению большинства. Оппозиционные партии обладают полнотой прав на открытое и беспрепятственное отстаивание политической и общественной точки зрения, и конкуренцию с другими силами, включая избранную большинством власть. В условиях демократии оппозиции обеспечивается государственная поддержка. Многопартийность – базовое условие существования демократии. Наличие в государстве выраженной демократической оппозиции свидетельствует об условной, но не фактической демократии в государственном устройстве.
  • Мораль, как социальное регулирование. Демократия предполагает наличие и свободу реализации широкого спектра прав и свобод для граждан. Социальная защищенность стоит в приоритете. Это делает общество более гуманным и нравственно-ориентированным. Моральные нормы наряду с Конституцией со временем начинают выполнять негласную регуляторную функцию в личных и общественных взаимоотношениях.
  • Гарантия прав и свобод личности. Права и свободы граждан, как и обязанности зафиксированы в главном законодательном документе — Конституции. Они предоставляются всем без исключения гражданам вне зависимости от пола, расы, возраста, социального и профессионального статуса и политических воззрений.

Гарантом соблюдения прав и свобод является государство.

  • Консенсус и компромиссное решение. В условиях демократии все ключевые решения по общественному и политическому регулированию жизни государства и общества принимаются на основе двух принципов: консенсуса (достижения общего согласия всех граждан в принятии решения) либо компромиссного решения (соглашения, достигнутого в условиях уступок всех заинтересованных сторон, которое в той или иной мере удовлетворяет интересам каждой).
  • Принцип плюрализма мнений. Каждый гражданин и (или) политическая сила имеет право свободно выражать свое мнение и волю. Никакая идеология не может быть объявлена в качестве государственной или иметь преимущественное значение.
  • Принцип разделения ветвей власти. Каждый орган государственного управления имеет ограниченный спектр полномочий. В современной демократии таких органов три: судебная, законодательная и исполнительная власть. Каждая из них обладает автономией, ограниченной Конституцией или иным верховным сводом законов, и не имеет права влиять на деятельность другой.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: