Экзистенциализм — характерные черты и идеи направления философии, представители

содержание

Введение

1. ОСОБЕННОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА КАК ФИЛОСОФСКОГО ТЕЧЕНИЯ ЗАПАДНЫХ СТРАН

1.1 Атеистический экзистенциализм

1.1.1 Мартин Хайдеггер (1889-1976)

1.1.2 Альбер Камю

1.1.3 Жан-Поль Сартр (1905-1980)

1.2 Религиозный экзистенциализм

1.2.1 Карл Ясперс (1883-1969)

2. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

12 стр., 5586 слов

Методические рекомендации по написанию контрольных работ. направление …

… преподавателя, студентам может быть предложена защита контрольных работ. Контрольная работа должна включать следующие разделы: а) … меры медицинского характера в уголовном праве. 67. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. 68. … 4. Задачи и основные направления развития уголовного права. 5. Основные направления совершенствования уголовного законодательства России …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография

Философия Кьеркегора

Основоположником данной идеи принято считать датского философа Серена Кьеркегора, жившего в XIX веке

Он заметил, что в философии обращают слишком большое внимание на проблему сущности (эссенции) и бытия в целом, но не рассматривают саму проблему существования отдельно взятого человека. Он ввел понятие “экзистенции” и считал, что философия должна направить силы на то, чтобы помочь человеку разобраться в самом себе, в своем предназначении и в смысле своего существования

В своих работах Кьеркегор выделяет понятия:

  • Неподлинное существование – бездумная жизнь, когда человек не задумывается зачем он рожден и живет по инерции, так же как все, беря за пример жизнь других людей.
  • Подлинное существование – экзистенция, когда человек ищет свой собственный путь в жизни, не подчиняясь обществу, становясь хозяином своей судьбы.


Рис. 1. Карл Теодор ЯсперсПо пути к экзистенции человек проходит через 3 стадии развития:

  1. Эстетическая. Когда человек живет ради получения сиюминутных удовольствий, основывая свою жизнь на несущественном, и просто “плывет по течению” вместе со всеми. Вследствие пресыщения, итогом этой стадии всегда являются разочарование, тоска и отчаяние.
  2. Этическая. Человек делает обдуманный выбор и ставит в основу своей жизни выполнение долга. Нравственность и добродетель становятся основными спутниками личности на данной стадии развития, а чувство устойчивости и уверенности сопровождают человека на протяжении жизни.
  3. Религиозная. Внешний мир с его страстями перестает управлять человеком. Он сделал осознанный выбор, нашел смысл жизни и живет, согласно своим убеждениям и принципам.

Переход от одной стадии к другой возможен лишь при сознательном выборе человека и его волеизъявлении. Идя по дороге отчаяния, переживаний, забот и страхов, человек, в конечном итоге приходит к вере и находит в ней успокоение. Вера дает осознание подлинного существования, надежду и смысл жизни.Кьеркегор считал, что основная задача человека — обрести самого себя, ибо человек не рождается с осознанием своего предназначения. Сам философ пришел к выводу, что он достиг той самой экзистенции, которой надо добиться каждому человеку. Поэтому, на его надгробном камне высечены слова: “Этот единичный”, дающие понять, что главное в человеке – его индивидуальность и отделенность от общества.

«Записки из подполья»

В «Записках из подполья» впервые появляются экзистенциальные мотивы. Достоевский критикует устоявшийся уклад, систему ценностей и норм. Он показывает иррациональность общества с особенной иронией. Маленький человек, чиновник вступает в конфликт с внешним миром. Он презирает людские взгляды на жизнь и ставит себя выше остальных. Открыто он не противостоит обществу, поэтому и живет в подполье. Достоевский описывает как раз нетипичного героя эпохи, который не вписался в реалии мира. Люди, которые не находят свое место в жизни становятся предметом изучения Достоевского.

Писатель размышляет над знаковым вопросом:

Речь идет о выборе между личным желанием и объективной реальностью. Никто не может заставить героя отказаться от своих планов. Пусть хоть землетрясение, а чай надо выпить! Здесь сталкиваются субъективные интересы человека и объективная реальность. Человек, по Достоевскому, может влиять на нее. Ведь если отказаться от идеи выпить чай в любой момент, значит признать отсутствие выбора.

Нельзя назвать Достоевского отцом основателем экзистенциализма. Но многие его мысли опередили свое время и в 20 веке послужили фундаментом для учений классического экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты

Философы часто прибегали к изложению своих идей в литературной форме (романы, эссе, пьесы), хотя они не были незнакомы с определенной философской методологией — например, все они в той или иной степени опирались на феноменологию Э. Гуссерля.

Экзистенциализм обижается на наиболее типичные формы радикального разочарования в истории, которые приводят к интерпретации современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса человечества. Но экзистенциализм не является защитником и оправдателем этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции индивидуума в этом кризисе. Экзистенциалисты считали, что катастрофические события новейшей истории выявили нестабильность, хрупкость не только индивидуального, но и всего человеческого существования. Для того чтобы существовать в этом мире, человек должен сначала познакомиться со своим внутренним миром и оценить свои возможности и способности.

Главным объектом философской рефлексии в экзистенциализме является индивидуальное бытие, смысл, знание, ценности, которые составляют «мир жизни» индивида. Жизненный мир — это не фрагмент материального мира, а мир духовности, субъективности. Одним из основных установок экзистенциализма является противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальное разделение этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никаким существом: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью

Важно только его существование. Основной подход экзистенциализма заключается в том, что существование предшествует бытие, т.е

человек существует первым, появляется в мире, действует в нем, и только после этого определяется как личность. Согласно экзистенциализму, человек — это временное и конечное существо, которому суждено умереть. Понятие смерти как самоочевидный, абсолютный предел всех человеческих устремлений занимает в экзистенциализме то же место, что и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку потусторонней перспективы.

Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей земной жизни, а потому ценят все, что напоминает человеку о тщеславии его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистской доктрине «пограничных ситуаций» — экстремальных жизненных обстоятельств, в которых постоянно находится человеческая личность. И самая важная «пограничная ситуация» — это ситуация перед лицом смерти, «небытия», «бытия или небытия» в светском варианте экзистенциализма или перед лицом мира трансцендентности — Бога — в религиозном варианте экзистенциализма.

О ком пишет Достоевский

Федор Михайлович замечал, что его произведения о нетипичных героях эпохи. Именно в таких персонажах проявляются характерные особенности своего времени. Среднестатистический человек не подходит для этой роли. Все его качества ровны и заурядны. Такой персонаж не отличается от окружающих. Поэтому нет конфликта внутреннего мира с внешним. Экзистенциализм же изучает обратное состояние человека.

У Достоевского получалось описать это крайнее, катастрофическое состояние души. Он увидел самое дно русской жизни. Показал нищенское, убогое существование пьяниц и бедняков. Их будни в мерзких полуподвальных кабаках. Эти люди находятся на грани, их жизнь доведена до предела. Постоянный конфликт с обществом отнимает жизненные силы.

Раскольников не стал бы убивать старушку, будь он богаче или счастливее. Он не нарушал бы своей комфортной жизни. Мысли его так и остались бы абсурдной теорией.

Но Родион Раскольников доведен до отчаяния — денег в семье не хватает, одежда поношена, безрадостные мысли поглощают его. Внешний мир, обстановка вокруг подталкивали его к убийству. Концентрация всех факторов происходит в момент, когда герой решает свою судьбу. Ситуация критического выбора главенствует в экзистенциализме.

Философские взгляды Достоевского

Достоевский создал новый подход к антропологии человека. В основе–  религиозный фундамент. Авторитет бога у писателя не подвергался сомнениям. Его интересовали вопросы бытия божьего и бессмертия человеческой души. Достоевский считал, что духовное перерождение возможно только с помощью веры. Религия дарит человеку надежду на бессмертие. Мысль о перерождении и страшном суде заставляет человека жить достойно.

Достоевский считал себя реалистом. В его «Записной книжке» отмечалось: «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я, конечно, народен, хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему». В своих произведениях Достоевский добирался до самой сути, сидел в печенках и выворачивал скрытое наизнанку.

Достоевский не учил людей жить. Он показывал, почему человек живет именно так. Затем Достоевский прокладывал для человека путь к духовной реинкарнации. Она заключалась в гармоничных отношениях с внешним миром.

Достоевский считал русского человека способным к духовному возрождению. Это связано с высокой оценкой личностных качеств россиян. Русский человек становился образцом для других, первопроходцем в  переоценке традиционных ценностей. Именно так, по мнению Достоевского, получила развитие русская философия.

Направления

Жан-Поль Сартр, французский философ, разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический. Если с религиозным экзистенциализмом выход кажется очевиднее: за всеми сущими явлениями стоит Бог, то атеистический загоняет человека в рамки. Дело уже явно не в вере, но в чем же тогда?

Категории направления в философии можно распознать в выборе дальнейших действий человека после столкновения с абсурдностью существования. Философы XX века утвердили, что смысла нет, и это давит настолько, что многие решают покончить с экзистенцией – проще говоря, предпочитают найти выход в самоубийстве. Этот отчаянный шаг преподносится как признание бессмысленности бытия, однако философия не настолько мрачна, чтобы не предоставить другое решение.

Отступление от правды – один из вероятных путей. Невозможность жить с осознанием бессмысленности может развить способность найти толк, например, в творчестве или в отдельно взятом мгновении. Почему смысл жизни не может быть в наслаждении летним днем или прочтении достойной книги? Может. Все может стать смыслом, это все индивидуально, нужно лишь проникнуться каждым моментом бесценной жизни.

Характеристика экзистенциализма допускает еще один способ: принятие. Да, это сложно, жить и при этом понимать, что все идут к одному, но, несмотря на это, можно с этим смириться и более того, стать счастливым.

Современный экзистенциализм

Современники считают, что свобода – это трудный, ежедневный выбор. Личная независимость порождает личную ответственность за мир, созданный собою. Невозможно быть свободным без ответственности. Гораздо легче и удобнее быть незаметной частью общества. Отсутствие выбора – тоже выбор.

Тесты по предметам

  • Тест по обществознанию
  • Тест по истории
  • Тест на грамотность по русскому
  • Тест по литературе
  • Тест по биологии
  • Тест по географии

Другие тесты

  • Короткий тест по обществознанию
  • Тест по терминам в обществознании
  • Тест на перенос слов по русскому
  • Тест по Второй мировой войне
  • Тест по истории СССР
  • Тест по Всемирной истории
  • Тест по Царской Руси
  • Тест по Удельной Руси
  • Тест по современной истории России

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Экономика

Сервисы

  • Математические калькуляторы
  • Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
  • Демоверсии ОГЭ по всем предметам
  • Списки литературы онлайн
  • Расписание каникул

Онлайн-школы

  • Умскул
  • Фоксфорд
  • Тетрика
  • Skypro
  • Учи Дома

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Причины возникновения

Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.

Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга

Важно отметить, что социальные катаклизмы подорвали основы религий, и теперь уже представителей новых поколений ничего не связывало, но они страстно желали обрести иную веру, чтобы их принципы имели морально обоснование, чтобы сложилась новая система взглядов. Поэтому экзистенциализм, философия жизни без Бога (даже в религиозном истолковании учения божество сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в традиционных верованиях), стал ответом на злободневные вопросы, сформировавшиеся в 20 столетии

Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д., ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи. Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.

Коротко о понимании идеи

Экзистенциализм рассматривает суть бытия с онтологической точки зрения и считает, что жизнь — это что-то, что не должно быть постигнуто ни путем опыта, ни путем рационалистических и логических размышлений и выводов, а быть чем-то трансцендентным. Иными словами, философия экзистенциализма предполагает наличие иррационального взгляда на вещи, где человек и его жизнь будут рассматриваться как нечто выходящее за рамки логического объяснения. Рационализм рассматривает человека и все существующее как объект. Экзистенциализм же считает правильным рассматривать реальность как единство субъекта и объекта. Еще одно философское течение, называемое “философией жизни”, имеет иррационалистическую идею. Но экзистенциализм, в отличие от философии жизни, стремится к познанию мира не через “переживания”, а через нечто выходящее за его рамки и среднее между “чувственным” и “рациональным”.
Рис. 2. Мартин Хайдеггер

Центральные вопросы экзистенциализма

Существование человека, смысл его жизни и его предназначение в мире — необычайно созвучны любому человеку, который думает о своем существе. Именно по этой причине экзистенциализм так популярен до сегодняшнего дня.

Давайте подробно познакомимся с наиболее значимыми философами экзистенциализма.

Сёрен Кьеркегор (1813-1855 гг.) — датский богослов и философ. Он выступал против рационализма классической философии и обвинял разум в поглощении индивидуальности. Кьеркегор критиковал более ранних мыслителей, особенно Гегеля, за их слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут только сущность в человеке и теряют из виду живую и неповторимую индивидуальность со своими мыслями, чувствами. Самые глубокие истины, жизнь и смерть, не известны по логике, а переживаются напрямую. Философия — это опыт вечного в последнем существовании, индивидуальная судьба индивида. Опыт — это любовь, вера, тоска, страх; они составляют мир человеческого бытия, а бытие — это прежде всего законы и закономерности. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора: «Разум приводит человека в отчаяние, вера спасает и дает надежду».

Хайдеггер, Мартин (1889 1975) — философ, сыгравший решающую роль в возникновении и развитии экзистенциализма, хотя и не называл себя экзистенциалистом. Одна из его самых выдающихся работ, до сих пор широко обсуждаемая в философском сообществе, была опубликована в 1927 году и получила название «Бытие и время». Эта работа, сложная и загадочная, была написана на особом языке, так как Хайдеггер считал современный механизированный рационалистический язык непригодным для разговора о Бытии как об особом взгляде на реальность. Хайдеггер отвергает традиционные философские термины «субъект», «объект», «рефлексия», «противоречие», а также такие термины, как «пресса, газета, радио, кино».

Он считает их рационалистическими конструкциями, которые должны быть заменены «экзистенциализмами» — образными словами (Дасейн — «быть здесь» вместо «человека», Гестелл — «предложение» вместо «технологии» и т.д.). Он также широко использует дефис, разделяющий слово (экзистенция) и кавычки («время», «душа» и т.д.). Речь Хайдеггера эзотерична и нуждается в интерпретации. Много исследований было посвящено значению «бытия», которое он использует.

Хайдеггер утверждает, что в современном мире вопрос бытия забыт. Быть для него своего рода необъективным началом, которое обосновывает весь мир вещей. Это «имманентный трансцендент». Это имманентно, потому что мы знаем это из нашей собственной жизни, Бытие не нуждается в том, чтобы смотреть вдаль, это то, что ближе всего к человеку. Концепция бытия Хайдеггера похожа на концепцию немецких мистиков, особенно Майстера Экхарта, о «безосновательном основании» всего бытия, но позиция Хайдеггера экстрарелигиозна. Быть для него не Богом, а чем-то более фундаментальным, чем любой Бог. Быть необъективным и поэтому неопределённым. Она противостоит «бытия» — объективной реальности. Вот почему Heidegger использует разные термины: он говорит о Бытии как «онтологическом» и о Бытии как «оптическом». Мир — это место, где Бытие и сознание взаимодействуют, сливаются, образуют слияние.

Но как нам найти Существо и понять его смысл? Хайдеггер верит, что в мире вещей есть одно существо, из которого можно прочитать значение Бытия. Это человеческая жизнь. Поэтому необходимо описать «мироздание мира».

Хайдеггер говорит небытие (за пределами всего бытия, всей субъективности). Постоянный уход в небытие сопровождается изначальным ужасом, который всегда с нами и пробуждается при каждом толчке. Наше стремление к небытию — это выражение нашей конечности, нашей темпоральности, но это также и доступ к истине бытия. Бытие раскрывает свой смысл именно через конечность человека, а не через «вечность» рационалистической философии. По сути, это смерть.

Основные идеи экзистенциализма:

в центре находится существование каждого конкретного человека, его «Я»;
внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
человек свободен в своём выборе;
у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
отрицание науки.

Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

Например:

  • «В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?»
  • «Какова цель моей жизни?»
  • «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
  • «Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?»

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни

А именно:

научить его распознавать своё истинное «Я». Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть «Я», которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть «Я», которым мы становимся, потому что работаем над собой;
помочь ему самореализоваться

Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
помочь ему социально приспособиться

Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

Личность в экзистенциализме

Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему «Я» человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.

Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего «Я», они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.

Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.

Дальнейшее развитие

После Кьеркегора, к экзистенциалистам примкнули такие великие философы, как Фридрих Шеллинг (1775-1854 гг) и Фридрих Ницше (1844-1900 гг). И если Шеллинг был уже достаточно стар, что бы привнести в течение что-то новое, то как раз Ницше привнес массу неакадемических работ и высказываний, которые в свою очередь и породили общественный резонанс вокруг данного ответвления.

Однако массово экзистенциализм захлестнул Германию, а позже и всю Европу лишь после Первой мировой войны. Вряд ли этот триумф стоит причислять к заслугам Эдмунда Гуссерля (1859-1938 гг), Карла Ясперса (1883-1969 гг) или Мартина Хайдеггера (1889-1976 гг). Скорее, это заслуга всеобщего развития человека за прошедшие века.

Гуссерль стал родоначальником «феноменологии», раздела философии, подразумевающего под своей задачей описание опыта человеческого сознания и различения в нем субстанциальных (сущностных) черт. Другими словами — это обращение к своему накопленному опыту (эмпирическому доказательству) за все время проживания на планете Земля.

Сам Хайдеггер начинает свою величайшую работу «Бытие и Вечность» со слов: «Понятие «бытия» пусть и не полностью, но в значительной степени потерпело тривиализацию».

Это проливает свет на прогресс умов среднестатистических граждан того времени. И если когда-то это было отдельное учение о «существовании», доступное пониманию избранных персон, теперь, спустя 50-70 лет, стало всеобщим достоянием и в то же время проблемой.

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора


Сёрен Кьеркегор Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее «Я», которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше


Фридрих Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее «Я» человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — «ничто») философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля


Эдмунд Гуссерль

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления

Гуссерль писал о «чистом сознании» человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к «идеальному бытию», которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенция в философии

Однако экзистенция — это не синоним существования; Хайдеггер на основании феноменологии Гуссерля сформулировал краткое определение экзистенции, которую назвал интенциональное (смыслообразующее стремление, намерение) бытие, то есть восприятие окружающей реальности и самой личности её бытием, и наоборот — взаимодействием реальности с носителем бытия. Разум, человек разумный — это тот, кто осознаёт бытие, а бытие — это осознанное существование. Простое к пониманию, стройное, аргументированное и логичное описание двух ключевых понятий экзистенциальной философии в их взаимосвязи.Так же мыслителями были сделаны вывод о том, что:

  • Экзистенцию нельзя исследовать как сторонний наблюдатель, будучи разумным существом — человеком;
  • Экзистенцию нельзя конкретизировать и сгруппировать, а затем подвергнуть исследованию;
  • Экзистенция каждого индивида предстаёт онтологической загадкой, или частной научной проблемой;
  • Экзистенция проявляется только при взаимодействии субъекта и мира, среды.

Таким образом, проблема человека в философии экзистенциализма опровергает в исследовании разума и человека совершенную отстранённость, стороннее наблюдение; исследователь так или иначе участвует в процессах бытия, а сама философия является со-бытием. Само же описание экзистенции принимает форму обозначения разума и его бытия фактами его существования, например, «я есть мои переживания», «я есть мои идеалы», «я есть мой труд» и так далее.Научная проблема исследования экзистенции в её ограниченности в времени, осознание и переживание существования различно в времени, но не бесконечно или достаточно долго для утверждения условной бесконечности, постоянства. Но атеистические мыслители философии экзистенциализма не считали это проблемой, и даже принципиально отходили от поисков вечного в экзистенции, ориентируясь на временное, конечное, заведомо нецелое. Это разумно, экзистенция, как процесс осознания и переживания из настоящего или прошлого, обращена в будущее, ей закономерно чего-то недостаёт, её суть незавершённость, и, вероятно, принципиальная незавершимость. Так, у Сартра, человек изначально есть ничто и никто, такова его человеческая частная и индивидуальная основа. А его бытие — это то самое осознание и переживание, существование и, соответственно, следствия этих процессов. На основании этого можно заключить, что статичности разума быть не может, другое дело, что в каком направлении — прогресса или регресса, осуществляется движение личности.

Современный экзистенциализм

Несмотря на свое уже относительно давнее появление, экзистенциализм актуален и в нынешнее время. Люди задумывались, и будут задумываться о смысле бытия, именно поэтому они ищут варианты, порой опираясь на новые версии. Если вспомнить причины возникновения экзистенциализма, то можно понять, почему развитие направления в философии вполне объяснимо. Человек стал бессилен перед техническим прогрессом. Живя в «продвинутом», постоянно изменяющемся мире, волей-неволей будешь задумываться, в чем же твое предназначение, ведь новые гаджеты шаг за шагом обгоняют тебя в развитии. К сожалению, нет никаких гарантий, что каждый из нас будет находиться вне конфликтных психологических ситуаций. Было бы отлично, если бы обстоятельства, пробуждающие метафизическую «тошноту», приводили нас сразу к ответу на извечный вопрос, однако, возможно, каждый человек должен пройти свой путь становления личности. Именно поэтому экзистенциализм можно назвать современной философией, возникшей в начале XX века.

Представители современного экзистенциализма:

  • А.Глюксман,
  • Л.Альтюссер,
  • М.Герен,
  • Ж.Деррида,
  • М.Фуко
  • Р.Барт,
  • Ж.Делез,
  • Ж.-Ф.Льотар
  • У. Эко

После Второй Мировой и до наших дней

Пока течение охватывало остальную часть мира и потихоньку перетекало в психологию, Европа взрастила новых философов, рожденных, как показывает время, лишь для того, что бы донести до нас последние из основных терминов и отправить такой огромный раздел науки как Философия на покой.

И если Альберт Камю (1913-1960 гг), Морис Мерло-Понти (1908-1961) и Габриэль Марсель (1889-1973) бесспорно являлись двигателями экзистенциального прогресса, то Жан-Поль Сартр (1905-1980гг) в одиночных и совместных работах с Симоной де Бовуар (1908-1986 гг) вывел этот раздел философии на новый уровень.

Именно после войны и возник тот самый «экзистенциальный кризис», о котором мы поговорим позже. Кратко и понятно отражает мысли общества того времени работа Сартра, под названием «Бытие и Ничто», которое он позаимствовал у труда Хайдеггера, но внес в него некое изменение. То, что 30 лет назад было «Вечностью» теперь покрылось штампом краха и безысходности.

Именно он разделит экзистенциализм на два ответвления: религиозный и атеистический. Последний стал отождествлять собой то, что за всеми явлениями, происходящими в мире, не может стоять высшее существо (Бог), который определял бы и истинность.

Не находить смысла стало вполне нормальным явлением и даже больше. Если Камю принял Нобелевскую Премию в 1957 году с радостью и почетом, то, тот же Сартр в 1964 году уже отказывается от премии, не видя смысла наградах как таковых.

После Сартра уже бессмысленно выделять философов и мыслителей данного направления в новейшем времени, так как умственно равных философам людей станет слишком много. Только вот свою гениальность они смешают не на страницах книг, а направят ее в кино, музыку и прочие разделы духовной составляющей современного мира.

Причины возникновения

Экзистенциализм возник в Европе между первой и второй мировыми войнами. Общество было озадачено гибелью миллионов людей, крушением христианских ценностей, утратой веры в гуманизм. Это было время исторических потрясений.

Перед человечеством встали проблемы:

  • появление фашистских, диктаторских режимов, подавление личности;
  • кризисы политические, экономические, нравственные;
  • совершенствование оружия, использование отравляющих газов;
  • возможность гибели государств и цивилизаций;
  • возрастание жестокости, создание лагерей для военнопленных и мирного населения;
  • беззащитность человека перед технократическим миром.

Экзистенциальные проблемы

Основными экзистенциальными проблемами являются проблемы бытия:

  1. Проблема смысла жизни. Человек анализирует, переосмысливает свою жизнь, свой внутренний мир, особенно в трудные времена. Трудности создают пограничные ситуации, которые возникают от сильных переживаний (чувство вины, страх смерти). В результате может быть нравственное очищение, обновление, духовное развитие. Однако нервные перенапряжения могут причинить вред.
  2. Проблема выбора. Свобода выбора – это основная экзистенциальная потребность человека. Философы считают, что человек сам несет ответственность за свою жизнь. Он является воплощением свободы, и свободен в принимаемых решениях. Свобода выбора есть трудное испытание для личности. Отказ от свободы есть отказ от личности в себе.
  3. Проблема одиночества. Человек – существо социальное, но свобода выбора обычно приводит к одиночеству. Когда невозможно совместное сосуществование, окружающая реальность становится чужой. Внутренние переживания, из-за несовместимости ценностей, приводят к выбору себя.
  4. Проблемы философии. Главными считаются:
  • признание человека центром изучения;
  • осмысление свободного существования человека как уникального явления;
  • отход от рационального (научного) изучения человека;
  • признание экзистенциализма иррациональным (не постигаемым наукой, разумом);
  • отличие от классической онтологии.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: