Электронная презентация «друзья а. с. пушкина»

Дельвиг

Антон Антонович Дельвиг был ленив, учился неохотно, за что был порицаем учителями и попадал в пушкинские эпиграммы. Но в нем рано проснулся интерес к литературному творчеству. По окончании лицея он был направлен в Министерство внутренних дел, где и прослужил до конца своих дней. Но это совсем не мешало ему заниматься литературной и издательской деятельностью.

Дельвигу Пушкин посвятил не одно стихотворное послание.

Лицейскую дружбу Пушкин и Дельвиг пронесли до конца их недолгой жизни. Он был одним из трех друзей Пушкина, посетивших его в ссылке. Есть сведения, что Пушкин и Дельвиг встречались на Кавказе. Дельвиг умер рано, в 32 года.

«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть», — написал Пушкин Плетневу, узнав о смерти друга.

Антон Дельвиг

Родился в Москве в 1798 году. Предки его происходят из Лифляндии, со временем обрусели. С 1811 г. учился в Царском Селе, а до того получал образование в частном пансионе. Лучшими друзьями Антона стали Пушкин и Кюхельбекер. К наукам и учёбе Дельвиг оставался равнодушным. Исключением можно назвать только родную словесность.

Карьера и взгляды

После выпуска молодой человек устроился работать в Министерство финансов. Там он не проявлял должного усердия и в 1821 году перешёл в Публичную библиотеку. Здесь повторилась старая история. Начальство было недовольно ленью и нерасторопностью работника, поэтому Дельвиг ушёл и оттуда. Позже служил в иных ведомствах, но тоже не прилагал усилий. С 1819 года существовал так называемый Союз поэтов, в который входили:

  • Пушкин;
  • Кюхельбекер;
  • Дельвиг;
  • Баратынский.

Позже в это объединение вольётся П. А. Плетнёв. Недоброжелатели именовали этот кружок «вакхическими поэтами». Дело в том, что главными темами среди товарищей было беззаботное времяпрепровождение и получение радости от жизни. Друзья-поэты обменивались соответствующими посланиями, прославляя свою привязанность друг к другу и независимость. Наиболее энергично такие письма отправлял Дельвиг.

Личная жизнь

Примерно в этот период Дельвиг увлёкся владелицей литературного салона С. Д. Пономарёвой. Ей он посвящал свои произведения (стих «К Софии»), а также эпитафию. Она скончалась в 1824 году.

С 1825 г. Антон Антонович состоял в браке с С. М. Салтыковой. В их доме постоянно бывали гости, каждый день устраивались литературные и музыкальные мероприятия. Но семейные отношения оказались непрочными.

Дельвиг не оставил после себя большого литературного наследия. Он прославился в следующих жанрах:

  • сонеты;
  • романсы;
  • послания;
  • элегии.

Наибольшее значение имеет вклад поэта в жанр идиллии. Как правило, в сюжете описывались отношения людей античности на фоне природы. Там не было места для лицемерия и прочих низменных страстей. Даже Пушкин считал эти произведения Дельвига эталоном.

Стоит признать, лень Антона Антоновича не распространялась на литературу. С 1825 по 1831 г. он издавал альманах «Северные цветы», к которому привлекались молодые авторы Петербурга. В этот период Дельвиг демонстрировал недюжинные задатки организатора, а также писал статьи и рецензии. В 1829 году был выпущен альманах «Подснежник».

Готовые сочинения по литературе. 6 класс

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен… А. С. Пушкин Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин получил образование в привилегированном учебном заведении — Царскосельском лицее. Молодые люди из знатных дворянских семей не только изучали там разнообразные науки и готовились к службе на благо родины. В Лицее проходило становление их личностей, характеров, формирование мировоззрения, взглядов, идеалов. Именно в Царском Селе у Пушкина завязались те дружеские отношения, которые он пронёс через всю свою жизнь. В Лицее Пушкин познакомился с И. И. Пущиным, который стал его лучшим другом. Ему посвящены многие известные произведения поэта.

Стихотворение «Товарищам» — одно из ранних тво-рений Пушкина, посвящённых теме дружбы. Лирический герой обращается к товарищам по Лицею. Перед каждым из них открыты разнообразные жизненные дороги. Будущее представляется прекрасным и беспечным. Но эта радость омрачена скорым расставанием.

Разлука ждёт нас у порогу,

Зовёт нас света дальний шум,

И всякий смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

Кого-то ждёт карьера военного, кого-то — государственного деятеля. Лирический же герой просит друзей не торопиться, он хочет, насколько это возможно, продлить моменты юности. Торжественность происходящего подчёркивает «высокая» лексика, (слова «кров», «думы», «почести» и т. д.). Однако это не лишает произведение лёгкого авторского юмора.

Иной, под кивер спрятав ум,

…………..

Красиво мёрзнет на параде,

А греться едет в караул…

Сам же лирический герой выбирает поэтическую стезю, чтобы воспевать свободу.

Одно из самых известных произведений Пушки — на, посвящённых лучшему другу, — стихотворение «И. И. Пущину», созданное в 1826 году. Его появление связано со ссылкой поэта в село Михайловское. Находясь в деревне, практически в одиночестве, вдали от литературной и общественной жизни, Пушкин особенно скучал по своим друзьям. Пущин оказался первым, кто навестил опального поэта в его изгнании. Для Пушкина эта встреча очень много значила. В результате явились знаменитые строки.

Стихотворение написано в жанре послания, поэтому его отличают повышенная эмоциональность, выразительные эпитеты, обращения к адресату.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Ссылка стала для лирического героя тюрьмой, «заточеньем». Однако стихотворение, несмотря на грустную предысторию, окрашено радостным и светлым настроением. Чувства одиночества и отчаяния изгнанного поэта сменяются радостью от встречи с близким человеком. В его сознании проносятся воспоминания о счастливых, безмятежных лицейских днях.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Конец стихотворения вселяет надежду на скорую встречу старых друзей.

Друзья всегда занимали особое место в сердце Пушкина. Дружба помогала поэту не потерять надежду даже в самых трудных жизненных ситуациях.

Популярные темы сообщений

  • Романтизм Романтизм — это прежде всего культурное направления. Он отразился в нескольких направлениях искусства, таких как литература и живопись. Первым его пристанищем смело можно назвать Европу, так как романтизм впервые появился именно там.
  • Слюда — полезное ископаемое Слюда – это минерал, отличительной особенностью которого является слоистая структура. Это довольно распространенное полезное ископаемое. Слюду можно разделить на очень тонкие пластины, они являются достаточно гибкими и прочными.
  • Коала Коала относится к представителю австралийской фауны. Многие люди, когда смотрят на них, представляют перед собой мягких плюшевых медведей, которые так любят и взрослые и дети. Многие думают, что они схожи с медведем, а вот по-настоящему коалы относятся

«Мотивы дружбы в лирике А.С.Пушкина.»

Тема «дружества» проходит через всю лирику Александра Сергеевича Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Этой теме посвящены: цикл стихотворений о лицейском братстве, который открывают «Воспоминания в Царском Селе» (1814) и завершает стихотворение «Была пора, наш праздник молодой…» (1836);

послания друзьям («К Чаадаеву», «К Языкову», «Дельвигу», «И. И. Пущину» и т. д.).

Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба», и используется Пушкиным в нескольких значениях.

Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»). Пушкин свято хранил память о друзьях своей юности, «лучом лицейских ясных дней» («И. И. Пущину») была озарена его жизнь.

«Дружество» — это и союз единомышленников: «отчизне посвятим души прекрасные порывы» («К Чаадаеву»).

Это и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). Дельвиг — «парнасский брат» («Дельвигу»), «мой брат по крови, по душе» («К Языкову»), Кюхельбекер — «мой брат родной по музе, по судьбам» («19 октября 1825 года»).

«Дружество» — это та сила, которая способна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях, не случайно со словами «любви и дружества» он обращается к друзьям-декабристам («Во глубине сибирских руд…»), к своему первому, бесценному другу Пущину («И. И. Пущину»).

Послание «К Чаадаеву» — свободолюбивое политическое стихотворение, близкое по своему идейному содержанию к идеалам декабристов. Вместе с тем это один из художественных шедевров Пушкина.

Стихотворение «К Чаадаеву» распадается на три части: первые четыре стиха; от стиха «Но в нас горит еще желанье…» до «Минуты верного свиданья…» и от «Пока свободою горим…» до конца. При переходе от части к части настроение меняется. Идея Пушкина динамично развивается от стиха к стиху.

Первая часть выдержана в стиле и интонации печальной элегии, создает образ разочарованного, утратившего иллюзии человека. В элегии в , в послании — «мы». Смысл этой антитезы раскроется в дальнейшем анализе.

Вторая часть начинается с резкого смыслового и интонационного контраста. Не случайно он открывается противительным союзом «но». В центре стоит образ человека, полного страстей, с кипучей энергией и силой чувств. Он противостоит разочарованному, печальному человеку с «преждевременной старостью души». Элегия превращается в мажорное лирическое стихотворение. Для того чтобы передать силу чувств своего героя, Пушкин строит вторую часть на развернутой метафоре — сопоставлении жажды свободы и страстей любви. Он использует энергичные выражения «горит желанье», «нетерпеливою душой», смело вводит в политическую лирику любовные образы: «томленье», «любовник молодой», «минуты верного свиданья». Фразеологизм «горит желанье» в пушкинскую эпоху обычно встречался в любовной лирике, обозначая страстное чувство. Сопоставление со словами «свободою горим» придавало ему совершенно новое, необычное значение. Политическая лирика становится интимной по интонациям, избавляясь от декламационного холода торжественной поэзии.

Третья часть представляет собой обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе. Стихотворение кончается верой в грядущую славу, завоеванную в бою («На обломках самовластья напишут наши имена»).

Таким образом, начало стихотворения отвергает любовь, надежду и тихую славу, а вторая и третья части восстанавливают в правах любовь, надежду и бурную славу. Индивидуализму романтической элегии противопоставлено чувство героического братства.

Пушкин создает идеал человека с богатой душой, открытого всем чувствам, человека, для которого любовь и свобода сливаются, а не противостоят друг другу… Послание «К Чаадаеву» оставляет светлое, радостное впечатление» (по Ю. М. Лотману).

Иван Пущин (1798-1859)

Н. Бестужев «Портрет И. Пущина»

Его отец был сенатором, генерал-интендантом флота.

Учился вместе с Пушкиным  в Царскосельском лицее. Мальчики после первого знакомства сразу же почувствовали симпатию друг к другу и оставались друзьями всю жизнь, хотя жизнь развела их в разные стороны сразу же после окончания Лицея.

Н. Рушева «Пушкин и Пущин»

И. Пущин уже в Лицее привлекал других «своей высокой чистотой, честностью и сердечной теплотой», так его характеризовал директор лицея Е.А. Энгельгардт. Почти сразу же после окончания лицея он становится участником тайных обществ – сначала «Священной артели», основанной гвардейскими офицерами в 1814 г., затем Союза спасения, Союза благоденствия, Северного общества.

Служил в лейб-гвардии конной артиллерии, с 1823 г. оставил военную службу и стал служащим Петербургской уголовной палаты. Позже перешел в московский надворный суд, а в тайном обществе возглавил Московскую управу. Накануне восстания переехал в Петербург и принял непосредственное участие в его подготовке с надеждой, чтобы столичные и московские войска выступили совместно.

Он был на Сенатской площади одним из первых.  «Всех бодрее в каре Московского полка стоял И. И. Пущин, хотя он, как отставной, был не в военной одежде; но солдаты охотно слушали его команду, видя его спокойствие и бодрость», — рассказывал декабрист А. Розен. Как одного из главных зачинщиков, Пущина осудили «по первому разряду»:  смертная казнь с отсечением головы. Затем смертный приговор был заменен вечной каторгой.

За 10 месяцев до восстания декабристов Пущин посетил ссыльного друга в Михайловском, и это была их последняя встреча. О ней Пушкин писал:

И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я. Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил, Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил И все прошло, — проказы, заблуждения… Ты, освятив тобой избранный сан, Ему в очах общественного мненья Завоевал почтение граждан…

(19 октября 1825 года)

Уже на каторге, в Петровском заводе в Забайкалье, Пущин узнал о смерти Пушкина и написал в одном из писем: «Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история и если б я был на месте К. Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России«.

В 1839 году Пущину разрешено было отправиться на поселение в Тобольскую губернию, где он провел 4 года, жил в Туринске, затем в Ялуторовске. Иван Пущин был необычайно добрым и отзывчивым человеком: кроме своих двоих детей, он взял на воспитание троих детей умершего декабриста Ивашева, а затем приютил жену и детей умершего В. Кюхельбекера, лицейского товарища. Его все любили  и называли «самым сердечным другом» (Волконский), «общим нашим любимцем» (Басаргин). В ссылке он занимался земледелием, педагогикой, наукой (изучал экономику Сибири).

Его ссылка кончилась в 1856 г., но в Москве ему жить было запрещено, он поселился в имении князя Эристави. Здесь же начал писать свои известные «Записки о Пушкине» и другие мемуарные произведения.

Умер он в 1859 г. в Бронницах, родовом поместье Фонвизиных (М.А. Фонвизин – декабрист, после его смерти Пущин женился на его вдове, Н.Д. Фонвизиной). Там же и похоронен рядом с другом-декабристом М. Фонвизиным).

Период взросления

Избавление поэта от наивных иллюзий и переход ко взрослой жизни хорошо виден в его известном стихотворении «К Чаадаеву», написанному через год после выпуска из лицея. Крах былых надежд особенно хорошо передаётся в этих коротких строках:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Но Пушкин не теряет веры в дружбу. Наивные мечты рушатся, но на смену им приходит более трезвый, широкий и ответственный взгляд на мир вместе с желанием изменить его к лучшему. Следующие стихотворения Александра Сергеевича обращаются не только к его персональным товарищам, но и ко всей российской молодёжи — он считает способность людей сохранить единство в трудные времена одной из форм братства в совместно прожитой жизни.

В период ссылки лирика писателя смещается в сторону романтики. Мотивы дружбы в его произведениях того времени редкие и довольно своеобразные — поэт больше не ищет утешения у друзей и мирится со своим прошлым. Примером этого служит прощальное стихотворение «К морю», в котором новыми товарищами поэта становятся волны и горы.

Позже романтическое рвение Пушкина стихает, сменяясь покоем и желание найти душевную гармонию. В этот период творец не забывает друзей и остаётся верен им, поддерживая их в трудные времена. Этого хорошо видно в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» — оно игнорирует все политические события, оставляя только сочувствие и дружеское участие.

Вариант 2

Во времена поэтического ренессанса дружба являлась неотъемлемой частью жизни литературного общества. Друзей приобретали и теряли, с друзьями устраивали дуэли, и так далее. Многие авторы посвящали свои произведения друзьям и близким людям. Пушкин был отнюдь не исключением.

Основу для его понятия дружбы и товарищества заложили ещё во время его обучения в лицее. Там он встречает своих первых настоящих друзей, вследствие чего привязывается к ним и готов сделать ради них всё что угодно. Там он и знакомится с понятием дружбы до гроба и духом истинного товарищества.

Позже в своей жизни он встречает ещё огромное множество людей, но назвать своим другом он может далеко не всех. Он тщательно отбирает себе друзей, чтобы не ошибиться в выборе. Но истинным друзьям он максимально верен, а они верны ему, что и создает атмосферу товарищества. Своим друзьям Пушкин в благодарность за их дружбу или еще, по каким либо причинам, часто посвящал стихи и произведения. Каждое произведение уникально, так как он писал их разным людям, но общую характеристику им дать можно. Произведения были наполнены искренними словами о том, что он ценит дружбу с тем или иным человеком, и что для него данная дружба является нерушимой. Произведения, наполненные данными словами о дружбе, ещё сильнее укрепляли веру Пушкина в своих друзей, из-за чего он сильнее к ним привязывался, а они в свою очередь, привязывались к нему.

Вообще произведения Пушкина всегда отличались особым способом игры словами, из-за чего каждое его произведение создавало прекрасное впечатлении о личности его написавшего, из-за чего люди, которые не были знакомы с Пушкиным лично, характеризовали его как человека хорошего, с большим, но израненным сердцем. Как поэта его хвалили практически все читатели, говоря о его безмерном таланте. Так или иначе, Пушкин был, является, и будет одним их лучших отечественных писателей поэтической направленности.

В данном сочинении я поделился своим субъективным мнением насчёт такого писателя как Александр Сергеевич Пушкин, и его творчества на тему Дружбы и товарищества в его произведениях. Это мнение может быть опровергнуто, так как оно не претендует на истинную верность.

Тема любви в лирике Пушкина

Дружеская и любовная лирика составляют основу пушкинского творческого наследия. Для поэта любовь — это светлое чувство, приносящее радость

Причем неважно было, взаимны ли чувства. Главное — это восторг влюбленной души, трепет сердца

В пример можно привести два наиболее известных стихотворения Пушкина о любви: «К***» и «Я вас любил». Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновение») посвящено Анне Керн. В данном тексте любовь является синонимами слов «вдохновение», «жизнь», «слезы». Слезы, которые вновь становятся возможными для лирического героя — это не печаль и не грусть, это признак жизни, признак того, что человек умеет чувствовать, умеет любить, а следовательно, он умеет творить.

«Я вас любил» — пример лирического стихотворения, темой которого ялвяется безотвеная любовь. Всего в несколько строк Пушкин смог уместить огромные чувства. Любовь, о которой автор говорит в прошедшем времени, совершенно очевидно, живет в нем и сейчас. Но он настолько деликатен, что никогда не скажет об этом своей избраннице, чтобы не тревожить и не огорчать ее. Великое, самоотверженное чувство изображено поэтом. Это не ревностная, собственническая любовь, а та, что дарит свободу, для которой главное, чтобы ее объект был счастлив: «как дай вам Бог любимой быть другим».

Пожалуй, ни одному из поэтов не удалось так мощно изобразить животворящую силу любви. Так, Лермонтов, продолжатель дела Пушкина, видел в ней только горечь и страдание. То же можно сказать и о Тютчеве, для которого любовь — это неравная борьба двух сердец, это смертный приговор, вынесенный обоим влюбленным.

Михаил Лукьянович Яковлев

Прозвище: «Паяс 200 номеров».

Свое прозвище Яковлев получил за то, что умел мастерски изображать других людей.

Он подмечал особенности походки, движения тела, выражения лиц и мимику разных людей, а потом демонстрировал это все в виде небольшого представления. Яковлев кривлялся и паясничал, а друзья должны были отгадать, кого он изображает.

Ученик из него был прилежный, но за кривляние он получил характеристику «настоящая язва».

После лицея Яковлев старательно поддерживал дружеские связи, у него дома не однократно собирались выпускники. За это его назвали «старостой», а его квартиру «лицейским подворьем».

Служил чиновником на разных государственных должностях.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Дружба занимает одно из главных мест в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Причиной тому стало то, что поэт был очень общительным, страстным, благородным человеком. Он умел быть настоящим другом, который всегда поддержит и придет на помощь при необходимости. Поэту не удалось построить доверительные отношения со своей семьей, поэтому он компенсировал это, найдя товарищей в лицее.

Обучение в Царскосельском лицее сыграло огромную роль в жизни поэта, поскольку именно в это время он формировался как личность. Там он впервые и понял, что значат настоящие друзья. Именно те люди, которых автор сумел назвать своими настоящими друзьями во время обучения, и прошли с ним через всю жизнь.

Будучи лицеистом, поэт пишет большое количество стихотворений, посвященных дружбе. Для него этот союз становится священным. Он считает, что друзьями становятся люди, которые в первую очередь имеют духовную связь. Их связывают одинаковые идеалы, стремления, а мысли их схожи. Дружба – это не просто совместное времяпровождение, когда нечем заняться. Нет. Для Александра Сергеевича это часть его жизни. Например, в произведении «Разлука», которое поэт пишет в 1817 году и посвящает его Вильгельму Кюхельбекеру, присутствуют такие слова:

Если обратиться к дружеской лирике пота, то тема дружбы присутствует в каждом произведении. Когда прошло много лет после окончания лицея, Александр Сергеевич не смог приехать на ежегодную встречу, но он передал свое произведение «19 октября 1827 года», в котором передал все свои чувства, которые испытывал к лицейским товарищам.

Ещё одним ярким примером дружеской лирики можно назвать поэтическое послание «К Чаадаеву». Здесь автор раскрывает сразу несколько тем: дружбы и любви. Здесь он показывает дружественную связь, которая основывается на одинаковых политических взглядах. Поэт старается подбодрить своего товарища, показать ему, что он не одинок в своей политической позиции, и Александр Сергеевич полностью её поддерживает. Он старается поддержать боевой дух товарища, чтобы тот не сдавался и не падал духом.

Благодаря данному произведению, Александру Сергеевичу удается поднять тему дружбу до невероятных высот. До этого это не удавалось ни одному поэту. Автору удалось через любовную лирику выразить тему служения родному государству. Он воедино соединяет тему дружбы и патриотизма.

И.И. Пущину, который принимал участие в декабрьских событиях 1825 года, за что и был сослан в Сибирь на каторгу, пот посвящает строки, которые наполнены теплом, сочувствием и нежностью. Для Александра Сергеевича Пущин являлся одним из самых верных и преданных друзей. Именно он приехал к Пушкину, когда тот находился в ссылке. На тот момент Пушкину была очень важна поддержка товарища, поэтому он надеялся, что данное послание хоть немного облегчит участь его друга.

Стихотворения, которые автор посвящал празднованию годовщины образования лицея, приходившейся на 19 октября, занимают особенное место в дружеской лирике поэта.

Когда он написал свое послание товарищам в 1825 году, то постарался вложить в него все. Он рассказывает о застолье, чем еще больше подчеркивает свое одиночество. Пушкину очень нелегко было пережить данное время, когда рядом с ним нет его верных товарищей, с которыми он так любил проводить время.

Хоть он и представляет своих товарищей рядом, но они находятся далеко от поэта, а некоторых уже даже нет в живых. В своем произведении «Пирующие студенты» Александр Сергеевич перечисляет столь дорогих для него товарищей. Он выражает им слова благодарности, за то, что они остались верными и преданными друзьями. В этом стихотворении автор как нельзя лучше передает свои чувства и отношение к близким друзьям:

Стили и жанры

Свои сочинения Пушкин писал в самых разных жанрах и классах: среди них можно найти поэмы, оды, элегии, романсы. Многие из его первых стихов о дружбе выпускались в форме послания — личного обращения или письма, адресованного конкретному человеку. Среди адресатов были его коллеги-поэты, учителя, друзья. Целью послания было не только донести мысль или просьбу, но и выразить добрую волю, обрести союзника и единомышленника.

Любовь Пушкина к этому жанру во многом обусловлена тем, что он давал ему небывалую свободу самовыражения. Он не сковывал поэта литературными канонами, влияниями и традициями, позволяя выражать мысли и чувства наиболее удобным для себя путём. Кроме того, этот жанр был одним из наиболее лирических — в нём поэт раскрывал наиболее глубокие и скрытые позывы своей души, на равных «разговаривая» с читателем, которому были посвящены написанные стихи.

Учитель французской словесности

Давид Иванович де Будри (1756–1821) был преподавателем французского языка и французской литературы. Будри преподавал в Лицее уже в преклонном возрасте и был хоть и строгим, но справедливым учителем. По словам Корфа, из всех лицейских наставников Будри особенно чутко понимал свое призвание и к каждому ученику находил индивидуальный деятельный подход.

Интересные факты

  • Настоящая его фамилия де Будри – Марат. Он был родным братом знаменитого якобинца Ж. П. Марата – одного из лидеров Великой французской революции.
  • Будри родился в Швейцарии в семье доктора медицины и философии. Образование получил в женевской академии со степенью кандидата богословия
  • Оказавшись в России, Будри преподавал в пансионах и частных домах, а также был учителем французской словесности в институте благородных девиц ордена св. Екатерины и в Петербургской губернской гимназии.
  • Издал французскую грамматику с русским переводом.
  • Вместе с воспитанниками ставил на лицейской сцене французские пьесы.

«Свободный глас» Пушкина

Н. Ге «Пущин в Михайловском 1 января 1825 г.»

В 1828 г. голос Пушкина дошел в Сибирь. Вот как об этом вспоминает Иван Пущин: «1828 года 5 января привезли меня в Читу. Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день приезда призывает меня к частоколу А.Г.Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором написано было: «Мой первый друг…»

Мой первый друг, мой друг бесценный, И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил; Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Эти стихи Пущин хранил как святыню до конца своих дней.

Вместе с этим стихотворением поэт передал и другое – «Послание в Сибирь»:

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

А. Одоевский. Гравюра Г. Грачева

На это стихотворное послание-поддержку ответил поэт-декабрист А. Одоевский, член Северного общества, принимавший участие в восстании и затем заключенный в Петропавловскую крепость. Каторгу и ссылку в Сибири отбывал с 1827 по 1837 год.  Затем отправлен по приказу царя рядовым в действующую армию на Кавказ ( Нижегородский драгунский полк), там он сблизился с М. Ю. Лермонтовым и Н. П. Огаревым. Это был умный, образованный и благородный человек; его называли  даже «христоподобною» личностью. Умер А. Одоевский в 1839 г.в форте Лазоревском (сейчас это микрорайон Лазаревское в городе Сочи) от малярийной лихорадки. Лермонтов посвятил Одоевскому стихотворение «Памяти А. И. О.» («Я знал его: мы странствовали с ним…»).

Ответ А. Одоевского Пушкину известен:

Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, Но лишь оковы обрели. Но будь спокоен, бард: цепями, Своей судьбой гордимся мы И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И вновь зажжем огонь свободы И с нею грянем на царей. И радостно вздохнут народы.

Итак, Пушкин в ранние годы своей жизни всецело разделял мировоззрение декабристов, общался со многими из них. Затем, после их ссылки в Сибирь, печалился об их участи и старался поддержать их нравственно, продолжая считать себя последователем их идей. Но постепенно его жизненная позиция стала изменяться, и это естественно: у каждого человека жизнь составляет определенные этапы, об этом сам поэт хорошо сказал в стихотворении «Телега жизни»:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошел!……

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега —

А время гонит лошадей.

Хотелось бы в дополнение ко всему вспомнить  лицейских  друзей Пушкина-декабристов.

Сочинение Дружба и друзья в творчестве Пушкина

Обычно в стихах воспевают любовь и природу, но Пушкин очень много стихов посвятил дружбе. Друзья имели для него колоссальную роль. Их сообщество сформировалось во время учебы в лицее. Конечно, и до лицея, и после у Александра Сергеевича были друзья, но здесь появился «костяк» компании.

Многие стихи прямо обращены к одному другу (так и называются), с которым поэт на «ты», конечно. Например, «К Ломоносову», где друг (как и остальные) отправляется в путешествие. Скорее всего, это не буквальный путь, но работа, творчество

Александр Сергеевич желает своему другу избежать проблем и, что важно, не забыть о нём. Когда-нибудь они обязательно увидятся, снова дружески сядут за стол

В «Послании к Галичу» Пушкин удивляется, что друг его не в пути. Пушкин сам задаёт вопросы, сам предполагает ответы друга. Неужели, теперь тот в келье? Или, что ещё странней, в театрах или на балах? Пушкин не воспевает друга, а, скорей, его ругает, ведь все те крайности не для него. Александр Сергеевич хотел бы увидеть Александра Галича за праздничным столом – в кругу друзей, как прежде, за беседой. Думаю, что в своём кругу Пушкин легко обсуждал философские, политические вопросы, тут и рождалась истина, вдохновение… Стихотворение похоже на письмо, веселое, полное хороших воспоминаний.

Послание очередное «К Юдину» Пушкин начинает с вопроса, мол, Павел Михайлович точно ли хочет знать, как живёт Александр Сергеевич. Далее приводится описание «скучной и провинциальной» жизни. Надо сказать, что автор вроде бы и доволен жизнью деревенской – без излишеств. В этом тихом уголке он спокойно пишет стихи… С Горацием, читая его труды, «общается» Пушкин. Павлу (своему ещё лицейскому товарищу) Пушкин доверяет и свои мечты, видения, которые скрашивают слишком спокойную, размеренную жизнь.

Дружба поддерживала Пушкина духовно, даже вдали от друзей. Он писал им письма, они приезжали. Однако важней для нас (читателей), что поэт обращался к друзьям в своих стихах, упоминал своих друзей в строках. С друзьями автор откровенен, грустно ли ему или весело.

Для 9 класса

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: