Краткое содержание философии древнего востока

Кратко о даосизме

Даосизм – второе философско-религиозное течение. Главный постулат даосизма: существование первоисточника, Дао, что означает «путь, истина». Дао – это Абсолют, основа основ, начало всех начал, вечный путь и вечное движение.

Так как все в мире предопределено, то жить нужно в соответствии с Дао, не сопротивляясь предначертанности, следуя потоку жизни (Дао). Философские даосские сочинения появляются в пятом веке до н. э.

В качестве первоисточника в них упоминается имя легендарного Желтого императора, Хуань Ши. Более достоверным автором даосизма считается китайский мудрец Лао-цзы. Ему приписывают авторство основной книги даосизма «Трактата о пути и его проявлениях во Вселенной». В книге собраны постулаты и ритуалы учения Дао.

Легенда о Лао-цзы

О жизни Лао-цзы почти ничего неизвестно. Существует красивая легенда о великом старце. По этой легенде Лао-цзы родился стариком, но с каждым годом молодел. Имя его переводится как «старый ребенок».

Всю жизнь он служил хранителем книг. Видя вокруг несправедливость и горести, Лао-цзы решил покинуть Китай в поисках благословенной страны, но на границе начальник стражников отказался пропустить мудреца, пока он не опишет свое учение.

Лао-цзы начертал пять тысяч знаков, сел на своего вола и уехал в Индию. Там он стал Буддой. Изображения Лао-цзы на воле очень популярны в Китае.

Лао-цзы учил, что жизнь – это чередование парных состояний, грусти и радости, счастья и несчастья, любви и ненависти. И так как все переменчиво, то, что бы ни случилось, надо просто ждать следующей перемены.

Принципы

Чтобы постичь Дао, нужно соблюдать определенные правила, касающиеся тела и духа, а также правило ничегонедеяния:

  • в человеке борются божественные духи и злые демоны. Добрыми поступками можно умилостивить духов, и они приоткроют путь к познанию Дао;
  • поиски благословенного пути идут через телесное совершенство. Физическими упражнениями человек должен достичь полного подчинения своего тела разуму;
  • принцип недеяния заключается в отрицании какой-либо деятельности, ведущей к изменениям, ибо природа и Небо и так уже все придумали, а человек своим вмешательством может только все испортить.

Последователи Дао в своем стремлении познать Дао отгораживались от всего, что мешало им размышлять и созерцать, строили монастыри и посвящали жизнь служению Небу и Дао. В даосизме большое значение придавалось поискам долголетия, а позже и бессмертия.

Долголетие у китайцев является признаком того , что человек идет по «пути Неба и Дао», не ропщет, принимая жизнь со всеми ее радостями и печалями как должное Символически бессмертие рассматривалось как внутренняя свобода.

Инь и ян

В 4 веке до нашей эры даосские монахи изобразили круг, состоящий из двух частей, темной женской и светлой мужской. Как жизнь не могла быть только светлой или только темной, так и эти два начала не могли существовать отдельно.

Только гармония двух начал может привести человека в Дао. Даосы не имели пышных религиозных обрядов, поэтому нет даосских храмов, только монастыри. Ритуалы проводят исключительно посвященные. Даосизм проповедует обращение к природе и созерцательность.

Энергия ци

Вся китайская медицина – иглоукалывание, дыхательные гимнастики, боевые искусства, вышли из даосской практики. Даосизм рассматривает человека как средоточие жизненной энергии ци. Управление этой энергией отражено в китайских дыхательных гимнастиках.

Выполняя упражнения, человек концентрировался, что позволяло соединить свою внутреннюю энергию с природной и отодвинуть предел возможностей. В монастырях создавались атласы, где на теле человека указывались меридианы – путы движения энергии ци.

Протекая по этим меридианам, энергия обеспечивала равновесие инь и ян. Эти документы сохранялись в тайне от непосвященных. Во втором веке н. э. образ Лао-цзы приобретает божественные черты.

Божества и демоны выстраиваются в сложную иерархическую систему. Для религиозного даосизма характерна вера в духов, культ предков и магические ритуалы. Культовые церемонии сопровождают все события в жизни. Соблюдение обрядов и ритуалов помогает уравновесить силы инь и ян в природе и в обществе.

Примером может служить празднование китайского Нового года, когда вывешенные символы с изображением инь и ян призваны защитить жилища от злых духов на весь следующий год.

Фэн шуй

С даосской практикой связано и фэн шуй – умение определять благоприятные места для человека, места, где свободно течет энергия ци.

Связь даосизма и конфуцианства

Конфуцианство – это этико-социальное, моральное, политическое, религиозное и философское учение, разработанное Конфуцием на рубеже 6 и 5 веков до н. э. Это было непростое время в истории Древнего Китая, поэтому главной задачей учения было обеспечение гармоничного существования общества и государства. Много внимания в нём уделяется таким моментам как уважение государственной власти, соблюдение законов, почитание традиционных ценностей.

Считается, что основатель даосизма Лао-цзы был знаком с Конфуцием и интересовался его учением. Но со временем он понял, что идеи конфуцианства ему чужды. Это понимание усиливалось по мере того, как он разочаровывался в китайской государственности. Это и послужило причиной того, что он создал новое учение, которое по многим пунктам было полной противоположностью конфуцианства. Основные идеи он изложил в знаменитом трактате «Дао дэ цзин» (Книга пути и достоинства).

Таким образом, даосизм изначально находится в оппозиции по отношению к конфуцианству. И главное разногласие между ними состоит в трактовке понятия «дао», которое является базовым для обоих учений. Для Конфуция дао – это путь человека, его личный выбор, сделанный ради достижения всеобщего блага. В даосизме же путь – это абсолют, естественное положение вещей, не зависящее от человека. Если конфуцианство проповедует уважение к государственной власти, то даосизм считает, что государство не должно вмешиваться в жизнь людей.

Основоположники религии

Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов.

Основоположников всего три:

  • Хуан Ди или «Желтый император»;
  • Лао Цзы;
  • Чжуан Чжоу.

Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса.

Но главным основоположником является мудрец Лао Цзы. Он первым объединил все составляющие в единое учение и написал книгу «Дао дэ Цзин». Этот трактат позже стал основой для развития философии.

Есть несколько теорий о происхождении Лао Цзы. Его матери одновременно коснулись лучи солнца и луны, тогда она и зачала будущего мудреца. По второму варианту женщина проглотила осколок горного хрусталя. А вынашивала она ребенка несколько десятилетий, поэтому он родился уже пожилым. Из-за этого ему и дали имя Лао Цзы — «Старый младенец».

Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства.

Пример HTML-страницы

Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.

Критика конфуцианства

Моизм как философское направление в ряде моментов дискутировал с конфуцианством. Свое название эта школа получила в честь своего основателя – Мо-цзы (479–400). Последователи этого учения рассматривали монеты как высшую ценность государства и народа, как источник благополучия, знания и как меру истины. Также, по их мнению, добродетель, которая основана на знаниях, есть главный ориентир в жизни.

Легизм вобрал в себя рассуждения своего основателя Шан Яна (IV в. до н.э.) и критиковал как конфуцианство, так и моизм, выделяя в качестве важнейшего в жизни человека и государства – закон, а не ритуал и добродетель. Жестокость – возможная и допустимая мера поддержания порядка в обществе. А любые философские рассуждения о справедливости есть источник смуты, так как путают мысли людей.

Таким образом, за счет рационализации мифа в виде осмысления традиций, правил и норм бытия, которую провели великие мудрецы-философы Древнего Китая, сформировался культ поддерживающих гармонию в Поднебесной. История деяний этих мудрецов закладывает культивирование традиции, описывается в текстах, нравственных установлениях и законоположениях.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Формы проявления

Даосизм разделялся на несколько форм. Так происходило потому, что необходимо было удовлетворить вопросы и интересы разных слоев общества. Существует три формы проявления учения:

  • мистическая;
  • научная;
  • философско-этическая.


Основные понятия Даосизма

Бедные слои населения отправлялись к монахам, чтобы получить советы и предсказания. В этом заключалась мистическая сторона даосизма. Благодаря такому воздействию просвещенных простым крестьянам прививали моральные ценности и нормы поведения.

Монахи постоянно пытались найти секрет бессмертия. Ходили легенды, что Чан Таолинь — один из сторонников таоизма — нашел рецепт эликсира вечной молодости. Но позже он был утерян, хотя самому монаху долгое время поклонялись и считали, что он жил в горах отшельником.

В результате следующих поисков и занятий алхимией появилось много полезных для человека предметов — компас, порох, фарфор, стекло, стенобитные орудия. Первые теории о возникновении людей и других живых существ, неба и земли также появились благодаря постоянным размышлениям монахов.

На основе даосизма создавались этика и философия. Учение помогало самовыражаться образованным слоям населения. Но при этом соблюдалось всеобщее равенство на духовном уровне. С помощью философии даосизма можно было объяснить суть человеческого бытия и мировоззрения, цель жизни.

Философские школы Древнего Китая

Философские учения Древнего Китая сложились в VIII-V вв. до н.э. Отправной точкой их развития являются учения Лао-цзы (VI в. до н.э.), Конфуция (551-479 гг.) и авторов «Книги перемен» (VIII-IV вв.). 

В так называемую предфилософскую эпоху убеждения китайского народа определялись особым ритуалом, который имел мировоззренческий смысл. Подобно незыблемым устоям «неба и земли» ритуал формировал мировидение китайского общества, в котором правитель держал ответ перед Богом за народ. 

В истории философии не выработан единственный критерий периодизации китайской философской мысли. Как правило, исследователи пользуются классификацией, предложенной Сыма Тань (II в. до н.э.). В соответствии с ней выделяются следующие философские школы:

  • натурфилософы,
  • ученые-конфуцианцы, 
  • школа имен, 
  • монеты (последователи Мо-цзы), 
  • законники, 
  • даосисты. 

Особенности древнекитайской философии

Из большого многообразия школ в философии конфуцианство и даосизм становятся главными направлениями, интегрировать которые призвана мантика «Книги перемен». Благодаря ей правила бытия выводятся из архетипических глубин Дао на поверхность сознания и фиксируются в графической символике.

Так, культ богов был вытеснен почитанием первопредка, которое выражалось в ритуальных жертвоприношениях духам предков и в необходимости общения с ними через гадания и предсказания. Абстрактные философские проблемы вытесняются осмыслением исторических традиций, морально этических и социально-политических проблем, что гарантировало порядок в обществе. Мудрецы и великие правители стали главными действующими лицами в установлении гармонии Поднебесной и обеспечении ее стабильности; они играли роль зодчих естественного, человеческого и духовного мироздания. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Древнекитайской философии свойственна двойственность. Население Китая, в основном крестьянское, сохраняло привычный быт и устойчивые традиции. Окружающая природа оказывала глубокое созерцательно-поэтическое воздействие на общество. 
При этом агрессивное вторжение кочевников, наряду с ранним становлением централизованного государства, придерживающегося жесткой бюрократической системы, порождало у граждан Древнего Китая стремление к спасительному уединению от будничной строго регламентируемой жизни в мифической долине «Персикового источника», где можно было обрести желанный покой. 

Подобное стремление исходило из житейской мудрости и мотивировало не только совершенствовать организацию общества и собственное поведение, но и, не разрывая связи со священными истинами, задумываться над безграничной духовной первоосновой мира. Однако оба эти направления не были призваны решать проблемы на уровне рационально-теоретических понятий. 

Конфуций являлся представителем первого направления; а Лао-цзы – второго направления (даосизма), истины которого излагались в «Дао дэ цзине» (Книге о пути (дао) и добродетели (дэ)). Учение о Дао – невыразимой духовной основе мира – имеет общие черты с теорией Брахмана.

Начиная с Лао-цзы (VI–V в. до н.э.), философский даосизм усматривает природно-социальный идеал в родовом прошлом. Дао представляет собой безграничный космос, в котором все находится в гармонии, все объединено в нераздельное целое. 

Человеческая жизнь также неотделима от космического пути природы, является ее частью, сливается с вселенским потоком Дао. Такая слитность природы и человека поддерживается идеологией недеяния (у-вэй), предполагающей отсутствие спонтанной целенаправленной деятельности, а также снятие признаков цивилизации с общества через принципы, присущие естественности: 

  • недеяния, 
  • неучения, 
  • неслужения, 
  • неименования, 
  • ненасилия и т.д. 

Затем воссоздается духовная, телесная и идеальная триады инь и ян. В своих учениях Лао-цзы размышляет о природе и структуре Дао, субъекте действия, стране, правителе, критикует прочие теории. Его последователи продолжают развивать его положения и в результате изменяют характер критики конфуцианства. 

Концепция Дао оказала очень сильное влияние не только на моистов, легистов и конфуцианцев, но и на представителей других школ, так как она нацелена на поддержку естественного порядка вещей. Деятельность человека в обязательном порядке должна сообразовываться со спонтанностью миропорядка в природе, в рамках которого невозможно управление течением жизни со стороны человека.

Учение Лао Цзы

Основоположником даосизма считается ученый Лао Цзы – старший современник Конфуция. В основе этого философского воззрения лежит понятие дао – всеобщий закон мира — то, откуда все начинается и где заканчивается, правильный путь, сущность природы, управляющей всем.

С понятием дао связана энергия дэ, исходящая от дао как благодать, преобразующая его в мир вокруг. Самое главное в даосизме – это стремиться к гармонии природы, которой можно достичь, соблюдая принцип дао. Человек не должен совершать целенаправленные действия, подкрепленные усилиями – это наоборот усилит напряженность и спровоцирует хаос.

Портрет Лао Цзы

Отсюда вытекает принцип недеяния, или правильнее будет сказать – невмешательства – у-вэй. Принцип у-вэй распространяется также на правителя – он не должен вмешиваться в жизнь подчиненных, а лишь предупреждать бунты и не менять привычного уклада. Народ, в свою очередь, должен прислушиваться в императору и выполнять приказы.

Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия:

  1. Холизм, который выражается в гармоничном единстве человека и мира. Человек и природа не являются противоборствующими субъектами, а представляют собой целостную структуру, стремящуюся к гармонии;
  2. Интуитивность. По мнению древнекитайских философов, земная сущность не может быть понята через череду конкретных понятий или найти отражение в семантике языка. Она может быть познана только через интуитивное прозрение;
  3. Символизм. В качестве инструментов для мышления древнекитайская философия применяла синсян, что означает образы;
  4. Тиянь. Вся полнота принципов макрокосма могла быть постигнута только при помощи серьезного когнитивного акта, который включал в себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы. Также главенствующая роль в этой схеме уделялось нравственному сознанию.

Философские школы Древнего Китая

Философия Древнего Китая строилась на двух основных учениях, которые имели общие черты, но отличались в деталях мировоззренческих суждений.

Философия Древнего Китая: конфуцианство. Первая из школ, которая является самой известной на сегодняшний день и имеет большое количество последователей. Ее основателем считается Конфуции или Кун Фу-Цзы в китайской транскрипции. Главными постулатами своего учения этот великий мыслитель обозначал благородство, гуманизм и неукоснительное следование правилам поведения и ритуалам. При этом его философия затрагивала управление государством. Конфуции резко негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что люди будут их нарушать априори. Правление следует осуществлять на основе личного примера, что заставит людей понимать и осознать стыд за собственные проступки.

Конфуций

Философия Древнего Китая: даосизм. Еще одно течение, которое также имеет множественных последователей. Его основателем является также реальный человек по имени Лао-Цзы. Само понятие Дао означает многогранность, которая включает в себя общее единство, бесконечность движения и всемирный Закон. Дао – это всеобщее начало и всеобщий конец. И главное в данном учении, что человек должен всю жизнь стремится к слиянию с Дао, поскольку только это приведет к гармонии, а в ином случае будут несчастья и гибель.

Религия современного Китая

На сегодняшний день практически половина жителей поднебесной считают, что они атеисты, приблизительно 30 % – нерелигиозные. Этому в большей мере способствовала государственная политика во время становления КНР и во время Культурной революции в стране. Но в действительности к реалистам можно отнести только 15 % населения Поднебесной. Эти люди не верят ни в одну религию, не соблюдают религиозные обычаи и не отмечают праздники. Для большинства китайцев и сегодня религии отводится важнейшее место в жизни.

Несмотря на то, что китайская культура может единым целым, в действительности религия Поднебесной разнообразна. Много верующих среди местного населения, которые исповедуют мировые религии. Практически в каждом городе Поднебесной есть группы единомышленником, которые чтят религиозные и исторические разных религий.

Нужно подчеркнуть, что китайская религия тесно связана с философией.

На примере китайской народной религии можно увидеть, как религиозные убеждения становятся долей взглядов людей, которые не относят себя к какой-то конкретной религии. На сегодняшний день в Поднебесной основными являются такие религии: буддизм, даосизм, христианство и ислам.

Исторический экскурс

История китайской философии берет начало приблизительно к 6 столетию до нашей эры. Впоследствии она повлияла на всю восточную мысль в целом: японскую, корейскую, вьетнамскую. Ее влияние на Азию можно сравнить с вкладом философских взглядов Древней Греции в культуру остальных европейских государств.

Выделяют несколько этапов развития китайской философской мысли.

Период до 6 столетия до нашей эры

К этому периоду относят зарождение философии. Характеризуется он существованием первоначальных религиозных верований, основанных на мифах. В те времена люди гадали и верили в предзнаменования, богов, духов.

Были сильны:

  1. культ предков – согласно ему, духи усопших влияют на жизнь живущих родственников, заботятся о них;
  2. связь мужского и женского – предполагает, что изначально Вселенная был повергнута в хаос, но появление двух начал позволило навести порядок и создать единство неба и земли; за небесные тела отвечал мужской символ Ян, а за земные дела – женская энергия Инь.

К 7-6 веку появились созерцательные практики.

6-2 столетия до нашей эры – философия Древнего Китая

В этот временной отрезок централизованное государство терпит крах в лице раздробленности и разделяется на несколько царств. Между крупнейшими из них ведется ожесточенная борьба, которая проявляется также в противостоянии различных философских школ, отличающихся разными взглядами на политику и этику.

Тогда уже оформились важнейшие философские направления среди так называемых «ста школ»:

  1. даосизм – учение о дао;
  2. конфуцианство;
  3. моизм;
  4. легизм – направление законников;
  5. минцзя – школа имен;
  6. учение об инь-ян.

Золотой век закончился весьма неожиданно – мыслителей преследовали, а написанные ими трактаты повсеместно сжигали.

2 столетие до нашей эры – 10 столетие нашей эпохи

Данный период считается китайским средневековьем. В тройку лидеров вошли конфуцианство, даосизм и легизм, между которыми велась борьба за господство в умах китайцев. В начале новой эры границ Китая достигла такжебуддийская дхарма.

С 10 века

Официально признанной идеологией стало учение Конфуция, в то время как даосизм подвергался резкой критике и гонениям. На протяжении нескольких веков традиции конфуцианства определяли жизнь китайцев, оберегая их гармонией и семейными ценностями.

С середины 20 века

Когда к власти пришли коммунисты, идеология Китая резко изменила вектор развития. И хотя укоренившаяся за 2 тысячелетия в китайском разуме доктрина Конфуция продолжает влиять на некоторые сферы жизни, ее влияние заметно ослабло.

«Мо-Цзы»

В книге «Мо-Цзы» изложены взгляды школы моистов, основателем которой является Мо-цзы (Мо ди, 479-400гг. до н. э), видный философ и политический деятель Древнего Китая. Школа моистов прошла через два этапа своего развития — ранний и поздний и просуществовала до конца 3 в. до н.э. Создана она была как противопоставление конфуцианству. Мо-цзы провозгласил 10 принципов, выражающих его этико-политические взгляды: «всеобщая любовь», «отрицание нападений», «почитание единства», «почитание мудрости», «экономия в расходах», «экономия при захоронении», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба», «желания неба» и «духовидение».

Учение Мо-цзы отражает интересы прослойки мелких собственников, которые стремились подняться наверх. Его называют «путем занятых на работах людей».

Мо-цзы первым в китайской философии выдвинул и пытался решить вопросы, связанные с критерием истины, с отношением познания и источника знания, с понятиями причины и рода.

«Мо-цзы» — основной источник изучения взглядов Мо-цзы, а также его ранних и поздних последователей. Книга эта имела коллективного автора — представителей школы моистов в течение 200 лет, и в окончательном виде сложилась только к 3 — 2 вв. до н.э.

«Дао де дзин»

«Дао де дзин» — основополагающее произведение философии даосизма. По традиции этот трактат приписывается легендарному философу Лао-цзы (6 — 5 вв. до н. э). Объем произведения относительно невелик — оно состоит из 81 параграфа, имеющих жанровое сходство с афоризмами.

Основная мысль этого трактата посвящена дао, центральному философскому понятию даосизма. В дао заключаются основные представления последователей этого учения о природе общего. Дао — это общая сущность всех единичных вещей и явлений, это всеобщее первоначало, это смысл человеческого бытия, это всеобщий закон. Основные характеристики дао — естественность и недеяние — означают невмешательство в самосущие процессы природы, а также отражаются на социально-этическом аспекте философии даосизма в виде управления недеянием и мудростью простоты.

Конкретным проявлением дао в мире является дэ — гарант осуществления дао, коррелят имманентности его миру.

Поскольку дао есть во всех вещах и явлениях, то любое отношение к миру расценивалось даосами как полноценный источник проникновения в дао.

Даоской философии присущи, во-первых, аксиологическая относительность, во-вторых, преодоление трагического мироощущения, свойственного миру единичного. В-третьих, даосизм декларирует невербализуемость даоской истины.

Воззрения, изложенные в трактате «Дао дэ дзин», оказали огромное влияние на последующее развитие философии в Китае.

Особенности восточной философии – кратко

Особый класс философских течений был сформирован в первом тысячелетии до нашей эры. Появление самобытных рассуждений началось в Индии и Китае. Именно их называют философией Востока. При формировании взглядов большое значение сыграли внешние факторы – экономическая обстановка, климатические условия, социальная жизнь, духовенство. Важнейшими представителями, сыгравшими главную роль в развитии течения, являются такие философы Древнего востока:

  • Конфуций. Имя Конфуция встречается в большинстве философской литературы. Годы жизни – с 551 до нашей эры по 479 год до нашей эры;
  • Шан Ян. Мыслитель проживал с 390 по 338 год до нашей эры. Он представлял легизм;
  • Лао-Цзы. Известный философ четвертого-третьего века до нашей эры.

Характерные особенности древневосточного мышления:

  1. Они плотно связаны с религиозными взглядами.
  2. В основе лежит человеческий разум.
  3. Логические заключения использовались реже, чем эмоции, образное мышление.
  4. Внутренний мир человека, его понимание – важные аспекты рассуждений восточных философов. 

Заключение

Таким образом, развитие теоретического мышления и становление философии — длительный процесс, предпосылки для которого можно найти уже на ранних этапах человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сущности мира и месте в нем человека, имели долгую предысторию, но они возникли на относительно развитой стадии классовых отношений. 

Уже в условиях полностью зависящего от природы племенного сообщества человек стал влиять на природный процесс, получая опыт и знания, которые повлияли на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом человеческой деятельности. 

Изоляция человека от окружающего мира сопровождалась различными магическими обрядами, символизирующими его стремление к соединению с природой.

Развитие практической деятельности человека предполагает повышение его способности к предвидению на основе наблюдения за определенной последовательностью событий и, следовательно, осознания определенных закономерностей явлений природы.

Наиболее важные моменты, влияющие на ход этого процесса, включают необходимость объяснения и воспроизведения результатов познания. Развитие языка и, прежде всего, появление абстрактных понятий является важным свидетельством формирования теоретического мышления и формирования предпосылок для возникновения общих умозаключений, а значит, и для философии. 

Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления стало изобретение письма. Это не только открыло новые возможности для передачи знаний, но и обогатило предпосылки для развития самих знаний. 

Условия для развития теоретического мышления и в его рамках первых проявлений философского мышления были неравномерными. Отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями различались между собой. Развитие философского мышления в странах Востока шло не по прямой. И хотя на некоторых этапах и в некоторых областях не исключено взаимовлияние, все три исследуемых региона — Ближний Восток, Индия и Китай — представляют собой независимые культурные образования.   

Ближний Восток в древности не создавал философской традиции в полном смысле этого слова. Однако это была территория, где, в отличие от других регионов мира, преобладали оседлые фермеры, а социально-экономические отношения развивались очень интенсивно. Накопленный объем знаний и опыт соответствовал этому динамичному развитию.     

Они также повлияли на религиозные убеждения, идеологию и культуру в целом. Все эти различные сферы мыслительной деятельности человека возникли в древних цивилизациях Ближнего Востока в целом. 

Древняя и средневековая китайская философия неотделима от развития духовной жизни китайского общества в целом. Он развивался самостоятельно, и только буддизм оказал на него значительное влияние, однако за несколько веков он был адаптирован к местной традиции и духовной жизни. Китайскую философию можно охарактеризовать как единое целое, развитие которого определялось способностью интегрировать различные новые внешние воздействия.  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: