Все формы правления и государственной власти в сравнительной таблице
Не сразу в стародавние времена образовались государства. Далекие предки сначала объединялись в группы, где между племенами не было четких территориальных разделений, а вожди, старейшины обладая авторитетом, руководили жизнью общин. Шли столетия, формы правления менялись из-за увеличения количества людей, обострения внутренних взаимоотношений. С целью поддержания порядка создавались законы, вводились наказания, устанавливались границы. Постепенно, чтобы управлять обществом, появилась централизованная власть. Постепенно сформировались государства с разными политическими курсами.
В представленной таблице указаны основные формы устройства современных государств.
Наименование | Главенствующий орган | Страны |
Президентская республика. | Президент является главой правительства и принимает решения. | США, Аргентина, Бразилия, Уругвай, Панама. |
Парламентская республика. | Премьер-министр считается главным лицом в стране. | Индия, Австрия, Италия, Германия, Финляндия |
Смешанная республика. | Президент единолично формирует правительство. | Веймарская (1919-1933) Украина, Румыния, Литва, Франция. |
Конституционная монархия. | Власть монарха ограничена конституцией. Законодательная и исполнительная власть принадлежат парламенту/правительству. | Бельгия, Великобритания, Швеция, Япония, Голландия. |
Абсолютная монархия. | Монарх обладает неограниченной властью, несмотря на работу правительства. | Бруней, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. |
Теократическая монархия. | Папа Римский является духовным лицом и стоит во главе государства. | Ватикан. |
Унитарное государство. | Единые для всей страны органы власти. Центральному правительству подчинены административные единицы. Самоуправляющиеся образования отсутствуют. | Греция, Венгрия, Болгария, Андорра, Беларусь. |
Федеративное государство. | Федеративные единицы вправе формировать собственную конституцию, законодательные, исполнительные органы. Есть самоуправляющиеся образования. | Нигерия, Россия, Канада, Бельгия, США. |
Таблица 1. Формы устройства современных государствДроттнингхольм, резиденция королевской семьи, Швеция
Большинство политических курсов основываются на конституции, принятых социально-экономических и прочих законных положениях. Статьи определяют ключевые аспекты жизни страны и общественного строя в целом. Актуальные формы правления государства оказывают существенное влияние на структуру институтов власти и расклад внутриполитических сил. От государственного строя зависят действия предпринимаемые империями, державами на международной арене.
Согласно историческим летописям несложно прийти к выводу, как сформировались институты власти:
- Теократия. Наиболее древняя форма правления, при которой могущество над людьми даровалось высшими силами.
- Завоевание. Сильные племена подчиняли слабые общины.
- Создание договора. Определенный круг людей добровольно ограничивал себя в правах с целью достижения порядка в обществе.
- Классовая. Доктрина известного политического журналиста Карла Маркса предполагает классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Феодалы, рабовладельцы создали государства, чтобы обезопасить себя от низших сословий.
Военные действия
В целом, государственность считается одним из наиболее значимых триумфов древних цивилизаций. Государственные образования позволили развить: материальную культуру, науку, медицину, законы, социально-экономические взаимоотношения, что обеспечило возможность эффективного труда и общественного роста.
Кто стоит во главе монархии?
Существуют разные титулы монархов, отражающие специфику культуры, формы правления и государственного устройства. Рассмотрим несколько примеров:
- Король и королева. Обычно так называют правителя национального государства. Однако это правило соблюдается не всегда (например, современную Великобританию возглавляет королева, но назвать национальным государством эту страну нельзя).
- Царь и царица. Это правитель или правительница многонационального государства. В России, до того, как она стала империей, монархи носили титул царей и цариц. К слову, древнеегипетские фараоны тоже формально были царями.
- Император и императрица. Данный титул монарх получает в случае, если государство приобретает статус империи. Так при Петре I Россия стала Российской империей, а сам он, соответственно, стал императором. Этот титул используется и в современном мире (в Японии монархом является император Нарухито, сын императора Акихито).
В современном мире используются и другие титулы. Так в Люксембурге формально правит великий герцог Гийом, исполняющий преимущественно представительские функции. А в княжестве Монако сувереном является князь Альбер II, обладающий довольно широкими полномочиями (близкими к абсолютной монархии).
Литература[]
- Общая
- Морозова, Л. А. Теория государства и права — М.: Изд. Эксмо, — 2009 г. — ISBN 978-5-699-25310-4
- Черданцев, А. Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов. — М.: Юристъ, 2003. — 393 с.- ISBN 5-7975-0616-5
- Кашанина, Т. В. Основы российского права : Учебник для вузов. — М. : НОРМА, 2003. — 769 с. — ISBN 5-89123-717-2
- Чиркин, В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 1999. — 398 с.- ISBN 5-7975-0164-3
- Марченко, М. Н. Теория государства и права: учеб. / М. Н. Марченко. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Проспект, 2009. — 637 с. — ISBN 978-5-392-00548-2
- Специальная
- Золотухина Н. М. Концепция сословно-представительной монархии в русской средневековой политической теории // Правоведение. — 1988. — № 1. — С. 47-56.
- Сумбатян Ю.Г. Монархия — традиционная форма государственности // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. — 2001. — № 1.
- Иванов В. Формы правления и политического режима. В поисках нового содержания // Логос. — 2008. — № 6. — С. 121-155.
- Долиновский С. Л. Становление и развитие парламентской монархии в Великобритании // История государства и права. — 2008. — № 17. — С. 35-36.
- Авдеев Д. А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право. — 2011. — № 4. — С. 12-14.
- Пушкарев С. В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления // Современное право. — 2011. — № 7. — С. 17-20.
Колониализм
Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).
При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.
Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.
Формы государственного устройства
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.
По этой форме государства подразделяются на унитарные и федеративные.
Унитарное государство (от лат. unitas — единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство её частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав. Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило, в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы.
Иногда в составе унитарного государства допускается автономия отдельных частей, поэтому такие государства называются усложнёнными унитарными. К ним, например, относится Испания, в которой несколько провинций получили автономию, в том числе исторические области: Страна Басков и Каталония.
Федерация (от лат. foederatio — союз, объединение) — это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).
Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральная конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации (штатах, землях, республиках). В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, своё гражданство, судебная и налоговая системы.
Между федерацией и её субъектами устанавливаются отношения, при которых действует принцип верховенства федеральной конституции и других федеральных законов. Так, конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из неё. В случае нарушения этой юридической нормы центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации. Из курса истории вы знаете, что попытки отделения приводили обычно к глубоким затяжным кризисам и не имели, за редким исключением, успеха. Ярким примером является Гражданская война в США. В этом же убеждают и многие современные события.
Общефедеральным органам принадлежат полномочия и в области внешней политики, и в решении основных вопросов внутренней политики. Таким образом, при федеративной форме государственного устройства государственные образования внутри федерации хотя и обладают юридически определённой политической самостоятельностью, но не являются суверенными государствами. Суверенитет принадлежит единому федеративному государству. Интересы субъектов реализуются посредством представительства в верхней палате общефедерального парламента. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США — Сенат, в Германии — Бундесрат. Подчеркнём, что двухпалатная структура парламента является обязательным элементом федерации.
Однако правовой статус субъектов в разных федеративных государствах различен. По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные. К первой группе относятся те, в которых субъекты имеют равные права и равное представительство в общефедеральном органе власти. Вторую группу составляют федерации, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.
Федерации отличаются также по принципам построения. Так, Австралия, ФРГ, США строятся по территориальному принципу. Федерация в этих странах стала формой преодоления политической раздробленности и не служила средством регулирования межнациональных отношений. Многонациональные федеративные государства, например Индия, имеют национальный принцип построения. Некоторые учёные называют и третий, смешанный, национально-территориальный принцип, который характерен, в частности, для Российской Федерации.
Все описанные формы государства создаются на основе конституции и иных законов, которые характеризуют способы организации государственной власти.
Нетипичные (смешанные) формы правления[]
- Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
- Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Иосип Броз Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
- Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.
По политическому признаку
Различаются государства и по политическому признаку.
Демократические
Демократия — тип политического режима, который основан на методе коллективного принятия решений с равным воздействием участников процесса на его исход.
Для демократического государства требуется обеспечения ряда прав для каждого члена общества, например, политическое и социальное равенство, свобода, права человека, право на самоопределение и законность.
Существуют разновидности демократии:
Олигархическая. Крупные собственники позволено принимать непосредственное участие в управлении государством, а также гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвержено в данном случае имущественным ограничениям. Олигархическая демократия схожа с плутократией, где правящий класс населения проводит политику зачастую в интересах крупного капитала.
Эгалитарная. Цель данной разновидности — достижение политического равенства. Подразумевает равное участие в политических процессах, равные права, равное представительство, равный доступ к значимым для политики ресурсам.
Социалистическая
Данная разновидность демократии фокусирует свое внимание на воле народа, предполагает ликвидацию социальных классов и преимущественно государственную собственность на средства производства. Термин был закреплен от 1919 года Программой Российской Коммунистической Партии, а в конце 1940-х годов был введен термин «Народная демократия», что была разновидностью социалистической демократии.
Либеральная
Также называется буржуазная или конституционная. Основана на ряде положений: верховенство права, влияние граждан на принятие решений, общественный компромисс, мирная смена власти при проведении выборов, правление с согласия народа, система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства народа, гарантии гражданских, политических и социальных прав, гарантии прав оппозиции.
Имитационная. Проявляется в ряде атрибутов власти народа, но фактически влияние населения на процесс принятия политических решений крайне мал. Часть граждан лишена избирательного права, избранные представители не определяют всю политику, исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную власть, система правосудия не обеспечивает соблюдения конституционных принципов.
Авторитарные
Авторитаризм — тип политического режима, который основан на сильной централизованной власти одного лица (президент, монарх, премьер-министр) или группы лиц (партия).
Сохраняется экономическая, гражданская и духовная свобода граждан. При данном политическом режиме в качестве методов управления государство очень редко применяются массовые репрессии, отсутствует террор, а доминирует командное и административное управление. Силовые структуры подконтрольны государству и зачастую используются в политических целях против оппозиционных сил, средства массовой информации берутся под контроль государства, СМИ необходимо сохранять лояльность к режиму, возможна цензура. Лидеры авторитарных государств не принимают мнения, отличные от их позиции, в том числе и от народа, их маловероятно сменить.
Тоталитарные
Тоталитаризм — тип политического режима, который основа на абсолютном (тотальном) контроле государства во всех отраслях общественной и частной жизни.
Данное понятие появилось в начале 1920-х и предназначалось для режима Муссолини. В то время тоталитарному государству были свойственны неограниченные полномочия власти, уничтожение конституционных прав и свобод населения, репрессии в отношении тех, кто мыслит иначе и милитаризация общественной жизни. В политологии при данном политическом типе власть стремится к полному контролю общества и ставит задачу контролировать всю жизнь населения. Оппозиция при любой ее форме пресекается или подавляется государством.
Виды и примеры монархий
Большинство сохранившихся монархий сегодня носит номинальный или церемониальный характер. Фактическая же власть находится в руках парламента и правительства. Это конституционные монархии. Но в некоторых странах власть монарха по-прежнему играет значительную роль. Такие монархии называют абсолютными. Рассмотрим особенности каждого из видов подробнее.
1. Абсолютная монархия
Это близкая к диктатуре форма правления, подразумевающая, что в руках монарха сосредоточена вся власть. Он полностью контролирует правительство и суд, единолично издаёт законы (то есть, парламент в таком государстве отсутствует). Власть абсолютного монарха ничем не ограничена, и не существует законов, которым он сам обязан был бы подчиняться. То есть, его слово выше закона.
В эпоху феодализма практически все монархии были абсолютными. Российская империя была таковой вплоть до 1905 года, в котором император Николай II учредил Государственную думу. Это был настоящий выборный парламент, который просуществовал вплоть до 1917 года. Сегодня абсолютными монархиями являются 6 государств: ОАЭ, Саудовская Аравия, Ватикан (абсолютная теократическая монархия), Оман, Бруней и Катар.
2. Конституционная монархия
Данная форма правления подразумевает, что в государстве действует конституция, ограничивающая права монарха, а также существует парламент, обладающий полноценной законодательной властью. Российская империя имела такой статус с 1905 по 1917 год. В современном мире таковыми являются практически все монархии.
Существует 2 формы конституционных монархий:
- Дуалистическая. Эта форма подразумевает, что монарх является главой исполнительной власти, а законодательная власть принадлежит парламенту. Как правило, монарх может наложить вето на любой закон. Дуалистическими монархиями являются, например, Марокко, Кувейт и Иордания.
- Парламентская. Это более современный вид монархии, в котором монарх играет скорее номинальную или церемониальную роль. Фактически же страной управляют парламент и назначаемое им правительство. Сегодня эта форма правления используется в Японии, Дании, Испании и многих других странах.
Характерные особенности парламентской монархии:
- Парламент принимает законы, а монарх их подписывает (его подпись, по сути, является формальностью).
- Парламент формирует правительство, преимущественно из членов партии, получившей больше всего голосов на выборах.
- Главой правительства обычно становится лидер этой партии.
- Правительство подотчётно парламенту.
- Власть монарха сильно ограничена (хоть её и нельзя назвать чисто формальной, но дуализма как такового нет).
Монарх в парламентской монархии обладает незначительным набором полномочий. Он является символом нации и народа, представляет свою страну на международной арене. Как правило, политическое устройство в таких государствах близко к парламентской республике, и монархия сохраняется лишь как дань традиции.
Формы государственного-территориального (государственного) устройства
Территории большинства современных стран разделены на регионы. Республики, провинции наделены неодинаковым статусом. Положение области, штата, взаимоотношение с центральными органами власти зависят от государственного-территориального устройства. Административные единицы, включенные в состав политической организации, не имеют возможности действовать на международной арене, печатать свою валюту, формировать институты гражданства, то есть, лишены самостоятельности.
Между тем, следует различать базовые принципы устройства отдельно взятых стран.
Современные государства бывают:
- конфедеративными;
- федеративными;
- унитарными.
Если выражаться еще точней, каждое политическое образование может подразделяться на несколько групп. В частности унитарное государство нередко имеет признаки централизованной, децентрализованной, полуцентрализованной власти.
Унитарное демократическое государство
Основная концепция существования зиждется на единой централизованной власти. Регионы лишены возможности проводить какую-либо самостоятельную политику и подчинены центру. При отсутствии принципа федерации, земли подразделяются на административно-территориальные единицы (районы, области). Унитарными являются социалистические государства, Украина, Великобритания, Франция (СССР и Югославия относились к социалистическим федеративным образованиям).
Ворота Елисейского дворца, резиденции президента Франции, Париж
Федеративное демократическое государство
Общеизвестная форма государства выстроена таким образом, что отдельно взятые административные единицы наделены правом суверенитета. Регионы имеют независимость в территориальных границах, вправе формировать собственную власть, конституцию, но подчинены единому центру. В широком смысле – штаты, провинции объединены в союз небольших государств и вместе проводят внешнюю, внутреннюю политику. Страны с федеративным устройством: США, Индия, РФ.
Сенатский дворец, рабочая резиденция Президента РФ, Москва
Конфедерация (демократическая)
Масштабное политическое образование, где равноправными членами являются несколько государств. Сформированный союз направлен на достижение единых целей: экономических, внешнеполитических, военных. Уникальная, на первый взгляд форма правления не считается прочной. Исторические примеры доказывают, что конфедерация спустя определенный промежуток времени переформатируется в федерацию либо распадается. Признаки конфедерации наблюдаются у Содружества Независимых Государств, Европейского Союза.
Здание Европейского парламента, Брюссель, Бельгия
Формы недемократического государственного устройства
Кроме вышеперечисленных форм правления, ряд современных государств избрал иные политические курсы, основанные на строгом режиме.
В частности – это:
- тоталиторизм;
- авторитаризм;
- диктатура.
Недемократичные страны являются изгоями, потому что власти инициируют произвольные аресты, преследуют свободу слова, пренебрегают конституционными правами граждан. Например, в исламских государствах, где отсутствуют законы демократии, права женщин значительно попраны. Недемократичными считаются: Нигерия, Саудовская Аравия, КНДР.
Пхеньян, столица КНДР
Распределение по типам
У форм государственного правления есть много различных признаков. С их помощью удается проводить классификацию. В глобальном смысле их разделяют на две подкатегории:
- Монархии, когда власть в наличии у одного человека и передается по наследству (преимущественно по мужской линии).
- Республики, когда органы управления избираются населением на конкретный промежуток времени. Выборы проводятся специальными комиссиями, контролирующими свободу граждан принимать решения.
Формы правления в России сменялись на протяжении истории. В настоящее время она является демократической правовой федеративной республикой.