Шедевры архитектуры древнего египта (+ много фото)

Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте

Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Изначально прикладное искусство Древнего Египта представляло собой сочетание строгих и простых черт с чёткими линиями. Материалами для изготовления декоративных и бытовых предметов служили алебастр, глина, стеарит, гранит, яшма и другие полудрагоценные камни. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы.

Самые яркие произведения древнеегипетского декоративно-прикладного искусства были обнаружены в гробницах. Погребальные урны из керамики, украшенные росписью, металлические зеркала, топоры, жезлы и кинжалы – всё это выполнено в духе традиций. Особое очарование имеют изделия в виде фигурок животных. Причём это не только разнообразные статуэтки, но и вазы.

Особый интерес для историков представляют и изделия из стекла. Бусы, перстни и флаконы выполнены в очень своеобразной технике. Например, флакон для глазных капель в форме рыбки украшают разноцветные выпуклости, имитирующие чешуйки. Но самое удивительное изделие, хранящееся сейчас в Лувре, — достаточно крупная голова женщины. Лицо и волосы выполнены из стекла разных оттенков синего цвета, что наводит на мысль об отдельной формовке этих элементов. Способ их соединения до сих пор не выяснен.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта нельзя представить и без бронзовых статуэток. Особенно точно изготовлены статуэтки грациозных и величественных кошек. Большое количество таких изделий хранится во французском Лувре.

Архитектура Нового царства

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трёх основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатхор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Существенным нововведением архитектуры нового царства стало отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить своё тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Её храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

Амарнское искусство

После прихода к власти Эхнатона ведётся строительство храмов, посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли невысокими пилонами с мачтами. Построены они были из кирпича, поэтому до наших дней не сохранились.

Отличительной особенностью амарнской архитектуры был Gem-Pa-Aten (Найденный Атон) — отказ в храмах от крыши, поддерживаемой многочисленными колоннами (традиционно для храмов Нового царства), чтобы сделать общение с солнечным божеством более открытым и прямым. Традиционно божественная статуя божества хранилась вдали от глаз простых обывателей, в атонизме такой статуи не было вовсе — её заменяло солнце само по себе.

Это интересно: 243,Египетская монументальная живопись в эпоху Древнего и Среднего Царства

Памятники культуры Древнего Египта

Архитектурными шедеврами страны, безусловно, являются пирамиды. Помимо них, было немало других достойных сооружений.

Величественные пирамиды

Первое в мире каменное здание — Пирамида Джосера. Она является одной из самых древних. Во время её строительства впервые были воплощены идеи установления вертикальной гробницы. Перед входом выложили 6 больших ступеней, высота сооружения — 60 метров. Внутри сделана глубокая шахта, которую снаружи покрывает купол. С пирамидой Джосера связана одна древняя легенда. Люди считают, что существует подземный город и двери можно найти только в ней.

Пирамиды Гизы. О них знает весь мир благодаря их величественным размерам. Главное достижение — пирамида Хеопса, в высоту она достигает 140 метров. Внутри установлены усыпальницы и погребальные помещения для фараона. Многие из коридоров до сих пор остаются неизученными.

Ломаная пирамида. Главная черта постройки — её форму невозможно повторить.

Другие достопримечательности

В Египте много достопримечательностей. Каждая из них вызывает большой интерес:

  1. Скальный храм в Дейр эль-Бахри. Сооружение выполнено в виде трёх ступеней, соединённых между собой некрутой дорожкой. В древние времена на них ставились пруды и цветочные оранжереи. Стены внутри храма расписаны различными сюжетами, они рассказывают, как раньше жили египтяне.
  2. Карнакские храмы. Ещё одно популярное сооружение включает в себя множество храмов, статуй и других резных фигур. Его территория поделена на 4 части, каждая посвящается конкретному богу. Попадая туда, человек оказывался в большом лабиринте, напоминающем живой мир.
  3. Храмы Рамзеса II и королевы Нефертити. Этот архитектурный памятник имеет внушительные размеры и построен полностью из камня. Вокруг него стоят 4 величественные статуи и множество других фигур.
  4. Комплекс храмов Луксора. Популярность ему принёс длинный коридор, со стоящими в нём каменными сфинксами. Проходя по нему, люди испытывают не передаваемые словами ощущения.
  5. Настоящее кладбище фараонов Египта — Долина царей. В этом месте были захоронены все фараоны, находящиеся у власти с 1600 до 1100 гг. до н. э. Здесь же расположена и всем известная гробница Тутанхамона.
  6. Самая огромная в мире статуя — Сфинкс (смесь человека и льва). Её высота — 20 метров.

Новое царство

В 1 половине  XYI в. до н.э.  в  Египете  роль фараона  ростет за счет успешных военных  походов.  В  этот  период  растет  культ бога  Амона.  Фараон  провозглашался  сыном  Амона.  В честь  Амона  воздвигаются  монументальные   святилища.  Храмы  Нового  царства,  так  же  как  Великие  пирамиды  прославили  египетское  зодчество.  Примером  может  служить Луксорский  храм,  посвященный  триаде  богов —  Амону-Ра,  Мут и  Хонсу. 

В конце  прошлого  века  археологами был  найден город Ахетатон,  раположенный  на  восточном  берегу  Нила  в  300 км  южнее Каира.  Раскопаны  целые  кварталы,  населенные людьми  одной  специальности.

Наиболее  известна  мастерская  начальника  скульптуров  Тутмеса.  В  мастерской  были  обнаружены  сильно  поврежденный  раскрашенный  гипсовый  бюст  фараона  Эхнатона  в высокой  короне  и  гипсовая  голова  царицы  Нефертити.  На  голове  у  Нефертити  надет  высокий  головной  убор  ярко-синего  цвета,  перевитый  золотой  лентой;  лента  расцвечена красным,  синими,  зелеными  полосами,  воспроизводящими  инкрустации  из  рубинов,  лазурита  и  изумруда.   В  мастерской  Тутмеса  сохранился  и  другой  портрет  Нефертити, выполненный  из  песчаника.  Головной  убор  утрачен,  сохранилось  только  лицо  с  темными  бровями и  прекрасным ,  едва  подцвеченным  красной  краской  ртом.

Погребальная архитектура

Додинастическая гробница: Нагада

Период Нагады предшествовал эпохе первых царей Египта. Затем погребение производилось в яме круглой, овальной или прямоугольной формы, вырытой в песке. Тело помещено в позу эмбриона, головой на юг, лицом на запад. Кажется, что тело не было мумифицировано в то время, но песок естественным образом действовал в этом направлении.

Мастаба Древнего царства

Джосер через одну из дыр в сердабе Саккары

Мастаба
я

Гробница, королевская или гражданская, приобретает более развитую архитектурную форму. Действительно, мы больше не только копаем, но и строим каменное сооружение над погребальным склепом. Мастаба показывает эволюцию погребальных верований, поскольку теперь мумия защищена сначала кирпичом, а затем камнем.

Мастаба представляет собой четырехугольный здание с слегка наклоненными склонами и плоской крышей. Внутри мастабы построено множество залов разного назначения

Однако наиболее важной частью является сердаб, где была установлена ​​статуя и который сообщался с остальной частью мастабы только через два отверстия, вырытых в стене. Доступ к хранилищу осуществляется через вырытый в крыше колодец, который глубоко спускается к погребальному склепу, вырытому в скале.

В то время как королевская гробница развивается, мастаба еще долгое время будет использоваться в качестве гробницы дворянина.

Пирамида

Нижний храм Менкаура с видом на пирамиду Хефрена .

Пирамида
Мистер

Именно Джосеру и Имхотепу мы обязаны первой египетской пирамидой, образованной наложением нескольких мастаб.

В то же время родилась идея погребального комплекса, состоящего из множества комнат, колодцев и т. Д. с целью поклонения покойному королю.

Позже ступени пирамид покрываются гладким слоем известняка, который придает пирамиде характерную форму. В этом случае погребальная камера обычно находится в центре пирамиды, и в нее можно попасть по коридору, восходящему или нисходящему в зависимости от случая, заблокированному во время захоронения государя гранитными плитами.

Погребальный комплекс видоизменяется: создается высокий храм, прикрепленный к пирамиде, и низкий храм с видом на реку, соединенные крытым пандусом.

Королевские гробницы Долины царей

План гробницы Тутанхамона в Долине царей .

Шприц
является

По мере того как власть переходит из Мемфиса в Фивы , фараоны решают выкопать и больше не строить свою гробницу в Долине царей, защищенную естественной пирамидой, нарисованной Фиванской горой , и отделить гробницу от комплекса погребального поклонения.

Базовый план гипогеума простой, он включает:

  • длинный коридор, перемежающийся лестницей
  • комната с ритуальным колодцем
  • тамбур
  • спуск
  • погребальная камера
  • пристройки распределены по разным комнатам.

Однако этот план не является фиксированным и допускает модификации, как, например, в случае гробницы Тутанхамона (слева).

Эпоха пирамид

Именно период Древнего царства является воплощением египетской мифологии и присущей только ей культуры. Впервые идея возвести вместо мастабы пирамиду возникла во времена правления фараона Джосера. Архитектор Имхотеп построил ступенчатую пирамиду размером 121х109 метров при высоте 62,5 метра.

Ее отличительной особенностью является глубокая вертикальная шахта, сверху накрытая куполом. По одной из версий, эта шахта ведет в город, отстроенный под землей.

Широко известными являются пирамиды Гизы. Самая высокая из них – пирамида Хеопса – высотой 140 метров.

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

Главная ее загадка заключается в том, что она не упоминается в египетских папирусах, зато есть у Геродота. Пирамида имеет три усыпальницы и множество камер и коридоров.

Во времена Древнего царства разворачивается строительство солнечных храмов. Каждый из них имел вид постройки на возвышении, окруженном стеной, а в центре храма устанавливался обелиск. Самый известный храм Солнца – храм Ниссусера.

Рис. 3. Храм Ниссусера.

В эпоху Среднего царства наблюдается доминирование индивидуализма. Каждый египтянин заботился о своей загробной жизни, что привело к строительству малых пирамид. При их возведении акцент делался на обустройство внутреннего пространства.

В городах развивается инфраструктура. Например, в основанном городе Кахун были сделаны широкие дороги и проведен водосток.

Стоит отметить уникальность египетской росписи стен иероглифами и различными рисунками.

Культура Древнего Египта — кратко о самом главном

Древний Египет возник порядка 4000 лет до нашей эры. Это одна из древнейших цивилизаций, которая, благодаря своим естественным условиям, стала развивать культуру и искусство в ранние годы.

В это время древние египтяне подарили миру свои первые великие достижения: письменность, научные изобретения, драгоценные изделия и многое другое.

Египет, в первую очередь, подарил миру пирамиды, на основе которых стали создаваться крупные храмовые и дворцовые комплексы, папирусные свитки, письменность в виде иероглифов, достижения в научной, медицинской и математической области.

Также из-за того, что в Египте была хорошо развита физическая и материальная культура, первые его жители дали миру сотни красивейших керамических горшков, рельефов и скульптур.

Древнеегипетская культура имеет свои основные черты и условно делится на культуру трех царств — Древнего, Среднего и Нового царства. Первая подарила нам письменность, особенности древнеегипетской скульптуры и архитектуры.

Центр культа богини Хатхор в городе Дендера

В эпоху Среднего царства начинают строить храмы для полубогов и божественных созданий; также наблюдается расцвет художественной литературы. В Новом царстве начинают появляться первые изобретения и философские трактаты.

Кратко о древнеегипетской культуре рассказано в таблице.

Быт народа

Повседневная жизнь очень красноречиво говорит о культуре народа в тот или иной период. Известно, что египтяне много внимания уделяли собственной внешности. Детям сбривали волосы до 12 лет. К этому возрасту, мальчикам делалось обрезание. Мужчины избавлялись от любой растительности на теле и тщательно следили за собственной чистоплотностью. Женщины даже в обыденной жизни накладывали макияж, подкрашивая веки малахитовым порошком. Глаза подводились черным как мужчинами, так и женщинами. В связи со сложным географическим положением, для создания адекватных условий для жизни египтянам приходилось тяжело работать. Их ежедневные рацион состоял преимущественно из фруктов и овощей, а также хлеба и пива.

Это интересно: 1281,Египет сезон отдыха по месяцам (видео)

Периоды развития

В узкой длинной долине Нила в древности появилась уникальная цивилизация, которая на много веков опередила свое время. Тут активно развивалось искусство, религия, астрономия и архитектура. Многие из таких памятников древности сохранились до сих пор в отличном состоянии, являясь одними из самых популярных достопримечательностей в мире.

Прекрасно известны величественные пирамиды Гизы, которые представляют собой великолепный пример монументальной архитектуры Древнего Египта. В этой стране также можно найти другие древние виды сооружений, стилистика которых весьма оригинальна. Развитие этой уникальной цивилизации прослеживается в нескольких временных периодах.

К основным периодам развития египетской архитектуры относят следующие отрезки:

  • Доисторический период начался приблизительно в четвёртом тысячелетии до нашей эры и длился до 2700 года до нашей эры.
  • Древнее царство охватывает период с 2700 по 2200 года до нашей эры.
  • Среднее царство — это период 2200−1500 годов до нашей эры.
  • Новое или позднее царство включает период расцвета и упадка этого государства и приходится на 1500−1100 года до нашей эры.

Доисторический период характеризуется возведением отдельных поселений, которые в обязательном порядке окружались фортификационными сооружениями. В это время обычно использовались недолговечные простые материалы, поэтому до наших дней шедевры этой эпохи практически не дошли. А вот в Древнем царстве начинается уже активное строительство крупнейших храмовых сооружений из камня, которые в Фивах и бывшем Мемфисе сохранились до наших дней.

В Среднее царство в Египте активно строились храмы, которые размещали в глубоких пещерах или же выдалбливали в скалах. К этому же времени относится возведение многочисленных пирамид, служивших усыпальницами для фараонов. В период Нового царства были построены такие архитектурные жемчужины Древнего Египта, как комплексы в Карнаке и Луксоре.

Начиная с первого тысячелетия до нашей эры Египет постепенно приходит в упадок, происходит ассимиляция с другими культурами, архитектура страны фараонов стала постепенно терять свою самобытность.

Общая характеристика искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в.-XXIV в. до н. э.)

Главные каноны египетского искусства, которые потом сберегались на протяжении веков, сложились в первой половине III тысячелетия до н. э. Это был монументальный стиль, обусловленный тем, что искусство Египта было составной частью заупокойного ритуала, тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.К этому времени относятся Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Египетские пирамиды

Еги́петские пирами́ды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Это огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте обнаружено более 100 пирамид.

Пирамида Неферефра в Абусире

Большой сфинкс

Большой сфинкс в Гизе – древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Она высечена из монолитной известковой скалы в форме сфинкса – лежащего на песке льва, лицу которого придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.). Длина статуи 72 м, высота 20 м; между передними лапами в давние времена располагалось небольшое святилище (алтарь, посвящённый божеству).

Большой сфинкс и пирамида ХеопсаС древнейших времён в Египте было принято изображать фараона в виде льва, истребляющего своих врагов. Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока точно не определены. Для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила. Они полагали, что от него зависел уровень разлива великой реки и плодородие их полей.

Великая пирамида Хеопса

Хеопс – второй фараон IV династии Древнего царства Египта (2589-2566 гг. до н. э. или 2551-2528 гг. до н. э. предположительно), строитель Великой пирамиды в Гизе. За Хеопсом закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого правителя. Он царствовал около 27 лет. Пирамида – величайшее его достижение, а также первое среди семи чудес света в древнем мире. Она является единственным из чудес света, сохранившимся до наших дней. Первоначальная высота 146,6 м (сегодня только 137,5 м), считался высочайшим строением в мире на протяжении 3500 лет.

Искусство Среднего Царства (XXI в.-XVIII в. до н. э.)

Искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, но внесло и свои особенности. Начало Среднего царства: после долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы оно объединилось под властью фиванских правителей. Но теперь централизация не была абсолютной, как прежде. Местные правители (номархи) стали богаче и самостоятельнее и присваивали себе царские привилегии. Гробницы вельмож стали располагаться не у подножия царских пирамид, а отдельно. пирамиды стали скромнее и меньше размерами. В этот период началось развитие ювелирного дела.Со снижением пафоса монументальности начинает развиваться жанровое разнообразие. Развивается портрет, постепенно в нём усиливаются индивидуальные черты.

Искусство Нового Царства (XVII в.-XI в. до н. э.)

В искусстве Нового царства стало заметным проявление человеческих чувств, размышлений.Гробницы перестали быть наземными и прячутся в ущельях. Стала преобладать архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Хотя и в храмах прославлялись фараоны, их подвиги и завоевания.В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив.

Главный храм Амона-Ра в КарнакеНоваторский этап связан с царствованием фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н. э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, отменил весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами.

ЭхнатонИскусство времён Эхнатона обратилось к простым чувствам людей и их душевным состояниям. В искусстве появляются лирические сцены семейной жизни Эхнатона: он обнимает жену, ласкает ребёнка.Но реакция на его реформы началась уже при одном из его ближайших преемников – Тутанхамоне. Вскоре были восстановлены все старые культы. Но многие новаторские идеи и приёмы Эхнатона так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Рамсес IIПоследний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, а после Рамсеса последовала полоса длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами. Египет утратил военную и политическую мощь, а затем и культурное первенство. В VII в. до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей, возродилось и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Но в нём уже не было прежней жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта была исчерпана.

Древнее царство

Древнее царство (период  III – YI  династий,  т.е. 2800-2400  гг. до н. э.)  характеризуется возведением еще более   гигантских усыпальниц – пирамид.

Зародилась  идея увеличения здания по вертикали.  Впервые она  была  применена  при постройке гробницы фараона III  династии  Джосера около  2800 г до  н. э. 

Пирамида  Джосера- это самая ранняя из известных ступенчатых пирамид.Эта пирамида- первое   каменное сооружение  Египта.   Впервые  здесь спроектирована  система ансамбля,  все части  которого органически  взаимосвязаны друг с другом. 

В  отличие от  фараонов Раннего царства,  сооружавших свои настоящие гробницы в  Саккаре,  а ложные , т.е. кенотафы в  Абидосе,  фараон  Джосеф  и кенотаф, и  подлинную  гробницу  —  пирамиду – воздвиг в  пределах  одного комплекса .

Дворцы  имеют одинаковое оформление: украшения  из 4  полуколонн и  2 пилястр,  поверху  тянутся фризы,  с изображением  тростника.  К северной стороне пирамиды примыкает  погребальный  храм. 

В Гизе  сооружены  пирамиды фараонов   IY  династии  Хеопса, Хефрена  и  Микерина.

Возле  пирамид устроены поминальные  храмы. Около каждой пирамиды комплекс мастаб,  но самые  главные  среди них  —  три пирамиды.  Самая ранняя и грандиозная из пирамид – это пирамида Хеопса.

Пирамида Хефрена находилась в непосредственной близости от пирамиды Хеопса. У ее подножья   возвышается  огромная фигура сфинкса, высеченная из  большой  скалы,  по форме  напоминавшей  фигуру  лежащего  льва.  Недостающие  части дополнили  из  плит  и придали  голове образ человека.  

Третья пирамида  Микерина меньше. Ее  высота  62 м,  а  длина  основания  108,4 м .Грандиозные  размеры,   простота  и ясность  форм,  придают пирамидам строгое  величие и монументальность.

В период  Древнего  царства  появляются храмы,  посвященные  богу  солнца  Ра,  так  называемые солнечные храмы.

 

Солнечный храм  в Абусире,  имел  название   «Тот,  кто  радует  сердце».   От  пристани у реки Нил  к  храму  вел   коридор  с  верхним светом.Он продолжался  в толще  стены, окружавшей  святилище,  огибал  двор , затем  поворачивал  вправо.  В  центре  двора  стоял огромный  обелиск, блестевший в лучах  солнца. 

В этот период  были разработаны соотношения  и пропорции;  сформировались соновные   типы  колонн:  папирусообразные,  лотосообразные,  пальмовидные;  определены   приемы декорировки.  Монуметальность,  величественность,  синтез  архитектуры, круглой  скульптуры,  рельефов  и  росписей  составляют черты  архитектуры  Древнего  царства.

Храмы Древнего Египта — жилища богов

Религия играла важную роль в искусстве Древнего Египта, поэтому и храмы египтяне строили каменные, надёжные, рассчитанные на века. Храмы считались жилищами богов, а также играли важную социальную и политическую роль в жизни древнеегипетского государства.

Пик развития храмового строительства пришелся на эпоху Нового царства. Среднестатистический храм, имевший четкую и простую форму, делился на несколько частей:

  1. Передний двор;

  2. Гипостильный зал (наос);

  3. Святилище и помещения служебного назначения.

Передний двор окружали 2 или 3 ряда колонн, которые были расписаны сценами из жизни египтян. Вход в храм преграждала высокая стена, разделенная на 2 пилона. Пилоны представляют собой каменные башни трапециевидной формы, расположенные возле входа в храм. Спереди на них были изображены сюжеты из жизни фараонов, а сзади — священные сцены. Пилоны символизируют ворота, которые разделяют человеческий и божественный миры. При входе в храм также находятся колоссы — каменные статуи стоящих или сидящих фараонов.

Гипостильный зал (наос) — огромное пространство храма с многочисленными колоннами в виде стволов деревьев. Здесь собиралась древнеегипетская знать. Символизировал двойственность человеческого сознания за счет игры света и тени.

Святилище — это прямоугольное помещение, которое украшают изображения священных птиц, заезд, статуи богов и зодиакальные рельефы. Это самая удаленная часть храма, место обитания божества. Потолок святилища символизировал небо.

Храм в Ком-Омбо в Верхнем Египте / Фото: DEZALB

Стоит отметить, что храмы Древнего Египта никогда не считались полностью построенными, так как каждый фараон перестраивал и достраивал дворы с пилонами и крытые залы. Таким образом, небольшой храм со временем превращался в огромный архитектурный комплекс. Яркие примеры — Луксорский и Карнакский храмы.

Величайшие достижения древних египтян

Представители древних египтян, будучи постоянно развивающимся народом в свою эру, смогли подарить остальным государствам много умений и достижений, результатами которых мы пользуемся по сей день.

Ирригационная система

Строительство ирригационной системы считается великим изобретением Египта. Первый канал был построен в Абу-Симбел. Он позволял сохранить источник чистой воды для выращивания культур, сохранения урожая и защиты населения от жажды и смерти.

Так, жители города имели на своих столах плоды урожая круглый год и чистую воду и помогли другим цивилизациям сконструировать подобные системы у себя.

Керамические горшки

Египтяне — первые, кто научился создавать качественные керамические горшки. Они создавали их не только для себя, но и для других, продавая изделия на рынке.

С помощью них египтяне поддерживали свои обычаи и традиции в области языческого верования, складывая туда жертвы богам или останки человека для бальзамирования.

Математические знания

Египтяне, имея талант в математике, делили, перемножали, складывали и умело вычитали, рассчитывая площади с объемами у строения.

Своими знаниями они делились с другими странами и, тем самым, передали им бесценную информацию для их дальнейшего развития.

Календарь как египетское достижение

Египтяне были первыми, кто изобрел календарь. По нему они определяли количество суток, когда будет разливаться Нил, а также когда можно собирать урожай.

Это интересно: после того как Римская империя завоевала Египет, то присвоила себе это достижение. Поэтому когда Египет был захвачен, Цезарь назвал Июль в честь себя.

Медицинские достижения

Согласно находкам, жители Египта были профессиональными хирургами и хорошо делали расчленение черепного мозга, глазные операции, ампутацию ног и рук.

Лечили они с помощью масел и травяных сборов. Сложные заболевания египтяне не лечили, но могли предотвратить развитие заболеваний. Они создали антибиотики и дезинфекторы ран.

Папирус

Египтяне первые, кто придумал папирус — аналог бумаги, глиняных табличек, дерева и стен. Он получался высокопрочным, что помогало его сохранить на века.

Даже сегодня папирусные свитки хорошо сохранились и их можно прочитать.

Архитектура и искусство

Древнеегипетские памятники архитектуры до сих пор таят в себе множество загадок, неразрешимых до сегодняшних дней. Известные во всем мире храмы, скульптуры и пирамиды делают египтян одними из величайших строителей и архитекторов всей истории человечества. Монументальные гробницы фараонов или пирамиды являются одним из 7 чудес света и единственным сохранившимся

Кроме пирамид, особое внимание заслуживают древнеегипетские храмы. Жилища богов, созданные египетскими зодчими, плохо сохранились, но сегодня археологи имеют возможность изучать развалины храмов Амона Ра, Хатшепсуп, Рамсеса ІІІ

Храмы представляют собой сложные комплексы из огромных помещений и просторных дворов. Размеры храмов впечатляют. На фоне гигантских зданий пальмы представляются небольшими тростинками, а территория, отведенная под храмовый комплекс, сопоставима с размерами крупных поселений. К примеру, на верхушке одной колоны может уместиться 100 человек. В храмах находилось бесчисленное количество статуй, статуэток с изображением сфинксов, богов, царствующих фараонов и прочего. Они выполнялись как из камня, так и из бронзы. Еще одним свидетельством мастерства египетских архитекторов являются дворцы фараонов. Они не уступали по своим размерам пирамидам и храмам. На сегодня сохранились развалины дворца Эхнатона.

Египетский ордер

Под ордером той или иной архитектуры следует понимать характерное для данной страны и эпохи художественное истолкование архитектурной (стоечно-балочной) конструкция. В египетском зодчестве роль ордера очень велика. Формы его многообразны.

Колонны египетского ордера можно разделить на две группы: группу геометрически правильных колонн и группу «изобразительных» колонн.

Первая группа появилась в период Древнего царства. Эти опоры преобладали в скальных гробницах и портиках Среднего царства, но позднее, с изменением художественного мировоззрения, они применялись все реже и в Новом царстве почти совсем исчезли.

Группа эта заключает несколько типов.

1. Столб квадратного сечения — наиболее часто применявшийся тип этой группы. Его пропорции: высота равна четырем — пяти сторонам основания. В большинстве случаев столб не имел капители и часто был покрыт рельефами. В позднее время перед квадратными столбами ставились скульптурные изображения (Мединет-Абу, Рамессеум); скульптуры обычно прислонены к столбу и не несут нагрузки. Этот прототип несущих кариатид имелся уже в ансамбле Джосера в Саккаре.

2. Колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями и каннелюрами. Египетская каннелюра имеет неправильную кривизну, увеличивающуюся к граням. Пропорции колонн в Бени-Хасане: h (высота) равна 5D (нижним диаметрам).

3. Колонны в виде суживающегося кверху цилиндра, обычно с каннелюрами, но без энтазиса. Пропорции: h = 5,5D. Граненые и каннелированные колонны этого типа имели чаще всего капитель в виде квадратной плиты — абаки.

В памятниках III династии встречаются попытки создания более сложных капителей. Можно отметить два типа их. В первом — верхняя часть ствола колонны не прорезана каннелюрами и имеет гладкую поверхность, срезанную внизу по кривой. Во втором типе под абаку подведены два больших листа, загибающиеся вниз на ствол колонны.

База граненого столба представляет собой простую прямоугольную подкладку, сравнительно мало выступающую из тела столба (столб мог не иметь капители, но базу имел почти всегда).

В другом случае база колонны, круглая в плане, сильно выступает за периметр ствола колонны (иногда почти до двух диаметров колонны) и часто расширяется книзу. Она практически неудобна, так как сильно уменьшает ширину узкого прохода между колоннами.

Колонны, имитирующие формы растительного мира, в основных своих типах возникли в период V и частью III династий, каннелированные колонны — немного позже. Они почти не применялись в Среднем царстве, но затем, в период Нового и Позднего царств, совершенно вытеснили колонны геометрически правильных форм. Колонны этого типа в их развитом виде тесно связаны с религиозной символикой египтян.

Основанная на подражании формам растительного мира египетская колонна перерабатывает эти формы в соответствии с установкой Нового царства на монументальную архитектуру. Пропорции колонн становятся грузными, их формы — упрощенными, сведенными к гладким поверхностям. В начальный период Нового царства проводилось строгое распределение типов колонн по месту их размещения. Колонны, несущие нагрузку потолка, имели капители в виде закрытой чашечки цветка, приближавшиеся к простой конструктивной форме, рассчитанной на выражение тектонической роли колонны. И только в средних ярко освещенных пролетах гипостильных залов колонна, подобно свободно стоящему растению, увенчивалась раскрытой чашей капители, за гранью которой не видна была верхняя часть колонны, непосредственно принимающая на себя нагрузку потолка. Потолок, расписанный звездами, изображал небо и казался парящим в воздухе. В конце Нового царства этот прием размещения колонн потерял свое значение, и их стали расставлять в произвольном порядке. В архитектуре Египта Позднего царства применялись исключительно раскрытые чаши капителей. При определении формы колонн декоративные требования получили в эту эпоху преобладающую роль.

Встречаются следующие типы колонн.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: