Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии а.с. грибоедова «горе от ума»

Жанровое деление

Для классицизма характерно деление на жанры. К высоким жанрам относят оду, трагедию и эпопею. К средним жанрам относят драму и элегию. К низким жанрам относят комедию, сатиру и басню.

Рис. 1. Жанры классицизма.

Высокие, средние и низкие жанры имеют особенности языка. Для высоких жанров характерно использовать церковно-славянские слова. Средние жанры наряду с общеупотребительной лексикой используют и славянизмы, и просторечия. Для низких жанров позволительно использование просторечных выражений.

Черты классицизма так или иначе связаны с жанровой спецификой. Высокие жанры подразумевали рассмотрение жизни знатных людей, которые являлись служителями Отечества: князья, цари, полководцы и др.

Жизнь дворянского сословия – характерные темы средних жанров.

Низкие жанры, кроме дворян, рассматривали и жизнь простых людей, даже слуг знатных людей.

Каждый жанр имеет ряд признаков и черт, смешение которых в классицизме недопустимо.

Несколько исторических фактов

В основе произведения, вполне справедливо заслужившего статус памятника русской литературы, лежит реализм. Именно оно принесло Грибоедову славу, хоть до этого он успел написать несколько не менее талантливых комедий, выбрав для них аналогичный жанр изложения. Пытаясь создать что-то по-настоящему оригинальное, автор не побоялся объединить в своих шедеврах разные литературные направления, хорошо изученные им на тот момент.

Что касается использования традиций классицизма в «Горе от ума», то это наследие осталось еще со времен правления Екатерины II, однако Грибоедов использовал только их основу, решившись выйти за пределы присущих им ограничений, без чего передать реальность описываемых в комедии событий становилось невозможно.

В целом же автору удалось отобразить конфликт противостояния между старым и новым, неизменно возникающим на рубеже веков, сохранив классическую последовательность во времени и месте, но полностью смешав все карты в сюжетной линии и поломав привычные для того периода классические конструкции. Если говорить об истории создания произведения, то современные историки и критики, изучающие этот вопрос, приводят следующие факты:

Идея создания пьесы созревала в сознании талантливого русского писателя в период с 1816 по 1820 год, однако приступить к работе он смог только после возвращения из своего персидского путешествия.
На момент написания Грибоедов находился в Тифлисе (современном Тбилиси), вдохновляясь рассказами своей близкой приятельницы Евгении Греховой. В итоге уже к 1822 году литератором было написано полных два акта.
Первый вариант пьесы в стихах был закончен в Москве в 1823 году, так как писателю необходимо было внести последние штрихи к портретам своих ключевых персонажей, наблюдая воочию за их реальными прототипами. Благодаря этому герои получились живыми и очень реалистичными, подробно отображая нравы московской аристократии того времени. Это еще одно подтверждение того, что комедия была написана в духе классического реализма.
Не последнюю роль в создании произведения сыграла театральная пьеса Мольера «Мизантроп», созданная в жанре классицизма. Мало того, именно это произведение Грибоедов использовал в качестве основного образца, ассоциируя мольеровского Альцеста с Чацким и представляя последнего воплощением злого гения, нетерпимого к цинизму и двуличию окружающего его общества.
Еще до того момента, когда комедия отправилась в печать, Грибоедов согласился зачитать ее своим друзьям в доме известного петербургского драматурга Николая Ивановича Хмельницкого

Присутствовавший в компании писатель Василий Михайлович Федоров имел неосторожность сравнить «Горе от ума» со своим произведением еще до момента прочтения. В итоге получился грандиозный скандал, и Грибоедов потребовал Федорова удалиться, за что был высмеян позже

«Комик чуть не разыграл драму из-за своей комедии», — такая фраза была приведена в воспоминаниях современников о писателе.

Публикация первого и третьего актов с большими сокращениями была выполнена только в 1825 году, вызвав огромный восторг у читателей. Особенно полюбилось «Горе от ума» в декабристской среде, в которой прекрасно понимали всю суть светского общества тех времен, высмеянного отважным писателем. Тем не менее полная публикация пьесы состоялась намного позже — в 1862 году, когда Грибоедова уже давно не было в живых.

Черты классицизма в комедии “Горе от ума”

Феномен классицизма.

В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» преобладают черты классицизма, однако однозначно отнести ее к этому направлению все-таки нельзя. Некоторые исследователи называют это произведение пародией на классицизм, другие утверждают, что «Горе от ума» — это реализм, стремящийся казаться классицизмом. Какое теоретическое обоснование имеют под собой данные характеристики? Говоря о классицизме в литературе, мы имеем в виду ряд рамок и требований, за которые не должно выходить и которым должно соответствовать произведение этого направления. Рамки классицизма, в отличие от рамок всех последующих направлений, чрезвычайно жестки. Одной из основных черт классицизма является единство места, времени и действия. Это значит, что события классицистического произведения должны происходить в одном месте, в течение одного дня (суток) и относиться к единственной сюжетной линии. Если первые два условия выполняются (действие происходит в доме Фамусова, начинается утром одного дня и заканчивается утром следующего), то с третьим все сложнее. Очевидно, что основной конфликт «Горя от ума» — социально-политический, однако есть и второй, не подчиненный первому, а самостоятельный — любовный. Можно выделить и третий: конфликт поколений, проявившийся не только в отношениях Чацкого и Фамусова, но и Фамусова и Софьи. Другая отличительная особенность классицизма — структурная — состоит в том, что классицистическая пьеса должна иметь трех- или пятиактовое строение. «Горе от ума», как известно, состоит из четырех действий. Фольклорная тема борьбы достойного человека за руку и сердце прекрасной девушки — для классицизма русского особенно характерная! — в этом произведении подана с совсем другой стороны, чем, например, в «Недеросле» Д. Фонвизина. Прекрасная девушка оказывается неумной и непостоянной, соперники — полковник Скалозуб, за которого Софья идти не хочет, и Молчалин, использующий ее влюбленность для своего карьерного благополучия, — не вовлеченными ни в какую борьбу, а сама девушка к достойному человеку равнодушна. Противостояние заканчивается не торжеством любви и правды, как ему положено, а бегством резонера. Другое требование классицизма — «говорящие» имена персонажей — выполняется, казалось бы, неукоснительно. Фамилия Фамусова происходит от французского слова fama, что значит «молва»; Молчалин держит свои истинные суждения в тайне; Скалозуб, действительно, злорадствует; и так далее. Исключительно в этом смысли имя Софья, в переводе с греческого означающее «мудрость». Герои классицистического произведения должны четко делиться на положительных и отрицательных, причем первые призваны одержать верх над вторыми. Это требование выполняется лишь отчасти. Однозначно положительным можно назвать одного лишь Чацкого — резонера, которому противопоставлены все остальные герои. Но здесь встает вопрос: действительно ли персонажи, противостоящие положительному, обязательно отрицательные? В случае «Горя от ума» совсем не обязательно. Отрицательным называют героя злонамеренного, а таким является только Молчалин, и тот — только с определенной точки зрения. А Фамусов, например, — заботливый и любящий отец, Софья — глупая, но не злая девушка, и так далее. И главное отклонение «Горя от ума» от традиций классицизма: эта пьеса, объявленная комедийной, носит в основном драматический характер. Подобное допущение могло бы считаться частью художественного замысла уже в том же XIX

в. (например, Н. Гоголь назвал свое прозаическое произведение «Мертвые души» поэмой), но с точки зрения классицизма это можно рассматривать только как нарушение канонов направления. Несмотря на все рассмотренные противоречия,»Горе от ума», написанное в конце эпохи классицизма, рассматривают как исключительное явление именно классицизма. И трудно судить о том, опередило это произведение свое время или явилось его отражением — противоречивого, напряженного и более сложного, чем о нем принято думать.

Про черты классицизма произведения Горе от ума

Комедия «Горе от ума» создавалась А.С. Грибоедовым в период, когда в литературе основным направлением был классицизм, хотя уже появились и другие направления. Это оказало влияние на пьесу Грибоедова: в ней наряду с классическими чертами присутствуют черты реализма. Рассмотрим, как в комедии проявляются черты классицизма.

Для классицизма главным принципом драматургии является соблюдение единства времени, места и действия. Действие происходит в течение одного дня (главный герой Чацкий появляется утром, а покидает дом ночью, на рассвете следующего дня) в доме Фамусова. А принцип единства действия автор нарушает. В классических комедиях оно строилось на одном конфликте, а у Грибоедова их два – любовный и общественный. И оба они связаны с Чацким. Любовный конфликт завязывается в самом начале комедии. Чацкий оказался в доме Фамусова ради Софьи. Он и не думает вступать в борьбу с представителями фамусовского круга. Когда Чацкий узнает, что Софья не отвечает ему взаимностью, он пытается выяснить, кто ее избранник. А поскольку Чацкий имеет свои убеждения, взгляды на многие жизненные вопросы, ему так или иначе приходится выступить против устоев «века минувшего». В момент осуждения Чацким фамусовского общества любовный конфликт переходит в общественный. Ради этого конфликта и была написана комедия. Обе линии взаимодействуют друг с другом. Кульминация всех конфликтов – обвинение Чацкого в сумасшествии. Развязка общественного вынесена за рамки пьесы.

У героев Грибоедова «говорящие» фамилии. Одно из значений фамилии Фамусова – знаменитый, известный (он действительно известный человек в кругу московского барства); фамилия Чацкого напоминает фамилию Чаадаева; Молчалин – человек, привыкший молчать и не иметь собственного мнения; Репетилов повторяет чужие высказывания и выдает за свои – репетирует свою жизнь; князья Тугоуховские глухи к чужому горю.

Еще одна черта классицизма: любовный треугольник. Имеются «обманутый» отец, сообразительная служанка, помогающая влюбленным. Традиционная схема распределения ролей. Но в пьесе есть и отступления. Служанка Лиза частично выступает вторым резонером: раздает меткие характеристики героям, комментирует происходящие события. Чацкий – одновременно и герой-любовник, и резонер, так как он во многом – выразитель мысли самого автора.

Таким образом, несмотря на то, что в комедии «Горе от ума» есть присущие классицизму черты, Грибоедов ввел в нее черты нового направления – реализма – с целью изобразить современную ему действительность. Ему удалось создать уникальное произведение, в котором сочетаются традиционные и новаторские приемы.

Вариант 2

«Горе от ума» — одно из самых выдающихся произведений русского классицизма.

Но несмотря на то, что «Горе от ума» в школьной практике причисляют к произведениям классицизма, оно имеет черты и других направлений. Причём существуют различные точки зрения на этот вопрос. Так, Т. Кравченко в статье «Нечто большее, чем картина нравов» утверждает, что соблюдение норм классицизма в комедии только формально. Многие исследователи заявляют, что это не классицизм, а лишь пародия на него. В. Н. Орлов в послесловии к книге «Горе от ума» говорит о том, что Грибоедов — настоящий художник-реалист. А некоторые критики выделяют не только классицистические и реалистические черты, но и черты романтизма.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.

Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт — социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.

Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.

Фамилия представителя века минувшего, в доме которого происходит действие, производится от греческого «fama», которое обозначает «молва». И правда, всему фамусовскому обществу характерны слухи и различные толки. А общественное мнение чуть ли не главное для представителей этого общества.

Но если для анализа фамилии Фамусова необходимо знать происхождение, то фамилия Молчалина без излишеств говорит сама за себя. Это человек, привыкший молчать и «не сметь свое суждение иметь».

Более сложной является фамилия Чацкого. Без истории создания произведения непонятным является ее значение. Первоначально фамилия звучала как «Чадский», которая образована от слова «чад». Он разочарован в обществе, в котором он когда-то рос и как бы находится в чаду непонимания и своих переживаний.

Указывающей на значение образа является фамилия Репетилова, перевод которой означает «повторять». У него нет своего мнения, он может лишь копировать чужие поступки и выдавать чужие размышления за свои.

Деление героев на только положительных и на только отрицательных — ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой — Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.

Чацкий — герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.

Таким образом, «Горе от ума», соединяя в себе черты разных направлений, все же базируется на принципах классицизма: единство места и времени, говорящие фамилии, формальное разделение героев на положительных и отрицательных, главный герой — резонер и носитель авторского мнения.

Вариант 2

Комедия в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила жизнь дворянства начала 19 века. Главной темой стал конфликт между консервативно настроенным старым поколениям и новаторской молодежью. Произведение построено на канонах классицизма, который был основным направлением в литературе того времени. Однако для создания реалистичных образов героев и дворянского общества в целом писатель в некоторой степени отошел от принципа трех единств: место и время, действие, постоянство характера.

В комедии соблюден только первый принцип классицизма. Местом разворачивающихся в произведении событий стал дом Фамусова, который герои не покидают в период всего повествования. Временные рамки заключают в себе всего лишь день из жизни главных героев.

Второй принцип, основанный на единстве действия, не находит в полной мере своего отражения. Сюжетная линия построена в двух направлениях: любовь Чадского к Софье и борьба главного героя со старым дворянских укладом жизни. В произведениях, написанных в стиле классицизма, влюбленной паре бар противопоставлялась пара слуг. В «Горе от ума» Софья, дочь Фамусова, влюбляется в героя, который по социальному статусу стоит ниже ее. Правило классицизма долг важнее чувства замещает любовный конфликт, выдвигаясь на передний план действия комедии. Таким образом, писатель вносит в свое произведение черты реализма.

Характеры главных героев не делятся, как было принято в классицизме, на строго положительных и отрицательных. Так основным антиподом Чадского по мировоззрению становится Фамусов. Однако в его речах и действиях можно заметить не только отрицательные черты (необразованность и невежество, угождение людям вышестоящим по званию или чину), но положительные. Он любит дочь, заботится о ней. Фамусов желает добра Антону Чадскому, которого считает родным человеком (Павел Афанасьевич стал опекуном Чадского, после смерти его родителей).

В свою же очередь образ прогрессиста Чадского обладает некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, раздражительностью и даже злостью. Узнав, что девушка, которую он любил, предпочла другого, герой начинает свою обличительную роль.

Таким образом, комедия в стихах «Горе от ума» стала произведением, относящимся к направлению классицизма, но содержащим черты романтизма и реализма.

Основные черты классицизма

Художественный стиль зародился в Европе в XVII веке. В основе классицизма лежат идеи античности, которые заключаются в стремлении к идеалу и торжеству разума. Положительный классицистический герой всегда умён, патриотичен и благороден. В своих поступках он руководствуется разумом, долгом и честью, а не чувствами.

Классической чертой стиля является культ разума. В основе этого принципа лежит философское учение Декарта — рационализм. Поэтому в произведениях часто звучит идея французских революционеров «свобода, равенство, братство». Образованность и общественные ценности авторы ставят превыше старых феодальных порядков и монархических традиций.

Основные принципы классицизма представлены в таблице:

Характеристика Основные черты
Главная ценность Человеческий разум
Взаимоотношение личности и государства Гражданский и патриотический пафос
Характеры героев Есть чёткое деление на положительных и отрицательных персонажей. Главный герой является образцом для подражания.
Основные жанры Трагедия, ода, басня, комедия, эпопея
Композиция Строгая структура. Произведения состоят из 3 или 5 частей.

Характеры персонажей

Главный герой произведения полностью соответствует принципам классицизма. Литературные критики называли Александра Андреевича Чацкого необычным резонером и предшественником «нового человека». Он обладает выдающимися умственными способностями, благородностью и искренностью. Эти качества помогают герою адекватно оценивать «загнивающую» культуру московского дворянства и политическую обстановку в стране. Свою точку зрения он безуспешно пытается доказать другим персонажам. Для Чацкого вопросы чести и гордости всегда первичны. Разум преобладает над эмоциональной составляющей.

А. С. Грибоедов наделяет героев комедии «говорящими» фамилиями:

  • Фамилия Фамусов происходит от французского fama. Слово переводится, как молва.
  • Молчалин не высказывает своего истинного мнения, предпочитая отмалчиваться.
  • Скалозуб, напротив, часто злорадствует.
  • Прототипом Чацкого был русский философ Пётр Чаадаев. Автор лишь слегка изменил оригинальную фамилию.

Признаки классицизма в «Горе от ума» при описании характеров остальных персонажей проявляются не в полной мере. К примеру, Фамусова нельзя однозначно отнести к отрицательным героям. Несмотря на консервативные взгляды, он является примерным мужем и отцом. Софья не отличается незаурядными умственными способностями, но не желает зла окружающим.

Еще статьи по пьесе Горе от ума:

  • Сочинение на тему «Почему Чацкий обречен на одиночество»
  • Характеристика Софьи Павловны Фамусовой в комедии «Горе от ума»
  • Композиция и жанр произведения Грибоедова «Горе от ума»
  • Рецензия и отзывы о комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Характеристика Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Обзор книги Грибоедова Горе от ума для читательского дневника
  • Сочинение на тему «Чацкий — борец или жертва»
  • Графини Хрюмины в пьесе «Горе от ума», образы и характеристика героинь
  • Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Основной конфликт комедии «Горе от ума»
  • Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Образ и характеристика Загорецкого «Горе от ума»
  • Сочинение достойна ли Софья любви Чацкого?
  • Характеристика фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума»
  • Характеристика образа Лизы в пьесе Грибоедова «Горе от ума»

Социально-политический конфликт

В произведениях классицистов разум и рационализм всегда побеждает невежество. Чацкий действительно выглядит умнее и благороднее других героев. Автору удаётся высмеять лицемерное дворянское общество. Но финал комедии «Горе от ума» нетипичен для классицизма. Торжества разума в конце произведения не наблюдается. Разочарованный в Софье и всём светском обществе, Чацкий спешно покидает столицу.

Некоторые литературные критики полагают, что в своём произведении Грибоедов сделал лишь пародию на классицизм. В комедии наблюдаются характе́рные черты романтизма и реализма, поэтому пьесу нельзя отнести к одному направлению в литературе. «Горе от ума» является образцом мастерского смешения разных художественных стилей.

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому. Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

«Чацкий сломлен количеством силы старой».

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву, испытывая «мильон терзаний»

(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Популярные сегодня темы

Книга о Карлсоне, который живёт на крыше по авторством А. Линдгрен – это захватывающая и увлекательная история, которая несёт в себе важные воспитательные моменты как для детей, так и для родителей.

У китайского императора были чудесные владения: фарфоровый дворец, прекрасный сад, и за ним дремучий лес, где жил соловей, прославившийся своим пением на весь свет.

Одной из основных задач Лермонтова в контексте данного творения была цель изобразить портрет внутреннего и внешнего облика «современного» человека. Писатель словно рисует портрет эпохи посредством изображения души отдельно взятой личности

Роман Ф.М Достоевского «Белые ночи» написан в жанре сентиментализма. Его героев можно разделить на главных и второстепенных

Автор не дает имя некоторым персонажам, чтобы сконцентрировать внимание

Произведения Ивана Алексеевича Бунина посвящены разным темам, однако все связаны лейтмотивом грусти и печали по вырождению дворянского мира.

Сочинение Черты классицизма в комедии Горе от ума

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана в 20-х годах 19 века. Главная проблема в этом произведение это противостояние «старого века» и «нового века». В то время почти все произведения была написаны в жанре классицизм. Но уже сложившиеся правила классицизма не давали драматургам полную свободу. Они не могли писать, что по-настоящему происходит в мире и описывать реальную жизнь людей. Именно поэтому когда Грибоедов писал, классицистическую комедию он немного нарушал принятые правила.

Любое произведение в жанре классицизма всегда строилась на единстве времени и места действия. В комедии соблюдались эти принципы, но обычно в таких драмах была одна любовная линия. В произведении их целых четыре. Но они как бы совмещаются в одну линию, связанную по смыслу. В драмах обычно была любовная пара господ, и пара слуг, которая их практически пародировала

В произведение «Горе от ума» такая схема немного смазана ведь Софья дочь важного и богатого Фамусова влюбилась почти в слугу Молчалина. Грибоедов хотел показать настоящую реальную жизнь, какая она есть

Что даже девушка из высшего общества может влюбиться в слугу.

Многие произведения в таком стиле строятся на принципе того что работа и карьера выше любви. В комедии самую главную роль занимает именно любовная линия и конфликт, который может перерасти в социальную проблему.

В драмах все герои разделены на положительных и отрицательных персонажей. В произведение «Горе от ума» нет таких четких разделений. «Фамусовское общество» показывается отрицательным, а герой положительным персонажем. Но если тщательно рассматривать каждого участника «фамусовского общества» то можно понять что они не такие уж и плохие. Например, главный враг Чацкого это Фамусов. Но ведь он совсем не отрицательный герой. Он очень любит свою дочь и желает ей только счастья. После смерти отца Чацкого он становится ему опекуном и даже становится для него самым родным человеком. Но в комедии отрицательных героев намного больше, чем положительных точнее положительный только один. Еще нескольких героев можно приписать к положительным, но автор делает это не так отчетливо.

А вот образ единственного положительного героя Чацкого омрачен несколькими отрицательными чертами. Он очень вспыльчивый и может спокойно наорать и поссорится с любым героем. Так же Чацкий слишком многое рассказывал незнакомым людям и привлекал к себе много внимания. Автор наделил героев такими чертами характера и значит, что стандартный классицизм стал по немного меняться и вносить новые черты. Грибоедов добавил в этот жанр частички себя и разнообразил произведение.

Популярные сочинения

  • Роль пейзажа в повести Олеся Куприна сочинение Пейзажу в произведении отводится существенная роль, поскольку он представляет собой не просто зарисовку, а непосредственного участника повествования, отражающего духовную сущность человека
  • Сочинение-описание картины Саврасова Грачи прилетели У каждого художника есть собственное видение явлений окружающего мира в то или иное время года. Некоторые стремятся любой сезон изобразить в ярких тонах. Другие предпочитают мрачные оттенки.
  • Почему некоторые книги люди перечитывают? — сочинение Книги – источник ценной информации. Но книги и авторы бывают разные. Также не стоит забывать об индивидуальности каждого человека и что прочитанное одного может вдохновить

Несколько интересных сочинений

  • Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинение Портрет — одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.
  • Грех в Грозе Островского (тема греха и покаяния) сочинение Драма «Гроза» позволяет читателям познакомиться с «тёмным царством» и «лучом света». Атмосфера домостроя присутствует в течение всей сюжетной игры пьесы. Так какие же грехи являются поистине злом человеческим
  • Анализ рассказа Куприна Изумруд Писатель любит описывать жизнь животных, щедро делится с нами своими наблюдениями. Главная позиция в рассказе отдана молодому, шустрому жеребцу с необычной кличкой – Изумруд
  • История создания Повестей Белкина Пушкина (замысел, история написания и публикации) Замысел написать цикл повестей, ставшими самыми известными прозаическими творениями великого поэта, появился в 1829 году. Однако прямых доказательств этому нет, предположение основано на исследованиях литературоведов.
  • Сочинение по фотографии (картине) Гиппенрейтера Ландыши (описание)

Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Близок классицизму конфликт между умным героем и «нищетой рассудка». От классицизма и единство места и времени, стихотворная форма комедии, поэтика имен, резонерство Чацкого.

А.С.Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства классической пьесы: действие совершается в течение одних суток, в одном месте и развивается вокруг одного главного героя.

Действие комедии начинается на рассвете в доме Фамусова и заканчивается ровно через сутки, когда гости разъезжаются со званого вечера. Однако единство времени и места не вводится формально, как необходимая условность, а содержательно оправда­но. Не случайно в конце пьесы Чацкий говорит:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день прожить успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт. Чацкий, с его бескомпромиссным характером, игрой ума, страстью влюбленного и фамусовское общество, с его консерватиз­мом и недоверием к образованному молодому человеку, не могут найти общего языка даже при столь непродолжительном общении. Единство места тоже мотивировано сюжетом и кон­фликтом. Особняк Фамусова является в комедии симво­лом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова, самого главного героя и других персонажей происходящее в доме осмысляется в масштабе первопрестольной («Как все мос­ковские, ваш батюшка таков. », «На всех московских есть особый отпечаток. » и т. д.). Центральной фигурой действия является Чацкий. Именно с момента его появления в доме Фамусова завязывается конфликт. Заканчивается пьеса отъездом героя из Москвы. Принцип единства действия означает, что в произве­дении все события разворачиваются вокруг фигуры главного героя, и присутствует один, не осложненный побочными сюжет­ными линиями конфликт, который полностью разрешается в конце. В финале классический пьесы окончательно торжествует добродетель и наказывается порок. Автор комедии ни одно из этих требо­ваний не выполняет в точности. Произведение имеет два конфликта и, соответственно, две тесно переплетающиеся сюжетные линии: любовную и общественную. Конфликт сначала завязывается как любовный, затем осложняется противостоянием мнений. Обе линии, тесно переплетаясь, достигают кульминации в 4-ом действии. Любовная линия заканчивается разоблачением Молчалина, жизненной катастрофой Софьи и горечью обманутого чувства для Чацкого. Общественный конфликт не получает развязки на сцене. Зритель может лишь догадываться, куда отправится Чацкий, и какой резонанс получит его посещение дома Фамусова. Вместо предписанной классической композиции, состоящей из 3-х или 5-ти действий, Грибоедов пишет пьесу из 4-х. Открытость финала, отсутствие полного разрешения конфликта, тор­жества добродетели и наказания порока, могут считаться новаторством Грибоедова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: